0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк т-34 122 — характеристика и роль во второй мировой войне

Танк Т-34 122 — характеристика и роль во Второй Мировой войне

Во время Второй Мировой войны боевая техника Советского Союза получила мощный толчок к развитию. Сегодня люди восторженно оценивают результаты проектирования тех лет, поражаясь достижениям конструкторов. Одной из самых интересных разработок является танк Т 34 122, который подготавливался для прорыва через защитные линии противника, а также ведения заградительного огня.

Предпосылки появления танка Т-34 122

Начало конструкторских разработок Т 34 122 относится к 15 апреля 1942 года, когда было принято решение о создании новой штурмовой машины. Да, требовалась самоходная установка, способная вести боевые действия в любых условия, однако конструкторы подготовили мощный танк на основе известной 34-ки.

В Красной армии практически полностью отсутствовали штурмовые машины. Некоторые боевые единицы захватывались у противника, но на их основе не удавалось провести необходимых изменений. В результате этого большая часть техники оставалась не самой удобной для прорыва. По этой причине начались серьезные разработки, которые должны были преподнести новую самоходную установку, обладающую танковой броней.

Основные характеристики Т 34 122

После окончательного выпуска первой модели, танк сразу заинтересовал своими параметрами. Гусеничная легкая основа от 34-ки дала приличную скорость, но над ней находилась толстая танковая броня, достигающая 6 см толщиной. Причем не она стала отличительной чертой, а тяжелое вооружение, которое позволяло справиться с самым серьезным противником.

  • Вес – 30 т;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Броня 45-60 мм;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.

Данные показывают, что машина сохранила приличную скорость, хотя она немного снизилась из-за увеличения веса бронетехники. Тем не менее, Т 34 122 обладал хорошим ходом, позволявшим экипажу менять позиции в нужный момент. Соответственно, справиться с такой самоходной установкой было непросто, особенно, если рассмотреть вооружение, которое она несла на себе.

Вооружение танка Т-34 122

Мощный танк потерял часть собственных ходовых характеристик, но приобрел серьезное вооружение. Оно превратилось в лучшую поддержку для Красной армии, хоть модель и не обрела широкого распространения. Ее серийное производство оказалось ограниченным, но даже несколько боевых единиц повлияли на исход некоторых сражений.

  • Гаубица 122 мм;
  • 2 пулемета 7,62 мм.

Казалось бы, ничего особенного конструкторы не выбрали, но 34 122 не зря получил такое наименование. За счет собственной гаубицы он превратился в настоящий штурмовой танк, который свободно пробивался через заградительные редуты немецких войск. При этом в ближнем бою отлично справлялись со своей ролью пулеметы, позволявшие вести огонь во всех направлениях.

Почему гаубица?

Историки напоминают, что гаубицы 122 мм никогда не устанавливались на танках. Действительно, они считались слишком тяжелыми, а вести огонь из них на ходу практически невозможно. Тем не менее, 34 122 приобрел именно такую башню, став первым и последним примером достижений разработчиков.

Выбор гаубицы был неслучайным. Дело в том, что именно такое мощное вооружение требовалось для каждого очередного штурма. Экипаж в 5 человек сразу заменил целую роту солдат, которым приходилось метрами добираться до противника. После первых боевых действий единственный танк отлично проявил себя, показав, какое будущее у Советского Союза.

Пулеметы 7,62 – стандарт

Кроме того, установка пулеметов на 34 122 не показалась чем-то неожиданным. Практически на всех самоходках появлялось именно это вооружение, которое помогало справиться с мотострелковыми войсками. Именно для двух пулеметов были отдельные стрелки, которые входили в состав экипажа. Они быстро справлялись с приближающимися солдатами, поэтому можно было не беспокоиться о тылах.

Мощные пулеметы много раз проверялись в действии, а их калибр соответствовал всему автоматическому оружию Красной армии. Из-за этого их патроны считались заменяемыми, хотя боезапас поражал даже профессионалов, привыкших сравнивать модели Второй Мировой с современностью.

Боезапас танка Т-34 122

Ради обеспечения полной автономности машины, танк был оборудован 5 ящиками, в которых размещались снаряды и патроны. Такого количества хватало на ведение длительного боя, поэтому не требовались специальные подразделения поддержки. Этот фактор также учитывался при разработках, ведь недостаток боезапаса часто становился проблемой для экипажа.

Теперь 34 122 свободно вышел на передовую, где ему даже почти не требовалась поддержка. Он свободно проходил через заграждения и добирался до противника. Параллельно велся заградительный огонь, позволяющий мотострелковым войскам следовать за тяжелой техникой. Именно подобным образом велись боевые действия, отмеченные различными историческими справками.

Читать еще:  Пистолет-карабин Kurbatov Arms mod. R-701 («Курбатов R-701»)

Модификации танка Т-34 122

Немногие люди знают, что танк модели 34 122 выпускался в двух модификациях. Первая из них полностью соответствовала всем параметрам танка за счет установленной башни. Нужно заметить, что она давала дополнительную свободу, но при этом сохраняла важный недостаток, связанный с толщиной брони. Все-таки популярная 34-ка обычно двигалась достаточно быстро, чтобы этот минус не влиял на ее характеристики, но в данном случае пришлось делать нововведения.

Вторая модификация – это не танк, а самоходная установка, которая отличается отсутствием башни и бортовым расположением гаубицы. Такая типичная конструкция во многом изменила 34 122. Дело в том, что она позволила увеличить боезапас на пару ящиков и позволила свободно вести огонь из тяжелого орудия на ходу. В остальном изменения не появились, поэтому опытные экипажи легко меняли тяжелые машины прямо во время боевых действий.

Минус самоходной установки

На первый взгляд, танк с башней 34 122 уступает самоходной установке, поэтому от него нужно отказаться. Тем не менее, он оказался основной боевой единицей по важной причине. Отсутствие башни не позволяет свободно вести огонь во все стороны, так что экипажу приходится совершать сложные маневры.

Практика показала, как после окончания Второй Мировой войны турецкие власти старались взять на вооружение именно такую самоходную установку. Однако танк разочаровал их необходимостью поворота на 180 градусов при перемещении противника. В результате этого 34 122 теряла сразу свою скорость, что приводило к ослаблению маневренности.

Единственный минус танка

Наконец, следует рассмотреть единственное слабое место 34 122. Все-таки танк не мог стать идеальным из-за определенных конструкторских требований. Вследствие этого нужно обязательно учесть слабую броню в 2-х местах.

Сразу видно, в каких местах можно повредить тяжелую боевую единицу. Конечно, сделать это все равно непросто, но отдельные солдаты ухитрялись подобраться достаточно близко. По этой причине слабость самоходной установки все же учитывалась, поэтому ей в поддержку обычно выделялись мотострелковые роты.

Танк 34 122 – отличный пример боевой единицы, способной штурмовать любые заградительные сооружения. Да, его массовое производство не состоялось, но проект оказался одним из самых успешных. Так что в рядах Красной армии все же удалось увидеть машин.

Фильм Discovery о Т-34

Проект штурмового танка Т-34-122

В советской армии в первые годы Великой Отечественной войны существовала масса проблем, главной из которых являлось отсутствие необходимого вооружения для эффективного ведения боевых действий. Сюда можно отнести и отсутствие самоходных штурмовых орудий. К ним можно причислить лишь КВ-2, большую часть которых потеряли в боях, и трофейные StuG III. Чтобы заполнить этот вакуум, параллельно разрабатывалась самоходная артиллерийская установка и «штурмовой танк» на базе Т-34. Основным вооружением должна была послужить танковая гаубица У-11, разработанная на основе М-30.

В декабре 1942 года техническим отделом Народного комиссариата тяжелой промышленности по требованию БТУ были разработаны тактико-технические требования к танку артиллерийского усиления танковых бригад. В этом танке, согласно заданию, должен был сохраниться корпус и ходовая часть танка Т-34. Для новой машины требовалось изготовить новую башню, а в качестве вооружения должна была использоваться 122-миллиметровое штурмовое орудие с баллистикой гаубицы образца 1938 года.

Работа по созданию машины была поручена сразу трем коллективам конструкторов — конструкторскому бюро УЗТМ (руководитель проекта Горлицкий Л.И.), конструкторскому бюро завода №9 (руководитель Петров Ф.Ф.) и Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро (руководитель Грабин В.Г.)

Под шифром У-37 Уральским заводом тяжелого машиностроения были разработаны литая и штампованная башни, которые по форме и габаритам были близки к башне Т-34, но под погон танка КВ. В качестве вооружения должна была послужить 122-мм гаубица У-11 или 85-мм пушка У-10, разработанные УЗТМ еще в 1941-1942 годах конструкторами Сидоренко В.Е. и Усенко А.В. Однако уже на этапе заседания макетной комиссии выяснилось, что предложенные башни тесны для размещения казенной части 85- или 122-миллиметрового орудия и трёх человек расчета. В связи с этим проект УЗТМ был отвергнут.



Проект Центрального артиллерийского конструкторского бюро предполагал установку 122- или 152-миллиметровой артиллерийской системы С-41. Данная башня предлагалась не только для установки на Т-34, но и на КВ-1С. Однако конструкция ЦАКБ в башне Т-34 с погоном диаметром 1420 миллиметров не могла быть установлена по причине большой реакции отдачи и чрезмерных габаритов. В связи с этим проект для Т-34 был отвергнут, однако рекомендован для монтажа в танке КВ.

Самым привлекательным выглядело предложение конструкторского бюро завода №9. КБ завода предложило литую башню с вертикальными стенками увеличенной высоты. Часть боекомплекта размещалась в башенной нише. Танк предлагалось вооружить 122-миллиметровым штурмовым орудием Д-6, которое являлось плодом технологического упрощения и доработки 122-миллиметрового орудия У-11 и унификации деталей и узлов с 85-миллиметровой пушкой Д-5. В сквозной нумерации изделий завода №9 указанная башня получила заводской индекс Д-11 и легко могла перевооружаться 85-миллиметровой пушкой Д-5. Впрочем, габаритов и этой башни было недостаточно для комфортного размещения трех членов экипажа.

Читать еще:  Оптические и коллиматорные прицелы bsa для пневматики: характеристики, устройство, фото

Разработки конструкторских бюро Уралмашзавода и завода №9 еще некоторое время обсуждали на пленуме Артиллерийского комитета. Так, например, чтобы избежать тесноты в движении, предлагалось, чтобы заряжающий по совместительству был и стрелком-радистом и покидал свое кресло лишь при остановке танка во время проведения стрельб. Однако в этом случае машина оказывался бы без защиты от нападения пехоты противника. Все попытки найти выход из сложившейся ситуации были тщетны. Осенью 1943 года в связи с появлением самоходных установок СУ-152 и СУ-122 работы по штурмовому танку Т-34-122 были прекращены. Опытный штурмовой танк Т-34-122 в некоторых документах проходил под обозначением Т-34Ш (штурмовой) или Т-34Г (гаубичный).

Проектные тактико-технические данные:
Боевая масса — 30000 кг.
Экипаж — 4-5 чел.
Длина — 6000 мм.
Высота — 3200 мм.
Клиренс — 400 мм.
Вооружение:
— 121,9-мм гаубица У-11;
— два пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
Бронирование:
Лоб и борта корпуса — 45 мм.
Корма корпуса — 30 мм.
Днище и крыша корпуса — 20 мм.
Башня — 60 мм.
Двигатель — дизельный, 12-цилиндровый, В-2-34, мощность 500 л.с.
Емкость бака — 620 л.
Трансмиссия — механическая, коробка передач 5 скоростей (4 вперед и 1 назад).
Ходовая часть — 5 обрезиненных сдвоенных основных катков, заднее ведущее и переднее направляющее колесо.
Скорость — 30 км/ч.
Преодолеваемые препятствия:
Ширина рва — 2,50 м.
Высота стенки — 1,00 м.
Глубина брода — 1,50 м.
Средства связи — радиостанция 71ТК-3.

Броня Победы: история танка Т-34

31 марта на вооружение встал известный во всем мире танк, ставший самой массовой машиной в истории танкостроения и без преувеличения лучшим средним танком Второй мировой войны – Т-34

Пожалуй, и формата книги будет мало для того, чтобы описать сложную предвоенную и не менее сложную военную судьбу этого танка. В некоторых странах, к примеру, в Йемене, он стоит на вооружении и успешно ведет боевые действия и в наши дни.

Но для нас судьба Т-34 неразрывно связана с достижением победы в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из панцерваффе, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и «Пантер». А в конце войны, наматывая на гусеницы сотни километров восточноевропейских дорог и расстреливая по пути из нового мощного орудия уже «королевских» «Тигров», довез наших танкистов до площадей и улиц Берлина.

Сегодня, в день годовщины появления главного символа нашей победы, труженика боевых будней войны мы вспомним основные этапы развития и эволюции танка Т-34 – Танка с большой буквы «Т».

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две «тридцатьчетверки» (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

«Первая ласточка»

Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.

Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.

Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.

Читать еще:  Викинги – лучшие воины эпохи раннего средневековья

Т-34 первых серий с пушкой Л-11

Основные ТТХ танка Т-34: «Боевой вес 26,6 т; дизель В-2 мощностью 500 л. с.; максимальная скорость — 54 км/ч; броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15-10). Удельная мощность 19,5 л. с. на тонну веса».

Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.

В грозные годы войны

К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.

Т-34 с пушкой Ф-34

Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.

Т-34 обр. 1943 года

Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 год, 15696 машин – за 1943 год.).И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.

Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).

В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшего на тот момент 57-миллиметрового противотанкового орудия, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.

От Курска до Победы

С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.

Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.

Новая башня увеличенного объема и с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повысилась и общая защищенность экипажа, который тоже увеличен до 5 человек, добавлен наводчик, командир освободился от наведения орудия, улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно. Основным преимуществом новой машины стало новое орудие, «шившее» ухудшившуюся к концу войны броню немецких тяжелых танков. А маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.

Эволюция башен Т-34

Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).

Т-34-85 в конце войны

Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.

Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector