0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Су-39: самолёт, штурмовик, летающий танк, лётно-технические характеристики, (ттх), вооружение, конструкция

Содержание

Российский штурмовик Су-39: особенности конструкции, характеристики и преимущества

Превосходство в небе — один из ключевых аспектов современных военных операций. Контроль над воздушным пространством позволяет наносить удары по расположению противника, выводя из строя не только ключевые объекты, но и бронетехнику. Именно для этих целей и разрабатываются штурмовики.

Данный тип боевых самолетов рассчитан на решение множества задач — от ведения воздушного боя до поражения наземных целей. Основной акцент делается на поддержке наземных и морских сил в бою как в масштабных, так и в локальных конфликтах.

Су-39 (Su-39) — перспективная российская разработка ОКБ Сухого, выполненная на основе Су-25Т. Рассчитана на поражение бронетехники и ведение боя в любых погодных условиях. Несмотря на успешное создание опытных моделей данные самолеты так и не поступили на вооружение России.

История создания

Разработка «громовержца» Су 39 тесно связана с работами по модернизации Су-25. Данный штурмовик проектировался с середины 1970-х, активно начал применяться с 1981. Самолеты прошли боевые испытания в Афганистане и показали востребованность штурмовиков в локальных конфликтах.

Постепенно самолет штурмовик модернизировался и к новым разработкам были предъявлены дополнительные требования. Среди них — возможность проведения операций в любое время суток, установка современной авионики и вооружения, способного поражать бронированную технику противника.

В контексте данных требований появилась модификация Су-25Т, ориентированная на противодействие ударным танкам. Позже на ее базе разработан модернизированный вариант Су-25ТМ, который и получил индекс Су-39. Работы по данной модернизации начались в 1986, первые полеты опытных образцов состоялись в 1991.

Первоначально производство новых штурмовиков планировалось наладить на авиазаводе в Тбилиси. Однако распад СССР не позволил реализовать данный проект. Производство перенесли в Улан-Удэ. Первый Су-25ТМ предсерийного производства совершил полет в 1995. Тогда же ему был присвоен индекс Су-39.

Недостаток финансирования не позволил наладить производство новых штурмовиков. Разрабатывался проект модернизации Су-25Т в новые самолеты, однако он также требовал значительных средств. Вскоре все самолеты данного типа были списаны. В итоге «летающий танк» Су-39 так и остался нереализованным проектом, по которому собрано лишь 4 экспериментальных самолета.

Описание конструкции

Общая конструкция Су-39 повторяет учебно-боевой самолет Су-25УБ. Ключевое отличие — место второго пилота занимает дополнительный топливный бак и электронное оборудование. С учетом расположения дополнительной авионики на 273 мм вправо смещена двуствольная пушечная установка. Передняя опора шасси смещена влево на 222 мм.

Фюзеляж

Носовая часть фюзеляжа получила удлиненную и расширенную форму для размещения системы «Шквал». Отличается и форма носового обтекателя лазерной системы целеуказания. Средняя часть фюзеляжа повторяет конструкцию Су-25УБ, в хвостовой расположен дополнительный топливный бак.

Бронирование

Бронирование штурмовика заимствовано у оригинального Су-25. Пилот размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони. Ее толщина имеет следующие показатели:

  • борта — 24 мм;
  • задняя стенка и днище — 10 мм;
  • лобовая стенка — 24 мм;
  • лобовой броневой блок — 57 мм.

В ряде случае бронированная кабина пилота выдерживает попадания снарядов в 30 мм. Это обеспечивает высокую выживаемость экипажа.

Оперение

Одно из существенных отличий нового штурмовика от базовой модели — появление бустеров горизонтального оперения в продольном канале. Крыло нового штурмовика унифицировано с Су-25УБ, однако контейнеры тормозных щитков получили антенны системы «Иртыш».

Силовая установка

На Су-39 установлены два турбореактивных двигателя Р-195. По сравнению с силовой установкой оригинального Су-25 увеличен ресурс выработки и тяга на чрезвычайном режиме, снижен расход топлива и инфракрасное излучение. ТТХ двигателя имеет следующие показатели:

  • топливо — керосин, бензин, дизельное;
  • длина двигателя — 7,88 м;
  • диаметр — 0,805 м;
  • базовые вес — 574 кг.

Расход топлива составил 0,89 кг/кгс в час. По необходимости двигатель имел взаимозаменяемость с Р-95Ш.

Кабина пилота

Кабина пилота герметизированная, размещалась в броневой капсуле. Избыточное давление — 0,25 кг на квадратный сантиметр, что позволило поднять порог высоты до 10 тыс. м. Давление поддерживается автоматически посредством блока управления и выпускного клапана. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с прозрачным бронеблоком и откидной части с броневым надголовником.

Стабилизатор самолета

Стабилизатор штурмовика рассчитан на три позиции — полетная, маневренная и взлетно-посадочная. Переключение производится гидроцилиндром.

Шасси и стойки

Шасси Су-39 трехопорное, стойки унифицированы с Су-25 и Су-25УБ. Имеются тормозные колеса КТ-163Д. В полете шасси убираются, ниши закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка опор производится посредством двух гидросистем.

Радиоэлектронное оборудование

Радиоэлектронное оборудование штурмового самолета Су-39 представлено радиолокационной системой «Копье-25», имеющей следующие характеристики:

  • антенна щелевая, диаметр — 0,5 м;
  • угол сканирования по высоте — +25°/-55°, по азимуту — ±40°;
  • зоны обзора — ±10°/±20°/±40°;
  • количество одновременно сопровождаемых целей — 8;
  • количество одновременно атакуемых целей — 2.

Дальность обнаружения воздушных целей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в пять квадратных метров в свободном пространстве составляет 57 км при встречном движении и 30 км вдогон. Второй показатель на фоне земли снижен до 20 км.

Обнаружение наземных целей зависит от их типа. Су-39 способен опознать эсминец в пределах 200 км, стационарные объекты вроде железнодорожного моста — 100 км. Группа танков фиксируется в пределах 20 км.

Наведение противотанковых управляемых ракет корректировалось радиолокационной системой «Кинжал». Также на самолете имелся комплекс для противодействия ПВО «Иртыш», включавший в себя:

  • систему обнаружения и идентификации облучения;
  • станцию создания активных радиопомех «Гардения»;
  • контейнер с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями;
  • генератор активных инфракрасных помех «Сухогруз»;
  • систему выбора маршрута для сохранения радиолокационной скрытности «Омуль».

Все используемые системы объединены в общий прицельно-навигационный комплекс «Орбита-20». Он позволяет распознавать и вести малоразмерные наземные цели с автоматическим целеуказанием для всех вооружений самолета. В данную систему включен и прицельный комплекс «Шквал».

Прицельный комплекс «Шквал»

Оптико-электронная система «Шквал» имеет следующие характеристики:

  • широкий и узкий угол обзора дневного прибора — 2,7×3,6° и 0,73×0,97° соответственно;
  • широкий и узкий угол ночного обзора — 18,2×13,7° и 7,3×5,5°;
  • угол наведения по высоте и азимуту — +15°/-80° и ±35°.

В зависимости от высоты система позволяет просматривать полосу местности от 500 до 2000 метров. Отдельно стоящий дом обнаруживается на расстоянии в 15 км, танк — 8-10 км. Цель берется на сопровождение, которое сохраняется вне зависимости от совершаемых маневров. Автоматическое определение дальности не только обеспечивает целеуказание управляемых ракет, но и в разы повышает точность неуправляемых боеприпасов, включая свободно падающие бомбы.

Вместе с системой «Шквал» применяется лазерный дальномерный целеуказатель «Причал». В ночное время используется система «Меркурий», в дополнение к ней может задействоваться тепловизионная система малой ночной навигации «Ход». Последняя объединяется с комплексом «Кинжал».

Боевое вооружение

Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:

  • пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
  • управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
  • управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
  • неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).

Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.

Читать еще:  Откуда пришли наши предки: мифы и правда о древних славянах

Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.

Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.

Технические характеристики

Технические характеристики Су-39 основываются на четырех предсерийных самолетах и проекте модернизации Су-25Т. Соответственно летные и технические показатели штурмовика представлены по проведенным испытаниям и полученным результатам.

Габариты, вес, длина

По размерам Су-39 имеет следующие показатели:

  • общая длина — 15,33 м;
  • размах крыла — 14,36 м;
  • высота — 5,2 м;
  • площадь крыла — 30,1 кв. м;
  • угол стреловидности — 20°;
  • база шасси — 3,58 м;
  • колея шасси — 2,5 м.

Масса пустого самолета составляет 10,74 т, снаряженного — 13,15 т. Вес топлива — 3,84 т, нормальная взлетная масса составляет 16,99 т. Максимально допустимые вес самолета для взлета — 20,5 т.

Лётные данные

Летные характеристики штурмовика представлены следующими значениями:

  • при полной боевой загрузке самолет летает со скоростью 950 км/ч;
  • посадочная скорость — 240 км/ч;
  • длина разбега на бетонной и грунтовой полосе составляет 550 и 600 м соответственно.

Допустимая практическая высота полета — 10 тыс. м. В боевом применении штурмовик может набирать высоту от 30 м до 7 км. Дальность боевого полета на допустимой высоте составляет 900 км, у земли — 400 км. С подвесным топливным баком (ПТБ-800) данные значения увеличиваются до 1250 и 750 км соответственно. Перегоночная дальность перелета с четырьмя дополнительными баками (2х1150 и 2х800 л) составляет 2500 км.

Расход топлива

По сравнению с Су-25 установка новых двигателей позволила снизить расход топлива до 0,89 кг/кгс в час. Для сравнения, у базовой модели данный показатель составлял 1,28 кг/кгс. Расход воздуха у Су-39 составляет 66 кг/с.

Боевое применение

Су-39 не был принят на вооружение и не был запущен в серийное производство, из-за чего не применялся в боевых условиях. Актуальность разработки и представленные ТТХ самолета основывались на опыте применения Су-25. Данные штурмовики участвовали во многих конфликтах Европы и Азии начиная с Афганской войны. Есть сведения об их применении на востоке Украины и в Сирии.

Разработка Су-39 ориентировалась на улучшение противотанковых свойств модификации Су-25Т. Новый штурмовик должен был справляться с боевой техникой противника, включая уничтожение кораблей. Подобные возможности делали самолет средством поддержки для наземных и надводных операций.

Подвесной контейнер с радиолокационной системой «Копье-25» расширял возможности штурмовика и позволял вести полноценный воздушный бой с истребителями противника. Именно для этого новые самолеты оснащались ракетами класса «воздух-воздух».

Достоинства и недостатки

С учетом известных технических характеристик среди преимуществ Су-39 выделяют:

  • улучшенные летные показатели и сниженный расход топлива;
  • повышенную защиту пилота в бронированной кабине;
  • выживаемость самого самолета — предприняты меры по предотвращению пожара при попадании в топливные баки;
  • улучшенная авионика, ориентированная на современные системы и противодействие радиоэлектронным средствам противника;
  • широкий комплекс вооружений как для воздушного боя, так и для поражения целей на поверхности;
  • унификация многих частей и конструкций с находившимся в производстве Су-25УБ.

Оснащение штурмовиков обеспечивало им одно из ключевых преимуществ — широкий спектр возможностей для ведения боя и поддержки. Однако данный аспект создавал и недостаток таких самолетов — требовательность к содержанию и сложность технического обслуживания.

Стоимость сборки и содержания стала основной проблемой новых штурмовиков. Недостаток финансирования после распада СССР не позволил запустить самолеты в серийное производство или модифицировать уже имевшиеся Су-25Т.

С технической позиции о недостатках Су-39 говорить сложно. Предсерийные образцы проходили испытания, были выявлены определенные недочеты. Однако подобные аспекты выявляются в любых разработках и устраняются уже в процессе серийного производства. Из-за отсутствия массового применения Су-39 его достоинства и недостатки так и остаются теоретическими показателями.

Модернизированный российский штурмовик Су-39

Анализируя действия боевых самолетов в последних крупных военных столкновениях и конфликтах, можно с уверенностью сказать, что задачи, выполняемые штурмовиками, были отработаны с высокой точностью и эффективностью.

Штурмовик Су-39 является, по сути, летающим комплексом целого военного арсенала для поражения бронированных объектов противника. Основное предназначение самолета можно разделить на три задачи:
— уничтожение бронированной наземной техники (танков, БТР, БМП, САУ) в любое время суток в различных метеоусловиях.
— уничтожение надводных кораблей противника (эсминцев, фрегатов, десантных кораблей и ракетно-артиллерийских катеров) в прибрежной зоне.
— уничтожение авиационных групп и самолетов противника в небе и на земле.

Самолет Су-39 является продолжением развития проекта Су-25Т, и так как до 1996 года самолет носил название Су-25ТМ, сейчас можно встретить в описании штурмовика оба названия. Задача борьбы с танками для Су-39 предполагается важной, но не доминирующей, как у Су-25Т. Предполагается, что самолёт сможет эффективно уничтожать корабли в прибрежных зонах, транспортную и фронтовую авиацию противника. Существенной переработке подверглись комплекс вооружения и авионика самолёта.

• Модернизированный самолёт оснащается радиолокационной станцией «Копье-25» в подвесном контейнере, что кардинально изменяет его возможности. В частности, Су-39 способен вести полноценный воздушный бой, для чего в его арсенал ракет «воздух-воздух» были включены ракеты Р-73, Р-27 и Р-77 с максимальными дальностями пуска 20-40, 65-80 и 80-110 км соответственно. Для уничтожения корабельных групировок противника предназначены противокорабельные Х-31А с дальностью пуска до 110 км. Борьба с РЛС противника осуществляется противорадиолокационными Х-25МПУ и Х-31П. Арсенал средств штурма пополнился высокоточным ракетным комплексом «Вихрь».

• Совсем недавно в небе было только два по-настоящему хороших штурмовика, советский Су-25 и американский А-10. Но с появлением Российского штурмовика Су-39 ситуация меняется, по решаемым задачам соперников у штурмовика Су-39 на данное время просто нет, а по характеристикам превосходит западные аналоги.

• Уникальная черта штурмовика – повышенная боевая живучесть, происходящая из оборудованной противопожарной и броневой защиты двигательных отсеков, обработкой топливных баков пенополиуретаном и протектированием, кабины с титановой броней и бронеблоком лобового стекла. Все эти усовершенствования сводят к минимуму получение поражений летчика и повреждения основных систем управления малокалиберными снарядами, крупнокалиберными пулями и осколками ракет.

• Штурмовик может самостоятельно определять и выявлять цели, выбирать приоритет цели и вид применяемого оружия. На каждом крыле размещены 5 подвесок, на которые устанавливаются:
— 16 противотанковых ракет «Вихрь»,
— 4 ракеты класса «воздух-поверхность» или класса «воздух-воздух»,
— восемь пусковых устройств со 160 неуправляемыми ракетами,
— авиационные бомбы любого калибра, баки с зажигательной смесью,
— четыре подвесных пушки.
Масса поднимаемого боезапаса 6000 килограмм.

• Широкое использование многофункционального штурмовика в Вооруженных Силах приведет к значительному сокращению авиационного парка и обслуживающего персонала и военных расходов — штурмовик Су-39 сможет заменить 2-3 самолета узконаправленного действия.
Основные особенности штурмовика Су-39:
— АПК «Шквал» — прицельный комплекс позволяет осуществлять точное прицеливание на расстоянии в 10 километров с погрешностью 0,6 метра;
— ПТУР «Вихрь» — способен уничтожить до 14 современных танков с броней до 10 см, и вертолетов противника;
— Бортовая станция «Пастель» позволяет получать точную информацию о наземных и воздушных работающих РЛС. Это позволяет применить против них ракеты Х-58УЭ, Х-31П или уничтожить с помощью ракет Х-25МЛ или ракетой комплекса «Вихрь»;
— Радиолокационный ПК «Копье» предназначен для наведения высокоточного вооружения по малоразмерным подвижным и стационарным целям в любых условия и при противодействии ПВО противника;
— Телевизионная низкоуровневая система «Меркурий» позволяет производить запуск ракет с лазерным наведением и производить бомбардировку объектов противника в ночной час и при плохой видимости;
— Возможность продолжить полет на одном двигателе.

Технические характеристики Су-39:
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,33 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 5,2 м
Площадь крыла: 30,1 м²
Коэффициент удлинения крыла: 6
Угол стреловидности по передней кромке: 20°
База шасси: 3,58 м
Колея шасси: 2,5 м
Масса пустого: 10 740 кг
Масса снаряжённого: 13 150 кг
Нормальная взлётная масса: 16 990 кг
Максимальная взлётная масса: 20 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
Тяга: 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)

Читать еще:  Вальхалла – суровый рай воинов севера

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Посадочная скорость: 240 км/ч
Скорость сваливания: 175 км/ч
Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
на высоте:
— без ПТБ: 900 км
— с 4× ПТБ-800: 1 250 км
у земли:
— без ПТБ: 400 км
— с 4× ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)
Практический потолок: 10 000 м
Высоты боевого применения: 30-7000 м
Нагрузка на крыло: 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,42 (при макс. взлётной массе)
Длина разбега:
— на бетонной ВПП: 550 м
— на грунтовой ВПП: 600 м
Длина пробега: (без тормозного парашюта)
— на бетонной ВПП: 400 м
— на грунтовой ВПП: 600 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
— с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g
— с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g

ВООРУЖЕНИЕ
Стрелково-пушечное: двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 снарядов
Точки подвески: 11
Боевая нагрузка:
— нормальная: 2 000 кг
— максимальная: 6 000 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»:
— 2 × Р-60 (АА-8)
— 2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
ракеты «воздух-поверхность»:
— 16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
— 4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и
— 2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
— 8 × С-25Л
Неуправляемые ракеты:
— 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
— 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
— 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
— 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
— 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
— 8 или 32 × 100 кг или
— 6 × КАБ-500Кр или
— 8 × контейнеров КМГУ-2
Пушечные контейнеры:
— 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 с 260 снарядами или
— 4 × СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301 с 150 снарядами

АВИОНИКА
РЛС: «Копье-25» (подвесная)
Антенна: щелевая
Диаметр: 500 мм
Угол сканирования:
— по высоте: +25°/-55°
— по азимуту: ±40°
Зоны обзора: ±10°/±20°/±40°
Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=5 м²:
в свободном пространстве:
— навстречу: 57 км
— вдогон: 30 км
на фоне земли:
— навстречу: 57 км
— вдогон: 20 км
Количество одновременно сопровождаемых целей: 8
Количество одновременно атакуемых целей: 2
Дальность обнаружения наземной цели:
— типа эсминец: >200 км
— типа ж/д мост: 100 км
— типа группа движущихся танков: 20 км
ОЭС: «Шквал»
Угол обзора:
дневного прибора управления:
— широкий: 2,7×3,6°
— узкий: 0,73×0,97°
ночного прибора управления:
— широкий: 18,2×13,7°
— узкий: 7,3×5,5°
Угол наведения:
— по высоте: +15°/-80°
— по азимуту: ±35°

• Именно обладание высокоточным ракетным комплексом «Вихрь» возводит штурмовик Су-39 в разряд многоцелевых самолетов. Высочайшая точность поражения, сверхзвуковой полет до цели, достаточно большая дальность действия позволяют использовать ракеты комплекса «Вихрь» по воздушным, надводным и наземным бронированным объектам.

• Штурмовик Су-39 может произвести как взлет, так и посадку на почти неподготовленную грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной 1200 метров. Самолет может подниматься в небо на дизельном топливе неограниченного ресурса, не нуждается в высококвалифицированных технических специалистах, прост в освоении и доступен пилотам разной квалификации.

• Первый заводской испытательный полет на прототипе Су-39 «Т8ТМ-1» был совершен 4 февраля 1991 года. Всего было совершено около 3000 испытательных полетов и около 40 пусков боевых ракет комплекса «Вихрь». Полностью завершена настройка связки комплексов «Шквал» — «Вихрь», закончена привязка РЛПК «Копье» и ракетных комплексов.
Стоимость одного штурмового самолёта Су-39 — 180 миллионов рублей.

СУ-39 — универсальный штурмовик с возможностью ведения воздушного боя

СУ-39 — универсальный штурмовик для решения тактических боевых задач с поражением целей на дистанциях до 50 км. При проектировании СУ-39 ставилась задача улучшить характеристики самолета в полете на малых высотах с огибанием рельефа местности. Боевой опыт афганской войны показал, что полеты на малых высотах — эффективный способ преодоления системы ПВО противника без использования средств радиоэлектронной борьбы. Для такой тактики боевых действий пригодны только низкоскоростные самолеты. В то же время для полетов на большой высоте низкая скорость крайне снижает стойкость самолета, поэтому конструкторам была поставлена задача, спроектировать самолет с большим диапазоном летных скоростей. ОКБ Сухого отлично справилась с этим. Еще на этапе проектирования СУ-25 был получен самолет с диапазоном рабочих скоростей: 950-250 км/ч. Эти качества перешли к новой модификации СУ-39 без ухудшений.

Официальное название СУ-39 было присвоено самолету в 1995 году, хотя его разработка началась в 1986. Тогда же в 1995 был совершен первый полет. Ранее самолет назывался СУ-25Т и СУ-25ТМ. Основной штурмовик СУ-25 имеет еще несколько модификаций, весьма схожих с СУ-39. Это учебно-боевой СУ-25УБ и палубный СУ-25УТГ.

В настоящее время СУ-39 не стоит на вооружении и никогда на него не поступал. Его производство планировалось осуществлять в Тбилиси. Также он выпускался на Улан-Удэнском авиационном заводе. Всего было изготовлено 4 экземпляра самолета. Остановка производства штурмовика была вызвана временными экономическими трудностями. Несмотря на это самолет регулярно обнаруживается на МАКС 2003, 2005 и других выставках. Возможно, идет поиск зарубежных заказчиков.

Основные тактико-технические характеристики СУ-39

  • Максимальный взлетный вес — 20 т;
  • Сухая масса самолета — около 10 т;
  • Запас топлива — около 4 т;
  • Боевая нагрузка — 6 т;
  • Максимальная скорость — 950 км/ч;
  • Скорость сваливания — 175 км/ч4;
  • Практическая дальность: 400 – 1200 км в зависимости от высоты и боевой загрузки;
  • Максимальная перегоночная дальность — 2500 км;
  • Практический потолок — 10 000 м;
  • Минимальная высота полета с применением средств вооружения — 30 м;
  • Экипаж — 1 пилот.

Эффективность применения штурмовой авиации определяется указанием целей. Практических варианта только два. Это использование данных внешнего указания (вертолеты, БПЛА для целеуказания, ручная авианаводка) или обнаружение целей самим самолетом. Универсальным средством обнаружения целей является радиолокационная станция. Разработка самолета СУ-39 (модернизация из СУ-25) шла в середине 80-х, когда самой современной была РЛС «Копье-25». Она и сейчас имеет отличные характеристики. Также на самолет был установлен авиационный оптический прицельный комплекс «Шквал».

Конструкция штурмовика СУ-25 оказалась весьма совершенной. При модернизации изменений почти не вносилось. Почти все доработки касаются только электронного и приборного оснащения самолета.

Радиолокационная станция «Копье-25»

Российский штурмовик СУ-39 оснащается подвесной радиолокационной станцией. Это его основное отличие от СУ-25. Главной характеристикой радиолокационной станции является ее разрешающая способность, от которой зависит дальность обнаружения целей, точность выдачи их координат. Разрешающая способность определяется электроникой станции, диапазоном работы, а главное — размерами антенны. РЛС «Копье-25» оснащена антенной диаметром 500 мм.

Подвесной форм-фактор РЛС был выбран неслучайно. Он позволяет быстро оснастить любой штурмовик или другой самолет современным радаром. Профессиональное название — РЛС контейнерного исполнения.

РЛС «Копье-25» собрана на полупроводниковой элементной базе. Имеется мощный вычислительный комплекс для быстрого получения координат целей и их корректировки в зависимости от положения самолета. Это универсальный радиолокатор как для наземной так и для воздушной разведки. Дальность обнаружения целей:

  • танк, грузовой автомобиль — 20 км;
  • самолет — 80 км;
  • железнодорожный мост — 80 км;
  • ракетный катер — 100 км;
  • эсминец — 200 км.

Рабочий диапазон РЛС — 10 ГГц (длина волны 3 см). Питание идет от бортовой авиационной сети 27 вольт 400 гц. Потребляемая мощность — не более 1,5 кВт. Передатчик работает в импульсном режиме. Максимальная мощность в импульсе — 5 кВт. РСЛ располагается снизу фюзеляжа. Носовая часть самолета заменяет верхний угол обзора, что указывается в характеристиках. Вес всей конструкции в контейнере — не более 120 кг.

Современные радиоэлектронные и вычислительные системы имеют богатый набор функций. Такой подход у разработчиков не только к смартфонам, но и к военной технике. Так, РЛС «Копье-25» имеет дополнительные функции, например, «подсветку» целей ракетам, автоматическую передачу координат, корректировку курса. Она поддерживает несколько десятков марок ракет.

Читать еще:  Как в советском союзе появился газ-аа «полуторка» или наследие форда

Оптический прицельный комплекс «Шквал»

На дистанциях до 20 км при хорошей видимости оптический прицельный комплекс оказывается даже более эффективным чем радиолокационная станция. Кроме того, применение РЛС обнаруживает самолет в эфире на многие сотни км (больше высота — шире радиус обнаружения). У оптического комплекса таких недостатков нет, его можно использовать в режиме полного радиомолчания. На СУ-39 установили прицельный комплекс «Шквал». Основные функции комплекса:

  • ручное прицеливание для пушки с оптическим увеличением и стабилизацией линии визирования;
  • телевизионное автоматическое сопровождение целей;
  • определение расстояний лазерной станцией дальнометрирования;
  • ночное видение (подвесной контейнер «Меркурий»);
  • лазерное целеуказание для ПТУР.

Работой комплекса управляет бортовая вычислительная машина. Более точные характеристики (например, максимальное оптическое увеличение) засекречены. Весь оптический комплекс с контейнерами весит 350 кг.

Вооружение штурмовика СУ-39

Самолет СУ-39 несет различное подвесное вооружение: ракеты, реактивные снаряды. Это легкосменное оружие, а стационарно на самолете установлена только авиапушка ГШ-30-2. Тактико-технические параметры пушки:

  • Калибр — 30 мм;
  • Длина ствола — 900 мм;
  • Скорострельность — 3000 выстр/мин (30-50 снарядов в секундном залпе);
  • Вес снаряда — 390 г;
  • Подача патронов — ленточная, вес патрона 835 г;
  • Боекомплект — 250 выстр.

В разработке ГШ-30-2 использовались легкие сплавы. Эта двуствольная автоматическая пушка калибром 30 мм весит всего 125 кг. Это очень хороший показатель даже для самых современных образцов аналогичного вооружения. Из интересных особенностей пушки можно отметить наличие жидкостной системы охлаждения и защиты от осечных патронов. Если бракованный патрон попадается на ленте, то он выбрасывается резервным пороховым зарядом как использованная гильза, не разрушая темп стрельбы.

Оба ствола пушки имеют мощные пламегасители, применение которых необходимо, чтобы защитить алюминиевые конструкции самолета.

Сменное подвесное вооружение рассчитано на поражение всех типов целей на дистанциях 1-50 км. Оно включает в себя полный комплекс авиационного вооружения: бомбы, ракеты, неуправляемые реактивные снаряды. Быстрая смена боеприпасов обеспечивает самолету универсальность. Самым мощным вооружением является ракета Х-31. Ее боевая часть на 100 кг может поражать цели на дистанциях 110 км.

Штурмовик СУ-39: сравнение с СУ-25

Изначально СУ-25 проектировался только как штурмовик. Функции истребителя он выполнять не мог. Этот недостаток решили исправить при последующей модификации в СУ-35, который уже представлял собой универсальный штурмовик-истребитель. Для ведения воздушного боя самолет оснастили электронными системами взаимодействия с высокоточными ракетами «воздух-воздух». Обнаружение и поражение воздушных целей может вестись в режимах «вдогон» и «навстречу».

Если СУ-25 — это противотанковый штурмовик, то СУ 39 — летающий танк. Основной акцент в нем сделан на системы обнаружения целей, делающие самолет универсальным средством против танков, катеров, кораблей. Предусмотрено даже вооружение против самолетов противника. Улучшена броня кабины и топливных баков.

Военное значение тактической штурмовой авиации

Легкая штурмовая авиация не утрачивает своего значения в современной войне, где идет ставка на технологичное ракетное вооружение. Опыт военных конфликтов после 2000 года всегда показывает активное применение штурмовой авиации. Она выполняет задачи поддержки пехоты, боевых моторизованных подразделений в любых масштабах.

Самолет Су-39. Фото. История. Характеристики.

В конце 80-х годов прошлого века был спроектирован еще один штурмовик в конструкторском бюро Сухого, данная машина получила название Су-39. Что касается самого самолета, то он отличается великолепными летными и техническими характеристиками. Данная машина является глубокой модификацией самолета Су-25.

Самолет этого типа на территории РФ имеет обозначение Су-25ТМ, а именно экспортную версию данного изделия обозначили как Су-39, но это одна и та же машина только с небольшими отличиями в оборудовании.

Общее описание самолета Су-39

Модификации по сравнению с начальным самолетом Су-25 коснулись практически всех систем и агрегатов. Новую машину оснастили прицельным комплексом под названием «Копье-25», который работает по принципу радиолокации. Данная аппаратура работает в трехсантиметровом режиме, это дает машине значительно больше функций. Но самое главное, что она может выполнять боевые задания, независимо от времени суток и от погодных условий.

Первая модель самолета типа Су-39 было представлено только в 1995 году в городе Жуковском. Но только через четыре года после этого данный аппарат был оснащен боевым вооружением и полной системой управления. Государственные испытания самолет начал с 97 года.

Характеристика систем самолета Су-39

Управление данной машиной проходит для пилота в комфортных условиях, тем более что значительную часть работы выполняет автоматика самолета. Это позволяет проводить более эффективные полеты и достигать максимума в выполнении заданий. Положительному психологическому состоянию пилота также сопутствует наличие полностью бронированной кабины, которая способна выдержать попадание снаряда калибра до 30 мм.

Взлетные характеристики самолета великолепные, поскольку Су-39 может производить взлет с грунтовых аэродромов, длина которых 1200 метров. Кроме того, самолет способен производить безопасную посадку и взлет на высотах в 3 километра над уровнем моря. Самолет имеет высокий уровень безопасности за счет наличия брони, которая способна защитить как пилота, так и все важные агрегаты самолета. За счет того, что самолет имеет два двигателя, при выходе из строя одного он может продолжать полет на другом рабочем.

Силовая установка машины представлена турбореактивными двигателями типа Р-195, они обеспечивают самолет тягой в 4500 килограммов. Достижением данных двигателей является их малая заметность в инфракрасном спектре. Что касается вооружения, то самолет может поднять в воздух 4 тонны разнообразного оружия, среди которого могут быть бомбы и ракеты разного калибра.

Если сравнить Су-39 и иностранные аналоги, то смело можно сказать, что отечественная машина значительно их обходит в цене и эффективности. Обучиться летать на данном агрегате может пилот с любой квалификацией. Особенностью этой машины можно назвать также то, что она работает на дизельном топливе.

Живучесть и незаметность самолета

Специальная окраска позволяет машине оставаться малозаметной над полем боевых действий, а материал, из которого выполнен корпус, позволяет поглощать радиоволны, что делает его практически невидимым.

Даже при запуске ракеты, которую не смог увидеть пилот, срабатывает система под названием «Сухогруз», которая производит оптические и электрические помехи. Создание помех для отвода ракет осуществляет специальная цезиевая лампа, которая имеет мощность в 6 тысяч ватт. Кроме этого, самолет имеет стандартные системы безопасности, такие как выпуск тепловых ракет, которые отводят тепловые ракеты противника.

Для преодоления ПВО врага в самолете предусмотрена система РЭБ. В ее основу входит разведывательная радиостанция типа СРТР, которая может отслеживать все РЛС. Данную систему можно запрограммировать на поиск более конкретных целей. В кабину летчика выводится вся информация о целях, в которой указано направление и расстояние до объекта. Самолет имеет также новую установку типа «Гордения», которая создает помехи в виде шумов, мерцания и при этом перенацеливает ракеты противника на землю.

Обнаружение и поражение цели самолетом Су-39

Для того чтобы данная машина могла работать в любое время суток, она оснащена прицельной системой класса И-251, которая позволяет распознать цели разного размера, проводит наведение оружия и огонь из пушек.

В носовой части самолета расположена система под названием «Шквал-М», она производит вывод изображения местности под самолетом на экран в кабине пилота. Данная аппаратура позволяет проводить мониторинг местности за десять километров до цели, при этом захватывает территорию шириной до двух километров. С помощью данной системы пилот может отследить ракетный залп и при необходимости может зайти на повторную атаку. Данная система настолько качественная, что может распознать танк на расстоянии в 10 километров, а жилой дом − на расстоянии в 15 километров.

Самолет Су-39 оснащен авианаводчиками, которые не видимы противнику, но эта система позволяет производить точный автоматический залп по заданным целям. А самое главное, что данная система не допускает повреждения собственных военных подразделений.

Корпорация Сухого активно ведет сотрудничество на международном рынке, предлагая свои изделия высокого качества по рыночным ценам. Много стран мира закупают наши штурмовики за деньги или в обмен на собственную продукцию, которой недостает в нашей стране.

Самолет Су-39 получил высокое доверие среди множества иностранных аналогов. В подтверждение этого можно сказать, что авиазавод Сухого в Улан-Удэ имеет много заказов на изготовление данной машины.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector