0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самый востребованный танк т-90мс

Танк Т-90МС

В феврале 2020 года в Абу-Даби состоялась международная выставка IDEX 2020, в ходе которой демонстрировались новейшие образцы различных вооружений. Настоящей «звездой» российской части экспозиции стал основной боевой танк Т-90МС. Надо отметить, что потенциальные заказчики проявляли значительный интерес к этой машине еще до её первого открытого официального показа. О своём намерении приобрести значительные по численности партии таких танков говорили, в частности, представители Кувейта и Египта, однако дальше других продвинулась Индия – контракт на поставку в эту страну более четырех сотен Т-90МС в данный момент находится на стадии подписания, переговоры продолжаются.

История создания

Как известно, распад СССР и последующий коллапс экономики России нанесли особенно тяжелый удар по оборонным предприятиям. Не стала исключением и корпорация «Уралвагонзавод», финансовое положение которой в начале двадцать первого века было крайне печальным. Кто знает, что могло бы произойти в дальнейшем с этим предприятием, если бы не подписание контракта 2001 года с Индией. Спасительное для «Уралвагонзавода» соглашение предусматривало выпуск большого количества танков Т-90, точнее, их экспортных модификаций Т-90С и Т-90СК (командирский вариант).

Экономический эффект от этой сделки позволил не только сохранить корпорацию, но и продолжить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ОКР). В те годы они шли по двум основным направлениям. Первым из них была разработка российского «танка будущего», известного под названием Т-95 (впоследствии от этого проекта отказались в пользу Т-14 «Армата»), а второе подразумевало модернизацию Т-90.

Начиная с 2004 года, было развернуто серийное производство модели Т-90А, которая сразу же была принята на вооружение российской армии. Спустя пару лет появилась экспортная модификация этой боевой машины, Т-90СА. В это же время, по всей видимости, начались работы по теме «Прорыв-2», целью которых было дальнейшее наращивание возможностей танка. Правда, поначалу представители «Уралвагонзавода» предпочитали говорить о создании некоего «универсального боевого модуля».

Так или иначе, к 2011 году, когда серийное производство Т-90А приостановили, был создан модернизированный вариант этого танка, получивший обозначение Т-90АМ. Наибольшую «медийную» известность, впрочем, получила его экспортная модификация, Т-90СМ, которую впервые продемонстрировали на выставке REA-2011 в Нижнем Тагиле.

Новый танк во многом отличался от базовой модели. В частности, он получил новую пушку 2А46М-5 и двигатель В-92С2Ф с увеличенной до 1 130 лошадиных сил мощностью. Кроме того, изменилась схема размещения боекомплекта, форма башни и состав бортового электронного оборудования. Одним из самых заметных новшеств стало появление установки УДП Т05БВ-1. Она заменила прежний зенитный пулемет «Утёс».

Т-90СМ мог бы, возможно, повторить успех своего непосредственного предшественника, Т-90С, который в первое десятилетие двадцать первого века стал самым продаваемым танком во всём мире – объем экспортных поставок превысил полторы тысячи. Помешали этому сугубо политические факторы – в 2014-м году начался кризис на Украине, ставший поводом для введения экономических санкций против России.

В результате Кувейт, проявлявший немалый интерес к модернизированной экспортной модификации Т-90, предпочёл не ссориться с США и прекратил переговоры с «Уралвагонзаводом». Последовали этому примеру и другие потенциальные заказчики.

В течение нескольких следующих лет эта неопределенная ситуация сохранялась, однако конструкторы продолжали работы по модернизации танка. Велись они в рамках проекта «Прорыв-3», результатом реализации которого стало появление вначале Т-90М, а затем и Т-90МС.

К сожалению, из многочисленных публикаций, посвященных этим танкам, порой невозможно понять, чем отличаются между собой Т-90СМ и Т-90МС и не являются ли они одной и той же машиной. В частности, сообщалось, что танк Т 90МС, точные характеристики которого остались неизвестными, якобы был успешно испытан в Кувейте еще в 2014-м году, а кое-где эту машину успели уже назвать самой продающейся в мире. В то же время в статьях 2020-го года модификация Т-90МС названа только что появившейся новинкой. Получается, что в 2014-м речь могла идти скорее о Т-90СМ. О каком-либо коммерческом успехе говорить преждевременно, поскольку пока еще нет ни одного утвержденного контракта.

Чтобы избежать путаницы, можно попробовать выяснить, в чем же разница между Т-90МС и Т-90СМ. Сделать это не так просто, поскольку оба названия довольно длительное время действительно использовались для обозначения одного и того же танка, появившегося впервые в 2011 году. Значительная часть изменений, происшедших с тех пор в рамках реализации проекта «Прорыв-3», вероятно, приходится на аппаратное и программное обеспечение боевой информационной управляющей системы (БИУС). Но это явно не всё.

Необходимо вспомнить о том, что Т-90АМ оснащался орудием 2А46А-5, в то время как на Т-90М установили пушку 2А82, «позаимствованную» у новейшего российского танка «Армата». Поставлять на экспорт 2А82 запрещается, это орудие предназначено только для российской армии. Таким образом, танк Т 90МС его не получит. Однако, еще в 2017-м году появились сообщения о том, что эта машина, в зависимости от пожелания заказчика, может комплектоваться пушками 2А46М-5 (такая же, как на Т-90АМ и Т-90СМ), 2А46М-5-01 и 2А46М-6.

Какой-то детальной информации про 2А46М-6 пока еще не опубликовано, но можно предположить, что это орудие является неким «компромиссным» вариантом – хуже, чем 2А82, но лучше, чем 2А46М-5. Пока же на сайте «Уралвагонзавода» Т-90МС показан с той же пушкой, что и Т-90СМ. Словом, путаница продолжается, но есть вероятность того, что после перевооружения танка и полного завершения его разработки ситуация всё же прояснится.

Основные цели и задачи

Танк Т-90МС предназначен для ведения активного наступательного или оборонительного боя в условиях сильного противодействия со стороны противника. В его задачи входит:

  1. Поддержка мотострелковых подразделений, подавление и уничтожение огневых точек противника непосредственно на поле боя;
  2. Прорыв системы обороны противника, уничтожение его артиллерии;
  3. Борьба против танков и другой бронетехники противника;
  4. Глубокие рейды с уничтожением транспортных колонн, складов боеприпасов и снаряжения во вражеском оперативном тылу;
  5. Ведение разведки.

Таким образом, Т-90МС представляет собой гибкое и достаточно универсальное средство ведения маневренной войны.

Особенности конструкции

Т-90МС представляет собой танк классической компоновки с передним отделением управления, в котором находится механик-водитель, средним боевым отделением, «увенчанным» башней, где размещены командир и наводчик, и задним моторно-трансмиссионным отделением. Машина оборудована боевой информационно-управляющей системой, частью которой является система управления огнём (СУО) «Калина».

В состав СУО входят, в частности, следующие элементы:

  1. ПК ПАН «Соколиный глаз». Этот панорамный прицел, предназначенный для командира танка, был разработан в Белоруссии. Устанавливают его не только на Т-90МС, но и на Т-72Б1МС;
  2. ПНМ «Сосна-У». Прицел, предназначенный для наводчика, имеется возможность использования тепловизионного канала и лазерного дальномера;
  3. Устройство для автоматического сопровождения цели;
  4. Стабилизатор;
  5. Прибор определения государственной принадлежности.

СУО «Калина» позволяет реализовать принцип «охотник-стрелок», подразумевающий быструю «передачу» выявленных приоритетных целей наводчику. Такой подход обеспечивает выстрел по противнику сразу же после его появления в секторе поражения пушки.

В качестве «охотника» может выступать как командир боевой машины, использующий панорамный прицел, так и другой танк. Тем самым обеспечивается тактическое взаимодействие на поле боя. Наибольшая эффективность может быть достигнута подразделениями Т-90МС, получающими целеуказания от Т-14 «Армата».

В целом такой подход совпадает с требованиями концепции сетецентрической войны, которая подразумевает постоянное взаимодействие и полную согласованность между всеми непосредственными участниками сражения.

Тип бронирования и системы защиты

Танк Т-90МС обладает комбинированной многослойной бронёй дифференцированной толщины. На бортах и корме танка установлены решетчатые экраны. Кормовая часть башни дополнительно прикрыта броневым коробом.

Почти весь танк закрыт элементами модульной динамической защиты 4С22 «Контакт-5». Это отличает Т-90МС от Т-90АМ и Т-90М, на которых использована более новая ДЗ 4С23 «Реликт», экспорт которой в настоящее время запрещён.

Важной особенностью Т-90МС (и Т-90СМ) является отсутствие в составе базовой комплектации системы «Штора», предназначенной для защиты от противотанковых управляемых ракет. Установка её может быть выполнена по желанию заказчика. Учитывая, что «Штора» уже доказала свою эффективность в ходе боёв в Сирии, большинство покупателей едва ли от неё откажутся.

Таким же образом обстоит дело и с комплексом активной защиты – на демонстрационных образцах Т-90МС он отсутствует, но его можно установить. Правда, приобрести «Афганит», которым оборудуется Т-90М, пока еще нельзя. Экспортные танки предполагается комплектовать активной защитой «Арена-Э».

Читать еще:  «Ручная пушка» RT-20 калибра 20х110

Чтобы танк не подорвался на мине с магнитным взрывателям, применяется система СПМЗ-2Э. Защита от вторичных осколков, образующихся при внешнем ударе по броне, обеспечивается экранами, сделанными из арамидной ткани.

Силовая установка, трансмиссия и подвеска

В качестве силовой установки для танка Т-90МС используется многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф (первоначальное название – В-93). Цикл его испытаний был полностью завершен в 2017-м году, однако его устанавливали еще на Т-90СМ и Т-90АМ в 2011 году. Мощность этого мотора составляет 1130 лошадиных сил.

Новый двигатель позволил существенно повысить тяговооруженность и подвижность танка Т-90СМ. В дальнейшем предполагается оборудовать эти машины еще более мощным и современным мотором В-99.

Дополнительно на танке устанавливается вспомогательная дизель-генераторная установка – она размещена на боковой надгусеничной полке и предназначена для снабжения электричеством бортового оборудования при выключенном главном двигателе.

Конструкция трансмиссии в основном не изменена, сохранены те же семь передних и одна задняя передачи, что и на исходном Т-90А. Имеется автомат переключения передач – механизмы подобного типа на обычных автомобилях обычно называют «коробка-робот», не следует путать их с обычными гидромеханическими АКПП.

Подвеска, судя по фотографиям танка, практически не отличается от той, что имелась на Т-90А – индивидуальная торсионная. О плавности хода можно будет судить по результатам практического применения. Управление осуществляется при помощи поворотного штурвала.

Технические характеристики

Основные параметры танка Т-90МС, опубликованные «Уралвагонзаводом», выглядят следующим образом:

Самый востребованный танк Т-90МС

В модельном ряду российской бронированной техники есть машины, которые заслуживают более пристального внимания, как со стороны военных, так и со стороны экспертов в области современного танкостроения. К таким машинам можно смело отнести Основной Боевой Танк Т-90МС. Как показала практика последних лет, боевая машина, созданная Уральскими танкостроителями, является на сегодняшний день одной из самых покупаемых в мире. Причина такого спроса на отечественный танк лежит в конструкции бронированной машины и в ее высоких тактико-технических характеристиках.

Предыстория появления танка Т-90МС

Появление в начале 90-х годов танка Т-90 стало своеобразным толчком к развитию нового поколения российских бронированных машин. Используя накопленный производственный потенциал и боевой опыт применения танков Т-72, российские конструкторы сумели создать принципиально новую машину. Танк Т-90 стал основной боевой машиной в российской армии и выпускался в первоначальной версии почти 12 лет. В 1999 году после смерти создателя боевой машины главного конструктора В.И. Поткина было решено присвоить Т-90 словесный индекс «Владимир». Машина получилась настолько удачной, что только в 2004 году были начаты первые работы по модернизации базовой модели.

Необходимость в модернизации возникла из-зи появления повышенного интереса к российскому танку со стороны иностранных покупателей. Требовалось не только усовершенствовать базовую модель Т-90, но и внести в конструкцию ряд усовершенствований, появившихся в танкостроении в новом тысячелетии. Огромный технологический ресурс базового танка позволил создать в процессе модернизации целое семейство новых бронированных машин, среди которых особо выделяются экспортные варианты изделия.

Следует отметить, что экспортный вариант машины Т-90С был разработан параллельно с началом производства основного танка, еще в 1992 году. Долгое время новый Т-90С находился в тени. Неясна была обстановка с поставками на экспорт другой машины этого семейства танка Т-80. Только в 1997 году российский танк был впервые продемонстрирован на международной выставке вооружений в Абу-Даби, получив с легкой руки военных экспертов прозвище «летающий танк».

Первым серьезным покупателем российского танка выступила Индия. Сначала в Индию для проведения испытаний было отправлено три машины. Результаты, полученные в ходе испытаний Т-90С, превзошли все ожидания. Финальной точкой стало подписание большого контракта на поставку для индийских вооруженных сил 310 танков модификации Т-90С. В этом же году индийской стороне была передана техническая документация для производства индийского варианта Т-90С «Bhishma» на лицензионных условиях.

Следом за Индией машиной заинтересовались Алжир, Азербайджан и Казахстан. По условиям контракта 2016 года намечена поставка российских танков во Вьетнам. Всего на экспорт, начиная с 2001 года, было поставлено около 1500 машин этого типа.

Что за чудо-танк Т-90МС

Опираясь на повышенный интерес к экспортной версии основного боевого танка Т-90, специалисты и конструкторы АО» НПК Уралвагонзавод» разработали усовершенствованный вариант машины. На сегодняшний день экспорт является основным направлением производства танков Т-90. По сравнению со своим предшественником новый танк с индексом Т-90МС получил значительное усиление и улучшение основных танковых параметров: огневой мощи, защиты и подвижности. По многим параметрам модернизированная машина напоминает немецкий основной танк «Леопард-2», который создавался в эти же годы. Экспортная модификация российского ОБТ «Владимир» Т-90МС «Тагил» к 2009 году успела пройти все виды испытаний и получила право на серийное производство.

По данным военных экспертов новая модификация представляет собой оптимальное сочетание «цена-качество». Новый танк «Армата» еще только переживает трудности подросткового возраста, тогда как базовая модель Т-90 уже хорошо отработана в плане производства и обкатана в полевых условиях. Стоимость бронетанковой техники на сегодняшний день является ключевой. Танки представляют собой военную технику, применяемую массировано, поэтому при разработке новой боевой машины делается ставка на массовое, серийное производство. Здесь важно сделать акцент на том, что контрактная стоимость российского танка варьируется в диапазоне 2,5-2,6 млн. долларов.

Для справки: Стоимость немецкого основного танка «Леопард-2» составляет примерно 10 млн. долларов.

В сравнении с зарубежным образцами российский танк выгодно отличается в ценовом диапазоне, однако считать российскую разработку дешевым вариантом не стоит. Технология производства и внедрение технических новинок позволили не только повысить тактико-технические характеристики российской разработки, но и удешевить массовое производство Т-90МС. Подобные мероприятия направлены на создание выгодных условий для покупателей по экспортным контрактам.

Основные конструктивные особенности

Конструкция нового ОБТ Т-90МС вобрала в себя все самое лучшее, что имеется в мировом танкостроении на данное время. Основной фишкой новой машины стала башня. Теперь это уже не танковая башня в привычном понимании, а полноценный боевой модуль. Внутренне пространство башни получило лучшую эргономику. Экипаж боевой машины теперь чувствует себя внутри башни намного комфортнее. Все лишние детали, узлы и механизмы убраны из открытого доступа. Из конструктива башни удалены все огнеопасные элементы и покрытия. Электропроводка уложена в магистрали, занимая теперь значительно меньшее пространство внутри башни.

Внутреннее пространство башни претерпело кардинальные изменения. Для удобства работы экипажа в башне установлен автомат заряжания. Здесь же стоит система управления огнем и блок дистанционного управления автоматическим оружием. На новой модели резервные боеприпасы хранятся в кормовой части башни, что ускоряет процесс подачи очередной партии выстрелов в боевое отделение.

На оснащении танка поступил новый прицел наводчика, который имеет теперь визирный и тепловизирный каналы. Другими словами, экипаж боевой машины теперь может распознать цель на расстоянии до 5 км. Для точного определения расстояния до цели используется лазерный дальномер. Следует отметить основное оружие бронированной машины. На танке Т-90МС установлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М5с хромированным стволом. Такое новшество значительно увеличило ресурс орудийного ствола. Пушка дополнительно оснащена эжектором и имеет теплозащитный кожух, в котором установлена система контроля теплового изгиба ствола.

Артиллерийское вооружение танка дополняет автоматическое оружие. В башне вместе с орудием стоит спаренный 7,62 мм пулемет. На крыше башни устанавливается зенитный пулемет калибром 7,62, который может быть заменен на более мощное оружие.

Машина в отличие от своих предшественниц имеет круговую защиту. Сегодня танк одинаково хорошо защищен со всех сторон, включая верхнюю и боковую часть корпуса. Усилена броневая защита кормы танка — ахиллесовой пяты всех танков. Современный бой часто ведется в условиях тесной городской застройки, поэтому конструкторы Т-90МС предприняли шаги по созданию эффективной защиты танка со всех ракурсах. Для этой цели по всему периметру бронированного корпуса дополнительно установлены решетчатые экраны.

Силовая установка танка впечатляет. На танке Т-90МС стоит модернизированный дизельный двигатель производства Челябинского Тракторного Завода, мощность которого увеличили до 1130 л.с. Двигательная установка обеспечивает бронированной машине высокую скорость движения: по шоссе до 80 км/ч, по пересеченной местности до 30км/ч. Запас хода составляет 325 км и 520 с навесными топливными баками. На новом российском танке стоит автоматическая коробка передач, что обеспечивает механику-водителю большую свободу действий во время движения. Теперь во время движения машины водителю-механику нет необходимости переключать внимание с рычагов поворота на рычаг переключения скоростей. Для независимого электроснабжения танка в конструкции установлен генератор электроэнергии, обеспечивающий питание всех важных машины даже при выключенном основном двигателе.

В итоге

Новая экспортная версия отечественного танка «Владимир» стала настоящим прорывом в современном танкостроении. Добившись серьезных улучшений в основных боевых характеристиках машины, отечественные танкостроители создали не только новое изделие, привлекательное для иностранных покупателей, но обеспечили задел на будущее. Большое количество однотипных танков, поставленных за рубеж, в скором времени будет нуждаться в модернизации. Экспортный вариант Т-90МС является готовой разработкой для последующей реализации масштабной модернизации ранних версий.

Читать еще:  Новая ракета-перехватчик для американской противоракетной обороны

Т-90МС — лучший танк на мировом рынке

Т-90МС / Фото: Виталий Кузьмин

С. Гореславский возглавляет объединенную делегацию госкорпорации Ростех и Рособоронэкспорта на выставке Gulf Defence & Aerospace-2015 в Эль-Кувейте.

«Новый танк Т-90МС неоднократно демонстрировался на международных выставках, в том числе крупнейшей региональной выставке IDEX в Абу-Даби. Мы убеждены, что по совокупности показателей и критерию «эффективность-стоимость» Т-90МС, являющийся вершиной развития семейства Т-72/Т-90, – лучший танк, предлагаемый сегодня на международном оружейном рынке», — сказал замгендиректора, отвечая на вопрос, интересуются ли танком страны Ближнего Востока.

Сергей Гореславский / Фото: Ростех

По его словам, Рособоронэкспорт активно занимается его продвижением, в том числе к нему проявляют интерес и арабские страны.

Т-90МС — новейшая экспортная версия танка Т-90. В танке используются те же самые типы боеприпасов, которые использовались на Т-90. Дополнительно в боекомплект включен снаряд осколочного типа с дистанционным подрывом, который обеспечивает более эффективную борьбу с живой силой противника.

Т-90АМ «Прорыв» — новейшая модификация Т-90А «Владимир», работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв-2». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90MС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011 .

Фото: Виталий Кузьмин

Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.

Средства наблюдения и связи

Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной системой управления огнём « Калина » с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена. В неё входит многоспектральный прицел наводчика, панорамный прицел командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы. В СУО интегрирована боевая информационно-управляющая система тактического звена. «Калина» обеспечивает комплексное взаимодействие прицелов, комплекса управляемого вооружения (КУВ), электрических стабилизаторов пушки, систем управления, пультов и панелей управления с связанных с ними аппаратов вычислительного комплекса СУО, обеспечивающей приём сигналов, отправку командных сигналов.

Панорамный прицел командира содержит двухплоскостную независимую стабилизацию поля зрения, лазерный дальномер, телевизионный и тепловизионный каналы. В многоканальном прицеле оператора-наводчика « Сосна-У » наличествует двухплоскостная независимая стабилизация поля зрения, визирный, тепловизионный каналы, лазерный дальномер и лазерный канал управления комплексом управляемого вооружения.

Фото: Виталий Кузьмин

Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар , а также улучшена система пожаротушения.

Основными особенностями модернизации вооружения стали новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5 , а также дистанционно управляемая 7,62-мм зенитная установка «УДП Т05БВ-1». Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения, которые теперь одинаково эффективны и днём и ночью.

Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, еще 8 в немеханизированной укладке у перегородки МТО, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённом на корме башни.

Установлена динамическая защита « Реликт » вместо « Контакт-5 ».

Двигатель и управление

На танк устанавливается моноблочная силовая установка с форсированным дизелем В-92 С2Ф мощностью 1130 л. с. В-92С2Ф — четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель с газотурбинным наддувом и жидкостным охлаждением . Представляет собой модернизацию В-92С2. В двигателе установлены новые насос и форсунки, усиленные шатуны и пальцы, усилена конструкция картеров, улучшено качество литья.

Фото: Виталий Кузьмин

При производстве коленчатого вала стало использоваться азотирование. Улучшенный воздухоочиститель с увеличенным ресурсом. Обновлена система защиты и оповещения экипажа при нештатной работе двигателя. В-92С2Ф запускается при минимальной температуре холодного пуска −20 °С. Амплитуда запуска в промежутке от −50 °С до +50 °С. Максимальная высота эксплуатации до 3000 метров над уровнем моря . Масса двигателя — 1,07 тонн. Удельная мощность 0,72 кВт/кг (0,98 л.с./кг). Выхлопная система расположена в надгусеничном патрубке для уменьшения температуры корпуса и заметности танка для систем ИК-наведения. В отличие от прежних дизелей В-46, В-84 и В-92 с отдельной механической трансмиссией, новый двигатель в едином унифицированном блоке с автоматической трансмиссией .

Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный прибор ночного видения водителя и телекамера заднего обзора.

  • Т-90АМ — базовый вариант, разработанный для ВС России .
  • Т-90АМК — командирский вариант танка Т-90АМ с дополнительным связным и навигационным оборудованием, разработанный для ВС России .
  • Т-90МС — экспортный вариант танка Т-90АМ.
  • Т-90МСК — экспортный вариант танка Т-90АМК.

Танк Т-90МС «Тагил» – уральский «Прорыв»

Иногда военная техника служит очень долго. И сохранять боеспособность на протяжении десятилетий ей позволяет потенциал для модернизаций. Американский танк «Шерман», разработанный ещё в начале Второй Мировой Войны, участвовал в танковых сражениях ещё в 70-х годах. Советский Т-55 – модификация танка, принятого на вооружение ещё в 1946 году, в 80-е годы обзавёлся комбинированной бронёй и динамической защитой.

Т-72 –давно не новый, его прямой потомок Т-90 разработан в конце 80-х годов. А в начале 21 века уральским конструкторам пришлось выводить своё детище на новый уровень. Эта программа получила шифр «Прорыв».

История создания

В 90-е годы вновь образованная Российская Федерация вошла с разнообразным парком бронетанковой техники, доставшейся от Советского Союза. При этом завод имени Малышева в Харькове, занимавшийся модернизацией старых Т-64 и выпуском дизельных модификаций Т-80 (будущий «Оплот»), отошёл Украине. Кировский завод в Санкт-Петербурге работы по танкам остановил.

Таким образом, в стране остались два танкостроительных предприятия. Омский завод выпускал Т-80У, считавшийся самой передовой советской бронемашиной. Нижний Тагил был «родиной» Т-72, изначально задуманного как «упрощённый» и максимально пригодный для массового выпуска. В советское время такие машины неплохо дополняли друг друга. Однако Россия не могла позволить себе выпуск даже двух различных типов танков.

В это время Нижний Тагил представил Т-90 – глубокую модернизацию Т-72, приближенную по боевым качествам к Т-80. Ситуация осложнилась. С одной стороны, Т-80У уже стоял на вооружении, а Т-90 надо было ещё освоить. С другой, газотурбинный двигатель «восьмидесятого» в войсках не любили, считая прожорливым и капризным. А вот Т-90 был оснащён надёжным и неприхотливым 12-цилиндровым дизелем.

Удар по репутации Т-80 нанёс штурм Грозного, в ходе которого было потеряно множество машин.

В итоге выбор сделали в пользу Т-90. Он же стал и основным экспортным российским танком. Омичи ещё пытались модернизировать свой Т-80, и даже изготовили, в порядке инициативы, ходовой макет танка нового поколения «Чёрный орёл». Но завод от закрытия это уже не спасло.

В Нижнем Тагиле тем временем начали работы по теме «Прорыв». В то время как для российской армии разрабатывались принципиально новые образцы бронетехники, Т-90 предлагался на экспорт и пользовался успехом на рынке.

Но всё-таки это была машина, созданная ещё в 70-х годах, да и Т-80У, унифицированный с «девяностым» по электронному оборудованию, пошёл в серию ещё в середине 80-х годов. Машина нуждалась в модернизации, и первым «прорывом» стал Т-90МС «Тагил»– танк, призванный заменить в производстве экспортные Т-90С.

Конструкция

Корпус танка Т-90МС остался таким же, как и предшественников – коробка, сваренная из листов катаной стальной брони. Верхний лист лобовой детали танка – из комбинированной брони, в состав которой входят так называемые «отражающие листы». Когда сквозь такой бронепакет проходит кумулятивная струя, деформация «отражающих листов» надвигает на путь струи тыльный стальной лист, рассеивая её.

Под нижним бронелистом Т-90МС монтируется выдвижной бульдозерный отвал для самоокапывания.

Углы наклона лобового листа брони танка – 68⁰. Борта корпуса – вертикальные, из брони толщиной 70-80мм, частично закрытые элементами ходовой части.

Нижнюю часть борта Т-90МС образует корытообразное днище. Поверх лобовой брони танка устанавливаются модули динамической защиты – от встроенной динамической защиты было решенное отказаться ради возможности быстрой замены модулей для ремонта или модернизации. На Т-90МС использована система защиты «Реликт» – на поражающий модули снаряд она воздействует, выбрасывая крышку и пластины брони. Причём возросшая чувствительность модулей привела к тому, что Т-90МС получил улучшенную защиту и против малоскоростных снарядов.

Читать еще:  Не совсем «токарев». Травматический пистолет ТТК

Модулями «Реликта» полностью закрыты и борта танка (кроме кормовой его части). Корма Т-90МС дополнительно защищена решётчатыми противокумулятивными экранами – граната от РПГ, попав в такую решётку, деформируется, и из-за повреждений кумулятивной воронки не сможет при срабатывании сформировать струю. Максимальная толщина брони Т-90МС эквивалентна, по некоторым оценкам, около 1300мм катаной броневой стали.

Если корпус танка остался, фактически, неизменным, то башня, сваренная из катаной брони, позволяет безошибочно опознать танк Т-90МС.

Полусферические литые башни окончательно ушли в прошлое – длинная и плоская башня Т-90МС похожа на ту, что устанавливалась на опытный омский танк «Чёрный орёл».

Длина башни увеличилась за счёт добавленного к корме отсека для размещения боекомплекта. Традиционно на советских танках, начиная с Т-64, боеукладка «второй очереди», то есть не поместившиеся в карусель автомата заряжания снаряды, размещалась в боевом отделении, в том числе в баках-стеллажах. Теперь для повышения пожаробезопасности и живучести дополнительный боекомплект Т-90МС вынесли в бронированный короб за башней.

Короб изолирован от боевого отделения и снабжён вышибными панелями. Считается, что по конструкции основной части башни Т-90МС (за вычетом кормового контейнера) аналогична башне Т-90А и имеет комбинированную броню только в лобовой проекции, толщина брони боковых стенок же составляет около 70мм. Однако как на лоб, так и на борта башни устанавливаются модули системы защиты «Реликт». Короб с боекомплектом защищён решётчатыми экранами.

Изменился люк командира танка. На Т-90МС его можно приподнять вертикально вверх, не откидывая в сторону. Командир получил возможность выглянуть для осмотра местности, оставаясь под бронированной крышкой. А изнутри боевое отделение Т-90МС отделано кевларовым подбоем, для защиты экипажа танка от вторичных осколков при пробитии брони. Комфорт экипажа может обеспечиваться «опциональным» кондиционером.

Двигатель танка Т-90МС – 12-цилиндровый дизель В-92С2, оснащённый турбонагнетаталем. Хотя этот мотор ведёт родословную от дизеля В-2, впервые появившегося ещё на танке БТ-7, неизменными остаются разве что количество цилиндров и рабочий объём в 38,8 литров. В-92 имеет усиленную конструкцию, современную топливную систему, а его мощность – 1130 л.с. За счёт этого Т-90МС, хотя и стал тяжелее предыдущих танков, но по показателям удельной мощности их превзошел. Соответственно улучшились ходовые качества. Двигатель танка монтируется в едином блоке с коробкой передач.

КПП у Т-90МС хотя и осталась механической по конструкции, но у неё появилось автоматическое переключение ступеней.

Возможность ручного переключения также сохранили. Ещё одним нововведением на Т-90МС стал отказ от рычагов управления бортовыми фрикционами. Теперь механик-водитель управляет танком при помощи штурвала с сервоприводами. Это не только повышает маневренность, но и облегчает труд танкиста.

Танк Т-90МС получил и вспомогательную силовую установку, которая позволяет пользоваться средствами связи и вооружением, не запуская двигатель. ВСУ представляет собой закрытый кожухом дизель-генератор, установленный в кормовой части машины над левой гусеницей.

Вооружение

Оружие танка Т-90МС «Тагил» представляет собой эволюцию существующих образцов отечественного танкового вооружения. «Главный калибр» – гладкоствольная пушка «Рапира» модификации 2А46М-5 калибра 125мм. От прежних моделей «Рапиры» она отличается более жёсткой трубой и хромированным каналом ствола.

Цапфы пушки крепятся с помощью безлюфтовых узлов, дополнительно предусмотрены ещё два устройства, выбирающих люфт. За счёт этого точность стрельбы и ресурс пушки удалось повысить. Основная часть боекомплекта Т-90МС – 22 выстрела, размещённые в карусели электромеханического автомата заряжания.

Если боезапас будет израсходован – экипаж может воспользоваться дополнительной укладкой из восьми выстрелов, которая находится у переборки моторного отсека. Правда, заряжать эти снаряды придётся вручную. Остальной боезапас машины перевозится в упомянутом башенном коробе.

Автомат заряжания Т-90МС модернизировали, и теперь он может использовать вновь разработанные снаряды, большего, по сравнению с прежними изделиями, удлинения.

Длина активной части бронебойного подкалиберного снаряда 3БМ42, принятого на вооружение в конце 80-х годов – 574мм, пробиваемость по нормативам – 450мм брони на дистанции в 2000м.

Снаряд 3БМ48, принятый на вооружение в 90-х годах, имеет длину 635мм, а его нормативная пробиваемость – 600мм брони. А для танков с усовершенствованным автоматом заряжания были созданы снаряды 3БМ-59 (с урановым сердечником) и 3БМ-60 (с сердечником из карбида вольфрама). Их точные характеристики не оглашались, но оценивается в 700мм (для 3БМ-60) и 800мм (для 3БМ-59) брони.

О кумулятивных боеприпасах известно меньше. Под новый механизм заряжания, во всяком случае, новых снарядов не разрабатывали. Наиболее современными кумулятивными снарядами являются 3БК21Б с облицовкой из обеднённого урана и тандемный 3БК-29. На выставках демонстрировался снаряд 3БК-31, содержащий три кумулятивных заряда и способный пробить до 800мм гомогенной брони, но данных о его постановке на вооружение нет.

Для поражения живой силы и небронированных целей танки Т-90МС могут использовать осколочно-пучковые и осколочно-шрапнельные снаряды с возможностью подрыва в воздухе в заданной точке.

Наконец, Т-90МС «Тагил» сохранил способность запуска через ствол пушки управляемых ракет «Инвар». Ракеты с тандемной кумулятивной боевой частью имеют пробиваемость около 900мм брони, что даёт им возможность поражать любую бронетехнику. Против укреплений и скоплений лёгкой техники танк может применять ракеты с термобарической боевой частью. Наводятся ракеты «Инвар» по лучу лазера, дальность их полёта – до 5 км.

С орудием Т-90МС спарен пулемёт ПКТ калибра 7,62мм – он изменений не претерпел.

А вот место турели над люком командира машины заняла дистанционно управляемая пулемётная установка, огнь из которой можно вести, не вылезая из башни. Установка оснащена таким же пулемётом ПКТ, как и спаренный с пушкой, но это только в «базовой комплектации». По желанию заказчика модуль с пулемётом ПКТ можно заменить и на крупнокалиберный КОРД, и даже на автоматический гранатомёт. Точность стрельбы обеспечивает наличие стабилизатора.

Бортовое оборудование

Если оружие танка Т-90МС осталось прежним, хотя и модернизированным, то оборудование рабочих мест командира и наводчика полностью изменилось. Для контроля над окружающей обстановкой танк оснащён четырьмя телекамерами ТВКТ-95Н, обеспечивающими круговой обзор. За счёт такого нововведения количество слепых зон при наблюдении с места командира сократилось до двух небольших секторов по левому борту и за кормой, а наводчик может просматривать всё по левому борту и впереди танка. Командирский прицел – панорамный телевизионный, имеет стабилизацию, может работать в режиме тепловизора и оснащён встроенным лазерным дальномером.

Основной прицел наводчика модели «Сосна-У» также оснащён тепловизионным каналом и встроенным дальномером, обеспечивает увеличение от 4 до 12 крат. Предусмотрен в Т-90МС и вспомогательный прицел, линия прицеливания которого связана с пушкой. Система правления огнём «Калина» танка Т-90МС позволяет автоматически сопровождать цели, причём задачу на это могут выдать как наводчик, так и командир. Изображение цели, выводимое на дисплеи, при этом автоматически обрабатывается. Установлена на танк и система спутниковой навигации, интегрированная в комплекс управления взаимодействием подразделения.

Для связи в танке используется радиостанция «Акведук» (Р-168-25У-2), оснащённая системой шумоподавления, способная вести засекреченную связь и принимать цифровую информацию. В движении дальность связи достигает 30км, если же использовать выдвижную мачту – переговоры можно вести и на дистанции в 60км.

Т-90МС оснащён системой защиты от ракет с лазерным наведением.

Если датчики фиксируют облучение машины лазером, срабатывает светозвуковая сигнализация, а дымовые гранатомёты автоматически ставят завесу. При этом башня танка может развернуться в сторону источника излучения. Дополнительно на Т-90МС может устанавливаться система активной защиты «Арена», сбивающая противотанковые снаряды и ракеты осколочными боеприпасами.

Эксплуатация и модификации

Впервые танк Т-90МС был представлен публике в 2011 году. В 2016 году партию танков заказала Индия – один из основных эксплуатантов Т-90. Интерес к танку проявили Кувейт и Египет, причём египтяне рассчитывают развернуть сборку у себя. В Кувейте же Т-90МС должны заменить стареющие М-84 – Т-72 ещё югославской сборки. В самой России в это время считалось, что основной машиной бронетанковых сил станет Т-14 «Армата».

Однако, когда производство «Арматы» застопорилось, интерес к Т-90 вновь вернулся. Вариант для российской армии получил обозначение Т-90АМ («модернизированный Т-90А»). От Т-90МС он отличается применением новой системы активной защиты «Афганит». Кроме того, комплекс управления подразделением интегрируется в единую систему управления тактического звена.

Но и эта модификация Т-90МС не является «окончательной».

Планируется модернизировать все российские Т-90 до стандарта Т-90М. Предполагается, что у него в дистанционной установке будет штатно установлен пулемёт КОРД, а орудие будет заменено на 2А82, разработанное для Т-14 «Армата» (для которой разработаны новые снаряды ). А топливные баки изолируют от боевого отделения переборками из тонкой брони.

Тактико-технические характеристики

Рассмотрим развитие российских танков, сравнив основные параметры Т-90МС, его предшественника, и «Арматы».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector