0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Супертяжелый немецкий танк е-100: история создания, описание, оценка проекта

Содержание

Супертяжелый немецкий танк Е-100: история создания, описание, оценка проекта

Е-100 – это немецкий тяжелый (вернее, сверхтяжелый) перспективный танк периода Второй мировой войны. Данная боевая машина входила в состав так называемой Е-серии, состоящей из пяти танков и самоходных установок. Немцы разрабатывали эти боевые машины, учитывая весь полученный опыт в производстве танков и их боевом применении.

Разработка боевых машины Е-серии началась уже во второй половине войны. Несмотря на острую нехватку ресурсов, немцы делали упор на разработке новых машин, вместо того, чтобы увеличить выпуск старых, уже обкатанных войной образцов бронетехники. Следует отметить, что ни одна из боевых машин Е-серии так и не была доведена до серийного производства. Также нужно сказать, что разработка новых образцов боевой техники была поручена компаниям, которые ранее не занимались выпуском подобной продукции.

В состав немецкой Е-серии входили следующие машины:

    E-10. Проект малого разведывательного танка, который можно было бы использовать для уничтожения вражеской бронетехники. Масса машины планировалась на уровне 15 тонн, танк должен был вооружен пушкой Pak 40 L/48 (75 мм).E-25. Проект САУ с массой 25—30 тонн. Вооружение — 75-мм пушка Pak L/70.E-50. Проект среднего танка с массой около 50 тонн.E-75. Проект тяжёлого танка с массой около 75-80 тонн.E-100. Сверхтяжелый танк, который должен был стать альтернативой знаменитому «Маусу». Масса гиганта должна была достигать 130 или 140 тонн.

Самым известным из этой пятерки, безусловно, является сверхтяжелый танк Е-100. Размеры этого танка были действительно гигантскими, однако немцам не удалось завершить даже опытный образец. Многие специалисты считают, что технические решения, использованные в конструкции Е-100, выглядят куда более удачными, чем у его прямого конкурента — танка Maus. Кроме того, из всей вышеуказанной серии боевых машин создателям Е-100 удалось продвинуться дальше всего. Представляем вам историю создания танка Е-100 и обзор особенностей его конструкции.

История создания

В мае 1942 года в Германии была создана особая исследовательская группа, которая занималась разработкой новых образцов бронетехники, учитывая весь опыт ее применения за три года мировой войны. Возглавил эту группу главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения Э. Книпкамп.

Данная идея была личной инициативой Книпкампа, работы шли медленно, так как основные ресурсы были задействованы на выпуск серийной бронетехники, а также разработку новых машин, согласно армейским заказам. Однако определенных результатов энтузиастам добиться все же удалось.

Были сформулированы основные принципы, которых следует придерживаться при разработке новых боевых машин. Конструкторы считали, что нужно максимально усилить их защиту и увеличить возимый боекомплект, унифицировать большинство узлов и механизмов новых боевых машин, чтобы упростить и удешевить их производство. Также были выдвинуты ряд предложений, которые должны были бы упростить ремонт и обслуживание танков и САУ. Силовую установку и трансмиссию предлагалось перенести на корму, объединив в единый блок, и сделать новые машины заднеприводными.

Однако работа инициативной группы началась слишком поздно – Германия уже проигрывала войну и никакие новые боевые машины не могли исправить ситуацию.

Разработка танка Е-100 началась в июле 1943 года в городе Фридберге. Проектирование, а в дальнейшем и изготовлением новой боевой машины занималась компания Adler. Из-за острейшего дефицита сырья в 1944 году Гитлер приказал завершить все работы над созданием новых тяжелых танков, приказ касался и Е-100, и «Мауса», который разрабатывался компанией Фердинанда Порше. Однако в отношении Е-100 приказ фюрера так и не был выполнен: хоть и медленными темпами, но работа над машиной продолжалась.

Предсерийный образец танка изготавливался на заводе компании Henschel. К началу 1945 года был готов только корпус нового танка, его шасси и силовая установка. Башню сделать к этому моменту не успели, поэтому на испытаниях она была заменена массо-габаритным макетом.

Весной 1945 года незавершенный предсерийный образец Е-100 был захвачен англичанами. Британские солдаты очень любили делать фото на фоне нацистского гиганта. Летом 1945 года машина была отправлена в Великобританию для всеобщего изучения. Впоследствии она, к сожалению, была порезана на металлолом.

Описание

Сверхтяжелый танк Е-100 был выполнен по классической для немецкого танкостроения схеме: с силовым отделением в корме танка и трансмиссией в носовой части. Вес нового танка планировался на уровне в 140-150 тонн, обслуживать стального гиганта должны были шесть членов экипажа: механик-водитель, радист, командир, два заряжающих и наводчик. Места последних трех членов экипажа находились в башне.

Корпус и башня боевой машины имели рациональные углы наклона, что повышало их устойчивость к попаданию снарядов противника. Нижний (наклон 50°) и верхний (наклон 60°) лобовой броневой лист имел толщину 200 мм, что делало танк практически неуязвимым при обстреле с фронта. Внушительным было бронирование бортов (120 мм + наружный экран) и кормы (150 мм). Даже днище Е-100 имело серьезную броневую защиту – 80 мм.

Изначально на Е-100 планировали установить башню от танка Maus, позже конструкторы предложили еще два варианта башни. Одним из них должна была стать башня Mausturm II, изготовленная компанией Круппа. Она отличалась более тонкой броней (80 мм) и лобовым листом, установленным под наклоном. Внешний вид второго варианта башни Е-100 неизвестен, поскольку чертежи ее были уничтожены, а натурный образец так и не успели изготовить.

Для Е-100 предлагалось несколько вариантов вооружения, однако ни один из них так и не был реализован в металле. Первоначально на танк хотели установить орудие 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренный с ним пулемет. Однако позже конструкторам этого показалось мало, и Е-100 решено было вооружить 150-мм пушкой 15 см KwK 44 L/38, именно ради нее и была спроектирована вторая башня. Впрочем, после небольших доработок эту пушку смогли поставить и в башню №1. Рассматривался еще один вариант с установкой на Е-100 мощнейшего орудия 17,3 см KwK 44.

Ходовая часть машины были переработана с учетом огромного веса танка. Вместо привычных торсионов были использованы пружины Бельвиля, что освободило место в корпусе танка. Кроме того, подобная конструкция ходовой была гораздо более ремонтопригодна. Ранее немецким ремонтникам для замены одного катка приходилось демонтировать чуть ли не половину ходовой части.

Для Е-100 были изготовлены гусеницы, ширина которых достигала 1000 мм. Естественно, что с такими габаритами машина не влазила на железнодорожные платформы, поэтому танк пришлось оснастить еще и «транспортными» гусеницами шириной 550 мм. Использование «боевых» широких гусениц позволило уменьшить удельное давление на грунт 140-тонного гиганта до 1,4 кг/см2. Хотя, конечно менять их после и до начала транспортировки машины было очень неудобно.

В целом, ходовую часть Е-100 большинство специалистов хвалит, отмечая ее простоту по сравнению с другими немецкими машинами, а также ремонтопригодность. Однако есть одно «но»: пружины для танка были довольно дорогими и сложными в изготовлении, что могло оказаться серьезной проблемой для воюющей Германии.

Изначально танк хотели оснастить двигателем Maybach HL 230P30 (700 л. с.), а в перспективе поставить на машину Maybach HL234 с мощностью 1200 л. с. В теории он должен был разгонять танк до 40 км/ч (что выглядит маловероятно), однако производство более мощного мотора так и не было освоено до конца войны. Однако даже с двигателем Maybach HL234 Е-100 имел удельную мощность всего лишь 8,5 л. с./тонну, что явно недостаточно для боевой машины.

Вместо эпилога

Е-100 был довольно интересной машиной, однако, очевидно, что даже серийное производство этих танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны. Более того, расходуя ресурсы на различные нереальные проекты, руководство Третьего Рейха только приближало свой неизбежный конец. Зачем задыхающейся от нехватки всего и вся Германии понадобилось строить сухопутные форты на гусеницах, наверное, толком не смогло бы объяснить даже ее руководство. Наверно, как и все диктаторы, Гитлер просто увлекался гигантизмом.

Читать еще:  Британская монархия: история правления соединенным королевством

Германия, практически не имевшая ресурсов, вступив в войну сразу с тремя крупнейшими мировыми государствами, уже была обречена на поражение. И никакое чудо-оружие спасти ее не могло.

Немецкий сверхтяжелый танк Е-100: история разработки, основные характеристики, достоинства и недостатки

В конечный период Второй мировой войны фашистская Германия много сил и ресурсов бросила на создание нескольких передовых для своего времени образцов оружия. Среди таких разработок особое место занимает сверхтяжёлый танк, получивший наименование Е-100. Эта боевая машина входила в состав целой серии под индексом «Е», которая включала в себя шесть моделей танков и самоходных установок. Как и прочее «чудо-оружие» Третьего рейха, этот танк обладал некоторыми действительно прорывными характеристиками, но их перевешивала общая критическая масса недостатков, в том числе оказавшихся непреодолимыми для конструкторов. Танк Е-100 так и не был завершён даже в стадии прототипа.

История разработки

Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы. Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года. В основу её работы были заложены личные инициативы конструктора, подкреплённые изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.

Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke. Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжёлых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей. Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжёлый танк которой носил название Maus.

В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжёлого танка изготавливался на заводе компании Henschel.

К началу 1945 года незавершённая конструкция гигантского танка состояла из корпуса, шасси и силовой установки. В таком виде она готовилась к испытаниям, причём неготовую к тому моменту танковую башню намеревались заменить массо-габаритным макетом. Спустя несколько месяцев так и не укомплектованный всем необходимым на прототип оборудованием предсерийный образец Е-100 был захвачен наступавшими по территории Германии британскими частями.

Немецкая линейка Е-серии

Разработка боевых машин Е-серии в Германии была обусловлена конкурентной борьбой конструкторских групп. Проект, название которого произошло от немецкого слова «Entwicklung» («развитие») примечателен тем, что выдвинул идею унификации узлов и агрегатов перспективных боевых машин. После первых лет войны наличие нескольких отдельных ветвей в развитии бронетехники негативно сказывалось на её производстве и ремонтопригодности.

Кроме идеи унификации, перспективная бронетехника отражала варианты замены и совершенствования для уже существующих образцов с учётом накопленного опыта их боевого применения. В составе немецкой Е-серии индекс входящих в неё машин был основан на их предполагаемой минимальной массе.

Все машины новой серии изначально предполагалось сделать заднеприводными, с единым блоком силового агрегата и трансмиссии, расположенным в кормовой части конструкции. Большинство из боевых машин Е-серии до конца войны не продвинулось далее ранней стадии проектирования. Сверхтяжёлый танк Е-100 на этом фоне оказался наиболее проработанной моделью.

Основные параметры конструкции

Конструкция Е100 выполнена по схеме, считающейся наиболее традиционной для немецкого танкостроения: с силовым отделением в кормовой части танка и трансмиссией с передачей на передние колёса.

Корпус

Корпус, как и башня боевой машины, был спроектирован с углами наклона бронелистов в 50-60 градусов, что повышало их устойчивость к попаданию снарядов противника. Корпус делился на три отделения по классической для немцев схеме. Отделение управления, расположенное в передней части, предусматривало места для механика-водителя и радиста. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса, на которой устанавливалась массивная башня.

Башня (оборудование)

Башня сверхтяжёлого германского танка являлась самостоятельной разработкой германского концерна Krupp. Изначально она предполагалась общей для конструкции как Maus, так и Е-100. Данная башня в крупповской компании получила обозначение Mausturm II и в ходе дальнейшей работы применительно к Е-100 представляла собой существенно облегчённый вариант с проектной массой 35 тонн. Снижение веса предполагалось достичь путём уменьшения толщины бортового бронирования до 80 мм и применения 128-миллиметрового орудия вместо 150-миллиметрового. Натурный образец башни так и не был изготовлен. Известно, что погон башни, первоначально предполагаемый не менее чем в 3 метра, был уменьшен до 2600 мм.

Броневая защита

Фронтальная бронезащита Е-100 обладала толщиной 200 мм, что делало танк практически неуязвимым для лобовой атаки. Бронирование танковой башни с кормовой части также было усиленным и составляло 150 мм. Серьёзной броневой защитой оснащались борта (120 мм на корпусе и 80 мм на башне). Днище танка, верхние плоскости корпуса и бортов бронировались листами толщиной 40 мм.

Экипаж

Для гигантской боевой машины потребовался заметно увеличенный (до 6 человек) экипаж. По предварительным расчётам, он должен был включать в себя, помимо командира, наводчика и механика-водителя, двух заряжающих вместо одного. Ещё одним членом экипажа служил радист.

Вооружение

В истории реального прототипа Е-100 до установки вооружения дело так и не дошло, хотя вопрос о том, какие именно боевые модули ставить на эту машину, прорабатывался долгое время. Разработчики от концерна Krupp предусматривали для оснащения сверхтяжёлого танка целых три варианта основного орудия, в числе которых был вариант САУ со 173-миллимитровой пушкой.

Пушка калибром 128 мм KwK 44 L/55 предполагалась как первоначальная версия, своим происхождением обязанная зенитному орудию аналогичного калибра. В дополнение к ней 75-миллиметровое орудие KwK44/1 L/70 предназначалось для поражения пехоты вне укрытий и слабозащищённой техники противника. Боезапас снарядов калибра 128 мм составлял 50 выстрелов, калибра 75 мм — 100 выстрелов.

Пушка KwK 44 L/38 и пулемет

Основным вооружением серийных Е-100 решено было сделать 150-миллиметровую танковую пушку KwK 44 L/38. Именно на такой версии главного калибра пушки для сверхтяжёлых танков настаивал Гитлер. Компания Krupp ещё в начальный период Второй мировой войны смогла произвести 150-миллиметровое орудие с начальной скоростью полёта снарядов в 600-800 м/с, базируемое на железнодорожной платформе. Но все попытки адаптировать свою конструкцию для танкового вооружения оказались безуспешными.

Также оказалось невозможным для крупповского концерна доработать интеграцию в танковую башню Е-100 единого немецкого пулемёта MG34. Пулемёт в модификации MG42 калибра 7,92 мм предполагался лишь для перевозки в укладке танка.

Технические характеристики

Заявленные для танка Е-100 показатели максимальной скорости в 38-40 км/ч были вряд ли достижимы и рассчитывались на создание в будущем 1200-сильного двигателя. По оценкам специалистов, реальная скорость, которую был способен развить немецкий гигант, находилась в пределах 23 км/ч.

Ходовая часть

Огромный вес тяжёлого немецкого танка диктовал особый подход к разработке его ходовой части. Решение, использованное в Е-100, было сделано конструкторами из компании MAN и впоследствии признано одним из наиболее удачных элементов всего этого проекта. Хотя подвеска получилась в итоге более сложной и дорогой в изготовлении, что в условиях испытываемого Германией дефицита ресурсов стало серьёзным препятствием при создании танка.

Ходовая часть машины в качестве опоры имела 8 катков диаметром 900 мм с каждого борта. Направляющие колёса располагались спереди, ведущие — сзади, с применением зубового зацепления. Как и для всей тяжёлой немецкой броне техники, предусматривалось два варианта гусениц: транспортировочные шириной 55 см и боевые шириной 100 см. Метровые гусеницы позволили снизить удельное давление на грунт до показателя 1,4 кг/кв. см.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат прототипа представлял собой 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-230 P30 мощностью 700 л.с. в сочетании с коробкой передач Maybach OG 401216В. Мощности такого двигателя для гигантской 140-тонной машины было явно недостаточно. В будущие серийные образцы Е-100 намеревались ставить двигатель Maybach с индексом 234 и предполагаемой мощностью в 1200 «лошадей», но наладить производство таких двигателей в Германии 1945 года было возможно лишь теоретически.

В борьбе за снижение избыточной массы танка конструкторы были вынуждены отказаться от торсионной подвески. Новая внешняя система подвески на основе пружин Бельвилля снизила параметры бортовой раскачки. Машина получила комбинированную трансмиссию, бортовые редукторы были очень компактно размещены в моторном отделении, что сделало доступ к ним более удобным. Отсутствие торсионных валов также позволило установить эвакуационные люки для экипажа в днище танка.

Читать еще:  Тактико-технические плакаты стрелкового оружия

Габариты и вес

Достоинства и недостатки

В числе достоинств сверхтяжёлого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:

  • Крепчайшая лобовая бронезащита;
  • Прочная броня по бортам за счёт достаточной толщины боковых сторон башни и броневых экранов;
  • Удачная конструкция подвески;
  • Серьёзные ударные характеристики основной пушки;
  • Наличие достаточно эффективного вспомогательного орудия.

В то же время недостатки такой боевой машины были весьма значительными. Лишь основные среди них:

  • Огромный вес;
  • Ограниченная подвижность;
  • Слабые динамические характеристики мотора;
  • Недостаточно защищённый лоб башни;
  • Низкая скорость поворота башни;
  • Длительное время перезарядки основного орудия.

В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.

Применение в боевых условиях Второй мировой войны

Тот факт, что танк Е-100 не был доведён до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжёлых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.

Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжёлого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.

Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.

Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.

Бесславный конец нацистского гиганта оставил о себе память лишь для узкого круга историков и отдельных специалистов. Ситуация изменилась с началом XXI века, когда танки Третьего рейха стали объектом популярных компьютерных игр. В этой связи разработчики игры World of Tanks смогли, внедрив в свою симуляцию максимально приближённые к реальности характеристики, придать германскому танку Е-100 виртуальную «вторую жизнь», оказавшуюся весьма успешной. Танк и здесь не стал особо эффективной боевой машиной, но получил некоторые позитивные аспекты признания как довольно серьёзного оружия Третьего рейха.

Студия масштабных моделей «Восточный фронт»

Создание масштабных моделей на заказ.

Танк Е-100. История создания.

Как известно, весной 1942 года, на фоне блистательных побед германской армии, когда готовился бросок к Сталинграду, марш на Кавказ и далее на Ближний Восток, когда Англия была почти задушена в морской блокаде, а Африканский корпус Роммеля прорывался в Египет, Гитлер предложил построить 100-тонный сверхтяжелый танк «Маус».

Немецкие конструкторы и чиновники управления вооружений пошли еще дальше в своих фантазиях и предложили создать параллельно проект 150-тонного танка! Как известно, проект «Маус» курировал доктор Фердинанд Порше, получив этот контракт, он отодвинул конструкторов концерна Крупп на второй план (им поручили только башню «Мауса»), и те не могли не попытаться перехватить инициативу. Кроме того, у Порше были затруднения с проектом тяжелого танка «Тигр», который был более срочной задачей.

Поэтому на встрече с чиновниками управления вооружений 11 сентября 1942 года, конструктор фирмы Крупп, обер-инженер Вулферт (Woelfert) предложил в инициативном порядке разработать альтернативу «Маусу». Чиновники заверили его, что фирма «Майбах» сможет создать более мощный двигатель, с увеличенными до 1000 л.с. показателями. В ноябре Крупп представил концептуальный дизайн нового 150-тонного танка, из отличительных черт которого можно выделить съемные бортовые экраны, защищающие гусеницы. Поскольку в ширину железнодорожной платформы танк не вписывался, предполагалось для перевозки демонтировать бортовые экраны, один ряд катков и «переобуть» танк в более узкие транспортные гусеницы. Чиновники управления вооружений предложили использовать компоненты танка «Тигр» Хеншеля, для ускорения разработки нового 150-тонного танка. Имея те же самые двигатель, трансмиссию и систему рулевого управления что у «Тигра» новый 150-тонный танк был бы медлительным и неповоротливым, с предельной скоростью 20 км/ч.

На данном этапе проектирования новый танк получил наименование Tiger-Maus, что показывало его родство с обоими проектами. Учитывая, что в это время уже велась разработка нового Henschel Tiger II (будущий «Королевский Тигр»), можно было рассчитывать на использование узлов и от него. Поэтому ширину корпуса для нового танка оставили такую же как у проекта Хеншеля, 1760 мм.
К 7 декабря 1942 года Крупп представил облегченный до 130 тонн проект Tiger-Maus с единственным доступным двигателем, Maibach HL 230, мощностью 700 л.с. Траки имели ширину 1100 мм, вес ходовой части – 83,4 тонны, корпуса – 52 т, 32 опорных катка диаметром 800 мм, башня со 150-мм основным и 75-мм вспомогательным орудием. Танк должен был нести 40 снарядов 150-мм, 75 снарядов калибра 75 мм, 4500 патронов 7,92 мм для спаренного пулемета MG34. Экипаж должен был составить шесть человек.

Чиновники управления вооружений встретили новый проект с большим воодушевлением. По сравнению с проектом Porsche Maus, данный танк выгодно отличался передаточным отношением рулевого механизма, более низким удельным давлением на грунт, мог перевозиться по железной дороге без того, чтобы останавливать встречное движение поездов (для Мауса Порше требовалось полностью освободить две колеи!), меньшая на 40 тонн масса танка (по сравнению с Маусом, который потяжелел до 170 тонн!), что экономило время и материалы на постройку. Показатели были бы еще лучше, если бы Майбах все-таки сумел выдать мотор с мощностью 1000 лошадиных сил. Башня у танка располагалась по центру корпуса, в отличие от Мауса, у которого она была сзади, а это влияло на центр массы, распределение давления на грунт. Этот новый проект, Tiger-Maus можно было намного быстрее запустить в производство, учитывая что многие его компоненты уже успешно работали на танках Тигр.
Однако 15 декабря 1942 года было решено отказаться от проекта Tiger-Maus в пользу именно Поршевского проекта… Разрабатывать параллельно два супертяжелых танка было нерационально. Крупп всеми силами пытался продавить свое детище, но 5 января 1943 года Гитлер поставил на проекте жирную точку.

Прошло немного времени, и весной 1943 года Книпкамп потребовал от Круппа передать все разработки по Tiger-Maus в фирму Adler. Проект был обозначен как Е-100. Дело в том, что еще с 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп с небольшой группой конструкторов в свободное время прорабатывал «Серию Е» — Е от слова Entwicklung (разработка) — целую линейку новых танков и противотанковых САУ, максимально унифицированную между собой для облегчения серийного производства и ремонта. В этой серии намечались машины Е-5, Е-10, Е-25, Е-50, Е-75 и Е-100. Серия Е – сама по себе интересная тема для отдельной, обобщающей статьи, поэтому пока мы не будем вдаваться в детали по поводу остальных машин серии Е.
Для Е-100 была разработана новая башня, основанная на башне танка Maus, но с облегченной бронезащитой. Башня весила 35 тонн, имела наклонный передний лист, 75-мм орудие монтировалось над 128-мм. Толщина брони башни – лоб 200, борт 80, корма 150, крыша 40 мм. В остальном это был тот же проект Tiger-Maus, еще одно отличие – пружины подвески. Танковая комиссия одобрила постройку оного прототипа Е-100, правда фирма Adler не имела опыта в разработке и выпуске танков… Фирма Adler выделила группу конструкторов и 30 июня 1943 года те приступили к работе. В течение 1944 года на заводе в Падерборне (Paderborn) были выпущены отдельные узлы и 15 января 1945 года фирмой был представлен отчет о проделанной работе. Фотографии из этого отчета сейчас служат основным источником информации о прототипе Е-100.

Сборка корпуса была не закончена, из-за постоянных бомбардировок союзниками срывались сроки поставки узлов и агрегатов. Пружины подвески по ошибке отправили на другой завод… На сборке прототипа трудилось всего три человека из-за того, что завод Adler был перегружен другой работой. К изготовлению башни даже не приступали… В корпусе танка был установлен слабосильный двигатель Maibach HL 230, мощностью 700 л.с, который стоял на всех немецких тяжелых танках и САУ, начиная с Пантеры, Тигра, Кинг Тигра и вплоть до Ягдтигра, Ягдпантеры и Штурмтигра. Также на прототипе стояла 8-ступенчатая трансмиссия Maibach OG 40 12 16 B, рулевое управление Henschel L801. Корпус имел бронезащиту:

Читать еще:  Бердыш – исконно русское оружие

200 мм верхняя лобовая деталь, под углом 60 град
150 мм нижняя лобовая деталь, под углом 52 град
120 мм борта, вертикальные
150 мм задняя бронеплита, под углом 30 град
40 мм крыша
Дно — 80 мм в передней части и 40 мм в задней
Общая масса должна была составить 130 тонн

Также был разработан проект “B”, который предусматривал более мощный 1200 л.с двигатель Майбах и 8-скоростную гидро-механическую трансмиссию Mekydro, допускавшую задний ход. В таком варианте Е-100 смог бы развивать скорость до 40 км в час!

Но даже первый прототип не был готов на момент окончания войны и достался британцам, которые тщательно изучили шасси и заставили немецких инженеров восстановить его чертежи, которые частично сгорели. В июне 1945 года корпус Е-100 был переправлен в Великобританию для испытаний. Английские инженеры смогли довести его до ходового состояния, и проверить его на ходу, но были разочарованы. Даже без башни машина выдавала до 20 км/ч, а с башней – ползла бы еще хуже. Прототип в итоге был разобран и отправлен в переплавку…
Оценивая возможный боевой потенциал Е-100, нужно отметить, что унификация многих узлов с уже производящимися серийно делала его более выгодным в плане производства, в отличие от более сложного Мауса. Более рациональные углы наклона делали его защиту более эффективной, чем у Мауса с его вертикальными бортами. С более мощным двигателем, если бы его успели создать, Е-100 был бы намного более подвижным, чем Маус.

По материалам западной прессы)))
Павел Черепанов

Е-100 – последний стальной гигант Гитлера

В начале 1943 года Германия начала терпеть неудачи на всех фронтах. Поражения под Сталинградом и в Африке, подтолкнули Гитлера на создание «чудо-оружия». Идея гигантизма у немецких конструкторов, занимающихся военными разработками, коснулись практически всех видов вооружения.

Не обошла гигантомания стороной и танкостроение. Одним из самых колоссальных проектов третьего рейха в части разработки бронетехники явился танк Е-100.

Е-серия

Е-100 являлся довершением серии разработок бронетехники под аббревиатурой «Е», проектирование которых начались во второй половине Второй мировой войны.

Е-серия состояла из следующих прототипов бронетехники:

  • Е-10, прототип предназначался для проведения разведки, а также выполнял задачи по уничтожению бронетехники противника. На машину планировалась установка пушки Pak40 L/48 калибром 75 мм, а масса не превышала 15 тонн;
  • Е-25, самоходно-артиллерийская установка вооружённая пушкой калибром 75 и длиной ствола 70 диаметров или 5м 25см. Масса САУ должна была составлять не более 30 тонн;
  • Е-50, средний танк, масса которого составляла около 50 тонн;
  • Е-75, данный прототип тяжёлого танка должен был иметь массу не более 80 тонн;
  • Е-100, проект являлся флагманом Е-серии и относился к классификации сверхтяжёлого танка.

Прототип являлся прямым конкурентом проекта «Maus». Но технологии, применяемые в проектировании танка, его конструкторские решения имели большие шансы на воплощение и пуск проекта в серию, чем у детища Фердинанда Порше.

Конструкторское бюро Э. Книпкампа

Весной 1942 года в Германии было организовано исследовательское бюро под руководством Э. Книпкампа, задачей которого являлась проектирование новых видов танков и САУ с учётом опыта применения за истекший период войны.

Создание группы инициировано самим Книпкампом, но продвижение проектов шло со скрипом по причине того, что массивная часть средств направлялась на работу по созданию и модернизации военной техники в соответствии с требованиями вермахта. Но, несмотря на ограниченность в ресурсах, конструкторам удалось получить результат.

Разработчиками определены правила, которые использовались при проектировании боевой техники.

Акценты в конструкторском бюро делались в пользу увеличения до максимальных значений уровня бронезащиты, повышения боезапаса и стандартизации компонентов боевой техники. Так элементы трансмиссии и двигатель должен быть размещён в задней части бронемашины.

Разгар деятельности бюро Книпкампа начался достаточно поздно – во второй половине Второй мировой войны, в то время, когда страны Оси начали терпеть поражения на всех фронтах.

Разработка и изготовление

В июле 1943 года в городе Фридберг предприятием Adler начата работа по проектированию Е-100. В дальнейшем данная компания занималась производством танка. Ввиду острого недостатка ресурсов в 1944 фюрер приказал остановить разработки тяжёлых танков, таких как Е-100 и «Maus». Но, в отличие от предприятия Порше, которое заморозило проектирования «мышонка», на заводе компании Хенкель, хоть и достаточно медленно, но все же продолжался процесс изготовления Е-100.

В начале 1945 года были изготовлены следующие компоненты: бронекорпус, ходовая и силовая установка. Башня не была готова к моменту проведения испытания, и её заменили макетом, имеющим такую же массу и габариты.

Проект был захвачен британскими частями весной 1945 года. Есть несколько фотографии с позирующими на фоне стального гиганта союзниками. Через несколько месяцев прототип был передислоцирован в Великобританию, где после проведения исследований, он был списан и отправлен на резку металла.

Конструкция

Проектирование Е-100 было проведено по стандартной немецкой схеме: с кормовым размещением двигателя и монтирования трансмиссии в лобовой части. Бронированию танка придавалось очень большое значение: лоб корпуса имел бронирование толщиной 200 мм с рациональными углами наклонов верхних листов в 600 и нижних листов в 500.

Борта были защищены броневым листом толщиной 120 мм, а дополнительно установленные наружные экраны ещё больше увеличивали бронезащиту.

Кормовое бронирование составляло 150, дно танка было усилено бронелистами толщиной 80 мм. Масса Е-100 должна была составлять в итоге порядка 140 тонн.

Проект башни Е-100 имел три варианта. Первый вариант предусматривал монтаж башни «Maus», второй вариант под названием Mausturm II был изготовлен на заводе Крупп с 80 мм бронелистами, установленными под наклоном. Третий вариант остался неизвестным, так как чертежи башни оказались уничтоженными, а макет башни не был выпущен.

В процессе разработки танка появлялось несколько проектов вооружения. Изначально в башню планировалась установить пушку KwK 44L/55 калибром 128, в дальнейшем было принято решение увеличить калибр орудия и установить 150 мм KwK 44L/48. Под это орудие и разрабатывался второй видбашни с наклонными броневыми листами. Правда, после доработок пушки смогли монтировать 150 мм артсистему в башню Maus. Рассматривалась возможность монтажа на прототип артиллерийской системы KwK 44 калибром 173 мм.

Экипаж составлял 6 человек, с размещением механика-водителя, радиста, командира в корпусе и двух заряжающих с наводчиком в танковой башне.

При проектировании шасси танка был учтён большой вес машины. От стандартной схемы, с применяем торсионов, пришлось отказаться и установить пружины Бельвиля. Установка пружин была довольно дорогостоящим удовольствием, хотя позволяла не только сэкономить место на корпусе танка, но и упростила возможность проведения ремонтных работ в полевых условиях, особенно по сравнению с серийной тяжёлой бронетехникой панцерваффе.

Для уменьшения удельного давления танка на грунт, предполагался монтаж гусениц, ширина которых составляла 1000 мм, что позволило снизить давление до 1,4 кг/см2. Однако габариты не позволяли производить транспортировку Е-100 железнодорожным транспортом, так как размер платформ не позволял произвести загрузку машин.

Для проведения транспортировки по железной дороге на Е-100 устанавливались специальные гусеницы шириной 550 мм. Проведение работ по монтажу-демонтажу гусениц занимало много времени и доставляло массу неудобств.

Е-100 планировалась оснастить силовой установкой Maybach HL 230P30, мощностью в 700 л.с., с дальнейшей заменой Maybach HL234, мощность которого составляла уже 1200 л.с. По мнению разработчиков, силовая установка позволяла Е-100 разгоняться до 40 км/ч. Но, проект двигателя так и не попал в производство, хотя мощности тоже было недостаточно для 140 тонного гиганта. Расход топлива составлял 1000 литров на 100 км.

ТТХ Е-100

Оригинальная конструкция машины Е-100 не имеет аналогов. Ближайшим конкурентом по массе и габаритным является немецкий же танк Maus, построенный (до разной степени готовности) в нескольких экземплярах. При этом оба образца «чудо-оружия» представляли собой тупиковую ветвь развития в танкостроении.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector