2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА. АВИАЦИОННЫЙ ПУЛЕМЁТ ШКАС

Авиационные высокотемпные

Пулемет ШКАС стал легендой отечественного оружия. Как он рождался и развивался, какую роль сыграл? В год 65-летия Победы стоит вспомнить и об этом.

Принципиально новый

Борис Гаврилович Шпитальный (1902–1972) проявил себя как изобретатель уже в 20-е годы. В 1927-м он окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова по новой тогда специальности авиационного машиностроения, работал в Научном автомоторном институте. Среди его ранних заявок на изобретение были «Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» (1927), «Одноместный быстроходный танк» (1928), «Автоматическое оружие» (1929). Схему «сверхпулемета» Шпитальный предложил в 1926 году. Стремительное развитие авиации, рост скоростей и маневренности боевых самолетов и сложность размещения на нем целых «пулеметных батарей» требовали резкого увеличения скорострельности авиационного вооружения.

Однако новая система нуждалась в существенной доработке – сказалось отсутствие у автора опыта работы с оружием. Поэтому в 1928 году в помощь Шпитальному Оружейно-пулеметный трест выделил Иринарха Андреевича Комарицкого (1891–1971), опытного тульского оружейника, участника работ по модернизации «трехлинейки», работавшего в то время в Совете военной промышленности.

Для начала требовалось проверить саму реализуемость схемы, и в марте 1930 года трест выдал соответствующее задание Проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) Тульского оружейного завода. Для проверки принципа работы пулемета под шифром ППРПШ Шпитальный и Комарицкий командируются в Тулу. Уже 10 мая 1930 года на стрельбище ТОЗа испытан натурный образец «прибора системы инженера Шпитального, вмонтированного на пулемете Дегтярева». Опытный образец пулемета Шпитального – Комарицкого изготовлен в Туле в октябре того же года: интерес к новому авиационному вооружению был велик и работы велись в срочном порядке.

13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов для проведения испытаний. Уже в начале июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К. Е. Ворошилову. А 22 июня появилось постановление Реввоенсовета СССР «О работе инженера Шпитального», в котором начальнику АУ РККА предлагалось: «…а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и внести на утверждение РВСС».

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а постановлением от 11 октября 1932 года принял пулемет на вооружение. Однако еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции. Кроме того, живучесть ствола при таком высоком темпе стрельбы оказалась в переделах 1500–2000 выстрелов, так что одновременно с выдачей в марте 1933-го заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, в производство он пошел в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального – Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П. И. Майна.

Пулемет и установки

ШКАС относился к системам автоматического оружия с газовым двигателем автоматики и питанием патронами из рассыпной металлической ленты. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, стрельба – с заднего шептала. Увеличение темпа стрельбы достигалось большой скоростью движения подвижной системы (от 9 до 12 м/с) и уменьшением длины ее хода. Для этого, например, патрон перед подачей в патронник удерживался подавателем под наклоном вверх. Высокий темп стрельбы потребовал ряда специальных решений. Так, стенки патронника ствола снабдили продольными канавками, выходящими за передний срез гильзы («канавки Ревели»). При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Возвратно-боевая пружина выполнена трехжильной. Пружинные буфера затворной рамы и затвора смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

Но главной изюминкой ШКАСа была система питания. При высоких скоростях подвижной системы извлечение патрона из ленты и подача на линию досылания за один цикл автоматики неизбежно приводили бы к разрывам гильз и выпадению пуль. Подача патрона производилась особой зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При повороте зубчатки патрон закраиной гильзы скользил по винтовому пазу так, что его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов. Не менее остроумно был решен выбрасывающий механизм, удалявший гильзу за пределы оружия в два такта.

ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему авиационные пулеметы ПВ-1, ДА и ДА-2 были приспособленными для установки на самолетах наземными пулеметами «Максим» и ДП, то есть продолжали опыт Первой мировой войны. По сравнению с ПВ-1, например, ШКАС был короче и в 1,3 раза легче, более чем вдвое превосходя его по темпу стрельбы. Спаренный ДА-2 пулемет ШКАС превосходил по темпу стрельбы в 1,5 раза, был вдвое легче и опять же компактнее. Непрерывная подача ленты позволяла полностью использовать боекомплект в полете без перезаряжания и для неподвижных, и для подвижных установок. Значительно увеличивая огневую мощь самолета, ШКАС одновременно «экономил» место и массу в нем. ШКАС стал одним из первых специально разработанных авиационных пулеметов, причем с учетом текущего развития авиации и его перспектив. Из зарубежных пулеметов тех лет к специально «авиационным» можно отнести французский «Дарн» и германский MG.15. Но такой темп стрельбы в серийных одноствольных системах был достигнут впервые. Для сравнения: французский «Дарн» давал 1100–1200 выстр/мин, американский «Кольт-Браунинг» – 900, германский MG.17 – 1100. Наиболее близко к ШКАСу подошел 7,92-мм германский MG.81 модели 1938 года – в одинарном варианте он весил 6,5 кг и имел темп стрельбы 1600 выстр/мин, в спаренном (81Z) – соответственно 13 кг и 3200 выстр/мин.

ШКАС применялся в трех вариантах. Крыльевая и турельная версии его установки были представлены на утверждение в ЦК ВКП(б) уже 17 февраля 1934 года и получили одобрение. Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 – на нем установили крыльевые пулеметы. Открытая турельная установка, разработанная Н. Ф. Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. Позднее, с созданием самолетов с улучшенными скоростными характеристиками разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г. М. Можаровского и И. В. Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом. В 1937 году принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К. Н. Рудневым, В. И. Салищевым, В. А. Галкиным, В. П. Котовым, а в 1938-м – установка синхронного ШКАСа разработки Г. Г. Куренкова, М. И. Владимирского, В. А. Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули увеличивало ее начальную скорость до 800–850 м/с.

Формирование авиационного пулеметного комплекса логично завершила разработка под руководством Н. М. Елизарова вариантов 7,62-мм патрона с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной Б-32 (для поражения защищенных броней бензобаков), трассирующей Т-30 (позже Т-46), бронебойно-трассирующей БТ, зажигательно-пристрелочными ЗП или ПЗ. Патроны к авиационному пулемету внешне почти не отличались от «наземных», однако в их конструкции имелся ряд отличий, связанных с использованием в высокотемпном оружии: усилены стенки гильзы и крепление пуль. Для отличия патроны для ШКАСа на закраине гильзы несли букву «Ш». Патроны, помеченные красным профилем пропеллера, предназначались для стрельбы из синхронного пулемета и соответственно отвечали более жестким требованиям по времени от накола капсюля до пролета пули через плоскость винта. При снаряжении лент к авиационным пулеметам патроны с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями обычно составляли около половины.

В производстве и на службе

Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

Читать еще:  Акм и акмс: история, особенности производства, усовершенствования, ттх

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

Тактико-технические характеристики ШКАС

  • 7,62х54R Патрон
  • 10,6 кг Масса тела пулемета
  • 935 мм Длина пулемета
  • 605 мм Длина нарезной части ствола
  • 775-825 м/c Начальная скорость пули
  • 1800 выстр/мин Темп стрельбы
  • 0,29 кг Масса секундного залпа
  • рассыпная звеньевая лента Питание

В 1935–1937 годах К. Н. Руднев, В. Н. Полюбин, А. А. Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000–6400 выстр/мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней, в результате цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. В доработке спарки приняли участие А. А. Мамонтов, Н. Ф. Токарев, А. А. Волков.

Нужно сказать, что в этот период у ШКАСа появился весьма серьезный соперник – в 1936 году на ковровском заводе № 2 им. Киркижа был создан пулемет системы И. В. Савина и А. К. Норова с противоположно движущимися стволом и затвором и темпом стрельбы 2800–3000 выстр/мин. 8 июня 1937 года Комитет Обороны при Совнаркоме постановил дать заказ на серийное производство 7,62-мм пулемета Савина – Норова (СН).

Между тем 15 мая 1937 года Шпитальный и Комарицкий закончили отработку «сверхскорострельного» Ультра-ШКАС – время цикла автоматики еще сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. Постановлением Комитета Обороны от 13 мая 1939 года на вооружение ВВС принят турельный Ультра-ШКАС. Пулеметы Ультра-ШКАС и СН использовались на истребителях во время Советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА. АВИАЦИОННЫЙ ПУЛЕМЁТ ШКАС

ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.

Содержание

История создания

В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания Московского механического института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

  • 1932 год. Была завершена окончательная отладка конструкции.
  • 13 февраля1932 года артиллерийское управление дало заказ на изготовление 7 пулемётов.
  • Июнь1932 года пулемёт был представлен К. Е. Ворошилову
  • 14 июля1932 года пулемёт был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания.
  • 7 октября1932 годаРеввоенсовет одобрил результаты полигонных испытании пулемёта.
  • 11 октября1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года.

Особенности конструкции

В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.

Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а её отражение — подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.

Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счёт короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.

Патроны

Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами.

Необычные осечки

Неожиданно при стрельбе возникли осечки. Для выяснения причин была создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов.

Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулемётах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулемётах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патронов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему — этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта чёрным или красным лаком. Красный лак был импортным, а чёрный — отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми чёрным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились.

Модернизация

При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс — около 1500—2000 выстрелов.

  • В марте1933 г. советское правительство, давая заказ на первую крупную партию пулемётов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов.
  • В апреле1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемёта. В новой модели была существенно изменена её основная деталь — коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упразднённых. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряжённых деталей.
  • В июле1933 г. начался выпуск пулемётов по новым чертежам.
  • 24 декабря1934 г. закончено испытание пулемёта ШКАС с витой трёхжильной возвратно-боевой пружиной. Предыдущая возвратно-боевая пружина часто выходила из строя, не выдерживая более 2500—2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определённого количества выстрелов, стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной витой. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелов.
  • В 1935—1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана механическая спарка пулемётов ШКАС, в которой суммарный темп стрельбы двух пулемётов был доведён до 6000—6400 выстрелов в минуту.
  • 15 мая1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемёта УльтраШКАС. Применив в нём принцип подвижного ствола при ходе вперёд, они достигли скорострельности — 2800—3000 выстрелов в минуту.
Читать еще:  Пневматические винтовки kral класса magnum: характеристики, апгрейд, фото и видео

Варианты установки

Перед конструкторами была поставлена задача приспособить пулемёт системы ШКАС для применения в различных точках самолета в качестве турельного, синхронного и крыльевого.

Турельный и Крыльевой варианты

Были созданы в начале 1934 г. Установку для турельного пулемёта разработал Н. Ф. Токарев, в марте 1934 г. она была принята на вооружение. Предпринятые ранее попытки установить пулемёты ШКАС на старых турелях, предназначенных для авиационных пулемётов Дегтярёва, оружия значительно более слабого, не увенчались успехом из-за сильного рассеивания пуль. Крыльевой пулемёт ШКАС был взаимозаменяем с турельным. Ручка перезаряжания в нем заменена тросовым механизмом, а ручка управления — механизмом подавателя.

Синхронный вариант

Синхронизация пулемёта была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкций синхронного механизма этого пулемёта является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.

К 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.

Применение

  • Высокие боевые качества пулемёта ШКАС были по достоинству оценены лётчиками республиканской Испании, где они нашли своё первое боевое применение.
  • Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов пулемёты УльтраШКАС (скорострельностью 50 выстр./сек) устанавливались на истребителях. Это были не самые скорострельные советские пулеметы: «…пулемет, сконструированный В. И. Силиным, М. Е. Березиным и П. К. Морозенко, имел еще более невероятную скорострельность — 6000 выстрелов в минуту.» [1]
  • Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий
  • ШКАС устанавливали на И-15, И-16, И-153, Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, ИЛ-2.

Модификации

  • УльтраШКАС — авиационный пулемёт повышенной скорострельности (50 выстрелов в секунду, то есть 3000 выстрелов в минуту).

Интересные факты

Утверждение о том, что экземпляр ШКАСа хранился в Рейхсканцелярии, получило распространение из мемуаров самого Б. Г. Шпитального:

Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемёт ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемёт будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемёт для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать.

В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что у русского патрона донце было снабжено выступающей закраиной-бортиком, а немецкого — выточкой-канавкой. Поэтому экстрактор просто не успевал зацепиться за сравнительно неглубокую канавку немецкого патрона. Поэтому даже копирование немцами конструкции ШКАС один к одному с доработкой под собственный патрон не принесло результата.

Справедливости ради следует заметить, что пулемёт MG-81, созданный в 1939 году, обладал не сильно уступавшей ШКАСу скорострельностью (ок. 1500 выстрелов в минуту), но к моменту начала производства (1940 год) морально устарел по тем же причинам, что и ШКАС.

Как немцы ШКАС пытались передрать/ 07.10.1932г (4 фото)

ШКАС – первый скорострельный пулемёт, разработанный для авиации, для него также были разработаны специальные патроны с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями. Это оружие имело непревзойдённую на тот момент скорострельность в 1800 выстрелов/мин., тогда как лучшие зарубежные образцы не превышали порога в 1200 выстрелов/мин.

Эксперт Военно-морского министерства США подполковник Чинн в докладе отмечал, что все конструктивные решения ШКАСа ранее использовались в других пулемётах: экстракция с буфером в пулемёте Максима, подающий барабан в пушках Szakats, газовый поршень и запирание в Vickers-Berthier – но Шпитальный первым из конструкторов-оружейников смог объединить их воедино в столь скорострельной модели.

Первое боевое применение пулемётов ШКАС произошло в период Гражданской войны в Испании. В боях за Мадрид И-16, вооружённые пулемётами ШКАС и пушками ШВАК, сбили около 350 самолётов противника при минимальных потерях.

Всем был хорош пулемёт ШКАС. Оставалась одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500-2800 выстрелов. Что только ни делали конструкторы и металлурги.

Перебирали сорта стали, меняли конфигурацию пружины – ничего не получалось. Решение нашёл Шпитальный: он придумал изготавливать пружину витой из трёх жил стали с разными свойствами. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной пружины достигает 14.000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной.

А теперь байка: как немцы ШКАС пытались передрать.

На металлургическом заводе в г. Электростали работал дедушка, потомственный металлург в N-ом поколении. Он знал, как и водится, дико много разных занимательных историй, одна из которых как раз касалась немцев, наших ШКАСов и о том, легко ли что-то передрать у другого.

Дедушка рассказывал, что, дескать, немцам ну очень нравился ШКАС. Их авиационный пулемёт MG-81 и по скорострельности отставал, и по надёжности уступал. И решили они скопировать ШКАС. Ан нет, не получается.

Вроде всё дотошный немец вроде бы учтёт, и нужные аналоги стали подберёт, всё повторит микрон в микрон, а не выходит у Данилы-мастера каменный цветок )))

Вроде бы сначала всё идет нормально, немецкий близнец как и положено показывает страшную скорострельность, а потом вдруг кряк-с и боевая пружинка сломалось. А русский ШКАСик тем временем всё стреляет и стреляет и всё ему по херу, и не ломается.

Оказывается, пружины ШКАСа делались весьма замысловато. Сначала варили несколько специальных сортов пружинной стали. Обычно эту плавку поручали лучшей бригаде на заводе. Металлурги учитывали даже погодные условия на улице (температуру, влажность), открывая специально устроенную крышу цеха. Потом полученные отливки, проковывали и после долгого цикла горячего протягивания через фильеры, постепенно получали из них тоненькие проволочки. Тут начинается самый танец с бубном )

Заводские мастерицы при помощи специальной оснастки, из проволоки плели косички. Использовались проволочки разного набора сортов стали в определенном порядке, количество и диаметр проволочек в «косе», тоже раз от разу был другим.

Далее эти косички сплетали вместе в ещё большие косички, те в ещё большие и т.д. пока не получали такой «плетень», толщиной в руку. Далее этот плетень разогревали в печи до пластичного состояния и оковывали в кузнечном цехе до единой плотной формируя либо штрипс, либо штангу. И только потом, из полученной заготовки тянули проволоку. Которую отправляли на оружейные заводы, где из них делали уже обычные с виду, ничем не примечательные пружины.

А бедные немцы, тем временем, просто таки извелись уже, что они только не делали, а всё у них ломается. Вроде и химсостав такой же, и рентгеновский и микроскопический анализ доменов стали тот же, и твёрдость после закалки и тарируется пружина точно так. Ан нет, постреляет немного немецкая копия пулемёта и ломается сталь, что ты будешь делать!

Нам то понятно, в чём был секрет. Грубо говоря, в памяти металла пружины, когда она ещё была исходной косичкой из разной проволоки. Тогдашнее оборудование такую разноструктурность металла засечь не могла, почему немцы и прогадились с копией ШКАС.

Читать еще:  Карабин browning maral: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Вот такая байка. Но немцы точно не смогли повторить ШКАС. В журнале «Мир Оружия» прочитал, что оказывается именно русские в 1920-х годах изобрели «плетёные» пружины в автоматическом оружии. Следом подтянулись пендосы в конце 1930-х.

Авиационный пулемёт ШКАС

Если обратиться к статистике и выразить мощь стрелкового вооружения самолетов в виде так называемого веса залпа, то окажется, что в каждую единицу времени истребитель 30-х годов «терял в весе» куда больше, чем машина времен первой мировой войны. Соответственно грознее был и сплошной поток свинца, устремленного к атакуемому летательному аппарату. Четыре, шесть, а то и восемь пулеметов извергали до 160 пуль в сек. Высокая скорострельность, большой калибр бортового оружия — вот что делало самолет-истребитель страшным противником. Увеличение этих важнейших характеристик авиационных пулеметов и составляло главнейшую заботу оружейников. Казалось бы, проще всего повысить скорострельность, установив на машине несколько стволов. Чистая арифметика: общая частота стрельбы определяется сложением числа пуль, выпускаемых каждой огневой точкой! На практике же выгодность такой батареи может обернуться плохой прицельностью стрельбы или, что не лучше, ухудшением эксплуатационных данных самолета.

Крыло и носовая часть — вот те места, где на истребителе можно установить пулеметы. Представьте: на каждой консоли по два ствола. Прицел, естественно, находится в кабине пилота, как раз посередине такой разнесенной стрелковой установки. Оружие установлено так, чтобы траектории пуль и линия прицеливания пересекались в точке, отдаленной от машины на какое-то оптимальное для стрельбы расстояние. Только при этой дистанции огня свинец ложится кучно, причиняя противнику наибольший ущерб.

Но всегда ли летчик может нажать гашетку в строго определенный момент? Станет ли он отпускать зазевавшегося врага, если тот находится ближе точки пересечения пулевых трасс? Конечно, нет. И вот гремят выстрелы, пилот-истребитель старательно держит жертву в перекрестии прицела, но очереди уходят в «молоко», минуя столь близкий силуэт самолета.

Иное дело — носовая стрелковая установка. Оси стволов и прицельная линия практически совпадают. Кучность прекрасная. Разброс пуль — в прямой зависимости от дальности цели. Управление оружием простое, не требующее длинной механической, электро- или пневмопроводки от кабины к пулеметам.

Беда в том, что много пулеметов в носовую, занятую двигателем часть одномоторного самолета не поставишь. Стрельба должна вестись в строгом соответствии с вращением пропеллера — иначе недолго и лопасти прострелить. Значит, не обойтись без синхронизирующего механизма, задерживающего очередной выстрел, если на пути пули — лопасть винта. Темп стрельбы снижается. Вес залпа уже не определяется простым сложением скорострельности исходных пулеметов. К тому же совсем не просто разместить в насыщенном агрегатами носу сколько-нибудь емкие патронные коробки (на каждый пулемет — не менее 1000 патронов).

Выход напрашивается сам собой — брать не количеством стволов, а скорострельностью каждого. Первым, кому удалось создать пулемет с темпом стрельбы под стать авиационным скоростям, был выдающийся советский оружейник Борис Гаврилович Шпитальный. Главная особенность его сверхпулемета, выпускавшего 1800 пуль в мин., — короткий ход всех подвижных частей автоматики, что позволяло уменьшить время каждого цикла экономией десятых, сотых долей секунды. Немалый резерв таился в совмещении ряда операций по заряжанию. Резкого увеличения скорострельности инженер добился оригинальным решением, казалось бы, частных задач — разработкой особой конструкции подачи патронов, многожильной возвратной пружины, выдерживавшей тысячи циклов сверхскоростной стрельбы… Принципиальной же схемой автоматика, основанная на отводе пороховых газов, ничем не отличалась от других образцов оружия.

Предложив проект своего пулемета, Шпитальный получил полную поддержку правительства. В доработке опытного образца конструктору помог инженер Иринарх Андреевич Комариц

Если обратиться к статистике и выразить мощь стрелкового вооружения самолетов в виде так называемого веса залпа, то окажется, что в каждую единицу времени истребитель 30-х годов «терял в весе» куда больше, чем машина времен первой мировой войны. Соответственно грознее был и сплошной поток свинца, устремленного к атакуемому летательному аппарату. Четыре, шесть, а то и восемь пулеметов извергали до 160 пуль в сек. Высокая скорострельность, большой калибр бортового оружия — вот что делало самолет-истребитель страшным противником. Увеличение этих важнейших характеристик авиационных пулеметов и составляло главнейшую заботу оружейников. Казалось бы, проще всего повысить скорострельность, установив на машине несколько стволов. Чистая арифметика: общая частота стрельбы определяется сложением числа пуль, выпускаемых каждой огневой точкой! На практике же выгодность такой батареи может обернуться плохой прицельностью стрельбы или, что не лучше, ухудшением эксплуа-^ тационных данных самолета.

Крыло и носовая часть — вот те места, где на истребителе можно установить пулеметы. Представьте: на каждой консоли по два ствола. Прицел, естественно, находится в кабине пилота, как раз посередине такой разнесенной стрелковой установки. Оружие установлено так, чтобы траектории пуль и линия прицеливания пересекались в точке, отдаленной от машины на какое-то оптимальное для стрельбы расстояние. Только при этой дистанции огня свинец ложится кучно, причиняя противнику наибольший ущерб.

Но всегда ли летчик может нажать гашетку в строго определенный момент? Станет ли он отпускать зазевавшегося врага, если тот находится ближе точки пересечения пулевых трасс? Конечно, нет. И вот гремят выстрелы, пилот-истребитель старательно держит жертву в перекрестии прицела, но очереди уходят в «молоко», минуя столь близкий силуэт самолета.

Иное дело — носовая стрелковая установка. Оси стволов и прицельная линия практически совпадают. Кучность прекрасная. Разброс пуль — в прямой зависимости от дальности цели. Управление оружием простое, не

требующее длинной механической, электро- или пневмопроводки от кабины к пулеметам.

Беда в том, что много пулеметов в носовую, занятую двигателем часть одномоторного самолета не поставишь. Стрельба должна вестись в строгом соответствии с вращением пропеллера — иначе недолго и лопасти прострелить. Значит, не обойтись без синхронизирующего механизма, задерживающего очередной выстрел, если на пути пули — лопасть эинта. Темп стрельбы снижается. Вес залпа уже не определяется простым сложением скорострельности исходных пулеметов. К тому же совсем не просто разместить в насыщенном агрегатами носу сколько-нибудь емкие патронные коробки (на каждый пулемет — не менее 1000 патронов).

Выход напрашивается сам собой — брать не количеством стволов, а скорострельностью каждого. Первым, кому удалось создать пулемет с темпом стрельбы под стать авиационным скоростям, был выдающийся советский оружейник Борис Г аврилович Шпитальный. Главная особенность его сверхпулемета, выпускавшего 1800 пуль в мин., — короткий ход всех подвижных частей автоматики, что позволяло уменьшить время каждого цикла экономией десятых, сотых долей секунды. Немалый резерв таился в совмещении ряда операций по заряжанию. Резкого увеличения скорострельности инженер добился оригинальным решением, казалось бы, частных задач — разработкой особой конструкции подачи патронов, многожильной возвратной пружины, выдерживавшей тысячи циклов сверхскоростной стрельбы… Принципиальной же схемой автоматика, основанная на отводе пороховых газов, ничем не отличалась от других образцов оружия.

Предложив проект своего пулемета, Шпитальный получил полную поддержку правительства. В доработке опытного образца конструктору помог инженер Иринарх Андреевич Комарицкий.

В октябре 1932 года пулемет был принят на вооружение Красной Армии под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г. — ШКАС (Шпитальный — Комарицкий авиационный скорострельный)». Уже к 1936 году ШКАС стал основным образцом стрелкового вооружения советской авиации. «Опытное самолетное строительство и серийное производство, — писал в 1935 году К. Ворошилов, — мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами».

Советская авиация получила также турельный и крыльевой варианты ШКАСа.

В 1937 году конструкторы создали следующую модель пулемета — он назывался «ультра-ШКАС». Его скорострельность — 2800—3000 выстрелов в минуту.

ШКАС стал основой и крупнокалиберного авиационного пулемета системы Шпитального — Владимирова.

Ни одной зарубежной фирме не удалось создать в те годы оружия с такой скорострельностью. Американский «кольт-браунинг МГ-40», английский «виккерс», германский МГ-15 при меньшей или равной начальной скорости пули выпускали лишь 900— 1100 пуль в минуту.

Накануне войны, в 1940 году, выпуск ШКАСов достиг 34 233 штук. Еще не побывавший в сражениях Великой Отечественной, пулемет заслужил уважение авиаторов в небе Халхин-Гола, Испании.

О замечательных свойствах этого оружия свидетельствуют многие сотни фашистских самолетов, сбитых огнем ШКАСов на фронтах Великой Отечественной. Огневую мощь оценили даже враги. Образец ШКАСа в течение всей войны хранился в имперской канцелярии, на видном месте под стеклом: согласно приказу фюрера, желавшего уязвить своих конструкторов, грозное оружие советской авиации надлежало держать на виду до тех пор, пока немецкие оружейники не создадут подобный образец для «люфтваффе».

Технические характеристики

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector