2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советская гаубица д-30: история создания, описание и характеристики

Советская гаубица Д-30 калибра 122 мм

Изучая трофейные немецкие орудия, конструкторы под руководством Ф.Петрова разработали новую схему компоновки артиллерийского орудия – две раздвижные лафетные станины заменили на три лафетные станины, ходовую часть выполнили на верхнем станке. Несущая станина неподвижного исполнения, две других раздвижные с углом разноса 120 градусов в боевом положении. Для установки орудия в боевое положение винтовым домкратом верхний станок с гаубицей опускают на нижний станок, колеса орудия при этом приподнимаются над грунтом. Время необходимое для приведения орудия в боевое положение 100-150 секунд. Основная особенность, которую приобрела гаубица – возможность осуществления кругового обстрела без каких либо дополнительных перемещений орудия. Гаубица имеет небольшую высоту линии огня, которая дает возможность использовать данные орудия в противотанковой обороне, в подавлении различных огневых точек противника и в разрушении хорошо укрепленных полевых сооружений противника. Гаубица разработана свердловским ОКБ-9 артзавода имени М.Калинина и предназначалась для замены на вооружении гаубицы М-30.

Основное назначение:
— уничтожение лично состава противника на открытой местности и находящегося в полевых фортификационных сооружениях;
— подавления огня полевых огневых точек противника;
— разрушения хорошо укрепленных полевых сооружений противника, типа ДЗОТ;
— обеспечение прохода своим пехотным подразделениям в заграждениях противника, типа минное поле или проволочное заграждение;
— противодействие наземной боевой техники противника.

Устройство и состав гаубичного орудия Д-30
Гаубица состоит из следующих основных частей:
— ствол;
— противооткатные устройства;
— лафет;
— прицельные приспособления.

Ствол
Ствол состоит из собственно трубы, 2-х щелевого дульного тормоза, креплений-захватов, затвора и казенника с длиной ствола 38 калибров. Заряжание боеприпасов в ствол орудия – раздельно-гильзовое ручного типа.

Противооткатные устройства
Противооткатные приспособление гаубицы состоят из тормоза и накатника.

Лафет
Лафет выполнен из верхнего и нижнего станков, люльки, механизма уравновешивания, приводов для вертикально-горизонтальной наводки, механизмов подрессоривания, колес и креплений гаубицы в походное положение. Круговая стрельба ограничена углами возвышения до 18 градусов, до 70 градусов стрельба ограничена сектором расположения станин. Подрессоривание рычагов – торсионное, при попадании колес в яму или на препятствие, колесные рычаги проворачиваются и закручивают торсионы. Из-за применения в торсионах упругой стали, они как пружины начинают обратно раскручиваться и возвращать рычаги в заводское положение.

Прицельные приспособления
Устройства прицеливания — телескопический и панорамный прицелы.

Качающаяся часть гаубицы:
— ствол;
— противооткатные устройства;
— люлька;
— прицельные приспособления.

Вращающаяся часть гаубицы:
— качающаяся часть;
— колесный ход;
— верхний станок;
— боевой щит;
— механизм уравновешивания;
— приводы наводки.

Неподвижная часть гаубицы:
— нижний станок;
— три станины;
— гидродомкрат.

Полуавтоматический клиновой затвор обеспечил высокую для такого калибра скорострельность – 8 выстр/мин, а компоновка ствола, где откатный тормоз и накатник располагаются сверху, помогла уменьшить линию огня орудия до 900 мм. Все это позволило уменьшить высоту гаубицы и увеличить маскировочные характеристики в боевых условиях.

Для ведения огня в гаубице Д-30 использовали осколочно-фугасные боеприпасы с повышенной мощностью 3ОФ56. Использовали боеприпасы и других типов:
— противотанковые кумулятивные;
— дымовые;
— специальные химические;
— осколочные;
— бронебойно-кумулятивные (очень редко);
— осветительные;
— агитационные.

Кроме того, в дальнейшем были разработаны спецбоеприпасы с увеличенной дальностью поражения, активно-реактивного типа. Некоторые из них были произведены за рубежом, куда поставлялись гаубицы из Советского Союза. Дальность стрельбы активно-реактивными боеприпасами составила более 21 километра.

Транспортировка гаубицы
Вследствие необычной конструкции орудия, транспортировка гаубицы так же выполнена немного необычно. Станины соединяются между собой и подвешиваются к стволу орудия. Сама гаубица транспортируется за счет шкворневого устройства, которое выполнено на дульной части ствола. Применяемые механизмы в колесном ходу гаубицы позволили транспортировать ее с довольно высокой скоростью – до 80 км/ч (оборудованные дороги). Для транспортировки по заснеженным дорогам, гаубица оборудуется лыжной установкой, правда ведение огня с нее становиться невозможным. Малые габаритно-весовые характеристики дали возможность применять гаубицу в десантно-воздушных подразделениях или проводить десантирование с самолета для обеспечения войск.

Данная гаубица получила широкое распространение не только в Армии Советского Союза, но и в станах Варшавского Договора и станах-союзниках. Гаубицу создавали в СССР и по лицензии в ряде других государствах. И хотя на сегодня ее производство прекращено, ее всегда ценили в войсках за простоту, надежность, огневую возможность и мобильность. Есть на вооружении – России, Венгрии, Вьетнама, Ливана, Китая, Монголии, Румынии,Украины и Афганистана. Возможно, есть на вооружении Польши, Ирака, Чехии и Словакии.

Боевое применение
Одно из самых известных применений гаубицы в боевых действиях – Афганистан (1979-89 года). Применялась в ирано-иракских военных конфликтах и в чеченских компаниях.

Модификации гаубицы:
— Д-30 – первая советская базовая гаубица;
— Д-30А – модернизированная советская серийная гаубица;
— Д-30Ю — югославская модификация советской гаубицы. Дальность ведения огня – 17.5 километров;
— гаубица «Саддам» — иракская модификация советской гаубицы;

— Type 86 – китайская модификация советской гаубицы.

Самоходные уртустановки с Д-30:
— САУ 2С1 «Гвоздика» — советский вариант использования мобильного шасси с гаубицой Д-30;
— САУ 2С2 «Фиалка» — советская самоходная гаубица на базе БМД-1;
— Т34/122 – сирийский вариант конвертирования танка Т-34-85 и установки на него гаубицы 122 мм калибра;
— Т-34/122 – египетский вариант самоходной гаубицы на базе Т-34-85. Отличается от сирийского варианта установкой бронелистов с возможностью откидывания на петлях. Вес машины получился чуть больше, однако на скорость и проходимость шасси от танка Т-34-85 это практически не повлияло;

— САУ SP-122 – опытный образец самоходной гаубицы. Создан для сухопутных войск Египта американской и английской фирмами компанией «Bowen-McLaughlin-York» и «Royal Ordnance». Шасси САУ взяли от американской САУ М-109. Серийно не выпускались;
— Type 85 – китайский вариант самоходной гаубицы. Шасси бронированный транспортер Type 531, орудие – аналог советской гаубицы Д-30;
— Т-34/122 – кубинский вариант самоходной гаубицы.

Основные характеристики:
— длина – 5.4 метра;
— ширина – 1.95 метра;
— длина ствола – 4.8 метра;
— вес – 3.1 тонны;
— дальность мин/макс – 4/15.4 километра;
— вес основного боеприпаса – 21.7 килограмма;
— скорострельность – 8 выст/мин;
— скорость полета боеприпаса – 690 м/с;
— вертикальные углы мин/макс — -7/70 градусов;
— горизонтальные углы – 360 градусов;
— расчет орудия – 7 человек.

122мм гаубица Д-30 – близко к совершенству

В послевоенные годы артиллерию с пьедестала «бога войны» начали смещать. Для поддержки пехоты всё чаще использовались гранатомёты. Противотанковые орудия, превратившись за несколько лет из лёгких и мобильных в неповоротливых монстров, практически исчезли. В противовоздушной обороне остались в основном малокалиберные автоматические пушки.

Пережить все перемены «без потерь» удалось разве что миномётам и крупнокалиберным гаубицам. И среди последних одна из самых распространённых систем – 122-миллиметровая буксируемая гаубица Д-30, разработанная ещё в 50-е годы в Свердловске (ныне Екатеринбург).

История создания

В 50-е годы, впрочем, советская артиллерия процветала. Разрабатывались и совершенствовались «зенитки», пушки среднего калибра, противотанковые орудия. А вот дивизионная артиллерия, предназначенная для поддержки дивизий, продолжала использовать разработанную ещё до Великой Отечественной Войны гаубицу М-30 калибра 122мм. Она, хотя и считалась неким «пределом совершенства», имела серьёзные недостатки, выявленные в боях.

Маховики наведения М-30 располагались с разных сторон ствола, делая невозможным наведение на цель силами одного номера расчёта. Если возникала необходимость стрелять прямой наводкой – это мешала сделать неудовлетворительная конструкция прицела и отсутствие в составе прицельной сетки шкал для определения дальности и боковых поправок. А большая масса гаубицы не давала быстро развернуть её, если противник атаковал с неожиданного направления.

Читать еще:  Пистолет люгера (парабеллум): немецкий luger p08 parabellum, технические характеристики (ттх), калибр 7,65

Участие М-30 в Корейской войне вновь напомнило о минусах орудия, и в 1954 году, наконец, началась разработка новой гаубицы для дивизионного звена.

Им занялось ОКБ завода №9, находящегося в Свердловске. Коллектив конструкторов возглавил Фёдор Петров. На протяжении 1955 года велась проектировка орудия. К декабрю построили первый прототип.

Доводка орудия затянулась на несколько лет – заказчик требовал устранить любые возможные недостатки до начала массового производства, новые боеприпасы для гаубицы тоже приходилось «обкатывать» с нуля. В 1960-м гаубицу приняли на вооружение под заводским обозначением Д-30 и уточняющим индексом ГРАУ «2А18».

Устройство

Чтобы обеспечить возможность кругового обстрела, конструкторы Д-30 использовали ранее не применявшуюся схему с лафетом, состоящим из трёх станин. Раздвигаясь, они «ложатся» на грунт и фиксируются в нём забивными сошниками. Верхний станок и качающаяся часть орудия при этом могут свободно вращаться.

Ствол гаубицы оснащён щелевым дульным тормозом, вертикальный клиновой затвор – полуавтоматический.

Прицельные приспособления гаубицы – механический прицел Д-726, совмещённый с орудийной панорамой ПГ-1М (четырёхкратного увеличения) и оптический прицел ОП-4М. Последний используется при стрельбе прямой наводкой, он обеспечивает увеличение в 5,5-крат и прицельную сетку, включающую дальномерную шкалу, шкалы дальности и боковых поправок.

Механический прицел при стрельбе прямой наводкой служит вспомогательным, а при ведении огня с закрытых позиций является основным. Углы места и прицеливания, которые вводятся в прицел, замеряются с помощью панорамы ПГ-1М.

Перевозилась гаубица Д-30 тягачами АТ-Л и АТ-П, а так же грузовиками ЗиЛ-157. Позже применялись тягачи МТ-ЛБ и грузовики «Урал»-375 или 4320. Подвеска ходовой части – торсионная, вести огонь «с колёс» нельзя – они должны быть вывешены.

На модификации Д-30А щелевой дульный тормоз заменили двухкамерным, а колёса, заполненные губчатой резиной, сменили на пневматические. Это позволило увеличить скорость буксировки.

Боеприпасы

По баллистическим характеристикам новое орудие должно было занять промежуточное положение между гаубицей М-30 и пушкой А-19. Это и привело к необходимости создавать боеприпасы для Д-30с чистого листа. А единственным подходящим снарядом из уже существующих оказался осколочно-фугасный ОФ-462.

Этот снаряд, разработанный в 1931 году, весил 21,7 кг и снаряжался 3,67 кг тротила. В процессе разработки Д-30 для старого орудия М-30 успели разработать новые дальнобойные снаряды – химические, дымовые и осветительные. Они тоже могли быть адаптированы для стрельбы из новой гаубицы.

Номенклатура осколочных боеприпасов Д-30 к 80-м годам пополнилась гаубичными снарядами семейств ОФ42 и ОФ56.

У последнего из них массу разрывного заряда довели до четырёх килограмм, заменив тротил гексалом. Осколочное действие обеспечивает установка взрывателей на мгновенное действие, когда снаряд не успевает углубиться в преграду, а корпус почти не деформируется. Площадь сплошного поражения осколками оценивалась, как 18 м по фронту, и 8 – в глубину.

При стрельбе по танкам осколки массой около 1 г не могли нанести им существенных повреждений, но повредить приборы наблюдения и антенны они вполне могли. При установке взрывателей на фугасное действие снаряд несколько заглубляется в преграду. ОФ56, разрываясь в грунте, создаёт воронку трёхметрового диаметра, и более метра глубиной. При стрельбе по танкам снаряд может уничтожить его навесное оборудование и проломить броню бортов или крыши.

Чтобы обеспечить возможность борьбы артиллерии с танками, для Д-30 разрабатывались кумулятивные снаряды. Первой попыткой создать такой снаряд для 122мм гаубиц стал вращающийся БП1, пробивавший до 180мм брони. Позже его заменили снаряды, которые в нарезном стволе стабилизировались особым вращающимся обтюратором, а в полёте – оперением.

Выполненный по такой схеме снаряд БК3 мог пробить броню толщиной до 400мм.

Поздний снаряд БК13 уже и по внешнему виду напоминал снаряд гладкоствольного орудия, а его бронепробиваемость стала ещё выше – до 460мм.

Для поражения больших масс пехоты в 1973 году на вооружение приняли снаряд Ш1, снаряжённый стреловидными поражающими элементами. А самым совершенным и высокотехнологичным гаубичным 122мм снарядом Д-30 стал осколочно-фугасный «Китолов», корректируемый по лучу лазера. Метательный заряд в пластиковой или стальной гильзе поставляется в трёх вариантах – полный заряд, уменьшенный переменный и специальный заряд для стрельбы кумулятивными снарядами БП1.

Тактико-технические характеристики

Прямых аналогов по ТТХ гаубица за рубежом не имела. Иностранные системы, как правило, имели либо меньший калибр, либо больший.

В то же время в Китае было налажено нелицензионное производство Д-30 (на основе изучения купленных в Египте образцов), что свидетельствует о востребованности такой системы.

Западные армии считали недостатком Д-30 то, что высокое давление, создаваемое дульным тормозом, превышает установленные нормы в два раза. Поэтому производить выстрел расчётам рекомендовалось, находясь на расстоянии с помощью шнура. А вот сложности, возникающие при фиксации лафета Д-30 на мёрзлом грунте, бетоне или скалах негативно оценивались и в советских войсках.

Эксплуатация

В Советской Армии гаубица Д-30 стала основным оружием полковой и дивизионной артиллерии. По две гаубичные батареи входили в состав артиллерийского дивизиона танковых и мотострелковых полков. В дивизиях 122мм гаубицами вооружался артиллерийский полк.

В воздушно-десантных полках Д-30 встречались в виде исключения. Армия Российской Федерации поначалу сохраняла такую же структуру вплоть до перехода на бригадную организацию. А в 2013 году объявили о снятии с вооружения гаубиц Д-30, которые планировалось заменить артсистемами калибра 152мм на уровне дивизий и 120мм универсальными орудиями в полках.

Впервые, впрочем, в бой орудие вступило в составе армий арабских стран во время войн с Израилем. Из-за слабой выучки и низкого боевого духа солдат гаубица себя особенно ничем не проявила, а израильтяне захватили множество Д-30 в качестве трофеев. А советские войска смогли опробовать гаубицу в бою в Афганистане. И там она, обладая большими углами возвышения и возможностью вести круговой обстрел, оказалось незаменимым при организации обороны. После развала СССР Д-30 пришлось повоевать во всех конфликтах, разворачивавшихся на постсоветском пространстве – от чеченских войн до конфликта с Грузией и событий на Украине.

Правительственные войска в Сирии до сих пор используют Д-30, а также импровизированные самоходки на базе, например, грузовиков, вооружённые этим орудием.

Иракские и афганские гаубицы были в основном брошены армиями во время американского вторжения, а потом либо использовались для вооружения вновь созданных правительственных войск, либо отошли террористическим группировкам. Схожая ситуация наблюдается и в Ливии.

Д-30 числятся на вооружении некоторых африканских стран, но поскольку их количество иногда не доходит и до десятка, то говорить об их боевой ценности не приходится.

Гаубица Д-30 появилась более, чем полвека назад. Но до сих пор она не является потерявшим ценность устаревшим орудием, которое могут позволить себе лишь беднейшие страны. Наоборот – по своим качествам она и сейчас отвечает всем требованиям и в умелых руках может быть грозной силой.

А если дополнить панораму и оптический прицел баллистическим вычислителем – её возможности могут выйти на качественно новый уровень. Конструкция гаубицы оказалась удачной и в плане удобства эксплуатации – обращение с ней легко может освоить любой расчёт. Если Д-30 и не была самой лучшей советской гаубицей – то одной из лучших точно.

Видео

Советская гаубица Д-30: история, устройство и ТТХ

Д-30 – это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Она была одной из самых массовых артиллерийских систем в советской армии и активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР, 122-мм гаубицу Д-30 выпускали в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России производство этого орудия прекратилось в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, демонстрируя при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием. Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью заряжания и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий, как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика».

Читать еще:  Ядерные державы: кто обладает самым смертоносным оружием в мире

Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Применение гаубицы Д-30

Д-30 – один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8.

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании, сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Советская гаубица д-30: история создания, описание и характеристики

Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.

Буксируемая гаубица Д-30 — видео

Гаубица Д-30 состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол гаубицы состоит из трубы, двухщелевого дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. Длина ствола приблизительно 38 калибров. Способ заряжания орудия – ручной раздельно-гильзовый. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами.

Читать еще:  Американцы признали россию непобедимой страной

Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, который уравновешивает механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Применение новой компоновки позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с предшественницей: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника. Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и облегчило его маскировку на поле боя.

Для стрельбы из 122-мм гаубицы Д-30 применяются осколочно-фугасные снаряды повышенной мощности 3ОФ56. Возможно использование и других типов боеприпасов – противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, а также агитационных с листовками. Для Д-30 были разработаны и специальные снаряды увеличенной дальности, включая осколочно-фугасные ERFB производства Хорватии, которые позволяют достичь максимальной дальности стрельбы 17 630 м. Применение активно-реактивных снарядов позволяет увеличить дальность стрельбы до 21 900 метров. Возможность Д-30 доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более 15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим более 3000 кг.

У гаубицы Д-30 применено торсионное подрессоривание рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются, закручивая торсионы. Благодаря упругости стали, торсион начинает раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.

Весьма необычен способ транспортировки орудия. Все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с помощью шкворневого устройства, прикрепленного к дульной части. Применение торсионного подрессоривания позволило осуществлять транспортирование орудия с высокой скоростью – наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч. Гаубица также снаряжается лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила даже осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.

Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях, на вооружении которых стояла Д-30, ее ценили прежде всего за высокую надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. В настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.

Модификации Д-30 выпускались в Китае, бывшей Югославии, Египте, Иране, Ираке. После относительного улучшения отношений с СССР на основе советской лицензии Д-30 начала производиться в Югославии. Здесь она получила наименование Д-30Ю. Максимальная дальность стрельбы указывается равной 17 500 метрам. В Ираке Д-30 выпускалась под обозначением «Саддам», однако ее производство зависело от импортных комплектующих. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Серьезное боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась очень активно и хорошо себя зарекомендовала.

На основе орудия была создана 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», придавшая Д-30 большую мобильность и защищенность. Еще одной советской самоходкой с Д-30 «на борту» стала 122-мм САУ 2С2 «Фиалка». В качестве ее шасси использовалась БМД-1.

В СССР в одной танковой дивизии находилось 36 систем Д-30 (в полку из двух дивизионов по 18 орудий с тремя батареями по шесть орудий), а в мотострелковой дивизии — 72 (каждый мотострелковый полк имел один дивизион (18 орудий), а артиллерийский — два дивизиона). В дальнейшем количество орудии в батарее увеличилось до восьми, а в каждом дивизионе до 24.

Модификации гаубицы Д-30

Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.

Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;

2А18М-1 — добавлен досылатель;

Д-30J — югославская модификация;

«Саддам» — иракская модификация;

Type-96 — китайская версия;

«Халифа» — суданская версия;

Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.

«Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А

Принят на вооружение: 1963
— Производитель: Завод № 9, ПМЗ (2А18 для САО 2С1)

Расчёт: 6 человек

Скорость снаряда Д-30А

— Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с
— Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с
— Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с

— Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа
— Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг
— Масса кумулятивного снаряда: 14 кг
— Масса заряда (полного): 4 кг

Дальность стрельбы Д-30А

— Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км

Габаритные размеры Д-30А

— Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)
— Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)
— Длина нарезной части: 3,4 м
— Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м
— Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м
— Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м
— Высота линии огня: 0,9 м
— Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м
— Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м
— Клиренс (минимальный): 0,325 м

— Число нарезов: 36
— Наибольший угол возвышения: 70°
— Наименьший угол склонения: −7°
— Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°
— Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°
— Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°
— Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л
— Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л
— Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л
— Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа
— Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м
— Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа

Вес Д-30А

— Гаубица в боевом положении: 3200 кг.
— Гаубица в походном положении: 3290 кг.
— Ствол: 1,05 т
— Затвор: 30 кг
— Качающая часть: 1,5 т
— Откатная часть: 1,23 т
— Люлька: 210 кг
— Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг
— Верхний станок: 212 кг
— Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг
— Станины (две): 310 кг
— Накатник в собранном виде: 73 кг
— Колёса со ступицей: 148 кг
— Лыжная установка: 270 кг

Скорострельность Д-30А

— Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин
— Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин

— Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector