0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский броневик ба-3 1934 года выпуска

БА-3: советский средний пушечный бронеавтомобиль

БА-3 – это пушечный средний бронеавтомобиль, созданный в Советском Союзе в первой половине 30-х годов. По сути, эта машина являлась дальнейшим развитием бронеавтомобиля БАИ, который был принят на вооружение РККА в 1932 году. В конструкции БА-3 было использовано шасси одной из модификаций знаменитого грузовика Ford Model AA с колесной формулой 6×4.

Разработкой бронеавтомобиля БА-3 занимались специалисты конструкторского бюро Ижорского завода.

Бронеавтомобиль БА-3 использовался Красной армией до самого начала войны, а также на ее начальном этапе. Большинство из них были потеряны в летом или осенью 1941 года. Правда, есть данные, что некоторые БА-3 дожили до победного 1945 года, и применялись советскими войсками. После войны последние экземпляры БА-3 были списаны и утилизированы. Серийное производство машины продолжалось до 1936 года.

История создания

Бронеавтомобили появились в России еще перед началом Первой мировой войны, а на поле боя эти машины очень быстро доказали свою полезность и эффективность. В результате чего к 1917 году российская армия имела на вооружении несколько сотен бронеавтомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. Более того, можно сказать, что на тот момент по количеству и качеству этих машин Россия превосходила все остальные страны-участницы конфликта.

Бронеавтомобили активно использовались в ходе Гражданской войны. Причем применялись они весьма эффективно – маневренный характер боевых действий и отсутствие постоянной линии фронта способствовали этому. К 1920 году Красная армия имела на вооружении около 400 бронеавтомобилей различных типов. Правда, состояние техники оставляло желать лучшего – она была сильно изношена, а для ремонта банально не хватало запасных частей. Поэтому после окончания Гражданской войны часть броневиков пришлось утилизировать или разобрать на запчасти. Производить же новые бронеавтомобили молодая советская республика не могла – в стране отсутствовала автомобильная промышленность.

Только после начала серийного производства первых грузовиков АМО-Ф-15 в стране возобновились работы по созданию бронеавтомобилей. С 1928 по 1946 год в СССР было изготовлено более 16 тыс. бронеавтомобилей различных типов и марок. Они использовались во всех довоенных конфликтах, а также принимали участие в войне с Германией.

В конце 1930 года с американской компанией «Тимкен» был подписан контракт на поставку 1 тыс. трехосных грузовых автомобилей, известных как «Форд-Тимкен». Американцы брали обычный грузовик Ford Model AA и устанавливали на него третью ось. Именно на базе этого автомобиля был разработан советский броневик БАИ, который стал родоначальником целого семейства отечественных боевых машин подобного типа.

Средний советский бронеавтомобиль БАИ был создан в 1932 году в КБ Ижорского завода. Эта машина оснащалась 37-мм пушкой Гочкиса и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. БАИ так понравился военным, что еще до окончания полигонных испытаний он был принят на вооружение.

Основным оружием БАИ – как и большинства советских легких и средних танков того времени – было 37-мм орудие Гочкиса, которое представляло собой переделанную морскую пушку разработки 1880 года. Понятно, что к началу 30-х годов ее баллистические характеристики были более чем посредственными. Однако это орудие отличалось простотой конструкции, небольшими размерами и массой, что позволяло устанавливать пушку не только на бронемашины и танки, но даже на самолеты.

В начале 30-х годов на базе немецкой противотанковой 37-мм пушки Rheinmetall советскими конструкторами было разработано 45-мм орудие, которое получило обозначение 20К.

1 августа 1932 года УММ РККА заключило с КБ Ижорского завода контракт на создание нового бронеавтомобиля на базе БАИ. Военные хотели получить броневик, оснащенный новым 45-мм орудием. Кроме того, в новой машине планировали устранить недоработки, обнаруженные во время эксплуатации БАИ. Новый бронеавтомобиль получил название БА-3, его можно считать усовершенствованной модификацией БАИ, потому внешне и конструкционно две эти машины практически не отличались.

В положенные сроки (до ноября 1932 года) задание не было выполнено, бронеавтомобиль БА-3 был готов только к апрелю следующего года, да и то первый прототип был изготовлен из обычной, а не броневой стали. Несмотря на это, машина приняла участие в первомайском параде в Ленинграде.

Корпус бронеавтомобиля БА-3 имел незначительные отличия от своего предшественника БАИ: на 50 мм удлинили его корму, моторное отделение получило боковые окна для выброса горячего воздуха, была изменена конструкция откидных щитков в боковых дверях и укорочены подножки под ними. Кроме того, на задних крыльях машины появились места для укладки вездеходных цепей.

Главным же отличием двух похожих машин было их вооружение. Новая 45-мм пушка 20К не могла вместиться в старую башню, поэтому для ее установки конструкторы взяли башню от серийного легкого танка Т-26, а чтобы уменьшить ее массу, снизили толщину броневых стенок до 9 мм. Это потребовало некоторой переделки корпуса бронеавтомобиля: для установки башни нужен был новый расширенный погон, к которому она крепилась с помощью болтов.

После обкатки на заводе и незначительных доработок осенью 1934 года Ижорский завод приступил к началу серийного производства бронеавтомобиля БА-3. Позже были предпринята попытка развернуть выпуск машины и на Выксунском заводе ДРО, но из-за значительной загруженности последнего от этой идеи отказались.

В 1932 года на базе американского грузового автомобиля Ford-AA был создан отечественный трехосный грузовик ГАЗ-ААА, который мало чем отличался от оригинала. В 1935 году конструкторы КБ Ижорского завода получили задание «приспособить корпус бронеавтомобиля БА-3 к шасси грузовика ГАЗ-ААА». Оно было несколько легче, имело меньшую базу и состояло полностью из отечественных комплектующих. Новый бронеавтомобиль получил наименование БА-6 и практически ничем не отличался от БА-3.

В конце 1934 года бронеавтомобили БА-3 начали поступать на вооружение строевых частей, в основном эта техника включалась в состав разведывательных батальонов механизированных бригад, где они постепенно заменяли более старые БАИ и БА-27. В течение 1935-1936 гг. большое количество этих машин было передано механизированным подразделениям, входящим в состав кавалерийских дивизий. Также БА-3 стояли на вооружении разведывательных батальонов обычных стрелковых дивизий.

Впервые в боевых условиях бронеавтомобиль был применен во время Гражданской войны в Испании. Из 60 броневиков, которые Советский Союз отправил республиканскому правительству этой страны, было и 3 БА-3. Впервые они были использованы в ходе обороны Мадрида, а в 1937 году все бронемашины были потеряны. Вооружение БА-3 было довольно эффективно против вражеских легких танков и танкеток, но защита их оставляла желать лучшего: ее пробивали даже крупнокалиберные пулеметы.

Куда лучше показали себя эти машины во время конфликтов с японцами на Дальнем Востоке. При умелом использовании БА-3 (как и другие виды бронеавтомобилей) показывали высокую эффективность в бою. В ходе боев на Халхин-Голе РККА потеряла 8 бронеавтомобилей БА-3.

Во время оккупации восточных областей Польши БА-3 не использовали, зато они активно применялись во время Зимней войны с финнами. Однако тяжелые условия Карелии с практически полным отсутствием дорог плохо подходили для использования бронеавтомобилей, поэтому большое их количество было потеряно или просто брошено.

Достаточно много БА-3 находилось в западных округах на момент начала Великой Отечественной войны. Всего же на 1 июня 1941 года в РККА эксплуатировалось 143 БА-3. Почти все они были потеряны в первые месяцы войны.

Около десятка трофейных броневиков было принято на вооружение вермахтом. Они использовались в разведке, а также в качестве учебных и агитационных машин. Один бронеавтомобиль БА-3 восстановили финны, и использовали его вплоть до 1954 года.

До наших дней сохранился всего один экземпляр бронемашины, желающие могут увидеть его в подмосковной Кубинке.

Описание конструкции

Бронеавтомобиль БА-3 выполнен по классической для этого типа бронетехники компоновочной схеме. В передней части машины находилось моторное отделение, за ним шел отсек управления, а в кормовой части БА-3 размещалось боевое отделение. Передние колеса были управляющими, а задние – ведущими.

Машина имела клепано-сварной броневой корпус, состоящий из 9-мм броневых листов. Причем последние имели рациональные углы наклона, что значительно повышало защищенность бронеавтомобиля. Корпус крепился к шасси с помощью десяти кронштейнов, которые через резиновые прокладки соединялись с шасси болтами.

Читать еще:  Обзор травматического пистолета ОСА

Для посадки и высадки экипажа в средней и задней части корпуса имелись двери. Экипаж состоял из трех человек.

Слева в отделении управления находилось место водителя, рядом с ним располагался стрелок, который обслуживал 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в лобовом листе корпуса. Водитель наблюдал за обстановкой через лобовое окно, а во время боя – через смотровую щель в бронекрышке, которой оно закрывалось.

В крыше боевого отделения была установлена башня кругового вращения танка Т-26 с 45-мм пушкой 20К и спаренным с ней пулеметом ДТ. Для облегчения массы машины броневая защита башни была несколько уменьшена. Боекомплект орудия составлял 60 выстрелов, часть снарядов (40 штук) находилась в башне, другая – в стеллажах вдоль корпуса боевого отделения. Прицельные приспособления орудия состояли из телескопического прицела ТОП и перископического панорамного прицела ПТ-1.

В моторном отделении БА-3 находился рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с четырьмя цилиндрами «Форд-АА», который имел мощность 40 л. с. Это позволяло машине развивать на шоссе скорость в 70 км/ч, а на сухой проселочной – 35 км/ч.

На одной заправке бронеавтомобиль мог проехать 248 км по шоссе или 143 км по проселочной дороге.

В состав трансмиссии входили: однодисковое сцепление сухого трения, карданная передача, коробка передач, демультипликатор, главная передача и механические тормоза.

Бронеавтомобиль имел колесную формулу 6×4, подвеску на листовых рессорах и пневматические колеса большого диаметра. К нижней средней части корпуса крепились запасные колеса, которые не позволяли машине «сесть на брюхо» и облегчали ей преодоление различных рвов, окопов и других аналогичных препятствий. Увеличить проходимость БА-3 можно было с помощью вездеходных гусениц типа «оверолл», которые одевались на задние колеса. Задние крылья автомобиля использовались в качестве полок, на них укладывались гусеницы, ящики с запасными частями или другие грузы.

Средние бронеавтомобили БАИ,БА-3,БА-6

Средний бронеавтомобиль БА-6

Бронеавтомобиль БАИ

В 1932 году на Ижорском заводе был создан бронеавтомобиль БАИ (БронеАвтомобиль Ижорский) на трехосном шасси «Форд-Тимкен». Руководителем проекта был А.Д.Кузьмин. БАИ был первым в Советском Союзе броневиком с полностью сварным корпусом. Машина имела три двери для посадки экипажа, на крыше устанавливалась цилиндрическая башня с 37-мм танковой пушкой ПС-1 (34 снаряда) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя.

За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Масса БАИ составляла 5 тонн, толщина брони — 4-8 мм, скорость 60 км/ч, а запас хода — 150 км.
Бронеавтомобиль БАИ, был во многом опытной конструкцией, поэтому в 1933—1934 годах их изготовили совсем немного — 90 машин.

Характеристики средних бронеавтомобилей БАИ,БА-3,БА-6

Характеристики приведены для БА-6

Бронеавтомобиль БА-3

В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель БАИ — БА-3. Корпус был удлинен на 50-мм, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей.

Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением, заимствованная от танка Т-26, но с уменьшением толщины брони до 8 мм. Вооружение осталось неизменным — 45-мм пушка 20К обр. 1932 г. (60 снарядов) и пулемет ДТ. Боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля.

Специально для БА-3 были созданы и съемные вездеходные гусеницы, хорошо известный нам «Оверолл». Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10—15 мин.

Машина успешно прошла испытания (при условии усиления передней подвески и улучшения системы охлаждения двигателя) и была принята к производству. В период с 1934 по 1935 год Ижорский и Выксинский завод изготовили 180 бронеавтомобилей БА-3.

Чертеж бронеавтомобиля БА-6

Бронеавтомобиль БА-6

В 1935 году на заводе ГАЗ был налажен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод разработал новый броневик на основе БА-3, БА-6. Никаких существенных отличий в корпусе и вооружении БА-6 не имел и отличить его от БА-3 можно только по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 —1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса.

На БА-6 впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине, а также облегченному шасси ГАЗ-ААА, по сравнению с «Форд-Тимкен», массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров. Ещё одно существенное отличие БА-6, это использование отечественного карбюраторного двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.

Полный отказ от импортных составляющих положительно сказался на скорости и объемах производства — за период с 1936 по 1938 годы Ижорский завод сумел выпустить 386 бронеавтомобилей БА-6.

Модификации бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Железно-дорожный вариант. ЖД вариант был разработан ещё для БА-3, но серийно не производился. С БА-6 дело было доведено до конца — у БА-6ЖД, при переходе с колесного хода на рельсовый, на переднем и заднем мостах вместо пневматиков устанавливались железнодорожные скаты, а рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6ЖД развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч.

БА-6М. В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика БА-6М с башней в виде усеченного конуса, с броней доведенной до 10-мм и 50-сильным двигателем М-1. В связи с установкой конической башни и уменьшением объема боевого отделения боекомплект сократили до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ.
Емкость топливных баков увеличили с 65 до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля возрос со 197 км до 250 км. За счет более рациональной компоновки, несмотря на усиление броневой защиты, масса броневика снизилась до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе возросла до 52 км/ч. В серию БА-6М не пошел.

БА-9. В 1936 г. на Ижорском заводе был построен бронеавтомобиль БА-9 («облегченный БА-6М»), вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. При этом в башне устанавливался только крупнокалиберный пулемет, 7,62-мм пулемет ДТ размещался в шаровой опоре лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 1000 патронов к пулемету ДК и 1512 патронов к пулемету ДТ.
Боевая масса сократилась до 4,5 т., скорость по шоссе возросла до 55 км/ч., существенно увеличился запас хода за счет увеличения емкости топливных баков. Интересно, что БА-9 получил «зеленый свет» от самого К.Е.Ворошилова (в то время нарком обороны), но все уперлось в нехватку пулеметов ДК. В дальнейшем к идее БА-9 уже не возвращались.

Боевое применение бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии, причем большая их часть была сосредоточена на Дальнем Востоке.

Три бригады (7,8,9) по 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей, принимали участие в боях с японскими войсками у р.Халхин-Гол. В период с 1936 по 1938 г.г. в Испанию было поставлено 7 БАИ и 80 БА-6, где БА-6 успешно боролись с танками противника. Оставшиеся броневики служили в Испании до 50-х годов. Поставлялись эти машины в Турцию (БА-3), Монголию.

На западе БА-3 и БА-6 принимали участие в Польском походе, в Советско-Финской войне (финны захватили несколько БА-6 и эксплуатировали их до середины 50-х 20 века) и, в некотором количестве, в Великой Отечественной войне, где упоминания о них встречается до 1942 года.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Советские бронеавтомобили предвоенного и военного периода (35 фото)

Советские бронеавтомобили БА-10 на параде в Москве 1 мая 1940 года.

Перед войной в СССР на базе автомобилей М-1, ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и др. были разработаны бронеавтомобили различных типов:
— лёгкие (масса до 4т) — БА-20 и ФАИ-М; БА-64
— средние (4-8т) — БА-3, БА-6, БА-6 м, БА-9, БА-10;
— тяжёлые (св. 8т) — БА-11, БА-11д;
— плавающие — ПБ-4, ПБ-7;
— специальные (для движения по железнодорожным рельсам) — БА-20ЖД, БА-10ЖД,
— санитарно-транспортный БА-22.

Бронирование лёгких бронеавтомобилей было противопульное, средних и тяжёлых — противоосколочное. Вооружение — пулемётное (на лёгких), пушечное и пулемётное (на ср. и тяж.). Корпуса устанавливались на стандартную раму (не несущие), как правило, закрытого типа с вращающейся башней, в которой устанавливалось основное вооружение.
Шасси — 2-х- и 3-х-осные, не полноприводные, с пулестойкими шинами из губчатой резины.
Экипаж — 2—4 человека.
Некоторые бронеавтомобили (БА-10, БА-11, БА-20) комплектовались радиостанциями. В ходе войны, в связи с большой уязвимостью бронеавтомобилей от огня артиллерии и ударов авиации, производство бронеавтомобилей довоенных образцов и их использование было резко сокращено; с 1942 выпускался только лёгкий БА-64 повышенной проходимости, а с 1943 — его модификация БА-64Б, которые наряду с лёгкими танками широко применялись для разведки и связи

Читать еще:  Снайперская винтовка Застава М76 (Zavodi Crvena Zastava M76)

Бронеавтомобиль ФАИ (Форд-А Ижорский)

Производство ФАИ началось в 1933 году на Ижорском заводе в Ленинграде, затем было передано на Выксинский за под дробильно-размолоточного оборудования (г. Выкса Горьковской области), где и продолжалось до 1936 года. Всего за это время было выпушено 676 броневиков, причем с 1934 года использовалось уже отечественное шасси ГАЗ-А — лицензионный вариант Форд-А. В 1936 году ФАИ сменил в производстве бронеавтомобиль БА-20, разработанный на более мощном и надежном легковом шасси ГАЗ-М1.

ФАИ поступали на вооружение танковых частей Красной Армии и по состоянию на 25 марта 1936 года в семи (из 13) военных округах имелось 574 таких броневика. Больше всего их было в Киевском (129 машин), Белорусском (113 машин) и Забайкальском военных округах. Эти машины поставлялись и на экспорт — в Монголию и Испанию, а также участвовали во всех военных конфликтах, которые вел СССР в 30-е годы.

БА-20 был принят на вооружение советской армии и находился в серийном производстве с 1936 по 1941 год. Всего за это время было произведено 2114 бронеавтомобилей.

БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе, советско-финской войне, а также на начальном периоде Великой Отечественной. Уже во время войны на смену БА-20 в войска пришел новый легкий бронеавтомобиль БА-64.

Бронеавтомобиль БА-20 обладал противопульным бронированием, его сварной корпус производился из катаных броневых листов, имеющих толщину в 4 и 6 мм. Бронелисты располагались под большими углами наклона. По сравнению со своим предшественником, бронеавтомобилем ФАИ, он обладал увеличенным объемом боевого отделения (для размещения внутри радиостанции), а также сравнительно небольшой массой и размерами. Масса БА-20 составляла 2,52 тонны.

На бронеавтомобиле устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель М-1, развивавший мощность в 50 л.с.
Емкость топливных баков составляла 70 литров, запас хода по шоссе равнялся 350 км.
По шоссе автомобиль мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересеченной местности средняя скорость составляла 36 км/ч.

Бронеавтомобиль вооружался одним пулеметом ДТ калибра 7,62-мм, который был установлен в шаровой опоре вращающейся башенки. Его боекомплект состоял из 1386 патронов, которые были снаряжены в 22 диска по 63 патрона. Углы его вертикального наведения составляли от -13 до +23 градусов. Для ведения огня применялся простой механический прицел. Вращение башенки производилось при помощи специального спинного упора усилиями стрелка, который сидел на вращающемся сидении, прикрепленном к днищу бронеавтомобиля. Данный стрелок одновременно являлся и командиром экипажа бронеавтомобиля БА-20.

Бронеавтомобили БА-20М на Манежной площади Москвы перед парадом 7 ноября 1940 года. Первый ряд составляют машины, оборудованные радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной.

В 1938 году подобно другим бронеавтомобилям Красной Армии он прошел процедуру модернизации. Обновленная машина получила обозначение БА-20М. Новая машина отличалась от предыдущей версии новой пулестойкой башенкой конической формы. В состав ее экипажа добавился третий человек – радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемет ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счет использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счет установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Данная модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 кг. больше, его масса составила 2,62 тонны.

БА-20ЖД

В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колес на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве легких разведывательных бронедрезин.

Боевое крещение БА-20 прошел во время вооруженного конфликта с Японией на реке Халхин-Гол, где было установлено, что броня БА-20 с легкостью пробивается бронебойными пулями крупнокалиберного 13,2-мм пулемета. Броня бронеавтомобиля держала лишь винтовочные и пулеметные простые и бронебойные пули калибра 7,62-мм. В дальнейшем бронеавтомобиль принял участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, а также неплохо зарекомендовал себя в боях начального периода Великой Отечественной. Бронеавтомобиль серийно выпускался с 1936 по 1941 года, незначительное количество машин было собрано в 1942 году из остававшихся деталей. До начала Великой Отечественной войны было произведено 1557 БА-20.

Легкий бронеавтомобиль БА-64

БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Был создан в июле — декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей.

БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны, а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа.

Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа.

Легкий бронеавтомобиль БА-64 разработали и выпустили на Горьковском автомобильном заводе, ведущим конструктором был Грачев В.А.

БА-64 имел полный привод и колесную формулу 4х4, боевую массу 2400 килограмм, длину 3660 миллиметров, ширину 1520 миллиметров, высоту 1875 миллиметров и дорожный просвет 210 миллиметров. Мог преодолеть препятствия, подъем 30о, крен 18о и водное препятствие глубиной 0,9 метра.

На легкий бронеавтомобиль установили бензиновый двигатель ГАЗ-ММ максимальной мощности 50 лошадиных сил. Запас топлива составлял 90 литров, что позволяло БА-64 преодолеть расстояние в 560 километров с максимальной скоростью по шоссе 80 километров в час.

Толщина лобовой брони корпуса и башни была 12 миллиметров.
Экипаж состоял из двух человек.

Первый опытный образец легкого бронеавтомобиля БА-64 был оборудован пулеметом ДТ калибром 7,62 миллиметра, который располагался на крыше автомобиля. Такое расположение оружие позволяло вести огонь по наземным и воздушным целям только по направлению движения автомобиля. Боекомплект состоял из 1260 патронов, прицел пулемета был диоптрический, кольцевой, так же БА-64 имел радиостанцию РБ(12РП).

В дальнейшем конструкторы Горьковского автомобильного завода разработали опытный образец десантного варианта БА-64Е, который не имел башни и мог перевозить до 6 десантников.
Для передвижению по снегу сконструировали зимний вариант бронеавтомобиля БА-43З, который оснастили лыжами от вездехода ГАЗ-60, установив их вместо передних колес, а задний привод заменили на гусеницы.

БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. В послевоенные годы БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.

Бронеавтомобили БА-64 на дороге в районе Сталинграда

Одной из главных проблем БА-64 являлась также недостаточная боковая устойчивость, обусловленная узкой для машины такого класса колеёй базового ГАЗ-64 в сочетании со сравнительно высоким центром тяжести бронеавтомобиля. Необходимость расширения колеи БА-64 стала очевидна конструкторам ещё во время испытаний его прототипа весной 1942 года, но для скорейшего начала выпуска бронеавтомобиля было решено отложить введение более широкой колеи, так как это требовало перестройки налаженного производства агрегатов шасси, в то время как ГАЗ был итак загружен освоением выпуска новых образцов бронетехники, таких как танк Т-70.

Тем не менее, с 31 августа 1942 года по инициативе конструкторского бюро всё же были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеёй, а 26 сентября были переданы ГАБТУ на утверждение план коренной модернизации бронеавтомобиля и программа его испытаний. Первый прототип модернизированного БА-64, получивший заводское обозначение 64-125-Б, был изготовлен в октябре 1942 года и в конце того же месяца поступил на испытания.

Улучшенная модель БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для неё использовался лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеёй. Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемёта ДТ была заменена на башенную. Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно (тогда построили последние 62 машины).

Читать еще:  Гладкоствольное оружие: главные особенности

Советский броневик БА-3 1934 года выпуска

БА-3 — советский броневик среднего класса, который собирали в предвоенные годы (1934-1936 года). Его создали на базе легендарного БА-И, который являлся основоположником категории средних бронеавтомобилей. Основным заказчиком техники было руководство РККА.

История развития БА-3

Толчком для создания нового транспорта стало появление 45-миллиметровой танковой пушки 20К. Её разработали на базе немецкого орудия. В конструкцию внедрили несколько технических решений от опытного образца ПС-2.

Ижорский завод получил заказ от РККА на сбор бронеавтомобиля к 1 ноября 1932 года. В сроки уложиться не получилось, поэтому первый опытный образец подготовили в апреле 1933 года. Задержку объясняли загруженностью цехов и отсутствием квалифицированных рабочих в нужном количестве.

Корпус взяли от БАИ, заднюю часть сделали длиннее на 50 сантиметров. 20К не подходила по размерам для установки в башню прошлого поколения, поэтому инженеры решили заимствовать её у танка Т-26. Для снижения веса толщину бронированных листов уменьшили до 9 миллиметров. Для установки новой конструкции использовали уширенный погон. Крепление осуществлялось шестью болтами.

Заводские испытания начались через несколько дней после окончания сборки. Существенных недостатков конструкторы не выявили, поэтому первого мая продемонстрировали транспорт широкой общественности на параде в Ленинграде.

Полигонное тестирование состоялось летом следующего года. Авто прошло 400 километров по шоссе и 190 километров по просёлочной дороге. Военному руководству разработка понравилась, отмечалось удобство доступа к техническим узлам моторного отделения. Мощности хватало для преодоления 24-градусного склона.

Из минусов выделили плохую обзорность при передвижении во время боевых действий. Нормальный осмотр осуществлялся при скорости в 15-20 км/ч, что в ходе военной операции делало технику лёгкой целью. Также отмечалась плохая работа системы охлаждения и ненадёжное крепление кузова к раме.

Руководство РККА приняло решение запустить серийное производство бронеавтомобиля БА-3 ещё до окончания полигонных испытаний. Перед конструкторами поставили задачу устранить все недостатки. Первая серийная партия сошла с конвейера весной 1934 года.

Первые экземпляры имели проблемы со сварными швами. Встречалось много трещин на кузове. Снижать скорость производства отказались, РККА отправила в Ижорск своего специалиста для одобрения корпусов по особым требованиям. Сборку остановили через два года. За это время успели выпустить 172 машины (в некоторой документации говорится о 180). Несколько образцов оставили для образовательных целей и проведения экспериментов, остальные пошли на вооружение армии.

Конструкция БА-3

  • Длина — 4,8 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 2,5 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Дорожный просвет — 25 см;
  • Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 60 км/ч;
  • Запас хода — 248 км.

По сравнению с предыдущим поколением, длину увеличили на 50 миллиметров. Кузов сваривали из бронелистов (4-8 мм). Охлаждение двигателя улучшили за счёт окон в бортах моторного отделения. Двери крепились внутренними петлями. Защёлки использовали для фиксации дверей в открытом состоянии. Длину подножек уменьшили. Крылья оборудовали креплениями для перевозки вездеходных цепей.

Сваркой между собой соединяли все листы. Швы усиливали специальными бронированными накладками. Бортовые листы в задней части были гнутыми. Главный кормовой лист состоял из двух частей. Для усиления по всей длине соединения крепилась накладка. На заклёпки закрепляли уголки, куда упирались потолок и крыша. В месте крепления башни потолок усилили пятью подкосами. Кузов соединялся с рамой десятью кронштейнами с помощью болтов, которые проворачивались через резиновые прокладки.

Электрооборудование работало на однопроводной схеме. Напряжение — 6 вольт. Энергия поступала от аккумулятора (80 Ач) и генератора (100 Вт). Провода находились в потолке ближе к левому борту. В этой же части разместили два светильника для освещения боевого и управленческого отделений и две лампочки в башне. В обязательную комплектацию входили огнетушитель и аптечка.

Бронеавтомобиль БА-3 получил башню от танка Т-26. Горизонтальное наведение осуществлялось стрелком поворотным механизмом. Его главная особенность — 2 передачи для вращения с разной скоростью (быстрее и медленнее). Загрузка и выгрузка стрелка проходила через люки на крыше. Стрелок осматривал местность через щели, защищённые стёклами Триплекс. Солдат мог использовать собственное оружие для поражения противников с близкого расстояния. По бортам башни для этого расположили три щели, закрывающиеся бронезаслонками.

Основное вооружение — 45-миллиметровая танковая пушка 20К и два пулемёта ДТ (первый в башне, второй в водительском отсеке). Наводка на цели осуществлялась телескопическими прицелами. Военные по собственному желанию могли установить перископические прицельные механизмы. В задней части башни сделали люк для демонтажа пушки на случай ремонтного обслуживания.

Наполнение моторного отделения ничем не отличалось от БА-И. Тот же силовой агрегат Форд, развивающий 40 лошадиных сил. Благодаря нему техника разгонялась до 60 км/ч по шоссе. Строение трансмиссии изменений не потерпело.

Модификации БА-3

В 1935 году появились машины с установленной радиостанцией. Для её монтажа конструкторам пришлось устранить укладку снарядов в нише задней части. Распространения разновидность не получила из-за сложности сборки радиостанций (из-за нехватки комплектующих). Транспорт использовался главнокомандующими.

Осенью 1936 года специалисты установили 12,7-миллиметровый пулемёт ДК с целью повысить огневую мощь. Пятидневное испытание показало низкую эффективность из-за «сырой» конструкции орудия. Весной следующего года ДК заменили на ШВАК такого же калибра. Стрельба на полигоне показала, что оружие обладает ещё меньшей эффективностью, чем предыдущий вариант.

В 1935 году конструкторы собрали опытный образец с пометкой «ЖД». Тестирование показало хорошие результаты, технику планировали запустить на конвейер. В последний момент от использования сменных железнодорожных колёс отказались.

Через 5 лет регулярной эксплуатации все автомобили находились в плохом техническом состоянии (ходовая часть была сильно изношена). Списывать машины никто не стал, их решили перенести на новое шасси ГАЗ-ААА. В 1938 году первые модели получили новый двигатель и ходовую часть, а также шины с губчатой камерой. Новая версия получила индекс «М», потеряла в весе полтонны. Это положительно сказалось на тактико-технических характеристиках. Несмотря на это, на полигонных испытаниях выявили множество недостатков в конструкции нового бронеавтомобиля БА-3.

Предвоенное применение БА-3

В 1934 году первые БА-3 поступили в состав разведовательных групп. Новым транспортом в армии заменяли морально устаревшие БАИ и БА-27. Сначала в РККА попробовали составить батальон из средних броневиков и Т-27, но затем от этой идеи отказались. Сделали раздельные составы из бронемашин и Т-37А.

Первым владельцем стала 20-я механизированная бригада в Забайкалье. Она получила 58 машин, 20 из которых на борту имели радиостанцию. К зиме 1936 года бригаду расформировали из-за предстоящего нападения японцев с целью сделать более мелкие группы (для повышения мобильности). К этому году многие третьи модели заменили на БА-6.

Большинство автомобилей в 34-35 годах вошли в состав кавалерийских дивизий. В неофициальной документации так же говорится о передаче нескольких авто в состав стрелковых подразделений.

Военная эксплуатация БА-3

Первый боевой опыт получили в Испании в ходе гражданской войны. СССР отправило крупную партию военной техники в помощь республиканскому руководству страны, в которую входило 3 экземпляра бронеавтомобиля БА-3. Сначала их использовали в обороне Мадрида, а затем в наступательных операциях в центральной части страны. В ходе военных действий в 1937 году все машины были разрушены.

Первое испытание в составе советской армии состоялось у реки Халхин-Гол при столкновении с японцами. С помощью мобильных БА-3 солдаты обнаружили японское поселение, где были сосредоточены силы противника. Застав врага врасплох, все его силы разбили. Японское сопротивление прекратило наступление.

В 1939 году «М»-версии приняли участие в войне с Финляндией. Ими вооружили пехотные группы. Технику применяли для патрулирования дорог и охраны штабов. В декабре 1939 года машины принимали участие в неудачном наступлении на Карелию. В нём принимало участие два экземпляра, которые разрушил противник. Две модели БА-3М принимали участие в обороне Минска в феврале 1940 года.

Несколько штук использовались вермахтом и финской армией. Они были захвачены в ходе боевых операций и отправлены на капитальный ремонт. В финской армии единственный автомобиль состоял на вооружении до 1954 года. До наших дней сохранилась одна машина, которую можно посмотреть в музее бронетанковой техники в Подмосковье.

Какой можно сделать вывод?

БА-3 хорошо послужил Советскому Союзу. Считается промежуточным вариантом в классе средних броневиков. На базе бронеавтомобиля БА-3 в будущем инженеры разработали БА-6, а затем и 10-ю модель.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector