0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советская 122-мм корпусная пушка 1931/1937 года – орудие прорыва

122-мм пушка А-19 образца 1931/1937 года. СССР

В 1927 году командование Красной армии потребовало разработки более мощного орудия калибра 122 мм для замены устаревшей 107-мм корпусной пушки образца 1910 года. Первый вариант новой 122-мм корпусной пушки был разработан в КБ Всесоюзного орудийно-арсенального треста группой конструкторов в составе
Н. Комарова, С. Ананьева, В. Дроздова, В. Водохлебова, Б. Макарова, С. Рыковскова и
Н. Торбина под руководством С.П. Шукалова, при этом он получил обозначение «А-19».

Опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 172 (г. Пермь). От старых артиллерийских систем пушка A-19 отличалась несколькими новшествами: большая начальная скорость снаряда увеличила длину ствола, что в свою очередь, усложнило вертикальную наводку и перевозку орудия; для разгрузки подъемного механизма и облегчения работы наводчика был использован уравновешивающий механизм, а для предохранения ответственных узлов и механизмов орудия от ударных нагрузок при перевозке – механизм крепления по походному. Теперь, перед транспортировкой пушки, ствол отделялся от противооткатных устройств, оттягивался по люльке назад и крепился стопорами к лафету. Исключить закрывание и открывание затвора при неполном соединении ствола с противооткатными устройствами позволял механизм взаимной замкнутости. Впервые на орудиях такого крупного калибра были использованы раздвижные станины и вращающийся верхний станок, которые обеспечили увеличение угла горизонтального обстрела, а введение подрессоривания и металлические колеса с резиновыми шинами, позволили перевозить орудие по шоссе со скоростью до 20 км/час.

Новая пушка была принята на вооружение РККА в марте 1936 года под обозначением «122-мм пушка А-19 образца 1931 года». Она предназначалась для контрбатарейной борьбы, для нарушения управления войсками противника, подавления его тылов, препятствования подхода резервов, подвоза боеприпасов, продовольствия.

Производство пушки А-19 образца 1931 года было освоено на артиллерийском заводе «Баррикады» (г. Сталинград) в 1933 году и продолжалась вплоть до 1939 года. По мощности снаряда и дальности стрельбы 122-мм пушка А-19 превосходила все орудия в своем классе. Однако она имела и недостатки, связанные с конструкцией лафета: неудачный колесный ход, ограничивающим подвижность пушки; отсутствие автоматического отключения подрессоривания (снижавшее скорость перевода из походного в боевое положение и обратно); ненадежный подъемный механизм, совмещенный с пружинным уравновешивающим устройством, часто отказывавший, что негативно сказывалось на времени подготовки орудия к стрельбе.

До 1937 года в конструкцию пушки вносились существенные изменения, направленные на повышение ее технологичности и устранение выявленных при эксплуатации недостатков. В то же время, к концу 1936 года на испытания вышла новая 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, получившая лафет более современной конструкции. Возникла логичная идея — наложить ствол 122-мм пушки на лафет 152-мм гаубицы-пушки, что делало обе системы «дуплексом», то есть двумя орудиями, использующими единый лафет, но с разными ствольными группами. Преимуществом дуплекса перед индивидуальными конструкциями артиллерийских систем было упрощение и удешевление производства и эксплуатации орудий.

Дальнейшая модернизация проводилась на артиллерийском заводе № 172 под руководством конструктора Ф.Ф. Петрова. Ствол пушки А-19 наложили на нормализованный лафет 52-Л-504А от гаубицы-пушки МЛ-20, что улучшило мобильность и угол возвышения орудия. В этом лафете уравновешивающий и подъемный механизмы были разделены на два самостоятельных агрегата, угол возвышения увеличен с 45° до 65, установлен нормализованный прицел с независимой линией прицеливания. Полигонные испытания нового орудия успешно прошло осенью 1938 года, и 29 апреля 1939 года оно было принято на вооружение РККА под наименованием «122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов», при этом индекс орудия «А-19», относящийся к образцу 1931 года, использовался и в обозначении новой модификации.

Корпусная пушка А-19 образца 1931/37 годов имела классическую конструкцию и состояла из ствола с затвором и лафета с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом. Стволы для пушек выпускались двух типов: первоначально — ствол-моноблок, а с 1937 года его сменил ствол с более технологичной свободной трубой. Поршневой затвор пушки имел такую же конструкцию, как и затвор гаубицы-пушки
МЛ-20, но несколько меньших размеров. Его открывание и закрывание производилось поворотом рукоятки, а встроенный предохранительный механизм предотвращал несвоевременное открывание затвора при затяжных выстрелах или осечках. Выстрел производился при помощи шнура. При неправильном переводе пушки из походного положения в боевое, открыванию затвора препятствовал стопор механизма взаимной замкнутости. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника, смонтированных в корытообразной люльке под стволом. При откате они оставались неподвижными. Нормализованный лафет с раздвижными станинами был снабжен уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием и обеспечивал ведение стрельбы с углом горизонтального обстрела 58°, а угол возвышения составлял 65°. Подъемный и поворотный механизмы — секторного типа.

Уравновешивающий механизм пружинного типа, представлял собой две колонки (состоящие из двух надетых один на другой цилиндров каждая) с пружинами внутри, расположенными перед щитом. Большие углы обстрела и наличие четырех переменных зарядов выстрелов раздельно-гильзового заряжания обеспечивали высокую гибкость огня, позволяя регулировать дальность стрельбы. Прицельные приспособления включали в себя прицел и панораму. Прицелы использовались в двух вариантах, с независимой и полунезависимой (на орудиях поздних годов выпуска) линией прицеливания. В лобовой части нижнего станка в специальном гнезде монтировалась боевая ось, на концы которой надеты колеса. Колеса выпускались в двух вариантах: литые с резиновой шиной и дисковые (сдвоенные) с шиной из губчатого каучука.

Читать еще:  В десятый раз — как в первый

122-мм пушка образца 1931/37 годов транспортировалась средними гусеничными тягачами «Сталинец-2» и «Коминтерн», а с 1943 года — артиллерийским тягачем Я-12, с довольно большой скоростью — до 25 км/ч . Этому в немалой степени способствовала конструкция единого для обоих орудий (А-19 и МЛ-20) передка.

Хоботовая часть станин лафета, наглухо соединявшаяся с поворотной частью передка, имела возможность вращаться в горизонтальной и качаться в вертикальной плоскостях относительно его нижней рамы, соединенной с ходом, чем достигалась независимость и гибкость ходов лафета и передка. Перевозка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4 — 5 км/ч . Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно — составляло 8 — 10 минут.

В боекомплект к 122-мм пушке образца 1931/37 годов входили выстрелы со снарядами: осколочно-фугасными (нескольких видов); бронебойно-трассирующим; бетонобойным пушечным. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами массой 25 кг с начальной скоростью 800 м/с составляла 20240 м . При установке взрывателя на осколочное действие они наносили поражение осколками по фронту до 40 кв. м и в глубину до 8 м . При установке взрывателя на фугасное действие глубина воронки составляла — 1,3 м , а диаметр — 3,3 м .

Впервые 122-мм пушки А-19 приняли активное участие в боевых действиях во время советско-финской войны 1939 – 1940 годов. Основными целями для 122-мм пушек А-19 являлись скопления живой силы и техники, колонны на марше, артиллерийские батареи, полевые склады, штабы и узлы связи, хорошо укрепленные оборонительные позиции. Однако особую роль 122-мм корпусной пушке образца 1931/37 годов довелось сыграть во время Великой Отечественной войны, когда во всех крупных артподготовках, в контрбатарейной борьбе и штурме укрепленных районов противника практически всегда участвовали орудия А-19. В случае острой необходимости 122-мм пушки привлекались для борьбы с танками и САУ противника, особенно тяжелыми. Подобные случаи были зафиксированы еще в октябре 1941 года, когда пушки А-19, установленные на прямую наводку, отражали атаки немецких танков вдоль Волоколамского шоссе в ходе битвы за Москву.

Наибольшую же известность приобрели случаи использования орудий этого типа для борьбы с хорошо бронированной немецкой бронетехникой в ходе Курской битвы. Бронебойные снаряды массой 25 кг с начальной скоростью 780 м/с на дальности прямого выстрела до 900 м пробивали броню толщиной свыше 150 мм , т. е. всех танков противника. 122-мм пушка образца 1931/37 годов оценивалась как одно из самых точных и дальнобойных орудий этой войны. И не случайно именно эта пушка 20 апреля 1945 года одной из первых открыла огонь по фашистскому Берлину.

122-мм пушка обр. 1931/37 годов вместе с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 образца 1937 года составили так называемый «корпусной дуплекс» — две артиллерийские системы, поступавшие до войны на вооружение корпусных артиллерийских полков (по 12 или 24 пушки А-19). В июне 1941 года в Красной армии на вооружении находилось 1257 (1236 в армии и 21 — в составе ВМФ) 122-мм корпусных пушек А-19. Однако в ходе Великой Отечественной войны 122-мм пушки А-19 стали использоваться в артполках более крупной организационно-штатной единицы — общевойсковой армии.

На 1 июня 1944 года в корпусной артиллерии имелось 387 пушек А-19 (полки по 18 орудий). Наряду с артиллерийскими полками стрелковых и механизированных соединений пушки А-19 состояла на вооружении артиллерийских бригад и полков РВГК. Пушечный полк РВГК к лету 1941года имел по штату 48 пушек А-19. Осенью 1941 года их штаты изменились (в пушечных полках РВГК теперь насчитывалось 18 орудий).

С 1942 года были сформированы артиллерийские бригады РВГК (по 36 орудий А-19). Пушечные бригады РВГК могли входить в состав более крупных соединений — артиллерийских дивизий, которые начали формироваться еще с конца 1942 года. В дивизиях имелась одна пушечная бригада А-19 (и еще три бригады более легких орудий и минометов). С июня 1943 года начали формироваться пушечные артиллерийские дивизии, включавшие в себя 3 — 4 бригады (всего 108 — 144 орудий А-19 и МЛ-20). После окончания Великой Отечественной войны 122-мм пушки А-19 еще длительное время состояли на вооружении Советской армии, послужив базой для создания семейства мощных танковых пушек Д-25. Для своего времени, 122-мм пушка образца 1931/37 годов была вполне современным, конструктивно совершенным орудием, удачно сочетавшим высокую огневую мощь, подвижность, технологичность в производстве и неприхотливость в эксплуатации.

122-мм пушки А-19 образца 1931/37 года с 1939 по 1941 год выпускались на Сталинградском заводе «Баррикады». В 1941 — 1946 годах производство пушек А-19 было освоено на Мотовилихинском заводе № 172. Кроме того, в 1941 году заказ на изготовление орудий этого типа получил новый завод № 352 (г. Новочеркасск), однако с его эвакуацией в октябре 1941 года в г. Воткинск, производство пушек А-19 там не было налажено. Всего же с 1933 по 1946 год было изготовлено 2926 122-мм корпусных пушек образца 1931 и 1931/37 годов, не считая 122-мм артиллерийских орудий Д-25, предназначавшихся для установки на САУ и танках.

Читать еще:  Коллиматорные прицелы – критический взгляд

Корпусное орудие А-19 (образца 1931/1937 годов)

В январе 1943 года Красная Армия уже прорвала блокаду и вела упорные бои по расширению прорыва у знаменитых Синявинских высот, — вспоминает маршал артиллерии Г. Одинцов, в прошлом командующий артиллерией Ленинградского фронта. — Огневые позиции одной из батарей 267-го корпусного артиллерийского полка находились в болотистой местности, замаскированные зарослями густого кустарника. Услышав впереди рев танкового мотора, старший на батарее, не сомневаясь, что танк наш, и опасаясь, как бы он не раздавил пушку, решил предупредить водителя. Но, став на лафет, он увидел, что прямо на орудие движется огромный, незнакомых очертаний танк с крестом на башне… Выстрел был произведен с каких-нибудь 50 м. Снаряд буквально снес расколовшуюся башню, а ее куски с такой силой ударили по броне второго, идущего следом танка, что его экипаж бежал, даже не успев выключить двигатель. Потом наши танкисты вытащили вражеские машины.

Исправный «тигр» прошел по улицам осажденного Ленинграда, а затем оба танка стали экспонатами «трофейной выставки» в Московском парке культуры и отдыха имени Горького. Так 122-мм корпусная пушка помогла захватить целеньким один из первых «тигров появившихся на фронте, и помогла личному составу Советской Армии узнать уязвимые места «тигров».

Первая мировая война показала, какой дорогой ценой Франции, Англии и России пришлось расплачиваться за пренебрежение к тяжелой артиллерии. Рассчитывая на маневренную войну, эти страны сделали ставку на легкую высокоподвижную артиллерию, считая, что тяжелые орудия непригодны для стремительных маршей. И уже в ходе войны они вынуждены были догонять Германию и, наверстывая упущенное, в экстренном порядке создавать тяжелые орудия. И тем не менее по окончании войны США и Англия считали корпусную артиллерию вообще ненужной, а Франция и Германия удовлетворялись модернизированными корпусными орудиями конца первой мировой войны.

Совсем иначе обстояло дело в Советском Союзе. В мае 1929 года Реввоенсовет республики утвердил систему артиллерийского вооружения на 1929—1932 годы, а в июне 1930 года XVI съезд ВКП(б) принял решение о всемерном ускорении развития промышленности, и в первую очередь оборонной. Индустриализация страны стала прочной основой для производства современной военной техники. В 1931 году во исполнение утвержденной системы вооружения на артиллерийском заводе № 172 изготовили 122-мм пушку А-19. Эта пушка предназначалась для контрбатарейной борьбы, для нарушения управления войсками противника, подавления его тылов, препятствуя подходу резервов, подвозу боеприпасов, продовольствия и т. д.

«Проектирование этой пушки, — рассказывает генерал-майор инженерно-технической службы Н. Комаров,— поручили конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. В рабочую группу, возглавляемую С. Шукаловым, вошли С. Ананьев, В. Дроздов, Г. Водохлебов, Б. Марков, С. Рыковсков, Н. Торбин и я. Проект сделали быстро и сразу отправили чертежи на 172-й завод для изготовления опытного образца. Но тут выяснилось, что проект сделан без учета оборудования завода, и пришлось переделывать рабочие чертежи применительно к технологическим возможностям завода.

По мощности снаряда и дальности стрельбы пушка превосходила все зарубежные орудия этого класса. Правда, она вышла несколько тяжелее их, но большой вес не сказывался на ее боевых качествах, поскольку она была рассчитана на механическую тягу.

От старых артиллерийских систем А-19 отличалась несколькими новшествами. Большая начальная скорость снаряда увеличила длину ствола, а это, в свою очередь, породило трудности при вертикальной наводке и при перевозке орудия. Чтобы разгрузить подъемный механизм и облегчить работу наводчика, мы применили уравновешивающий механизм; а чтобы предохранить ответственные узлы и механизмы орудия от ударных нагрузок при перевозке, — механизм крепления по-походному: перед походом ствол отделялся от противооткатных устройств, оттягивался по люльке назад и крепился стопорами к лафету. Исключить закрывание и открывание затвора при неполном соединении ствола с противооткатными устройствами позволял механизм взаимной замкнутости. Впервые на орудиях такого крупного калибра были применены раздвижные станины и вращающийся верхний станок, обеспечившие увеличение угла горизонтального обстрела; подрессоривание и металлические колеса с резиновой ошиновкой обода, позволившие перевозить орудие по шоссе со скоростью до 20 км/час».

После всесторонних испытаний опытного образца А-19 приняли на вооружение Красной Армии. В 1933 году на лафет этой пушки наложили ствол 152-мм пушки образца 1910/1930 годов, и на вооружение поступила 152-мм пушка образца 1910/1934 годов, но работы по усовершенствованию единого лафета продолжались, И в 1937 году на вооружение Красной Армии принимаются два корпусных орудия на унифицированном лафете — 122-мм пушка образца 1931/1937 годов и 152-мм гаубица — пушка образца 1937 года. В этом лафете подъемный и уравновешивающий механизмы разделены на два самостоятельных агрегата, угол возвышения увеличен до 65°, установлен нормализованный прицел с независимой линией прицеливания.

122-мм пушка доставила немцам немало горьких минут. Не было ни одной артиллерийской подготовки, в которой не участвовали бы эти замечательные орудия. Своим огнем они сокрушали броню гитлеровских «фердинандов» и «пантер». Не случайно эта пушка была использована для создания знаменитого самоходного орудия ИСУ-122. И не случайно именно эта пушка 20 апреля 1945 года одной из первых открыла огонь по фашистскому Берлину.

Советская 122-мм корпусная пушка 1931/1937 года – орудие прорыва

Корпусная пушка калибром 122 мм образца 1931/37 года создавалась в качестве артиллерийской системы усиления атакующих войск и как инструмент прорыва обороны противника. Базой для нового модернизированного орудия стала 122 мм пушка А-19 образца 1931 года, установленная на новый орудийный лафет от пушки-гаубицы МЛ-20. Основные работы по модернизации велись на заводе №172 в Перми под руководством известного советского конструктора артиллерийских систем Ф.Ф. Петрова.

Читать еще:  Оружие для самообороны УДАР без лицензии - характеристика. Жми!

История создания и основные конструктивные особенности

После проведения полигонных испытаний в 1939 году новая пушка с индексом ГАУ 52-П-471А была запущена в серию. Под названием 122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. орудие стало поступать на вооружение артиллерийских частей РККА. Всего за годы производства, с 1935 по 1946 год, тремя советскими предприятиями было выпущено 2926 экземпляров 122 мм орудий обоих модификаций.

Новая артиллерийская система имела высокие огневые и баллистические характеристики. Устойчивый лафет со сдвоенными парами колес обладал хорошей проходимостью. Ствол орудия имел гидропневматический накатник и гидравлический откатный тормоз веретенного типа. Угол возвышения ствола в 44 калибра составлял 65⁰, что позволяло вести эффективный огонь по навесной траектории на большие расстояния.

Основные тактико-технические характеристики 122 мм корпусной пушки

  • Расчет — 9 человек.
  • Боевая масса — 7,117 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 800 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от -2 до +65 градусов, угол горизонтального наведения — 29 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 20400 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, бронебойно-трассирующие, бетонобойные, химические снаряды.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда — 25 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами «Коминтерн», Я-12, тракторами разных модификаций.

Советская 122 мм корпусная пушка являлась основной артиллерийской системой артполков, бригад и корпусов во время боев на реке Халкин-Гол, во время советско-финской войны 1939-40 годов, а так же в сражениях времен Великой Отечественной войны. Орудие активно использовалось во время Московской битвы 1941 года, во время контрнаступления советских войск под Сталинградом и на Курской дуге. Также пушка применялась для салютов, став символом Великой Победы.

Советская 122-мм корпусная пушка 1931/1937 года – орудие прорыва

122-мм корпусная пушка образца 1931/1937 годов

А-19, защищавшие Ленинград, в питерском артиллерийском музее.

В период между двумя мировыми войнами США и Великобритания отказались от корпусной артиллерии, а Франция и Германия удовлетворялись модернизированными корпусными орудиями конца первой мировой войны. Совсем иначе обстояло дело в нашей стране: в мае 1929 года Реввоенсовет утвердил систему артиллерийского вооружения на 1929-1932 годы. В рамках исполнения этого решения реввоенсовета в 1931 году на артиллерийском заводе № 172 изготовили 122-мм пушку А-19. Эта пушка предназначалась для контрбатарейной борьбы, для нарушения управления войсками противника, подавления его тылов, препятствуя подходу резервов, подвозу боеприпасов и, продовольствия. Проектирование этой артсистемы поручили конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения под руководством С. П. Шукалова.. Проект был выполнен довольно быстро, и чертежи сразу отправили на 172-й завод для изготовления опытного образца.

В 1936 году пушку приняли на вооружение, но артиллеристов не устраивало наличие ряда недостатков, связанных, главным образом, с конструкцией лафета. Поэтому в 1937 году конструкторское бюро артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым выполнило наложение ствола этого орудия на нормализованный лафет 52-Л-504А гаубицы-пушки МЛ-20 . В том же году на вооружение Красной Армии принимаются два корпусных орудия на унифицированном лафете – 122-мм пушка образца 1931/1937 годов и 152-мм гаубица – пушка образца 1937 года. В этом лафете подъемный и уравновешивающий механизмы разделены на два самостоятельных агрегата, угол возвышения увеличен до 65°, установлен нормализованный прицел с независимой линией прицеливания.

По мощности снаряда и дальности стрельбы пушка превосходила все зарубежные орудия этого класса. Правда, она вышла несколько тяжелее их, но большой вес не сказывался на ее боевых качествах, поскольку она была рассчитана на механическую тягу.

От старых артиллерийских систем А-19 отличалась несколькими новшествами. Так, ради увеличения начальной скорости снаряда была увеличена длина ствола, но это, в свою очередь, породило трудности при вертикальной наводке и при перевозке орудия. Поэтому для разгрузки подъёмного механизм и облегчить работу наводчика, был применён уравновешивающий механизм. А для того, чтобы предохранить ответственные узлы и механизмы орудия от ударных нагрузок при перевозке, пришлось применить механизм крепления по-походному: перед походом ствол отделялся от противооткатных устройств, оттягивался по люльке назад и крепился’ стопорами к лафету. Исключить закрывание и открывание затвора при неполном соединении ствола с противооткатными устройствами позволял механизм взаимной замкнутости. Впервые на орудиях такого крупного калибра были применены раздвижные станины и вращающийся верхний станок, обеспечившие увеличение угла горизонтального обстрела; подрессоривание и металлические колеса с резиновой ошиновкой обода, позволившие перевозить орудие по шоссе со скоростью до 20 км/час.

А-19 имела раздельно-гильзовое заряжание. Орудию полагались четыре метательных заряда (индекс ГАУ — Ж-471) — полный, № 1, № 2 и № 3, размещавшихся в металлической гильзе длиной 785 мм. Заряд № 3 представлял собой основной пучок, заряд № 2 — основной пучок и пучок № 3, заряд № 1 — основной пучок, пучок № 3 и один равновесный пучок, полный заряд — основной пучок, пучок № 3 и два равновесных пучка. Пороха 22/1, НФ17/1 или Н19/1, вес полного заряда составлял 6,82 кг. Для стрельбы использовались как специальные пушечные, так и гаубичные снаряды, но последними, по причине меньшей прочности, нельзя было стрелять полным зарядом, а некоторыми гаубичными снарядами (например, ОФ-460А и ОФ-462А) стрелять запрещалось.

Имелись в боекомплекте и бронебойные снаряды: тупоголовый 53-БР-471Б и остроголовый 53-БР-471.

Бронепробиваемость бронебойных снарядов для А-19

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector