0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский танк т-55: традиции качества

Содержание

Советский танк Т-55: традиции качества

Итоги Корейской войны наглядно показали, что пехота, артиллерия, авиация и военно-морские силы не могут самостоятельно добиться успеха в военном конфликте. Королем поля боя на суше продолжал оставаться танк. Все наиболее значимые военные операции, как в тактическом, так и в стратегическом плане на тот момент проводились исключительно с использованием танков. Противоборствующие стороны постоянно стремились максимально увеличить количество бронетанковых подразделений, участвующих в боевых столкновениях. Противоборство во время военного конфликта шло не только на поле боя, где стальные монстры сталкивались друг с другом, но и в конструкторских бюро.

Пришедшие на смену легендарной боевой машине Т-34-85, новые советские танки Т-44 и Т-54 стали переходным вариантом. Несмотря на то, что новые танки получили новую башню, вооружение и ряд других конструктивных новшеств, в итоге получились улучшенные версии легендарной «тридцатьчетверки». Если выпуск Т-44 был начат еще в ходе Второй Мировой войны, то танк Т-54 стал уже машиной мирного периода. Советские конструкторы постарались в новой машине учесть весь накопленный опыт прошедших танковых сражений, однако новый танк оказался сырым. Корейская война, полыхающая на Дальнем Востоке, выдвинула к бронетанковой технике новые требования, которые и легли в основу следующей машины.

В качестве базы для нового танка был выбрана последняя модификация среднего танка Т-54Б. Результатом работ советских конструкторов стало появление Т-55, принципиально нового танка. Новая машина получила очень высокие тактико-технические характеристики, которые обеспечили танку не только самое массовое производство, но и сделали машину долгожителем.

Рождение новой боевой машины Т-55

Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.

Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные. Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.

Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.

Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55

Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.

Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.

Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:

  • мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;
  • увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;
  • для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;
  • машина оборудована противопожарной системой «Роса»;
  • боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;
  • оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.

На боевой машине впервые установили новый тип дымовой аппаратуры. Дымовая завеса создавалась путем впрыскивания топлива в коллектор выхлопных газов.

Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.

На заметку: появление через 5 лет вертолетов, способных бороться с танковыми соединениями на поле боя, сделало танки совершенно беззащитными от ударов с воздуха. Яркий тому пример, война во Вьетнаме, где американские войска активно применяли штурмовые вертолеты.

Важно отметить, что у советского танка была полуавтоматическая система заряжания, самая передовая на тот период. Только у израильских танков «Меркава 2», спустя 10 лет, появилось что-то подобное советской разработке.

Высокие эксплуатационные характеристики и ремонтопригодность танка Т-55 обеспечили высокий спрос на машину. В Советском Союзе производство танков осуществлялось на протяжении 21 года, с 1958 по 1979 год. За этот период было выпущено более 20 тыс. моделей танков Т-55 в различных модификациях.

Советский Союз передал лицензию и техническую документацию на новую технику своим союзникам по Организации Варшавского Договора. Больше всего было выпущено танков в Чехословакии, более 1700 машин. Чуть меньше было выпущено Т-55 в Польше — 1500. В Румынии танк под индексом TR-580 и TR-77 выпускался в течение 7 лет.

Суммарное количество выпущенных Т-55 в различных модификациях составило 23 тыс. машин, которые находились на вооружении армий в 60 странах мира. Если добавить китайскую модификацию советского танка, то общее разработка советских конструкторов стала самой массовой — более 100 тыс. экземпляров.

Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности

Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.

Увеличилась мощность двигателя, повысилась надежность торсионной подвески. Машина имела один из самых лучших ходовых параметров. Удельное давление на грунт составляло всего 0,81 кг/см2. Танк мог сходу преодолевать ров глубиной 2,7 м и стенку, высотой 0,8 м.

На советском танке впервые установили запасные топливные баки-стеллажи в носовой части бронированного корпуса. В ходе проведения полигонных испытаний такое новшество доказало свое право на жизнь. Топливные баки, заполненные дизельным топливом, играли роль дополнительной противокумулятивной защиты.

Если с двигательной установкой и ходовой частью Нижнетагильские танкостроители справились на отлично, то над вооружением бронированной машины пришлось поработать. Как и в предыдущей модели, в танке Т-54Б, на новой машине установили стабилизаторы ствола в горизонтальной плоскости. Требовалось увеличить боекомплект танковой пушки за счет увеличения количества кумулятивных бронебойных снарядов. Танковая 100-мм пушка Д-10Т2С на тот момент считалась одной из самых мощных. С расстояния 1000 м подкалиберный снаряд, выпущенный их этого оружия, свободно пробивал броню толщиной 275 мм.

В танке применили новую систему защиты экипажа на случай применения оружия массового поражения. Коллективная защита предполагала полную герметизацию боевого отделения танка. Системы жизнеобеспечения машины обеспечивали систему фильтрации и вентиляции. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в сложившихся условиях.

Модернизация танка Т-55

Появление нового советского танка на долгие годы определило пути развития не только отечественного танкостроения, но и оказало влияние на строительство танков за рубежом. Машина получилась с огромным технологическим ресурсом, который позволял осуществлять уже в процессе серийного выпуска безболезненные модернизации изделия. Наиболее успешная модернизация танка Т-55 была произведена в 1983 году. Свет увидела новая машина Т-55 АМ. За счет незначительных капиталовложений на танке удалось существенно увеличить стойкость броневой защиты, сохранив при этом основную подвижность машины на прежнем уровне. Модернизированный танк получил новый дизельный двигатель В-46-5МСВ, мощность которого была выше прежней двигательной установки на 100 л.с.

Основная цель, которую преследовала модернизация танков Т-55, стало приведение серийных изделий в соответствие с новыми стандартами. На машину устанавливалось новое оборудование, благодаря которому повышались огневые характеристики танка, улучшалась система управления боевой машиной. Основные изменения в конструкции были внесены уже по результатам боевого применения танков в Афганистане, где танковые части входили в составе ограниченного контингента Советских войск в ДРА.

Читать еще:  Пневматическая винтовка diana 31 panther: модификации, характеристики, устройство, принцип работы

Танк получил дополнительно новый уровень защиты, который была рассчитан с учетом боевого противостояния бронированной техники с противотанковыми средствами.

Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.

Т-55 — танк всех времен и народов

  • © vpk-news.ru

Т-14 на платформе «Армата», южнокорейская «Черная пантера-2», европейский «Леопард-2» последних модификаций, израильская «Меркава» — страны разрабатывают современные, дорогие и баснословно дорогие танки, но в боевых сводках из горячих точек планеты мелькает совсем другая техника.

В Ливии, но особенно в Сирии, буднично воюют советские Т-62 из 60-х, Т-55 из 50-х и даже первый послевоенный танк СССР Т-54, принятый на вооружение в 1946-м.

Как же так?

Во-первых, танк есть танк. У Т-55 имеется 100-мм пушка, выстрел из которой так же, как полвека назад, очень не понравится всякому, кто окажется в зоне поражения осколочно-фугасного снаряда. Есть пять опорных катков, по которым резво бегает гусеница, и весьма надежный двигатель, чтобы ее крутить. Все это просто в эксплуатации и ремонтопригодно при наличии прямых рук и энтузиазма. Когда ничего больше нет, лучше с Т-55, чем без него.

Т-54/Т-55 можно найти в закромах трети стран планеты, даже у нас

Во-вторых, эти танки в свое время были весьма продвинутыми моделями, разработанными с внедрением передовых технологий и решений, что до сих пор сказывается.

В-третьих, что Т-55, что Т-62 выпущены чудовищными тиражами, и если Т-62 остается на вооружении дюжины армий, то Т-54/Т-55 можно найти в закромах трети стран планеты. Даже у нас, хоть и на хранении.

  • Т-55 в Сирии
  • © comp-pro.ru

А значит, что мы еще не раз увидим эти танки в бою. Посему любопытно взглянуть на то, как их модернизируют, пытаясь приспособить к условиям современной войны, и есть ли у этого будущее.

Сидят за решеткой

Проблема ветеранов в том, что их бронирование безнадежно устарело. Его дырявит любая граната широко распространенных РПГ. Сирийские танкисты вовсю обшивают свои машины решетчатыми экранами.В качестве материала используют любой металл, какой удается найти и приспособить. Сварочный аппарат, пара дней работы и противокумулятивная защита готова. Легкая, быстро устанавливаемая и нередко бесполезная. Об эффективности решетчатых экранов спорят давно, однако наши оружейники, пожалуй, поставили точку в этом споре — правильно рассчитанные и грамотно установленные, решетки действительно работают. Взгляните на корму Т-14 или на Т-90М проекта «Прорыв-3», последний обзавелся сетчатой кольчужкой даже по погону башни.

  • Т-55 в Сирии
  • © static.timesofisrael.com

Как там с расчетами у сирийских танкистов, неизвестно, но, думается, война селекционирует правильные решения. Бывает, что на свет появляются весьма нетривиальные подходы.

Идея усилить броню мешками с песком или даже землей совсем не нова — так советские танкисты спасались от фаустпатронов при штурме Берлина в 45-м. А как насчет резиновых экранов? Пространство между ними и броней бутят металлоломом для лучшего рассеивания кумулятивной струи. Выглядит это одеяние весьма отвратно, но, судя по всему, оно действительно защищает танк.

И самый необычный подход: использование дерева в качестве противокумулятивных экранов. В Сирии с лесами не очень, а в Азии такое бронирование встречается. Плюсы очевидны — древесина гораздо легче метала, при этом способна дать серьезную толщину, и в некоторых регионах планеты добыть ее гораздо проще, чем металл. Минусы тоже имеются, возможно, это просто не работает. Было бы интересно взглянуть на практические испытания такой брони.

Но лучше всех экранов от вражеских гранатометчиков защищает слаженная работа танка со своей пехотой — у РПГ все же радиус действия редко превышает 500 метров.

Скворечник

Другое дело — противотанковые ракетные комплексы. Они с успехом учатся уничтожать и современные танки, преодолевая активную защиту, и динамическую броню с расстояния стрельбы в несколько километров.

  • © vpk-news.ru

В сирийской армии родилось весьма оригинальное и дешевое средство противодействия — «Мираж», который дорос уже до третьего поколения и в России прозван «Скворечником». Суть проста: он слепит оператора ПТРК, мешая ему сопровождать ракету. Не то чтобы панацея, но все же обеспечивает защиту от некоторых видов противотанковых комплексов, например американского BGM-71 ТOW.

В принципе здесь сгодится любая пассивная защита, вплоть до мультиспектральных завес.

Советские бастионы

Все перечисленное можно смонтировать на танке если и не в полевых условиях, то уж на ремонтной базе точно. А если у вас есть время и деньги, можно тот же Т-55 прогнать через полную модернизацию в заводских условиях. В СССР такую программу разработали под названием Т-55МВ, и в сирийской войне эти танки показали себя весьма достойно. Тогда поставили все, что только было рационально. Тут вам и динамическая защита, прикрытая резиновыми противокумулятивными экранами, и новый двигатель, чтобы тянуть все это, и система управления огнем «Волна», серьезно добавившая экипажу очков видимости и вероятности попадания в цель. И главное — комплекс управляемого вооружения «Бастион», способный с расстояния пять километров пробить 600-750 миллиметров брони за динамической защитой.

Для своего времени круто, но сейчас все это весьма устарело. В принципе было бы желание, российские оружейники могли разработать и современный вариант подобной модернизации. Но если у вас есть деньги на такую переделку Т-55, лучше поднапрячься и купить у нас Т-72 экспортных модификаций.

А вот если у вас желание есть, но возможности покупать нет, стоит присмотреться к корейскому опыту.

И на дуде игрец

Северная Корея — страна небогатая, но жизнь под постойной угрозой американского вторжения заставляет крутиться. Еще в 70-е они получили от СССР лицензию на производство Т-62, а в 90-е начали нещадно их модернизировать. В результате сейчас корейцы имеют на вооружении «Сонгун-915» и «Чонма-216».

Бронирование бортов усилено резиновыми экранами, лоб прикрыт динамической защитой, а на башне в лобовой проекции стоят стальные или композитные блоки, прозванные «бровями Ким Ир Сена» по аналогии с аналогичными «бровями Ильича» у наших Т-62М.

Поставили новую 125-мм пушку, как обычно, спаренную с 7,62-мм ПКТ. Но самое интересное дальше. На башне стоят два ПТРК «Бульсэ-3», которые, божатся корейцы, аналогичны по характеристикам нашему «Корнету» при дальности стрельбы до 5,5 километра. Там же две спаренные пусковые установки ПЗРК Hwa’Seong Chong, имеющих радиус действия пять километров по дальности и 3,5 по высоте. Плюс автоматический противопехотный гранатомет, тоже о двух спаренных стволах.

Стоит отдать честь корейским оружейникам — они не забыли про новую цифровую систему управления, оптику, дальномер, систему пожаротушения и приборы ночного видения. Имеются и жидкокристаллические экраны, и видеокамеры по бокам башни для лучшего обзора. Еще бы тепловизоры, вообще был бы огонь, но это корейцам, видимо, не по силам. Хотя, кто знает.

«Сонгун-915» несколько отличается: вместо «бровей» на башне — блоки динамической защиты, ПЗРК только один, автоматический гранатомет убран, зато стоит огромный 14,5-мм зенитный пулемет с широкими углами склонения.

Вообще корейцы вооружение тасуют: одно уберут, другое добавят. Главное — их танки, пожалуй, самые вооруженные в мире: ПЗРК, ПТРК, АГС, орудие танка и пулемет… И всем этим предстоит управлять наводчику и командиру.

Многие поговаривают, что это запредельная перегруженность экипажа. Но не думается, что корейцы действительно предполагают использовать все это сразу. Если экипажу удастся верно селектировать цели и правильно устанавливать приоритеты, то при должной выучке можно вполне успешно воевать.

Вспомним войну в Ираке, когда американцы сначала методично уничтожали танки противника ударами с воздуха и лишь затем отправляли в бой «Абрамсы». При этом использовать авиацию во время завязавшегося наземного боя американцы не очень любят. ПЗРК — это, конечно, не лучшее средство ПВО, но огрызаться можно и ими. По крайней мере безнаказанно уничтожать корейскую бронетехнику уже будет не так просто.

Опять же в столкновении с современным танком без пары ПТРК любая модернизация Т-62 будет беззащитна.

А спаренный АГС — хороший способ быстро накрыть гранатометчика, если, конечно, удастся его засечь. Вероятно, для этих же целей можно использовать и 14-мм пулемет, пусть совсем не так эффективно.

Резюмируем: корейские «Сонгун-915» и «Чонма-216» могут с той или иной степенью эффективности, но по отдельности отражать воздушную атаку, бороться с танками и пехотой противника. Но справиться со всем этим одновременно, естественно, не получится. Как, собственно, и у любого другого танка.

Судя по всему, сделать новый танк корейцы не могут, потому приходится выжимать максимум из Т-62. И у них это получается как ни у кого другого.

А теперь без башни

Но можно пойти и другим путем использования как Т-62, так и Т-55.

Израильтяне в 1967 году как-то оказались счастливыми обладателями сотен трофейных Т-54 и Т-55. Они заботливо модернизировали их, превращая в «Тираны», а когда завели достаточное количество «Меркав», переделали в тяжелые БТР «Ахзарит».

Тяжелые бронетранспортеры столь же полезная штука, как и тяжелая БМП, только обладают скромной огневой мощью.

Для начала израильтяне сняли с Т-55 башню и вытащили боекомплект, не только расширив внутреннее пространство, но и скинув вес. Выкинули старый двигатель и поставили современный, более мощный, но при этом компактный, таким образом сформировав коридор между внутренним десантным отделением и кормовой дверью. Кормовая дверь заслуживает отдельного внимания. Бронетранспортер получился с весьма низким профилем, и чтобы мотострелкам не пришлось выползать из тесного люка, дверь сделали не только с откидной аппарелью, но и с поднимающейся крышей. Благодаря этому солдаты могут покидать БТР, хоть и пригнув голову, но все же в полный рост и довольно резво даже на ходу.

Конечно, комфортом десантное отделение не отличается, но все же внутрь удалось вместить, кроме трех членов экипажа, еще семь десантников.

Кстати, двигатель поставили более мощный не только для увеличения подвижности — «Ахзарит» значительно тяжелее, чем материнский танк. После снятия башни Т-55 с 36 тонн похудел до 27 тонн, и на его корпус израильтяне навесили еще 17 тонн брони, усилив в основном боковые проекции. Получился чрезвычайно защищенный 44-тонный бронетранспортер.

Читать еще:  Обзор пассажирского самолета boeing 787 dreamliner

Из вооружения — дистанционно управляемый 7,62-мм или реже 12,7-мм пулемет. Нередко на БТР ставят еще пару пулеметов. При желании можно воткнуть и противопехотный АГС, и установку ПТУР.

Слабые места у «Ахзарита» есть — противоминная защита весьма посредственна. Но израильтяне смогли выжать из переделки Т-55 максимум. Вообще у них стоит поучиться бережливому отношению к технике.

На будущее

Опыт использования наших старых танков показывает, что на запасном пути они стоят не напрасно. При желании или необходимости их можно бюджетно модернизировать во что-то более боеспособное или переделать в БТР. Для нашей армии это не очень актуально, по крайней мере до начала крупной войны на истощение, но окно экспортного потенциала еще долго будет оставаться открытым.

Опубликовано в выпуске № 22 (785) за 11 июня 2019 года

«Тиран»/Tiran «Меркава»/Merkava «Ахзарит»/Achzarit

Танк Т-55: технические характеристики, фото и история создания

Советский танк Т-55 выпускался серийно в период с 1958 по 1979 год. Является преемником боевой машины Т-54, однако превосходит ее по многим параметрам. Новая модель отличается более мощной силовой установкой (тяга увеличилась сразу на 60 лошадиных сил). Модернизированный двигатель танка Т-55 добавил машине маневренность. Скорость передвижения по пересеченной местности также увеличилась.

Дальнейшая модернизация

Перед разработчиками стояла задача – в кратчайшие сроки создать версию танка с повышенной боеспособностью. В рамках дальнейших усовершенствований в корпусе были установлены дополнительные баки-стеллажи, за счет чего значительно возрос резерв топлива. Боекомплект главного орудия увеличили с 34 до 43 выстрелов. Вместо воздушных ресиверов, используемых при запуске двигателя, установили компрессор. В башне танка появилась еще одна новинка того времени — автоматическая противопожарная система «Роса», которая при появлении открытого пламени мгновенно находила источник огня и направленной струей гасила очаг возгорания.

Радиация

Но самым главным усовершенствованием стала установка системы противоядерной защиты с комплектом счетчиков Гейгера, фиксирующих уровень рентгеновского излучения. Боеспособность танка при атакующем потоке радиации не страдала, однако экипаж мог потерять физическую возможность выполнять свои функции. Из этих соображений башня Т-55 экранировалась изнутри специальными модулями из свинцовых пластин, отражающих гамма-лучи.

Зенитное стрелковое оружие

Защита боевой машине нужна всесторонняя, в том числе и от нападения сверху. Тем не менее наружное стрелковое оружие упразднили, поскольку штатный зенитный пулемет марки ДШКМ в условиях возросших скоростей военных самолетов устарел и стал бесполезным атрибутом. Однако спустя десять лет, когда появились боевые вертолеты, несущие противотанковые бомбы, пулемет вернули. Винтовые машины летали низко, и сбить бомбардировщик не составляло труда.

Немного истории

Полномасштабное серийное производство танка Т-55 было развернуто в СССР в 1958-м на оборонных заводах № 75, № 174 и № 183. Выпуск продолжался до 1979 года. Всего с конвейера сошло около двадцати тысяч машин. Танк Т-55, фото которого размещены на странице, широко экспортировался. Современную боевую машину советского производства охотно покупали все страны Варшавского договора, а также арабские государства.

Эффективный средний танк Т-55, кроме как в СССР, стали производить в некоторых других странах, дружественных Советскому Союзу. Выпуск был налажен в Польше, в период с 1964 по 1978 год собрано 1500 единиц. В Румынии с 1970 по 1977 год — 400 боевых машин. В Чехословакии, на заводе в городе Мартине, с 1964 по 1973 год по лицензии было выпущено 1700 единиц.

Танк Т-55: характеристики

У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.

Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.

Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:

  • количество человек в экипаже — 4;
  • масса боевая — 36,5 тонны;
  • длина танка с пушкой — 9000 мм;
  • длина только корпуса — 6200 мм;
  • высота по линии люка башни — 2218 мм;
  • ширина — 3270;
  • дорожный просвет — 500 мм;
  • тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
  • пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
  • комплект боевой — 43 выстрела;
  • боезапас пулеметный — 3500 патронов;
  • силовая установка — марка В-54, дизель;
  • мощность двигателя — 580 л. с.;
  • скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
  • запас хода — 480 километров;
  • давление удельное — 0,81 кг/см 2 ;
  • уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
  • преодоление брода — 1,5 метра;
  • спуск — 30 градусов;
  • подъем — 32 градуса.

Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.

Модификации

В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.

Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.

Измерительные приборы

Кроме поражающего вооружения, танк Т-55М оснащается дальномером КТД-2, баллистическим вычислителем БВ-55, прицелом 32ПВ-ТШСМ и стабилизатором М1 «Метеор». Танк Т-62 комплектуется прицелом 41ПВ-ТШСМ и вычислителем баллистики БВ-62. Лазерные дальномеры на обоих танках покрывают расстояние от 500 до 4000 метров с точностью измерения до 10 метров.

Баллистические вычислители обеспечивают автоматическое определение углов прицеливания вместе с данными бокового упреждения во время стрельбы артиллерийскими снарядами, но не могут рассчитать траекторию полета управляемой ракеты.

Зенитный пулемет при стрельбе в горизонтальном ракурсе может быть привязан к данным баллистических вычислителей, но направление стрельбы в большей степени должно определяться визуальным наблюдением.

Недостатки

Крупнокалиберная зенитная пушка, установленная на башне, снабжается боекомплектом из трехсот патронов в лентах, разложенных по коробкам. Стрелок проинструктирован в плане стрельбы небольшими очередями, поскольку тонкий и длинный ствол пулемета может неравномерно нагреваться от продолжительных очередей и деформироваться. Для стабилизации температуры на вооружение установлен теплозащитный кожух.

Бронирование

В дополнение к существующей защите танк Т-55 за все время производства модернизировался несколько раз в плане ее усиления. В последний раз добавочная бронезащита устанавливалась в 1985 году. Верхний лобовой сектор продублировали листами толщиной 30 миллиметров. Добавочная броня расположена по обе стороны от амбразуры главного орудия, вплотную к стволу. Угол ее наклона предполагает отражение любых снарядов противника, кроме кумулятивных, разрушительное действие которых невозможно нейтрализовать.

Однако вскоре танк Т-55М стали оснащать противокумулятивными резино-тканевыми экранами, которые в несколько слоев укладывались по всей передней части боевой машины. Эффективность такой защиты косвенно подтверждается испытаниями на полигоне. Снаряды, выпущенные с расстояния 150 метров, врезаясь в резиновые «коврики», теряли около тридцати процентов своей силы, и основные слои бронезащиты оставались без сквозных пробоин.

Оснащение экипажа

Особое внимание разработчиков танка Т-55 было уделено радиационной защите. Цель — сохранение жизни и здоровья людей. Все члены экипажа экипированы специальными противорадиационными жилетами, каждое сиденье тоже прикрывалось со всех сторон свинцовыми модулями в тканевой обшивке.

Зона расположения механика-водителя снизу усилена 20-миллиметровыми листами брони, которые приварены к днищу. Получается эффективная противоминная защита. Остальные члены экипажа располагаются на марше в задней, наиболее безопасной части внутрибашенного пространства.

Средства маскировки

Танк Т-55, фотография которого сделана в пустыне, знакомит с принципами маскировки. Броня боевой машины, выкрашенная в песочный цвет, позволяет слиться с окружающей средой. Танк становится неразличимым для наблюдателей противника, и его боевой расчет может воспользоваться этим для перемены места дислокации, а также спонтанной атаки.

Другие стандарты

Для маскировки в европейском ландшафте применяется камуфляж, зеленовато-серая раскраска или сетка такого же цвета, натянутая над местом нахождения танка. В условиях боя применяется дымовая завеса, которая возможна в любое время благодаря штатному устройству 902Б, расположенному на правой стороне башни. Система состоит из восьми пусковых стволов, выбрасывающих дымовые гранаты калибром 81 мм. Зона задымления позволяет укрыться не только танку, но и нескольким пехотным подразделениям, которые участвуют в бою, при условии, что у личного состава есть респираторные средства. Эффективность такого маневра несомненна.

Зона задымления при пуске четырех зарядов залпом составляет 120 метров в ширину и 8 метров в высоту. Запуск одной гранаты охватывает зону радиусом 60 метров вокруг танка. Активируются дымовые гранаты сигналом с пульта командира танка. У системы есть только один недостаток – во время боя перезарядка дымовой пушки невозможна, так как для этого нужно покинуть башню танка и провести несколько минут на открытой броне, что весьма рискованно под перекрестным огнем противника. Но некоторые экипажи нашли выход из сложной ситуации. Стрелок выходит на броню в момент наибольшего задымления от действия двух последних гранат, когда видимость равна нулю, и перезаряжает систему.

Танк Т-72

В 1967 году началась разработка самого массового, основного боевого танка вооруженных сил СССР, который был принят на боевое дежурство в 1973 году и по настоящее время находится в строю, в российских танковых войсках. По своим характеристикам Т-72 превосходит все прежние модификации из категории боевых бронированных машин. Отличие танка Т-55 от Т72 заключается в большей огневой мощи последнего, габаритная длина у семьдесят второго составляет 9530 мм против 9000 мм у Т-55. Экипаж Т-72 состоит всего из трех человек, обязанности, обеспечивающие жизнедеятельность машины, равномерно распределяются на троих без ущерба для боевого регламента.

Прототип советского танка Т-55

Оказывается, двойники есть и в танковой промышленности. Еще до развала СССР в Восточной Германии был создан танк Т-55А. Это почти полный аналог советского Т-54/55. Немцы не стали запускать свою разработку в серийное производство, так как им это было невыгодно по экономическим соображениям. Кроме того, танковые войска ГДР не нуждались в таком количестве боевых машин, ради которых стоило затевать масштабное производство.

Читать еще:  Триста — не предел! Винтовка Sabatti Tactical Evo

Вместе с тем в Советском Союзе почти такой же танк производили в огромном количестве, и после недолгих переговоров немецкую модель стали выпускать в СССР параллельно с советскими танками. Т-55 А, немецкий танк среднего класса, поставлялся небольшими сериями в армию ГДР. Технические характеристики модели были неплохими, машина отличалась крепкой башней, хорошей маневренностью и высокоточным орудием. Стоили танки немецкой стороне недорого, так как учитывалась политическая составляющая проекта, Восточная Германия была в то время «близким другом» СССР.

Модели

Танк Т-55 высоко котируется как исходный материал для моделирования в сфере военной техники. Умельцы используют образ популярной боевой машины для создания миниатюрных копий, полностью идентичных оригиналу. Китография такой модели, как танк Т-54/55, представляет собой целый ряд модельных разработок в масштабе 1:35 с проработкой мельчайших деталей. Модели танка Т-55 считаются наиболее интересными в процессе изготовления после американского «Шермана».

Средний танк Т-55 – дёшево и сердито

Большинство танков, разработанных сразу после окончания Второй Мировой войны, в строю не задержались. Одним из исключений стал советский Т-55. Хотя в производство он пошёл в конце 50-х годов, но конструктивно представлял собой развитие более раннего образца – Т-54. В западной традиции их даже соединяют в одну «модель» Т-54/-55. Но будем следовать традиции советской, и считать его всё же отдельным образцом.

Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.

История создания

К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.

Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно – экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.

Конструкция и основные модификации

Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.

В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.

Появилась система постановки дымовой завесы, впрыскивающая топливо в выпускной тракт.

Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.

Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.

Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.

Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.

В комплекс вооружения ввели управляемые ракеты «Бастион», а систему управления огнём дополнили баллистическим вычислителем.

Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».

Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.

Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.

Прочие варианты

В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.

Т-55 также производился (по лицензии) в Польше и Чехословакии.

Там были созданы и модернизированные варианты «пятьдесят пятого», схожие с советской модификацией «АМ». Танки бывшей Югославии модернизировались по израильскому образцу – с установкой пушки L7. В Египте разрабатывался масштабный проект модернизации под названием «Рамзес II», но в итоге египтяне предпочли американские «Абрамсы».

В Ираке «пятьдесят пятый» оснащали навесной композитной бронёй – на западе эти машины называли «Энигма». В Израиле в 80-е годы Т-55 стали переделывать в тяжелые бронетранспортёры «Ахзарит». Возможно, с учётом этого опыта в 90-х годах в России пытались создать свой тяжёлый бронетранспртёр БТР-Т, но в серию он не пошёл. Различные варианты модернизации «пятьдесят пятого» разрабатываются и предлагаются по сей день. Некоторые из них допускают установку орудия калибра 125мм.

Боевое применение

В Советском Союзе танки Т-55 впервые поучаствовали в боевой операции в 1968 году – они помогали восстановить контроль над Чехословакией. А в настоящий бой им довелось вступить только в 80-х годах в Афганистане. Там «пятьдесят пятые» занимались огневой поддержкой и сопровождением конвоев.

В 1971 году индийские танки Т-55 успешно применялись против пакистанских «Паттонов». В финальной фазе вьетнамской войны некоторое количество этих танков использовал Северный Вьетнам (хотя Т-54 там было гораздо больше), а в 1979 году вьетнамские «пятьдесят пятые» встречались со своими китайскими «копиями» и воевали в Камбодже.

Но по-настоящему активно Т-55 применяли на Ближнем Востоке. Начиная с 1967 года, они стали непременными участниками арабо-израильских войн, и проявили себя, как достойные соперники «Центурионов» и М48. Трофейные «пятьдесят пятые» активно использовались изральтянами. При этом, правда, им заменяли двигатели и перевооружали 105мм пушкой L7. Обе стороны использовали «пятьдесят пятые» в Ирано-иракской войне, а модернизированные иракские танки «Энигма» участвовали в войне в Персидском заливе.

В Африке сомалийские Т-55 воевали с Эфиопией, танзанийские – с Угандой.

В Анголе противником «пятьдесят пятых» стали не столько танки, сколько вооружённые 90мм пушками БТР «Ратель» и бронеавтомобили «Эланд».

Редко упоминается следующий эпизод. В 1979 году грузовое судно «Астор» должно было кружным путём доставить десять ливийских Т-55 в Кению, откуда бронетехнику должны были перевезти в Уганду. Но за время пути режим Иди Амина рухнул и судно вернулось в воды ЮАР, где его и арестовали по подозрению в контрабанде оружия для Анголы.

Обнаруженные танки конфисковали и передали Родезии, где «пятьдесят пятые» приняли на вооружение, оборудовав радиостанциями от броневиков «Эланд». Но повоевать Т-55 не успели – после того, как главари ЗАНЛА и ЗИПРА объявили о фальсификации результатов всеобщих выборов, новый премьер-министр Музорева не решился продолжать войну.

В самой Ливии Т-55 использовали в войне с Чадом, причём там танки понесли огромные потери от вооружённых французскими ПТРК пикапов «Тойота». «Пятьдесят пятые»проявили себя даже в Южной Америке – там с их помощью Перу боролось с «контрас».

В 90-е годы Т-55 участвовали в гражданской войне в Югославии. Причём, как считается, именно Т-55 был последним потерянным там танком. И уничтожил его при этом снаряд, выпущенный из пушки Т-34-85. Оставшиеся после развала СССР «пятьдесят пятые» использовали в конфликтах на постсоветском пространстве – в Карабахе, Абхазии и Приднестровье.

Т-55, оставленные афганской армии, воевали там вплоть до 1996 года.

Сейчас «пятьдесят пятые» продолжают использоваться в африканских войнах, а также в Сирии. В самой России они, однако, были выведены из употребления ещё в 90-е годы, и не участвовали даже в чеченских кампаниях. В настоящее время российские машины Т-55 находятся на хранении.

Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами

Что интересно, как такового прямого зарубежного аналога у Т-55 не было. Американский М60 конкурировал уже с Т-62, да и британский «Центурион» после всех модернизаций приблизился именно к более современной советской машине. Возьмём для сопоставления параметров «Центурион» ранней версии и американский М48.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector