1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советская зенитная ракета са-75 образца 1957 года на пусковом устройстве пу-см-62 – гроза самолетов-шпионов

«Он сбил самолёт Пауэрса»: как ЗРК С-75 вошёл в историю противовоздушной обороны СССР

С началом холодной войны над территорией СССР участились полёты разведывательной авиации западных государств. Самолёты-разведчики летали на высотах (около 20 км), которые были недоступны для отечественных истребителей. Пользуясь техническим преимуществом, страны — члены НАТО получали актуальную информацию о военных и ядерных объектах Советского Союза.

Такое положение дел не устраивало военно-политическое руководство страны. 20 ноября 1953 года вышло Постановление Совета министров СССР №2838/1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».

В этом документе правительство прописало основные технические требования к перспективному зенитному ракетному комплексу (ЗРК). Отечественные инженеры должны были создать средство ПВО, способное поражать аэродинамические цели на высотах от 3 до 20 км, летящие со сверхзвуковой скоростью (до 1500 км/ч). На тот момент ствольная зенитная артиллерия и истребители могли перехватывать вражеские самолёты лишь на высоте 14—17 км, летящие со скоростью не более 1000 км/ч.

Как указывал Совмин, дивизион ЗРК должен быть транспортабельным, чтобы в относительно короткие сроки перебрасываться по железной дороге на защиту объекта, а потом развёртываться на местности.

Разработкой ЗРК занимались специалисты СКБ-31 (филиал КБ-1 — сейчас ПАО «НПО «Алмаз») и ОКБ-2 (будущее МКБ «Факел»), активно используя технологический задел по стационарной системе С-25, защищавшей небо над Москвой. Проектом руководили известные отечественные конструкторы Пётр Грушин, Александр Расплетин и Борис Бункин.

«Превосходный образец»

Испытания ЗРК проходили в 1955—1957 годах. С 1958 года в советскую армию стали массово поступать СА-75 «Двина» и их модернизированные версии С-75М «Десна». Комплексы могли перехватывать цели на высоте до 27 км и на дальности до 29 и 34 км. В 1961 году было запущено производство С-75М2 «Волхов» с максимальной дальностью действия до 56 км.

Новый советский ЗРК оказался намного эффективнее и дешевле, чем его предшественник (С-25). На развёртывание комплекса уходило около шести часов, интервал между пусками ракет не превышал шесть секунд. На одну цель отводилось три ракеты. В отсутствие помех радиоэлектронному оборудованию вероятность поражения составляла 60—80%, в условиях сильных помех — 50—60%.

Для поражения целей применялась двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) массой около 2 т. Первая ступень — стартовая — оснащалась твердотопливными ускорителями, вторая — маршевая — жидкостными. Ракета неоднократно совершенствовалась по дальности, манёвренности и мощи.

«С-75 для своего времени — это превосходный образец инженерной мысли. Комплекс оказался достаточно мобильным, неприхотливым и недорогим в эксплуатации. Эти качества предопределили его невероятную популярность в СССР и в государствах — союзниках Москвы», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Боевое крещение С-75 состоялось 7 октября 1959 года в Китае, с которым на тот момент Советский Союз поддерживал тёплые отношения. Тремя ракетами комплекса на высоте свыше 20 км был сбит дальний самолёт-разведчик RB-57D ВВС Тайваня. Его обломки разлетелись в радиусе 5—6 км. О точности попадания красноречиво свидетельствует 2471 сквозная пробоина, обнаруженная на фрагменте крыла уничтоженного самолёта площадью всего лишь 3 кв. м.

Утром 1 мая 1960 года состоялся боевой дебют С-75 в СССР. В небе над Свердловском (Екатеринбургом) советские зенитчики поразили Lockheed U-2, которым управлял американский лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс. По заданию ЦРУ он должен был сфотографировать ракетный полигон в районе Сары-Шаган, космодром Байконур и объекты ядерной энергетики в Свердловской области.

Достоверной картины того, что произошло 1 мая 1960 года над Свердловском, по-прежнему нет. Большинство экспертов сходятся во мнении, что U-2 поразила первая ракета, выпущенная 5-м зенитным ракетным дивизионом под командованием подполковника Новикова (37-я бригада). Взрыв боевой части повредил двигатель и хвостовую часть машины. U-2 начал разваливаться, но Пауэрс успел катапультироваться и после приземления был схвачен.

Однако примерно в это же время по самолёту открыли огонь ещё три дивизиона 57-й бригады, которыми командовали майор Воронов, капитан Шелудько и майор Шугаев.

Как полагает Дмитрий Корнев, с большой долей вероятности ракеты дивизионов Воронова и Шелудько были выпущены по крупным обломкам американской машины, а дивизион Шугаева по роковой случайности сбил советский истребитель МиГ-19 лейтенанта Сафронова, который был ранее поднят по тревоге на перехват U-2.

«В то утро было выпущено восемь ракет, хотя U-2 сбила первая. Неразбериха в небе над Свердловском была вызвана нехваткой опыта у зенитчиков и отсутствием координации с истребительной авиацией. После происшествия были сделаны соответствующие выводы. Больше таких ошибок наши военные себе не позволяли. Сложно искать здесь чью-то вину. В конце концов, боевая задача дивизиона С-75 была выполнена. Он сбил самолёт Пауэрса», — подчеркнул Корнев.

По словам эксперта, чтобы исключить повторение дружественного огня, в советской армии была введена система опознавания самолётов «свой-чужой», решены все насущные вопросы взаимодействия войск ПВО и ВВС. Также на вооружение зенитчиков начали поступать автоматизированные системы управления (АСУ) противовоздушным боем типа «Вектор».

Инцидент с Пауэрсом привёл к значительному сокращению количества разведывательных полётов самолётов НАТО. В последующие годы расчёты С-75 перехватили ещё пять U-2, но уже не над СССР. Один самолёт был сбит в небе над Кубой (1962) и четыре машины — над Китаем (1962—1965).

«Абсолютный чемпион»

Выдающиеся боевые качества советский комплекс продемонстрировал во Вьетнамской войне. По данным Минобороны РФ, в Демократическую Республику Вьетнам были переброшены ЗРК С-75М «Двина», истребители МиГ-17 и МиГ-21, радиолокационные станции обнаружения, техника связи и зенитная артиллерия. По оценке западных СМИ, с 1965 по 1972 год в Индокитай были переброшены 95 С-75 и свыше 7,6 тыс. ракет.

«24 июля 1965 года дивизионы первого зенитного ракетного полка Вьетнамской народной армии в районе Ханоя уничтожили три истребителя-бомбардировщика F-4C «Фантом» пуском четырёх ракет типа В-750В. Это было первое в истории ПВО боевое применение ЗРК против сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков», — говорится в материалах военного ведомства.

Точная статистика потерь американской авиации в период Вьетнамской войны от отечественных зенитных ракет не разглашается. По подсчётам Минобороны РФ, до конца 1965 года вьетнамские расчёты С-75 при помощи советских специалистов уничтожили 93 воздушных судна. В отечественной историографии можно встретить данные о том, что США потеряли во Вьетнаме свыше 1,3 тыс. вертолётов и самолётов.

Американские исследователи приводят более скромные цифры (около 200 воздушных судов), признавая потери широкого спектра авиатехники: стратегических бомбардировщиков (В-52), транспортных самолётов (С-123), истребителей (F-4, F-8, F-105, F-104), самолётов-разведчиков (RB-66, RF-101, О-2), штурмовиков (А-1, А-3, A-4, A-6, A-7).

26 октября (по другим данным — 23 октября) 1967 года в районе Ханоя расчёт С-75 сбил штурмовик Douglas A-4 Skyhawk, которым управлял Джон Маккейн. Попав в плен, будущий сенатор и кандидат в президенты США рассказал на допросе, что после попадания советской ракеты получил «удар потрясающей силы». Во вьетнамской тюрьме он провёл более пяти лет.

Читать еще:  Как не стать призывником и откосить от армии?

«Точных данных о количестве сбитых С-75 самолётов, конечно, нет. Но в любом случае ущерб США от советских ЗРК во Вьетнаме был очень серьёзным. Ни один зенитный ракетный комплекс так широко не применялся в реальных боевых действиях. С-75 — это абсолютный мировой чемпион по количеству поражённой авиатехники», — подчеркнул Корнев.

Помимо Китая и Вьетнама, С-75 поставлялся в десятки стран мира: КНДР, Монголию, Кубу, Албанию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Румынию, Польшу, Югославию, Ирак, Египет, Сирию, Ливию, Судан, Мозамбик, Анголу, Афганистан, Пакистан, Индию, Перу.

С-75 хорошо зарекомендовал себя на Ближнем Востоке. Однако, как считает Корнев, потенциал советского ЗРК не был раскрыт из-за слабой выучки арабских армий.

С марта 1969-го по сентябрь 1971 года («Война на истощение») египетские расчёты С-75 уничтожили не менее семи самолётов ВВС Израиля (три F-4, один А-4, один бомбардировщик Dassault Mystère IV, один лёгкий самолёт Piper J-3 Cub и один транспортный самолёт Boeing C-97 Stratofreighter).

В 1980-е годы (во время войны с Ираном) иракские расчёты С-75 перехватили четыре иранских F-4 и один F-5E, а во время операции «Буря в пустыне» (январь — февраль 1991 года) они смогли уничтожить два американских истребителя F-15E и F-14, а также один британский бомбардировщик Tornado.

«С-75 — это крайне удачная система, которая претерпела несколько модернизаций. Её заслуга не только в обеспечении безопасности страны и союзников СССР. На этом комплексе училось несколько поколений офицеров ПВО. А технологические наработки по этому ЗРК помогли отечественным инженерам разработать ЗРК «Круг», С-125 и С-200. С-75 — это целая эпоха», — пояснил Корнев.

По словам собеседника RT, опыт применения С-75 позволил советскому командованию определить оптимальную структуру зенитного ракетного дивизиона в составе нескольких пусковых установок, командной машины (командного пункта), радиолокационной станции (РЛС), радиотехнической батареи, транспортных средств.

«Революционность С-75 заключалась в том, что это был передвижной, надёжный, эффективный и недорогой комплекс. Конечно, по современным меркам на его развёртывание уходит достаточно много времени, однако с задачей по прикрытию стационарных объектов от самолётов противника в эпоху холодной войны С-75 справлялся на отлично. А для некоторых государств он актуален до сих пор», — резюмировал Корнев.

Советская зенитная ракета СА-75 образца 1957 года на пусковом устройстве ПУ-СМ-62 – гроза самолетов-шпионов

Советский передвижной зенитно-ракетный комплекс С-75 «Двина» образца 1957 года стал важным элементом системы ПВО СССР в 60-е годы. Разработка нового комплекса была начала в 1953 году на НПО «Алмаз». Задача конструкторов заключалась в создании мобильного ЗРК, вооруженного мощной и дальнобойной ракетой, способной закрыть воздушное пространство от несанкционированных пролетов.

Основная ставка в процессе работ делалась на новейшую зенитную ракету СА-75, разработанную конструкторским коллективом МКБ «Факел» под руководством П.Д. Грушина.

Годы выпуска и особенности конструкции

Новый зенитно-ракетный комплекс СА-75 включал в себя боевую зенитную ракету СА-75 и передвижную пусковую установку ПУ-СМ-62 . Оружие было принято на вооружение частями советской ПВО в 1957 году.

Боевая зенитная ракета комплекса была способна поражать все известные на тот момент воздушные цели в широком диапазоне на высотах до 22 км и на дальности до 35 км. Комплекс выпускался на ряде отечественных предприятий, составив основу ракетного парка частей ПВО СССР в 60-е годы.

Оружие поставлялось в страны социалистического лагеря, на Кубу и во Вьетнам. После окончания серийного производства в СССР основная масса аналогичных систем выпускалась по лицензии на китайских предприятиях.

Тактико-технические характеристики ЗРК СА-75

  • Расчет — 4 человека.
  • Тип ракеты: двухступенчатая управляемая, класса «земля-воздух».
  • Длина ракеты — 10,7 м.
  • Стартовая масса — 2300 кг, вес осколочно-фугасной боевой части — 200 кг.
  • Зона поражения: по высоте — 3-27 км, по дальности — 7-29 км.
  • Число обстреливаемых целей — 1.
  • Максимальная скорость цели — 1100 км/ч.
  • Время развертывания в боевое положение: 4-5 мин.

Всего за время серийного производства на советских предприятиях было выпущено 2400 зенитно-ракетных комплекса СА-75 «Двина» и его последующих модификаций. Оружие успешно применялось в ходе различных вооруженных конфликтов второй половины XX века.

С-75: самый боевой зенитно-ракетный комплекс России

22 мая 1959 года на вооружение приняли ЗРК средней дальности «Десна», успевший повоевать по всех локальных конфликтах второй половины ХХ века

Русские оружейники XX века создали немало уникальных образцов вооружения, которые не просто прославили отечественную оружейную школу по всему миру, но и стали настоящими символами эпохи. Достаточно вспомнить, скажем, автомат Калашникова — самый, пожалуй, массовый образец стрелкового оружия на планете, или танк Т-34, или самолет МиГ-21, ставший самым массовым боевым реактивным самолетом в мире. В том же ряду почетное место занимает и зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75. Он стал самым широко применявшимся ЗРК в мире и одним из самых боевых: ракеты С-75 поражали цели практически по всему миру.

Наиболее распространенной и удачной модификацией С-75 стал не первый его вариант с индексом СА-75 «Двина», принятый на вооружение в Советском Союзе в декабре 1957 года, а собственно С-75 «Десна». Он был принят на вооружение 22 мая 1959 года, и именно он оказался наиболее «боевым» из всего семейства «семьдесят пятых». А оно было немаленьким: за четыре с лишним десятка лет, которые семейство С-75 производится только в СССР и России, в него входили СА-75 «Двина» и С-75 «Десна», более поздний вариант С-75М «Волхов» и его экспортная модификация С-75М «Волга». Именно он стал основой для самой современной модели «семьдесят пятой» — созданного в 2001 году комплекса С-75-2 «Волга-2», способного уничтожать даже крылатые ракеты.

История комплекса С-75 неразрывно связана с историей его непосредственного предшественника — стационарного ЗРК С-25 «Беркут», ставшего первой русской зенитно-ракетной системой защиты крупных промышленных и политических центров. Но «двадцать пятый» был комплексом стационарным и весьма дорогим в производстве и обслуживании. Это означало, что, как ни подстегивай производство и разработчиков, как ни натаскивай личный состав дивизионов С-25, они будут разворачиваться медленнее, чем будут совершенствовать средства нападения потенциального противника. Кроме того, хотя основными целями для бомбардировок, в том числе и ядерных, должны были стать именно крупные объекты, было настолько же очевидно, что и полевые войска потребуют надежной противовоздушной обороны, в которой наиболее эффективным средством становились ЗРК. К тому же стационарные комплексы были слишком уязвимы именно за счет своей неподвижности, а расходы на их создание были весьма существенными.

Все эти соображения и привели к принятию постановления Совета министров СССР от 20 ноября 1953 года «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника». В этом документе были заданы первоначальные технические требования к новому комплексу: его не более чем двухтонная ракета должна была поражать на высотах от 3 до 20 км цели, летящие со скоростью до 1500 км/час. Такие условия выдвигались, исходя из того, что на начало 1950-х существующие в СССР средства ПВО — ствольная зенитная артиллерия и самолеты — обеспечивали перехват и уничтожение объектов на высотах 14-17 км и летящих не быстрее 1000 км/ч. Между тем иностранные самолеты-разведчики летали заметно выше и ощутимо быстрее, а потому чувствовали себя в безопасности. Настолько, что в разведывательных полетах, например, над Кольским полуостровом участвовала даже формально нейтральная Швеция — просто потому, что это было безопасно. И можно представить себе, насколько было велико удивление организаторов этих полетов, когда в конце 1950-х Советский Союз и его союзники внезапно стали сбивать самолеты-разведчики на высотах, считавшихся недосягаемыми!

Читать еще:  Семейство среднетоннажных грузовиков газ-3302

Но для того, чтобы произвести такой эффект, создателям С-75 понадобилось почти пять лет. К середине мая был подготовлен эскизный проект нового зенитно-ракетного комплекса, в апреле 1955-го начались летные испытания его главного оружия — ракеты В-750. В августе 1957 года начались полигонные испытания комплекса, а 11 декабря СА-75 «Двина» был принят на вооружение. В принципе, это был компромиссный вариант, системы наведения и управления которого работали в неудобном 10-сантиметровом диапазоне, а основные элементы размещались в пяти автодомиках на шасси трехосных грузовиков. Но новый ЗРК требовался советской ПВО как воздух, и потому серийное производство СА-75 развернули раньше, чем комплекс встал на вооружение: к концу 1957 года были готовы и сданы 30 батарей СА-75 и 621 ракета для них.

К этому времени уже вовсю шла работа над модернизацией комплекса. Принципиальным отличием его стал другой диапазон работы — 6-сантиметровый; также удалось наконец-то применить принцип селекции целей, который не успели отработать до запуска в серию СА-75. Чтобы повысить мобильность ЗРК и скорость разворачивания, а также расширить номенклатуру транспортеров, все элементы управления нового комплекса разместили в трех автоприцепах вместо пяти автофургонов. Наконец, создали и новую ракету В-750Н с аппаратурой управления шестисантиметрового диапазона, а вскоре на ее базе разработали В-750ВН, имевшую «высотный» двигатель второй ступени, который обеспечивал ей меньшее время достижения предельной высоты — 27 км.

Новая модификация получила «главный», общий для всего семейства ЗРК индекс — С-75 — и собственное имя «Десна». Ее приняли на вооружение 22 мая 1959 года, меньше чем через два года после принятия на вооружение первенца «семьдесят пятого» семейства. А всего через четыре с небольшого месяца ракетой комплекса семейства С-75 был сбит первый реальный самолет противника. Причем не в Советском Союзе, а над территорией его тогдашнего союзника — Китая.

Узнав о принятии на вооружение в СССР новых мобильных зенитно-ракетных комплексов, лидер КНР Мао Цзэдун попросил советское руководство поставить такой ЗРК Народно-освободительной армии Китая. В Поднебесную отправили два комплекса СА-75 — вместе с советскими специалистами, которые должны были обучить китайские расчеты. Учеба прошла успешно, что китайские бойцы ПВО и продемонстрировали 7 октября 1959 года, сбив высотный разведчик РБ-57 «Канберра», переданный США тайваньским ВВС. Как ни удивительно, никакого шума это событие не наделало — просто потому, что никто и на Тайване, ни в США не понял, почему пропал самолет. Судя по магнитофонной записи переговоров пилота Ван Инциня с тайваньской базой, они оборвались на полуслове, и самолет посчитали пропавшим без вести. Когда тайваньские СМИ на следующий день написали о пропавшей машине, официальный Пекин выступил с заявлением, что самолет-разведчик был сбит силам китайских ВВС — без уточнения, каким именно оружием.

А первым вражеским объектом, который удалось уничтожить уже советским ракетчикам, стал разведывательный аэростат — один из десятков, которые в 1950-х запускались с территории западноевропейских баз НАТО. Подобные «шарики» были трудной целью для ПВО страны, которая потеряла несколько самолетов при попытках сбивать дрейфующие цели. Тем важнее был успех, которого 16 ноября 1959 года достиг дивизион СА-75, дислоцированный под Сталинградом: его ракета сбила разведывательный аэростат, причем достала она его за границей предельной высоты стрельбы — на отметке 28 000 метров, то есть на километр выше максимума. Но и этот случай не освещался в прессе, и потому громкий успех, которого советские зенитчики добились 1 мая 1960 года, сбив самолет-разведчик У-2 «Локхид» над Свердловском, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Внезапно выяснилось, что двадцатикилометровая высота перестала быть безопасной, что противопоставить новейшим советским зенитно-ракетным комплексам ни Америка, ни ее союзники ничего не могут, и что разведывательные полеты над территорией СССР и его друзей из увлекательной прогулки превращаются в гарантированную игру со смертью. И этих соображений вполне хватило для того, чтобы активность самолетов-разведчиков резко пошла на убыль — до тех пор, пока не удалось создать более высотные и более скоростные модели. Впрочем, к тому времени и советские зенитные ракеты научились летать выше и быстрее…

Второй ощутимый удар по престижу американских ВВС и их разведке советские зенитные ракеты нанесли 27 октября 1962 года. В этот день дислоцированный на Кубе зенитно-ракетный дивизион СА-75 уничтожил еще один У-2 «Локхид», причем его пилот Рудольф Андерсон, в отличие от сбитого над Свердловском Гэри Пауэрса, погиб вместе с самолетом. А звездным часом самого знаменитого русского зенитно-ракетного комплекса С-75 «Десна» стала Вьетнамская война. Включенные в состав военно-воздушных сил Вьетнамской народной армии советские дивизионы «семьдесят пятых» за время боевых действий уничтожили от 1200 до 1900 американских самолетов (американская сторона, правда, по-прежнему настаивает на числе 200, но пристрастность военных США в этом вопросе давно известна). Боевой счет открыли 24 июля 1965 года — при первом же боевом применении С-75 на территории Вьетнама: тогда, по данным вьетнамской и советской стороны, зенитчики тремя ракетами сбили три «Фантома» Ф-4.

После войны во Вьетнаме С-75 всех модификаций активно использовать практически во всех локальных конфликтах ХХ века. Египетские зенитчики обстреливали ими израильские «Миражи» и «Фантомы», индийские — пакистанские истребители и транспортные самолеты, китайские — вьетнамские МиГ-21 (в чем была грустная ирония судьбы: советские ракеты уничтожали советские же самолеты, одна легенда стреляла по другой), а во время ирано-иракской войны ими пользовались обе стороны. Последние случаи боевого применения С-75 были зафиксированы в 1990-х на Балканах. Причем оказалось, что последние модификации комплекса, имеющие очень небольшую минимальную высоту поражения — 100-200 метров — позволяют обстреливать даже наземные цели!

В России последние С-75 были сняты с вооружения в середине девяностых — их заменили более совершенные комплексы семейства С — трехсотые и четырехсотые. Но в мире и по сей день насчитывается почти три десятка стран, где легендарная «Десна» и ее наследники — «Волхов» и «Волга» — стоят на страже неба. Несмотря на то, что комплексу вот-вот пойдет седьмой десяток…

Советская зенитная ракета са-75 образца 1957 года на пусковом устройстве пу-см-62 – гроза самолетов-шпионов

В конце 1953 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О создании передвижной системы зенитного управляемого оружия для борьбы с авиацией противника», давшее начало работ по зенитной ракетной системе средней дальности С-75. ЗРС С-75 создавалась на базе технических решений, реализованных при разработке системы С-25. Основным разработчиком системы, как и С-25, было ЦКБ «Алмаз» (генеральный конструктор Расплетин), управляемые ракеты создавались в МКБ «Факел» (генеральный конструктор Грушин), стартовая позиция проектировалась в ЦКБ-34 под руководством И.И. Иванова.

Система создавалась в несколько этапов. На первом этапе для прикрытия стационарных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений разрабатывался подвижный ЗРК на автомобильной базе — СА-75 «Двина». С 1956 года разрабатывался перевозимый вариант комплекса С-75 «Десна», предназначенный для обеспечения ПВО стационарных объектов. Позднее были разработаны перевозимые варианты ЗРК: С-75М «Волхов», С-75М2, С-75М3, С-75М4 в различном исполнении (северное, тропическое, экспортное).

Читать еще:  Противопехотная фугасная мина M14

Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина» — одноканальный по цели и трехканальный по ракете, разрабатывался для прикрытия стационарных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений.

Опытный полигонный вариант комплекса был создан в феврале 1955 года. Первый пуск ракеты В-750 состоялся в апреле 1955 ода. К середине 1956 годы был создан экспериментальный образец подвижной станции наведения ракет.

В сентябре – октябре 1957 года проводились испытания шестикабинного варианта, все элементы были установлены на автомобильном шасси (фургоны на шасси автомобиля ЗиС-150), артиллерийской повозке КЗУ-16 (антенный пост) или на специальном колесном шасси со съемными ходами (пусковые установки).

В декабре 1957 года комплекс СА-75 был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск и начато его серийное производство.

Пусковая однобалочная установка СМ-63 с переменным углом старта ракеты и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту спроектирована в ленинградском ЦКБ-34.

Время свертывания ЗРК (антенный пост, кабины станции наведения ракет, ДЭС, РПУ, шесть пусковых установок) составляло не более 4 часов, развертывание и настройка выполнялись в течение 4-5 часов.

С началом серийного производства и поставок в войска трехкабинного варианта комплекса С-75 “Десна”, производство СА-75 было свернуто.

С-75 “Десна”

Постановление на разработку ЗРК средней дальности С-75 “Десна” вышло в 1956 году, в 1957 году был создан опытный полигонный образец этого ЗРК.

Учитывая недостатки ЗРК СА-75 и другие причины новый комплекс С-75 проектировался с размещением аппаратурной части в буксируемых кузовах-фургонах, установленных на шасси автомобильного прицепа.

Комплекс С-75 “Десна” был принят на вооружение Постановлением Совета Министров СССР 22 мая 1959 года.

С-75М “Волхов”

Разработка следующего, более совершенного зенитного ракетного комплекса на базе ЗРК С-75 “Десна” началось в 1958 году. А в мае 1961 года комплекс под обозначением С-75М “Волхов” был принят на вооружение войск ПВО страны и начато его серийное производство. В 1962 году данный комплекс был принят на вооружение частей ПВО Сухопутных войск.

По составу боевых средств комплекс “Волхов” не отличался от комплекса “Десна”. Новый состав аппаратуры станции наведения ракет позволял вести обстрел целей в условиях применения противником пассивных и активных помех.

Антенный пост – приемо-передающая кабина ПВ в ходе эксплуатации и модификаций комплекса неоднократно дорабатывались и изменялись.

Придаваемая дивизиону кабина сопряжения и связи 5Ф20 позволяла осуществлять работу станции наведения ракет (СНР) в режиме приема целеуказаний от автоматизированных систем управления АСУРК-1 и “Вектор”.

Пусковая однобалочная установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту споректирована в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковые установки, поставленные на колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214.

Зенитные управляемые ракеты

Комплекс С-75 и его модификации принимались на вооружение с ракетами: 1Д, 11Д, 13Д, 15Д, 20Д (В-755), 5Я23.

Характеристики ЗУР 20Д (В-755)/5Я23:

Ракеты всех серийных модификаций имеют нормальную аэродинамическую схему. Цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену расположены на хвостовом отсеке маршевой ступени, элероны для управления по крену на участке полета со стартовым ускорителем – на стартовом ускорителе в одной плоскости. Для уменьшения продольной статической устойчивости в носовой части ракеты размещены дестабилизаторы трапецевидной формы на ракетах ранних модификаций и треугольной – на ракетах поздних серий. На комплексах С-75М поздних выпусков для увеличения боевых возможностей ракета наводилась на цель и на пассивном участке после выключения маршевого двигателя. Подрыв БЧ осуществлялся по команде от радиовзрывателя или по команде от наземной станции наведения при подлете к цели. Самоликвидация ракеты производилась ограничением времени полета или при промахе независимо от времени полета.

Ракеты зенитных комплексов С-75 с 1958 года, в основном, выпускались Ленинградским Северным заводом.

Согласно техническому заданию в составе зенитно-ракетного комплекса СА-75 предполагалось иметь до шести пусковых установок, расположенных на удалении от 50 до 70 метров от центра позиции дивизиона (станции наведения ракет). Транспортируемую перезаряжаемую пусковую установку, предназначенную для проведения предстартовой подготовки, предстартового наведения и пуска ракеты, требовалось создать в габаритах, позволяющих осуществлять транспортировку автомобильным транспортом (буксировка за тягачом), речными и морскими судами, перспективными самолетами транспортной авиации.
Пусковая однобалочная установка СМ-63 с переменным углом старта ракеты и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту в ходе боевой работы управлялась дистанционно в автоматическом режиме. Выработка команд наведения пусковой установки в направление пуска ракеты производилась аппаратурой ракетного комплекса.

Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет ПУ оснащалась газоотбойным устройством. После конструкторских проработок и проведения полигонных испытаний нескольких макетных образцов было принято газоотбойное устройство, прижимавшееся к грунту газовой струей стартового двигателя ракеты только в момент старта и не мешавшее наведению пусковой установки.

Перезаряжение пусковой установки ракетами 11Д комплекса СА-75 производилось силами расчета пусковой установки без применения дополнительных средств. Сопряжение направляющих транспортно-заряжающей машины ПР-11 любой модификации и пусковой установки обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков с направляющими для колес полуприцепа, фиксировавших положение ТЗМ при заряжании пусковой установки. Темп стрельбы с одной ПУ — 10-12 минут.

Использование габаритно-весовых макетов ракет позволяло проводить тренировки расчетов ПУ для приобретения необходимых навыков и обеспечения слаженности работы номеров расчета.

Пусковые установки, поставленные на колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 автотранспортной службы бригады (полка).

Применительно к комплексу С-75 (С-75М) был спроектирован и серийно выпускался усовершенствованный вариант пусковой установки под обозначением СМ-90.

Пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты (угол возвышения до 80 градусов) и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту была спроектирована в КБСМ под руководством Главного конструктора Б.С.Коробова.

Производство пусковых установок СМ-63 и СМ-90 было развернуто на нескольких заводах. В 1960-1963 годах заводом «Большевик» было выпущено 719 пусковых установок для комплексов системы С-75. Пусковые установки СМ-63 и СМ-90 в войсковых частях прошли несколько этапов модернизации. Были созданы экспортные варианты ПУ.

На базе пусковой установки типа СМ-90 создана контрольная установка для проведения предстартовой подготовки ракет мишенного комплекса «Лиса». На пусковой установке проведена доработка конструкции с заменой балки с направляющими на балку для размещения и подъема ракеты-мишени.

Модифицированный вариант наземного комплекса «Лиса-М» с одноразовыми ракетами-мишенями типа «Стриж» создан в передвижном исполнении с широким применением средств зенитно-ракетных комплексов ПВО. Штатные пусковые установки типа СМ-90 используются для запуска мишеней РМ-75ВМ (маловысотная ракета-мишень), входящих в состав средств передвижного комплекса «Лиса-М».

На базе пусковой установки СМ-90 создана перевозимая пусковая установка 89Ц6-2, используемая для запуска мишеней РМ-9ИЦ-Б, 96М6 и 96М6М. На балке пусковой установки 89Ц6-02 размещены два комплекта направляющих в ферменной конструкции для запуска ракет.

Корабельный ЗРК М-2

Комплекс С-75 был доработан в интересах ВМФ. В результате был создан зенитно-ракетный комплекс средней дальности М-2. Доработка выполнялась НИИ-1, НИИ-49, ЦКБ-34. Работами руководили главные конструкторы: С.Т. Зайцев, П.Д. Грушин, А.С. Гринштейн, Е.Г. Рудяк.

Комплекс С-75 активно поставлялся на экспорт и принимал широкое участие в локальных военных конфликтах на Ближнем Востоке, Юго-восточной Азии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector