0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк ис-1: тяжёлый, технические характеристики (ттх), конструкция, история создания, боевое применение

Обзор танков серии ИС

В данной статье рассмотрим, чем знаменательны танки серии ИС, их вклад в мировую военную науку. Данная серия тяжёлых советских танков разрабатывалась и выпускалась во время Второй Мировой Войны и в послевоенное время и была названа в честь советского вождя Иосифа Сталина. Ниже приведён обзор всех танков данного семейства.

Танк ИС 1 и танк ИС 2 являются первыми в серии тяжёлых танков ИС. Были разработаны в период Великой Отечественной войны и начали выпускаться в 1943 году. За основу были взяты советские танки КВ 1 и КВ 13. Предпосылкой для создания новых танков стало появление на вооружении немецкой армии танков модели «Тигр«.

Боевое применение ИС 1 в истории Великой Отечественной войны было неудачным, поскольку орудия танка не всегда могли пробить броню боевых машин противника.

ТТХ ИС 2 не имело отличий от ИС 1, вес составляет 46 тонн, однако на танк было установлено более мощное вооружение (122 мм. пушка), поэтому было принято решение о широком производстве именно этой модели. Скорострельность орудия согласно описанию составляла 3-4 выстрела в минуту, однако по описанию очевидцев, в условиях боевых действий скорострельность могла достигать 5-6 выстрелов в минуту.

Боевое применение ИС 2 сложно переоценить. Танковые дивизии лучшим образом зарекомендовали себя при штурме городов, которые в то время представляли собой неприступные крепости. Также благодаря тяжелому вооружению, ИС 2 отлично показал себя в столкновениях с немецкими «Пантерами» и «Тиграми».

На основе ИС 2 также были разработаны и выпущены в производство тяжёлые истребители танков ИСУ-122 и ИСУ-122С, в которых были значительно переработаны системы пушек.

Всё же модель имела слабые места, такие как слабое бронирование и ненадёжный двигатель, поэтому советским командованием принято решение о разработке схем последующих моделей.

Поскольку ИС 1 и ИС 2 имели уязвимые места, необходимо было работать над новыми образцами. Танк ИС 3 также был разработан в период Великой Отечественной войны, однако не успел принять участия ни в одном бою, поскольку первые модели были выпущены в мае 1945 года. Работа над чертежами модели, первоначально носившая название «Кировец-1» была начата летом 1944 года.

Танк разрабатывался в первую очередь как машина, способная выдержать бой с техникой противника. Лобовая часть танка была способна выдержать снаряд любого танка того времени и противотанкового орудия, боковые части благодаря большому бронированию также защищали от большинства снарядов.

Танк, как и его предшественник ИС 2, оснащался мощной бронебойной 122-мм пушкой Д-25Т. Благодаря характерной форме верней лобовой части танк получил прозвище «Щука».

Несмотря на отличные защитные характеристики, данная модель имела и слабые места — выход из строя двигателя, проблемы с ходовой частью и трансмиссией. Вследствие этого в 1946 году было принято решение о снятии танка с производства.

Работа над чертежами модели нового танка была начата в 1944 году. Танк ИС 4 был окончательно разработан и принят на вооружение СССР в 1947 году. Модель является продолжением ИС 2, однако имеет более прочное бронирование. Вес танка составлял около 60 тонн, из-за чего было принято решение установить более мощные двигатели В-12 мощностью 750 л.с. (до этого на танки данного семейства устанавливались двигатели мощностью 520 л.с.).

В ходе эксплуатации было выявлено, что танк имеет слабые места. Например, масса танка превышала грузоподъёмность большинства мостов того времени, схема трансмиссии оказалась весьма ненадёжной, поэтому после выпуска небольшой серии, танк был снят с производства.

Танк ИС 5 имел практически идентичную конструкцию с ИС 4. Главным отличием стала 100-мм пушка С-34, которая, однако, не смогла зарекомендовать себя. Вследствие этого, ИС 5 так и остался опытным образцом. Несмотря на это, история ИС 5 не заканчивается, один из вариантов танка, объект 730 стал родоначальником последующей модели ИС 8.

Ещё одной моделью, которая можно сказать осталась лишь в чертежах и схемах, стал танк ИС 6. Разработка танка была начата в 1943 году. Модель имела некоторые новшества по сравнению со своими предшественниками. Например, схема танка предусматривала электромеханическую трансмиссию. Однако ттх танка не имели явных преимуществ перед серийными моделями ИС 2 и ИС 3, поэтому советским командованием было принято решение о закрытии проекта.

Работа над чертежами танка ИС 7 началась в 1945 году, а первые испытания были проведены в 1947. За основу танка была взята модель ИС 3, но имел ряд изменений:

экипаж увеличен до 5 человек (из-за достаточно большого веса снарядов был добавлен второй заряжающий)
130-мм пушка С-70, которая была разработана на основе морского корабельного орудия
полуавтоматический затвор орудия, что позволяло увеличить скорострельность пушки до 6-8 выстрелов в минуту

Носовая часть танка была спроектирована по схеме «щучий нос», как и у предшественника, однако бронирование модели было увеличено.

Башня ИС 7 имела очень большие размеры из-за установленного количества брони, однако отличалась небольшой высотой.

Обзор танка позволяет сделать вывод, что большинство его характеристик обогнали своё время, однако танк так и не приняли на вооружение.

На основе ИС 7 также разрабатывались варианты самоходных артиллерийских установок, но они также остались лишь прототипами.

Работа над танком ИС 8 началась в 1944 году. Существовали модификации данной машины ИС 9 и ИС 10, однако после смерти Иосифа Сталина было принято решение переименовать модель в Т-10. Благодаря своим характеристикам, в 1954 году танк принят к производству и выпускался до 1966 года, а на вооружении состоял аж до 1993, то есть практически 40 лет. Несмотря на это, танк так и не принимал участия ни в одном бою.

Танк, как и его предшественник ИС 3, имел «щучий нос», но более мощное бронирование. Вес танка составляет около 50 тонн. На ИС 8 была установлена уже зарекомендовавшая себя 122-мм пушка. Также дополнительно танк оснащался двумя 12.7-мм пулемётами ДШКМ. Первый был спаренным с основным орудием, второй имел турельную конструкцию и размещался на крыше башни. В более поздних модификациях вместо ДШКМ устанавливались 14.5-мм пулемёты КПВТ.

Читать еще:  Taurus 85 Defender: классический револьвер для личной защиты

На основе Т-10 (ИС 8) было создано несколько модификаций танков:

  • Т-10А — на модель была установлена новая пушка со стабилизатором вертикальной плоскости, появление прибора ночного видения
  • Т-10Б — установлена усовершенствованная система прицеливания
  • Т-10БК — командирский вариант Т-10Б
  • Т-10М — разработанный и выпущенный в 1957 году, танк имел несколько новшеств: усовершенствованная 122-мм пушка, измененная и усиленная конструкция башни, противоатомная защита.

Также Т-10 (ИС 8) стал основой для создания таких машин, как:

  • объект 268 — самоходная артиллерийская установка (САУ)
  • ТЭС-3 — передвижная атомная электростанция
  • РТ-15 и РТ-20 — пусковые установки, созданные на основе шасси Т-10
  • 2Б1 — самоходная миномётная установка, предназначенная для стрельбы ядерными боеприпасами

Однако большинство этих и других разработок остались лишь на схемах и чертежах.

Заключение

Данный обзор даёт информацию о том, что начиная с Великой Отечественной войны и практически до конца 20 века танки серии ИС имели большое значение в военной истории. Т-10 (ИС 8) является одним из последних тяжёлых танков в мире. Поскольку современное вооружение армии имеет огромную боевую мощь, броня тяжёлых танков стала менее актуальной. Боевое применение находят лёгкие и средние танки, способные справляться с большим количеством задач в условиях молниеносных боевых действий.

Видео о танках ИС

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

ИС-1 и ИС-2 – советские тяжелые танки, название которых расшифровывается как «Иосиф Сталин».

История создания

Начало работ над танком ИС-1 связано с появлением на фронте зимой 1942-1943 гг. тяжелого немецкого танка «Тигр», с которым КВ-1, Т-34 и КВ-1С не могли справляться, то есть банально не пробивали его. В результате постановления №2943сс Челябинскому заводу №100 требовалось предоставить два образца танка ИС на государственные испытания.

В постройке образцов использовались некоторые детали от КВ-13. На первый образец (ИС-1) поставили классическую 76-мм пушку ЗиС-5, а на второй образец (ИС-2, но никакого отношения к серийному ИС-2 не имеет) поставили 122-мм гаубицу от КВ-9. ИС-1 получил заводское название «Объект 233», еще позже его будут называть ИС-85. Почему? Рассмотрим чуть позже.

Испытания длились чуть меньше месяца. И они показали, что у танка очень удачная компоновка, хорошая скорость и маневренность. Но под конец испытаний были получены точные данные о бронировании «Тигра», и 15 апреля вышло постановление о создании мощных танковых орудий и установки их в новые танки.

В июне четыре 85-мм танковые пушки (две С-31 и две Д-5Т) были готовы для установки в танки. Однако возникла проблема с башней. Новые пушки не влезали в старую башню, поэтому пришлось ее увеличить, а в результате увеличить также длину корпуса на 420 мм. Стоит отметить, что башня теперь была по виду такая, как и у прошлого ИС-1. К концу испытаний выяснилось, что ИС №2 с пушкой Д-5Т показал себя лучше. Дальнейшие испытания происходили на полигоне в Кубинке, тогда же туда прибыл и новый КВ-85 с той же пушкой Д-5Т. Обе машины успешно прошли все испытания и 4 сентября были приняты на вооружение Красной армии.

Стоит отметить, что в том же постановлении, где говорится о принятии на вооружение ИС-1, говорилось и о создании ИС-2 с калибром пушки 122-мм, так же там говорилось о создании ИСУ-152. Почему же выбрали калибр 122-мм? Почему не 100-мм? Не 115-мм? Дело в том, что Ж. Я. Котин, проанализировав Курское сражение, заметил, что с танком «Тигр» наиболее удачно боролись 122-мм корпусные пушки А-19. В КБ №9 как можно быстрее сделали чертеж новой пушки в башне ИС-85, и Котин лично предоставил проект И.Сталину, который одобрил проект и приказал как можно быстрее приступить к испытаниям. Поэтому буквально через две недели опытный образец был готов к испытаниям. ИС-2 было дано заводское название «Объект 240». Испытания прошли очень быстро и успешно. Однако во время испытаний при одном из выстрелов разорвало дульный тормоз Т-образного типа — пришлось устанавливать немецкий. В 1944 году, кстати, разработали новый дульный тормоз для ИС-2.

ИСУ — 152

Позже изменилась еще и форма лобового бронелиста, т.к. немецкие пушки 43-их 44-ых годов с легкостью пробивали броню ИС-2 (и ИС-1 соответственно). Таким образом, лобовой лист выпрямили по всей поверхности, и он стал «прямым». Это дало возможность не увеличивать толщину лобовой брони при увеличении бронезащиты.

К слову сказать, ИС-1 был снят с производства уже в январе 1944 года, через 4 месяца после начала производства. В завершении истории наверно стоит отметить, что названия ИС-1 и ИС-2 присуждены были только с марта 1944 года, до этого они назывались ИС-85 и ИС-122 соответственно.

Вооружение

Рассмотрим и 85-мм и 122-мм пушки. Их характеристики будут записаны рядом, 85-мм/122-мм.

  • Масса орудия, кг – 2480/Неизвестно
  • Боекомплект, сн. — 59/28. Стоит отметить, что на пушку Д-25Т(122-мм) производились только бронебойные снаряды.
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 792/800
  • Прицельная дальность, м, — 2000/3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5° +22°/−3°…+20°

Бронепробиваемость:

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 105/90° / 155/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. — 100/90° / 145/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 85/90° / 125/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 8/ до 1,5, позже до 2.

Дополнительное вооружение:

Три 7,62-мм пулемёта ДТ: курсовой, спаренный с орудием, и кормовой, установленный в задней части башни / Аналогично. С 1945 года на крыше башни устанавливался крупнокалиберный пулемет ДШК.

Тактико-технические характеристики

Сравнение боевых характеристик будет происходить таким же образом, как и при сравнении вооружения.

  • Масса, т — 44/46
  • Экипаж, ч — 5. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель, Стрелок-радист / Аналогично.
  • Длина корпуса, мм — 6770/6770
  • Ширина корпуса, мм — 3070/3070
  • Высота, мм — 2735/2630

Бронирование

Градусы измеряются по отношению к вертикальной поверхности.

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/30° / 120 / 60°
  • Лоб корпуса(середина), мм/град. — 60/78° / Не существовало
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 90/30° / 100/30°
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 90/0° / 90 / 15°
  • Борт корпуса (низ), мм/град. — 90/0° / 90 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60/49° / 60/49°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 60/41° / 60/41°
  • Днище, мм — 20 / 20
  • Крыша корпуса, мм — 30 / 30
  • Маска орудия, мм/град. — 100 / 100
  • Лоб башни, мм/град. — 100/Кабанья голова / 100/Кабанья голова
  • Борт башни, мм/град. — 100/15° / 90 / 20°
  • Корма башни, мм/град — 100/15° / 90 / 30°
  • Крыша башни, мм — 30 / 30
Читать еще:  Обзор пневматического пистолета blow h 01: характеристики, устройство, апгрейд, фото и видео

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 520/520
  • Максимальная скорость, км/ч — 37/37
  • Запас хода по шоссе, км — 240/240
  • Удельная мощность, л. с./т — 11,8/11,3
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°/36°

Модификации и машины на базе ИС-1 и ИС-2:

  • ИС-2М – «Модернизированный». Заменен двигатель, при этом мощность его не изменилась, имеются изменения ходовой части, увеличены размеры башни, за счет чего был увеличен боекомплект до 35 снарядов, был убран курсовой пулемет, и имелось еще несколько незначительных изменений. Машина была снята с вооружения Российской Федерации только в 1995 году. На данный момент ИС-2М состоят на вооружении Кубы в количестве 12 штук и служат неподвижными боевыми точками береговой охраны.
  • ИСУ-152 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-1 в октябре 1943 года.
  • ИСУ-122 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-2 в декабре 1943 года. На ней стоит такое же орудие, что и на ИС-2.

Боевое применение

В Великую Отечественную войну танки ИС-1 и ИС-2 активно участвовали в сражениях с 1943-1944 годов, и практически все дошли до конца войны. После ВОВ в боевых действиях участвовали только танки ИС-2. Есть информация, что они принимали участие в Корейской войне, но никаких данных, подтверждающих это, не найдено.

Танки в культуре

ИС-1 можно встретить в целом ряде компьютерных игр: World of Tanks, War Thunder и т.п.

ИС-2 в культуре является гораздо более популярным по сравнению с ИС-1. Эти танки встречаются во множестве кинокартин:

  • Отец солдата;
  • Блокада, где ИС-2 использован как КВ-1;
  • «Танк «Клим Ворошилов-2» — использован как КВ-2;
  • «На войне как на войне» — использован как Pz.V «Panther».;
  • «Белый тигр» — использован как Pz.VI «Tiger».

Также ИС-2 появляется в огромном количестве компьютерных игр: «World of Tanks», «War Thunder», «Ил-2 Штурмовик», «Блицкриг», «Sudden Strike» и т.д.

Память о танках

Ни один первый ИС до наших дней не дошел, а вот ИС-2 сегодня можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке, в музее-панораме «Сталинградская битва», в «Огненной дуге», в музее боевой славы омичей, и еще в ряде музеев России.

ИС-1 – основоположник семейства

В 1941 году имевшиеся в РККА тяжелые танки КВ-1 без проблем боролись с любой бронетехникой Вермахта. Основным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, приведшая к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый танк «Тигр», бороться с которым на равных КВ-1 с 76 мм пушкой уже не мог.

Начиная с 1942 года стали появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками увеличенного калибра. Наиболее успешным стал танк ИС-1, который послужил базой для еще более тяжеловооруженной машины ИС-2, продержавшейся в строю до середины 90-х годов.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Описание конструкции

Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.

Башня обтекаемой конфигурации, изготовлена по технологии литья, толщина стенки 100 мм.

Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.

Читать еще:  Ан-225 «мрия»: самый большой грузовой самолет

Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.

Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.

В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.

Ходовая часть оборудовалась торсионами.

Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.

ИС-1 (ИС-85) — тяжёлый танк

В фев­ра­ле 1944 го­да имев­шие­ся в со­ста­ве Крас­ной Ар­мии пол­ки про­ры­ва, уком­плек­то­ван­ные тан­ка­ми КВ, бы­ли пе­ре­ве­де­ны на но­вые шта­ты. Од­но­вре­мен­но на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние но­вых час­тей, ос­на­щен­ных ма­ши­на­ми ИС, ко­то­рые ста­ли име­но­вать­ся тя­же­лы­ми тан­ко­вы­ми пол­ка­ми. При этом им еще при фор­ми­ро­ва­нии при­сваи­ва­лось на­име­но­ва­ние «гвар­дей­ский». По шта­ту в но­вых пол­ках на­счи­ты­ва­лось 375 че­ло­век лич­но­го со­ста­ва, че­ты­ре тан­ко­вые ро­ты ИС (21 танк), ро­та ав­то­мат­чи­ков, ро­та тех­ни­че­ско­го обес­пе­че­ния, зе­нит­ная ба­та­рея, са­пер­ный, хо­зяй­ст­вен­ный взво­ды и пол­ко­вой ме­ди­цин­ский пункт. Фор­ми­ро­ва­ние ве­лось в Тес­ниц­ком тан­ко­вом ла­ге­ре под Ту­лой. Осо­бен­но­стью эки­па­жа тя­же­ло­го тан­ка ИС бы­ло на­ли­чие в нем двух офи­це­ров — ко­ман­ди­ра тан­ка и стар­ше­го ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и двух сер­жан­тов — на­вод­чи­ка ору­дия и за­ря­жаю­ще­го (он же млад­ший ме­ха­ни­к-во­ди­тель). По­доб­ный со­став эки­па­жей го­во­рит о важ­но­сти за­да­чи, ко­то­рая воз­ла­га­лась на но­вые ма­ши­ны и воо­ру­жен­ные ими гвар­дей­ские пол­ки. К со­жа­ле­нию, толь­ко не­боль­шая часть эки­па­жей вое­ва­ла ра­нее на тя­же­лых тан­ках КВ и «Чер­чилль» и име­ла бое­вой опыт. В ос­нов­ном же лич­ный со­став при­бы­вал из учи­лищ, ино­гда по­сле до­пол­ни­тель­ной под­го­тов­ки на ЧКЗ. При от­прав­ке на фронт к пол­кам при­ко­ман­ди­ро­вы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли ГБТУ для на­блю­де­ния за ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых тан­ков.

Пер­вые три пол­ка (1-й, 29-й и 58-й) по­сту­пи­ли в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние ко­ман­дую­ще­му 1-й гвар­дей­ской ар­ми­ей, ко­то­рая на­но­си­ла глав­ный удар в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. Еще два пол­ка (8-й и 13-й) во­шли в со­став 2-й гвар­дей­ской тан­ко­вой ар­мии и вме­сте с дру­ги­ми час­тя­ми при­ня­ли на се­бя ос­нов­ной удар 16-й, 17-й и 1-й не­мец­ких тан­ко­вых ди­ви­зий, пы­тав­ших­ся де­бло­ки­ро­вать груп­пи­ров­ку, ок­ру­жен­ную со­вет­ски­ми вой­ска­ми у г. Кор­сунь-Шев­чен­ков­ский.

Од­ним из пер­вых всту­пил в бой 13-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва. 15 фев­ра­ля 1944 го­да, имея в сво­ем со­ста­ве 21 танк ИС-85, он при­был в рай­он Фас­тов — Бе­лая Цер­ковь. По­сле мар­ша полк по­лу­чил за­да­чу под­дер­жать ата­ку 109-й тан­ко­вой бри­га­ды на д. Ли­сян­ка, для че­го ко­ман­ди­ром пол­ка бы­ла вы­де­ле­на ро­та — пять тан­ков ИС. К мо­мен­ту всту­п­ле­ния ее в бой по­след­ние Т-34 109-й тан­ко­вой бри­га­ды, ата­ко­вав­шие Ли­сян­ку в лоб, бы­ли под­би­ты «пан­те­ра­ми» и про­ти­во­тан­ко­вы­ми и штур­мо­вы­ми ору­дия­ми нем­цев. Под­пус­тив ИСы на рас­стоя­ние 600-800 м, не­мец­кие тан­ки и САУ от­кры­ли шкваль­ный огонь и в те­че­ние 10 ми­нут под­би­ли все на­ши тя­же­лые ма­ши­ны, при этом две из них сго­ре­ли. Ка­ж­дый танк по­лу­чил от 3 до 7 по­па­да­ний. На сле­дую­щий день д. Ли­сян­ку ок­ру­жи­ли и взя­ли. В ней бы­ли за­хва­че­ны бро­шен­ные без го­рю­че­го 16 «пан­тер», два Pz.IV и два штур­мо­вых ору­дия.

5 мар­та 1944 го­да 15 ИС-85 13-й гвар­дей­ско­го тя­же­ло­го тан­ко­во­го пол­ка про­ры­ва под­дер­жи­ва­ли ата­ку 50-й тан­ко­вой бри­га­ды на Умань. Во вре­мя боя пять тан­ков бы­ло под­би­то ог­нем 88-мм зе­нит­ных ору­дий, три ма­ши­ны вы­шли из строя по тех­ни­че­ским при­чи­нам, а од­на упа­ла с мос­та у д. Пол­ков­ни­чье и пе­ре­вер­ну­лась. Здесь же про­изо­шел и до­воль­но ред­кий слу­чай: ниж­ний ло­бо­вой лист од­но­го ИСа про­би­ло сна­ря­дом тя­же­ло­го не­мец­ко­го про­ти­во­тан­ко­во­го ру­жья s.Pz.B.41, имев­ше­го ко­ни­че­ский ствол ка­либ­ра 28/20 мм.

Пер­вое за­фик­си­ро­ван­ное столк­но­ве­ние ИС-85 с «ти­гра­ми» про­изош­ло 4 мар­та 1944 го­да в рай­оне г. Ста­ро­кон­стан­ти­но­ва на Ук­раи­не в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. 1-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва (ко­ман­дир — под­пол­ков­ник Н.И. Бу­ла­нов) всту­пил в бой с ро­той тя­же­лых тан­ков «Тигр» 503-го тя­же­ло­го тан­ко­во­го ба­таль­о­на. В хо­де пе­ре­стрел­ки в ус­ло­ви­ях пло­хой ви­ди­мо­сти с дис­тан­ции 1500-1800 м один ИС ока­зал­ся под­бит, а три по­лу­чи­ли по­вре­ж­де­ния но впо­след­ст­вии бы­ли от­ре­мон­ти­ро­ва­ны. От­вет­ным ог­нем ИСов у од­но­го «Ти­гра» по­вре­ди­ли пуш­ку, а у дру­го­го — хо­до­вую часть. 16 мар­та «тиг­ры», от­крыв огонь из за­са­ды, под­би­ли че­ты­ре ИСа, два из ко­то­рых сго­ре­ли вме­сте с эки­па­жа­ми. Чуть рань­ше, 8 мар­та, два ИСа со 150-200 м бы­ли рас­стре­ля­ны за­мас­ки­ро­ван­ны­ми 75-мм штур­мо­вы­ми ору­дия­ми. Один танк по­лу­чил 8 по­па­да­ний, дру­гой — 4.

В ре­зуль­та­те этих бо­ев поя­ви­лось за­клю­че­ние ГБТУ о не­со­от­вет­ст­вии воо­ру­же­ния ИС-85 и его бро­ни­ро­ва­ния ана­ло­гич­ным по­ка­за­те­лям не­мец­ких тя­же­лых тан­ков. В нем ре­ко­мен­до­ва­лось из­ме­нить фор­му и бро­ни­ро­ва­ние ло­бо­вой час­ти кор­пу­са и уси­лить воо­ру­же­ние тан­ков ИС. Со­хра­нив­шие­ся до­ку­мен­ты тех лет по­зво­ля­ют сде­лать вы­вод, что из об­ще­го ко­ли­че­ст­ва из­го­тов­лен­ных тя­же­лых тан­ков это­го ти­па в бо­ях при­ня­ли уча­стие ров­но 100 еди­ниц. Еще 6 тан­ков бы­ли от­прав­ле­ны в выс­шие офи­цер­ские тан­ко­вые шко­лы — по две ма­ши­ны в ка­ж­дую. Один танк №31113 на­хо­дил­ся на ис­пы­та­ни­ях на по­ли­го­не в Ку­бин­ке. К кон­цу вой­ны в строю ос­та­ва­лось 37 ис­прав­ных тан­ков ИС-85. Еще 37 в ап­ре­ле 1945 го­да бы­ли спи­са­ны из-за ес­те­ст­вен­но­го из­но­са, по­сколь­ку про­бег ка­ж­до­го из них пре­вы­сил 2000 км.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector