0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Содержание

Британский танк «Челленджер 2» — возвращение Британии в элитный танковый клуб

В каждой стране в той или в иной мере существуют определенные воинские традиции, формирующие ее исторический путь развития и оказывающие влияние на ее место в мировой геополитике. Так в Германии, в России и во Франции на первом месте всегда была сухопутная армия с ее пушками и танками. Великобритания, как и Соединенные Штаты, опиралась больше на военно-морской флот и на военную авиацию. Островной характер территории государства естественным образом отражался на формировании военной доктрины и влиял на развитие определенных видов вооружений. Став родиной танков, Англия к середине XX века утратила свои лидирующие позиции в мировом танкостроении. Только спустя 50 лет, Британия смогла создать конкурентоспособную машину — основной боевой танк «Челленджер 2». До этого дела в английской танкостроительной отрасли обстояли далеко не блестяще.

Небольшое вступление

Попытки английских конструкторов идти своим путем привели к тому, что английские танки перестали считаться грозной боевой силой на поле боя. Несмотря на довольно длинный модельный ряд, британские машины, созданные в годы Второй Мировой войны, с большой натяжкой могли считаться реальными конкурентами немецких танков PzKpfw VI, известным как танк «Тигр», или машине PzKpfw V — «Пантера». Проигрывали английские танки и машинам союзников, американскому танку М4 «Шерман» и легендарной советской «тридцатьчетверке». Это сегодня англичане могут гордиться своим танком «Челленджер 2», который является если не самой мощной боевой бронированной машиной, то самым современным точно. Ранее ситуация выглядела плачевно. Британские «Кромвели», «Черчилли», «Матильды» и «Валентайны» не могли похвастаться большими сериями и робко плелись в хвосте своих, более современных и технически совершенных бронированных собратьев.

Основной недостаток, который долгое время преследовал британскую бронетехнику, дороговизна изделий. Англичане старались делать все основательно и закладывали в конструкцию танка большое число узлов и агрегатов. Производство таких бронированных монстров получалось очень дорогим, не говоря уже о сложностях обслуживания машин в полевых условиях.

Тенденция строить дорогие боевые машины у британцев прослеживается и в наши дни. Их второй «Челленджер» сегодня считается самой дорогой боевой машиной. Стоимость одной единицы составляет почти 8,5 млн. долларов. Для сравнения российский основной танк Т-90 «Владимир» обходится государственной казне в два раза дешевле (4,8 млн. американских долларов).

Стремление к созданию более совершенной с технической точки зрения машины, часто приводило к тому, что английские танки получались слишком сложной в обслуживании техникой. К тому же международный рынок вооружений мало интересовали дорогие машины со сложной конструкцией и тяжелые в эксплуатации. Это привело к тому, что британское танкостроение на долгие годы законсервировалось в собственных разработках, теряя нити прогресса в данной отрасли.

Предыстория появления танка «Челленджер II»

Попытки создать хорошую, одновременно мощную, маневренную и боеспособную машину постоянно наталкивались на бюрократические препоны и на недостаток финансирования. Львиную долю ассигнований, выделяемых на вооруженные силы, съедал Королевский флот и Военно-Воздушные Силы. Бронетанковые войска для островного государства не стояли в приоритете. Машины разрабатывались без учета реального боевого опыта, полученного в ходе сражений Второй Мировой войны. Модели получались дорогими в производстве и тяжелыми в обслуживании. Редко когда серийное производство превышало 300-500 машин. Даже появление в 1944 году хорошей машины танка А34 «Комет» не стало прорывом для английского танкостроения.

Подобная ситуация сохранилась и после окончания Второй Мировой войны. Британская армия долгое время имела на вооружении все те же «Кометы» и американские «Першинги». Далее их сменили средний танк «Центурион» и тяжелая машина «Конкэрор». Эти модели стали только эпизодами в английской армии. С конца 50-х годов ситуация стала меняться в лучшую сторону. Сначала основным танком становится машина Мк 5 «Чифтен», который верой и правдой служил британцам более двух десятков лет. Его сменил мощный 60-тонный гигант танк «Челленджер 1», ставший машиной третьего поколения, определивший последующее состояние дел в британском танкостроении.

Хочется отметить следующий факт: британское танкостроение представляло долгое время монополию одной танкостроительной фирмы. Компания «Виккерс Дефенс Системс» являлась основным поставщиком бронированных боевых машин вооруженных сил Ее Величества. Находясь в таком привилегированном положении, фирма «Виккерс» не очень озадачивалась совершенствованием и модернизацией своих боевых машин. Все шло плавно и размерено. Никаких новаторских идей и новшеств. До середины 70-х годов на казенных заводах в Лидсе выпускались танки «Чифтен», который более-менее удовлетворяли потребности британской сухопутной армии. Однако с началом 80-х в мире наметилась тенденция перехода армий на более совершенные образцы боевой бронированной техники.

В конструкторском бюро компании ВАE Sistems, реорганизованной «Виккерс Дефенс Системс», решили в свете новаций в области танкостроения сделать новый танк, более тяжелый, современный и мощный. Появившаяся в начале 80-х годов тяжелая бронированная машина ОБТ «Челленджер» стала основным боевым танком британской армии. Именно на нем английские солдаты принимали участие в Первой войне в Персидском заливе, освобождая Кувейт от иракских войск. Несмотря на то, что эта машина стала основным танком британской армии, ее характеристики, и другие технические параметры уже мало удовлетворяли современным условиям ведения боя. Британия снова могла оказаться в рядах отстающих.

Американцы уже успели наклепать достаточно много танков М1А2 «Абрамс». Немцы продолжили свою звериную серию, дав бундесверу новый «Леопард 2», не отставали от основных конкурентов и французы. Их ОБТ «Леклерк» можно было назвать белым лебедем среди боевых машин своего класса. В такой ситуации британский Генеральный Штаб заявил о новых требованиях, которым должна отвечать новая бронированная боевая машина. В данном контексте следует отметить, что фирма ВАЕ Системс не сидела, сложа руки, и была готова к такому повороту дел. В инициативном порядке компания сумела на базе основного боевого танка «Челленджер» создать принципиально новую машину. В 1987 году на чертежах уже красовался танк «Challenger 2», который и был представлен высокому военному руководству.

Это не второй танк с таким названием, стоящий на вооружении британской армии. Первый танк «Челленджер» А30 был создан в качестве одной из версий тяжелого танка «Кромвель». Вторым стала первая модификация основного боевого танка «Челленджер». Так что новая боевая машина может считаться последующим развитием главной версии основного боевого танка английской армии.

Еще на стадии проекта конструкция нового танка претерпела довольно значительные изменения. От своего предшественника новый танк кардинально отличался. Узлов и деталей, применявшихся в конструкции предшественника, в новой машине было всего 5-10%. Основной упор сделан на совершенство органов управления ОБТ, повышение эффективности средств защиты и улучшение условий комфортности. Технические характеристики, заявленные разработчиками, были высокими и удовлетворяли требованиям военного руководства. В порядке частной инициативы был заключен подряд на строительство опытной партии из 9 машин, которые должны были пройти масштабные испытания. Для порядка, вероятно из чувства собственного удовлетворения, Британский Генштаб объявил конкурс на основной боевой танк для британской армии. В испытаниях принимали участие американцы со своим М1А2 «Абрамс», француза на своем «Леклерке» и немцы, прикатившее на танке «Леопард II».

В ходе испытаний выяснилось, что новая британская машина не только не уступает своим прямым конкурентам, но и превосходит их по многим боевым параметрам. Так, например, бронированная защита танка «Челленджер 2» успешнее справлялась с попаданием кумулятивных ракет и снарядов. Ходовая часть и органы управления вооружением на английском танке имели более удобную конфигурацию и показали лучшую адаптацию к боевым условиям. Во время испытаний обстрелу из разных видов ПТО подверглись башни нового танка. Для этих целей на заводе Лидс было выпущено специально две башни нового типа.

Результатом испытаний стало принятие танка на вооружение британской армии. Выпуском новых машин занялись танковые заводы в Ньюкасле и в Лидсе. По мере поступления новых танков в войска, ими рассчитывали заменить все имеющиеся на вооружении танки предыдущей серии.

Читать еще:  Мелкий «магнум». Патроны Armscor .22 WMR

Основные конструктивные отличия очередного «Челленджера»

Главной изюминкой в конструкции новой машины считается башня. Еще при проектировании конструкторы старались учесть опыт создания подобных изделий у своих прямых конкурентов, используя готовую производственную базу, доставшуюся от выпуска предыдущих моделей. В отличие от своего предшественника новый танк имел башню совершенно иной формы. Ее конфигурация значительно уменьшала поле радиолокационной заметности, внутренний объем позволял разместить новые средства связи и управления огнем. Внутреннее пространство башни позволяло свободно в ней разместиться трем членам экипажа, наводчика, заряжающего и командира танка. Весь экипаж танка состоял из 4-х человек. Машина получила практически новое электронное оборудование. Акцент электронной начинки составлял новый интерфейс — единый стандарт НАТО, применяемый не только в бронетанковой технике. Такое оснащение делает каждую боевую машину взаимосвязанной с другими боевыми единицами, участвующими в проведении войсковой операции.

Корпус новой машине достался от предшественника. Сохранилась примерно и масса танка – 62 тонны. Практически 60% веса машины приходилось на противоснарядную броню комбинированного типа. Такая большая масса требовала установки на боевую машину мощного двигателя. Танк получил 1200 сильный дизельный двигатель CV12, с турбиной, нагнетающей воздух. Однако даже такая мощная двигательная установка не позволяла основному боевому танку английской армии двигаться со скоростью, превышающей 50 км/ч.

Благодаря новым прицельным приспособлениям, время от захвата цели до выстрела не превышает 8 секунд. В среднем за минуту подготовленный экипаж мог в течение одной минуты поразить до десятка целей. Башня была рассчитана на установку нового 120 мм нарезного орудия, которое обладало высокой пробивной мощностью и лучшим баллистическими характеристиками.

Пушка имела хромированный канал ствола, что значительно увеличивало эксплуатационный ресурс орудия.

Отличные баллистические качества танковой пушки L30 были успешно продемонстрированы во время Второй войны в Персидском заливе. Британским бронетанковым войскам в районе иракского города Басра противостояли танковые подразделения иракской Республиканской гвардии. Английские «Челленджеры» могли долгое время обходиться без регламентных работ, участвуя в столкновениях с бронетехникой противника, поражая на больших дистанциях другие наземные объекты.

Конструктивно орудие имело некоторые отличия. Цапфы имели больший диаметр, поэтому ствол во время стрельбы не подвергался сильным колебаниям. Это способствовало повышению качества стрельбы. Существенно увеличился процент попаданий по целям. Боекомплект орудия составлял 50 выстрелов. Следует отметить, что в британской машине отсутствует автомат заряжания. В отличие от российских и украинских машин, где функции наводчика канули в лету, в новом английском танке ярко отразился британский консерватизм. Надежность во главу угла.

В заключение

Начало полноценной эксплуатации ОБТ «Челленджер 2» начинается с 1995 года. Всего было выпущено около 400 машин этого типа. Несмотря на то, что производство танков сегодня прекращено, второй «Челленджер» сумел пройти боевое крещение в ходе Второй войны в Персидском заливе. В 2008 году началась масштабная модернизация машин, состоящих на вооружении британской армии. Изменения коснулись вооружения, электронного оснащения и двигательной установки. Предполагается, что модернизированные машины продолжат оставаться на вооружении до 2035 года.

В данный момент британский танк вполне удовлетворяет стоящим перед бронетанковыми войсками требованиям. Несмотря на свои недостатки(танк считается самым дорогим в производстве), английский основной танк «Челленджер 2» получился современной, мощной и практичной машиной.

Основной боевой танк Challenger 2 (Великобритания)

Характеристики основного боевого танка Challenger 2

История создания танка «Челленджер 2»

Основной танк «Челленджер 2» представляет собой модернизацию танка «Челленджер 1» выполненную фирмой Vickers Defence Systems в 1988 году. От прародителя он отличается конструкцией башни, орудия, системой управления оружием, а также значительно доработанной ходовой частью.

Испытания первого прототипа «Челленджер 2» начались в 1989 году, а в 1994 году было развернуто его серийное производство (завод Vickers в г. Лидсе). Машина к моменту сдачи первой партии из 127 танков была ещё слишком сырой, поэтому к 1997 году заказ был выполнен менее, чем на треть. Только к этому времени удалось более-менее разрешить проблемы с системой управления огнем и другие мелкие огрехи конструкции и наладить нормальный выпуск танка.

Всего до 2002 года в войска было поставлено 386 танков, плюс к этому ещё 38 машин были поставлены по контракту в Оман. В 2009 году программа «Челленджер 2» была закрыта, сами танки останутся на вооружении Великобритании до 2035 года.

Конструкция танка «Челленджер 2»

Компоновка танка «Челленджер 2»классическая, с передним расположением отделения управления, следующими за ним боевым отделением и моторно-трансмиссионным отделением сзади.

Механик-водитель находится в отделении управления вдоль оси танка в положении полулежа, по обе стороны от его места размещена часть боекомплекта. Три остальные члена экипажа размещаются в башне: наводчик и командир справа от пушки, заряжающий — слева.
Корпус и башня танка Challenger 2 — сварные из многослойной брони «чобхэм» второго поколения, нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной брони, толщиной около 100 мм.

Для увеличения срока службы орудия канал ствола хромирован, диаметры цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся отдельно друг от друга.

Чертеж танка «Челленджер 2»

Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1 Chain Gun. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом.
В системе управления огнем танка используется баллистический вычислитель канадской фирмы General Dynamics Canada (модернизированная копия с танка 1А1 Abrams — позволяет, кроме всего,обмениваться данными между танками в реальном времени), стабилизированный дневной прицел командира VS 580 с углом обзора 360° французской фирмы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), а также разработанный этой же фирмой стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком.

В конструкцию моторно-трансмиссионного блока по сравнению с танком «Челленджер 1» внесено 44 изменения: установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии и т.п. На корпусе размещены два внешних топливных бака не подсоединенных к системе питания двигателя. Двигатель оставлен без изменений.

Ходовая часть и подвеска существенно модернизированы по сравнению с «Челленджер 1» (156 изменений), включая появление гидравлического механизма натяжения гусениц.

Модификации танка «Челленджер 2»

Challehger 2 Control — Командирский танк для командира бригады.

Challehger 2 Command — Командирский танк для командира эскадрона.

Challehger 2 экспортный, для Омана. Отличается системой охлаждения рассчитанной на работу в жарком климате, 7,62-мм пулемет с люка заряжающего заменен на 12,7-мм пулемет М2НВ, танк получил другие гусеницы, кондиционер и систему GPS.

Challehger 2 (для вторжения в Ирак в 2003) 116 танков Challehger 2 и 28 БРЭМ Challehger ARRV получили новые бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны.

Британский основной танк «Челленджер 2»

Challehger 2Е, экспортная модификация. Вместо двигателя Condor был установлен немецкий двигатель MTU 883 V-12 мощностью 1500 л.с., а вместо трансмиссии TN54 автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ, емкость топливных баков увеличена, запас хода также увеличен до 550 км.
Командир и наводчик получили французские прицелы SAGEM последнего поколения и современную боевую информационно- управляющую систему.
Спаренный пулемет был заменен немецким MG ЗА1, а на люке заряжающего была предусмотрена возможность установки 12,7-мм пулемета. На экспорт не поставлялся, однако считается основным вариантом модернизации британских танков «Челленджер 2».

Driver Training Tank — DTT. Учебный танк для подготовки механиков-водителей на шасси «Челленджер 2». Аналогичен по конструкции более ранней Challenger Training Tank, на шасси «Челленджер 1».

Engineer Tank System — семейство инженерных машин на базе танка «Челленджер 2», созданное на замену аналогичных машин на базе более раннего танка «Чифтен». В семейство входят саперные танки Trojan и мостоукладчики Titan. И тех и других Великобритания заказала по 33 штуки. Обе машины хорошо бронированы и имеют хорошую противоминную защиту. Интересно, что они не являются переделками базовых танков, а заново спроектированы на том же шасси.
Саперный танк «Троян» имеет экипаж из трех человек (все в переднем отделении), рядом с люком командира размещена дистанционно управляемая установка 7,62- мм пулемета. На верхнем лобовом листе корпуса имеются два блока по 5 дымовых гранатометов. В передней части машины, справа, размещена гидравлическая стрела-манипулятор, в кормовой части машины — платформа для перевозки фашин. Имеется также бульдозерный отвал-путепрокладчик. Осуществлять управление всеми элементами можно не выходя из машины, наблюдая за процессом с помощью 9 телевизионных камер. Боевая масса саперного танка «Троян» составляет 57,5 т, максимальная скорость — 56 км/ч.
Мостоукладчик «Титан» предназначен для транспортировки и укладки на преграду двух мостов, с длиной 26 и 13,5 м. Мостоукладчик выполнен по схеме «ножницы» и копирует в этом отношении машины на базе «Чифтена».
Боевая масса мостоукладчика «Титан» составляет 71,6 т, экипаж 3 человека.

Читать еще:  Русский пистолет-пулемёт пп ср-2 «вереск»

«Челленджер 2» и американский «Абрамс» с некоторых ракурсов — близнецы братья. И дело тут явно не в единой вычислительной системе

Боевое применение танка «Челленджер 2»

Впервые участие в боевых действиях «Челленджер 2» принял в 2000 году в Косово — эта операция потребовала от командования дополнительного усиления танка — навесами динамической защиты в нижнем лобовом листе и экранами «чобхэм» по бортам. Впрочем, учитывая характер того конфликта, серьезных боев с участием «Челленджеров» не было.

В 2003 году в Ираке (операция Telic) участие в боевых действиях приняли 120 «Челленджер 2», однако вновь ни разу не «схлестнулись» с иракскими танками, пусть даже и старыми, все время выполняя задачи огневой поддержки британских войск. Всего в ходе войны в Ираке был потерян 1 «Челленджер 2», да и то от ошибочно открытого огня такого же британского танка.

​​ Танк Челленджер — история английской боевой машины

В настоящее время модернизация бронетанковой техники занимает одно из главных мест в программах обновления военного потенциала многих стран. Это связано с постоянным усовершенствованием противотанковых ракетных комплексов и другого оружия, способного противостоять бронированной машине. Великобритания не является исключением из общей массы, и обещает в ближайшем времени представить новую модификацию известного танка Challenger-2.

История создания

В 1942 году английскими конструкторами был создан крейсерский танк, получивший имя Челленджер (Tank Cruiser Mk.VIII). Прототипом этой модели послужила довольно известная военная бронемашина — Кромвель. Мощная техника была предназначена для огневой поддержки и борьбы с бронированной техникой противника на больших расстояниях. Поскольку одновременно с ним появился Sherman Firefly, выпуск первого Челленджера ограничился всего 200 экземплярами.

Следующая модификация с одноименным названием Challenger (FV4030/4) была разработана уже во второй половине 70 годов двадцатого века на базе Chieftain (Чифтен). Второй вариант танка стоял на вооружении Великобритании с 1983 по 1990 год. За это время было произведено 420 машин.

В 1986 году, в качестве личной инициативы, компания Vickers Defence Systems начала разрабатывать на базе предыдущего Челленджера новую модель — Челленджер-2. А уже в 1988 году с ней заключили контракт на выпуск девяти опытных образцов. После испытаний, которые длились 3 года, Challenger был представлен экспертной комиссии и признан лучшим, по сравнению с другими образцами аналогичной техники. Соответствующим указом Министерства обороны Великобритании Челленджер-2 был принят на вооружение в танковые войска.

Tank Cruiser Mk.VIII

Производство

В 1993 году на заводе компании Vickers в городах Ньюкасл и Лидс, началось серийное производство бронированной машины.

В 1994 году, на протяжении 285 суток, были проведены специальные испытания трех танков этой модели в боевых условиях. Все тесты были пройдены успешно, однако в процессе производства были обнаружены дефекты в управлении огневой системой и другие мелкие недочеты. Поэтому к концу 1996 года государственный заказ был выполнен всего на тридцать процентов.

С начала производства и до 2002 года выпущено более 400 Challenger-2. В 2009 году было принято решение о закрытии программы. Однако бронемашины остаются в рядах Вооруженных сил до 2036 года.

Интересно. Считается, что некоторые технические решения, примененные в конструкции этой модификации, повторяют схему советской боевой техники. В частности: дополнительные навесные баки для топлива и впрыск дизтоплива в выхлопную систему для создания дымовой завесы.

Описание конструкции

В носовом отделении расположен отсек управления, далее идет боевая часть и на корме расположены силовая установка и трансмиссия.

На заметку. Механик-водитель расположен в полулежачем положении в отсеке управления. Остальные члены экипажа (командир, наводчик и заряжающий) находятся в боевом отделении.

Вооружение

Танк оборудован основной 120-миллиметровой пушкой (L30A1) с хромированным каналом, полный боекомплект которой рассчитан на 52 выстрела. Эта модель оснащена стабилизаторами в двух плоскостях и электронной системой наведения. Конструкция покрыта специальным термоизоляционным кожухом. Крепления для главного калибра увеличены, что позволило значительно повысить точность при режиме скоростной стрельбы.

С левой стороны от главного орудия расположен пулемет (L94A1) калибра 7,62-мм. Аналогичное оружие с модификацией L37A2 (7,62 мм) находится на башне и имеет дистанционное управление. Этот пулемет предназначен для противовоздушной обороны.

На Челленджер-2 впервые установлена специальная система управления огнем, спроектированная и разработанная одним из основных подрядчиков военно-промышленного комплекса США — компанией General Dynamics Corporation. Цифровое устройство содержит 32-битный процессор на шине Mil Std 1553.

Конструкция танка Challenger 2

Защита

Конструкция бронемашины защищена композитной броней второго поколения, имеющей неофициальное название «Чобэм» или «Чобем». Именно это оснащение делает Challenger-2 одним из самых тяжелых танков в Европе. Единственным малозащищенным местом считается нижняя плоскость лобовой детали. В этой части защитные функции выполняет только один стальной лист толщиной около 90 миллиметров. Благодаря конструктивным особенностям, при необходимости, возможна установка дополнительных защитных модулей типа Romor и решетчатых экранов с правой и левой стороны бронированной машины.

Техника оснащена комплексом биологических, радиологических и химических защитных средств. При полной герметизации внутреннего помещения включается система рециркуляции воздуха.

Факт. Одним из главных отличий этой модификации, стала улучшенная конструкция башни, позволяющая значительно снизить заметность бронемашины для самолетов радиолокационной разведки.

Силовая установка и трансмиссия

На Challenger-2 установлен 1200-сильный двенадцатицилиндровый v-образный двигатель компании Перкинс, который в дальнейшей модернизации был заменен немецким дизельным МТ-883 Ка-500. В качестве вспомогательного мотора используется силовая установка Н30 (37 л.с) , работающая на дизельном топливе. Дополнительный мотор применяется для прогрева, запуска основного агрегата и привода электрогенератора, а также для подзарядки аккумулятора. Оба двигателя имеют совмещенную систему охлаждения, позволяющую эксплуатироваться при температуре окружающей среды, не превышающей 52 градуса тепла.

На боевой машине, как и на ее прототипе, установлена гидромеханическая трансмиссия (TN-54), которая имеет шесть передних и две задних передачи. Хорошая управляемость танка обеспечивается гидропневматической подвеской.

Интересно. Тщательно продуманная конструкция Челленджера-2 позволяет произвести замену двигателя в полевых условиях всего за два часа.

Тактико технические характеристики Челленджер 2

Габаритные размеры, м:

Экипаж бронемашины — 4 человека. Общий снаряженный вес составляет 62,5 тонны. Крейсерская скорость по стандартному дорожному покрытию — 59 км/ч, по пересеченной местности — 40 км/ч. Запас хода без дозаправки — 450 километров. На танк установлен двигатель Perkins CV-12, мощностью 1200 лошадиных сил.

  • основное орудие L30A1 калибр — 120 мм, боекомплект 52 выстрела, дальность (HESH-снаряд) — 8 км, скорость поворота 21- 24 градуса по горизонтали в секунду;
  • пулеметы L94A1 и L37A2 калибр — 7,62 мм, боезапас 4000 патронов.

Боевое применение

Миссии

Эта модификация дважды принимала участие в боевых действиях. Первый раз это произошло во время миротворческой операции сил ООН в Косово. В боях бронемашины не участвовали, в этом случае их миссия была ограничена только патрулированием.

Первое боевое применение Челленджера-2 было зафиксировано во время войны в Персидском заливе в 2003 году. Седьмая танковая бригада имела в своем составе 120 танков. При битве за Басру бронемашины оказывали силам Великобритании огневую поддержку. Также они принимали участие в танковом бою. Танки Т-55 пытались атаковать позиции союзников. В течение столкновения были уничтожены 15 иракских бронемашин, при этом английские войска не понесли потери.

Факт. Во время испытаний Challenger-2 пустынной местности были выявлены некоторые недостатки. Моторный отсек оказался недостаточно защищенным от мелкого песка и пыли. Для устранения неполадки была произведена замена воздушных фильтров на модернизированный образец.

Повреждения

В период военных действий в Ираке были зафиксированы два серьезных инцидента, при которых произошло пробитие броневой защиты, и пострадал экипаж машины. Одна бронемашина была уничтожена фугасом, который по ошибке выпустил танк своего же подразделения. При этом погибли двое членов экипажа Challenger-2. Второй раз выстрелом из ручного бронетанкового гранатомета была пробита нижняя часть лобовой детали корпуса. При этом три члена экипажа получили ранения. Механику-водителю оторвало на ноге три пальца.

Во время штурма Басры было произведено около 70 попаданий по Челленджерам-2, но все они не смогли пробить броневую защиту.

Танк Челленджер

На вооружении

С 1991 по 1994 год 386 танков Челленджер-2 были заказаны вооруженными силами Великобритании. Последняя бронемашина этой модификации поступила в 2002 году. От армии Омана также поступил заказ на 38 экземпляров (1993-1997 годы).

На 2016 год в Английских танковых войсках находилось 227 Челленджеров-2.

Модификации

На сегодняшний день известны следующие модификации основной базовой модели.

Боевые

Command — бронемашина для командующего эскадроном.

Challenger 2 Control — танк для офицера, командующего бригадой.

2E — экспортная модель с немецким мотором MTU 883 V-12, имеющим мощность 1500 лошадиных сил и трансмиссией Renk HSWL 295ТМ. Запас хода повышен до 550 километров за счет увеличения топливных баков. Изменения коснулись и вооружения: спаренный с пушкой пулемет был заменен на MG ЗА1, пулемет на башне можно поменять на оружие с калибром 12, 7 миллиметров. Установлены новые прицелы SAGEM и современное электронное оборудование (БИУС).

Читать еще:  Семейство среднетоннажных грузовиков газ-3302

DTT (Driver Training Tank) — учебная модификация, используется для подготовки водителей-механиков.

Driver Training Tank

Engineer Tank System

На шасси Challenger-2 было спроектировано два типа машин для инженерных войск: Titan и Trojan. Обе модели имеют отличную броню и противоминную защиту.

Экипаж Трояна состоит из трех человек, которые располагаются в переднем отсеке. У командного люка находится пулемет (калибр 7,62) с дистанционным управлением. Верхняя лобовая часть оснащена двумя блоками, в каждый из которых входит пять гранатометов для дымовой защиты. С правой стороны закреплена стрела-манипулятор, работающая на гидравлике. В центре размещается специальная площадка для перевозки машин. В оснащение Трояна также входит бульдозерный отвал-путепрокладчик. Для наблюдения за процессом работы кабина оснащена девятью видеокамерами. Снаряженная масса бронемашины составляет 57,5 тонн, а максимальная скорость — 56 км/ч.

Титан используется для перевозки и укладки мостов (15,5 и 26 метров) через преграды. Его конструкция выполнена по складной схеме типа «ножницы». Управляют машиной экипаж, состоящий из трех человек. Полный вес — 71,6 тонн.

Challenger-2

Другие

В Challenger-2, экспортируемых в Оман, была установлена другая охладительная система и пулемет с калибром 12,7мм. Танк оснащен кондиционером, измененными гусеницами и системой глобального позиционирования (GPS).

На бронемашинах, участвовавших в операции «Буря в пустыне», были заменены бортовые экраны, усовершенствована фильтрация воздуха, а также добавлены тепловые панели и специальные шевроны.

Интересно. Модифицированный вариант машины для пустыни был разработан для участия в конкурсе для ВС Саудовской Аравии. Он соперничал с американским «Абрамсом», который в итоге и занял первое место в тендере.

Использование в массовой культуре

Прототип танка используется во многих компьютерных видеоиграх. В частности, в Wargame (Armored Warfare: Проект Армата и Red Dragon), в Saints Row: The Third и Tanktastic. А также в военных симуляторах Steel Beasts Pro и Android Wild Tanks Online.

Японская компания Тамия и китайские Dragon и Трумпетер выпускают пластиковые модели бронемашины в уменьшенном размере. Причем производимые модели отличаются своей модификацией: европейский вариант, модель для пустынь и инженерная машина с ковшом для удаления препятствий.

Заключение

Несмотря на то, что в 2009 году, в связи с отсутствием госзаказов, было объявлено о прекращении производства Challenger-2, срок эксплуатации танка в Вооруженных силах был продлен до 2035 года. Для этого в 2014 году была запланирована специальная программа глубокой модернизации бронемашины.

Однако реализация проекта столкнулась с некоторыми трудностями, включая недостаточное финансирование. Удастся ли воплотить эти планы в жизнь, и привлекут ли они достаточные суммы инвестиций — покажет время.

Танки «Челленджер 1» и «Челленджер 2» — неудачный вызов английского танкостроения

Вопреки тому факту, что Великобритания считается родиной танкостроения, британские танки за последние 80 лет не пользовались большой популярностью. “Центурион”, выпускавшийся на протяжении почти 20-ти лет, в итоге успел побывать на вооружении 19-ти стран.

Но пришедший ему на смену «Чифтен» снискал любовь в основном только английских и иранских танкистов. Однако заложенный в нем потенциал стал отправной точкой для создания британских танков третьего поколения –«Челледжер 1» и «Челледжер 2».

Брошенный вызов

Несмотря на сократившийся после войны и парада независимости колоний промышленный потенциал, британцы упорно не хотели отказываться от создания собственных танков. Основой для новой машины стала последняя экспортная модификация «Чифтена». Конструкторы не стали экспериментировать и пошли по пути глубокой модернизации существующей базы «Чифтена», который был неплохой машиной для своего времени. Название нового танка было многообещающим – «Челленджер», от английского «претендент» или “бросающий вызов”.

Новый танк получился более защищённым и подвижным, чем предшественник. Первого достигли благодаря комбинированной броне «Чобэм», состав которой до сих пор засекречен. А 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизельный двигатель «Кондор» мощностью 1200 л.с. помог повысить скоростьдо 56 км/ч.

Компоновка танка осталась классической. Механик-водитель располагался полулежа в передней части корпуса. Остальные члены экипажа располагались в боевом отделении, занимавшем центральную часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионный отсек занимает кормовую часть.

Благодаря ряду удачных технических решений его замена силового агрегата потребует не более часа даже в полевых условиях.

Хорошей управляемости удалось добиться с установкой автоматической гидромеханической трансмиссии с гидростатической передачей в приводе поворотного механизма. Подобная схема впервые была реализована именно на «Челленджере 1».

Основным вооружением танка стала нарезная 120-мм пушка L11A5. Применение нарезных орудий вообще является отличительной особенностью британского танкостроения. СУО позволяла командиру экипажа вести стрельбу со своего места и была оснащена лазерным дальномером. Боекомплект в 64 снаряда располагался в двух укладках в обоих отделениях. Правее от орудия расположен спаренный пулемет 7,62 мм. Ещё один пулемет стоял на башне и использовался в качестве зенитного.

Всего было создано 3 модификации «Челленджера»:

  • Mk.I,характеризуется заменой орудия на пушку L30, способную на стрельбу снарядами с обедненным ураном;
  • Мк.IIполучил наружные топливные баки на 400 литров, закреплённые на корме;
  • на Мк.III была установлена дополнительная динамическая защита бортов и лба корпуса.

Испытание боем

Единственным боевым опытом для английского танка «Челленджер 1» стала операция «Буря в пустыне». Но «бросивший вызов» явно не был готов к схватке. Из-за постоянных поломок к началу операции в строю было менее четверти всех «Челленджеров 1». А минимальное участие оставшихся машин в боевых действиях лишь подтвердило недостатки танка: ненадежность, плохие условия для работы экипажа и несовершенную СУО. Это стало лебединой песней «Челленджера 1».

Английские военные не собирались продлевать контракт, а зарубежных заказов не поступало. За 7 лет, с 1983 по 1990 год, было произведено 420 машин всех модификаций. Почти все они, по мере принятия на вооружение новых танков, были проданы Иордании.

«Претендент» номер два

После провала «Челленджера 1», английское танкостроение, представленное одной только компанией «Виккерс», оказалось на грани краха. Но британская армия требовала новый танк, а объявленный тендер допустил основные мировые компании к конкурсу. И им было что предложить.

Машины «Леопард 2», М1А1 «Абрамс», AMX-56«Леклерк»- все они заслужили к тому моменту отличную репутацию, а их производство было давно налажено. «Виккерс» мог предложить только проект модернизации «Челленждера». И всё же английская гордость и нежелание забрасывать огромную отрасль военной промышленности взяли верх.

И вновь британцы не стали рисковать. Для приемлемого результата требовалось лишь исправить недочеты предыдущей модели. Самым важным отличием танка «Челленджер 2» стала новая башня. Она стала проще, но при том обладала меньшей радиолокационной заметностью. Орудие L30, уже опробованное на поздних моделях «Челлленджера 1», вполне устраивало военных. Боезапас сократился до 52 снарядов. В изначальном плане присутствовал автомат заряжания, но в процессе доработок от него отказались.

Расположение членов экипажа не изменилось. Но внутренняя электронная начинка была заменена полностью. Интерфейс танка был подогнан под стандарты НАТО. Все оптические приспособления также были заменены на более совершенные изделия. Конструкторы не стеснялись заимствовать достижения своих союзников. Так, СУО «Челленджера 2» была заимствована с М1А1«Абрамс», предварительно подвергнувшись модификации. А командирский перископический прицел был упрощенной версией прицела французского «Леклерка».

Корпус новой машины практически не отличался от предшественника.

Живучесть машины несколько возросла, благодаря следующему поколению брони «Чобэм». Планировалась установка нового двигателя мощностью 1500 л.с., но военный заказчик настоял на старом 1200-сильном агрегате. Трансмиссия новой модели также была заимствована у поздних модификаций «Челленджера 1». В целом, несмотря на ряд усовершенствований, моторно-трансмиссионный блок оставался знакомым для британского танкиста.

Старые проблемы

После войсковых испытаний в 1994 году, танк «Челленджер 2»был принят на вооружение английских войск. Несмотря на положительную оценку во время испытаний, вскоре начали всплывать недостатки. Новая система управления огнем была не лучше старой. Снова появились проблемы с надежностью. До 70% произведенных танков не доходили до частей, а сразу с конвейера отправлялась на модернизацию.

Боевой дебют «Челленджера 2» состоялся во время иракской операции в 2003 году. Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, броневая защита танка оказалась на высоте. За всю операцию было потеряно 2 машины, причем одна из них — от «дружественного» огня другого «Челленджера 2». Зафиксированы сотни случаев попадания снарядов РПГ без пробития брони.

Проходимость танка также удовлетворила танкистов. А вот неприспособленность моторного отделения к обилию пустынной пыли пришлось устранять на ходу.

Главные конкуренты современного британского танкостроения

Невозможно рассмотреть преимущества и недостатки «Челленджер 2» без анализа текущего рынка. Именно привлекательность для заказчика определяет будущее любой техники. Сравним важнейшиедля покупателя характеристики «Челленджера 2» и его ближайших конкурентов среди машин третьего послевоенного поколения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector