0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российский учебно-боевой самолет нового поколения як-130

Як-130 – настоящее и будущее учебно-боевой авиации России

Як-130 – это новейший российский учебно-боевой самолёт, который является новой полноценной разработкой, а не модернизацией существующих моделей, построенной в России после развала СССР. По классификации НАТО: Mitten – «Рукавица». Самолет был создан для замены в составе ВВС России учебно-тренировочных самолетов Л-39.

Главным конструктором самолета является Николай Должников. Созданием машины занималось ОКБ им. Яковлева совместно с итальянской компании Aermacchi, однако из-за возникших в ходе создания самолета разногласий каждая из компании продолжила реализовывать свою концепцию самостоятельно.

В настоящее время самолет серийной производится на авиационном заводе корпорации «Иркут». Потребность ВВС России в самолетах подобного класса оценивается в 250 единиц, а объем мирового рынка в 2500 единиц. Самолет принят на вооружение ВВС России. В настоящее время реализуется контракт на поставку 65 самолетов данного типа до 2017 года, сумма контракта 30 млрд. рублей. Данные машины должны обеспечить первоочередную потребность в подготовке военных летчиков. По состоянию на конец 2012 года в составе ВВС России числится 26 самолетов Як-130.

В перспективе данные самолеты должны полностью заменить в войсках устаревшие чехословацкие самолёты L-39 и стать основой учебно-боевой единицей российских ВВС. Произойти это должно в течение 10-13 лет. Многие из применяемых в настоящее время для тренировки курсантов L-39 «Альбатрос» с советским двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ уже давно отлетали свой ресурс. По этой причине еще в конце 1980-х годов в СССР был объявлен тендер на создания нового учебно-боевого самолета.

К созданию нового самолета руководство ВВС подталкивала также прожорливость L-39 в сочетании с повышением цен на авиационное топливо на фоне стремительно ухудшающегося экономического положения страны. К тому же выпускать летчиков на самолетах, относящихся к предыдущим поколениям, было явно бессмысленно, а молодые пилоты, даже достаточно хорошо освоившие L-39, не могли сразу же пересесть на МиГ-29 или Су-27. Слишком большим стал разрыв между летными качествами новых самолетов и «летающей партой».

Проектирование нового самолета было начато еще в 1991 году, работы по проекту были завершены в сентябре 1993 года, в том же году к работам подключилась итальянская компания Aermacchi. Уже на завершающем этапе разработки итальянцы из-за возникших разногласий вышли из проекта. При этом компания Aermacchi сумела получить всю конструкторскую документацию на планер учебно-боевого самолета и в итоге выпустила свою версию самолета – Aermacchi М-346.

Работы по выпуску конструкторской документации на новый самолет были закончены в 2000-2001 годах, а 10 апреля 2002 года Як-130 стал победителем конкурса, который был объявлен ВВС России, на поставку нового учебно-боевого самолета.

Свой первый полет новый самолет выполнил еще 25 апреля 1996 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Андрей Синицын. Производство первых прототипов Як-130 было начато в 2003 году. Первый прототип, собранный на нижегородском авиазаводе «Сокол», поднялся в воздух 30 апреля 2004 года. Выпуск предсерийной партии из 4-х самолетов Як-130 был завершен в 2008 году. С этого же года началось серийное производство УБС Як-130 на Иркутском авиазаводе НПК «Иркут». Первые серийные самолеты поднялись в небо в 2009 году, а с февраля 2010 самолет начал поступать на вооружение ВВС России.

Особенности самолёта Як-130

Як-130 – это первый в мире учебно-боевой самолет, летно-технические характеристики и аэродинамическая компоновка которого (на дозвуковых скоростях полета) аналогичны современным реактивным истребителям. Репрограммируемая система управления машины позволяет пилотам во время полета в короткие сроки осваивать и совершенствовать свои навыки управления и пилотирования боевых самолетов 4-го и 5-го поколения как российского, так и зарубежного изготовления.

Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным крылом трапециевидной формы и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы корпуса, расположенные перед крылом позволяют обеспечить устойчивую управляемость машины при углах атаки до 35 градусов. Як-130 оснащен трехопорным шасси, которое за счет использования пневматиками низкого давления, позволяет эксплуатировать самолет и с грунтовых аэродромов.

Учебно-боевой самолет Як-130 был создан для проведения основного и повышенного этапов подготовки пилотов с учетом современных тенденций развития мирового рынка самолетов данного класса и способен эффективно выполнять не только учебные, но и боевые задачи в локальных конфликтах или конфликтах малой интенсивности, например, в ходе проведения контртеррористических операций. Кабина УБС Як-130 была выполнена с учетом имеющихся тенденций развития приборного оборудования перспективных боевых самолетов пятого поколения.

Самолет оснащен высоконадежной комплексной системой управления, которая имеет возможность репрограммирования, что позволяет готовить военных летчиков практически для всех современных истребителей: МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Typhoon и Rafale, F-22, F-35.

Хорошая тяговооруженность и совершенная аэродинамика машины позволяют самолету совершать полеты во всех режимах, которые свойственны современным и перспективным боевым самолетам, а также эффективно решать различные боевые задачи. Используемая на Як-130 система встроенного контроля позволяет обеспечить автономность эксплуатации машины, а катапультируемые «через фонарь» кабины катапультируемые кресла позволяют экипажу безопасно покинуть самолет в различных аварийных ситуациях, даже при нулевой скорости и высоте полета.

Учебно-боевой самолет Як-130 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АИ-222-25, каждый из которых обладает взлётной тягой в 2500 кгс. Высокая тяговооруженность обеспечивает самолету высокую скороподъемность и взлетных характеристики. Воздухозаборники двигателей прикрываются специальными защитными створками, которые закрываются при движении машины по земле и предотвращают попадание в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки. Также это обеспечивает безопасную эксплуатацию самолета с грунтовых аэродромов.

Самолет Як-130 может дополнительно оснащаться системой дозаправки топливом в полете, что значительно увеличивает боевые и учебные возможности машины. Установленная на самолет вспомогательная силовая установка ТА-14, оснащенная электрогенератором переменного тока позволяет эксплуатировать Як-130 автономно, в том числе на удаленных и полевых аэродромах. В случае возникновения на борту аварийной ситуации данная установка может быть применена уже в полете. Также самолет оснащается собственной бортовой кислорододобывающей установкой.

Комплекс БРЭО Як-130 обладает открытой архитектурой с трехканальной системой обмена информацией, выполненной согласно стандартам MIL-STD-1553B и радиальными связями, которые выполнены по стандарту ARING-429. Электронная индикация учебно-боевого самолета построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплеях размерами 6х8 дюймов (у каждого из пилотов) и не содержит электромеханических приборов. Также она включает в свой состав нашлемную систему целеуказания, расположенную в первой кабине, и коллиматорный авиационный индикатор.

УБС Як-130 в состоянии успешно решать и боевые задачи. Реализованная на нем современная система управления оружием, основанная на модульно-блочном принципе, позволяет варьировать состав используемого вооружения в зависимости от применяемых прицельных систем с минимальным количеством доработок. Самолет оснащен 9 точками подвески (6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная), на которых может нести до 3000 кг полезной боевой нагрузки. Благодаря этому на базе УБС Як-130 достаточно легко можно создать семейство легких ударных машин, обладающих высокой степенью преемственности главных технических и конструктивных решений. Степень унификации ударной версии самолета и учебно-боевой составляет 90%.

Реализованная на самолете бортовая система имитации режимов боевого использования позволяет:

Читать еще:  210-мм пушка бр-17– мощное оружие второй мировой

— проводить имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием и захватом цели, а также ее сопровождением, пуском ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с использованием средств бортового комплекса обороны;

— проводить имитацию атак наземных целей с осуществлением пуска ракет класса «воздух-поверхность», оснащенных тепловыми, лазерными, телевизионными или радиолокационными головками самонаведения, а также неуправляемых ракет, различных типов бомб, стрельбой из пушек, постановкой помех противником и пуском зенитных ракет, использованием средств бортового комплекса обороны;

— осуществлять взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, другими самолетами в группе.

Простота конструкции Як-130, высокая надежность силовой установки и планера, самолетных систем, автономность базирования и большой ресурс использования вместе с высокими эксплуатационными характеристиками, низкой стоимостью жизненного цикла и высокими ЛТХ делают возможным осуществление высококачественной подготовки летного состава ВВС в короткие сроки, а также эффективное решение реальных боевых задач.

Лётно-технические характеристики Як-130:
Размеры:
— длина – 11,49 м;
— размах крыла 9,72 м;
— высота – 4,76 м;
Площадь крыла – 23,52 м 2 ;
Масса самолета:
— нормальная взлетная – 7230 кг;
— максимальная взлетная – 10290 кг;
Запас топлива – 1700 л;
Тип двигателя – два ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс;
Максимальная скорость – 1060 км/ч;
Крейсерская скорость – 650 км/ч;
Практическая дальность полета – 1600 км, с ПТБ – 2300 км;
Практический потолок – 12.500 м;
Экипаж – 2 человека;
Вооружение: управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, пушечные контейнеры, 9 точек подвески, боевая нагрузка – 3000 кг.

Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39. В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР. В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.

Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.

Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0». Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.

Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде. В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов. Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.

Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

Тактико-технические характеристики Як-130:

Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
Запас топлива – 1700 л.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
Практический потолок – 12 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Итальянский УБС M-346

Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку. В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию. Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.

Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси. В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году. Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

Тактико-технические характеристики M-346:

Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Площадь крыла – 23,52 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Запас топлива – 1950 л.
Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 2 000 км.
Практический потолок – 13 700 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Читать еще:  «Дедал-НВ» на выставке «Интерполитех — 2019»

Китайский УБС L-15

Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки. Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение. Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.

В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130. L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое. Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф. Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16. В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
Боевой радиус – 550 км.
Перегоночная дальность – 3 100 км.
Практический потолок – 16 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130

Важнейшим фактором успеха в современном воздушном бою является мастерство летчика. Современный боевой самолет – это невероятно сложная система, которая требует от пилота высочайших профессиональных навыков и квалификации. Основой подготовки курсантов летным училищ во всех армиях мира являются тренировочные полеты. Для них используются специальные тренировочные самолеты, созданные именно для этой цели.

Использование для обучения новейших боевых машин типа МиГ-29 или Су-27 очень дорого, применение специальных учебных самолетов обходится на порядок дешевле. Учебно-тренировочный самолет можно использовать в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.

В ВВС России до последнего времени основным учебно-тренировочным самолетом был чехословацкий L-39 «Альбатрос», который был принят на вооружение еще в 1971 году. Самолет этот уже давно устарел и морально, и физически. Его производство было остановлено в 1999 году. Создание учебно-тренировочного самолета, который бы отвечал современным требованиям, уже давно было очевидным. Но только в 2010 году новый учебный самолет Як-130 приняли на вооружение российской армии, он является первым серийным боевым самолетом, созданным после распада СССР. Другие самолеты, которые появлялись в последние годы являются более или менее глубокими модернизациями самолетов, созданными еще в советский период.

История создания Як-130 сложна и драматична, она заняла более двадцати лет.

История создания

В 1972 году в серийное производство был запущен чехословацкий учебно-боевой самолет L-39, оснащенный двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ советского производства. Эта машина стала основным учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора. L-39 – это простой и надежный самолет, с прекрасными техническими характеристиками, на котором обучалось не одно поколение курсантов.

Уже в конце 80-х годов прошлого столетия стало понятно, что L-39 устарел, и для нормальной подготовки летчиков новейших боевых машин четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 нужен новый учебный самолет.

В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР мар­шал авиа­ции Ефи­мов поставил специалистам ОКБ им. Ми­коя­на задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные КБ Советского Союза.

Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ им. Яков­ле­ва и в микояновском КБ. Потом рухнул СССР, в 90-е годы средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни Министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ им. Ми­коя­на работало в кооперации с французскими компаниями. Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации, и вскоре итальянцы создали собственный учебный самолет – М-346. Планер этих самолетов почти не отличался, а вот двигатели и оборудование было очень разным. Сегодня М-346 является, по сути, конкурентом Як-130, хотя во многом эти самолеты похожи.

В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ – творение микояновских конструкторов.

В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет. Серийная машина имела некоторые доработки. Як-130 окончательно стал учебно-боевым самолетом, он был оснащен РЛС, была усовершенствована аэродинамическая форма машины, на нем установили дополнительные точки подвески для ракетного вооружения и системы радиоэлектронной борьбы.

В 2011 году на основе этой машины был создан легкий штурмовик. Серийная сборка Як-130 планируется на авиазаводах в Нижнем Новгороде и Иркутске, в течение следующих 10-15 лет он должен полностью заменить устаревшие L-39. Хотя он значительно дороже, чем L-39, но Як-130 – это учебный самолет нового поколения, который позволяет готовить летчиков современных боевых машин. Характеристики машины позволяют использовать ее в качестве легкого штурмовика, самолета-разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. На его базе планируют сделать новейший ударный беспилотник.

Общее описание

Як-130 – это настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов четвертого и пятого поколения, включая такие машины, как истребитель Су-27, истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25.

На этом самолете курсанты могут отработать взлет и посадку, управление самолетом на предельных режимах полета, навигацию, действия при нештатных ситуациях, выполнение боевых заданий, полеты в составе группы и многие другие задачи.

Тяговооруженность самолета и его аэродинамические качества позволяют Як-130 выполнять задачи во всех режимах, которые свойственны новейшим самолетам четвертого и пятого поколения. Эта машина отличается прекрасной маневренностью, отлично ведет себя на малых скоростях, имеет высокие характеристики скороподъемности, имеет возможность применять высокоточное оружие, обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками.

На этом самолете можно обучать пилотов таких машин, как МиГ-29, Су-30, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», F-15, JSF. По соотношению цены и качества эта машина является одной из лучших в настоящее время на мировом рынке. Можно сказать, что Як-130 – это учебно-тренировочный комплекс нового поколения.

Читать еще:  Дробовики для страйкбола (a&k, koer, agm, s&t): принцип работы, разборка, сборка, тюнинг, цена

Самолет имеет классическую схему компоновки со среднерасположенным крылом с развитыми наплывами на передней кромке. Воздухозаборники находятся под наплывами крыльев. Горизонтальное оперение – цельноповоротное. Высокие аэродинамические свойства крыла и фюзеляжа позволяют самолету выполнять маневры на больших углах атаки.

Самолет оснащен двумя двигателями АИ-222-25, которые имеют высокие технические характеристики, есть еще и вспомогательная силовая установка, обеспечивающая запуск маршевого двигателя, электропитание и подачу воздуха в кабину.

Баки находятся в крыльях и фюзеляже, возможно использование подвесных топливных баков. Самолет имеет просторную и удобную двухместную кабину, в которой инструктор находится сзади и немного выше курсанта. В кабине установлены два катапультируемых кресла, которые обеспечивают надежную эвакуацию экипажа на всех режимах полета и скоростях.

Концепция этого учебно-боевого самолета предполагает возможность размещения на нем самых разных типов вооружения. Як-130 имеет восемь точек подвески под крыльями и одну, расположенную под фюзеляжем. Полезная боевая нагрузка – 3000 килограмм.

Як-130 имеет трехопорное шасси, которое обеспечивает взлет и посадку даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Этот самолет оборудован системой управления КСУ-130, которая позволяет выполнять функции активной системы безопасности полета и его автоматического управления. С ее помощью можно менять полетные характеристики самолета, в зависимости от типа самолета, для которого обучается будущий пилот. В кабине расположены несколько удобных жидкокристаллических мониторов, на которые поступает подробная о работе систем самолета.

Навигационная система машины включает в себя инер­ци­аль­но-с­пут­ни­ко­вую сис­те­му, ра­дио­на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му, ра­дио­вы­со­то­мер, при­ём­ник спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы.

Чтобы повысить ремонтопригодность создатели самолета полностью отказались от композитных материалов, машина сделана полностью из алюминия.

До 2020 года в ВВС России должно быть передано 65 самолетов Як-130.

Яковлев Як-130

Як-130 – учебно-боевой самолет, разработанный ОКБ Яковлева вместе с компанией Aermacchi. Машина была предназначена для замены в Военно-воздушных силах РФ учебно-тренировочных самолетов Л-39.

Конструкторы – Виталий Нарышкин, Николай Долженков и Константин Попович. Из-за разногласий совместная разработка была прекращена, в результате чего каждая из компаний должна была самостоятельно реализовать свою концепцию. Як-130 – новый самолет (а не модернизированная версия существующей модели), построенный в РФ после распада СССР. В тендере на поставку ВВС Як-130 одержал победу над МиГ-АТ.

История Як-130

В конце 1980-х годов был объявлен конкурс на создание нового УБС. Новый самолет должен был стать двухдвигательной машиной для полной подготовки летчиков от первоначального обучения до особенностей боевого применения и поддержания в строевых частях летных навыков.

Як-130 видео

ВВС отдали предпочтение двум проектам: МиГ-АТ и Як-130. Для создания нового самолета понадобилось больше денег, которых не имели ни Министерство обороны, ни разработчики, поэтому самолеты разрабатывались вместе с иностранными компаниями: с французскими − МиГ-АТ, с итальянской − Як-130. По причине разногласий с итальянским партнером разработка Як-130 на последнем этапе завершилась. Итальянская компания получила всю техническую документацию и конструкцию на планер самолета, в результате чего выпустила свой учебно-тренировочный самолет под обозначением – М-346.

Опытный образец самолета совершил свой первый полет 25 апреля 1996 г. Им управлял Андрей Синицын – опытный летчик-испытатель.

На Як-130 в феврале 2005 г. совершил полет Владимир Михайлов (действовавший на то время главнокомандующий ВВС России). ГСИ были завершены в декабре 2009 года.

Задачи самолета Як-130

Основные задачи Як-130 включают обучение курсантов: взлет-посадка, навигация, пилотирование, выполнение сложных маневров, получение навыков действий при ошибках летчика и отказах авиационной техники, действий на предельных режимах полета, полеты в сомкнутых боевых порядках в условиях визуальной видимости и днем, обучение навыкам выполнения оборонительных и наступательных маневров, освоение систем отработки и основ боевого применения по воздушным и наземным целям.

Як-130 обладает системой имитации режимов боевого использования, которая позволяет отрабатывать бой (без стрельбы настоящими боеприпасами), взаимодействие между воздушными машинами, ракетно-бомбовые удары по различным наземным целям, включая имитацию ПВО противника. Также у самолета есть 9 точек подвески для контейнеров с ракетами и пушками и для подвесных топливных баков.

Самолет в случае войны может эффективно справляться с задачами легкого штурмовика – уничтожать малоскоростные воздушные цели и отдельные наземные объекты.

Особенности Як-130

Самолет имеет КСУ-130 (цифровая комплексная система управления), которая была разработана в МИЭА. На нее ложатся функции системы безопасности полета и автоматического управления, которая позволяет на учении имитировать характеристики управляемости и устойчивости других самолетов. Позволяет вести подготовку пилотов на самолеты четвертого и пятого поколения (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, F-22, F-35, Eurofighter Typhoon и Rafale). Самолет обладает электронной индикаций, в основе которой лежат три жидкокристаллических МФЦИ размером 15х20 см. В передней кабине на лобовом стекле есть индикатор.

Як-130 видео

Для увеличения ремонтопригодности пришлось отказаться от композитов, все составляющие планера делают из легких алюминиево-литиево-магниевых сплавов (как известно, на Aermacchi M-346 эти композиты присутствуют). Як-130 может взлетать с малоподготовленных аэродромов.

За все время полета от Армавира до Иркутска Як-130 расходует меньше 7,6 т авиационного топлива. Данный показатель меньше по сравнению с любым самолетом, который состоит на вооружении ВВС РФ.

Производство Як-130

Серийное производство самолета планировалось проводить на заводах в Иркутске и Нижнем Новгороде. Производство на заводе «Сокол» запустили в конце 2008 г., самолет также будет создаваться на иркутском авиационном заводе (производство направлено на экспортные поставки).

Олег Демченко, президент «Иркута» 4 июня 2008 года заявил, что иркутский авиационный завод взял заказ на производство 62 учебно-боевых истребителей данной модели, которые пойдут на вооружение ВВС РФ. По его словам, «есть объемный заказ на выпуск Як-130, бюджет по которому уже подтвержден». Планируется, что первый Як-130 будут выпускать до конца 2008 г., а поставки для ВВС начнутся в 2009 году.

Серийный Як-130 совершил первый полет 19 мая 2009 года. Он входил в число заказанных самолетов для ВВС.

В газете «Коммерсантъ» 23 сентября 2011 года появилась новость, ссылавшаяся на анонимный источник, что тендер на поставку самолетов Як-130 для ВВС был признан несостоявшимся.

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны РФ 16 ноября 2011 г. подписали контракт на поставку Як-130. До 2015 года, согласно документу, ВВС России должна получить 55 новых самолетов, которые будут направлены на подготовку военных летчиков.

Минобороны в конце января 2012 г. сообщило, что число заказанных самолетов планируется увеличить на 10 единиц.

Перспективы Як-130

Потребность ВВС РФ в Як-130 оценивается 250 единиц, в свою очередь потребность мирового рынка составляет 2500 единиц. Самолет позиционируется в качестве учебно-тренировочного комплекса, предназначенного для освоения истребителей Су-30МК во время поставок на экспорт.

Данные самолеты в перспективе должны заменить устаревший парк машин чехословацкого производства L-39. По мнению экспертов, это должно произойти через 10-13 лет.

Большинство из L-39, используемых в РФ в качестве самолетов для обучения и тренировки курсантов, давным-давно отлетали свой ресурс. Поэтому в СССР в конце 1980-х был объявлен тендер на создание учебно-тренировочного самолета. В 1999 году было завершено серийное производство L-39, а современную версию самолета L-159 Министерство обороны в результате изменения геополитической ориентации Чехии, а также ее переходов в лагерь вероятного противника.

После того как в 2011 году было решено передать производство в Иркутск, предприятие решило создавать легкий штурмовик с высокоточным вооружением и РСЛ на основе Як-130. Самолет будет иметь РЛС «Барс-130».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector