0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ттх)

Содержание

SR-71 Blackbird

Самолет SR-71 Blackbird является новым сверхзвуковым стратегическим разведчиком, который стоит на вооружении в ВВС США. Он имеет неофициальное название Blackbird, что в переводе значит «Черная птица». Основным преимуществом этой машины являются высокие скоростные показатели и отличная маневренность. Именно за счет этих показателей самолет имеет возможность очень быстро набирать высоту и уклоняться от ракет противника. Модель SR-71 активно эксплуатировалась с начала 1964 года по 1988 год. За все время эксплуатации было изготовлено 32 такие машины, из них было 12 потеряно. Потери были не боевые, а в результате поломок и несчастных случаев.

Разработка модели SR-71 Blackbird

Все работы по этому проекту были основаны на предыдущих наработках по самолету А-12. Более старая модель как бы эволюционировала в новый аппарат за счет модернизации в конфигурации и значительному снижению заметности самолета для оборудования противника. Свое название разведчик получил от американского бомбардировщика типа XB-70, за счет чего изначально аппарат обозначался как RS-70. Но все же первый прототип обозначили как А-12, поскольку он имел большое количество от бомбардировщика в размерах и весе. Серийные машины были укомплектованы самым современным бортовым оборудованием того времени и начали обозначаться как SR-71.

Описание конструкции SR-71 Blackbird

Машина отличается футуристическим видом корпуса, что позволяет достичь высоких аэродинамических показателей независимо от режима полета. Все несущие поверхности самолета имеют сложную модульную схему строения с сечением. Корпус имеет схему бесхвостки, на нем установлены тонкие крылья трапецевидной формы. Стреловидность крыла имеет показатель в 60 градусов.

На самолете отсутствовало ПГО и стабилизатор, вместо их на гондолах крыльев были установлены цельноповоротные кили, которые наклонены внутрь на 15 градусов. Шасси самолета состояло с трех стоек, которые убирались против движения машины. Все стойки убираются в корпус и крылья аппарата.

Первоначально конструкторы встретились с проблемой большого нагрева корпуса, поскольку самолет имеет возможность лететь со скоростью, которая в три раза превышает скорость звука. Для решения этой проблемы конструкторы применили титановый сплав, количество которого в планере достигает показателя в 90%. Также необходимо отметить, что эта машина имела ранние разработки новых на то время технологий стелс. Именно поэтому название Blackbird самолет получил за счет использованной для его покраски темно-синей краски, которая отлично маскировала разведчик на фоне ночного неба.

В конструкции этого самолета самым особенным и интересным можно назвать воздухозаборники, поскольку именно они и позволяют достичь высоких скоростей полета в 3300 км/ч. Кроме большой максимальной скорости, воздухозаборники обеспечивают отличную работу двигателей машины и на дозвуковых скоростях. Это все возможно за счет подвижной передней части мотогондолы, выдвигающейся при режиме работы двигателя, которые доходят до показателя в 1,6 Маха. При высших числах Маха воздухозаборник переходит в режим прямоточного двигателя.

Проблемы при полете на высоте в 24 тысячи метров

  • При использовании стандартной кислородной маски с нормальным давлением кислорода на высоте в 13 километров пилот не может нормально дышать, что может привести к потере сознания и нарушению жизнедеятельности.
  • На высоких скоростях в 3300 км/ч и более передняя часть фюзеляжа нагревается до температуры в 400 °C, а средняя температура всего корпуса достигает показателя в 260 °C.

Чтобы решить эти проблемы конструкторами были разработаны специальные скафандры для пилотов, которые обеспечивают нормальное давление для экипажа самолета SR-71 Blackbird. В дальнейшем эти же костюмы были использованы и в космических программах для космонавтов. Для снижения температуры внутри кабины использовались кондиционеры, которые и смогли создать нормальные условия для пилота в кабине. Все тепло с кабины переносилось до топлива через установленный перед двигателем теплообменник.

Полет разведчика SR-71 Blackbird был возможен только с применением специального топлива JP-7. Это горючее отличается от других тем, что оно обладает высокой температурой воспламенения, кроме того, оно устойчиво при высоких температурах. Оно также использовалось в качестве жидкости для охлаждения кабины пилота и других отсеков с аппаратурой. Нагретое топливо с теплообменника напрямую поступало в камеру сгорания двигателя, что исключало возгорание паров от нагретого топлива.

Особенностью модели SR-71 можно назвать то, что масса заправленного самолета составляла 7,71 тонны, из которых 4,6 тонны составляло топливо. Нужно отметить, что полностью заправленный разведчик не мог взлететь, поэтому он проводил взлет с небольшим количеством топлива, после чего максимально разгонялся для прогрева обшивки фюзеляжа. Только после этого проводилась дозаправка аппарата в воздухе с заранее взлетевшего топливозаправщика. Кроме того, система кессон-баков машины имела тепловые зазоры, из-за которых полностью заправленный самолет еще на взлетной полосе тек. Осуществив дозаправку топливом в воздухе, запаса топлива хватало всего лишь на 70-80 минут полета и это на крейсерских скоростях. За счет небольшой дальности полета эти самолеты перегоняли непосредственно возле линии боевого применения.

Что касается бортового оборудования, то оно было самым совершенным и секретным на то время. Кроме того, большая часть всей электроники была разработана учеными именно для этой модели, что позволяло еще более эффективно его применять. Особое внимание было уделено навигации аппарата на маршруте, который проходил на большой высоте. Особенностью навигации стала система астрокоррекции, которая позволяла очень точно определять местоположение самолета по звездам в любое время суток.

Особенностью этой модели разведчика является и то, что при его создании впервые была применена система снижения заметности для радиолокационных систем противника. Была проделана огромная работа в данной отрасли, после чего пришли к выводу, что нужно конструировать самолет с плоской формой фюзеляжа, также уменьшена ЭПР. Очень хорошо продумано оперение и его углы, что позволяет отбивать радиоволны. Также разведчик SR-71 Blackbird имеет радиопоглащающее красочное покрытие. Кроме того, для снижения температуры выхлопа и снижения его заметности в инфракрасном спектре в топливо добавляют цезий. Все же разогретый корпус на больших скоростях выдавал этот аппарат. На то время данные технологии отставали от разработок СССР.

Эксплуатация разведчика SR-71 Blackbird

  • В 1968 году был активным участником разведывательных операций в Северной Корее и Вьетнаме. При выполнении боевых заданий во Вьетнаме стал единственным американским самолетом, который так и не удалось сбить системе ПВО, разработанной в СССР.
  • В период холодной войны осуществлял разведывательные операции над Кольским полуостровом и на территории Кубы.
  • При базировании SR-71 Blackbird на территории Японии проводилось регулярное нарушение воздушного пространства СССР, причем такие полеты доходили до 12 нарушений за сутки.
  • Самолет SR-71 в 1973 году проводил аэросъемку Египта, Сирии, а также Иордании. Данная разведка была проделана во время активных боевых действий войны Судного дня.
  • Этот аппарат также был применен и в гражданских целях для отработки программ НАСА таких, как SCAR и AST.
  • Также за счет прямоточной силовой установки было достигнуто много скоростных рекордов. Наиболее известной и значимой является максимальная скорость этого самолета в 3529,56 км/ч. Всего эта машина установила 4 мировых рекорда по скорости.

Прекращение использования самолета SR-71 Blackbird было вызвано тем, что достаточно неудобно перевозить топливо, которое подходит всего лишь для одной машины в разные уголки планеты. Кроме того, для этих разведчиков были переоборудованы 30 топливозаправщиков, которые также постоянно должны были проводить дозаправку. К тому же это достаточно старая модель, и приоритет отдан самолетам нового поколения.

Официальное списание самолетов типа SR-71 Blackbird состоялось 26.01.1990 года. Последние 6 рабочих машин были направлены на авиационные базы как дозорные самолеты. Также два аппарата были направлены в Смитсоновский музей и в музей авиации в городе Вашингтоне. Нужно отметить, что в начале 1995 года правительством США было выделено сто миллионов долларов на восстановление трех машин SR-71, которые опять вернулись в состав ВВС.

Обзор американского самолета-разведчика sr-71 blackbird — «черный дрозд»

«Черный дрозд»: слишком быстрый для любого советского истребителя

В декабре 1964-го года «Черный дрозд» SR-71 совершил свой первый полет. Изначально самолет должен был быть истребителем. Но превратился в несравненный самолет-разведчик, который «ускользал» от любого советского самолета.Меньше чем за два часа из Лондона в Нью-Йорк — ни один самолет не совершит такой перелет.

Читать еще:  По просьбам стреляющих. Карабин ADAR 2-15

Кроме одного — самого быстрого самолета из всех, когда-либо стоявших на вооружении в США. Речь идет о стратегическом сверхзвуковом разведчике американских ВВС Lockheed SR-71 («Черный дрозд»). «Чудо-птица» Центрального разведывательного управления (ЦРУ) совершила свой первый вылет 22 декабря 1964 года. Ее рекорды скорости до сих пор не побиты.

Еще один не побитый рекорд стратегического разведчика: ни один из двухместных самолетов Blackbird ни разу не был обстрелян. Впрочем, со временем больше чем треть всех самолетов выходила из строя либо по причине несчастного случая, либо из-за технической ошибки.

Несмотря на это, самолеты Blackbird считаются самым успешным проектом в авиационной индустрии США. За тридцать два года службы всего было создано тридцать два самолета, из которых двенадцать вышли из строя.

Часов налета насчитывается восемьдесят тысяч, из которых двадцать тысяч полетов были совершены на скорости, превышающей три числа Маха, то есть в три раза больше, чем скорость звука. Самолеты участвовали примерно в пяти тысячах разведывательных миссиях: делали фотоснимки и радарную аэросъемку.

Из Мюнхена в Гамбург за десять минут

Самолет SR-71 летал на таких высотах и с такой скоростью, что ни ракеты, ни любые другие советские истребители, такие как МиГ-25, не могли нанести ущерб самолету-разведчику. Максимально самолет достигал скорости 3,36 Маха.

В отличие от своих советских конкурентов, SR-17 мог долгое время «выдерживать» максимальную скорость. Больше, чем три с половиной тысячи километров означает тысяча метров в секунду.

Из Гамбурга в Мюнхен самолет бы долетел за десять минут.

Маловероятно, что SR-17 когда-нибудь пролетал по данному маршруту, потому что, в первую очередь, невероятно дорогой самолет-разведчик, находившийся на службе у ЦРУ, осуществлял разведывательные миссии над территорией Советского Союза.

За исключением сотрудников ЦРУ в Лэнгли (штат Виргиния), никто не знает, сколько самолет собрал политически значимой информации. До 1998 года самолеты находились в боевом строю. 9 октября 1999 года самолет SR-71 совершил свой последний полет.

Изначально самолет должен был быть истребителем, но превратился в разведчика, который смог оторваться от любого другого самолета. Высокая скорость, максимальная эксплуатационная высота (около двадцати пяти километров) превратили самолет в недосягаемый летательный аппарат.

И, конечно, сделали его недосягаемым для зенитных пушек, так как «Черный дрозд» был быстрее, чем любое зенитное орудие.

Слишком быстрый для советских истребителей

Но и ракеты ни разу не смогли попасть по самолету, даже несмотря на то, что были быстрее. Однако чтобы взять самолет «на мушку», истребителю было необходимо максимально приблизиться к SR-71 и в пределах ограниченного расстояния полета снаряда сократить дистанцию до нескольких метров. Советской противовоздушной обороне это ни разу не удалось.

При этом самолет был тяжел в управлении. Терри Паппас, один из восьмидесяти шести тщательно выбранных пилотов «чудо-птицы» рассказывает: «При скорости 3 Маха самолетом нужно владеть. Но это находится на пределе вашего контроля. Все время бьет адреналин. Он тоже своего рода причина, почему пилот уже после сорока пяти минут полета полностью выбивался из сил».

Пока первый летчик потел, второй офицер-разведчик, сидевший сзади, фотографировал Советский Союз или Вьетнам.Несмотря на то, что двенадцать самолетов вышли из строя, всего один человек погиб, потому что не только огромные двигатели были сделаны согласно последним технологиям, но и катапультное кресло задало новые масштабы.

С самого начала пилоты были скептически настроены. Паппас считает, что дело было в величине «Черного дрозда»: «Когда человек впервые видит этот самолет, он задается вопросом, как конструкторы смогли его построить?» Широкий корпус, длинный «нос», огромные турбины — не удивительно, что Голливуд охотно использует данную редкую конструкцию в своих фильмах.

Внешняя обшивка самолета: четыреста градусов по Цельсию

К слову, при создании самолета использовались стелс-технологии, то есть еще до того, как вообще появилось само это понятие. Правда, SR-71 не всегда был недосягаем для радаров, но все же обнаружить его было очень сложно.Самолет SR-71, как и его предшественник А-12, был сделан из титана.

Материал легкий и стабильный — такой же используют для строительства самолетов, чья внешняя поверхность при трении о воздух нагревается до температуры выше четырехсот градусов по Цельсию. К сожалению, титан тяжело обрабатывать. Материал дорогой.

И к тому же во времена холодной войны достать его было крайне сложно.

ЦРУ окольными путями приобретал его в стране, которая обладает самыми крупными запасами титана: ничего не подозревая, Советский Союз за приличную сумму в валюте продавал титан именно для тех самолетов, которые впоследствии так успешно вели слежку за его территорией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

TweetCтратегический сверхзвуковой разведчик американских ВВС Lockheed SR-71

Агрегатор новостей 24СМИ

Lockheed SR-71 Blackbird. Время «Чёрных дроздов»

Со времени первого полета «Черного дрозда» — именно так окрестили современники стратегический разведчик SR-71 – прошло более полувека. История отмерила ему полет длиной в 34 года, непростую и яркую судьбу.

Начало пути

У SR-71 солидная «родословная». Его главный «родитель» — выдающийся конструктор Кларенс Джонсон, во многом определивший развитие военной авиации США в конце ХХ века. А «родиной» «Черного дрозда» по праву можно считать цеха знаменитого «Skunk Works» — одного из ведущих подразделений корпорации Lockheed.

Кларэнс Джонсон и его U-2 и SR-71

Предшественником и прообразом SR-71 стал высотный самолет-разведчик А-12, также созданный К. Джонсом. Для начала 60-х годов А-12 показывал поистине «заоблачные» результаты в скорости — 3300 км/ч и высоте полета — около 29 км.

По мнению Джонсона и его коллег, этого вполне должно было хватить для совершения безнаказанных разведывательных полетов над территорией СССР и Кубы.

Но грандиозным планам ЦРУ, в чьем ведении находился А-12, так и не суждено было сбыться. 1 мая 1960 года его «старший собрат» — самолет – шпион U-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом, был превращен в груду обломков недалеко от Свердловска зенитной ракетой комплекса С-75. Стало понятно, что время безнаказанных полетов над СССР безвозвратно закончилось.

Опередивший время

Однако работы продолжались. Нужно отдать должное К. Джонсону, который выделялся среди своих коллег невероятным чутьем и стремлением ко всему новому, без чего прогресс в авиации немыслим. До сих пор облик SR-71 «Blackbird» поражает своей необычностью.

Эта машина намного опередила свое время, отнюдь не только благодаря огромной скорости, но прежде всего уникальным технологическим и инженерным идеям, воплотившимся в ней.

В SR-71 была реализована схема-бесхвостка. В своем стремительном полете к цели «Черный дрозд» опирался на трапециевидные стреловидные крылья.

У него отсутствовали традиционные стабилизаторы и горизонтальное оперение. Их функции были возложены на цельноповоротные кили, слегка заваленные внутрь на 15 градусов.

Трехстоечное шасси также имело некоторые особенности. Так передняя стойка убиралась против хода, а остальные – в крыло и фюзеляж к продольной оси машины. Здесь же впервые нашла свое применение технология «стелс», благодаря специальной темно-синей краске, которая одновременно предохраняла корпус самолета от перегрева, маскировала его и делала малозаметным для наземных РЛС.

Список стелс-технологий можно дополнить специальным радиопоглощающим покрытием, особой формой фюзеляжа и добавкой цезия в топливо, снижающей температуру выхлопа.

Американский разведчик Lockheed SR-71 – “Чёрный дрозд” из будущего

Далеко не каждый серийный самолёт может похвастаться тем, что спустя 60 лет после появления остаётся недосягаемым по лётным характеристикам. Американскому разведчику SR-71 это удалось. Даже по его внешнему виду невозможно определить, когда самолёт создавался – настолько экзотично он смотрится.

Кстати, название “Blackbird” (“Чёрный дрозд”) официально ему не присваивалось и даже не стало популярным прозвищем. Зато базировавшиеся на Окинаве SR-71 получили от населения кличку «Habu» – так в Японии называют небольших, но крайне ядовитых гадюк. Это прозвище пилотам разведчика нравилось гораздо больше.

История создания

Ещё до того, как над СССР был сбит Фрэнсис Пауэрс, ЦРУ задумалось о том, что их высотный разведчик U-2 (разработки фирмы «Локхид») нуждается в замене. Фактически, Пауэрса сбили даже позже ожидаемых сроков – американские эксперты считали, что зенитные ракеты, способные достать U-2, появятся около 1957 года.

Для разработки более совершенного разведчика ЦРУ обратилось к фирмам «Конвэр» и «Локхид». Сделать самолёт недосягаемым даже для перспективных средств ПВО планировалось, обеспечив ему предельно возможные как крейсерскую скорость, так и высоту полёта.

Читать еще:  Неуправляемый хаос. Полицейское оружие ФРГ

От проектов «Конвэр» в итоге отказались, поскольку конструкторы «Локхид» уже имел опыт работы над секретными проектами, а кроме того, U-2 сдали в срок, не выйдя за рамки бюджета. Работы возглавил Кларенс «Келли» Джонсон, возглавлявший тогда секретное подразделение «Локхид», занимавшееся перспективными разработками.

В 1960 году ЦРУ заказало первую партию самолётов А-12.

Литера «А» в индексе не имеет отношения к штурмовикам – поскольку ЦРУ считается цивильной организацией, то и самолёты для неё носили внутризаводские обозначения.

Весной 1962 года самолёт совершил первый полёт. И в то же время им заинтересовалось ВВС США. Характеристики А-12 явно превосходили возможности проектируемого самолёта B-70, и в конце 1962 года авиация запросила разработку собственного разведчика. От стандартного А-12 военный самолёт отличался двухместным кокпитом, удлинённым фюзеляжем, способным вместить больше топлива, и большим ассортиментом разведывательного оборудования.

Джонсона во время выступления, он стал SR-71. Кстати, в этой речи, произнесенной в июле 1964 года, впервые было объявлено о существовании самолёта. В декабре того же года SR-71 совершил первый полёт, в 1966 году его официально приняли на вооружение. А в 1968 году программа по разработке других вариантов А-12 (в частности, перехватчика F-12) была закрыта, а оснастка для производства самолётов – уничтожена. Как это повлияет на дальнейшую службу SR-71 – станет ясно позднее.

Конструкция

Фюзеляж самолёта собирался из титана. Выбора у конструкторов не было – при движении со скоростью около 3000 км/ч самолёт нагревался настолько, что алюминий мог бы просто расплавиться в полёте. В начале 60-х годов титан был не только дорогим и сложным в обработке – в США не было достаточного количества этого металла, и его пришлось закупать через подставных лиц в СССР. Также для обеспечения охлаждения крыла часть его поверхности выполнялась гофрированной.

Панели корпуса SR-71 соединялись друг с другом неплотно – до тех пор, пока не разогревались и не увеличивались в размере из-за теплового расширения.

Часть планера для снижения радиолокационной заметности выполнялась из композитов, той же цели служат характерные обводы фюзеляжа и чёрная окраска. Практически вся центральная часть фюзеляжа занята топливными отсеками, бортовая электроника находится в боковых «наплывах» корпуса. Остекление кокпитов – из кварца, соединённого с титаном ультразвуковой сваркой.

Силовая установка SR-71 Blackbird – два уникальных двигателя «Пратт-Уитни» J58 (первые A-12 из-за неготовности J58 летали с обычными турбореактивными моторами J75). Уникальность двигателя в том, что на малых (для SR-71) скоростях он работает, как нормальный турбореактивный мотор, а на большой скорости конус воздухозаборника перекрывает воздушный поток так, чтобы его большая часть шла напрямую в форсажную камеру. В таком режиме двигатель J58 работает, фактически, как прямоточный.

Для разведчика разработали специальное топливо JP7 – с очень высокой термической устойчивостью, исключающей возможность его возгорания от воздействия высоких температур. С другой стороны, это сделало невозможным использования свечей зажигания для запуска двигателя. В результате, для запуска моторов и розжига форсажных камер использовался триэтилборан. Ёмкости баков с ТЭБ должно было хватать на 16 запусков двигателей.

Топливо JP7, помимо основной функции, также использовалось в качестве охлаждающей жидкости и в двигатели поступало уже нагретым. Поскольку масса заправленного SR-71 превышала взлётную, а зазоры между «непрогретыми» панелями корпуса гарантировали утечку топлива из баков-кессонов, специально для дозаправки разведчиков была разработана модификация авиазаправщика KC-135Q.

Специально для SR-71 Blackbird разработали весьма совершенную инерциальную навигационную систему, дополненную астрокорректором.

Она оказалась настолько удачно, что на некоторое время стала эталонным образцом.

Разведчик оснащался радаром бокового обзора, инфракрасными и обычными камерами, а также радиоэлектронными датчиками. Единственным средством активной защиты самолёта служили съёмные помехопостановщики различных моделей, которые выбирались, исходя из типа ожидаемой угрозы перед вылетом. Жизнедеятельность пилотов обеспечивалась скафандрами полного давления.

Эксплуатация

В 1968 году SR-71 прибыли на Окинаву, и стали совершать разведывательные полёты над Вьетнамом и Северной Кореей, сменив в этой роли A-12. К 1972 году вылеты производились ежедневно, по самолётам регулярно производились пуски зенитных ракет, но сбить не удалось ни один. В 1973 году, во время очередной арабо-израильской войны, разведчики летали над Египтом и Сирией.

Над Советским Союзом «Blackbird» не летал, но радар бокового обзора позволял собирать разведданные, пролетая вдоль границы. На перехват иногда поднимались самолёты МиГ-25, но догнать SR-71 они были не в состоянии.

Обстановка начала изменяться в середине 80-х годов. В СССР приняли на вооружение перехватчик МиГ-31, теоретически способный осуществить перехват SR-71, и новые ЗРК. Кроме того, разведчик не мог передавать разведданные в режиме реального времени.

Стоимость и сложность обслуживания самолёта начали сравнивать (не в его пользу) со стоимостью эксплуатации спутников-шпионов.

Положение усугублялось тем, что командиры частей, использовавших “Blackbird” в начале 70-х годов, к концу холодной войны успели уйти в отставку, и подать голос в защиту разведчика было некому. А поддерживать парк SR-71 в боеготовом состоянии можно было только за счёт разборки на запчасти аварийных машин – оснастку для производства уничтожили ещё в 60-е годы.

В 1989 году самолёты вывели из эксплуатации, чтобы уже в 1993 году поставить вопрос о их реактивации. Фирма «Локхид» согласилась восстановить самолёты, но ВВС заявило, что бюджетом это не предусмотрено. После президентского вето, баталий в Конгрессе и перераспределения бюджета в 1998 году SR-71 окончательно списали.

Помимо военной авиации, SR-71 долгое время использовался в НАСА, как летающая лаборатория.

Технические характеристики

Аналог у SR-71 Blackbird всё-таки был, хотя и не такой высокотехнологичный и, на первый взгляд, уступающий ему по некоторым параметрам. Это высотный разведчик МиГ-25РБ.

Самолет-разведчик SR-71 Blackbird

Lockheed SR-71 является стратегическим сверхзвуковым разведчиком, разработанным в Соединенных Штатах. Его особенность заключается в высокой скорости и практическом потолке. Благодаря этим параметрам, основным маневром уклонения от ракет противника был резкий подъем с ускорением. Из эксплуатации уникальная машина была выведена в 1998 году.

История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird

С середины 60-х американцы периодически сообщали о том, что в чистом небе часто происходили странные явления: неожиданно раздавался шум, удар и тут же все исчезало. В незнании граждане страны пребывали до 1967, когда единичные обращения переросли в массовые жалобы. Тогда правительству страны пришлось официально обратиться к людям с сообщением, что все явления связаны с испытаниями сверхзвукового разведчика Lockheed SR -71 Вlackbird.

В итоге ВВС пришлось возмещать ущерб людям, которые суммарно подали иск на 35 тысяч долларов.

Впервые SR-71 «Черный дрозд» взлетел в 1964. Самолет стал альтернативой для военных, которым нужна была машина, аналогичная по характеристикам А-12 – сверхзвуковой разведчик ЦРУ. Изначально машину предполагалось применять для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, но в 1960 был сбит над территорией СССР первый У-2 – предшественник самолета «Черный дрозд». В итоге вместо них решили использовать спутники, а дорогостоящие самолеты стали совершать пролеты над Северным Вьетнамом и Японией.

Конструктор А-12 (Кларенс Джонсон) был огорчен таким решением и начал с 1958 вести переговоры с ВВС. Инженер пытался убедить военных в необходимости создания инновационного ЛА, который мог бы одновременно вести разведку и выполнять задачи бомбардировщика.

Четыре года высшее руководство Военно-воздушных сил игнорировало запросы, пока не было дано согласие на оценку макетов, которые уже были готовы к тому времени. Это были R-12 и RS-12, что оказались разнесены в пух и прах генералом Ли Мейем. По его словам, Blackbird был точной копией XB -70 Valkyrie.

На самом деле, схожих моментов было не так много:

  • назначение — оба были разведчиками-бомбардировщиками;
  • обе машины имели возможность дозаправляться в воздухе;
  • максимальная скорость самолетов превосходила звук в три раза.

В остальном общего не было ни во внешнем виде, ни в характеристиках. «Валькирия», уже эксплуатировавшаяся на тот момент, была больше практически в два раза, а по скорости уступала новинке 100 км/ч.

Та встреча стала серьезным спором, а накал страстей достиг такого уровня, что минобороны США просто приказало прекратить работу над обоими прототипами.

Конструктор изменил аббревиатуру на Reconnaissance Strategic – стратегический разведчик, после чего продолжил разработку. Название превратилось в SR-71 в результате ошибки президента, который сообщил о новации.

Lockheed SR-71 был прототипом для двух машин того же конструктора:

Последний совмещал возможности разведчика и перехватчика, именно его и взял за основу Джонсон для создания «Черного дрозда». Он стал крупнее, причем считается одним из крупнейших военных самолетов в истории. Однако это не помешало стать ему в один ряд с малозаметными машинами «Стелс».

Читать еще:  Бмп-1: технические характеристики (ттх), модернизация, вооружение, калибр пушки, расход топлива, скорость

Взлетная масса прототипа YF-12 достигала 57,6 тонн, а у «Черной птицы» увеличилась до 78. Поднять в воздух огромную массу было тяжело, поэтому взлетал самолет-разведчик с минимальным запасом горючего, после чего заправлялся в воздухе на 7,5 километрах от переоборудованного KC -135 Q. Без пополнения запаса топлива, в воздухе самолет мог продержаться не более полутора часов, за это время удавалось пролететь не более 5230 км. Основной проблемой всего процесса была дороговизна – один подъем с дозаправкой обходился в 8 млн долларов.

История уникальной машины закончилась осенью 1989 года, когда ее окончательно решили снять с вооружения.

Причиной тому называют несколько факторов:

  • У Советского Союза появились истребители МиГ-31, которые могли успешно вытеснять «Черных птиц» за пределы исследуемых территорий;
  • У СССР появились комплексы «Круг», способные уничтожать ЛА на максимальных высотах и скоростях, которые развивал американский самолет-разведчик.

Справедливости ради нужно отметить, что не все SR теперь стоят в ангарах музеев. Несколько объектов были переданы NASA, что использовала наработки инженеров для своих проектов.

Основные цели и задачи

Основным направлением эксплуатации машины стала разведка, которую он выполнял при помощи аэрофотоаппаратов, радиолокационной станции (РЛС) и тепловизионных приборов. За час полета над исследуемой территорией удавалось обследовать более 155 000 км².

Фотоаппаратура могла вести съемку в радиусе 150 км, качество очень высокое, что давало возможность обследовать территорию Кольского полуострова, не нарушая границы СССР.

Серьезным недостатком аппаратуры была ее слепота в облачную погоду. Плохая видимость требовала поиска открытого участка в облаках для ведения съемки. Кроме того, погода иногда становилась причиной аварий. В итоге эти аспекты поставили крест на полетах над территорией Европы.

Описание конструкции SR-71

Для планера использован титан (около 90 процентов конструкции). Металл позволяет исключить опасные последствия перегрева, так как на высоких скоростях температура поверхности достигала 500 градусов. Кстати, американцы использовали советский (!) титан.

Форма сложная, так как инженеры прорабатывали каждый сантиметр для достижения высоких аэродинамических характеристик. Использована схема «безхвостка» с трапециевидным крылом. Поворотные кили установлены на гондолах двигателей, они полностью поворачиваются и чуть завалены внутрь.

Шасси из трех стоек:

  • передняя убиралась против движения;
  • основные — к продольной оси машины — в корпус и крылья.

Сам самолет двухместный, хотя изначальная версия и прототип был одноместным.

Фюзеляж

При разработке Blackbird длина фюзеляжа увеличилась с 32 до 32,7 метров, что позволило увеличить емкость топливных баков. Детальная проработка поверхностей и необходимость достижения аэродинамики, стремящейся к идеалу, позволили получить футуристический концепт, который на много опередил свое время.

Воздухозаборники

Воздухозаборники стали основой успеха и главной головной болью самолета. Именно они позволяли летать на до- и сверхзвуке. Изначально они управлялись вручную, но на испытаниях с ними происходили сбои, в том числе повлекшие гибель пилотов. Позже конструктор интегрировал автоматику для управления ими, и проблемы прекратились.

Передняя часть мотогондолы оснащена заостренным конусом, на скоростях до 1,6 Маха он выдвинут. После превышения этой отметки конус убирается внутрь, и силовая установка работает как прямоточная.

Двигатели

Машина оснащается двумя двигателями — ТРДДФ Pratt Whithey J-58 с тягой по 14,74 тс. Турбопрямоточный с осевым компрессором мотор весит 3,2 тонны, в длину 5,72 м, диаметр – 1,37 м.

На скоростях более 3 Мах значительно увеличивается предварительное сжатие потока, температура многократно повышается. Появляется риск расплавления лопаток, поэтому снижается подача топлива в камеру сгорания. В результате внешний прямоточный контур обеспечивает до 80% тяги, тогда как реактивный контур – только 20%.

Топливная система и топливо

Для машины было создано специальное топливо — JP-7, оно используется всей военной авиацией США. Его использовали инженеры для охлаждения перегретого корпуса, через обшивку была пропущена сеть труб, за счет нее топливо перед попаданием в двигатели значительно охлаждало поверхность, примерно до 300 градусов. Кроме того, это позволило подавать горючее при температуре 320 градусов, что упрощало его возгорание. Система циркуляции была серьезной проблемой, так как JP-7 просачивалось даже через мельчайшие зазоры, если их уплотнение было недостаточно качественным. Решена проблема утечки была только в 1965 г.

На крейсерской скорости оба мотора потребляли в минуту 600 кг горючего.

Навигационная система

Навигационная система ориентировалась по звездам, она называлась астроинерционной и была автоматизирована. Благодаря ей, экипаж мог точно определить свое положение в любое время и при любых погодных условиях.

Аналогичную систему в то время предполагалось установить на разработке Советского Союза – Т-4.

Для сверки данных использовался бортовой компьютер и вычислитель воздушных данных.

Стелс-технология

Использованы ранние наработки по технологии «Стелс». Поверхность обработана при помощи краски на ферритовой основе, что позволяло повысить скрытность и частично снижало температуру поверхности на высокой скорости.

Планер обтекаемый, форма футуристическая, профиль тонкий, несмотря на внушительные габариты машины.

В топливо добавляется цезий, что позволяет снизить температуру выхлопа и заметность.

Хвостовое оперение имеет наклон к горизонтали, чтобы не создавать прямой угол с фюзеляжем, который отличается высокой степенью отражения.

Справедливости ради нужно отметить, что эти меры были не так эффективны, как кажется. Машину легко обнаруживали по разогретому корпусу и потоку выхлопных газов.

Технические характеристики

Ранние стелс-наработки позволили получить самолет, который годами был недосягаемым для авиации и средств ПРО. Однако стоимость его эксплуатации оказалась слишком высокой для ВВС США.

Несмотря на выдающиеся характеристики, самолеты периодически попадали в аварийные ситуации. Это повлекло не только потери дорогостоящих образцов, но и опытных пилотов.

Летные характеристики

Управлять самолетом было сложно, причем начинались нюансы еще на земле.

Каждый вылет на задание состоял из следующих пунктов:

  • 1,3 км разбег по полосе до скорости 400 км/ч;
  • пилоты набирают скорость 680 км/ч;
  • после отрыва, 2,5 минуты уходит на подъем до 7,5 км;
  • на установленной высоте нужно поддерживать скорость 0,9 Маха;
  • при этих параметрах идет дозаправка;
  • после наполнения баков управление переходит в режим автопилотирования;
  • набор скорости происходит строго на скорости 860 км/ч;
  • ручное управление включается только после набора 24 км и на скорости в 3 Маха.

Не менее сложных действий требует посадка. Сначала летчики включают автопилот, снижение начинается только после сброса скорости до 750 км/ч. Посадка осуществляется на скорости не более 450 км/ч, полосы можно коснуться на 270-ти. Затем выпускается тормозной парашют — так самолет движется по полосе 1100 м, после чего парашют отстреливается. Окончательная остановка происходит за счет тормозов шасси.

Плюсы и минусы самолёта-разведчика

Плюсов машина имеет множество, иначе и быть не могло с самолетом, который опередил свое время на десятилетия. Эффективный сбор информации позволял окупать стоимость вылетов, но после того, как «Дрозд» перестал быть уязвимым, от него отказались.

Минусов тоже предостаточно, причем проявились они еще на стадии тестовых проверок:

  • Машина очень сложна, что потребовало многочисленных не менее сложных доработок;
  • При эксплуатации нужно постоянно проводить проверки, буквально 100-часовая эксплуатация влекла за собой проверки, занимавшие 16 дней для каждого ЛА, которые частично разбирались. Это не считая обязательных осмотров, которые проводились после каждого вылета;
  • В воздухе часто случались чрезвычайные ситуации, в том числе с летальными исходами. Однако многих пилотов удалось спасти за счет использования современных катапульт.

В итоге начался процесс снятия с вооружения. Сейчас в музеях находится 30 машин.

Эксплуатация SR-71 Blackbird

Впервые разведчик вылетел 21 марта 1968 года с базы на Окинаве. Этот образец стал рекордным, так как впоследствии налетал больше всего часов – 2981 за 942 подъема, из которых четверть была боевыми заданиями.

До 1970 года «Дрозды» совершали вылеты раз в неделю, затем уже по два полета. С 1972 самолеты исследовали территории практически ежедневно.

В 1970 и 1972 было потеряно две машины, но виной тому были неисправности механики. За все время использования SR-71 ни одного самолета ПВО Вьетнама сбить не удалось, несмотря на более чем 800 пусков ракет.

Над евразийским континентом машины появлялись на двух маршрутах:

  1. Над Балтийским морем;
  2. Вдоль западного берега Норвегии и Кольского полуострова.

Некоторое время самолеты базировались на Японских островах. Тогда они ежедневно нарушали Советское воздушное пространство, к границе подлетали разведчики по 8-12 раз.

В период «Войны Судного дня» Blackbird проводил разведывательные операции над территорией Сирии, Египта, Иордании. Работа позволила предотвратить ряд наступательных операций египетских войск.

Использовали «птиц» и в мирных целях, в частности, для проведения исследований по программам НАСА: AST и SCAR. Первая относилась к сфере разработки перспективных сверхзвуковых технологий, вторая – разработка машины со сверхзвуковой крейсерской скоростью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector