0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский штурмовик ил-2: история, устройство и ттх

Самый массовый самолет в истории — советский Ил 2

История вооружений имеет немало примеров того, как появление одного вида вооружения было способно изменить существующие на тот момент военные доктрины. Другое дело, насколько новые образцы вооружений оказались эффективными в боевых условиях, смогли ли они принести реальную пользу воюющим армиям или обеспечили только известность и славу своим создателям. Об этом можно судить, оценивая те образцы вооружения, которые появились на полях сражений Второй Мировой войны. Здесь в один выдающийся ряд можно поставить советский «летающий танк» Ил 2 и средний танк Т-34, американскую летающую крепость В-29 и истребитель Р-39 «Аэрокобра», немецкий тяжелый танк T-VI «Тигр» и пикирующий бомбардировщик Ю-87. Эти образцы вооружений действительно прославились на полях сражений. Разница заключается только в том, что одни стали оружием победы, а другим было суждено просто войти в историю в качестве удачных конструкторских решений.

Советский штурмовик в этом списке занимает почетное место, став одним из самых массовых военных самолетов. Начиная с 1941 года, по 1945 год в Советском Союзе на авиационных предприятиях было выпущено 36 тыс. самолетов различных модификаций. Советская машина успешно прошла всю Вторую Мировую войну, сражаясь на Западе против войск «вермахта» и принимая участие в разгроме японской армии на Дальнем Востоке. Самолет Ил 2, его последняя модификация штурмовик Ил 10 продолжал после войны находиться на вооружении Войска Польского, армий Чехословакии, Болгарии, Югославии и Монголии.

Последнее боевое крещение легендарный штурмовик получил в небе Кореи уже в 1953 году, где закончилась эра поршневой военной авиации. Столь длительная боевая служба объясняется особенности конструкции самолета и его высокими летно-техническими характеристиками. Советским конструкторам первым удалось создать одетый в броню самолет, способный не только летать, но и эффективно воевать.

Кому и как в Советском Союзе пришла мысль создать «летающий танк»?

Идея использовать авиацию для борьбы с наземными целями появилась с того момента, как в небо над Балканами во время Первой и Второй балканских войн поднялись еще первые и несовершенные бипланы. Пилоты уже тогда поняли, что противнику можно наносить урон с воздуха, используя для этого самолет как средство доставки боеприпасов. В годы Первой Мировой войны авиация впервые была разделена на два основным вида — бомбардировочная и истребительная. На бомбардировщики возлагались задачи по нанесению бомбового удара по позициям противника в глубине фронта и в тылу. Истребители должны были своими действиями противодействовать проникновению вражескими бомбовозов.

Авиация в те времена применялась в основном, как средство нанесения стратегических ударов. О тактическом применении самолетов для поддержки наступающих или обороняющихся войск еще никто и не думал. С этой задачей справлялась артиллерия.

Уже в ходе боевых действий летчики пытались применять свои машины для выполнения штурмовых операций на передке. Первоначально эффект применения воздушных судов в качестве штурмовика был ошеломляющим, однако на земле быстро нашли против атакующего на бреющем полете самолета эффективное средство. Ружейный пехотный огонь и пулеметы мгновенно выводили из строя полотняные машины. Требовалось не только увеличить скорость полета, но и обеспечить машину надежной защитой. Вдобавок ко всему для успешной атаки наземных целей требовалось значительно усилить огневую мощь самолета. Концепция, которая легла в основу, заключалась в следующих аспектах:

  • летательный аппарат должен обладать всеми огневыми средствами поражения наземных целей;
  • дальность полета машины должна обеспечивать проведение воздушной атаки из глубины в тактическую полосу фронта;
  • скорость полета и наличие оборонительных средств должны обеспечить машине неуязвимость от огня наземных средств ПВО;
  • самолет должен обладать достаточной грузоподъемностью и высокой энерговооруженностью.

Все перечисленные аспекты и легли в основу технического задания, над которым стали работать конструкторы. К такому решению пришли военные и конструкторы в разных странах. Попытки установить на имеющиеся серийные машины броневую защиту не увенчались успехом. Аналогичными неудачными вариантами было отмечено стремление установить на самолет более мощное вооружение. Тот технический ресурс, который был изначально заложен в конструкцию боевых самолетов того времени, мощность двигателя и образцы вооружений не позволяли создать полноценный штурмовик. В СССР к этой проблеме возвращались неоднократно и каждый раз перед конструкторами и военными вставали те же проблемы. Ситуация застряла в мертвой точке до тех пор, пока не появилась разработка С.В. Ильюшина, сумевшего создать концептуально новый штурмовик, самолет Ил 2.

В чем чудо кроется чудо Ильюшина?

Занимаясь разработкой самолета для поддержки наземных операций войск, С.В. Ильюшин пошел другим путем. Вместо обычно предпринимаемого конструкторами технического решения — использовать для штурмовика мощный двигатель и установку броневых листов на уже готовый корпус — советский конструктор предложил использовать центроплан, изготовленный из брони. В бронированном корпусе находился двигатель и частично кабина пилота. В дальнейшем на бронированный центроплан монтировались фюзеляж и крылья. Таким образом, достигалась необходимая защита жизненно важных узлов машины, при этом получалась существенная экономия веса летательного аппарата. На бронированный корпус было легче установить мощное наступательное вооружение. Предполагалось, что самолету, идущему на атакующих курсах к земле, будет не страшен ни ружейный, ни пулеметный огонь.

Вместо обычных пулеметов калибра 7,62 мм, Ильюшин установил на свой штурмовик скорострельные авиационные пушки. Помимо стрелкового вооружения самолет мог нести так же и бомбовую нагрузку. Именно комбинация мощного наступательного вооружения с бронированным корпусом обеспечили успех будущему советскому штурмовику Ил 2, самолету с которым Советский Союз вступил в Великую Отечественную войну.

Важно отметить, что новый самолет для советских ВВС не стал результатом решений, принимаемых наверху. Большая часть разработки новой машины велась Ильюшиным и его КБ в инициативном порядке. С.В. Ильюшин к тому времени уже был хорошо известным авиационным конструктором. Его дальний бомбардировщик ДБ-3 стоял на вооружении Советских ВВС. Правительство по достоинству ценило не только творческий талант конструктора. В 1938 году Ильюшину было доверено управлять Главным управлением авиационной промышленности. Эти качества и профессиональные возможности позволили советскому конструктору в довольно трудной обстановке довести свое детище до завершения. С его подачи металлурги сумели наладить технологию изготовления бронекорпуса будущего самолета. Самолет должен был быть не только бронированным, но и иметь обтекаемые формы.

Первая опытная машина выкатилась на взлетную полосу испытательного аэродрома в октябре 1939 году, когда в Европе уже полыхала Вторая Мировая война. Опытный образец получил заводской индекс ЦКБ-55. Среди военных новая машина называлась БШ-2, что сокращенно означало бронированный штурмовик – второй.

Читать еще:  Коллиматорные прицелы – критический взгляд

На заметку: В СССР в конце 1040 года было принято присваивать нумерацию с четными цифрами самолетам бомбардировочной авиации (Ил-4, Пе-2 и Пе-8), и обозначать нечетными цифрами истребители (Як-1, ЛаГГ-1 и Миг-3). Эта система обозначений используется до сих пор в ВКС России.

Новый самолет сначала был двухместный. Конструкция была выполнена в традиционном для того времени исполнении — свободнонесущий моноплан с полуубирающимися шасси. Все основные узлы и агрегаты летательного аппарата были спрятаны в бронированный корпус. Двигательная установка была представлена мотором АМ-35 конструкции Микулина мощностью 1350 л/с. Поднял новый самолет в воздух, будущий Ил 2, летчик-испытатель Кокинаки. Первые полеты включали не только взлет и посадку, но и предполагали проведение летных испытаний с бомбовой нагрузкой. Опытный образец успели прогнать практически во всех режимах полета. Результатом испытаний остались довольны и военные, и представители конструкторского бюро.

Дилемма — строить Ил 2 двухместным или одноместным штурмовиком

На этом этапе важно сделать одну важную ремарку. Ильюшин изначально планировал строить двухместный самолет. Если на прямых курсах двигательная установка и летчик были надежно защищены, то задняя полусфера была полностью открыта для огня противника. С этой целью в экипаж штурмовика был включен второй член экипажа — стрелок. Его задачей было обеспечить прикрытие самолета с задних углов от истребителей противника. Самое любопытное, что на тактико-технических характеристиках наличие второго пилота никак не отражалось. Самолет сохранял допустимую бомбовую нагрузку и летные характеристики, заложенные в техническом задании.

Существует на сегодняшний день две версии, объясняющие ту ситуацию, которая возникла с запуском в серию нового самолета. Среди биографов советского конструктора немало сторонников идеи, что решение о запуске в серию одноместного самолета принято было военным руководством. Сам С.В. Ильюшин изначально отстаивал позицию выпускать для армии двухместный штурмовик. На реплики, что в будущей войне у советских пилотов не будет особой угрозы в воздухе, конструктор отвечал другими аргументами. Каждый самолет должен иметь техническую возможность постоять за себя.

Другая версия, которой придерживаются историки нового поколения, свидетельствует о том, что сам Ильюшин был инициатором запуска в серийное производство одноместной машины. Еще на стадии разработки опытного образца ставка делалась на одноместный вариант штурмовика. Только вмешательство наркомата обороны привело к тому, что к опытным испытаниям Ильюшину и его КБ был подготовлен и второй вариант штурмовика — в двухместном исполнении. Итогом испытаний новой машины стал приказ Народного Комиссара авиационной промышленности А.А. Шахурина о начале серийного производства ЦКБ-55. В серию пошла одноместная версия. Первые серийные машины сошли с конвейера воронежского завода №18 в феврале 1941 года. Советский самолет, штурмовик Ил 2 встретил начало Великой Отечественной войны одноместным, получив в войсках прозвище «горбатый». Мидель одноместной кабины резко выделялся на фоне фюзеляжа машины, образуя характерный горб.

Дилемма, возникшая с вариантами конструкции боевой машины, обернулась для советских ВВС крайне неприятной ситуацией. Уже в ходе боевых действий быстро выяснилось, что одноместная машина представляет собой прекрасную мишень для немецких истребителей. В первые месяцы войны, когда немецкие «люфтваффе» безраздельно господствовали в воздухе, советские Илы несли большие потери. Вылетающие на задание эскадрильи советских штурмовиков не имели полноценного истребительного прикрытия. Бронированный самолет оказался совершенно беззащитным при атаке сзади. Несмотря на свои высокие тактико-технические и летные характеристики, быстро выяснилось, что бронированный штурмовик срочно нуждается в усилении оборонительных средств защиты.

Оценив масштабы потерь горбатых на фронте, Наркомат обороны принял решение вернуться к двухместному варианту машины. Времени на модернизацию конструкции не было, поэтому было решено продолжать выпуск горбатых штурмовиков в одноместном варианте и параллельно осваивать производство двухместных машин. Уже в сентябре 1942 года советские заводы начали выпускать двухместные штурмовики, получившие индекс Ил 2М. Кабину удлинили, усадив в ней стрелка и установив в качестве оборонительного средства крупнокалиберный 12,7 мм пулемет УБТ. В таком виде штурмовик стал практически неуязвимым при атаках сзади. Немецкие асы не раз смертельно ошибались, пытаясь все так же атаковать советские «летающие танки» сзади. Теперь истребители противника встречал шквальный огонь крупнокалиберного пулемета.

Мессер атакует Ил 2

Советский Ил 2 – самолет или «летающий танк»

Особенности конструкции самолета Ильюшина заключались в том, что бронекорпус являлся рабочей частью всей конструкцией. Спрятав все важные элементы машины под защиту брони, советские конструкторы обеспечили новой машине практически полную неуязвимость от зенитного огня с наземных средств ПВО. За это качество самолет получил в войсках негласное прозвище «летающий танк». Масса бронированной части самолета составляла всего 990 кг. Толщина бронированного корпуса варьировалась от 4 до 8 мм. Этого было вполне достаточно, чтобы выдержать прямое попадание снарядов крупнокалиберных пулеметов.

Остальная часть фюзеляжа изначально была дюралюминиевой, однако ввиду острой нехватки этого материала, серийные образцы стали выпускать с деревянной, фанерной хвостовой частью. Такая комбинация конструктивных материалов сначала вызывала недоверие со стороны военных, однако в ходе боевых действий обнаружилась высокая живучесть летательного аппарата. Нередки были случаи, когда с задания возвращались самолеты с полностью разбитой хвостовой частью. При этом все основные силовые элементы машины, спрятанные в бронированном корпусе, оказывались нетронутыми.

Подготовка к вылету

Модернизированный штурмовик получил не только двухместную кабину, но и более мощный двигатель, АМ-38Ф. Вместо слабеньких 20 мм пушек ШВАК, на ИЛ 2М начали устанавливать 23 мм пушки ВЯ, обладающие сокрушающим поражающим действием. Изменили и форму крыла, в результате чего самолет стал более устойчивым на угловых курсах атаки. Обновленный советский штурмовик, горбатый Ил 2, поступивший на оснащение советских ВВС под индексом Ил 2М3 в конце 1942 года, сумел продемонстрировать свои боевые характеристики при разгроме немецких войск под Сталинградом.

С этой модификацией Советский Союз громил немецкие войска под Курском и во время Белорусской наступательной операции 1944 года. В боях за Восточную Пруссию и при взятии Берлина советские штурмовики выполняли основной объем работы, обеспечив атакующей советской пехоте надежную огневую поддержку на поле боя.

«Летающий танк»: Ил-2 штурмовик

Настоящие легенды не нуждаются в представлении. Сегодня мы расскажем об истории штурмовика Ил-2

«Черная смерть», «летающий танк», «бетонный самолет» или просто «чума» – как только не называли немцы наш штурмовик, ставший одной из самых больших напастей для вермахта. Самый массовый в мире самолет, обладающий феноменальной живучестью и огневой мощью. Ил-2 прошел большой путь – от прототипов до буквально выкованного в горниле войны самолета поля боя и летающего на небольших высотах штурмовика, поражающего наземные цели всех типов. Как его конструкция, так и тактика применения со временем менялись, но неизменным оставалось лишь одно: если над немецкими позициями появлялись Ил-2, враг в ужасе стрелял по нашим штурмовикам из всего что было в надежде остановить неизбежный опустошительный удар.

На пороге войны

Идея использовать авиацию для ударов по наземным целям была не нова. Еще в Первую мировую истребители, а также новый тип самолетов – бомбардировщики – активно утюжили позиции и тыловые объекты врага. С течением времени и развитием зенитной артиллерии и истребительной авиации для вылетов на линию фронта и ближнюю прифронтовую полосу противника потребовались самолеты специальной конструкции. Адаптация для этих целей истребителя или бомбардировщика уже не давала защиты от плотного зенитного огня и свободно охотящихся истребителей. Так, в армиях стали появляться специализированные машины, используемые в военной авиации и в наши дни, – штурмовики. В СССР уже был опыт применения «боевиков» (так в 30-е годы у нас называли штурмовики), например Р-5Ш или Р-Z. Но это как раз были адаптированные для данных целей самолеты. Революцию в конструкции штурмовиков произвел прототип нашего гениального авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, который назывался БШ-2 (бронированный штурмовик), или ЦКБ-55, поднятый в воздух 2 октября 1939 года еще одной легендой отечественной авиации, летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки.

Читать еще:  Оружейный Вавилон. Стрелковый день SHOT Show 2020

Прототип штурмовика БШ-2

Конструкция нового самолета поражала воображение. Для тех лет это был действительно прорывной самолет. Вокруг двухместной кабины-бронекапсулы, выдерживавшей попадание 7,62-миллиметровой пули с любой дистанции, строились органы управления, двигатель и оперение. Баки, бачки, основные жизненно важные узлы самолета также бронировались. Так коллектив ОКБ завода №39 выполнил задачу военных и лично Сталина на новый штурмовик, неуязвимый к огню с земли. Тем не менее у новой машины был выявлен ряд недостатков, прежде всего связанных с двигателем: АМ-34 даже в форсированном варианте слабо «тянул» новую тяжелую машину, а новый АМ-35 вообще был недоведенным и плохо работал.

Тем не менее военные приняли новый самолет благосклонно и, как водится, велели доработать его. Так, 12 октября 1940 года в воздух поднялся ЦКБ-57 – «дополненный» вариант БШ-2. Новый мощный маловысотный «движок» АМ-38 неплохо тянул облегченную машину. Но тут крылся и первый недостаток – к сожалению, стоивший жизни многим пилотам. Доподлинно не известно, почему Ильюшин так поступил, но вкупе с увеличением мощности оружия (добавили две 23-миллиметровые пушки ВЯ, заменив ими два пулемета из четырех) и новым двигателем исчезла задняя кабина для стрелка. Самолет стал одноместным. Вероятно, на это решение повлияли сроки, которые нельзя было срывать, и работы над ДБ-3, еще одним проектом, но уже бомбардировщика, Ильюшина (кстати, он первым бомбил Берлин).

Ил-2 штурмовик

В декабре 1940 года в рядах нашей авиации появился самолет Ил-2. Сразу же началось производство одноместных Ил-2. На 22 июня 1941 года было выпущено 249 машин, 50 уже были в действующих частях, еще 50 только должны были прибыть в свои полки. Несмотря на небольшое количество, первые вылеты Ил-2 совершили уже 25 июня. Машины 74-го и 66-го ШАП наносили удары по продвигающимся немецким колоннам.

Ил-2 готовят к вылету

В первых же боях быстро были выявлены недостатки нового штурмовика – конечно же, это отсутствие бортового стрелка, делающее неповоротливый Ил легкой добычей вражеского истребителя, и недостаточная эффективность бомб. В строевых авиаполках взялись решать первую проблему самостоятельно: кустарным способом прорезали позади кабины отверстие, куда ставили пулемет ШКАС; на место стрелка становился техник или оружейник. Это место прозвали «кабиной смерти». И только в сентябре 1942 года в части стали поступать новые двухместные штурмовики. Правда, кабина стрелка уже не была бронирована, что в среднем приводило к смертности восьми стрелков на одного летчика.

Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности

А вот довооружили самолет быстро. Под крыльями размещали реактивные снаряды РС-82 или РС-132, как у Катюши. Быстро расширялась номенклатура бомб: так, 100-килограммовая ФАБ-100 могла пробивать бортовую броню средних немецких танков при близком разрыве и выбивать сварные швы и заклепки. А когда на вооружение поступили ПТАБ – кумулятивные противотанковые авиабомбы калибром 1,5–2,5 килограммов, немцы были вынуждены отказаться от танковых атак плотным строем и увеличить дистанции в колоннах. Один штурмовик мог сбросить целый ворох таких бомб, повреждая сразу множество единиц техники. Ил-2 нес от 400 до 600 килограммов бомб и восемь реактивных снарядов на внешней подвеске. Любители загадок могут порассуждать и над торпедной версией штурмовика – Ил-2Т. Мог ли он поднять торпеду? Свидетельства этого есть, хоть и не документальные, а устные. В любом случае Ил-2 служили и в морской авиации, а их пилоты отлично освоили так называемое топмачтовое бомбометание – с рикошетированием бомбы от воды с целью попасть в борт вражеского судна.

Атака на немецкую автоколонну

Самолет постоянно модернизировался, улучшались его летные и технические характеристики. Появилась версия с более мощными 37-миллиметровыми орудиями для поражения бронетехники противника. Испытывались даже 45-миллиметровые, но от них отказались из-за очень сильной отдачи. Улучшили и мотор машины, поставив форсированный АМ-38Ф. К концу войны все наработки были превращены в новый, очень удачный самолет Ил-10 – дальнейшее развитие Ил-2.

Боевое применение

Война застала Ил-2 врасплох. Еще не были в достаточной мере отработаны тактические методики применения штурмовой авиации. Часто в штурмовых авиаполках учиться воевать приходилось прямо в ходе боевых действий ценой потерь и крови. Высокие потери одноместных Ил-2 в начале войны, несмотря на хорошую живучесть, были нивелированы к 1943–1944 годам. По иронии судьбы к этому времени советская авиация захватила господство в воздухе, и многие пилоты-штурмовики вообще перестали брать с собой стрелка за ненадобностью – вот такая метаморфоза.

Хорошо видно ракетно-бомбовое вооружение Ил-2

За годы войны было сформировано 356 штурмовых авиаполков всех очередей готовности. Из более чем 36 тысяч построенных штурмовиков (а это и сейчас мировой рекорд) потеряны были 23600 машин. Естественно, большая часть потерь приходилась на первый период войны. Однако 11 тысяч было потеряно не в боях, а вследствие различных летных происшествий и аварий. Штурмовики часто возвращались, имея по 500 пробоин в корпусе, садились «на брюхо», списывались из-за невозможности восстановления.

Знаменитые Ил-2 47-го ШАП, на переднем плане самолет героя Советского Союза подполковника Н. Степаняна

Ил-2 стал настоящим фронтовиком, особенно страшным в опытных руках, когда наши летчики освоили тактику налетов «все разом». Когда 12 машин (и более) одновременно сбрасывали весь боекомплект, расстреливая вражескую позицию, шансов уцелеть на земле было очень мало. Наши летчики-штурмовики особенно успешно боролись с крупными скоплениями техники, колоннами, позициями артиллерии, складами и железнодорожными узлами. После налетов Ил-2 оставались лишь дымящиеся головешки и кучи нацистских трупов.

Восстановленый Ил-2 в полете, наши дни

На Ил-2 летала целая плеяда настоящих асов, например дважды Герои Советского Союза Василий Андрианов, Михаил Одинцов, Талгат Бегельдинов, десятки однократно награжденных «Золотой Звездой». Пилоты Ил-2 считались действительно бесстрашными людьми, ведь иногда им по нескольку раз в день приходилось прорываться сквозь завесу зенитного огня с земли и атаки нацистских истребителей с воздуха. Ил-2 стал не просто символом Победы, а оружием, «рабочей лошадкой» фронтовой авиации, день за днем своим тяжелым трудом приближая разгром противника.

Советский штурмовик ил-2: история, устройство и ттх

Во конце 1930-х гг. назрела острая необходимость создания бронированного штурмовика. Опыт использования авиации в боевых действиях в Испании и Китае в 1937—1938 гг. показал уязвимость низколетящих самолетов от огня противника с земли.

Читать еще:  Электрошокер молния-1316: технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

Работа над созданием бронированного штурмовика велась несколькими КБ, которые участвовали в конкурсной программе, получившей условное наименование «Иванов». Было построено несколько опытных самолетов, которые не отвечали в полной мере требованиям военных.

Конструкторское бюро, возглавляемое С.В. Ильюшиным, в то время было загружено завершающими работами, связанными с организацией серийного производства дальнего бомбардировщика ДБ-3. Ильюшин официально не участвовал в программе «Иванов», но тем не менее, в соответствии со своим представлением о роли и тактике штурмовой авиации, проводил свои проектные исследования. Помимо работы в КБ, Ильюшин занимал еще должность начальника Главного управления НКОП. В январе 1938 г. он выступил с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик, превосходящий все аэропланы, создававшиеся по программе «Иванов». Правительство поддержало инициативу конструктора и по его просьбе освободило от должности начальника главка.

Штурмовик, получивший первоначально обозначение ЛТ-АМ34ФРН («летающий танк с двигателем АМ-34ФРН»), представлял собой одномоторный двухместный моноплан с полуубирающимися в обтекатели основными стойками шасси. Главной особенностью самолета являлся обтекаемый бронекорпус, выполненный из высокопрочной броневой стали АБ-1, созданной инженерами-конструкторами С.Т. Кишкиным и Н.М. Скляровым. Сталь АБ-1 характеризовалась отличной ударной вязкостью, и позволяла методом штамповки производить броневые детали с поверхностью двойной кривизны. Новая броневая сталь АБ-1 и новая технология изготовления деталей из нее позволили создавать самолёт-штурмовик не с «навесной», как раньше, а с «работающей» (иначе говоря, включенной в силовую конструкцию самолета) бронезащитой. Все исключительно важные части самолета — мотор, кабину экипажа, бензо- и масло-систему удалось спрятать в обтекаемый бронекорпус.

В первом варианте водо- и маслорадиаторы системы охлаждения и смазки выполнили подвижными. Затем радиаторы сделали неподвижными и расположили их рядом друг за другом в бронекорпусе за мотором, а охлаждающий воздух подходил но специальному каналу, расположенному на верхней части мотора. Сам бронекорпус набирался из штампованных листов брони толщиной от 4 до 8 мм. К бронекорпусу крепилась деревянная хвостовая часть фюзеляжа с килем, крыло и оперение — цельнометаллические, рули обшиты полотном.

Эскизный проект штурмовика БШ-2 (ЦКБ-55) был предъявлен заказчику в начале 1939 г. Спустя полгода, 9 июля, первый опытный самолет БШ-2 был построен. 2 октября 1939 г. летчик-испытатель В.К. Коккинаки впервые поднял самолет в воздух. После окончания госиспытаний самолет возвратили на завод для замены двигателя. Одновременно с заменой двигателя на АМ-38 самолет переделали в одноместный (первый полет 12 октября 1940 г.). После испытаний штурмовика С.В. Ильюшин написал письмо И.В. Сталину с просьбой о запуске самолета в серию, и в декабре 1940 г. был подписан приказ о выпуске 1200 одноместных самолетов на авиационном заводе №18.

В первых боях Ил-2 подтвердил боевую эффективность, поражая реактивными снарядами и пушечным огнем самые разнообразные наземные цели. Но из-за незащищенности задней полусферы одноместные Ил-2 несли большие потери. В середине 1942 г. было принято решение возвратиться к двухместному варианту.

Уникальный самолёт Ил-2 во время Великой Отечественной войны стал самым массовым боевым самолетом ВВС СССР, и составлял 30% от общего числа боевых машин. Всего за годы серийного производства было выпущено 34 943 экземпляров Ил-2 и 1211 учебно-тренировочных Ил-2.

Советский штурмовик ИЛ-2 — «Горбатый»

Сегодня мы поговорим о легендарном самолете СССР — штурмовике ИЛ-2.

Ил-2 — советский штурмовикГорбатый«). Самолет времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. ИЛ-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Советским Союзом было выпущено более 36057 штук.

История создания советского штурмовика ИЛ-2

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство «Горбатых» самолетов. Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18, впоследствиии эвакуированном в Куйбышев, в 1941 году. Ил-2 серийно производился на авиационном заводе № 1, также в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941-42 годов самолет выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Бронированный корпус ИЛ-2

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм(+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса. Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.

Двигатель ИЛ-2

АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение штурмовика ИЛ-2

  • 2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
  • 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
  • Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
  • Реактивные снаряды РС-82 или РС-132
  • Пулемёт УБТ калибром 12,7 мм. (Только на двухместном варианте штурмовика ИЛ-2).

Модификации советского штурмовика ИЛ-2

  • Ил-2 (одноместный)
  • Ил-2 (двухместный)
  • Ил-2 АМ-38Ф
  • Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»)
  • Ил-2 М-82
  • Ил-2 ШФК-37
  • Ил-2 НС-37
  • Ил-2 НС-45
  • Ил-2М/Ил-4
  • Ил-2Т

Потери самолетов ИЛ-2 во Второй Мировой войне

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Где применялся советский штурмовик ИЛ-2?

Ил-2 принял активное участие также и в борьбе с противником в составе ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Наряду с традиционной «работой» по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.), штурмовая авиация результативно атаковала и надводные цели, применяя топмачтовое бомбометание. К примеру, за время боев в Заполярье на боевом счету 46-го ШАП ВВС СФ более 100 потопленных судов противника.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector