0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолет миг-35: истребитель ввс россии, технические характеристики (ттх), максимальная скорость и вооружение

Содержание

МиГ-35: характерные особенности и технические данные современного российского истребителя

Истребитель МиГ-35 является новейшим многофункциональным истребителем, самым совершенным представителем из всего авиасемейства МиГ. Самолеты МиГ-35 относятся к 4++ поколению, к идеологии воздушных бойцов. Более того, по своими боевыми качествам они должны преобладать над истребителями четвертого поколения и служить для благополучного противостояния истребителям пятого поколения при ведении воздушных боев.

Перехватчики Миг-35 должны стать солидной альтернативой для самолетов пятого поколения, которые отличаются своей нешуточной дороговизной. Российские Военно-Воздушные Силы рассматривают МиГ-35 как переходные звенья в поколениях. Новейшие перехватчики, исходя из планера, являются логическим продолжением в развитии непревзойденных МиГ-29.

Поставляться истребители для российских ВВС начали еще с 2014 года. Министерство обороны России уже сформировало несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков.

Из истории создания МиГ-35

К работам над перехватчиками типа МиГ-35 приступили еще в начале 2000-х годов. Первую выкатку самолета удалось осуществить только в январе 2007-го. Однако уже в 2010 году работали со вступившими в строй тремя прототипами. Эти три образца принимали активное участие в самых разнообразных авиасалонах, а также в текущих испытаниях.

Как ранее уже упоминалось, МиГ-35 создавались на основе МиГ-29, вследствие этого наладить производство удалось в самые кратчайшие сроки. Они чрезвычайно похожи на своих предшественников, однако «нафаршированы» абсолютно новой «начинкой».

Главным образом, это наличие:

  • Облегченного планера;
  • Самой современной авионики;
  • Радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой;
  • Самых перспективных видов вооружений, которые до этого не производились даже в экспортных вариантах;
  • Самых современных оборонных комплексов;
  • Двигателей с увеличенными ресурсами.

Новая модель самолета отличилась демонстрацией превосходных технических характеристик. Новейшие истребители выделялись высокой скоростью, маневренностью, живучестью, самым передовым вооружением и прочими современными «наворотами». Но, что самое интересное, стоимость летных часов МиГ-35 вышла практически в два с половиной раза меньше, чем у предшественников — МиГ-29.

Например, еще до 2006 года представленные истребители назывались МиГ-29М/М2 и только впоследствии они были переименованы в МиГ-35. Так во время проведения авиасалона МАКС-2005 был продемонстрирован их прообраз – модель истребителя МиГ-29М ОВТ. Налаживание промышленного производства МиГ-35 базировалось на заделах, полученных от реализации проекта МФИ, руководство, которым было поручено Владимиру Барковскому — директору центра инженерии ОКБ имени Микояна.

2007 год ознаменовался представлением МиГ-35 главнокомандующему российскими ВВС, Владимира Михайлова, а также Министру обороны Сергея Иванова. Переговорный процесс о предполагаемом обеспечении истребителями велся еще с 2010 года, и только лишь с 2014 года наступил прорыв, и делам предназначено было сдвинуться с места. Истребители были включены в Государственную программу по вооружению российских ВВС до 2020 года.

Летно-технические данные МиГ-35

Технические данные МиГ-35 отличаются:

  • Экипажем 1 или 2 летчика в зависимости от модификаций МиГ-35/МиГ-35Д;
  • Длиной — 17,3 м.;
  • Высотой — 4,73 м.;
  • Размахом крыльев 11,99 м.;
  • Площадью крыла — 42 м².;
  • Нормальной взлетной массой — 17500 кг, пустой — 11000 кг.;
  • Максимальной взлетной массой — 23500 кг.;
  • Двумя двигателями ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»;
  • Максимальной тягой — 2×5400 кгс.;
  • Максимальной тягой при форсаже — 2×9000 кгс.;
  • Углами отклонений векторов тяг: ±8° в любых направлениях, ±15° в вертикальных плоскостях;
  • Скоростью отклонения вектора тяги — 60 °/с.;
  • Массой двигателя — 1055 кг.

Летные ттд МиГ-35

Летные данные МиГ-35 отличаются:

  • Максимальной скоростью у земли — 1400 км/ч.;
  • Максимальной скоростью на высоте — 2400 км/ч.;
  • Практической дальностью машины с подвесным топливным баком — 3000 км.;
  • Практической дальностью без подвесного топливного бака — 2000 км.;
  • Продолжительностью полета до 2,2 часов;
  • Практическим потолком — 17500 м.;
  • Тяговооруженностью с предельной взлетной массой — 0,77;
  • Тяговооруженностью с номинальной взлетной массой — 1,03;
  • Нагрузкой на крыло с предельной массой — 618 кг/м².;
  • Нагрузкой на крыло с номинальной взлетной массой 468 кг/м².;
  • Максимальной эксплуатационной перегрузкой до 9 g.

Вооружение МиГ-35

Вооружение МиГ-35 выделяется:

  • Встроенной 30-ти мм пушкой ГШ-30-1 с боевым комплектом в пределах 150 патронов;
  • Точкой подвески: 10;
  • Боевой нагрузкой — 6500 кг.;
  • Управляемыми ракетами класса «воздух — воздух» с малой дальностью Р-73;
  • Управляемыми ракетами класса «воздух — воздух» со средней дальностью РВВ-АЕ и Р-27;
  • Противокорабельными ракетами Х-35 и Х-31А;
  • Противорадиолокационными ракетами Х-31П;
  • Управляемыми ракетами «воздух-поверхность»: НАР, Х-29, Х-25;
  • Ракетами класса «воздух» Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27;
  • Корректируемыми и свободнопадающими бомбами, авиационными минами.

Авионика МиГ-35

Авионика МиГ-35 выделяется:

  • Радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой Жук-А;
  • Максимальной дальностью обнаружения наземных целей составляющей 60 км.;
  • Максимальной дальностью обнаружения аэродинамических целей до 200 км (в экспортном исполнении до 148 км).

Основные цели и задания МиГ-35

Многофункциональному фронтовому самолету МиГу-35 предназначено поражать наземные, воздушные и надводные цели в ночное и дневное время суток в сложной, а также простой метеорологической обстановке в условиях пассивного и активного радиоэлектронного противодействия неприятеля.

Основные задачи МиГ-35

Основными задачами МиГ-35 являются:

  • Перехваты воздушных целей;
  • Достижение воздушного господства;
  • Изолированность района ведения боевых действий;
  • Подавление противовоздушной обороны противника;
  • Прямая авиаподдержка;
  • Поражение морских целей.

Отличительные характеристики МиГ-35

По своим основным боевым характеристикам МиГ-35Д и МиГ-35 от МиГ-29 отличаются:

  • Сверхманевренностью;
  • Увеличенной дальностью полетов;
  • Высокой боевой живучестью;
  • Повышенной надежностью.

Конструкционные особенности самолета МиГ-35

Повысить боевую эффективность самолета решили путем усовершенствования бортового радиоэлектронного оборудования. Собственно этим оборудованием и отличаются МиГ-35 от других истребителей в новом унифицированном семействе МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2: доли БРЭО в приборах и системах пятого поколения от модификации к модификации лишь увеличиваются.

По своим технологическим решениям истребителю МиГ-35 просто нет равных, как минимум в европейском авиастроении, потому, что:

  • Сосредоточение на электронной составляющей получилось вследствие великолепного аэродинамического замысла МиГ-29. Так, в процессе проектирования МиГ-35 вышло пятидесятипроцентное повышение внутренних запасов топлива, а также двухразовое увеличение боевой нагрузки. По этим причинам вооружению и радиусу действия МиГ-35 удалось возрасти до уровня тяжелого истребителя;
  • Максимальную взлетную массу повысили на треть, вследствие чего она достигла 23,5 тонн. Чтобы сохранить и улучшить летно-технические характеристики в конструкциях внесли некоторые усовершенствования. Так, например, повысили надежность в конструкциях и улучшили несущие качества крыльев;
  • Обновили силовую установку. Произошла замена на двигатели РД-33МК, которые обладают бездымными камерами сгорания, повышенной на 10% тягой, большим ресурсом и увеличенной надежностью. Как опциональное решение могут установить модернизированный РД-33, который обладает всеракурсным отклонением вектора тяги;
  • Кабина в МиГ-35 оборудуется бортовым радиоэлектронным оснащением последнего поколения, которое основано на принципах открытой архитектуры. В ней применяются мультиплексные шины данных со стандартом MIL-STD-1553B. Таким образом обеспечили многофункциональное боевое использование самолетов, а также упростили интеграцию новейших видов вооружений и оснащения отечественных и импортных производителей, охватывая и подвесные. Для управления вооружениями решили воспользоваться принципами HOTAS. В информационно-управляющем поле кабины установили три широкоформатные многофункциональные восьмидюймовые жидкокристаллические индикатора, а также широкоугольную курсоглиссадную систему;
  • Основой в управлении вооружениями МиГ-35 послужило применение: последних радиолокационных станций с активными фазированными антенными решетками «Жук-АЭ», оптико-локационными станциями ОЛС-К, а также оптико-локационными станциями ОЛС-УЭМ, нашлемными системами по целеуказаниям, индикации и прицеливанию НСЦПИ, которые своими возможностями и характеристиками отвечают бортовой системе, устанавливаемой в самолетах пятого поколения. Оптико-локационные станции с лазерными, телевизионными и инфракрасными прицельными приборами выполнены по последним космическим технологиям, которые ранее не применялись в авиастроении. Все это послужило повышению живучести самолетов и эффективности в боевом применении;
  • Применили технологию антикоррозийного предохранения в основных системах и планерах. Это значительно облегчило использование самолетов в тропических широтах;
  • Для МиГ-35 разработали специальные технологические и технические решения, с обеспечением полной автономности при базировании. В частности, это могут быть бортовые кислорододобывающие станции.

Экономическая составляющая и боевая готовность МиГ-35

Служебный ресурс МиГ-35 может составлять не меньше сорока лет. Летный ресурс самолетов может превышать шесть тысяч часов. В самолетах значительно увеличили долговечность двигателей и авионики. Агрегатная численность, которая обладает ограниченными ресурсами, уменьшена практически в три с половиной раза по сравнению с истребителями предшествующих модифицирований.

При этом предусматривается увеличение продолжительности между техническими обслуживаниями, необязательные капитальные ремонты, уменьшение их себестоимости, а также трудоемких затрат.

Экспортный перевес российских МиГ-35

В минувшем году генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ПАО ОАК С. Коротков высказывался, что еще тогда проводились новейшие проектные работы, которые должны были значительно превзойти имеющиеся аналоги. Он уточнил, что в самом ближайшем времени будут продемонстрированы новейшие комплексы, в том числе и МиГ-35, которые уже тогда являлись чрезвычайно востребованными во многих государствах мира и обладали весьма большим потенциалом.

Радикальное улучшение эксплуатационных характеристик МиГ-35 послужило серьезным козырем в изнурительной битве за мировые рынки, которые все в большей и большей мере сориентированы на авиатехнику, с имеющейся низкой стоимостью жизненных циклов. Наряду с прочими факторами, такая тенденциозность вызвана довольно-таки стремительным повышением цен на авиационное горючее.

Читать еще:  Карабин remington 597 vtr camo: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Несомненно, МиГ-35 является лучшим решением для российских Военно-Воздушных Сил, а также для авиации прочих государств, которые имеют в своем распоряжении самые разнообразные ранние вариации МиГ-29. Исходя из некоторых оценок представителей российских ВВС и иностранных заказчиков, всего до 2020 года предполагается поставка приблизительно 300–400 истребителей многофункционального назначения МиГ-35 на сумму приблизительно двенадцать миллиардов долларов.

МиГ-35: если нужен, то кому?

Не так давно всем сообществом мы говорили о проблемах, связанных с Су-57. О том, что самолет если и увидят в войсках, то весьма не скоро и в единичных экземплярах.

Наверное, есть смысл теперь поговорить и о МиГ-35.

МиГ-35, вроде как перспективный многофункциональный лёгкий истребитель поколения «4++», характеристики которого максимально приближены к пятому поколению. Так говорят многие.

Насчет «легкого» — действительно, легкий. Если мы признаем тяжелым Су-35 и сравниваем с ним, то МиГ-35 сильно так легче. Но сравним чуть позже, пока что поговорим о ситуации в целом.

Все началась с информации, что на заводе в Луховицах только сейчас закончен третий самолет из четырех, которые должны были участвовать в государственных испытаниях. Так решили еще в 2017 году, 4 самолета, один из которых спарка МиГ-35УБ. А сами испытания должны были состояться в 2018 году.

Нет, они, испытания, состоялись. Но участие в них приняла только первая пара самолетов.

Между тем состоявшимися испытания могут быть признаны только тогда, когда в них примут участие и подтвердят соответствие все 4 самолета.

Сейчас, говорят, срок очередной раз перенесли, и этот радостный момент где-то там, в конце 2019 года. Что тоже вызывает сомнения, поскольку треть года позади, а четвертого участника испытаний пока нет и не очень-то и предвидится такими темпами.

Так что – 2020 год, не раньше.

Но и то, что самолеты пройдут эти испытания, еще ни о чем не говорит. По идее, в случае успеха на госиспытаниях должно начаться серийное производство МиГ-35.

Но это так, в светлых мечтах. Как у нас сегодня строят самолеты, как (судя по последним заявлениям чиновников в погонах, наша армия насыщена новой техникой более чем на 50%) ведутся закупки…

Возникает вопрос: а вообще стоит ли огород городить? Тратить деньги, время, людские ресурсы? Ради чего? Ради выпуска 6 (ШЕСТИ) самолетов?

Сейчас сведущие товарищи попробуют возразить: в госпрограмме вооружений на 2018-2027 годы стоит цифра в 24 самолета МиГ-35. Соглашусь. Цифра стоит. Но с тем же успехов она может лечь и полежать, поскольку законтрактовано 6 машин. Остальные документами не подкреплены.

Можно сказать, что да, это намерения. И, поскольку времени для исполнения пунктов ГПВ более чем достаточно, то и можно не спешить.

Временно соглашаюсь. Потому что за оставшиеся 8 лет можно и испытания закончить, и самолеты собрать. Были бы на это деньги.

Кстати, о деньгах.

Наверное, Америки не открою, если скажу, что единичное производство – это дорого, а массовое – всегда дешевле. Вообще, это еще товарищ Маркс в «Капитале» вывел.

Чем больше выпускается каких-либо изделий, тем ниже себестоимость этих изделий. Закон как бы. Соответственно, если те же самолеты выпускать серийно, да еще и серийно поставлять в армии (не обязательно только в свою даже), то эксплуатация обойдется дешевле. Именно за счет массовости полетов.

Полеты по делу, они окупят и самолеты, и инфраструктуру под них, все.

Говорят, что в РСК «МиГ» (думаю, что РСК «МиГ» верить можно), проделали большую работу. Говорят, что летные характеристики самолета весьма и весьма неплохи. Даже больше того, они хороши. И говорят, что сотрудниками РСК были проделаны работы по максимальному удешевлению самолета. Времена у нас непростые, денежку надо экономить.

Опять же, по слухам, эксплуатация одного МиГ-35 должна быть чуть ли не в 2 раза меньше, чем у одного предшественника МиГ-29. И, соответственно, в любом случае ниже, чем у тяжелого Су-35.

При маленьком таком условии: серия. Причем одинаковая по количеству с Су-35.

А если выпускать самолеты поштучно, огромными сериями в 6 машин, соответственно, они в эксплуатации становятся несколько дороже. Несмотря даже на то, что сажать их будут на уже имеющуюся отлаженную «миговскую» инфраструктуру.

Но в первую очередь в голову приходит совершенно другой вопрос. А что, нам вообще легкие истребители больше не нужны?

МиГ-29 все, уволен по возрасту. Есть информация, что на сегодняшний день в ВКС РФ остались только МиГ-29С и МиГ-29СМТ. И в морской авиации у нас есть МиГ-29К/КУБ. Общим числом около 150 единиц.

Получается, что, если не заместить МиГ-29 «тридцать пятыми», то через некоторое время легкие истребители у нас вообще исчезнут как класс. Просто потому, что ресурс никто не отменял. Да, сегодня куча стран еще использует МиГ-29, но процесс замены идет у многих полным ходом. И не всегда на российские истребители.

За границей тоже умеют считать деньги. И переучивать/перестраивать/переоснащать с МиГа на Су горят желанием весьма немногие. А кроме МиГ-29СМТ, который все-таки сильно модернизированный, но «двадцать девятый», «Рособоронэкспорт» ничего пока предложить не может.

Представители РСК «МиГ» время от времени говорит о необходимости замены старых МиГ-29 на МиГ-35. На форумах и прочих мероприятиях. Но как водится, наше Минобороны имеет на этот счет свое мнение. В результате реализации этой идеи, которая исходит из правильного мнения МО, Россия скоро сможет стать единственной страной в мире, в ВВС которой нет легких истребителей.

Но, простите, как насчет концепции построения ВВС? В ней говорится о том, что легких истребителей должно быть вдвое больше, чем тяжелых истребителей. Если у нас теперь новая, которая говорит о том, что мы обойдемся только тяжелыми, не вопрос.

К тяжелым истребителям мы относим все выпускаемые концерном «Сухой». Это Су-27, Су-30, Су-35. Су-27 – с ним все более-менее прозрачно, он должен быть сменен Су-35. Остальные в теме. Но несмотря на возможности тяжелых истребителей, все выглядит немного странно.

А почему? А потому, что легкий истребитель – он легкий не только по весу в килограммах, но и в рублях.

Поэтому в случае начала боевых действий такой интенсивности, что начинается убыль самолетов, эту убыль для легких истребителей восполнить проще. С экономической точки зрения.

Между прочим, в США к этим вопросам подходили весьма рационально. И выразилось это в реально легком истребителе F-16, которого наклепали больше 4,5 тысяч экземпляров. Из которых почти полторы тысячи находятся на вооружении сил США.

Ситуация, скажем прямо, не очень. Убираем из общего списка самолеты национальной гвардии США, оставляем F-16 ВВС США и ВМС США. Это чуть больше тысячи самолетов.

Интересно, насколько серьезен расклад из трех сотен Су (27, 30, 35) против 1 000 F-16? Конечно, такую схватку представить сложно, но то, что расклад 1 против 3 не в нашу пользу… не наш.

Учитывая, что работать будут легкие истребители (более быстрые и более маневренные) против тяжелых. Соглашусь, что маневр в современных условиях не играет такой роли, как полвека назад, но тем не менее.

Даже если кто из Су уцелеет в этой гипотетической схватке, в качестве резерва у американцев еще больше шести сотен всяких F-15, 22, 35.

Но это если вдруг взяли и устроили какой-то глобальный мордобой в небе. А если долгая война на истощение? Если противостояние типа афганского или сирийского?

Здесь вопрос, чью убыль проще восстановить, убыль тяжелых или легких истребителей.

В целом ситуация так себе. Но есть вторая половина вопроса. Это Минпромторг. В этом заведении специалисты считают, что МиГ-35 имеет хороший экспортный потенциал. Ну они там все так оценивают и продвигают соответствующим образом.

В плане МиГ-35 Минпромторг еще на авиасалоне МАКС-2017 устроил настолько хорошую презентацию, что желание приобрести самолет выразили 29 стран. Понятно, что из тех, у кого на вооружении стояли МиГ-29.

То есть мы опять будем вооружать других. Не факт, что друзей и союзников, факт, что тех, у кого есть возможность заплатить (и желательно не пальмовым маслом).

Некая немилость, выраженная в полном отсутствии интереса к МиГ-35 у Министерства обороны, выглядит своеобразно. Я думаю, что РСК «МиГ» просто проиграло подковерные войны ПАО «Компания «Сухой». И КБ Сухого просто выполнило задачу по лоббированию своих самолетов на «отлично».

Конечно, в РСК «МиГ» тоже приложились в плане создания негативного имиджа, устроив ряд скандалов, связанных с хищениями и растратами в нулевые годы. Отдельный номер – индийский контракт.

Можно много говорить о кознях американцев и капризных индийцах, но то, что в 2010 году на индийский тендер вышел не тот МиГ-35, о котором мы сейчас говорим, а нечто совершенно обратное, сложно оспаривать. Некий такой полуфабрикат. С никаким двигателем и слепой РЛС, не способной обнаружить указанную цель на испытаниях.

Можно критиковать индийцев, но вот то, что они не захотели платить деньги за такой конструктор и потом его доводить до ума – это нормально вполне. И то, что они забраковали этот, с позволения сказать, полупрототип, совершенно оправдано.

Но будем считать, что сейчас это именно МиГ-35. Нормальный и доведенный до ума самолет. Обладающий тем же роскошным планером (а почему должно быть иначе?), что и МиГ-29. И с другой, более новой авионикой. Недаром его записали в 4++.

Главное, на мой взгляд – «Жук-А», РЛС с активной фазированной антенной решеткой. АФАР позволяет обнаруживать истребитель противника на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10.

Читать еще:  Сау акация 2с3: 152 мм самоходная гаубица, дальность стрельбы, тактико-технические характеристики (ттх)

Понятно, что все характеристики «Жук-А» засекречены. Но если взять общемировые тенденции, то уверен, что она умеет работать на разных частотах с пониженным выделением энергии. Это очень полезно для маскировки самолета от любителей навестись по радарному сигналу.

Есть сведения, что у МиГ-35 все весьма неплохо и с тепловой заметностью, по снижению которой велись весьма успешные работы.

Двигатель РД-33МК, который так был некрасив на демонстрации в Индии, сегодня вроде бы полностью готов и даже соответствует требованиям для двигателей пятого поколения. Плазменное зажигание, цифровая система управления, оптимизация всех режимов работы, повышение тяги до 9400 кгс на форсаже. Бонусом повышение ресурса и снижения расхода.

Вишенка на торте – отдельная модификация двигателя с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги.

Пара слов об электронике. Не одна, как у основного большинства самолетов, а две оптико-локационные станции с телевизионным и тепловизионным каналами. Первая осуществляет обзор в передней полусфере, а вторая предназначена для работы по наземным целям.

Но сравнивать МиГ-35 с F-16 в нашем случае не стоит, речь не идет о сравнении двух легких машин. Да и не F-16 сегодня главный соперник МиГа, к сожалению.

Если сравнивать МиГ-35, то сравнивать надо с Су-35С. Ведь сегодня именно истребитель Сухого поступает в части. И перед которым более легкий и динамичный МиГ-35 будет иметь определенные преимущества. Конечно, при условии использование двигателя, имеющего отклоняемый вектор тяги.

В такой комплектации у МиГа выше скороподъемность, на целых 50 м/с. Это много.

БРЭО у обоих самолетов самое новое, специально разработанное КРЭТом именно для этих самолетов. РЛС у МиГа даже лучше, чем у Су-35С.

Да, дальность полета, потолок, количество ракет для боя (воздушные и наземные цели) у тяжелого истребителя Су-35С выше. Но так и должно было быть, на то он и есть тяжелый истребитель, который просто обязан истребить все, с чем не смогли справиться легкие.

Комплексное взаимодействие. Дополняя и поддерживая друг друга. Причем это просматривается в ЛТХ.

Масса пустого, кг: 11000 / 19500
Максимальная взлетная масса, кг: 23700 / 34500
Масса топлива, кг: 5830 / 11500
Боевая нагрузка, кг: 6500 / 8000
Тяга двигателей, кгс: 2×5500 / 2×8800
Тяга на форсаже, кгс: 2×9400 / 2×14500
Максимальная скорость на высоте, км/ч: 2400 / 2500
Максимальная скорость у земли, км/ч: 1400 / 1400
Боевой радиус, км: 1000 / 1500
Практический потолок, м: 17500 / 20000
Скороподъемность, м/с: 330 / 280

Как видно из цифр, МиГ реально проигрывает Су по некоторым показателям. Но не так уж и сильно. Вопрос исключительно тактики применения. А в некоторых выигрывает. МиГ быстрее. Не в скорости полета, а в необходимом на обслуживание времени. Меньше запас топлива, меньше боевая нагрузка, соответственно, меньше времени на всю подготовку самолета. В условиях высокой интенсивности полетов – преимущество не критичное, но порой весьма полезное.

Вопрос необходимости легкого истребителя для ВВС РФ пока еще стоит. В принципе, почти все страны, которые являются нашими «потенциальными», имеют на вооружении именно два типа самолетов, легкие и тяжелые истребители/истребители-бомбардировщики.

В Германии (да и в Европе вообще) это легкий «Тайфун» и тяжелый «Торнадо», а те же британцы еще на всякий случай и F-35 прикупили по случаю. Китай вполне нормально осваивает выпуск собственных легких истребителей, к J-10 приложили руки в РСК «МиГ», а Су у китайцев и так были, есть и будут.

Сложно сказать, стоит ли нам по бедности уподобляться ВВС Болгарии или Румынии, которым достаточно только одного типа истребителей, но это уже, к сожалению, решать не нам. Как не нам решать, станет ли МиГ-35 левой рукой наших ВКС или ему будет уготована роль добытчика валюты на международных рынках вооружения.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

МиГ-35 – что известно о будущем защитнике России

Даже самое удачное боевое вооружение рано или поздно уступает свои позиции новому, более прогрессивному, созданному в соответствии с требованиями современной парадигмы ведения военных действий. В авиации этот процесс особенно стремителен.

Когда одни из самых известных истребителей СССР МиГ-29 и Су-27 (четвертого поколения) еще только внедрялись в состав ВВС, уже была начата работа над машинами пятого поколения, которая ведется в России до сих пор. И пока Воздушно-космические силы РФ ждут доводки нового истребителя, вместе с легендарным МиГ-29 рубежи России будет защищать его «потомок» – самолет МиГ-35, легкий истребитель поколения 4++, более соответствующий сегодняшним реалиям.

От концепции к опытному образцу

Потребность усовершенствования МиГ-29 встала перед конструкторами в 80-х гг. Тогда Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» развернула работы над его улучшенными версиями (МиГ-29К, МиГ-29М).

В начале 90-х они успешно прошли испытания. Однако из-за распада СССР и сложного экономического положения эти самолеты еще долго не получали шанса поступить на вооружение в ВВС России.

Несмотря на кризис, который сделал практически невозможным госзаказ и финансирование проектов, работы продолжались.

В 1999 г. РСК вернулась к программе МиГ-29/К для создания палубных истребителей по заказу Индии. В 2013 г. самолеты МиГ-29К/КУБ были официально приняты на вооружение индийского ВМФ.

В 2005 г. для участия в тендере на покупку военных самолетов MMRCA (Индия), на базе одного из уже построенных экземпляров, была создана тестовая модель с применением радара «Жук-МАЭ». В итоге, на исходе 2006 г. рабочий проект получил имя «истребитель МиГ-35».

В январе 2017 г. в Луховицах (Подмосковье) прошли его успешные летные испытания, и до 2020 г. Военно-воздушные силы России ожидают поступления первых машин.

Основные технические характеристики

Требования к этой модели – многоцелевое использование и надежность в длительном полете, что сухими цифрами выражается так:

*в зависимости от модификации.
** примерные значения

Особенности конструкции

МиГ-35 обладает всеми преимуществами разработок 4-го поколения и многими из достоинств 5-го. Доставшийся ему в наследство от МиГ-29 планер до сих пор не уступает в технических характеристиках ни одному из натовских конкурентов.

Это позволило конструкторам сосредоточить основное внимание на автоматике и усовершенствовании электронного оборудования.

Авионика МиГ-29 фактически полностью обновилась с добавлением некоторых элементов, которые сейчас присутствуют исключительно на истребителях пятого поколения. МиГ-35 составляет конкуренцию даже гораздо более дорогим американским F-22 и F-35.

Бортовое радиолокационное оборудование практически сводит к нулю технологию Stealth, которая применяется на данных самолетах. Наш МиГ-35 способен обнаружить вражеские истребители на дистанции 200 км и производит картографирование местности с разрешением 1х1 м.

БРЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой позволяет одновременно захватывать до 30-ти целей и вести боевые действия против шести воздушных и четырех наземных противников одновременно.

Дальность обнаружения ракет также увеличена – предупреждение о нападении поступает на дистанции 30 км при атаке «воздух-воздух» и до 50 км при атаке с земли.

Оптико-локационная станция позволяет МиГ-35 засекать цели на расстоянии до 45 км.

Конструкционно самолет МиГ-35 остается многофункциональным легким истребителем, однако по разным параметрам все же тяготеет к классу тяжелых боевых машин. Усиленная структура планера позволяет значительно (до 50% по сравнению с МиГ-29) увеличить топливную и боевую нагрузку.

Для ближнего воздушного боя, а также для поражения наземных целей истребитель МиГ-35 оснащен ГШ-301 – тридцати миллиметровой пушкой со 100-снарядным боекомплектом.

К шести подвескам для вооружения добавилось еще две (и одну дополнительную можно разместить опционально на центральной линии планера).

Боевая нагрузка достигает 7 тонн ракетно-бомбового вооружения. В основной конфигурации устанавливаются ракеты средней дальности «воздух-воздух» с самонаводящимися головками. Для ближнего боя применяются ракеты Р-73Э.

Против наземных целей могут использоваться авиабомбы до 0,5 тонн, корректируемые бомбы с лазерным или телевизионным самонаведением, ракеты калибра 80 и 122 мм, высокоточные ракеты с телевизионным наведением Х-29ТЕ.

Планер самолета пришлось усилить, т. к. предполагается его применение на авианесущих крейсерах проекта 1143.5 (таких, как «Адмирал Кузнецов»).

Из-за укороченной взлетной полосы этих кораблей конструкцию истребителя МиГ-35 частично доработали.

Это повысило ресурс планера до 6 тысяч летных часов (почти в два с половиной раза по сравнению с МиГ-29) и срок его эксплуатации до 40 лет.

Благодаря использованию композитных материалов и специальным конструкторским решениям, МиГ-35 рассчитан на применение в условиях короткой, частично поврежденной, а также грунтовой взлетно-посадочной полосы с максимальным набором тяжелого вооружения и полной заправкой топливом. Для взлета ему достаточно 190 м.

Так как конструкция планера истребителя МиГ-35 не позволяет полное применение Stealth-технологии, разработчики РСК «МиГ» основную ставку в снижении его заметности делают на использование радиопоглощающих элементов покрытия.

Это, а также специальные меры для уменьшения тепловых выбросов двигателя РД-33МК и другие инновационные решения, снижают видимость воздушной боевой единицы во всех трех аспектах: против радиолокационного обнаружения, инфракрасного и оптического.

Результативность использования МиГ-35 не зависит от сложности климатической зоны.

От МиГ-29 к новому истребителю перешла и адаптированность к сложным метеоусловиям. Он не нуждается в ангаре при температуре от +50 до -45 градусов Цельсия и полностью пригоден для эксплуатации на аэродромах, размещенных на высоте до трех с половиной километров над уровнем моря.

Место пилота унифицировано, это позволяет за короткое время заменить кабину второго пилота на еще один топливный бак.

Управление оснащено новейшим радиоэлектронным оборудованием, сконструированным по принципу открытой архитектуры, что предполагает внедрение в нее дополнительных разработок разных производителей.

Информационно-управляющее поле рабочего места обеспечивается тремя (или четырьмя в задней кабине) жидкокристаллическими 10-дюймовыми индикаторами многофункционального профиля.

Это сильно упрощает процесс контроля и позволяет устанавливать отечественные и иностранные комплексы оборудования и вооружения.

Читать еще:  Российский экспериментальный истребитель су-47 (су-37) «беркут»

Области боевого применения

В процессе усовершенствования тактики использования истребителей, доминировавшие с начала Второй мировой и вплоть до Корейской войны, узкоспециализированные машины перестали отвечать требованиям современных боевых задач.

С усложнением техники многократно возросла ее цена, и если раньше целесообразно было строительство огромного воздушного флота, то при современных реалиях даже самые развитые страны не могут себе этого позволить.

Таким образом, нынешняя парадигма развития военной авиации предполагает использование универсальных машин, оснащенных соответствующим комплектом вооружения.

Как следует из названия, многофункциональный истребитель МиГ-35 применяется для решения широкого спектра боевых задач.

Эта машина создана как для воздушного боя, так и для точного бомбометания по наземным целям.

Технические характеристики и вооружение позволяют этой модели эффективно защищать воздушные рубежи, а также подавлять ПВО при наступательных действиях.

Модификации

Помимо стандартной одноместной, предусмотрена и двухместная конфигурация. Для этого из головной части самолета убирается дополнительный топливный бак и оборудуется кабина второго пилота.

Эта модификация получила индекс МиГ-35Д. Она была разработана для программы MMRCA, согласно которой ВВС Индии намеревались закупить 126 машин.

К сожалению, из-за несоответствия некоторых частей оборудования заявленным параметрам, в 2011 г. эта модель выбыла из конкурса и подверглась существенной доработке.

МиГ-29 и МиГ-35. Что изменилось?

Эти самолеты, безусловно, имеют много общего. Но в отличие от своего предшественника МиГ-35 получил значительные усовершенствования:

  • На нем установлена РЛС «Жук-А», которая намного превосходит РЛС МиГ-29;
  • Усилена конструкция, что позволило увеличить количество топлива и полезной нагрузки;
  • Значительно понижена радиолокационная заметность;
  • Увеличены срок эксплуатации, надежность и живучесть;
  • Стоимость летного часа дешевле более чем в 2 раза;
  • Модифицирована система управления силовой установкой;
  • Отклоняемый вектор тяги у двигателей значительно повышает маневренность;
  • Максимально снижена зависимость от качества взлётно-посадочной полосы;
  • Обеспечена совместимость с отечественным и иностранным вооружением и авионикой;
  • Улучшены системы указания цели , прицеливания и радиоэлектронной безопасности.
  • Увеличена скорость истребителя МиГ-35.

Перспективность и востребованность

На данное время проводится тестирование опытных машин и подготовка заводских мощностей для выпуска самолета в серию. Переговоры о его поступлении на баланс ВКС РФ начались еще в 2010 г.

Сейчас проходят плановые испытания двух образцов в боевых частях. Предполагается, что к 2020-2021 г. на вооружении будет не менее 30-ти боевых машин.

Также в закупке МиГ-35 заинтересованы и ВВС других государств. Около 50-ти истребителей планирует закупить Египет, также продолжаются переговоры с правительством Индии.

Видео

Истребитель МиГ-35: особенности и ТТХ

Истребитель МиГ 35 – это новейший многофункциональный истребитель, самый совершенный представитель семейства МиГ. Он относится к поколению 4++, которое по боевым качествам должно превосходить истребители четвертого поколения, а также успешно противостоять истребителям пятого поколения в воздушных боях.

Перехватчик МиГ-35 – это неплохая альтернатива самолетам пятого поколения, стоящим весьма дорого. В ВВС России МиГ-35 рассматривают как переходное звено между 4 и 5 поколениями. Новый перехватчик по планеру является развитием великолепного Миг-29, откуда собственно и появляется выигрыш в цене, так как конструкция уже отлично освоена в производстве. Поставки МиГ-35 истребителя в ВВС России начались в 2014 году. Министерство обороны России намеревалось сформировать не менее двух эскадрилий перехватчиков за 2020 год.

История создания

Перехватчик МиГ-35 начали разрабатывать в 2000-х годах. А к 2010 году уже были готовы 3 прототипа, которые участвовали в авиавыставках и проходили испытания.

Истребитель создавался на баз знаменитого е МиГ-29, производство новой машины было налажено в короткие сроки. Внешне МиГ-35 очень похож на своего предшественника, но при этом он получил совершенно новую «начинку». Прежде всего, это:

  • облегченный планер;
  • современная авионика;
  • РЛС с АФАР;
  • перспективные виды вооружения, которые до этого не предлагались на экспорт;
  • современный комплекс обороны;
  • двигатели с повышенным ресурсом.

Новый самолет продемонстрировал отличные технические характеристики, в числе которых высокая скорость, маневренность, живучесть, передовое вооружение. При этом цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у предшественника МиГ-29.

Еще в 2005 году данный истребитель назывался МиГ-29М/М2. Разработка МиГ-35 основывалось на достижениях, полученных в ходе выполнении программы МиГ 1.44 МФИ, которым руководил Владимир Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна.

Переговоры о поставках истребителей в вооруженные силы велись с 2010 года, и к 2014 году дело сдвинулось с места. МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2020 года.

Летно-технические характеристики МиГ-35

  • Экипаж 1 или 2 человека исходя из модификации МиГ-35/МиГ-35Д
  • Длина — 17,3 м
  • Высота — 4,73 м
  • Размах крыла составляет 11,99 м
  • Площадь крыла — 42 м²
  • Нормальная взлетная масса — 17500 кг, пустого — 11000 кг
  • Максимальная взлетная масса составляет 23500 кг
  • 2 двигателя ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
  • Максимальная тяга — 2×5400 кгс
  • Максимальная тяга на форсаже — 2×9000 кгс
  • Углы отклонения вектора тяги: ±8° в любом направлении, ±15° в вертикальной плоскости
  • Скорость отклонения вектора тяги составляет 60 °/с
  • Масса двигателя составляет 1055 кг.

Летные ттх:

  • Максимальная скорость у земли — 1400 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч
  • Практическая дальность самолета с ПТБ — 3000 км
  • Практическая дальность без ПТБ — 2000 км
  • Продолжительность полета — 2,2 ч
  • Практический потолок — 17500 м.
  • Тяговооруженность при максимальной взлетной массе — 0,77
  • Тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 1,03
  • Нагрузка на крыло при максимальной массе — 618 кг/м²
  • Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе — 468 кг/м²
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g.

Вооружение:

  • Встроенная 30 мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом на 150 патронов
  • Точки подвески: 10
  • Боевая нагрузка — 6500 кг
  • УРВВ малой дальности Р-73
  • УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27
  • Противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А
  • Противорадиолокационные ракеты Х-31П
  • УРВП: НАР, Х-29, Х-25
  • Ракеты класса воздух Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27
  • Корректируемые и свободнопадающие бомбы, авиационные мины.

Авионика:

  • Радиолокационная станция с АФАР Жук-А
  • Максимальная дальность обнаружения наземной цели составляет до 60 км
  • Максимальная дальность обнаружения по аэродинамической цели до 200 км (на экспортных до 148 км)

Задачи и цели

Многофункциональный фронтовой самолет МиГ-35 создавался для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в простых и сложных метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.

Основные задачи МиГ-35:

  • перехват воздушных целей;
  • завоевание превосходства в воздухе;
  • изоляция поля боя;
  • подавление средств ПВО;
  • непосредственная авиационная поддержка;
  • нанесение ударов по морским целям.

Основные боевые характеристики самолетов МиГ-35Д и МиГ-35 по сравнению с МиГ-29:

  • сверхманевренность;
  • увеличенная дальность полета;
  • высокая боевая живучесть;
  • повышенная надежность.

Особенности конструкции МиГ-35

Для повышения боевой эффективности истребителя было значительно усовершенствовано его БРЭО. Именно оно отличает машину от иных самолетов нового унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. Причем отличия представляют эволюционный характер: доля приборов и систем пятого поколения от модели к модели увеличивается.

По уровню интеграции технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.

  1. Сосредоточиться на электронике удалось благодаря великолепной аэродинамической концепции МиГ-29. При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива, а также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 повысились до уровня тяжелых истребителей.
  2. Максимальная взлетная масса возросла на 30%, достигнув 23,5 тонны. Для сохранения и улучшения летно-технических характеристик конструкция претерпела ряд усовершенствований: к примеру, повышена прочность конструкции и улучшены несущие свойства крыла.
  3. Обновлена силовая установка. Ее поменяли на двигатели РД-33МК с бездымной камерой сгорания, повышенную на 10% тягой, большим ресурсом и увеличенной надежностью. В качестве опционального решения устанавливаются модернизированные РД-33, со всеракурсным отклонением вектора тяги.
  4. Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B. Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолета, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесное. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS. В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных ЖКИ 6 на 8 дюймов, а также широкоугольный ИЛС.
  5. В основе управления вооружением МиГ-35 – новейшая РЛС с АФАР «Жук-АЭ», оптико-локационная станция ОЛС-К, а также оптико-локационная станция ОЛС-УЭМ, нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания НСЦПИ, которые по своим возможностям и характеристикам соответствуют бортовым системам самолетов пятого поколения. Оптико-локационная станция с лазерной, телевизионной и инфракрасной прицельной аппаратурой выполнена с применением космических технологий, не используемых ранее в авиации. Это позволяет повысить живучесть самолета и эффективность боевого применения.
  6. Использована технология антикоррозийной защиты основных систем и планера, что существенно облегчает применение самолета в условиях тропиков.
  7. Для МиГ-35 разработан комплекс технологических и технических решений, обеспечивающих полную автономность базирования. Это, например, бортовая кислорододобывающая станция.

Экономия и боеготовность

Срок службы МиГ-35 составляет не менее 40 лет. Ресурс машины по налету превышает 6 тысяч часов. Существенно увеличена надежность самолета, его авионики и двигателя. Число агрегатов, имеющих ограниченный ресурс, уменьшено почти в 3,5 раза по сравнению с истребителями предыдущих модификаций.

Радикально улучшенные эксплуатационные характеристики МиГ-35 — серьезный козырь в конкурентной борьбе за мировой рынок, где в большей степени ориентируются на самолеты с низкой стоимостью жизненного цикла. Кроме прочих факторов, данная тенденция связана с довольно быстрым ростом стоимости авиационного горючего.

МиГ-35 – это лучшее решение для ВВС России, а также для авиации других стран, имеющих на вооружении различные ранние варианты МиГ-29. По некоторым оценкам, ВВС России и иностранным заказчикам до 2020 года будет поставлено примерно 250–350 многофункциональных истребителей МиГ-35 на сумму примерно 10–12 млрд. долларов.

Видео: обзор МиГ-35

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector