0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советская боевая машина бм-14-17м – первая послевоенная реактивная система залпового огня

Огненный кулак штабов

Системы залпового огня — оружие прошлых и будущих битв

Реактивные системы залпового огня – оружие известное даже сугубым дилетантам и людям, военным делом не интересующимся. Хотя бы потому, что именно к ним относятся знаменитые гвардейские минометы «Катюши». Ведь кто бы что ни говорил, но именно «Катюши» – БМ-13 – стали первыми настоящими РСЗО, воплощающими все основные ТТХ этого вида вооружений: малогабаритность, простоту, возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, внезапность и высокую мобильность.

После 1945 года на вооружение Советской армии поступил целый ряд образцов реактивной артиллерии, разработанных с учетом опыта прошедшей войны, – таких как БМ-24 (1951), БМ-14, 200-мм четырехствольная БМД-20 (1951) и 140-мм 16-ствольная РСЗО БМ-14-16 (1958), а также ее буксируемый 17-ствольный вариант РПУ-14 (на лафете пушки Д-44). В начале 50-х была разработана и испытана достаточно мощная и дальнобойная РСЗО «Коршун», но в серию так и не пошла. Однако все эти установки были, по сути, лишь вариациями БМ-13 – то есть фактически машинами поля боя.

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-24

Реактивная система залпового огня БМ-14-16

Реактивная система залпового огня РПУ-14

«КАК Я РАД, КОГДА ПАДАЕТ «ГРАД!»

Наконец, в 1963-м была поставлена на вооружение первая в мире система второго поколения РСЗО.

Это была всемирно знаменитая (без преувеличения) БМ-21 – «Град» калибром 122 мм, которая по уровню технологичности и сегодня не имеет равных в мире. Технические решения, возникшие в ходе разработки «Града», так или иначе повторяются во всех существующих в мире системах – к примеру, «складывающееся» оперение, обеспечивающее компактность блока направляющих.

И главное, пожалуй, достоинство машины, выгодно отличающее ее от, чего греха таить, многих образцов отечественного вооружения, – большой модернизационный запас. Например, за прошедшие 40 лет дальнобойность «Града» удалось увеличить с 20 до 40 км. Были созданы модификации системы для ВДВ и ВМФ. В 1965 году за три месяца была сдана в серийное производство легкая переносная РСЗО «Град-П» с дальностью стрельбы 11 км. Вскоре она прошла «боевые испытания» во Вьетнаме, по результатам которых партизаны Вьетминя сложили поговорку: «Как я рад, когда падает «Град!»

И сегодня «Град» является самой эффективной системой залпового огня в мире по совокупности технических, тактических, экономических и военно-логистических характеристик. Не случайно его скопировали – легально и нелегально во множестве стран. Например, в 1995-м его – через 32 года после создания – решила поставить на поток Турция.

Еще в 1964 году, когда производство «Града» только начинало осваиваться, его конструктор Ганичев начал разработку более мощной системы залпового огня. Ее разработка завершилась в 1976-м – так войска получили «Ураган» с дальнобойностью 35 км и кассетными боеприпасами.

Не останавливаясь на достигнутом, в конце 60-х годов специалисты «Сплава» начали проектирование 300-мм РСЗО с дальностью стрельбы до 70 км. Однако им было отказано в финансировании – министр обороны маршал Гречко лично указал лоббистам РСЗО из ГРАУ, что советский бюджет не бездонный. В результате работы по созданию систем третьего поколения затянулись почти на 20 лет.

Лишь в 1987 году на вооружение СА поступила 300-мм РСЗО «Смерч». Дальность стрельбы увеличилась до 90 км, топопривязка стала осуществляться в автоматическом режиме через спутниковые системы. Была применена система коррекции полета вращающегося реактивного снаряда с помощью газодинамического руля, управляемого индивидуальным электронным блоком. «Смерч» также был оснащен полностью механизированной системой заряжания, использующей снаряженные на заводе транспортно-пусковые контейнеры одноразового применения.

Это оружие можно считать самой мощной неядерной системой вооружений в мире – залп шести «Смерчей» способен остановить продвижение целой дивизии или уничтожить небольшой город.

Оружие получилось настолько совершенное, что многие военные специалисты говорят об избыточности «Смерча». А между прочим, в НПО «Сплав», по сообщениям экспертов, разрабатывается новая РСЗО, имеющая пока условное название «Тайфун». Все упирается лишь в деньги – которых в бюджете ныне куда меньше, чем во времена маршала Гречко.

После Второй мировой войны в США уделяли мало внимания развитию РСЗО.

По мнению западных военных теоретиков, данный вид оружия не мог сыграть существенной роли в будущей Третьей мировой. Практически до начала 80-х годов американские РСЗО уступали советским. Они рассматривались как оружие практически исключительно поля боя и поддержки пехоты и скорее были развитием того направления, что представлял немецкий «Небельвельфер». Таковой, например, была 127-миллиметровая «Зуни». Что любопытно, главным техническим требованием был универсальный характер систем залпового огня, снаряжавшихся обычными авиационными реактивными снарядами.

Только в 1976 году по заказу военного ведомства началась разработку новой РСЗО, призванной ликвидировать отставание от «потенциального противника». Так появилась MLRS, разработанная фирмой Lockheed Martin Missiles and Fire Control и принятая на вооружение в 1983 году. Надо отдать должное – машина получилась весьма неплохой и удобной, по уровню автоматизации и автономности превосходящей советские «Ураганы». Пусковая установка MLRS не имеет традиционных постоянных направляющих, которые заменяет бронированная коробчатая ферма – «качающаяся часть» пусковой установки, куда ставятся одноразовые пусковые контейнеры, благодаря чему MLRS может без проблем использовать снаряды двух калибров – 227 и 236 мм. Все системы управления сосредоточены в одной машине, что тоже облегчает боевое использование, а применение в качестве шасси боевой машины пехоты М2 «Брэдли» повысило безопасность расчетов. Именно американские РСЗО стали основными для стран – союзниц НАТО.

MLRS, разработанная фирмой Lockheed Martin Missiles and Fire Control

В 1990–2000-е годы для армии США был разработан ряд других РСЗО — не столь мощных. Например, РСЗО RADIRS, использующая авиационные 70-мм НУРС типа HYDRA. Что любопытно, это самая многоствольная РСЗО в мире – число направляющих может достигать 114 (!). Или десантная система залпового огня ARBS, включающая в себя две шестиконтейнерные пусковые установки калибра 227 мм.

ГОРЯЧЕЕ ДЫХАНИЕ ДРАКОНА

Возможно, это прозвучит неожиданно, но на сегодняшний момент КНР по уровню разработок РСЗО занимает почетное второе место после России.

Широко известна «патриотическая легенда», что создание своей системы залпового огня началась в КНР лишь после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский, когда боевое использование «Града» произвело сильное впечатление на командование НОАК.

Читать еще:  Плавающий танк Т-48: описание, характеристики, фото.

На самом деле разработки собственных РСЗО в КНР начались гораздо раньше. Первой стала 107-мм буксируемая реактивная система залпового огня «Тип 63», принятая на вооружение Народно-освободительной армией Китая в еще в 1963 году. Экспортные поставки этой дешевой и относительно эффективной системы осуществлялись в Сирию, Албанию, Вьетнам, Камбоджу, Заир, Пакистан и ряд других стран. Лицензионное производство было организовано в Иране, КНДР и ЮАР.

107-мм буксируемая реактивная система залпового огня «Тип 63»

Нынешняя основная модель китайской РСЗО 122-мм 40-ствольная «Тип 81» действительно во многом является копией советской БМ-21. В 1983 году эта система была запущена в серийное производство, и начались ее поставки в дивизионы реактивной артиллерии НОАК.

122 мм РСЗО Тип 83 (китайский «клон»)

Более поздние варианты 122-мм РСЗО – с размещением на бронированном гусеничном шасси «Тип 89» и на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости Tiema SC2030 «Тип-90». Эти достаточно качественные машины имеют современную улучшенную автоматизированную систему управления огнем, активно предлагаются Китаем на международном рынке вооружений.

Tiema SC2030 «Тип-90»

В последние годы у НОАК появились несколько типов новых реактивных систем, заметно превосходящих предшествующие, – 40-ствольная WS-1, 273-мм 8-ствольная WM-80, 302-мм 8-ствольная WS-1 и, наконец, самая крупнокалиберная в мире – 400-мм 6-ствольная WS-2.

300-мм 10-ствольная колёсная РСЗО А-100

Из этого числа следует выделить опережающую по ряду показателей даже отечественный «Смерч» 300-мм 10-ствольную А-100 с дальностью стрельбы до 100 км.

Одним словом – КНР располагает в лице РСЗО весьма боеспособным и мощным оружием.

ЕВРОПЕЙСКИЕ, И НЕ ТОЛЬКО

Однако не только крупные военные державы производят РСЗО. Военные очень многих стран пожелали получить столь мощное средство ведения войны, на которое к тому же не распространяются разнообразные международные ограничения.

Первыми стали оружейники ФРГ, в 1969 году поставившие в бундесвер 110-мм 36-ствольную РСЗО LARS, и поныне состоящую на вооружении в двух модификациях (LARS-1 и LARS-2).

За ними последовали японцы, в 1973 году, следуя обычной национальной политике делать все в одиночку, начавшие производство 130-мм РСЗО, спустя два года поставленных на вооружение под названием «Тип 75».

Почти одновременно бывшая Чехословакия разработала оригинальную машину РМ-70 – 40 направляющих калибра 122-мм, снабженную первым в мире устройством автоматической перезарядки (в другом варианте – два 40-зарядных пакета, направляющих на одной платформе).

130-мм реактивная система залпового огня Тип 75 выполняет одиночный пуск

В 70-е в Италии создана серия РСЗО 70-мм и 122-мм калибра FIROS, в Испании – Teruel калибром 140 мм, с зенитным вооружением.

С начала 80-х в ЮАР выпускается 127-мм 24-ствольная РСЗО Valkiri Mk 1.22 («Валькирия»), специально спроектированная для южноафриканского ТВД, а также РСЗО ближнего боя Mk 1.5.

Не отличающаяся как будто развитой инженерной мыслью, Бразилия создала в 1983-м РСЗО Astros-2, имеющую ряд весьма интересных технических решений и способную вести огонь пятью типами ракет разного калибра – от 127 до 300 мм. Бразилия производит также РСЗО SBAT – дешевую пусковую установку для стрельбы авиационными НУРС.

В Израиле в 1984 году принята на вооружение РСЗО ЛАР-160Ю на шасси французского легкого танка АМХ-13 с двумя пакетами по 18 направляющих.

Бывшая Югославия выпускала ряд РСЗО – тяжелый 262-мм M-87 Orkan, 128-мм M-77 Oganj с 32 направляющими и системой автоматической перезарядки (аналогичной РМ-70), а также легкий РСЗО Plamen, лицензионную копию китайского «Тип 63». Хотя их производство прекращено, но на вооружении они состоят и активно применялись в югославском конфликте 90-х, показав неплохие результаты.

РСЗО – тяжелый 262-мм M-87 Orkan

КНДР оперативно скопировала (упростив) советский комплекс «Ураган», создав 240-мм РСЗО «Тип 1985/89». И, как в этой стране принято, начала его продавать всем, кто может заплатить, а потом продала и лицензию своему давнему партнеру – Ирану. Там комплекс был переделан в очередной раз и получил имя «Фаджр». (Кстати говоря, РСЗО в Иране производит фирма под названием «Шахид Багери индастриз» – именно так, это не шутка.) Кроме того, Иран выпускает РСЗО Аrash с 30 или 40 направляющими калибра 122 мм, очень похожую на систему «Град».

Даже Египет с 1981 году разработал РСЗО Sаkr («Сокол»), 30-ствольную пиратскую копию все того же «Града»

Из самых последних выделяется индийская 214-мм реактивная система залпового огня Pinaka, явившаяся результатом многолетних стараний индийского ВПК создать собственное производство РСЗО. Система разработана для выполнения боевых задач в специфических индийских условиях, с упором на сложный рельеф и горную местность, а также исходя из требований максимально быстрой смены позиций. Войсковые испытания начались в феврале 1999 года, а летом того же года состоялось и боевое применение – во время индо-пакистанского конфликта в штате Джамму и Кашмир.

ОРУЖИЕ ПРОШЛЫХ БИТВ

Надо сказать, многие военные теоретики современности считают РСЗО своеобразным тупиковым видом вооружений, чей расцвет приходится на эпоху, когда стратеги готовились к Третьей мировой. А в нынешних локальных конфликтах их мощь, как уже говорилось, сильно избыточна. Тем более что по своей стоимости и сложности современные РСЗО приближаются к оперативно-тактическим ракетам и для своего обслуживания требуют достаточно подготовленного персонала. Например, в ходе арабо-израильских конфликтов даже сирийцы, не говоря уже о боевиках «Хезболлах», ухитрялись промахиваться при стрельбе РСЗО не только по израильским войскам, но даже по городским кварталам.

Однако хотя РСЗО не «боги войны», но и в отставку не собираются.

Советская боевая машина бм-14-17м – первая послевоенная реактивная система залпового огня

Успешное применение Красной Армией реактивной артиллерии в ходе второй мировой войны способствовало развертыванию уже в послевоенные годы исследовательских и конструкторских работ в этой области. При этом совершенствовались как самоходные многозарядные пусковые установки («боевые машины» — по советской терминологии), так и реактивные снаряды. Одним из первых реактивных снарядов, принятых на вооружение Советской Армией в 50-е годы, стал 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ, для которого в СССР и за рубежом было разработано несколько многозарядных самоходных и буксируемых пусковых установок.

В 1952 году на вооружение Советской Армией была принята первая РСЗО, разработанная под этот снаряд, — БМ-14-16 («БМ»— боевая машина. «14» — калибр снаряда в сантиметрах, «16» — число направляющих). Эта система в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью и, кроме Советской Армии, поступала на вооружение армий стран—участниц Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Камбоджу, Китай, Египет, Северную Корею, Сомали, Сирию и Вьетнам Во многих из этих стран система БМ-14-16 эксплуатируется и сегодня. В состав РСЗО БМ-14-16 входят пусковая установка и 140-мм неуправляемые реактивные снаряды.

Читать еще:  Карабин барс-4-1: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Пусковая установка (боевая машина) разработана на базе грузового трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. (В 1958 году производство этого автомобиля было прекращено и пусковая установка выпускалась на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157 или ЗИЛ-131.) Пусковая установка выполнена по классической компоновочной схеме: артиллерийская часть расположена в корме автомобильного шасси. Она состоит из пакета направляющих, фермы, поворотной рамы, подъемного и поворотного механизмов, прицельных приспособлений и электротехнического оборудования. Пакет направляющих состоит из шестнадцати гладкоствольных труб, расположенных в два ряда по восемь в каждом. Трубы имеют внутренний диаметр 140,3 мм, их длина составляет 1150 мм. С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины). При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над фунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется 1,5—2 минуты.

Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта. Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 2—3 минут. В снаряженном состоянии установка способна совершать длительные марши. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Стрельба ведется 140-мм неуправляемыми турбореактивными снарядами. Эти снаряды стабилизируются в полете за счет быстрого вращения (до нескольких тысяч оборотов в минуту) вокруг продольной оси. Вращение создается за счет истечения пороховых газов реактивного двигателя через отверстия в кормовой части снаряда, расположенные под углом 22° к продольной оси снаряда. Снаряды этого типа имеют повышенную точность стрельбы по сравнению с оперенными, однако дальность полета снарядов несколько снижена вследствие того, что часть энергии порохового заряда расходуется на вращение снаряда.

Основной снаряд РСЗО БМ-14-16— осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ. Он весит 39,62 кг, головная часть—18,8 кг. Длина снаряда —1090 мм. При установке взрывателя на мгновенное срабатывание снаряд оказывает преимущественно осколочное действие, при установке на замедленное срабатывание — преимущественно фугасное действие. Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14-ОФ в боекомплект БМ-14-16 входят снаряды М-14Д, используемые для постановки дымовых завес и ослепления наблюдательных пунктов и огневых средств противника. Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами. Использованное при создании пусковой установки шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 имеет шестицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИС-121 мощностью 92 л.с. (при 2600 об/мин). В трансмиссии применяется двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 6×6. Передняя подвеска — на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, задняя — балансирная.

Пусковая установка на этом шасси имеет удовлетворительную проходимость на пересеченной местности. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 60 км/час. Запас хода 520—665 км. Шасси автомобиля ЗИЛ-131, на котором выпущена значительная часть РСЗО БМ-14-16, имеет карбюраторный двигатель мощностью 150 л.с. При движении по шоссе пусковая установка на этом шасси развивает максимальную скорость 80 км/час. Ее проходимость значительно повышена благодаря наличию централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. Модификация БМ-14-16 на шасси автомобиля ЗИЛ-157 имеет обозначение БМ-14М (252), а на шасси ЗИЛ-131 —БМ-14ММ (262Р). Боевые машины БМ-14-16, БМ-14М и БМ-14ММ состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен второй артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14. В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевые машины; итого 36 боевых машин на полк. Кроме того, пусковая установка от БМ-14-16 монтировалась на речных бронекатерах.

Тактико-технические характеристики РСЗО БМ-14-16

— Шасси: ЗИС-151, ГАЗ-63
— Колёсная формула: 6 × 6

Габаритные размеры БМ-14-16

— Длина в походном положении: 6920 мм
— Ширина в походном положении: 2300 мм
— Высота в походном положении: 2650 мм
— Клиренс: 260 мм

Вес БМ-14-16

— Масса без снарядов и расчета: 7000 кг
— Масса в боевом положении: 8200 кг

Вооружение БМ-14-16

— Калибр: 140,3 мм
— Длина ствола: 1370 мм
— Количество направляющих: 16
— Наибольшая скорость снаряда, м/с: 399—403

Дальность стрельбы БМ-14-16

— Дальность стрельбы минимальная: 1000 м
— Дальность стрельбы максимальная: 9800 м

— Максимальный угол возвышения: 50 °
— Точность (рассеивание): 1/200 по дальности, 1/90 боковое м
— Скорострельность: около ½—⅔ залпа в минуту
— Перевод системы из походного положения в боевое не более: 1,5—2 мин
— Время залпа: 7—10 с

Двигатель БМ-14-16

— Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя: 92 л. с.

Боевая машина БМ-14-17 (индекс 8У36)

Боевая машина БМ-14-17 (индекс 8У36) предназначалась для подавления живой силы и огневых средств противника, уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, уничтожения мотомеханизированных средств противника, уничтожения легких полевых дерево-земляных сооружений.

Разработка БМ-14-17 выполнялась под руководством главного конструктора А.И. Яскина и была завершена в 1958 году. БМ-14-17 создавалась с учетом опыта, накопленного при проектировании других боевых машин семейства БМ-14, и была полностью унифицирована с ними по применяемым боеприпасам.

Боевые машины этого типа поступали, в первую очередь, на вооружение подраделений реактивной артиллерии соединений морской пехоты ВМФ. БМ-14-17 в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью, неоднократно модернизировалась и состояла на вооружение многих стран мира.

Боевая машина БМ-14-17 (БМ-14-17М индекс 8У36М) представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части и модифицированного шасси грузового автомобиля.

Артиллерийская часть состоит из семнадцати стволов (верхний ряд – 9, нижний ряд – 8), люльки, основания с поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами и механизмом стопорения по-походному, прицельного устройства, электрооборудования и специального оборудования шасси. Люлька служит для крепления стволов, прицельного устройства и электрооборудования. Люлька – жесткая сварная коробка, соединяясь с помощью осей с основанием, образует качающуюся часть боевой машины. Основание состоит из штыря, кожуха штыря, поворотного, подъемного и уравновешивающего механизмов и механизма стопорения по-походному. Штырь, установленный на подшипниках в кожухе штыря, вместе с качающейся частью и поворотным механизмом, а также подъемным и уравновешивающим механизмом представляет собой вращающуюся часть боевой машины.

Читать еще:  Арбалет-пистолет аспид: технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

Поворотный механизм червячного, а подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служит для уменьшения усилия на рукоятке маховика привода подъемного механизма. Механизм стопорения по-походному предназначен для стопорения вращающейся и качающейся частей машины в походном положении. С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины).

Прицельное устройство состоит из прицела и панорамы. При стрельбе ночью шкала прицела и панорамы освещаются специальной системой, питающейся от аккумуляторов автошасси боевой машины.

В качестве базы для БМ-14-17 использовалось модифицированное шасси грузовых автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-63А. Модифицированное шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, размещенной на переднем конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от двигателя автомобиля. Специальное оборудование автошасси боевой машины состоит из сиденья, защиты кабины, переднего и среднего настилов, стойки для тента, ящика ЗИП, кронштейна запасного колеса и домкратов. Боевая машина БМ-14-17М размещалась на шасси автомобиля ГАЗ-66 (см. схемы в боевом и походном положении).

При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над грунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется около 1.5 минут. Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта на расстоянии до 60 м от боевой машины. Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 1.5-2 минут. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Боевая машина, заряженная 17 снарядами может совершать марш до 650 км без дополнительной заправки горючим и открывать залповый огонь через 1-2 минуты после команды “К бою”.

Основным типом снаряда для БМ-14-17 (БМ-14-17М) являлся 140-мм неуправляемый турбореактивный снаряд М-14-ОФ (см. описание).

Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14ОФ в боекомплект этих боевых машин входили дымокурящие снаряды М-14Д (см. описание).

Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами.

Смотрите дополнительные материалы на нашем сайте:

Боевая машина БМ-14-17М на базе ГАЗ-66

БМ-14 — была создана в 1950-х годах для замены мобильных систем РСЗО времён войны новыми, более совершенными системами с неоперёнными стабилизированными вращением турбореактивными снарядами. Она была принята на вооружение 25 ноября 1952 года, вместе с колёсной боевой машиной БМ-14 на шасси грузового автомобиля ЗИС-151.

Кроме базовой БМ-14, выпускалась версия БМ-14-17 с другим шасси и несколько отличающейся конструкцией пусковой установки. Например, в Музее «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме Свердловской области, можно увидеть установку БМ-14-17М 1958 года выпуска на базе автомобиля ГАЗ-66.

Боевая машина БМ-14-17 (БМ-14-17М индекс 8У36М) представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части и модифицированного шасси грузового автомобиля.

Разработка БМ-14-17 выполнялась под руководством главного конструктора А.И. Яскина и была завершена в 1958 году. БМ-14-17 создавалась с учетом опыта, накопленного при проектировании других боевых машин семейства БМ-14, и была полностью унифицирована с ними по применяемым боеприпасам.

Боевые машины этого типа поступали, в первую очередь, на вооружение подразделений реактивной артиллерии соединений морской пехоты ВМФ. БМ-14-17 в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью, неоднократно модернизировалась и состояла на вооружение многих стран мира.

Артиллерийская часть системы состоит из семнадцати стволов (верхний ряд – 9, нижний ряд – 8), люльки, основания с поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами и механизмом стопорения по-походному, прицельного устройства, электрооборудования и специального оборудования шасси.

С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины).
Прицельное устройство состоит из прицела и панорамы. При стрельбе ночью шкала прицела и панорамы освещаются специальной системой, питающейся от аккумуляторов автошасси боевой машины.

В качестве базы для БМ-14-17 использовалось модифицированное шасси грузовых автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-63А. Модифицированное шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, размещенной на переднем конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от двигателя автомобиля. Специальное оборудование автошасси боевой машины состоит из сиденья, защиты кабины, переднего и среднего настилов, стойки для тента, ящика ЗИП, кронштейна запасного колеса и домкратов. Боевая машина БМ-14-17М размещалась на шасси автомобиля ГАЗ-66.

При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над грунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется около 1.5 минуты. Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд.

Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта на расстоянии до 60 м от боевой машины. Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 1.5-2 минут. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Боевая машина, заряженная 17 снарядами может совершать марш до 650 км без дополнительной заправки горючим и открывать залповый огонь через 1-2 минуты после команды «К бою».

Основным типом снаряда для БМ-14-17 (БМ-14-17М) являлся 140-мм неуправляемый турбореактивный снаряд М-14-ОФ. Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14ОФ в боекомплект этих боевых машин входили дымокурящие снаряды М-14Д.
Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector