0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк т-34-85: модификация знаменитой «тридцатьчетверки»

Содержание

Танк Т-34-85: модификация знаменитой «тридцатьчетверки»

История появления Т-34

Появление советского Т-34 было вызвано необходимостью танка, оснащенного противоснарядной броней, мощным двигателем и вооружением — что прекрасно осознавало руководство советской страны в конце 30-х годов прошлого века. История рождения на свет Т-34 интересна и сложна, о ней написано немало книг. Если говорить коротко, то танк, известный всему миру как Т-34, был принят на вооружение 19 декабря 1939 года.

В 1940 году началось серийное производство этой машины. К началу войны с гитлеровской Германией СССР имел 1225 Т-34, из них более девятисот — в западных округах. Т-34 изначально задумывался как средний танк с противоснарядным бронированием и мощным орудием, способным пробить броню любого танка.

Сказать, что появление Т-34 стало для гитлеровцев большим сюрпризом – это значит не сказать ничего. Русский танк превосходил все, что имел на тот время Вермахт. Ни одно из немецких противотанковых орудий не пробивало лобовую броню русского танка, для борьбы с ним приходилось использовать зенитную 88-миллиметровую пушку. Не могли пробить броню «тридцатьчетверки» и немецкие танки, а 76-мм пушка советского танка крушила броню любой немецкой бронированной машины.

Тем не менее, еще в ноябре-декабре 1940 года во время испытаний первых серийных машин Т-34 было отмечено множество недостатков этого танка. В первую очередь отмечали тесноту и неудобство боевого отделения. Танк Т-34 страдал также «слепотой», то есть, имел очень плохой обзор. Приборы наблюдения и прицелы танка были низкого качества и неудобно расположены.

В начале 1941 года была создана новая модификация Т-34 М, в которой удалось избавиться от большинства недостатков Т-34, но после начала войны все работы по Т-34 М были свернуты. Перед заводами-производителями поставили единственную задачу – максимально увеличить выпуск танков для фронта и не отвлекаться на доработки.

Модификация Т-34-85

Именно таким модернизированным вариантом стала модель Т-34-85, в которой был применен целый ряд новшеств, существенно повысивших ТТХ машины. В первую очередь был устранен главный недостаток Т-34 предыдущих модификаций – теснота башни. Из-за этого экипаж предыдущих моделей Т-34 состоял из четырех человек, и командир танка выполнял и функции стрелка-наводчика. Был улучшен обзор изнутри машины.

Т-34-85 получил новую башню, внутри которой смогли поместиться уже три танкиста. Ее эргономика стала более удобной. Башня танка Т-34-85 была увеличена в том числе и за счет расширения башенного погона, но при этом ни в корпус, ни в саму компоновку танка существенных изменений внесено не было. Вес танка увеличился до 32 тонн. На него была установлена пушка С-53, калибром 85 мм, что позволило модернизированной «тридцатьчетверке» успешно сражаться с новыми немецкими танками.

После того как на вооружение был принят Т-34-85, все более ранние модели этого танка получили обозначение Т-34-76. Компоновка новой машины не имела принципиальных отличий от предшественников.

Было усиленно бронирование, что увеличило вес танка. На крыше башни появилась командирская башенка цилиндрической формы. Экипаж получил более совершенные приборы наблюдения, которые давали улучшенный обзор.

Однако в условиях войны пойти на полную модернизацию танка с глубоким изменением его компоновки не решились. Не изменилось устройство подвески, не стали менять положение двигателя, что позволило бы увеличить боевое отделение танка и сдвинуть башню назад.

Погон башни стал максимальным, то есть, установить на него еще более крупную башню для более мощной пушки стало невозможным. Иными словами, в плане вооружения этот танк достиг своего предела.

Т-34-85: победоносная версия легендарного танка Великой Отечественной войны

Советская «тридцатьчетвёрка», признанная в числе лучших боевых машин Второй мировой войны, по праву считается классикой мирового танкостроения. При этом танк, встретивший войну в 1941 году, к моменту её победного завершения выглядел заметно иначе. Сохранив все свои основные внешние черты, он существенно прибавил в боевых качествах. По итогам работы советских разработчиков, проделанной ими в ходе тяжелейшей войны, в созданной ими модификации танка Т-34-85 все заложенные ранее конструктивные решения были, без преувеличения, доведены до совершенства.

Причины модернизации Т-34

С первых же дней нападения на СССР немецкие войска, столкнувшись с новейшими советскими танками Т-34 и КВ, признали в них крайне опасного для себя противника. Причём противопоставить что-либо сравнимое в ответ Германия, при всей своей индустриальной мощи и опоре на ресурсы покорённой ею Европы, оказалась неспособна достаточно долгое время. Первая попытка такого рода в виде модернизации своего наиболее мощного танка Pz-IV в 1942 году оказалась малоэффективной, при том что эти танки стали весить намного больше и их проходимость резко снизилась.

Тем не менее, за счёт разработки новых моделей танков, прежде всего Pz-V «Пантера», Третий рейх смог к середине 1943 года рассчитывать на весомые успехи в танковом противоборстве с Советской Армией. С появлением «Пантер» сложившаяся к тому времени немецкая тактика применения своих танковых сил с преимущественно «противотанковыми» задачами (танковые засады, локальные контрудары) получила возможность для более активных действий наступательного плана.

Такой попыткой с немецкой стороны стала грандиозная Курская битва, после поражения в которой Германия окончательно лишилась шансов выиграть войну. В то же время и советской стороне победа под Курском далась дорогой ценой. Новые немецкие танки показали в этом сражении свою способность почти гарантированно поражать броню Т-34 с расстояния 1,5 километра. При этом 76-миллиметровая пушка Т-34, столь эффективная ранее, могла пробить лобовую броню «Пантеры» с дистанции не более 100 метров.

Разумеется, новейшие немецкие танки Pz-V и Pz-VI были на порядок массивнее и явно «старше по классу» танков Т-34. Но создать возможность для успешного противоборства с таким противником на дистанциях реального танкового боя стала одной из важнейших задач, поставленных высшим советским руководством перед конструкторами отечественных танков. Это было ключевым условием в ходе сложившегося коренного перелома в войне для того, чтобы добиться её победного завершения скорее и с меньшими потерями.

Основные цели и задания

После смерти главного создателя «тридцатьчетвёрки» Михаила Кошкина конструкторское бюро, возглавленное Александром Морозовым, с первых лет войны продолжало работу по совершенствованию Т-34. На базе этого танка с лета 1942 года началась разработка новой модели, в которую предполагалось внести ряд существенных конструктивных изменений. Прежде всего это касалось замены типа подвески на торсионную и усиления броневой защиты. Новую версию советского среднего танка изначально намечалось назвать Т-43.

Несмотря на весьма привлекательную перспективность новой машины, окончательная доработка её конструкции без потерь для ТТХ требовала времени, которое, как стало очевидным уже с начала Курской битвы, серьёзно умножало потери советских танков в противоборстве с немецкими «тиграми» и «пантерами». Кроме того, запуск в серию Т-43 неизбежно привёл бы к сбою едва наладившееся массовое производство Т-34, и такое решение было оценено как неприемлемое.

Более рациональным руководству СССР представлялась глубокая модернизация Т-34, в ходе которой в его конструкцию предполагалось как можно более органично внедрить новшества, предназначенные для Т-43. В конечном итоге такой подход воплотился в танке, получившем название Т-34-85, который и стал прославленной и победоносной версией самого массового танка Второй мировой войны.

Жёсткий и решительный выбор в пользу обновлённого Т-34 вместо Т-43 был сделан по личному требованию И.В. Сталина. Согласно воспоминаниям главного конструктора танка А.А. Морозова, советский вождь по этому поводу привёл следующее сравнение: «Во время пожара не конструируют насосы, а носят воду во всём, что можно для этого использовать».

Конструкция

Модернизация танка Т-34 на основании личных сталинских указаний ограничивалась усилением артиллерийского вооружения и улучшением обзорности, то есть устранением основных недостатков первоначальной версии. Общая компоновка среднего танка никаким существенным изменениям не подверглась. Основным приоритетом для разработчиков служила простота и технологичность, способствующая снижению трудозатрат для танкостроительного производства.

Главным новшеством конструкции Т-34-85 стала трёхместная башня, которую удалось быстро доработать на основе имеющегося задела по перспективному танку Т-43. Под эту башню были внесены изменения в конструкцию корпуса: увеличен диаметр башенного погона с 1420 до 1600 мм. Сама башня получила в оснащение эффективную командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность, а также более удобные люки для эвакуации экипажа. При этом вес танка возрос совсем незначительно.

Читать еще:  Смена шильдика. Крупнокалиберная винтовка Remington R2Mi .50 BMG

В целом конструкция Т-34-85 настолько эффективно вписалась в налаженное серийное производство, что переход на их выпуск с модели Т-34-76 почти не отразился на объёмах производства. Более того, качество узлов и агрегатов советских средних танков с 1944 года серьёзно улучшилось, повысив тем самым их надёжность в боевых условиях.

Технические характеристики

Т-34-85 отличался высочайшей манёвренностью и весьма эффективными для среднего танка того времени характеристиками проходимости. Он мог преодолевать подъёмы и спуски с уклонами до 40 градусов, водные преграды глубиной до 1,3 метра и рвы глубиной до 2,5 метров.

В составе оборудования танка к тому времени присутствовали все достаточно современные для этого периода устройства, включая систему вентиляции пороховых газов, радиостанцию, внутреннее переговорное устройство.

Габариты и вес

Вооружение

Изначально в танк Т-34-85 предполагалось ставить 85-миллиметровую пушку Д-5, уже успешно использовавшуюся на относительно малосерийных танках КВ-85, ИС-85 (он же ИС-1) и СУ-85. Но довольно скоро в Центральном артиллерийском КБ родилась более простая и дешёвая в производстве конструкция танковой пушки ЗИС-С-53, в основе которой лежала достаточно эффективная зенитная пушка того же калибра 85 мм, разработанная ещё в 1939 году. Итоговая себестоимость такой артсистемы оказалась намного ниже, чем даже у 76-миллиметровой пушки Ф-34.

Боекомплект танка составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Вспомогательное вооружение Т-34 включало в себя два пулемёта ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них действовал в спарке с пушкой, второй размещался в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса

Броня

Сохранение основы конструкции корпуса у Т-34-85 не позволило улучшить его бронирование, параметры которого остались на уровне прежней модели танка.

Усиление броневой защиты Т-34-85 обеспечивалось за счёт новой конструкции башни. Её лобовое бронирование выросло вдвое, с 45 до 90 мм. Боковые стороны башни имели толщину брони 75 мм, а также были наклонены под углом 20 градусов.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат танка Т-34-85 представлял собой дизельный двигатель модели В-2 объёмом 38,88 литра, собранный в основном из облегчённых материалов на основе алюминия, что было более характерно для авиации. Агрегат был способен развивать номинальную мощность в 450 лошадиных сил. В массовых серийных танках этот показатель достигался далеко не в полной мере, но производительности мотора с запасом хватало не только на приведение техники в движение, но и на стремительные прорывы и маневрирование. Экономичная силовая установка давала танку запас хода в среднем на 400 километров.

Трансмиссия танка, как и свойственно гусеничным машинам, основывалась на фрикционах. Механическая коробка передач Т-34-85 имела пять ступеней. Она передавала крутящий момент через редукторы к бортовым фрикционам. Ведущие звёздочки гусениц располагались на задних колёсах.

Ходовая часть

Ходовая часть танка Т-34 имела в своей основе большие сдвоенные опорные катки, которых насчитывалось по пять с каждой стороны. Ведущие колёса располагались сзади, направляющие колёса (так называемые ленивцы) — спереди. Катки с каждого борта оснащались индивидуальной пружинной подвеской, элементы которой на передних катках защищались стальными кожухами.

Ещё для прежней версии танка к лету 1942 года был разработан новый литой рифлёный гусеничный трак шириной 50 см. Он оказался легче и прочнее предыдущего гладкого 55-сантиметрового трака и служил основой гусениц советских «тридцатьчетвёрок» вплоть до конца войны.

Скорость движения

Максимальная скорость, развиваемая танком, равнялась 55 км/ч. Показатель средней скорости движения по пересечённой местности составляла 25 км/ч.

Экипаж

Экипаж стандартного танка Т-34-85 состоял из пяти человек:

  • командир танка;
  • механик-водитель;
  • стрелок-радист;
  • наводчик;
  • заряжающий.

В боевом отделении спереди размещались механик-водитель (слева) и стрелок-радист, управляющий курсовым пулемётом. Остальные три члена экипажа действовали в башне танка. В отличие от версии Т-34-76 более просторная башня позволяла командиру танка сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа, что в целом значительно усилило боевую эффективность танка.

Общее количество выпущенных танков

Обновлённый Т-34 появился в декабре 1943 года, и в кратчайшее время был запущен в массовое производство. Первым серийные танки начал выпускать Сормовский завод в Горьком (во времена СССР так назывался Нижний Новгород), двумя месяцами спустя Т-34-85 стал производить основной завод по его сборке в Нижнем Тагиле, а в июне с модели Т-34-76 на новую перешёл завод в Омске.

В целом до конца войны было произведено около 23 тысяч обновлённых танков Т-34. В зависимости от методики подсчёта и охваченных сроков выпуска данные в разных источниках отличаются, но не особо значительно. Википедия оценивает количество выпущенных танков в модификации Т-34-85 за военные годы в 22,9 тысячи, а их производство в послевоенный период составило около 3,7 тысячи. Кроме того, по советской лицензии в 1950-х годах 3185 танков этого типа было изготовлено в Чехословакии и 1980 — в Польше.

Сколько танков Т-34 после их снятия с вооружения в СССР было отправлено в другие страны, чаще всего в виде безвозмездной «военной помощи», точно не известно.

Достоинства и недостатки

К достоинствам Т-34-85 относятся все те качества, которые в совокупности охватывают полный перечень преимуществ среднего танка. В их числе:

  • высочайшая манёвренность;
  • большой запас хода;
  • экономичный двигатель;
  • достойная броневая защита;
  • мощная пушка.

В полной мере отражая эти качества, обновлённый танк Т-34 показал значительно более высокую надёжность по сравнению с начальной моделью. С учётом его простоты в изготовлении и отличной ремонтопригодностью он вправе считаться одной из наиболее совершенных конструкций среднего танка в мире.

Отдельные недостатки, во многом обусловленные напряжённостью военного периода, в целом не особо повлияли на высокий общий уровень боевых возможностей Т-34-85. В их числе специалисты отмечают слабую подвеску и недостаточно улучшенную обзорность, а также отсутствие вращающегося места опоры заряжающего, что затрудняло его действия в бою.

Боевое применение

Первые танки Т-34-85 появились на фронте весной 1944 года, что пришлось на завершающий период Великой Отечественной войны, в котором СССР обладал заметным превосходством над Германией и её союзниками. Советские танки стали основной ударной силой в проведении всех крупных наступательных операций 1944-1945 годов.

Обладая 85-миллиметровыми пушками, Т-34 имели полное преимущество в противостоянии с равными по классу противниками и могли оказать достойное сопротивление любой новейшей немецкой бронетехнике, особенно при эффективной поддержке САУ и собственных тяжёлых танков.

На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов обороны противника именно эти танки сокрушали его тылы и коммуникации. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны.

Танки Т-34-85 успешно применялись и в сражениях против мощной японской группировки, оккупировавшей северо-восток Китая и Корею. Наиболее впечатляющим примером действий танкистов стал 5-суточный рейд 6-й гвардейской танковой армии, которая продвинулась на 450 километров, с ходу преодолев хребет Большого Хингана, и вышли в глубокий тыл Квантунской армии.

После Второй мировой войны танк Т-34-85 отметился в нескольких крупных локальных конфликтах, в числе которых были войны Демократической Республики Вьетнам против Франции (1946-1954 гг.) и США (1965-1974 гг.), Корейская война 1950-1953 годов, арабо-израильская «Шестидневная война» 1967 года. В этих сражениях танк советского производства весьма успешно противостоял лучшим западным средним танкам того времени: американским «Шерманам», французским AMX-13 и британским «Центурионам».

Танки Т-34-85 многократно применялись в вооружённых конфликтах 1990-х годов на территории бывшей Югославии, причём почти всеми воюющими сторонами. Кроме того, снятые с вооружения «тридцатьчетвёрки» поставлялись Советским Союзом в более чем 40 стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых становились ареной ожесточённых внутренних конфликтов. Факты участия в них танков Т-34-85 фиксируются вплоть до настоящего времени: последний подобный случай отмечен в 2020 году в йеменском конфликте.

Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры

Т-34-85 — результат глубокой модернизации легендарной советской «тридцатьчетверки». Техника разрабатывалась для противодействия немецким машинам «Тигр» и «Пантера», с появлением которых, советские танки утратили своё преимущество. Т-34-85 создавался на базе серийной модели Т-34-76, однако, в отличие от прототипа, новые машины получили более серьёзное вооружение и новую башню с усиленным бронированием. Познакомимся с этим танком более детально.

История создания

Начнём с того, что Т-34, который был принят на вооружение перед самой войной, превосходил по характеристикам любую немецкую бронетехнику. Противотанковые орудия гитлеровцев не пробивали броню советского танка. При этом «тридцатьчетверка» без труда уничтожала любые бронемашины Вермахта. Однако назвать Т-34 того времени совершенным оружием нельзя. В условиях боевого применения, у танка был выявлен ряд серьёзных недостатков, которые устранялись путём модернизации. Фактически, первые модификации этой машины стали появляться практически сразу после начала серийного производства.

Так появился проект Т-43. Работы над этой машиной начались ещё в 1642 году, а печальный опыт Курской битвы только форсировал процесс. Это средний танк, который почти на 80% был унифицирован с серийной «тридцатьчетверка». В частности, неизменным осталось вооружение, корпус, основные узлы трансмиссии и ходовой части. Т-43 получил литую башню, усиление лобового и кормового бронирования. В результате этих нововведений, масса танка возросла до 34 тонн, что негативно повлияло на маневренность и скоростные качества. Несмотря на это, танк был принят на вооружение.

Читать еще:  Вопросы без надежды на ответ. Буллпап Бояркина.

Проблема заключалась в вооружении. На Т-43 устанавливалось 76-миллиметровое орудие Ф-34, которое было неэффективно против новых немецких танков. Это наглядно продемонстрировали испытания в Кубинке. Здесь из этого орудия стреляли в борт трофейному «Тигру», и снаряд не смог пробить броню с 200-метровой дистанции. На этом фоне, более перспективным вариантом оказалось зенитное орудие 52К обр. 1939 года. Это орудие без проблем пробило «Тигра» в лоб с расстояния в 1 километр. На этом основании было принято решение о создании танковых орудий с зенитной баллистикой. Первым образцом этой серии стало 85-миллиметровое орудие Д-5Т, которое после испытаний было принято на вооружение.

Оставался открытым вопрос: на какие танки устанавливать новые орудия? Решение было найдено довольно быстро. Т-43 отсеялся из-за своей конструкционной массы. Если оснастить машину более мощным, следовательно, и тяжёлым орудием, танк становился откровенно неуклюжим. Поэтому было принято решение установить пушку на Т-34, предварительно оснастив «тридцатьчетверку» новой башней. Так появился танк Т-34-85, который после ряда испытаний был принят на вооружение. Произошло это в январе 1944 года.

Причины модернизации

Здесь нужно уточнить, что немецкие танковые конструкторы тоже не сидели, сложа руки. Результатом труда инженеров стало появление танков «Тигр» и «Пантера», которые начали поступать в бронетанковые части в 1943 году. Именно с этими машинами столкнулись советские Т-34 в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Да, победа в этой грандиозной битве осталась за СССР, однако, общий итог был неутешительным.

В частности, немецкие танки расстреливали наши Т-34 с дистанции в 1.5 километра. При этом «тридцатьчетвёркам», для ведения эффективного огня, приходилось сокращать расстояние до 500-600 метров. По сути, победа в Курской битве была достигнута за счёт численного превосходства боевой техники. Из этого опыта были сделаны правильные выводы, поэтому советским конструкторам была поставлена задача по созданию нового танка, который должен превосходить немецкие танки по всем параметрам.

Конструкция Т-34-85

Рассмотрим основные узлы этой модификации серийной «тридцатьчетвёрки».

Орудие

Выше мы упоминали, что в качестве основного вооружения на Т-34-85 было заявлено переработанное зенитное орудие. После модернизации, пушка Д-5Т была опробована на самоходных орудиях СУ-85, которые, кстати, строились на базе т-34. Однако это было временное решение. Фактически, испытание нового орудия в полевых условиях. Когда были построены первые боеспособные образцы Т-34-85, пушка стала устанавливаться на танки. Отметим, что массовым это орудие не стало.

Дело в том, что в период 1943-1944 гг. было выпущено порядка 600 орудий этого типа, 200 из которых было установлено на танки КВ-85 и ИС-1. Поэтому модернизированных «тридцатьчетверок» с этим типом вооружения было считанные единицы.

На серийные танки устанавливалось орудие ЗиС-С-53. Когда встал вопрос о вооружении нового танка, было заявлено 4 проекта орудий. Среди опытных образцов были пушки ЗиС-53 и С-18. Орудия получили высокие оценки, однако, без существенной модернизации установить их в новую башню «тридцатьчетверки» не представлялось возможным. Именно поэтому на первых порах выбор был сделан в пользу Д-5Т.

После доработки С-18 и ЗиС-53 было создано танковое орудие ЗиС-С-53, которое устанавливалось на все танки Т-34-85, выпущенные в 1944 году и позже.

Башня

Установка более мощного вооружения требовало решения попутно возникающих проблем. В частности, у переработанных зенитных орудий была очень сильная отдача, что требовало установки более просторной башни.

Здесь за основу была взята пятигранная трехместная башня, разрабатываемая для танка Т-43. Этот элемент был доработан под ТТХ Т-34-85. В результате получилась шестигранная литая башня с закругленной амбразурной частью. Толщина лобовой брони составляла 90 миллиметров.

Корпус

Этот элемент танка сварной, выполнен из катаной брони. Конструктивно корпус состоит их пяти элементов;

Лобовая проекция состоит из верхнего и нижнего бронелиста, соединяющихся носовой балкой. На танках более позднего года выпуска, ВЛД и НЛД сваривались между собой встык. В верхнем бронелисте вырезался люк для мехвода и пулеметная амбразура.

Борта изготавливались из наклонных бронелистов. Здесь приваривались надгусеничные полки горизонтального расположения, которые выполняли функцию грязезащитного крыла, служили опорой для перевозимого на броне десанта, использовались для размещения ящиков ЗИП.

Кормовой бронелист крепился болтовым соединением, мог откидываться назад. В днище предусматривались ревизионные люки, обеспечивающие быстрый доступ к сливным пробкам, топливным насосам, основным узлам трансмиссии и подвески.

Силовая установка и трансмиссия

Модернизированные «тридцатьчетвёрки» оснащались дизельными двигателями В-2-34. Это 12-цилиндровые четырехтактные силовые агрегаты бескомпрессорного типа. Чистая конструкционная масса движка, с учётом установленных электрогенераторов составляла 750 килограмм. Максимальная производительность — 500 «лошадок».

Для охлаждения силовой установки предусматривалась жидкостная система с принудительной циркуляцией. Подача горючего осуществлялась посредством топливных насосов НК-1. Общая вместимость топливных баков составляла 545 литров. Поступающий в рабочие цилиндры воздух очищался установками класса «Мультициклон».

Для запуска двигателя был предусмотрен электростартер. В качестве альтернативы предлагалась возможность пуска посредством сжатого воздуха. Для этого были установлены два пневмобаллона.

Коробка передач у Т-34-85 была 5-скоростная, основные элементы трансмиссии: многодисковый главный фрикцион, бортовые передачи и тормозная система.

Чертеж танка Т-34-85

Наблюдение и связь

Для наблюдения за окружающей обстановкой, командир машины пользовался перископическим устройством МК-4. Устанавливался прибор в командирской башенке. Аналогичным средством пользовался и наводчик орудия. Помимо этого, наводчики Т-34-85 пользовались телескопическими прицелами серии ТШ-16. На случай выхода этих приспособлений из строя, в командирской башенке было предусмотрено 5 смотровых щелей.

Механик водитель осуществлял наблюдение через приборы наблюдения перископического типа. Стрелку предлагалось прицельное приспособление ППУ-8Т.

Ходовая часть

Гусеничный движитель танка включал по 5 опорных катков с прорезиненной поверхностью по каждому борту. Направляющие катки были литыми, оснащались приспособлениями кривошипного типа для натяжения траков. Ведущие катки оборудовались роликами, обеспечивающими надёжное сцепление с внутренним гребнем гусеницы. Каждая гусеница весила 1 150 килограмм, ширина траков 500 мм, расстояние между прилегающими звеньями — 172 миллиметра.

Подвеска боевой машины была индивидуальной, относилась к пружинному типу.

Тактико-технические характеристики Т-34-85

  • Конструкционная масса — 32 200 килограмм;
  • Компоновка — классическая схема Т-34;
  • Экипаж — 5 человек;
  • Внешние габариты корпуса: длина/ширина/высота — 8 600/3 000/2 700 миллиметров;
  • Дорожный просвет — 400 мм;
  • Основное орудие — ЗиС-С-53, калибром 85 мм с зенитной баллистикой;
  • Углы вертикального наведения — +22/-5 градусов;
  • Загружаемый боекомплект — 56 снарядов;
  • Вспомогательное вооружение — два танковых пулемета ДТ калибром 7.62 мм;
  • Лобовое бронирование башни и корпуса — 90 и 45 миллиметров соответственно;
  • Максимальная скорость — 55 км/час;
  • Преодолеваемый угол подъёма — 35 градусов;
  • Запас хода — 250-300 километров в зависимости от типа дорожного покрытия;
  • Двигатель — 500-сильный агрегат В-2-34 с V-образным расположением цилиндров;
  • Ходовая часть — стальной гусеничный движитель на пружинной подвеске.

Боевое применение

Не секрет, что Т-34 был самым массовым советским танком времён Великой Отечественной войны. Эти машины были приняты на вооружение в самом начале ВОВ, поэтому принимали участие во всех сражениях военной компании, пройдя боевой путь от Москвы до Берлина.

Отметим, что последующие модификации, в частности, Т-34-85 органично сочетали высокую мобильность и отличную огневую мощь. Эти качества делали любое направление атаки потенциально танкоопасным. «Тридцатьчетвёрки» могли появиться буквально неоткуда, и прорвать оборону немецких войск, поддерживая пехоту огнём и маневром. Это заставляло немцев выстраивать минные заграждения и ставить противотанковые орудия по всей линии фронта, независимо от того, находились в этом районе бронетанковые части РККА или нет. Но даже несмотря на это, Т-34-85 всегда оставляли за собой возможность нанесения неожиданного танкового удара.

Отметим, что ближе к концу войны, Т-34-85 начал технически устаревать. Советские конструкторы не увеличивали бронирование машины, сделав выбор в пользу маневренности и вооружения. При этом немцы предпринимали ответные шаги, направленные на эффективное противодействие советским танкам. В частности, на вооружение принимались новые противотанковые орудия, появились гранатометы реактивного типа. В результате в 1945 году, практически каждое попадание в Т-34-85 заканчивалось пробитием брони.

Несмотря на нюансы, после Победы Т-34-85 продолжали активно использоваться во многих странах мира. Отметим, что эти боевые машины принимали участие в следующих военных конфликтах:

  • Война в Корее;
  • Суэцкий кризис;
  • Восстание в Венгрии;
  • Война во Вьетнаме;
  • Гражданское противостояние в Нигерии;
  • Операция по поддержанию мира на Кипре;
  • Война в Ливане;
  • Боевые операции в Афганистане;
  • Военные конфликты в Боснии и Хорватии.

Отметим, что на вооружении иракской армии, советские «тридцатьчетвёрки» оставались вплоть до начала 2000 года.

Танковый выстрел

Модификации Т-34-85

Начнём с того, что на базе этой машины были построены самоходные противотанковые орудия СУ-85, СУ-100, СУ-122. Цифровое обозначение указывает на калибр установленного орудия. Была и другая боевая техника, при создании которой, в качестве прототипа использовалась советская «тридцатьчетверка». Сюда относятся:

  • Ремонтно-эвакуационная машина VT-34 (Чехословакия);
  • Истребитель танков Т-100 (Египет);
  • 122-миллиметровая САУ Т-122 (Египет);
  • Самоходное артиллерийское орудие Т-34/122 (Сирия и Куба);
  • 100-миллиметровая зенитная установка (Куба);
  • Самоходное артиллерийское орудие Т-34-130 (Куба).

Захваченный под Харьковом танк Т-34 130-й танковой бригады

Помимо этого, была очень удачная модификация Т-34-85, сделанная югославскими конструкторами. В отличие от прототипа, здесь были установлены скосы брони в лобовой проекции корпуса, штатное орудие получило дульный компенсатор, а крыша башни стала выпуклой. Помимо этого, были доработаны некоторые узлы трансмиссии, установлен дизельный двигатель югославского производства. Отметим, что работы над этим проектом не получили продолжения, и были свёрнуты в 50-ом году прошлого века. Всего было выпущено 7 таких машин, одна из которых сейчас находится в военном музее Белграда.

Читать еще:  Военные базы нато гораздо ближе к российским границам, чем вы думаете

Заключение

Именно Т-34-85 можно назвать настоящим оружием победы. Эти машины создавались для противодействия немецким «Тиграм» и «пантерам», и справились с поставленными задачами на 100%. При этом конструкция танка получилась настолько удачной, что эта модификация продолжала участвовать в военных конфликтах вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия. Несмотря на то, что на вооружении всех стран имелись более эффективные образцы бронетанковой техники.

Танк Т-34-85

Т-34-85 — советский танк Второй мировой войны, модернизация знаменитой «тридцатьчетверки». Состоял на службе не только в СССР, но и целом ряде зарубежных стран, куда не только поставлялся, но и изготавливался по лицензии. Последние эпизоды боевого применения относятся к нашим дням.

Причины появления Т-34-85.

Ситуацию, сложившуюся к лету-осени сорок третьего года в механизированных и бронетанковых войсках можно вполне назвать тяжелой. Компания проходила в условиях, когда впервые с начала войны, превосходство советских танков по части вооружения и бронирования было утрачено, а качественное превосходство немецких танковых войск стало нетерпимым.

К тому времени большая часть дефектов конструкции, из тех что можно было преодолеть «малой кровью», была исправлена. Однако, к тому времени, немецкая промышленность смогла поставить армии достаточное число танков «Тигр» и «Пантера», для того что бы они представили большую проблему. Помимо этого не останавливалась модернизация танков Pz. Kpfw III и Pz. Kpfw IV. в результате чего их удалось, как минимум довести до уровня советского среднего танка.

Как следствие, к началу осени советские танковые части могли противостоять и побеждать противника только реализуя численное и позиционное преимущество. Необходимость глубокой модернизации имеющегося среднего танка стала носить безотлагательный характер. Однако не следует считать, что ранее такие усилия не предпринимались. Работы по проектированию машины, в которой были бы учтены выявленные недостатки, прекращенные с началом боевых действий и срочной необходимостью освоения и ликвидации выявленных недочетов Т-34, были вновь возобновлены в сорок втором году.

Примером таких работ, можно назвать конструирование танка Т-43. В данной разработке было использовано многое из опыта, полученного при работах по Т-34М и основными направлениями можно считать:

  • усиление бронирования;
  • улучшение обитаемости боевого отделения, по сравнению с Т-34;
  • улучшение подвески.

С целью упрощения выпуска и обслуживания степень унификации с Т-34 достигала 78%. Помимо усиления защиты и внедрения торсионной подвески, следует отметить отказ от нескольких топливных баков по оба борта в пользу единственного, размещенного в носу машины за противопожарной перегородкой. Но все же особенно важным нововведением стала 3-х. местная башня увеличенных размеров, оборудованная командирским куполом.

С весны сорок третьего года две опытные машины Т-43 прошли испытания, в том числе и фронтовые, в ходе которых удалось выявить и некоторые недостатки:

  • запас хода, в связи с введением единственного сто литрового бензобака, снизился по сравнению с Т-34, на сто километров;
  • возросшая масса привела к снижению максимальной скорости до 48 км/ч;
  • торсионная подвеска благоприятно сказалась на плавности хода.

Башня увеличенного размера обеспечивала вполне комфортные условия работы для трех челнов экипажа. После окончания испытаний, в конце лета, новая машина была принята на вооружение и приступили к подготовительным работам по ее освоению в производстве.

Характерной особенностью осенне-зимнего периода были и многочисленные потери танков. Которые вызвали определенные опасения о наступлении кризисного положения, при котором промышленность не сможет компенсировать потери матчасти существующих подразделений и и вооружать новые формирования.

Вполне очевидно, что эти страхи и могли сыграть решающую роль в прекращении работ по освоению в производстве танка Т-43. На нем, серийном производстве, как прежде остался Т-34, оборудованный командирской башенкой.

85-мм пушка среднего танка.

Танк Т-34-85 с пушкой Д-5Т-85.

Лето сорок третьего наглядно показало, что имеющиеся 76-мм орудие советского среднего танка не обладает должной мощностью для противодействия новым и прошедшим модернизацию танкам противника. К проектированию танкового орудия способного заменить Ф-34, в начале сорок третьего года привлекли коллектив конструкторов завода №9, которым заведовал Ф.Петров. Под его руководством было спроектирована 85-мм ТП Д-5Т-85.

Пушка, заимствовала лучшие черты немецких танковых и самоходных орудий, выгодно отличалась не очень большой массой и малой длиной отката. Д-5Т-85 удалось успешно вписать в танки КВ-85 и ИС-1, а также в самоход СУ-85, только монтаж в башню Т-34, оказалась проблемным, так как потребовал создания специальной башни и пагона большего диметра.

К проектированию башни привлекли группы конструкторов заводов №183 и «Красное Сормово». Оба коллектива спроектировали сходственные башни под погон требуемого размера. Внешне эти две конструкции походили на башню Т-43, но по сути являлись самостоятельными разработками.

Вооружение из 85-мм ТП в потенциально решало множество проблем, если бы хорошие ее массогабаритные характеристики не были достигнуты за счет усложнения конструкции. Противооткатные устройства были расположены над орудийным стволом, по типу 7,5 cm KwK 40, но за основным бронированием. В целях уравновешивания орудия, цапфы сдвинуты вперед, а казенник — назад, как следствие расположен достаточно близко к корме башни, что крайне усложняло манипуляции с орудием на ходу. Даже при плавном движении по ровной местности, заряжание не обходилось без нескольких ударов корпусом снаряда по казеннику.

Д-5Т-85 в танке Т-34-85 по ряду причин было отвергнуто, поручив Грабину создать специальное орудие, однако позволили «Красное Сормово» использовать, как временную меру, с тем, чтобы к апрелю сорок четвертого приступить к сборке танков Т-34-85.

Характерной особенностью Т-34-85 с вооружением из Д-5Т-85 была двухместная башня, которая внешне и внутренне отличалась от более поздних вариантов.

Башня оборудована командирским куполом, который имел крышку из 2-х створок, и наблюдательный прибор МК-4. Наведение пушки и пулемета осуществлялось при помощи панорамы ПТК-5 и прицела ТШ-15. Оба борта башни имели щели наблюдения закрытые стеклоблоками, а также бойницы. Ходовая и МТО остались прежними. Танки Т-34-85 данной модификация несколько отличались между собой, в исходя из времени выпуска.

Необходимо заметить, что данный танк как Т-34-85 в документации того времени еще не упоминается. Как следствие имеются значительные несоответствия относительно изготовленных машин с Д-5Т-85. Если западные источники оценивают выпуск в 500-700 машин, то отечественные дают более конкретное число — 225 штук.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53.

Согласно правительственному заданию на проектирование 85-мм ТП, заводом №92 и ЦАКБ были изготовлены три пушки. От завода №92 представлена пушка ЛБ-85. От ЦАКБ С-53 и С-50. После испытаний, которые длились до конца сорок третьего года, наиболее подходящим орудием оказалась С-53.

Пушка могла использоваться в танках Т-34-85 с обычным, и уширенным погоном, отличалась простотой, так что ее цена была меньше чем у 76-мм пушки. Кроме этого противооткатные приспособления установили под затвором, а промежуток промеж казенника и кормой стало достаточным для удобного заряжания.

Танк Т-34-85 в вооружением из ТП С-53 принят на вооружение 23.01.44 г. Со временем на производство Т-34-85 перешел завод №112. Переход происходил плавно и с конвейера сходили машины имевшие черты танков с Д-5Т-85:

  • сормовскую башню, которая применялась и в Т-34-85;
  • характерной формы рамы;
  • места установки баков.

Вслед за «Новым Сормово» в программе производства, с 15.05.1944 г. задействован завод №183, а с июля к ним присоеденился Омский завод №173.

Не взирая на развертывание серийного производства танка Т-34-85, его испытания решено было продолжить. Результат не замедлил сказаться, удалось обнаружить ряд весьма серьезных недоработок в конструкции пушки C-53. Для и исправления дефектов в течении лета, завод №92 внедрил ряд исправлений и улучшений, в результате которого появилась модифицированная версия — ЗИС-С-53, сочетавшая в своем названии индексы Горьковского завода и ЦАКБ.

В башне танка Т-34-85 размещалось три члена экипажа. Командирский купол сдвинули назад. Приборы наблюдения исключительно МК-4. Для усиления защищенности танка, на протяжении сорок четвертого года были приятны мер по установке запасных траков на лобовом листе. На корме разместили дымовые шашки. Носовая балка танка Т-34-85 имела разную форму и постепенно исчезла совсем- бронелисты стыковали встык.

В рамках работ по улучшению боевых свойств, весной сорок четвертого появился модернизированный танк Т-34-85М. В ходе модернизации удалось довести толщину носового листа до семидесяти пяти миллиметров, люк мехвода до ста миллиметров, бронемаску пулеметной установки стрелка до девяноста. Для компенсации возросшего веса пришлось пойти на уменьшение толщины крыши над МТО и днища. Изменения внесли в ходовую и КПП.

Таких опытных машин было построено две. Во второй дополнительно отказались от баков в корпусе, заменив их двумя в корме. Обе машины прошли испытания, но дальнейшего развития эта тема не получила, так как приоритетным направлением считалась доработка Т-44.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector