0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики сау, калибр, бронирование, вооружение

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. САУ Sturmtiger. «Тигр» против бункеров

Сталинградская битва, ставшая переломным моментом Великой Отечественной войны, наглядно показала, насколько трудно вести боевые действия в городе при помощи вооружений и техники, предназначенных для работы на больших открытых пространствах. Кроме того, в очередной раз подтвердилась важность укрепленных позиций, бункеров и долговременных огневых точек – достаточно вспомнить легендарный Дом Павлова, чей «гарнизон» два месяца успешно оборонялся от атак противника. Для борьбы с подобными укреплениями, а тем более для уничтожения более серьезных опорных пунктов обороны, требовалось соответствующее оружие, способное обстреливать цели с закрытых позиций и при этом накрывать их мощными крупнокалиберными снарядами. Вскоре после окончания сражения за Сталинград, генерал Г. Гудериан, недавно назначенный на пост инспектора танковых войск, выступил с предложением создать крупнокалиберное самоходное орудие.

Предложение было одобрено на самом высоком уровне, после чего началась проработка облика новой бронемашины. Сперва самоходка, получившая кодовое название Sturmtiger («Штурмтигр»), должна была выглядеть как тяжелый танк PzKpfw VI с установленными на нем рубкой и 210-миллиметровой гаубицей. Предварительное проектирование этого самоходного орудия на фирме «Хеншель» шло долго и тяжело – что называется, подкачали смежники. Разработка гаубицы заняла больше времени, чем изначально планировалось. Поэтому в середине весны 43-го вспомнили про интересный проект, отвергнутый флотом. Бомбомет Raketenwerfer 61, также известный под названием Gerat 562, имел калибр 380 миллиметров и обещал перспективной самоходке большое будущее. После принятия на вооружение в составе САУ «Штурмтигр» бомбомет получил индекс StuM RM 61 L/5.

Ствол бомбомета Rheinmetall Borsig Raketenwerfer 61 имел длину всего в 5,4 калибра, что компенсировалось большим весом и мощностью снаряда. Кроме того, предполагалось, что огонь будет вестись по навесным траекториям, для чего большая длина ствола не требуется. Казенная часть бомбомета состояла из кожуха, реечного механизма и плиты замка толщиной 65 миллиметров. Заряжание орудия имело одну оригинальную особенность: после досылания снаряда в ствол и запирания последнего между плитой и задней частью снаряда оставался небольшой зазор в 12-15 миллиметров. Нужен он был для следующей цели. В снарядах бомбомета был солидный метательный заряд, а также маршевый твердотопливный двигатель. Очевидно, что метание 350-килограммового боеприпаса даст отдачу колоссальной силы. Поэтому был сделан зазор между снарядом и замком, выполненный связанным с каналами кожуха ствола. Между стволом Gerat 562 и его кожухом имелось пространство, через которое пороховые газы вырывались наружу, в сторону дула. Благодаря этой системе на «Штурмтигр» не пришлось ставить противооткатные устройства.

В отличие от других ствольных артиллерийских систем, Raketenwerfer 61 проектировался для стрельбы твердотопливными активно-реактивными снарядами. Фугасные боеприпасы массой 351 килограмм оснащались метательным зарядом и шашкой твердотопливного двигателя. В передней части снарядов помещалось до 135 кг взрывчатого вещества. Дно боеприпаса имело 32 наклонных отверстия, расположенных по окружности. Благодаря конфигурации этих «сопел», снаряд вращался в полете. Также небольшое вращение придавалось ему нарезами ствола, в которые входили специальные штифты снаряда. Активно-реактивная система привела к интересной особенности стрельбы: дульная скорость снаряда не превышала 40 метров в секунду. Через мгновение после выхода снаряда-ракеты из ствола происходило воспламенение шашки двигателя. Последний разгонял снаряд до скорости в 250 м/с. Заряд 380-мм снаряда инициировался от взрывателя, который мог настраиваться на задержку от 0,5 до 12 секунд. Согласно инструкциям, прилагавшимся к САУ Sturmtiger, при максимальном возвышении ствола дальность стрельбы составляла 4400 метров.

Из-за оригинального орудия со специальным боеприпасом пришлось значительно пересмотреть старые взгляды на порядок заряжания орудия. Активно-реактивные снаряды помещались в ствол вручную, через казенную часть. Для этого в боевом отделении имелся специальный лоток с роликами и небольшой тельфер с ручным приводом. Перед заряжанием требовалось опустить ствол в горизонтальное положение, после чего конструкция затвора позволяла отпереть его. Далее снаряд вручную досылался в ствол. На случай если боеприпас не попадал своими штифтами в нарезы ствола, экипаж располагал специальным ключом, которым можно было провернуть его на нужный угол. Боекомплект «Штурмтигра» состоял из 12-14 снарядов. По шесть штук размещалось в держателях на боковых стенках боевого отделения. Тринадцатый снаряд помещался в ствол, а 14-й – на лоток. Ввиду большой массы и габаритов снарядов заряжание бомбомета занимало значительное время. Хорошо тренированный экипаж успевал сделать не более одного выстрела за десять минут. При этом в процедуре заряжания участвовало четыре члена экипажа из пяти. Не менее трудоемким было и снаряжение боекомплекта. На крыше рубки устанавливался специальный кран, с помощью которого снаряды переносились с машины снабжения в боевое отделение. Для этих целей над лотком орудия имелся специальный люк. Опущенный снаряд при помощи внутреннего тельфера переносился на свое место, после чего процедура повторялась.

Отсутствие каких-либо специальных противооткатных устройств позволило установить Raketenwerfer 61 на сравнительно простой шаровой установке. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось в пределах десяти градусов от оси, в вертикальной – от 0° до 85°. Орудие наводилось при помощи телескопического прицела Pak ZF3x8 с трехкратным увеличением. Прочая оптика «Штурмтигра» состояла из командирского перископа на крыше и наблюдательного прицела у механика-водителя. Дополнительное вооружение самоходки было достаточно разнообразным. В лобовом листе монтировалась шаровая установка с пулеметом MG34 или MG42 с боезапасом в 600 патронов. Вместо крышки люка для загрузки снарядом мог устанавливаться модуль с 90-миллиметровым казнозарядным минометом. На крайний случай экипаж располагал пистолетами-пулеметами MP38/40.

Ходовая часть всех выпущенных «Штурмтигров» была полностью аналогична ходовой обычных «Тигров». Дело в том, что самоходный бомбомет-мортира не собирался с нуля, но переделывался из готовых танков. Поэтому 12-цилиндровые бензиновые двигатели HL210P30 или HL230P45, а также трансмиссия остались без изменений. В то же время, бронекорпус танка был значительно переработан. Удалялась часть его крыши и две лобовые плиты. Вместо них ставилась сварная рубка из катаных броневых листов, прошедших цементацию. Лоб рубки имел толщину в 150 миллиметров, борта и корма – по 82. Крыша боевого отделения изготовлялась из 40-мм панели. Остальные элементы бронированного корпуса не изменялись.

Проект самоходки Sturmtiger был готов к началу августа 1943 года. Германское руководство сразу его одобрило и начало строить планы на серийное производство. К примеру, первоначальные объемы сборки равнялись десяти машинам в месяц. Однако изготовление «Штурмтигров» грозило ударить по производству тяжелых танков. Поэтому было принято простое и оригинальное решение: переделывать танки, приходящие на капитальный ремонт. Именно из такого PzKpfw VI был собран первый прототип. Фирма Alkett сделала его осенью 43-го, после чего начались испытания. В связи с рядом обстоятельств рубка первого опытного образца была собрана из обычной неброневой стали. Пробные стрельбы показали высокую огневую мощь машины. Не обошлось без претензий: длительное и трудоемкое заряжание ограничивали возможности самоходки. Также ряд нареканий вызвали снаряды, которые не были доведены до ума. В итоге окажется, что до самого конца Второй Мировой экипажам «Штурмтигров» придется стрелять исключительно фугасными снарядами. Обещанный кумулятивный боеприпас для уничтожения особо крепких сооружений так и не был сделан.

Полная проверка прототипа затянулась на десять месяцев. Из-за этого обстоятельства «Штурмтигр» отправился в бой прямо с полигона. 12 августа 1944 года прототип без бронирования и всего с 12-ю снарядами был отправлен в Варшаву, где его предполагалось использовать при подавлении восстания. Результаты стрельб по объектам восставших подтвердили все выводы испытателей: снаряд ненадежен, а точность все же оставляет желать лучшего. Кроме того, к старым проблемам добавилась новая. При стрельбе на полигоне подрыв учебных целей происходил нормально. Однако тяжелые активно-реактивные боеприпасы были предназначены, прежде всего, для обстрела хорошо защищенных бетонированных объектов. В случае с кирпичными домами пробивное действие снарядов было избыточным – дом буквально пробивался навылет, снаряд заглублялся в землю и взрыв частично поглощался грунтом. Через пять-семь дней после прибытия первого прототипа под Варшаву к нему присоединился только что собранный первый серийный экземпляр. Приехавшие с ним снаряды имели более чувствительные взрыватели, благодаря чему огневая мощь бомбометов была полностью восстановлена до полигонных показателей.

Читать еще:  Снайперская винтовка Штейер ССГ 04 (Steyr SSG 04)

Серийное производство самоходок длилось крайне недолго. Первая из 17-ти машин была собрана 13 августа 44-го, а последняя – 21 сентября. Серийные машины практически не отличались от прототипа. Самое заметное различие – другая нарезка ствола, с 36 нарезами вместо девяти. На практике это означало, что при неправильной подаче снаряд нужно было проворачивать на меньший угол. Только после окончания сборки партии Sturmtiger был принят на вооружение под названием 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger. До конца осени 1944 года в Вермахте было сформировано три роты, которые вооружались новыми «Штурмтиграми». Помимо серийных образцов в войска был отправлен и прототип, который довели до состояния серийных машин. Долго он не служил – уже в конце 44-го года был списан из-за сильного износа.

Специфическая тактическая ниша САУ Sturmtiger в сочетании с отсутствием большого количества хорошо укрепленных целей и постоянным отступлением немецких войск привела к тому, что 380-мм снаряды посылались в самые разные объекты. К примеру, в отчете 1001-й роты, на вооружении которой состояли «Штурмтигры», значится уничтожение сразу трех танков «Шерман» всего одним выстрелом. Тем не менее, это была скорее случайная удача, нежели нормальная практика. Другие примечательные события из боевой практики 1000-й, 1001-й и 1002-й рот – единственных подразделений, где были 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger – если и были, то широкой известности не получили. Зато еще во время войны самоходки «прославились» другим. Из-за своей большой боевой массы в 66 тонн «Штурмтигры» часто ломались, и порой не было никакой возможности провести ремонт или эвакуировать их в тыл. Стоит отметить, что до начала весны 1945 года это было достаточно редкой практикой – за зиму немцы списали по неисправности всего одну машину. «Сезон потерь» начался в марте. Всего за пару месяцев весны большая часть остававшихся «Штурмтигров» была брошена либо уничтожена собственными экипажами. Техника все больше изнашивалась, а возможностей для ремонта не было. Поэтому бойцы были вынуждены отступать без своей боевой машины.

Стоит отметить, что были уничтожены не все самоходки. Как минимум, три или четыре единицы попали в руки стран антигитлеровской коалиции. Имеются сведения о послевоенных испытаниях двух экземпляров в США и Великобритании. До нашего времени дожило только два «Штурмтигра», которые теперь являются музейными экспонатами. Первый находится в танковом музее города Кубинка, второй – в Немецком танковом музее (г. Мюнстер). Существует версия, что самоходка из Кубинки – тот самый прототип, доработанный до комплектации серийной машины, хотя стопроцентных доказательств этому пока не найдено. Кроме того, в европейских музеях имеется несколько активно-реактивных снарядов для 380-мм бомбомета StuM RM 61 L/5.

Проект 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger получился неоднозначным. Превосходная огневая мощь самоходки и замечательное бронирование с лихвой компенсировались невысокими ходовыми данными и не очень надежной трансмиссией. В отношении последней можно сказать то же самое, что и о силовых агрегатах любых поздних модификаций танка «Тигр». Двигатель и трансмиссия не всегда справлялись с выросшей боевой массой, что в ряде случаев приводило к потере машины. При этом, по-видимому, недостатки «Штурмтигра» не ограничивались только лишь проблемами трансмиссии и ходовой части. Крупнокалиберная ствольная артиллерия с активно-реактивными боеприпасами оказалась не самым лучшим видом военной техники. Низкая точность, сверхмалая для сухопутных войск скорострельность и очень узкая тактическая ниша привели к тому, что ни одна из стран мира не стала серьезно браться за это направление. «Штурмтигр» остался первым и последним серийным реактивным бомбометом.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики сау, калибр, бронирование, вооружение

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

«Штурмтигр», представлял собой переработанный в штурмовое орудие танк «Тигр I», предназначенный для стрельбы специальными снарядами по неподвижным целям. «Штурмтигр» мог вести огонь как прямой наводкой, так и с удаленной на расстояние до 6 км позиции. 380-мм мортира, или гаубица, создавалась как вооружение подлодок для обстрела наземных объектов, поскольку выстрел из орудия осуществлялся с использованием реактивной тяги, эту установку можно считать предтечей современных баллистических ракет, запускаемых с субмарин.

Самоходная установка Штурмтигр — видео

Когда Кригсмарине (ВМФ) отказался от своей затеи, мортиру заполучили армейские начальники. Единственной подходящей самодвижущейся платформой для нее оказался танк «Тигр». Войскам на Восточном фронте требовалось нечто подобное (калибра 210 мм или около того) для борьбы с трудными целями. Казалось, «Штурмтигр» ожидало большое будущее, однако к тому моменту, когда производственники успели запустить изделие в серию, наступил уже август 1944 г., Германия теперь все глубже уходила в оборону, а потому большого заказа не последовало. Строительством занималась фирма «Алькетт», взявшая за основу «Тигра» Ausf Е, на который специалисты установили угловатую бронированную рубку с наклонным лобовым броневым листом.

Ствол ракетной ПУ был чуть смещен к правому борту и снабжен отверстиями для вывода газов реактивного снаряда. В самом боевом отделении помещалось всего 12 снарядов, однако с помощью ручного крана можно было через люк на крыше пополнить боезапас с борта транспортера для подвоза боеприпасов. Каждый снаряд весил ни много ни мало 350 кг, поэтому для транспортировки их от места хранения боеукладки к затвору ПУ в рубке имелся еще один кран. Разные источники называют совершенно разные цифры выпущенных «Штурмтигров» — от 10 до 81 единицы, но наиболее достоверное количество — 18 единиц. Поступили они на вооружение трех батарей «Штурммерсеров» и приняли некоторое участие в обороне Германии, таким образом, по назначению фактически не использовались.

Оценка машины

Вооружение и защищённость

Применение на «Штурмтигре» новейшего для своего времени вооружения — реактивного бомбомёта (в различных источниках именуемого также реактивным миномётом или ракетомётом) — обеспечило САУ непревзойдённую в своём классе огневую мощь, сравнимую разве что с железнодорожными или наиболее тяжёлыми традиционными артиллерийскими системами. Вместе с этим, реактивный бомбомёт, а также его размещение на «Штурмтигре», имели и ряд серьёзных недостатков. Одним из них была крайне низкая точность, свойственная, впрочем, любой ракетной артиллерии того времени — на максимальной дистанции стрельбы в 5700 метров разброс попаданий составлял до 4 % от дистанции стрельбы, или круга диаметром около 230 метров. Впрочем, с учётом назначения «Штурмтигра» это не являлось столь серьёзным недостатком — в городских условиях обычная дистанция стрельбы была значительно меньше, и средний разброс в радиусе 5 метров на дистанции в 1000 метров вполне позволял вести огонь по столь крупным целям как здания или укрепления. Другим недостатком, относившимся уже к калибру системы, была крайне низкая скорострельность — даже в относительно просторной рубке САУ 4 человека не могли обеспечить ей скорострельность более 1 выстрела в 10 минут.

«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра». Лобовая деталь рубки, толщиной 150 мм, расположенная под углом 47° к вертикали, была малоуязвима даже для наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Из противотанковых орудий лишь британская 76-мм противотанковая пушка QF 17 pounder при использовании подкалиберного снаряда, советская 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) и американская 90-мм зенитная пушка М2 (использовавшаяся как танковая и противотанковая; подкалиберным снарядом)) имели шансы пробить её на предельно малых дистанциях. Вместе с тем, эта деталь имела и своё уязвимое место — 380-мм канал ствола бомбомёта, попадание в который, вполне вероятное на малых дистанциях, даже при наиболее благоприятном для экипажа САУ исходе гарантированно лишало машину боеспособности. Нижняя часть ранних машин, помимо базовой 100-мм плиты «Тигра», защищалась прикручиваемой болтами дополнительной 50-мм бронеплитой, но в дальнейшем, поскольку и бронирование базовых танков показало себя в боевых условиях вполне достаточным, дополнительные плиты не устанавливались, чтобы не утяжелять и без того ненадёжную вследствие перегруженности машину. Даже базовая 100-мм плита, расположенная на «Штурмтигре» под углом 25°, обеспечивала защиту от большинства танковых и противотанковых орудий на нормальных дистанциях боя. В этих условиях лобовое бронирование рубки выглядело излишним и перегружавшим машину, не увеличивая существенно её защищённость.

Читать еще:  По мотивам Colt М1911. Субкомпактный пистолет WC EDC X9S (видео)

380-мм фугасная ракета «Штурмтигра»

Защищённость бортовой и кормовой проекций «Штурмтигра» осталась в целом на уровне базовой машины. Если в начале 1943 года она обеспечивала ему надёжную защиту от подавляющего большинства танковых и противотанковых орудий, то уже к 1944 году развитие противотанковой артиллерии лишило «Штурмтигр» этого преимущества. Хотя артиллерийские системы, способные пробить его бортовую броню с больших дистанций, такие как 76-мм M5 или QF 17 pounder, либо 57-мм ЗИС-2, были сравнительно немногочисленны, применение САУ в городских условиях делало для неё опасными даже сравнительно малоэффективные при других обстоятельствах устаревшие орудия. При этом, всякое пробитие брони для «Штурмтигра», нёсшего по бортам боевого отделения более тонны взрывчатых веществ, представляло значительную угрозу.

Надёжность

«Тигр», служивший базой для «Штурмтигра», после периода первоначальной доводки, устранившего или значительно уменьшившего многие из его ранних проблем, превратился в сравнительно надёжную для своей весовой категории машину. Тем не менее, многие из его недостатков, такие как невысокая надёжность трансмиссии или склонность двигателя к перегреву, так и не были окончательно устранены до конца его службы. «Штурмтигр» же, помимо унаследования от базовой машины этих проблем, потяжелел по сравнению с ней на 10 тонн, что привело к крайней перегрузке подвески. Проблема усугублялась ещё и неравномерным распределением нагрузки, поскольку основная часть дополнительной массы — 150-мм лобовая плита рубки и бомбомёт, пришлась на передние катки. Именно проблемы с подвеской в дальнейшем стали основной причиной выхода из строя «Штурмтигров», усугубляясь повышенной сложностью ремонта из-за шахматного расположения катков подвески.

Ствол «Штурмтигра» с заряженной 380-мм ракетой

Оценка боевого применения

За время своей сравнительно недолгой службы «Штурмтиграм» почти не довелось использоваться по своему прямому назначению. Единственным эпизодом, когда «Штурмтигру» довелось принимать участие в штурме городов, было подавление Варшавского восстания. Впоследствии, хотя «Штурмтигры» не раз направлялись для выполнения подобных задач, обстановка на фронте, усугублённая частыми поломками САУ, неизменно препятствовала этому. Тем не менее, в тех отдельных эпизодах, когда «Штурмтигры» использовались против подходящих целей — зданий или укреплённых точек, его 380-мм орудие доказало свою высокую эффективность в их разрушении.

Однако в условиях отступления германских войск подобные цели были редки, и в тех случаях, когда «Штурмтигры» всё же вступали в бой, их целью обычно становились наступавшие англо-американские части. В этих же условиях критичными становились такие недостатки «Штурмтигра», как низкая точность стрельбы и крайне медленное перезаряжание. Постоянные же проблемы с надёжностью и нехваткой боеприпасов, усугублённые перебоями в снабжении, привели к тому, что подавляющее большинство «Штурмтигров» не были уничтожены в бою, а были подорваны и брошены своими экипажами.

Вид на боевое отделение «Штурмтигра», захваченного британскими войсками весной 1945 года. Замок 380-мм бомбомёта отсутствует

Тактико-технические характеристики Штурмтигр

— Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.
— Разработчик: Alkett
— Годы разработки: 1943—1944 гг.
— Годы производства: 1944—1945 гг.
— Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.
— Количество выпущенных, шт.: 18

Экипаж: 5 человек

Вес Штурмтигр

— Боевая масса, т: 66

Габаритные размеры Штурмтигр

— Длина корпуса, мм: 6280
— Длина с пушкой вперёд, мм: 6280
— Ширина, мм: 3705
— Высота, мм: 2850
— Клиренс, мм: 485

Бронирование Штурмтигр

— Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°
— Крыша корпуса, мм: 28
— Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°
— Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°
— Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°
— Крыша рубки, мм/град.: 40

Вооружение Штурмтигр

— Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм
— Тип пушки: Реактивный бомбомёт
— Длина ствола, калибров: 5,4 калибров
— Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов
— Углы ВН, град.: 0…+85°
— Углы ГН, град.: ±10°
— Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8

— Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель Штурмтигр

— Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см.
— Мощность двигателя, л. с.: 650

Скорость Штурмтигр

— Скорость по шоссе, км/ч: 38,2
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38,2

— Запас хода по шоссе, км: 100
— Запас хода по пересечённой местности, км: 100
— Удельная мощность, л. с./т: 10,6
— Тип подвески: Индивидуальная торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18

— Преодолеваемый подъём, град.: 36°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,79
— Преодолеваемый ров, м: 2,3
— Преодолеваемый брод, м: 1,2

Фото САУ Штурмтигр

Немецкая САУ «Штурмтигр» (38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger), подбитая на улице поселка Оберембт (Oberembt).

Солдат 5-й бронетанковой дивизии США осматривает немецкую САУ «Штурмтигр» (38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger), брошенную возле моста. САУ вооружалась 380-мм корабельным реактивным минометом (ракетометом), предназначенным для разрушения баррикад, домов и укреплений в условиях уличных боев.

Военнослужащие 9-й армии США осматривают немецкую САУ «Штурмтигр» (Sturmtiger), захваченную в районе Миндена (Minden), Германия. На переднем плане разрушенный корпус 380-мм фугасной ракеты.

Немецкая тяжелая САУ «Штурмтигр» (Sturmtiger) из 1002-й отдельной роты самоходных минометов, захваченная американскими военными в Дрольсхагене (Drolshagen).

Британцы проезжают на бронированной ремонтно-эвакуационной машине M4 ARV (на базе танка M4 «Шерман») мимо тяжелой немецкой САУ «Штурмтигр», брошенной экипажем из-за поломки и захваченной американцами. Поселок Оберембт (Oberembt).

«Штурмтигр» – несостоявшийся монстр

Штурмовое орудие – боевая машина на базе линейных танков, которая использовалась для поддержки пехоты в наступлении. Их главная задача – уничтожение огневых точек противника. Не каждая машина могла справиться с подобной задачей. Например, требуется уничтожить крупную постройку, которую занял противник, а орудия, способного уничтожить постройку, на данный момент нет.

В такой ситуации можно использовать тяжелую артиллерию, но гораздо удобнее установить мощную гаубицу на подвижное танковое шасси, что увеличивает мобильность и взаимодействие с пехотой. Именно этим вопросом и занялись немцы в период войны с Советским Союзом. В итоге было создано новое штурмовое орудие, аналогов которому не было – «Штурмтигр».

История создания

Германская промышленность выпустила значительное количество штурмовых орудий. Созданные на базе средних танков штурмовые орудия «Штурмгешутц» обладали крепкой броней, оснащались 75-мм противотанковыми орудиями и 105-мм гаубицами.

Во время проведений боевых действий выяснилось, что мощности данных орудий недостаточно для уничтожения полевых укреплений противника. Поэтому сразу появилась необходимость в создании нового штурмового орудия, способное нести мощное вооружение и бронирование, достаточное для условий городского боя.

Разработка такой машины началась в 1942 году. Она должна была иметь обозначение «Бэр» – медведь, использовать шасси тяжелого танка T-VI «Тигр», увеличенное в размерах. Предполагалась установка 305-мм орудия. Вскоре проект был отвергнут военным командованием Вермахта. Несмотря на это, Гитлер отдал приказ, по которому велась разработка другого штурмового орудия на базе тяжелого танка PanzerKampfwagen VI.

Новое штурмовое орудие получило название «Штурмтигр».

Первоначально на нем задумывалось установить 210-мм гаубицу. Проектирование данного орудия откладывалась – это могло привести к срыву всего проекта. Чтобы это избежать, было предложено заменить 210-мм орудие установкой 380-мм бомбомета RW-61, который предполагалось использовать в военно-морских силах гитлеровской Германии. Вес снаряда RW-61 составляет 350 кг. Бомбомет должен был размещаться на немецких крейсерах.

Машина получила высокую оценку от самого Гитлера, который настаивал на немедленном развертывании производства данных штурмовых орудий. Но с принятием на вооружение тянули, так как офицеры в Генштабе придерживались мнения, что это бесполезная разработка в сложившейся ситуации на фронте, ведь немецким войскам в четвертом периоде войны требовалось чаще обороняться, нежели наступать.

Несмотря на все возражения в Генштабе, первая партия тяжелых танков «Тигр» была отправлена на завод фирмы Алкетт на переделку в САУ. На это повлиял, как ни странно, фюрер Третьего Рейха.

Читать еще:  Помповые ружья и дробовики разных стран Мира.

Конструкция

«Штурмтигры» собраны на основе тяжелого танка «Тигр», поэтому обе машины имели идентичную компоновку. Изменению подверглись боевое отделение и лобовое бронирование. Экипаж составлял 5 человек. 4 из них перезаряжали бомбомет. Перезарядка RW-61 длилась 10 минут.

Нижняя часть корпуса машины по сравнению с базовым танком не подверглась изменению. Рубка собиралась из броневой стали и крепилась сверху боевого отделения.

Для погрузки 350 кг снарядов устанавливался специальный погрузочный кран.

На «Штурмтигре» применяется следующее оборудования для связи и обзора:

  • Перископический наблюдательный прибор Sf14z и Pak ZEC-42;
  • Радиостанция FuG5 и переговорное устройство SE 10u.

В состав вооружения входят:

  • 380-мм реактивный бомбомет RW-61;
  • пулемет MG-34 калибра 7,92 мм.

В качестве силовой установки применяется 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 650 л/с. В состав трансмиссии входит синхронизированная 8-ступенчатая КПП, связанная с маховиком двигателя карданным валом. Для поворота используется фрикционно-шестеренчатый механизм и дисковые тормоза. На штурмовом орудии установлены бортовые передачи, с разгруженным ведомым валом.

В ходовой части располагались 24 опорных катка, установленных на торсионной подвеске. Располагались опорные катки в шахматном порядке (так называемая схема Книпкампа).

Лобовое бронирование было толщиной 15 см, располагалось под большим наклоном. Это было сравнимо с броней тяжелого «Королевского Тигра» и давало выдержать удар любой противотанковой артиллерии.

Нижняя лобовая деталь имела толщину 10 см.

К ней с помощью болтов прикреплялась дополнительная 5 см бронеплита. Позже выяснилось, что данная бронеплита лишняя, так как расположенная под большим углом лобовая броня и без дополнительной защиты выдерживала огонь противотанковой артиллерии.

Применение в бою и модификации

У «Штурмтигра» отсутствуют модификации. Но с учетом эксплуатации данных штурмовых орудий, некоторые изменения всё-таки вносились в отдельные экземпляры машин.

Машины поступили на вооружение трех образовавшихся в 1944 году рот. Впервые «Штурмтигр» использовали в подавлении польского восстания в Варшаве, которое вспыхнуло в августе 1944 года. В дальнейшем участвуя в боях на Западном фронте, показали свои способности в поражении танков противника. Также имеются данные об уничтожении одним «Штурмтигром» трех танков армии союзников (одним выстрелом).

Есть неподтвержденные сведения, что «Штурмтигры» применяли также в отвлекающей операции «Северный ветер».

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

Аналогом немецкого штурмового орудия выступала САУ ИСУ-152. Советская машина была универсальной машиной, не созданная для ведения городских боев, обладала большей надежностью. По мощности снаряда она уступала немецкой, но отличалась лучшей дальнобойностью, скорострельностью и быстрой перезарядкой.

Штурмтигр (Sturmtiger) (18 фото)

Штурмтигр (нем. Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmrser Tiger, также распространено такое название — Штурмпанцер VI (нем. Sturmpanzer VI) — это германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, тяжёлая по массе. Создана в 1943 году на шасси тяжёлого танка Тигр и предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях.

Видео: Германская САУ Штурмтигр (Sturmtiger) ведёт огонь

В ходе Второй Мировой Войны Германия выпускала различные специализированные типы бронетехники, включая Штурмтигр — штурмовые танки. Они использовались как машины тяжёлой поддержки пехоты в уличных боях в крупных городах. Использовались главным образом против зданий и в операциях против сильноукреплённой обороны противника. Первым штурмовым танком был Sturminfanteriegeschutz 33, разработанный на шасси среднего танка Panzer III. Он вооружался 150 мм. тяжёлой пехотной гаубицей sIG.

После штурмтигрf был разработан Sturmpanzer IV Brummbar, который базировался на шасси среднего танка Panzer IV и вооружался 150 мм. штурмовой гаубицей StuH (Sturmhaubitze). 306 таких машин, произведённых в период с 1943 по 1945 год, принимали участие в боевых действиях на всех фронтах. Самым тяжёлым и самым мощным из штурмовых танков был Штурмтигр, который поступил на вооружение германской армии в конце 1944 года. Это был результат завершения работ над похожим проектом — Sturmpanzer Bar.

Осенью 1942 года, после тяжёлых боёв под Сталинградом, была разработана концепция тяжёлого самоходного штурмового орудия поддержки пехоты, предназначенного специально для уличных боёв. В то время единственным танком, специально предназначенным для данной роли, был Sturminfanteriegeschutz 33, в то время как Sturmpanzer IV Brummbar находился пока в стадии разработки. Сначала предполагалось вооружить Штурмтигр 210мм. гаубицей, но в тот момент её не было в наличии. 5 августа 1943 года было решено установить на модифицированный Tiger 380мм ракетную пусковую установку/мортиру в новую надстройку.

Новая машина получила обозначение 38cm RW61 auf Sturm(panzer)morser Tiger, но этот танк также изхвестен как Штурмтигр, Sturmpanzer VI и Tiger-Morser. Наиболее часто применяемым было обозначение Штурмтигр. Новая машина по компановке и отводимой ей роли была схожа с Brummbar, но имела более тяжёлое шасси и вооружение. Компания Alkett получила заказ на производство первого прототипа к октябрю 1943 года. 20 октября 1943 года прототип Sturmtiger был представлен Адольфу Гитлеру на тренировочном полигоне в Arys в Восточной Пруссии. Этот прототип базировлся на Tiger промежуточной версии (дорожные колёса с резиновыми бандажами) и надстройку из железных бронеплит (мягкая сталь).

Прототип интенсивно испытывался и в апреле 1944 года был принят в производство. Для производства использовались повреждённые в боях поздние модели Tiger (дорожные колёса со стальными бандажами) вместо новых. С августа по декабрь 1944 года Alkett собрал всего 18 Sturmtiger (номера шасси с 250043 по 251174). 10 машин было выпущено в сентябре и ещё 8 — в декабре 1944 года. Изначально планировалось производить по 10 таких машин в месяц, но данный темп производства так никогда и не был достигнут.

В 1943—1945 гг. из линейных танков было переоборудовано 18 Штурмтигров, включая прототип. Они применялись в боях практически до самого конца войны, ограниченно, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий Штурмтигры не оказали.

Основным вооружением Штурмтигра являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61 (армейское обозначение 38 cm RW61 или StuM RM 61 L/5) с длиной ствола в 5,4 калибра. Бомбомёт устанавливался в лобовом листе рубки в шаровой установке.

Штурмтигр был вооружён 380мм. заряжаемой с казённой части короткоствольной мортирой Raketenwerfer 61 L/5.4, которая стреляла на близкое расстояние (4600-6000м.) огромными ракетными снарядами большой разрушительной мощности. Это орудие было разработано компанией Rheinmetall-Borsig на основе морской установки запуска глубинных бомб. Для локальной обороны на передней бронеплите устанавливался 7,92мм. пулемёт MG34. Sturmtiger был способен уничтожить любое здание или другую цель с одного выстрела.

Правда, боезапас его составлял всего 14 реактивных снарядов (весом 345-351кг. каждый). 12-13 снарядов хранились на специальных подставках внутри надстройки и 1 в стволе мортиры. Машина была оборудована ручным краном, помогавшим производить зарядку мортиры. Для этой операции требовались усилия всего экипажа. 12 августа 1944 года прототип Штурмтигра был отправлен в польский город Pruzshkow, а затем в Варшаву для помощи в подавлении восставшей Польской Народной Армии. Один из неразорвавшихся снарядов Штурмтигра сегодня можно увидеть в экспозиции в музее Wojska Polskiego в Варшаве.

Ремонт пушки Штурмтигра

Некоторые из них приняли участие в наступлении в Арденнах, но большинство участвовало в обороне по берегам Рейна. Sturmtiger показали себя превосходным оборонительным оружием, но позже все они были уничтожены огнём тяжёлой артиллерии или воздушными атаками. Есть сообщение о том, что единственным выстрелом из Sturmtiger были полностью уничтожены три американских танка M4 Sherman. Сегодня полностью восстановленный и функционирующий Sturmtiger можно увидеть в «Auto & Technik Museum» в Sinsheim, в Германии

Задняя часть Штурмтигра

Всего по состоянию на 1 марта 1945 года в частях насчитывалось 13 Штурмтигров, три машины находились на складах, ещё одна машина была потеряна, также в это число не входит списанный ещё в октябре 1944 года прототип. Действительно очень редкая модель Штурмтигра!

Во Второй мировой войне специализированными тяжелобронированными штурмовыми орудиями, помимо Германии, обладал лишь СССР. Примерным аналогом Штурмтигра могут служить тяжёлые САУ СУ-152 и ИСУ-152, однако последние были более универсальны и не создавались специально для боя в городских условиях.

С чисто инженерной точки зрения машина Штурмтигр выдающаяся. Но вот её целесообразность характеризует фраза генерала Гальдера про другую немецкую боевую машину того времени*: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное». 813-мм осадная пушка «Дора»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector