1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Средний танк Т-28 (СССР)

Характеристики среднего танка Т-28

Одним из первых танков созданных в СССР был многобашенный Т-24. Хотя замысел не был особо удачным, идея получила развитие, причем на этот раз даже в более амбициозном виде. На этот раз планировалось создать не двух, а сразу трехбашенный вариант боевой машины. Этот проект получил индекс Т-28.

Проектирование многобашенного танка Т-28

К проектированию трехбашеного среднего танка приступил в 1931 году конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был талантливый инженер Н. В. Цейц.

Уже к концу года изготовили опытный образец, а осенью 1932 года освоение серийного производства танка Т-28 было поручено заводу «Красный Путиловец» (с 1934 года — «Кировский завод») в связи с загруженностью завода № 174 программой производства легких танков Т-26.

В главной башне опытного Т-28 была установлена 45-мм пушка и пулемет ДТ в шаровой установке, в двух малых башнях — еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, в частности, применением многих современных технических решений, одним из которых был электропривод поворота главной башни.

Несмотря на вес и габариты, машина шла очень плавно и хорошо преодолевала препятствия, благодаря особому устройству ходовой части. Впрочем, это не отменяло её недоработанности, что касалось также и силовой установки танка.

К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 года танк Т-28 был принят на вооружение РККА.

Танк Т-28 с «родной» короткоствольной пушкой кировского завода и поручневой антенной

Конструкция Т-28

Серийный Т-28 отличался от опытных образцов. Корпус танка изменился в очертаниях и сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-30 мм, делясь на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопотоков к вентилятору.

Короткоствольная 76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной.

В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, малые — 165°.

Модификации и доработка Т-28

Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части.

С 1938 года на танк начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28.

Танки Т-28 вместе с Т-35 поступали на вооружение танковых полков РГК, которые в декабре 1935 года были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. В каждой бригаде насчитывалось по 54 машины Т-28, всего таких бригад было 4, 2 из которых приняли участие в советско-финской войне 1939-1940 г.г.

Средний танк Т-28

На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Данный вариант получил обозначение Т-28Э (экранированный).

С 1939 года по приказу К. Е. Ворошилова, на всех танках стала обязательной установка кормового пулемета. На машинах, выпущенных после 1938 года, устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, имевшая не поручневую, а штыревую антенну. Наконец, в 1940 году была выпущена партия танков (по разным данным до 12 штук) с коническими главными башнями, аналогичными башням танка Т-35 последней серии.

В 1940 году производство Т-28 было прекращено. Дальнейшее увеличение толщины броневых листов заводило многобашенную компоновку в тупик — возрастали масса и габариты танка. Вместе с тем, количество и расположение башен у Т-28 можно считать оптимальным. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем.

Всего было произведено 523 танка Т-28.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Многобашенные танки СССР. Часть 2. Средний танк Т-28

Т-28 — это советский средний трехбашенный танк, относящийся к межвоенному периоду, он был разработан в 1930-1932 годах инженерами танко-тракторного КБ ВОАО, руководил работами по проекту С. А. Гинзбург. Данная машина стала первым средним танком в Советском Союзе, который удалось запустить в серийное производство. В период с 1933 по 1940 годы в Ленинграде на Кировском заводе было изготовлено 503 экземпляра танка Т-28.

В 1930 году Советский Союз вел переговоры с Великобританией о поставке в страну более тяжелых танков, обсуждалась возможность покупки трехбашенных танков Vickers Medium Mark III, которые также были известны как «Виккерс 16 тонн». На основе закупленных в Англии машин планировалось развернуть свое производство танков прорыва. Однако переговоры завершились неудачей, компания Vickers-Armstrong не поддержала идею продать несколько образцов танка, сославшись на секретность его конструкции. При этом СССР были предложены жесткие условия, при выполнении которых сделку можно было бы заключить. В частности, Советскому Союзу было предложено оплатить ознакомление с конструкцией танка, приобрести 10 танков Vickers Medium Mark III, а также гарантировать приобретение легких танков Vickers Mk. E и танкеток Carden Loyd Mk. VI.

Однако Москву такие условия сделки не устраивали, и все варианты были отвергнуты. В результате в СССР приступили к работам над созданием собственного аналога танка Vickers Medium Mark III. Эскизным проектированием нового танка занялся факультет моторизации и механизации Военно-технической академии, носящей имя Дзержинского, а также танко-тракторное конструкторское бюро ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение). К новому танку советские военные сформулировали следующие требования: сохранение общей компоновки английской боевой машины, вес не более 16 тонн, вооружение — 45-мм пушка в главной башне и танковые пулеметы в малых. Танк планировалось оснащать комбинированной броней, которая включала в себя листы толщиной 10 мм на крыше, 17 мм на вертикальных поверхностях машины, в лобовой части — 20 мм.

Первый прототип нового танка получил обозначение Т-28-1, машина была выполнена из неброневой стали, танк был готов в мае 1932 года, тогда же он смог совершить свой первый испытательный пробег. В отличие от утвержденного ранее проекта, танк отличался установкой более мощного V-образного 12-цилиндрового поршневого авиационного двигателя модели М-17, имеющего водяное охлаждение. Также танк получил 37-мм пушку ПС-2, так как на тот момент танковая 45-мм пушка еще не была готова. Позднее этот прототип танка был представлен на суд Управления моторизации и механизации РККА. Управление оценило машину положительно, предложив при этом установку на танк дизельного двигателя ПГЕ, пушки ПС-3 калибра 76,2-мм и проведения еще ряда улучшений конструкции. В результате все пожелания заказчиков были выполнены, за исключением установки дизельного двигателя ПГЕ, так как его создание еще не было закончено.

Серийно новый танк по-настоящему начал выпускаться лишь в 1934 году, когда удалось изготовить 50 танков, а также запасные части к Т-28 на общую сумму в полмиллиона рублей. К этому времени удалось осуществить большой объем работ по реорганизации производственного цеха, перестановке необходимого при создании танка оборудования, выпуску большого числа специального мерительного и режущего инструмента. Также была налажена надежная кооперация со всеми предприятиями-смежниками по данному проекту.

Читать еще:  Гранатометы (Ручные, Автоматические станковые, Станковые, Подствольные, Винтовочные)

Корпус серийных танков Т-28 собирался из листов броневой стали толщиной 20-30 мм. В танке имелось 4 отделения различного назначения: механика-водителя, боевое, трансмиссионное и моторное. Одновременно с этим сам корпус танка выпускался в двух различных вариантах: клепано-сварным или цельносварным. Позднее в главной орудийное башне начали ставить 76,2-мм пушки КТ-28 или Л-10. Стоит отметить, что 76,2-мм пушка КТ-28 (кировская танковая) образца 1927-1932 годов с длиной ствола всего 16,5 калибров могла посылать бронебойный снаряд со скоростью всего 381 м/с. Пушка устанавливалась в главной башне танка, справа от нее, а также в нише башни монтировались 7,62-мм пулеметы ДТ.

Прицельный комплекс орудия КТ-28 включал в себя телескопический прицел образца 1930 года и перископ образца 1932 года. Механизм поворота башни танка имел как электрическое, так и ручное управление. В орудийной башне использовался подъемный механизм секторного типа — ручной. В еще двух малых башнях ставилось по одному пулемету ДТ. При этом главная башня танка обладала круговым сектором обстрела, тогда как малые пулеметные башни имели сектор обстрела в 165 градусов.

С 1938 года на танки Т-28 начали ставить новую более мощную танковую пушку Л-10, обладающую длиной ствола в 26 калибров. Скорость выпущенного из такой пушки снаряда достигала уже 555 м/с. Орудие было гораздо мощнее старой танковой пушки КТ-28. В новых танках также была использована оригинальная схема расположения боеприпасов — снаряды располагались во вращающихся боеукладках, расположенных под сиденьями наводчика и командира танка. В каждой такой боеукладке помещалось по 12 снарядов. Помимо этого, слева и справа от места механика-водителя находились вращающиеся барабаны — на 40 магазинов к пулеметам ДТ каждый.

Экипаж танка Т-28 включал в себя 6 танкистов: механика-водителя, командира танка, который одновременно был и заряжающим пушки и стрелком, радиста, который выполнял также функции второго заряжающего, наводчика, а также двух стрелков, располагающихся в пулеметных башнях.

За время серийного выпуска танка Т-28 вплоть до 1940 года конструкторы успели внести в танк порядка 600 различных правок, включая установку зенитной турели П-40, замену общего посадочного люка двумя. Помимо этого, удалось увеличить напряжение электромотора главной башни танка в 2 раза — с 12 до 24 В. Также приборы внутренней связи «Сафар», которые ставились на танках первой серии, заменялись отечественным танковым переговорным устройством ТПУ-6, рассчитанным на всех членов экипажа. На всех средних трехбашенных танках Т-28 были смонтированы радиостанции 71-ТК-1 или 71-ТК-3.

При этом в первые годы серийного выпуска (с 1933 по 1935 годы) танк страдал от хронических болезней, машина обладала большим количеством недостатков, которые в некоторых случаях были очень серьезными. По этой причине некоторые уже выпущенные танки надолго задерживались военной приемкой, а в уже сданных военным машинах приходилось работать над устранением дефектов. Работы велись прямо в войсках с привлечением специальных заводских бригад. Все это время советские инженеры не оставляли попыток по модернизации танка Т-28.

Осенью 1935 года в СКБ-2 приступили к реализации проекта по созданию «скоростного» варианта танка Т-28. Маневренные и скоростные качества трехбашенного танка предлагалось повысить за счет работ по перепроектированию коробки передач и бортовых редукторов. Свое первое испытание новый вариант танка, получивший обозначение Т-28А, прошел 11 сентября 1935 года. Танк без особого труда сумел показать скорость в 55,8 км/ч. После проведения необходимых проекту доработок в мае 1936 года комиссия провела очередные испытания танка — скоростной машины Т-28А «Сталин».

В заключении по результатам испытаний представители комиссии отметили, что скоростной танк Т-28А по своим ТТХ и конструктивным особенностям является полноценным боевым образцом и пригоден для эксплуатации в войсковых частях. Танки Т-28А начали строить серийно с июня 1936 года. До конца года их было собрано 52 штуки. В ноябре 1936 года на среднем трехбашенном танке Т-28А с заводским номером 1551 была смонтирована трансмиссия измененной конструкции. Во время проведения испытаний данного образца танк сумел показать рекордную скорость — 65 км/ч.

Применение средних танков Т-28 в Зимней войне с Финляндией выявило недостаточность бронирования машин. Учитывая это, была создана схема дополнительного экранирования танка. Боевые машины оснащались экранной броней в заводских условиях. Экранирование производилось методом приваривания дополнительных листов броневой стали толщиной 20-30 мм к корпусу танка и его башням. За счет экранирования толщину брони корпуса довели до 50-60-мм, а верхней части бортов машины и башен — до 40-мм. Такой ход позволил серьезно увеличить защищенность Т-28, но при этом самым негативным образом сказался на динамических характеристиках танка, так как его масса после экранирования вырастала до 32 тонн.

Экранирование Т-28 проводилось непосредственно на Кировском заводе в Ленинграде в 1940 году. Танки, прошедшие эту процедуру, получали обозначение Т-28Э (экранированный). Планировалось нарастить броню на всех имеющихся в наличии танках (более 400 единиц), но, по имеющейся документальной информации, всего экранировано было 111 танков. Из них 103 машины были экранированы полностью, еще 8 — частично. Большая часть экранированных средних танков Т-28 досталась частям Ленинградского военного округа (примерно 80%), еще 15% танков осели в Киевском особом военном округе, всего 2 таких танка успели получить части Западного особого военного округа.

Согласно информации на 1 января 1941 года, на вооружении РККА находилось еще 411 средних танков Т-28 различных модификаций. Изначально данные машины шли на комплектование отдельных тяжелых танковых полков РГК (Резерв главного командования), которые уже в декабре 1935 года решено было переименовать в отдельные тяжелые танковые бригады. В каждой такой бригаде состояло на вооружении 54 танка. Две из таких бригад — 20-я и 10-я, на вооружении которых состояли танки Т-28, успели принять участие в боевых действиях на Карельском перешейке. При этом танк не «молодел», к 1941 году Т-28 морально устарел, хотя по своему вооружению он превосходил все немецкие танки тех лет, а по уровню защищенности он уступал лишь одной машине — немецкому PzKpfw IV.

Танки Т-28 принимали активное участие в боевых действиях на первом этапе Великой Отечественной войны. Практически все эти машины были потеряны в летних боях 1941 года. Уцелевшие танки ограниченно использовались в боях вплоть до 1944 года. Последнее документально подтвержденное свидетельство использования танков Т-28 в бою относится к июлю 1944 года. Боевые машины применялись во время наступления частей Красной Армии в Карелии. Трофейные танки Т-28 также использовались вооруженными силами Финляндии. При этом на вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.

Т-28 – первый многобашенный танк РККА

Ближе к концу 20-х годов Советский Союз начал разрабатывать новые танки с повышенной маневренностью. Но уже спустя несколько лет стала поступать информация о строительстве в Великобритании танков Vikkers А6, которые имели массу около 16 т (значительную по тем временам).

Одновременно появился проект аналогичной машины Grosstraktor, разработанный германскими специалистами в обход Версальского договора. На основе анализа технических параметров тяжелых иностранных машин появилось решение о начале работ над отечественным аналогом, который впоследствии получил обозначение средний танк Т-28 (или машина прорыва).

История создания

В 1930 году в Великобритании побывала закупочная комиссия, которой продемонстрировали и новый в то время танк А-6. Но компания Vikkers отказалась продавать образец, предлагая взамен услуги по строительству новой машины, которую должны были создать в СССР. При этом запрашивались значительные денежные суммы, и навязывалась закупка легких машин. По этой причине Управление механизации РККА инициировало создание проекта танка, который был поручен академии имени Ф. Дзержинского и специальному конструкторскому бюро при ВОАО.

Проекты были представлены уже летом 1931 года, причем машина академии основывалась на элементах ходовой части от танка Т-26, а техника ВОАО была построена по подобию «виккерсовского» А-6. Этот проект, созданный С. Гинзбургом, О. Ивановым, В. Заславским и А. Гаккелем, изначально носил индекс Т-28.

Летом 1932 года опытный образец танка Т-28 был показан представителям РККА, которые одобрили машину.

Одним из замечаний стало требование применения дизельного мотора, а также улучшенного 76 мм орудия ПС-3. Проект доработали под новые запросы, но двигатель новой схемы танк не получил, поскольку изделие не вышло из стадии опытных работ. Командование бронетанковых частей РККА не стало дожидаться даже постройки новой машины, а сразу выдало задание на серийный выпуск.

Читать еще:  Ил-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ттх), история создания, испытания

Серийное производство и опытные образцы

Для сборки Т-28 был выбран завод «Красный Путиловец», поскольку предприятие обладало квалифицированным персоналом и необходимым станочным парком. Документация на новую машину поступила на завод уже в декабре 1932 года. Несмотря на возникавшие проблемы с оснасткой и оборудованием, первые 12 машин были собраны к 1 мая 1933 года.

Дальнейшее разворачивание производства шло трудно, возникали многочисленные проблемы технического и технологического плана. При этом завод работал совместно с другими предприятиями, поставлявшими компоненты для сборки. Всего до 1940 года «Красный Путиловец» собрал от 503 до 523 машин (точная цифра неизвестна).

Выпущенные машины разделяются на несколько серий, которые обличаются вооружением и элементами внешнего вида. Различают машины образца 1933, 1934, 1938 и 1940 гг. Наиболее отличным является последний вариант, получивший коническую основную башню, но таких машин было построено всего 13. После установки экранов на броню обозначение машин менялось на Т-28Э.

В 1936 году производились танки Т-28А, отличавшиеся уменьшенным передаточным отношением зубчатых пар трансмиссии.

Машины имели повышенную скорость хода, но в дальнейшем от идеи отказались.

Кроме того, существовал ряд опытных машин на базе шасси Т-28:

  • колесно-гусеничный Т-29;
  • инженерная машина ИТ-28, перевозившая мостовую ферму грузоподъемностью 50 т;
  • зенитный танк СУ-8;
  • самоходные установки со 152 мм мортирой и береговой пушкой;
  • самоходная гаубица СУ-14, оснащенная 203 мм орудием Б-4.

Конструкция

Корпус машины Т-28 собирался из листов брони, изготовленных по технологии прокатки. Для усиления конструкции использованы треугольные косынки, добавившие корпусу жесткости на кручение и устойчивости к попаданиям снарядов. Все ранние машины, выпущенные вплоть до конца 1936 года, имели корпуса, собранные на заклепках из листов брони гомогенного типа.

Позднее стала применяться сталь с поверхностной цементацией, технология сборки корпуса стала комбинированной – клепано-сварной. В 1936-38 гг. использовались оба варианта конструкции. После 1938 года производились только клепано-сварные изделия.

В передней части размещалось рабочее место механика-водителя, которое защищалось откидным экраном со смотровой щелью и стеклом «триплекс». Водитель попадал на свое место через люк, выполненный в крыше надстройки. Применение фронтального люка обеспечивало улучшенный обзор механику, но элемент заклинивался от попаданий осколков и крупнокалиберных пуль.

Несколько танков Т-28 в процессе Зимней войны оснастили модернизированным лючком с установленной броневой пластиной толщиной 20 мм.

Броневая защита стандартного танка состояла из листов следующей толщины:

  • лобовые листы корпуса – 15-30 мм;
  • бортовая часть – 20 мм;
  • кормовая секция – 20 мм;
  • лобовая и боковая части башни – 20 мм;
  • горизонтальные элементы корпуса – 10-18 мм.

Позднее было проведено усиление защиты путем установки сваркой броневых экранов толщиной 20-30 мм. Мероприятие заметно повысило устойчивость корпуса Т-28 к артиллерийскому огню, но масса экранированной машины выросла до 32 т.

В кормовой части размещалась силовая установка, включавшая в себя адаптированный для наземной работы авиационный 12-цилиндровый мотор М-17, развивавший мощность 450 л.с. Запас топлива размещался в 2 емкостях, расположенных по бокам корпуса в трансмиссионном отсеке. Суммарная вместимость составляла 660 л, в качестве топлива использовался бензин сорта Б-70. Авиационное прошлое сказалось на системе зажигания, которая состояла из 2 магнето.

Крутящий момент от мотора передавался на 5-скоростную механическую коробку при помощи фрикциона сухого типа. В конструкции трансмиссии предусмотрен предохранитель, исключающий возможность включения передачи без разрыва потока мощности. По бортам танка расположены бортовые редукторы с многодисковыми фрикционами, а также ленточные тормоза.

В состав ходовой части входят по 12 спаренных опорных катков, установленных на подпружиненных балансирах. Ведущее колесо расположено сзади, натяжение гусеницы производится смещением ленивца.

На ранних Т-28 устанавливалась 76 мм пушка КТ-28 построенная на базе ствольной части полкового орудия.

Были доработаны откатные и накатные приспособления, конструкция которых соответствовала специфике танкового орудия. Пушка монтировалась в маске, оснащалась прицелами перископической и телескопической схем. Позднее, с весны 1938 года, стало использоваться орудие Л-10 с аналогичным калибром, имевшее ствол увеличенной длины.

По правой стороне от орудия имелось шаровое яблоко, предназначенное для пулемета ДТ. Аналогичное устройство имелось в нише башни (не на всех выпущенных Т-28). По 1 пулемету с сектором обстрела 165⁰ располагалось в малых башнях.

На борту машины Т-28 имелось 69 патронов к пушке, имевших осколочно-фугасные и шрапнельные гранаты. Бронебойных снарядов в комплекте ранних пушек не имелось, они появились лишь с появлением Л-10. Применение подобных боеприпасов, пробивавших с дистанции 1000 м плиту толщиной 50 мм (под углом 30⁰ к вертикали), заметно повысило боевую ценность Т-28. К пулеметам полагалось перевозить 126 магазинов общей вместимостью 7938 патронов.

Вооружение Т-28 размещалось в 3-х башнях. Основная башня сварной или комбинированной конструкции расположена по оси машины. В кормовой нише выполнена щель бугельной установки пулемета, позднее замененной шаровой системой. Для доступа внутрь применены люки, расположенные на крыше. Конфигурация деталей менялась в процессе производства танка. На машинах, выпущенных после 1936 года, применена турельная установка для зенитного пулемета.

На панели крыши имелась подштамповка в виде 5-конечной звезды, которая облегчала опознание машины с воздуха. На боковых стенках имеются лючки для ведения огня из личного оружия. Полик башни совершал вращение совместно с корпусом. Между сидений и на стойках располагались стеллажи для укладки патронов к орудию. Внутри находился командир танка, наводчик и заряжающий, который одновременно являлся оператором бортовой радиостанции.

Малые пулеметные башни идентичны по конфигурации за исключением боковых панелей, на которых имелись смотровые щели.

Башни 1-местные, оснащены откидными люками. Слабость защиты башни привела к установке усилителя шаровой, а затем монтажу экранов из брони. На боковой части танков Т-28 размещались ящики для приборов дымопуска. Конфигурация и конструкция узлов зависит от года сборки машины.

Боевое использование

Поступление машин Т-28 на вооружение началось в 1933 году, к концу 1935 года подразделения были преобразованы в отдельные тяжелые танковые бригады, дислоцировавшиеся в западных регионах СССР. Одновременно шла активная подготовка экипажей, осуществлявшаяся в Орле и Ленинграде. Материальная часть принимала участие в маневрах и парадах. К началу 1938 года в РККА числилось 262 машины Т-28.

Спустя полтора года состоялся боевой дебют машин, которые приняли участие в «освободительном походе» на территорию Польши. В ходе движения часть подразделений столкнулась с дефицитом топлива, из-за этого отставшим танкам пришлось догонять ушедшие вперед армейские части. Во время похода происходили отдельные боевые столкновения с польскими частями, в результате которых потерь среди Т-28 не отмечено.

Казалось бы, карьера Т-28 шла без запинок, но в конце осени 1939 года началась война с Финляндией. Танки Т-28 приняли участие в поддержке наступления вглубь финской территории, которое поначалу развивалось успешно. Но по мере продвижения сопротивление врага нарастало, к началу декабря было повреждено огнем финской артиллерии 6 танков. Одновременно вскрылось плохое взаимодействие пехотных и танковых подразделений РККА, в результате которого техника шла в атаку без поддержки живой силы. И наоборот, пехота категорически не продвигалась вперед без поддержки бронированной техники.

13 декабря в ходе атаки на линию Маннергейма были разбиты на минных полях и артиллерийским огнем 3 танка Т-28, экипажи частью погибли, частью смогли выйти к своим войскам.

К похожим результатам привели и последующие атаки. Так, в ходе боев 19 декабря было уничтожено 29 машин из состава 20-й бригады. Из-за тяжелых потерь и износа материальной части бригаду вывели в тыл вплоть до начала февраля 1940 года.

После возвращения на фронт танки стали использоваться для уничтожения отдельных огневых точек финнов и ведения разведывательных действий. При разрушении огневых точек использовался подвоз взрывчатки весом 1-3 т на специальных санях, крепившихся к корме танков Т-28. Атаки производились совместно с пехотными подразделениями РККА. Установка заряда велась саперным взводом, который прикрывали стрелковые части. При прорыве линии Маннергейма, состоявшемся 13 февраля, были потеряны 4 танка Т-28.

В ходе дальнейшего наступления вглубь Финляндии отмечались одиночные столкновения с танками «Виккерс», имевшимися на вооружении противника. Всего за время боев в Финляндии было потеряно почти 500 танков, большая часть из которых была впоследствии восстановлена. По официальным данным безвозвратно утраченными оказались только 30 танков Т-28, которые полностью выгорели. Еще два экземпляра достались финнам и эксплуатировались долгое время.

К началу Великой Отечественной войны в военных округах находился 481 танк Т-28 (причем часть из этих машин находилось в ремонте). Первые бои с немцами для Т-28 начались на территории Литвы, в результате наступление противника в районе реки Неман удалось замедлить, но все имевшиеся в строю машины были уничтожены, а уцелевшие – подорваны экипажами.

Читать еще:  Коллиматорный прицел lider ljm-2: характеристики, устройство, фото

Материальная часть, находившаяся на Минских складах, была захвачена германскими войсками, которые впоследствии применяли ее против советских войск. При этом единичный Т-28 под управлением старшины Д. Малько сумел пройти весь город, ведя бои с немецкими подразделениями. Машина была уничтожена на окраине Минска, но часть экипажа спаслась и вышла к своим подразделениям.

На юго-западном направлении применению Т-28 помешал острый дефицит запасных частей, которые требовались для текущего ремонта изношенной техники. В итоге уже к 1 августа все машины были потеряны в боях или брошены по пути отступления. На ленинградском направлении использование Т-28 оказалось более эффективным, но постепенно машины выбывали из строя из-за повреждений и потерь.

Последние случаи использования танков под Ленинградом относятся к концу 1942 года.

Затем Т-28 передали в учебные части, которые эксплуатировали технику еще весной 1944 года. Отмечено применение небольшого числа Т-28 во время боев под Москвой зимой 1941-42 гг.

Т-28 в армиях других стран

В ходе летних боев 1941 года финны захватили 10 экземпляров Т-28, из которых на ход удалось поставить 5 машин (в том числе 1 экранированный образец). Танки совместно с 2 трофеями Зимней войны прослужили до 1951 года. Постепенно на броню машин установили дополнительные элементы, созданные по подобию экранированного варианта танка Т-28.

В немецкой армии танку присвоили индекс Pz.Kpfw.746(r), но фактически таких машин в штатном расписании не было. Очевидно, трофейные танки Т-28 использовались немцами эпизодически, а по мере выхода из строя бросались, а позднее переплавлялись на металл. Как минимум 1 машина тестировалась на полигоне в Германии (Куммерсдорф), дальнейшая судьба танка неизвестна. Как минимум несколько танков Т-28 были захвачены румынскими и венгерскими частями, но в боях участия не принимали. Причем венгерская машина была найдена в 1945 году в захваченном Будапеште.

Прямым аналогом советского танка является английская машина Cruiser Mark I, построенная компанией Виккерс. В основе британского танка лежит все тот же А-6, но по вооружению и защищенности машина заметно уступает советскому конкуренту.

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-28 – это советский средний трехбашенный танк прорыва, который был разработан и выпущен еще до Великой Отечественной войны и стал первым средним танком в СССР, запущенным в серийное массовое производство.

История создания Т — 28

В 30-х годах XX века советская армия очень нуждалась в танке, который мог бы поддерживать пехоту во время прорывов укреплений противника. Для этого наш инженер Гинзбург отправился в Великобританию, чтобы ознакомиться с прототипом «Виккерса». Купить прототип «Виккерса», к сожалению, не получилось, так что было решено создать танк своими силами.

К июлю 1931 года было готово два независимых проекта, из которых был выбран танк Т-28, разработанный в конструкторском бюро ВОАО под руководством того же Гинзбурга.

К маю 1932 года прототип Т-28 из неброневой стали был закончен и выпущен на полигон. После испытаний его сильно переработали, и в октябре 1932 года запустили в серийное производство.

T-28 в Москве

ТТХ Т — 28

Общая информация

  • Классификация – средний танк, танк прорыва;
  • Боевая масса – 25,4 т;
  • Компоновочная схема – классическая, трехбашенная;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Производитель – Ленинградский Кировский завод;
  • Годы производства – 1933-1940;
  • Годы эксплуатации – 1933-1944 в ССРР, 1940-1951 в Финляндии;
  • Выпущено – 503 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 7370 мм;
  • Ширина корпуса – 2870 мм;
  • Высота – 2625 мм;
  • Клиренс – 500 мм.

Бронирование

  • Тип брони — Стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх)- 30 мм;
  • Лоб корпуса (середина) – 15 мм;
  • Лоб корпуса (низ)- 30 мм;
  • Борт корпуса — 20+10 мм;
  • Корма корпуса — 18-20 мм;
  • Днище – 15-18 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 20 мм;
  • Маска орудия – 20 мм;
  • Борт башни — 20 мм;
  • Корма башни – 20 мм;
  • Крыша башни – 10-15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
  • Тип пушки – танковая;
  • Длина ствола — 16,5 (КТ-28) калибров / 26 (Л-10) калибров;
  • Боекомплект пушки – 69;
  • Углы ВН — +25°/−5°
  • Углы ГН — 360° (главная башня), 165° (малая башня);
  • Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года;
  • Пулемёты – 4-5 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
  • Мощность двигателя – 450 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе — 180-190 км;
  • Запас хода по пересечённой местности — 120-140 км;
  • Удельная мощность — 17,7 л.с./т;
  • Тип подвески — полностью сблокированная, на вертикальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,62 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 37°;
  • Преодолеваемая стенка — 1,0 м;
  • Преодолеваемый ров — 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.

Модификации танка

В разные годы Т-28 выпускался в несколько измененных модификациях, которые, однако, не имели каких-то особых названий:

  • Т-28-1. Образец 1932 года, выпущенный перед серийным производством. Был вооружен 45-мм пушкой и тремя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1933 года. Производился до 1934 года, всего была выпущена 41 машина. Был вооружен 76,2-мм пушкой и 4-мя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1934 года. Основной образец, производившийся до 1938 года. Вооружен такой же пушкой и 4-5 пулеметами ДТ. Всего было выпущено 266 машин;
  • Т-28 1938 года. Еще один основной образец, производившийся до 1940. На вооружении была 76,2-мм пушка Л-10 и пять пулеметов ДТ. Всего выпущена 131 штука;
  • Т-28 1940 года с таким же вооружением и конической главной башней. Выпущено 13 машин.

Были у танка Т-28 и модификации:

  • Т-28Э – экранированный танк. В 1940 году из ранее построенных танков было заэкранировано 111 машин;
  • Т-28А. Скоростная модель со скоростью 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. В 1936 было построено 52 таких машины.

Экспериментальные образцы

  • Т-28А-2 – танк Т-28А, после модификации способный развивать скорость до 65 км/ч по шоссе;
  • Т-28ПХ – танк, который был способен преодолевать водные преграды глубиной 4,5 метра.

Применение Т-28

До 1939 года Т-28 не участвовал в боевых действиях, но постоянно применялся на учениях и войсковых маневрах, а также в военных парадах в Москве, Ленинграде и Киеве.

До Великой Отечественной войны танк участвовал в походе на Польшу и Зимней войне с Финляндией, причем в процессе применения конструкция танка все более совершенствовалась.

Ко Второй мировой Т-28 достаточно сильно устарел, но все равно оставался грозной силой для противника — по своим ТТХ он превосходил практически все танки Германии и ее союзников в тот период. К сожалению, из-за нерационального использования Т-28, их большая часть была потеряна еще в начале войны, причем в основном это было связано с техническими неисправностями, а не с потерями непосредственно в бою.

В то же время, в опытных руках Т-28 оказывался весьма эффективен. Этот танк принял участие в героическом рейде по захваченному фашистскими войсками Минску 3 июля 1941 года. Майор танковых войск Васечкин, механик-водитель Дмитрий Малько и три курсанта въехали в Минск, сбивая пехоту, тараня грузовики и ведя обстрел из пулеметов и пушки. Операция нанесла немалый ущерб немецким войскам.

Последним годом советской службы Т-28 считается 1944 год, когда этот танк участвовал в наступлении Красной армии в Карелии.

Т-28 применялись не только в СССР. Часть захваченных танков поставила в строй Германия, однако данных об их успешном применении нет. Также несколько Т-28, захваченных еще в Зимнюю войну, до самого 1951 года эксплуатировались Финляндией.

Память о танке

На 2014 год известно о пяти сохранившихся Т-28, и еще о некотором количестве деталей этих танков.

  • Танк 1936 года, единственный образец с орудием КТ-28, выставлен в Центральном музее ВС в Москве;
  • Танк 1938 года, отреставрированный клубом «Арьегард». Сейчас нигде не выставлен, но в скором времени, возможно, будет отправлен в музей «Боевая Слава Урала»;
  • В Центральном музее ВОВ на Поклонной горе выставлена малая башня, вероятно принадлежавшая Т-28;
  • Два экранированных Т-28 образца 1938 года находятся в Финляндии, в танковом музее в Пароле;
  • Еще один экранированный Т-28 1938 года располагается в воинской части в Миккели;
  • На военном полигоне Хямеэнлинны находится груда обломков, которая раньше также была Т-28.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector