0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сикорский игорь иванович: краткая биография авиаконструктора, почему конструктор самолётов уехал из россии

Утраченный гений: Почему имя знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского было забыто на родине

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Игорь Сикорский родился в 1889 г. в Киеве в семье профессора, доктора медицины, специалиста по психиатрии Ивана Сикорского. С детства он мечтал стать инженером, а авиацией заинтересовался во время учебы в Киевском политехническом институте. В 20 лет он построил во дворе своего дома первый вертолет, способный поднимать собственный вес. А в 1911 г. он создал самолет С-5, на котором сдал экзамен на звание пилота и установил 4 всероссийских рекорда. Тогда же он начал работать над проектированием «Русского витязя» – первого тяжелого многомоторного самолета. Вскоре талантливого инженера пригласили работать конструктором в Петербурге.

Выпуск в 1913 г. «Русского витязя» стал этапным событием в истории авиации – по грузоподъемности он превосходил все существующие летательные аппараты. Сикорский работал над дальнейшим усовершенствованием конструкции и вскоре выпустил новый самолет «Илья Муромец», который до 1917 г. оставался самым большим гидросамолетом в мире. В годы Первой мировой войны немцы называли «Илью Муромца» «летающим дьяволом». Начальник штаба Первой армии писал: «Опыт уже первых боевых полетов показал: от этого аппарата можно ожидать крупных результатов – как по разведке, так и по метанию бомб».

Кроме тяжелых бомбардировщиков, в 1914-1917 гг. Сикорский создал легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель и штурмовик, то есть практически все типы летательных аппаратов, которые использовались во время Первой мировой войны.

С приходом к власти большевиков на производстве прекратились работы, на заводе начались забастовки, выпуск самолетов приостановился. Сикорский был убежденным монархистом, и его жизнь оказалась в опасности, как и жизни многих офицеров и инженеров. Сын авиаконструктора Сергей рассказывал: «Игорь Иванович уехал из России, потому что ему грозил расстрел. В начале 1918 г. один из его бывших сотрудников, работавший на большевиков, пришел к нему ночью домой и сказал: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». Это было время красного террора, когда расстреливали на месте, без суда. А Сикорский представлял для коммунистов двойную опасность: как друг Царя и как очень популярный человек. Его знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя…».

В 1918 г. Сикорский решил принять предложение французского правительства продолжить работу на заводах союзников и выехал за границу. Но вскоре авиаконструктор остался без работы и решил переехать в США. Вопреки его ожиданиям, в Америке он тоже не смог работать конструктором – авиапромышленность сокращалась, и Сикорский, оставшись без средств к существованию, устроился учителем математики в вечернюю школу. Только спустя 4 года ему удалось собрать русских эмигрантов, причастных к авиации, и открыть мастерскую – правда, первое время она размещалась в обычном ангаре. Немногие верили в то, что из этой затеи может что-то получиться.

В 1923 г. композитор Сергей Рахманинов одолжил Сикорскому 5 тысяч долларов, и на эти деньги он открыл небольшую конструкторскую фирму. Уже через год он выпустил двухмоторный биплан, ставший самым крупным в Америке. На эту новость советская пресса отреагировала агрессивно: Сикорского называли «царским крестником», «авиационным белогвардейцем», а его имя на родине предали политической анафеме.

Тем временем авиаконструктор выпустил новую модель – двухмоторную амфибию S-38, которую называли в прессе одной из лучших воздушных машин в США, «летающей лодкой», совершившей переворот в авиации, ведь она приземлялась там, «где раньше бывали только индейские пироги да лодки охотников». Заказы увеличивались, доходы фирмы росли, и вскоре у Сикорского уже был собственный завод. На нем трудились рабочими и инженерами многие выходцы из Российской империи.

Несмотря на то, что остаток жизни Сикорский провел в США, он продолжал считать себя русским и заботился о том, чтобы сохранять и развивать русскую культуру в эмигрантской среде. На свои средства авиаконструктор построил церковь, открыл русскую школу и построил русскую оперу. «Нам нужно работать, а главное – учиться тому, что поможет нам восстановить родину, когда она того от нас потребует», – говорил он. Сикорский стал членом правления Толстовского фонда и Общества русской культуры.

Первые пассажирские перевозки через Атлантический океан осуществлялись на самолетах Сикорского. Самолет-амфибия С-42 побил 10 мировых рекордов и был закуплен многими странами мира, в том числе и СССР. В 1938 г. начался новый виток в биографии Сикорского и в истории авиации – он начал работать над созданием вертолета. Уже через год вышла первая экспериментальная модель, и вскоре авиаконструктора уже называли «вертолетчиком №1». Сегодня Сикорского называют основателем мирового вертолетостроения.

Несмотря на то, что Сикорский не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим в России, он всегда подчеркивал то, что остается патриотом и не теряет надежды вернуться на родину. Однако этого так никогда и не произошло. В 1972 г. он скончался в США. Заслуги Сикорского на родине долгое время не признавали и замалчивали, даже авторство «Ильи Муромца» приписывали некой «группе молодых конструкторов». Только через 30 лет после его смерти о нем начали писать и говорить в России. В 2008 г. в Киеве возле главного корпуса КПИ открыли памятник авиаконструктору, создавшему 17 новых типов самолетов и 18 типов вертолетов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Авиатор, забытый родиной – Игорь Иванович Сикорский

Сегодня парящие в небе многотонные самолеты и вертолеты стали привычным для обывателей зрелищем. Однако чуть более 100 лет назад, когда подобное чудо могли себе представить только исследователи и поклонники Леонардо да Винчи и Жюля Верна, находились лишь единицы смельчаков, готовых воплотить мечту о небе в жизнь.

Среди пионеров авиастроения одной из наиболее значимых и ключевых фигур стал наш соотечественник, великий русский авиаконструктор, вынужденный бежать от власти большевиков в Америку, Игорь Иванович Сикорский. Биография авиаконструктора была непростой. Он переживал взлеты и падения, жизнь на чужбине и великое признание. А началось все в Российской Империи.

Юность

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889-го года в Киеве, в интеллигентной семье. Отец – Иван Алексеевич Сикорский, был известным психиатром и профессором Киевского университета. По происхождению был русским.

Национальность была важным фактором для отца Сикорского, который состоял в «Союзе русского народа» – правой черносотенной организации и даже выступал экспертом и свидетелем обвинения по делу Бейлиса (когда черносотенцы пытались объявить еврея в ритуальном убийстве мальчика и спровоцировать антисемитские восстания).

Мать, Мария Стефановна, была медиком по образованию. Она старалась с ранних лет дать сыну образование и привить любовь к культуре и науке. Именно от нее сын узнал о «летательных» опытах Леонардо да Винчи.

Мальчиком Игорь Сикорский обучался в Киевской гимназии, но вскоре его привлекла среда морских офицеров и он поступил в Морской кадетский корпус. Окончив общеобразовательные классы, Сикорский решает поступить в технический институт.

В раздираемой революционными событиями России учебные заведения закрывались и возможности получить образование на родине не было.

Читать еще:  Статья в военном билете, или как прочитать секретный код: расшифровка диагноза

17-ти летний Игорь уезжает в Париж и поступает в техническую школу, а через год возвращается в Киев и продолжает обучение в местном политехническом институте. Однако охваченный идей строительства летательных аппаратов, Сикорский забрасывает учебу.

Первые конструкции

С раннего детства Сикорский мечтал конструировать летающие машины. Более всего его интересовала тема вертикального полета, когда аппарат может не только планировать, но и зависать в воздухе.

В 12 лет он построил свою первую модель геликоптера.

В 20 лет, набравшись опыта и посетив французских и немецких специалистов, Сикорский конструирует первый в России вертолет, способный проводить испытания, в том числе и с живым пилотом.

Однако подъемная сила первых моделей была недостаточной и они могли поднимать лишь собственный незначительный вес. Им суждено было стать выставочными экспонатам.

Параллельно этому Сикорский сконструировал аэросани – самодвижущиеся сани, снабженные толкающим пропеллером.

Все это дало опыт создания воздушных винтов, который он смог впоследствии применять при строительстве самолетов. Первые конструкции вышли из сарайного помещения на Киевском аэродроме, где он трудился со своим другом и студентом Киевского политеха Ф. И. Былинкиным.

Впервые в воздух Сикорский поднялся на собственном биплане БИС-2(Былинкин, Иордан, Сикорский) 3 июня 1910 года.

Спустя год новая модель БИС-5 уже смогла провести показательные выступления с пассажирами. На нем же Сикорский сдал экзамены и получил удостоверение пилота.

Также в 1911 году выходит модель С-6, вмещающая 3-х пассажиров. На нем Сикорский установил мировой скоростной рекорд. Модернизированная модель самолета С-6-А получила золотую медаль Московской выставки.

Признание

Недоучившись в институте, 23-х летний Сикорский приезжает в Санкт-Петербург по приглашению «Русско-Балтийского Вагонного Завода» (РБВЗ).

Кроме того, Сикорский получает место главного инженера учреждаемой авиации военно-морского флота. В столице он полностью погружается в авиастроительство.

При его работе в РБВЗ один за другим выходят новые инновационные самолеты: гидросамолеты, учебные модели, бипланы и монопланы.

Самолеты Сикорского участвовали в международных выставках, занимали призовые места и продавались иностранным государствам. Большую поддержку ему оказывал председатель РБВЗ Шилдовский М.В.

Модели С-10 и С-12 стали выпускаться и поставляться на фронт и на флот. Разведчик С-10 занимал основное место в вооружении военного флота на начало Первой Мировой войны.

В период с 1912 по 1914 гг были созданы двухмоторный самолет «Гранд», первый в мире в своем роде; за ним последовала модификация «Русский витязь» – уже четырехмоторный самолет.

Самолет стал праотцом всего тяжелого авиастроения. Сам Николай 2 захотел его осмотреть и забрался в кабину вместе с Сикорским. За заслуги царь наградил молодого авиаконструктора именными часами.

Создание гиганта “Илья Муромец”

Еще в студенческие годы Сикорский заразился идеей создания самолета-гиганта. В те времена подобные рассуждения не принимались всерьез и казались фантастическими.

По прошествии времени, в связи с удачным запуском «Витязя», в конце 1913 года появился 19-ти метровый «Илья Муромец С-22», который приснился ему в детстве.

До 1917 года этот самолет считался самым большим в мире.

Весной 1914 года он был переконструирован (прикреплены поплавки) в гидроплан. Вторая модель самолета совершила прорыв, подняв на высоту 2000 метров десятерых пассажиров и перенеся их по маршруту Санкт-Петербург-Киев и обратно.

В эпоху зарождения авиации, когда активная гонка авиаконструкторов шла по всему миру и рекорды сменялись один за другим, в России «Илье Муромцу» не было равных до 1923.

С 1915 года «Илья Муромец» вышел в серийное производство. В военные годы страна получила свыше 80-ти тяжелых авиалайнеров различной модификации.

Эмиграция

С 1917 года работа РБВЗ практически прекратилась. Охваченная революционными волнениями, забастовками и митингами страна не могла создать условия для масштабного производства.

Когда к власти окончательно пришли большевики, Сикорский мог стать жертвой «красного террора». Преданному монархисту часто поступали угрозы.

Конечным толчком к эмиграции стало предупреждение одного из рабочих завода.

Он пришел к Игорю Ивановичу домой и сказал, что его имя уже числится в расстрельных списках.

Сначала Сикорский отправился в Париж, где занялся строительством французской версии «Ильи Муромца» на заводах союзников, затем, в 1919 году, перебрался в США.

В России у него остались жена, отказавшаяся эмигрировать, и маленькая дочь. Там, в эпоху «Великой депрессии», у него начался период борьбы за выживание.

Сначала он подрабатывал учителем математики и астрономии в среде эмигрантов, затем, 4 года спустя, совместно с рядом русских инженеров открыл конструкторскую авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation».

Фирма конструировала и продавала легкие бипланы, а ее финансовое положение было нестабильным. Важную роль в жизни Сикорского сыграл выдающийся композитор Сергей Рахманинов. Он посетил предприятие Игоря Ивановича и провел с ним пятнадцатиминутную беседу.

Сикорский рассчитывал, что Рахманинов пожертвует ему около 200 долларов, но вместо этого получил чек на 5000$ – огромные деньги по тем временам. Когда экономическое состояние компании Сикорского стабилизировалось, он вернул Рахманинову деньги и даже добавил проценты.

Прорывом для компании стала конструкция двухмоторного гидросамолета S-38. Надежные амфибии ходили по воде легко и заказы в компанию Сикорского стали поступать регулярно.

В 1929 году «Sikorsky Aero Engineering Corporation» вошла в «United Technologies Corporation» – одну из крупнейших промышленных корпораций Америки, частью которой пробыла до 2015 года.

Игорь Сикорский занимался благотворительностью, строил русские школы, клубы, православные храмы. Основал Толстовский и Пушкинский фонды. В Стратфорде, где жил Сикорский, создалась большая русская община.

Там же, в Америке, он повторно женился на русской девушке Елизавете Семеновой. В браке родилось четверо сыновей. Будучи семьей эмигрантов, они отвергли, казалось бы заманчивые предложения Советского руководства о возвращении на родину.

Так, лично Иосиф Сталин написал Сикорскому письмо с содержанием «возвращайтесь, вы нужны родине».

Причиной этому стала неприязнь к «красному» режиму и трагическая судьба многих неугодных власти ученых в СССР.

«Американский клипер» Сикорского

В 1931 году Сикорский запускает в производство летающую лодку S-40 «Американский клипер». Она представляла собою тяжелый самолет-амфибию, способный осуществлять перевозку людей через океан.

Лайнеры этого типа обслуживали панамериканские почтово-пассажирские перевозки по тихоокеанским маршрутам. Наиболее выдающимися моделями серии были скоростные лайнеры S-42, S-43 и S-44. Их прототипом, во многом, стал ранний, произведенный еще в царской России «Гранд».

Однако лодка S-44, созданная в 1937 году, завершила серию и спрос на летающие лодки снизился. К этому времени Сикорский сумел создать 15 моделей самолетов.

И снова в вертолеты

В 1938 году Игорь Иванович Сикорский, вместе со своим другом Чарльзом Линдбергом посещает Гитлеровскую Германию. Там он идет на завод вертолетостроения немецкого инженера Фокке и знакомится с инновациями в этой области.

В США он вернулся уже с твердым желанием возвратиться к интересу своей юности и начать производить вертолеты.

К тому моменту конструкторская мысль уже достигла определенных успехов в области вертолетостроения. Теоретические наработки по технологии и аэродинамике позволили 50-ти летнему Игорю Ивановичу реализовать свою давнюю мечту и он приступает к проектировке одновинтового вертолета VS-300.

Правительство США выделило на эти разработки 3 миллиона долларов и 20 мая 1940 состоялась премьера первого вертолета Сикорского

Аппарат летал взад и вбок, крутился на месте. Единственное, он не мог лететь вперед. Сикорский, сам управлявший вертолетом, был очень рад испытаниям и сказал, что все недочеты легко исправить.

Доработанная версия получила название R-4. Американское правительство не сомневалось в качестве моделей и заказало для армии 400 единиц, применявшихся во время Второй Мировой войны.

Вертолет Сикорского попал в серийное производства, а конструкторский тип стал классическим образцом для всего вертолетостроения.

Следующие 25 лет своей жизни Сикорский посвятил вертолетостроению. Он разработал вертолеты-амфибии, вертолеты-краны, с высокой грузоподъемностью, двухэтажные вертолеты и др. Всего – более 50 типов.

Его машины положили начало новому веку авиаконструкции.

Они применялись в военной и гражданской авиации, а также для гуманитарных целей. Модель S-58 служила для спасательных операций во время войны во Вьетнаме и была востребована во многих странах мира.

Читать еще:  Советская 85-мм противотанковая пушка д-48 1953 года – серьезное усиление средств пто советской армии

Модель S-65 представляла собой большой тяжелый вертолет, способный перевезти на высокой скорости большую группу пассажиров, например – десантный отряд.

С 1958 года Игорь Иванович Сикорский уходит на пенсию, оставляя за собой лишь роль советника компании. Он посвящает свою жизнь религиозно-философским трудам, поддержанию своих благотворительных начинаний и увлечениям, таким как стрельба. Он любил удивлять своих гостей умением выстрелом из пистолета сбить пламя свечи.

Незадолго до своего 75-летия Сикорский дал интервью «Голосу Америки», в котором передал послание мира своей родине и выразил надежду, что войны и потрясения в его любимой России кончатся. Умер 26 октября 1972 года в Истоне.

Летательные аппараты, созданные Сикорским

Свой вклад в историю Игорь Иванович оставил в виде созданной им еще в царские годы научной школы, давшей множество кадров; компании, успешно-функционирующей в США по сей день и множества типов самолетов и вертолетов, ставших классическими образцами для всей мировой авиации.

Основными моделями авторства Сикорского считаются:

Игорь Сикорский. Создатель «Ильи Муромца»

25 мая (по ст. ст.) 1889 года родился Игорь Иванович Сикорский, известный во всём мире авиаконструктор

Первые шаги в авиацию

Родился будущий авиатор в Киеве, в семье профессора психиатрии, работавшего в Университете святого Владимира. В 13 лет Игорь уехал в Петербург и поступил в Морское училище. Но юношу манило не море, а небо. В 1907 году он понял, что его очень интересует авиаконструирование, и вернулся домой, чтобы учиться в Киевском политехническом институте. Параллельно он занимался ещё и в Воздухоплавательной секции.


Игорь Сикорский в 1908 году. Источник: http://cocteil.blogspot.com

Результат не заставил себя долго ждать. Первые простейшие модели вертолётов Сикорский создал уже в 1908 году. В том же году он отправляется в парижскую школу воздухоплавательной техники (ныне школа ESTACA). Учёба в Париже продлилась год, и он вернулся в Россию, продолжил работать над первым проектом вертолёта. Первые варианты не имели надёжной системы управления, да и грузоподъёмность была невелика. И вскоре молодой конструктор переключился на проектирование самолётов.

В 1911 году он получает лицензию на осуществление полётов и проводит показательный полёт модели С-5, которая продержалась в воздухе 30 секунд. А модель С-6 была принята на вооружение русской армии в феврале 1912 года, после чего Сикорский получил должность главного инженера авиационного отделения завода «Руссо-Балт». Главному инженеру было всего 23 года. Вскоре на заводе начали выпускать самолёт «Русский витязь» с четырьмя двигателями и грузоподъёмностью 600 кг. На его основе стали производить и знаменитый в годы Первой мировой войны серийный бомбардировщик «Илья Муромец», который производили до 1917 года.

Жизнь в эмиграции

Игорь Сикорский оказался среди тех, кто не поддержал революцию, в том числе и Февральскую. Все работы, которые проходили на заводе «Руссо-Балт», к середине 1917 года были практически остановлены, ни один из новых проектов Сикорского из-за революционной разрухи в итоге не был реализован. Работы в бурные месяцы 1917 года были заменены митингами и забастовками, к тому же Сикорский был известен своей преданностью ушедшей в историю династии Романовых, ему начали угрожать. В 1918 году конструктор через Мурманск отплывает за границу. Первоначально он работал во Франции, где пытался создать французский тяжёлый бомбардировщик. Первая мировая война закончилась, спрос на военные самолёты упал, и Сикорский остался не у дел. Он уезжает в США, где оказался без средств к существованию и вынужден был сначала работать учителем вечерней школы.


Игорь Сикорский в 1912 году. Источник: https://rusplt.ru

Но в 1923 году Игорь Иванович собрал вокруг себя талантливых русских эмигрантов, имевших отношение к авиации – инженеров, рабочих, лётчиков. Они и составили основу компании Sikorsky Aero Engineering (ныне Sikorsky Aircraft). Первоначально фирма занималась проектированием самолётов и гидросамолётов.

В 1924 году в помещении курятника был собран первый американский самолёт Сикорского S-29. Помощь «русской фирме» оказали многие видные эмигранты. Примечательно, что великий композитор Сергей Рахманинов одно время являлся вице-президентом корпорации Сикорского.

Новый самолёт стал самым большим в Америке и лучшим в своём классе, он быстро получил мировую известность. Эта известность дошла и до Советской России. Большевики не ожидали успехов от «царского крестника и черносотенца». «Авиационная белогвардейщина» – так поначалу называла успехи Сикорского советская пресса.


Опытный вертолет Сикорского VS-300. Источник: http://interesnik.com

Время шло, но активного спроса на тяжёлые транспортные самолёты не было. Корпорация Сикорского переключилась на лёгкую авиацию. Прорывом мог стать тяжёлый биплан S-35 для очень популярных в межвоенные годы полётов через Атлантику. В случае успеха конструктора ждала слава, но самолёт разбился при испытаниях.

Новым проектом стала десятиместная двухмоторная амфибия S-38. Газеты писали, что этот самолёт «произвёл переворот в авиации». О его надежности ходили легенды.

Ведущий конструктор

В 1929 году корпорацию Сикорского приняли в мощную корпорацию «Юнайтед Эйкрафт энд Транспорт» (ныне «Юнайтед Текнолоджиз»), в составе которой она находится и поныне.


Первый в мире серийный вертолет Сикорского R-4. Источник: http://teleskop-by.org

Корпорация Сикорского быстро набирает силу, увеличивает штат. В Стратфорде (штат Коннектикут) создаётся завод. Как и раньше, весь творческий костяк составляют русские эмигранты. Главным помощником и заместителем Сикорского был выдающийся конструктор и учёный Михаил Евгеньевич Глухарёв. Рядом были талантливые русские инженеры Михаил Бьювид и Борис Лебенский.

В Стратфорде фирма Сикорского способствовала появлению мощной русской колонии. Интересный факт: многие эмигранты, вращаясь в русской среде, так и не выучили английский язык. Эмигранты открыли клуб, школу, построили православную церковь св. Николая и даже создали русскую оперу.

Вновь вертолёт

В 1912 году Сикорский отказался от разработок вертолётов, но время шло, и он вновь занялся ими. Первая экспериментальная машина поднялась в воздух под его собственным управлением 14 сентября 1939 года. К 1942 году после напряжённых испытаний и доводки был создан опытный двухместный вертолёт S-47, вскоре поступивший в серийное производство. Это был единственный боевой вертолёт, который принял участие на фронтах Второй мировой войны. Акции фирмы Сикорского вновь пошли вверх.


Игорь Сикорский в США. Источник: http://teleskop-by.org

В дальнейшем появились более совершенные лёгкие вертолёты Сикорского. S-51 обрел самый большой успех. Его применяли многие страны, а диапазон его использования – от боевых целей до самых мирных, гражданских. Вертолёт S-52 был первым в мире, выполнявшим фигуры высшего пилотажа.

Игорь Иванович до последних дней жизни оставался активным деятелем эмиграции. Умер великий изобретатель 26 октября 1972 года. Память о нём увековечена в России, на Украине и в США.

Игорь Сикорский — потерянный гений России

«Отец многомоторной авиации» Игорь Сикорский — талантливый русский конструктор, вынужденный в годы революции покинуть свою Родину, поскольку был признан ею политическим предателем. Вся жизнь этого талантливого человека была посвящена конструированию сначала в царской России, а затем в США. В лице Сикорского наша страна потеряла одного из лучших конструкторов первой половины двадцатого века, и отрицать данный факт не имеет смысла.

Игорь родился в семье психотерапевта Сикорского и вырос в Киеве. Подросшего мальчика отдали на обучение в Киевскую гимназию, а затем в Морской кадетский корпус города Петербурга. В 17 лет Игорь поступает в Парижскую техническую школу Дювиньо де Лано, а через год снова в Киеве продолжает учебу в политехническом институте. Можно сказать, что образование Сикорского было блестящим, его родные прочили ему успешную карьеру, но Сикорский с 11 лет мечтал о небе. Вернее, он был одержим идеей строительства летательного аппарата. Свой первый вертолет он смастерил во дворе дома в 1909 году. Его детище – геликоптер мог поднимать только собственный вес в девять пудов, но с пилотом оторваться от земли не мог. Через год появляется еще один вертолет по этой же схеме. Одновременно молодой студент проектирует аэросани с воздушными винтами.

Читать еще:  Карабин benelli argo: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Со своим другом студентом Былинкиным Игорь Сикорский построил небольшой навес на Куреневском аэродроме, который служил юным авиаконструкторам строительным цехом. Здесь родился первый БиС-1, но и этот биплан не смог взлететь — двигатель оказался слаб. Упрямый конструктор не отступал, в июне 1910 года машина БиС-2, наконец, взлетела.

В 1911 году биплан БиС-5 не только взлетел, но и устроил показательные выступления, прокатив пассажиров. Этот легкий самолет принес большой успех талантливому юноше. По модели пятой машины Игорь Иванович построил несколько самолетов, сам их испытывал, участвовал в военных маневрах, сдал экзамен на звание пилота. В этом же году была разработана шестая более мощная модель для трех пассажиров С-6, установившая мировой рекорд по скорости. Новый усовершенствованный самолет получил в 1912 году золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки и почетную медаль «За труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана».

Еще до окончания института, молодой Сикорский получает приглашение стать главным инженером военно-морской авиации и еще одно приглашение в воздухоплавательное отделение на « Русско-Балтийский вагонный завод». Конструктор покидает Киев и переезжает в столицу, получив возможность с головой окунуться в авиастроение и реализовать свои способности. Благодаря поддержке могущественного организатора российского машиностроения председателя управления РБВЗ Шидловского М.В., Сикорский добивается больших успехов в создании ряда машин нового класса: гидросамолет, специальный самолет для обучения летчиков, серийный, монококовый и пилотажный. В международных конкурсах военных бипланов в жесткой борьбе лучшими были признаны три самолета Сикорского. Модель разведчика С-10 стала основной машиной в Балтийской морской авиации. Самолет С-12, обладающий большой маневренностью, стал производиться для фронта. Было также организовано производство лицензионных иностранных типов самолетов.

Постоянно работая над повышением надежности, вначале 1913 года авиаконструктор проектирует четырехмоторный аппарат на несколько человек. Император Николай, поднявшись на гигант, который назвали «Русским Витязем», пожаловал Игорю Ивановичу наградные золотые часы. Так Сикорский стал родоначальником многомоторной авиации. По схеме Витязя, другое название «Гранд», начали строить тяжелые бомбардировщики и транспортные машины, позволяющие производить ремонт в условиях полета. Именно «Русский Витязь» прославил инженера–конструктора, сделав его национальным героем. За рубежом подобные конструкции стали производиться много позже.

В конце 1913г. создается еще одна модель гидросамолета, также с четырьмя моторами. В то время самолет считался самым большим в мире и был назван «Илья Муромец». В годы мировой войны Сикорский создавал русскую авиацию своими гениальными разработками. Целая воздушная эскадра самолетов разных типов участвовала в боях, инженер постоянно находился на фронте, исследуя работу механизмов и дорабатывая конструкции. За годы войны им было сконструировано более восьмидесяти тяжелых воздушных кораблей разнообразных модификаций. Строились заводы для авиастроения, развитие отечественной промышленности сделало большой рывок благодаря молодому конструктору. Сикорский был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени.

Производство новых шести моделей было прервано революцией. Массовые волнения в стране выбили из колеи всех специалистов и соратников Сикорского. Командующего авиационными войсками генерала Шидловского зверски убили разбушевавшиеся матросы на финской границе. Со дня на день ожидал ареста и сам Сикорский. Он был предан Государю, свято верил в Бога и понимал, что в живых его не оставят. Расположение Императора к Сикорскому было общеизвестным фактом, поэтому весной 1918 года конструктор покинул Россию, оставив молодую жену и маленькую дочь. Проработав год во Франции и создав копию четырехмоторного гиганта, Игорь Иванович намеревался вернуться на Родину. Россия была охвачена пламенем гражданской войны, политическая обстановка была неясна, поэтому конструктор посчитал целесообразным продолжить свою деятельность за границей.

В 1919 году он уезжает в США, где начинаются тяжелые годы борьбы за существование. Несмотря на все трудности, Сикорский не отказался от конструирования. Через четыре года инженер находит единомышленников среди русских эмигрантов и открывает маленькую самолетную компанию «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн». Скромный, но регулярный доход позволяет конструктору вызвать из России дочь и двух своих сестер. Через некоторое время Игорь Иванович вновь женится на русской эмигрантке Семеновой Елизавете. Во втором браке появляются четверо сыновей.

Первый самолет, построенный в тяжелейших условиях, двухмоторный S-29 для Лонг Айленда был самым лучшим. Модель сразу стала востребованной, а компания Сикорского получила постоянные заказы. В 1924 году имя славного конструктора приобрело известность и в США, а Советская Россия назвала его политическим предателем.

Самолетостроительная фирма начала заниматься созданием и продажей легких одно и двухмоторных бипланов. Так появились модели S-31, S-32, S-33 и S34, но Сикорскому хотелось создать машину, способную перелететь Атлантику. Конструктор вновь принимается за разработки тяжелого многомоторного корабля S-35. Неизвестно, что именно повлияло на результат, но Сикорского постигла неудача – самолет загорелся на старте. Впоследствии ошибки были исправлены и конструкция взлетела, но гигант не приобрел популярности, поскольку время было упущено, а перелет через Атлантический океан уже состоялся. Для поддержания авторитета фирмы требовалось срочно создать что-то совершенно новое и функциональное. Спасительным шедевром авиастроения стала амфибия S-38 — корабль на 10 пассажирских мест с двумя моторами. Чудо-корабль летал и легко держался на воде, был надежен и безопасен. Теперь фирма Сикорского крепко стояла на ногах, заказы поступали регулярно. На гребне популярности конструктором совместно с компаньонами было решено поднять завод в Стратфорде штата Коннектикут. Получила фирма и новое название — «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн».

Команда под руководством Сикорского работала «на износ», и уже в 1929 году фирма вошла в огромную и сильную корпорацию «Юнайтед Эйркрафт энд Транспорт», в которой находится и сегодня. Отныне русские самолетостроители могли не заботиться о рынке сбыта. Заводы увеличивали мощности и расширяли штат, но основными инженерами оставались русские эмигранты. Заместителем Игоря Ивановича был выдающийся ученый, специалист в области аэродинамики Глухарев М.Е. Брат Глухарева также трудился у Сикорского в качестве конструктора. Русских талантливых инженеров, летчиков и рабочих в команде оказалось много, и все они были близкими друзьями главного конструктора.

Благодаря Игорю Ивановичу в Стратфорде образовалась большая русская диаспора. Беглецы из Советской России старались селиться именно в этом городе. При заводе отстроили церковь, а пост архиепископа Западной Канады получил первый русский священник Антонюк. Сикорский занимался благотворительностью, и с его помощью были построены русская школа, клуб, опера и православный храм в честь Святого Николая.

Наладилось производство тяжелых самолетов-амфибий, многоместных пассажирских лайнеров для перевозок через океан. Летающий корабль S-42, созданный в 1934 году, летал через Тихий Океан, установил много рекордов и, несмотря на большую грузоподъемность, был скоростным лайнером. Еще одна летающая лодка S-43, приобретенная страной Советов, прекрасно зарекомендовала себя в поисках пропавшего русского экипажа Леваневского в северных льдах. Именно эту лодку сняли в известном советском кино «Волга-Волга». Последним тяжелым кораблем в 1937 году стал S-44. После чего спрос на большие самолеты неожиданно упал.

Главному конструктору было 50 лет, когда все пришлось начать сначала. Игорь Сикорский вновь вернулся к вертолетам. Свой первый вертолет он сам поднял в воздух в 1939 году. Классическая схема новой конструкции сегодня является основной для всех моделей вертолетов. Через несколько лет появились усовершенствованные варианты, занявшие ведущие позиции в непростой конкуренции вертолетного строения. Аппарат S-52 смог совершить перелет через Атлантику с дозаправкой непосредственно в воздухе в 1952 году. Далее стали производиться многотонные вертолеты, доказав возможность их полета с любым весом. Никто не мог повторить модель машин русского конструктора. Сикорского стали называть « Мистер Вертолет». Последним и лучшим его вертолетом стал S-58. В 1958 году, достигнув пика славы, Сикорский вышел на пенсию, оставив за собой место советника.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector