0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российский штурмовик су-39: новое рождение «летающего танка»

Российский штурмовик Су-39: новое рождение «летающего танка»

Су-39 – это перспективный российский штурмовик, разработка которого началась в ОКБ Сухого еще в конце 80-х годов. Данная боевая машина является результатом глубокой модернизацией знаменитого «летающего танка» — советского штурмовика Су-25. А если говорить еще точнее, то он создан на основе одной из модификаций самолета — Су-25Т, предназначенной для уничтожения танков и другой бронетехники противника.

Модернизация штурмовика в первую очередь касалась комплекса его электронного оборудования. Получив новую авионику и расширенный комплекс вооружения, штурмовик Су-39 значительно увеличил свои боевые возможности по сравнению с базовой моделью. Су-39 даже способен вести воздушный бой, то есть выполнять функции истребителя.

Первый полет самолет Су-39 совершил в 1991 году. К сожалению, он так и не был принят на вооружение. В 1995 году на авиационном заводе в Улан-Удэ пытались начать мелкосерийное производство этого самолета, всего было изготовлено четыре штурмовика. Следует отметить, что Су-39 – это экспортное наименование самолета, на территории России этот штурмовик носит название Су-25ТМ.

Попытка начала серийного производства нового штурмовика пришлась на неудачное время – середину девяностых годов. Финансовый кризис и практически полное отсутствие финансирования со стороны государства похоронили интересный проект. Однако и спустя много лет, эта замечательная машина так и не нашла своего пути в небо.

История создания Су-39

В середине 50-х годов в СССР было принято решение о прекращении работ по созданию нового реактивного штурмовика Ил-40, а его предшественники были сняты с вооружения. В эпоху стремительного развития ракетного вооружения и сверхзвуковых самолетов тихоходный бронированный штурмовик выглядел настоящим анахронизмом. Однако это было ошибочное решение.

В 60-е годы стало понятно, что глобальная ядерная война отменяется, а для локальных конфликтов необходим самолет, который мог бы непосредственно поддерживать сухопутные войска на поле боя. На вооружении советской армии такой машины не было. Задачу пытались решить путем оснащения существующих самолетов ракетами «воздух-земля», но они не слишком подходили для выполнения подобных функций.

В 1968 году конструкторы ОКБ Сухого в инициативном порядке начали разработку нового штурмовика. Эти работы привели к созданию знаменитого советского самолета Су-25, который за свою живучесть и неуязвимость получил прозвище «летающий танк».

В концепцию этого самолета было положено повышение живучести машины, широкая номенклатура применяемого вооружения, а также простота и технологичность в производстве. Для этого на Су-25 активно использовали узлы и оружие, которое разрабатывалось для других советских боевых самолетов.

Афганская войны стала суровым тестом для Су-25. Однако она подтвердила правильность концепции штурмовика, избранную его создателями. Уже в начале 80-х военные захотели модификацию штурмовика, которая была бы «заточена» для борьбы с танками и другой бронетехникой противника. Для поражения подобных целей предполагалось использовать управляемые противотанковые ракеты (ПТУР).

Заказчики требовали, чтобы новый самолет был круглосуточным, мог использоваться в сложных метеоусловиях, поражать любые виды боевой техники. Для выполнения подобных пожеланий больше подходила двухместная машина, с летчиком и оператором бортового вооружения. Подобная схема использовалась на ударных вертолетах и была довольно эффективной. Новый штурмовик решили создавать на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ.

В качестве противотанкового оружия для нового штурмовика был выбран ПТРК «Вихрь» с лазерной системой наведения. Испытания и отработка нового самолета несколько затянулись, поэтому его серийное производство началось только в 1990 году. Он получил наименование Су-25Т. Изготавливать новые штурмовики планировалось на Тбилисском авиационном заводе.

Однако распад СССР, отделение Грузии перечеркнули все намеченные планы. В Тбилиси сумели изготовить всего около 20 СУ-25Т, после чего производство было свернуто.

В 1986 году на базе перспективного самолета Су-25Т решили создать еще одну модификацию штурмовика – Су-25ТМ. Новый самолет должен был получить более совершенный комплекс бортовой электроники, что позволило бы ему преодолевать эшелонированную ПВО противника и более эффективно поражать наземные цели, также предусматривалась возможность полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

На Су-25ТМ планировали установить новый радиолокационно-прицельный комплекс «Копье-25» и усовершенствованную прицельную систему для противотанковых ракет «Шквал».

В начале 1991 года в воздух поднялся первый опытный самолет Су-5ТМ, его серийный выпуск также планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси.

В 1993 году производство штурмовика было перенесено на авиазавод в Улан-Удэ, первый предсерийный самолет поднялся в воздух в 1995 году. В это же время штурмовик получил и свое новое обозначение, которое сегодня можно назвать официальным – Су-39.

Впервые общественности новый штурмовик Су-39 был представлен на авиационной выставке МАКС-95. Работы над самолетом постоянно задерживались из-за недостаточного финансирования. Третий предсерийный образец штурмовика поднялся в небо в 1997 году.

Однако Су-39 не был принят на вооружение, серийное производство машины так и не состоялось. Существует проект модернизации Су-25Т в Су-39, однако противотанковые Су-25Т также сняты с вооружения ВВС РФ.

Описание штурмовика Су-39

Конструкция Су-39 в целом повторяет конструкцию штурмовика Су-25УБ, за исключением некоторых отличий. Самолет управляется одним летчиком, место второго пилота занимает топливный бак и отсек электронного оборудования.

В отличие от остальных модификаций «летающего танка», пушечная установка на Су-39 несколько смещена от центральной оси, чтобы освободить место для электронного оборудования.

Су-39, как и все остальные модификации Су-25, имеет прекрасный уровень защиты: пилот размещен в кабине, выполненной из специальной титановой брони, которая выдержать попадание 30-мм снарядов. Аналогичным образом защищены основные узлы и агрегаты штурмовика. Кроме того, кабина имеет лобовое бронестекло и бронезаголовник.

Особое внимание конструкторы уделили защите топливных баков: они снабжены протекторами и окружены пористыми материалами, что препятствует выплёскиванию топлива и уменьшает вероятность пожара.

Специальная окраска делает штурмовик менее заметным над полем боя, а специальное радиопоглощающее покрытие снижает ЭПР самолета. Даже при поражении одного из двигателей самолет вполне может продолжить полет.

Как показал опыт Афганской войны, даже после поражения ПЗРК типа «Стингер» штурмовик вполне способен вернуться на аэродром и совершить нормальную посадку.

Кроме броневой защиты, живучесть штурмовика обеспечивает комплекс радиотехнического противодействия «Иртыш». В его состав входит станция обнаружения облучения РЛС, станция постановки активных помех «Гардения», система постановки ИК-помех «Сухогруз», комплекс отстрела диполей. Система постановки помех «Сухогруз» включает в себя 192 ложные тепловые или радиолокационные цели, она расположена у основания киля Су-39.

Комплекс «Иртыш» способен обнаруживать все активные РЛС противника и передавать информацию о них пилоту в режиме реального времени. При этом летчик видит, где находится источник радиолокационного излучения и его основные характеристики. Исходя из полученной информации, он принимает решения о том, что делать ему дальше: обойти опасную зону, уничтожить радар ракетами или подавить ее с помощью активных помех.

Су-39 оснащен инерциальной навигационной системой с возможностью оптической и радиолокационной коррекции. Кроме того, на нем установлена система спутниковой навигации, которая может работать с ГЛОНАСС, NAVSTAR. Это позволяет определять местоположение самолета в пространстве с точностью до 15 метров.

Конструкторы позаботились об уменьшении заметности штурмовика в ИК-диапазоне, этому способствует бесфорсажные двигатели самолета с уменьшенной в несколько раз сигнатурой сопел.

Су-39 получил новый радиолокационно-прицельный комплекс «Копье», что значительно расширило боевые возможности машины. Хотя, в основе этой машины лежала «противотанковая модификация» штурмовика, борьба с бронетехникой противника не является единственной задачей Су-39.

Этот штурмовик способен уничтожать надводные цели неприятеля, включая катера, десантные баржи, эсминцы и корветы. Су-39 может быть вооружен ракетами «воздух-воздух» и вести настоящий воздушный бой, то есть выполнять функции истребителя. В его задачи входит уничтожение самолетов фронтовой авиации, а также транспортных самолетов противника как на земле, так и в воздухе.

Читать еще:  Газ-55: санитарный автомобиль, история создания, серийное производство, описание конструкции, применение

Основным средством поражения танков и других видов бронетехники врага нового штурмовика являются ПТУР «Вихрь» (до 16 штук), которые могут поражать цели на дистанциях до десяти километров. Наведение ракет на цель производится с помощью круглосуточного прицельного комплекса «Шквал». Поражение танка типа «Леопард-2» ракетой «Вихрь» с помощью комплекса «Шквал» составляет 0,8-0,85.

Всего Су-39 имеет одиннадцать узлов для подвески вооружения, поэтому арсенал вооружения, которое он может применить на поле боя, весьма широк. Кроме ПТУР «Шквал», это могут быть УР «воздух-воздух» (Р-73, Р-77, Р-23), противорадиолокационные или противокорабельные ракеты, блоки с неуправляемыми ракетами, свободнопадающие или управляемые бомбы разных калибров и классов.

Характеристики ТТХ Су-39

Ниже указаны основные характеристики штурмовика Су-39.

СУ-39 — универсальный штурмовик с возможностью ведения воздушного боя

СУ-39 — универсальный штурмовик для решения тактических боевых задач с поражением целей на дистанциях до 50 км. При проектировании СУ-39 ставилась задача улучшить характеристики самолета в полете на малых высотах с огибанием рельефа местности. Боевой опыт афганской войны показал, что полеты на малых высотах — эффективный способ преодоления системы ПВО противника без использования средств радиоэлектронной борьбы. Для такой тактики боевых действий пригодны только низкоскоростные самолеты. В то же время для полетов на большой высоте низкая скорость крайне снижает стойкость самолета, поэтому конструкторам была поставлена задача, спроектировать самолет с большим диапазоном летных скоростей. ОКБ Сухого отлично справилась с этим. Еще на этапе проектирования СУ-25 был получен самолет с диапазоном рабочих скоростей: 950-250 км/ч. Эти качества перешли к новой модификации СУ-39 без ухудшений.

Официальное название СУ-39 было присвоено самолету в 1995 году, хотя его разработка началась в 1986. Тогда же в 1995 был совершен первый полет. Ранее самолет назывался СУ-25Т и СУ-25ТМ. Основной штурмовик СУ-25 имеет еще несколько модификаций, весьма схожих с СУ-39. Это учебно-боевой СУ-25УБ и палубный СУ-25УТГ.

В настоящее время СУ-39 не стоит на вооружении и никогда на него не поступал. Его производство планировалось осуществлять в Тбилиси. Также он выпускался на Улан-Удэнском авиационном заводе. Всего было изготовлено 4 экземпляра самолета. Остановка производства штурмовика была вызвана временными экономическими трудностями. Несмотря на это самолет регулярно обнаруживается на МАКС 2003, 2005 и других выставках. Возможно, идет поиск зарубежных заказчиков.

Основные тактико-технические характеристики СУ-39

  • Максимальный взлетный вес — 20 т;
  • Сухая масса самолета — около 10 т;
  • Запас топлива — около 4 т;
  • Боевая нагрузка — 6 т;
  • Максимальная скорость — 950 км/ч;
  • Скорость сваливания — 175 км/ч4;
  • Практическая дальность: 400 – 1200 км в зависимости от высоты и боевой загрузки;
  • Максимальная перегоночная дальность — 2500 км;
  • Практический потолок — 10 000 м;
  • Минимальная высота полета с применением средств вооружения — 30 м;
  • Экипаж — 1 пилот.

Эффективность применения штурмовой авиации определяется указанием целей. Практических варианта только два. Это использование данных внешнего указания (вертолеты, БПЛА для целеуказания, ручная авианаводка) или обнаружение целей самим самолетом. Универсальным средством обнаружения целей является радиолокационная станция. Разработка самолета СУ-39 (модернизация из СУ-25) шла в середине 80-х, когда самой современной была РЛС «Копье-25». Она и сейчас имеет отличные характеристики. Также на самолет был установлен авиационный оптический прицельный комплекс «Шквал».

Конструкция штурмовика СУ-25 оказалась весьма совершенной. При модернизации изменений почти не вносилось. Почти все доработки касаются только электронного и приборного оснащения самолета.

Радиолокационная станция «Копье-25»

Российский штурмовик СУ-39 оснащается подвесной радиолокационной станцией. Это его основное отличие от СУ-25. Главной характеристикой радиолокационной станции является ее разрешающая способность, от которой зависит дальность обнаружения целей, точность выдачи их координат. Разрешающая способность определяется электроникой станции, диапазоном работы, а главное — размерами антенны. РЛС «Копье-25» оснащена антенной диаметром 500 мм.

Подвесной форм-фактор РЛС был выбран неслучайно. Он позволяет быстро оснастить любой штурмовик или другой самолет современным радаром. Профессиональное название — РЛС контейнерного исполнения.

РЛС «Копье-25» собрана на полупроводниковой элементной базе. Имеется мощный вычислительный комплекс для быстрого получения координат целей и их корректировки в зависимости от положения самолета. Это универсальный радиолокатор как для наземной так и для воздушной разведки. Дальность обнаружения целей:

  • танк, грузовой автомобиль — 20 км;
  • самолет — 80 км;
  • железнодорожный мост — 80 км;
  • ракетный катер — 100 км;
  • эсминец — 200 км.

Рабочий диапазон РЛС — 10 ГГц (длина волны 3 см). Питание идет от бортовой авиационной сети 27 вольт 400 гц. Потребляемая мощность — не более 1,5 кВт. Передатчик работает в импульсном режиме. Максимальная мощность в импульсе — 5 кВт. РСЛ располагается снизу фюзеляжа. Носовая часть самолета заменяет верхний угол обзора, что указывается в характеристиках. Вес всей конструкции в контейнере — не более 120 кг.

Современные радиоэлектронные и вычислительные системы имеют богатый набор функций. Такой подход у разработчиков не только к смартфонам, но и к военной технике. Так, РЛС «Копье-25» имеет дополнительные функции, например, «подсветку» целей ракетам, автоматическую передачу координат, корректировку курса. Она поддерживает несколько десятков марок ракет.

Оптический прицельный комплекс «Шквал»

На дистанциях до 20 км при хорошей видимости оптический прицельный комплекс оказывается даже более эффективным чем радиолокационная станция. Кроме того, применение РЛС обнаруживает самолет в эфире на многие сотни км (больше высота — шире радиус обнаружения). У оптического комплекса таких недостатков нет, его можно использовать в режиме полного радиомолчания. На СУ-39 установили прицельный комплекс «Шквал». Основные функции комплекса:

  • ручное прицеливание для пушки с оптическим увеличением и стабилизацией линии визирования;
  • телевизионное автоматическое сопровождение целей;
  • определение расстояний лазерной станцией дальнометрирования;
  • ночное видение (подвесной контейнер «Меркурий»);
  • лазерное целеуказание для ПТУР.

Работой комплекса управляет бортовая вычислительная машина. Более точные характеристики (например, максимальное оптическое увеличение) засекречены. Весь оптический комплекс с контейнерами весит 350 кг.

Вооружение штурмовика СУ-39

Самолет СУ-39 несет различное подвесное вооружение: ракеты, реактивные снаряды. Это легкосменное оружие, а стационарно на самолете установлена только авиапушка ГШ-30-2. Тактико-технические параметры пушки:

  • Калибр — 30 мм;
  • Длина ствола — 900 мм;
  • Скорострельность — 3000 выстр/мин (30-50 снарядов в секундном залпе);
  • Вес снаряда — 390 г;
  • Подача патронов — ленточная, вес патрона 835 г;
  • Боекомплект — 250 выстр.

В разработке ГШ-30-2 использовались легкие сплавы. Эта двуствольная автоматическая пушка калибром 30 мм весит всего 125 кг. Это очень хороший показатель даже для самых современных образцов аналогичного вооружения. Из интересных особенностей пушки можно отметить наличие жидкостной системы охлаждения и защиты от осечных патронов. Если бракованный патрон попадается на ленте, то он выбрасывается резервным пороховым зарядом как использованная гильза, не разрушая темп стрельбы.

Оба ствола пушки имеют мощные пламегасители, применение которых необходимо, чтобы защитить алюминиевые конструкции самолета.

Сменное подвесное вооружение рассчитано на поражение всех типов целей на дистанциях 1-50 км. Оно включает в себя полный комплекс авиационного вооружения: бомбы, ракеты, неуправляемые реактивные снаряды. Быстрая смена боеприпасов обеспечивает самолету универсальность. Самым мощным вооружением является ракета Х-31. Ее боевая часть на 100 кг может поражать цели на дистанциях 110 км.

Штурмовик СУ-39: сравнение с СУ-25

Изначально СУ-25 проектировался только как штурмовик. Функции истребителя он выполнять не мог. Этот недостаток решили исправить при последующей модификации в СУ-35, который уже представлял собой универсальный штурмовик-истребитель. Для ведения воздушного боя самолет оснастили электронными системами взаимодействия с высокоточными ракетами «воздух-воздух». Обнаружение и поражение воздушных целей может вестись в режимах «вдогон» и «навстречу».

Если СУ-25 — это противотанковый штурмовик, то СУ 39 — летающий танк. Основной акцент в нем сделан на системы обнаружения целей, делающие самолет универсальным средством против танков, катеров, кораблей. Предусмотрено даже вооружение против самолетов противника. Улучшена броня кабины и топливных баков.

Военное значение тактической штурмовой авиации

Легкая штурмовая авиация не утрачивает своего значения в современной войне, где идет ставка на технологичное ракетное вооружение. Опыт военных конфликтов после 2000 года всегда показывает активное применение штурмовой авиации. Она выполняет задачи поддержки пехоты, боевых моторизованных подразделений в любых масштабах.

Читать еще:  Противодесантная мина ПДМ - 2

Символы Победы: «летающий танк» штурмовик Ил-2

Символы Победы. Сегодня — Ил-2. Штурмовик. Знаете, штурмовая авиация во все времена — страшное оружие. Даже сейчас. Если ты вжался в землю в окопе или сидишь в танке — штурмовик для тебя кара небесная. В буквальном смысле слова. Потому что скрыться от нее некуда.

Но вот что обычно забывают при этом. Для летчика штурмовик — это самая трудная и опасная профессия. По той же самой причине. Когда идешь на бреющем над позицией врага, сбить тебя можно не из зенитки даже — из чего угодно. Штурмовик — это всегда глаза в глаза со смертью. Или ты, или тебя.

И вот еще что. В штурмовой авиации, причем, так сложилось, в одном полку служили оба моих деда. Борис Арсентьевич и Николай Алексеевич. Это, конечно, чистая случайность, похожая на чудо. Но случайность.

Это часы одного из них — маминого папы — Бориса Андросова. Вот они. Не смотрите, что маленькие. До сих пор время показывают отлично. Он в них еще в небе Испании на истребителе рубился с фашистами.

А в 1945 году участвовал в операции по взятию Кенигсберга. А это, может, самая страшная для пилотов-штурмовиков была операция. Если б Бог не уберег — меня бы не было. Но — вот. Сижу перед вами. Так что вот эта машина — это и мой символ победы. Мой личный.

Младший сын Сергея Ильюшина родился через 10 лет после войны и, выходит, самолет Ил-2, который создавали его родители, в каком-то смысле тоже родственник. В семейном архиве немало фотографий тех, чью судьбу определил легендарный штурмовик.

«Ефимов Александр Николаевич, дважды Герой Советского Союза, который два Героя заработал на штурмовиках, всегда говорил при встрече с отцом: «Сергей Владимирович, ваш самолет спас мне жизнь», — рассказывает сын Александр Ильюшин, сын Сергея Ильюшина.

И так говорили многие герои Великой Отечественной войны. Говорят и сейчас.

«Ил-2 — хороший самолет, конечно. Он мне спас жизнь и дал славу», — говорит ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Николай Кирток.

Звезду Героя Николай Наумович Кирток получил в 1945 году, когда за плечами было уже больше 200 боевых вылетов. Но запомнился один из первых — его Ил-2 подбили сначала зенитки, а потом два «Мессершмитта» над линией фронта.

«Один зашел и ударил мне по кабине, и я не то что сел, а упал, упал на грунт», — рассказывает ветеран.

От удара заклинило фонарь кабины, выбраться помогла пехота.

«По 100 граммов выпили. Они говорят: «Давай, закусим». Американская тушенка. Все сделали и отправили меня домой. А думали, что я погиб, потому что видели, что я загорелся. А я остался живой», — вспоминает Николай Кирток.

Легендарная живучесть Ил-2 подарила шанс многим летчикам. Главная, так сказать, фишка конструкции — бронекорпус, вся носовая часть с кабиной, двигателем и бензобаками состоит из листовой брони, причем листы не навешивались на каркас, а стали частью силовой схемы.

На вооружении «летающего танка» две пушки в консолях крыла, два пулемета, авиабомбы и реактивные снаряды. А еще пулемет стрелка, который ставили на двухместную версию — такой ее задумал Ильюшин, но в серию пошел сначала одноместный облегченный вариант Ил-2.

Немцы дали ему прозвище «черная смерть» за чудовищную огневую мощь, от которой не было спасения ни танкам, ни пехоте противника. Но были и слабые места.

«Немцы разобрались, что хвост не защищен. Заходили с хвоста и сбивали самолет. И Ильюшин, не останавливая конвейер, в общем, делали этот самый первый самолет, если посмотрите, есть эти снимки, что просто вот кабина летчика, а дальше открыто сидит стрелок с пушкой, начали привозить покойников. Тогда уже Ильюшин сделал, закрыл стрелка», — рассказывает начальник отдела фото- и видеосектора ПАО «Ил» Николай Нилов.

Николай Нилов в 1943 году пришел в КБ Ильюшина тринадцатилетним мальчишкой и работал учеником фотографа. А на заводе в Куйбышеве в военные годы штурмовики собирали подчас тоже совсем еще дети — вот они на фотографии, которую много лет хранит Иван Белозеров. В сборочный цех он впервые вошел в 1941 году и до сих пор помнит последовательность операций.

«Вот крепление крыльев. В середине устанавливается бронекабина. И к бронекабине крепится фюзеляж. Первый был из прессованной фанеры. А потом цельнометаллический был», — рассказывает Иван Белозеров.

В Великую Отечественную заводы собрали почти 36 тысяч Ил-2 — это самый массовый самолет Второй мировой. Но и боевые потери были большими — 11 с лишним тысяч.

Единственный летчик, прошедший на одной машине всю войну, герой Советского Союза Генрих Гофман. Фотография того самого Ил в полете — семейная реликвия. Свой штурмовик Гофман перегнал в тыл за несколько месяцев до Победы.

«Прилетел с фронта, передал эту машину, и Ильюшин подарил ему самую новую машину, самую первую Ил-10. Ильюшин также подарил ему, вот у меня здесь макет, это Ил-2 самолет, сделанный конструктором, и здесь написано: «Герою Советского Союза Г.Б Гофману от Сергея Ильюшина».

К 1945 году в самолете Генриха Гофмана было больше шести сотен пробоин от снарядов и пуль. И, конечно, ни в одной, даже самой подробной инструкции, не могло быть описано то, что пришлось преодолеть летчикам в небе Великой Отечественной.

Хотя инструкция-то была, и этому учебному черно-белому фильму позавидовали бы современные видеоблогеры, глядя на то, что сейчас в Сети назвали бы «распаковкой». Речь о документальном фильме «Эксплуатация самолета ИЛ-2» НИИ ВВС Красной Армии, 1943 г. /студия Крылья России/.

В мире сейчас всего два летающих Ил-2. А этот — музейный экспонат, и, конечно, уже никогда не поднимется в воздух. Но это настоящая боевая машина. В 1942 году подбитый немецкими истребителями Ил-2 совершил вынужденную посадку в Новгородской области, в конце 70-х его нашли и достали из болота, восстановили, и он даже принимал участие в киносъемках. И вот опять пригодился.

Су-39, прерванный полёт (9 фото + 1 видео)

Су-39 – это перспективный российский штурмовик, разработка которого началась в ОКБ Сухого еще в конце 80-х годов. Данная боевая машина является результатом глубокой модернизацией знаменитого «летающего танка» — советского штурмовика Су-25. А если говорить еще точнее, то он создан на основе одной из модификаций самолета — Су-25Т, предназначенной для уничтожения танков и другой бронетехники противника.
Конструкция штурмовика Су-39, в целом, была идентична конструкции учебно-боевого самолета Су-25УБ. Только на Су-39 место второго пилота заняли дополнительный мягкий топливный бак, а также расположенный над ним отсек для размещения дополнительного БРЭО. Двуствольная пушечная установка была смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм. и перенесена под топливный бак, освободившееся под кабиной пространство заняло дополнительное БРЭО. Передняя опора шасси самолета также оказалась смещена – влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа штурмовика разместили еще один дополнительный мягкий топливный бак.

Описание

Поскольку Су-39 это дальнейшее развитие «противотанкового» варианта Су-25Т задача по борьбе с бронетехникой для него является важной, но не доминирующей. Предполагается, что новая машина будет в состоянии эффективно поражать корабли в прибрежных зонах, фронтовую и транспортную авиацию противника, средства противовоздушной обороны и объекты инфраструктуры противника. При этом авионика и комплекс вооружения штурмовика подверглись существенной переработке.
Модернизированная машина получила новую РЛС «Копье-25» в специальном подвесном контейнере, что существенно расширило возможности самолета. Так штурмовик Су-39 может вести полноценный воздушный бой с самолетами противника, для этого в его арсенале имеются УР «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77, которые обладают дальностями пуска 20/40, 50/90 и 80/110 км соответственно. Для борьбы с корабельными группировками противника применяются противокорабельные ракеты Х-31А, обладающие дальностью пуска до 110 км. Для борьбы с РЛС противника используются противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-25МПУ. Арсенал средств поражения наземных целей был дополнен высокоточной ракетой «Вихрь».
Штурмовик Су-39 самостоятельно может выявлять цели, выбирать приоритетную и использовать нужный тип оружия. Выбирать у него есть из чего, на 11 узлах подвески (по 5 на каждом из крыльев и 1 под фюзеляжем) можно разместить до 16 ПТУР «Вихрь», до 4-х противорадиолокационных или противокорабельных УР класса «воздух-поверхность», а также широкий спектр УР «воздух-воздух». Помимо этого можно использовать до 8 пусковых блоков со 160-ю неуправляемыми ракетами, а также различного класса авиабомбами и зажигательными баками, до 4-х пушечных подвесных контейнеров. Также в фюзеляж штурмовика встроена двуствольная автоматическая 30-мм пушка ГШ-30.

Читать еще:  Карабин cz 550 standart .30-06 lpa: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Использование современного пилотажно-навигационного оборудования сделало штурмовик Су-39 круглосуточным и всепогодным, а также позволяет выполнять полет полностью в автоматическом режиме. Новый штурмовик предназначен для решения 3-х основных задач:
-уничтожение танков, БТР, БМП и САУ противника на поле боя, на марше и местах их скопления перед вводом в бой днем и ночью в сложных метеоусловиях;
-уничтожение морских целей различных классов: десантные баржи, быстроходные катера, фрегаты и эсминцы;
-уничтожение авиации сухопутных войск, тяжелых и ударных военно-транспортных самолетов в воздухе и на земле.
Одним из самых главных инструментов нового штурмовика стали круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» разработки Красногорского завода им. Зверева, а также до 16 ПТУР «Вихрь». Штурмовик Су-39 отличается очень хорошей устойчивостью в полете, что позволяет в связке со «Шквалом» на расстоянии в 10 км. обеспечить точность попадания в цель в 60 см. Учитывая высокую вероятность поражения цели 1 ракетой «Вихрь», одного боезапаса Су-39 достаточно для поражения 14 бронированных целей противника. Для сравнения обычный Су-25 несет до 160 неуправляемых ракет С-8, которые могут поразить лишь 1 танк.
Основное назначение ПТУР «Вихрь» – это уничтожение прямым попаданием современных ОБТ с толщиной брони до 1 метра. Вероятность уничтожения движущегося на местности немецкого танка «Леопард-2» одной ракетой «Вихрь», которая выпушена штурмовиком Су-39 по целеуказанию, полученному от оптико-электронного прицельного комплекса «Шквал», составляет 0,8-0.85. При этом в арсенале штурмовика имеются и куда более тяжелые УР, такие как Х-29Т, Х-29Л и Х-25МЛ.

Штурмовик Су-39 в состоянии осуществлять взлет-посадку с боевой нагрузкой на ограниченно подготовленные взлетные полосы с грунтовым покрытием, в том числе расположенные в горной местности на высоте до 3 000 м. над уровнем моря с длиной ВПП 1 200 м. Силовая установка штурмовика включает в себя 2 турбореактивных двигателей Р-195 тягой по 4 500 кгс каждый. Отдельно следует отметить их пониженную инфракрасную заметность. При этом самолет в состоянии взять на борт боевую нагрузку до 4 000 кг.

Источник: youtu.be

Средства боевой живучести штурмовика Су-39 общим весом в 1115 кг. обеспечивают машине практически 100% защиту пилота и всех жизненно важных узлов и агрегатов от поражения огнем стрелково-пушечного оружия калибром до 30-мм, а также возврат и посадку на аэродроме в случае поражения машины ПЗРК типа «Стингер». Достичь этого удалось за счет разнесенной и защищенной фюзеляжем самолета двухдвигательной силовой установки и возможностью продолжить полет на 1 рабочем двигателе. При этом пилот защищен титановой кабиной, которая в состоянии выдержать прямое попадание 30-мм снарядов, а также имеет лобовое бронестекло и броненадголовник.
Помимо этого за живучесть штурмовика отвечает комплекс боевого противодействия «Иртыш», включающий в себя: станцию активных радиотехнических помех «Гардения», станцию обнаружения, пеленгации и идентификации облучающих самолет РЛС, генератор активных ИК-помех «Сухогруз», систему отстрела дипольных отражателей и трассеров. Пусковая установка УВ-26 и ИК-генератор помех вмещают в себя 192 ложные цели ППР-26 (радиолокационная), либо ППИ-26 (тепловая), которые смонтированы в едином блоке, расположенном у основания киля самолета.
Для снижения заметности штурмовика над полем боя в оптическом диапазоне Су-39 обладает специальной окраской, а нанесенное на корпус радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР самолета при облучении РЛС. Защита штурмовика, когда летчик не в состоянии обнаружить запуск ракет с тепловой головкой наведения, осуществляется смонтированной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз». Установленная здесь цезиевая лампа мощностью 6 кВт генерирует амплитудно-модулированные помехи ракетам, отводя их в сторону. Не забыто и более традиционное средство – программный отстрел ложных тепловых целей ППИ-26.

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,33 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 5,2 м
Площадь крыла: 30,1 м²
Коэффициент удлинения крыла: 6
Угол стреловидности по передней кромке: 20°
База шасси: 3,58 м
Колея шасси: 2,5 м
Масса пустого: 10 740 кг
Масса снаряжённого: 13 150 кг
Нормальная взлётная масса: 16 990 кг
Максимальная взлётная масса: 20 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
Тяга: 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Посадочная скорость: 240 км/ч
Скорость сваливания: 175 км/ч
Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
на высоте:
без ПТБ: 900 км
с 4× ПТБ-800: 1 250 км
у земли:
без ПТБ: 400 км
с 4× ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)
Практический потолок: 10 000 м
Высоты боевого применения: 30—7000 м
Нагрузка на крыло: 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,42 (при макс. взлётной массе)
Длина разбега:
на бетонной ВПП: 550 м
на грунтовой ВПП: 600 м
Длина пробега: (без тормозного парашюта)
на бетонной ВПП: 400 м
на грунтовой ВПП: 600 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g
с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g

Вооружение

Стрелково-пушечное: двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 сн.
Точки подвески: 11
Боевая нагрузка:
нормальная: 2 000 кг
максимальная: 6 000 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»:
2 × Р-60 (АА-8)
2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
ракеты «воздух-поверхность»:
16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и
2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
8 × С-25Л
Неуправляемые ракеты:
160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
8 или 32 × 100 кг или
6 × КАБ-500Кр или
8 × контейнеров КМГУ-2
Пушечные контейнеры:
4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 с 260 сн. или
4 × СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301 с 150 сн.

Производство Су-25ТМ планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси где к тому времени выпускались модернизированные штурмовики Су-25Т. Однако этим планам не суждено было претворится в жизнь. Распад СССР и последующая независимость Грузии поставила крест на выпуске как Су-25Т , так и его модернизированного варианта Су-25ТМ. Распался СССР. А вместе с ним вся существовавшая на тот момент кооперация по производству этих самолетов. Попытка России создать межгосударственную организацию (НПК «Штурмовики Сухого) куда некоторое время входил авиазавод в Тбилиси не увенчались успехом.
Поэтому Россия приняла решение о переносе производства Су-25ТМ на Улан-Удэнский авиационный завод который на то время осуществлял производство учебно-боевого Су-25УБ и палубного учебно-тренировочного Су-25УТГ.
В 1993 году на авиационном заводе в Улан-Удэ была начата подготовка для серийного производства самолётов Т8ТМ (Су-25ТМ). Используя оставшийся производственный задел от Су-25УБ завод выпустил предсерийный самолёт Т8ТМ-3 который совершил первый полет 15 августа 1995 года. С этого же года машина получила новое официальное название — Су-39.
Попытка начала серийного производства нового штурмовика пришлась на неудачное время – середину девяностых годов. Финансовый кризис и практически полное отсутствие финансирования со стороны государства похоронили интересный проект. Однако и спустя много лет, эта замечательная машина так и не нашла своего пути в небо.
Серийно Су-39 никогда не выпускался и на вооружение ВВС России не поступал.
Всего построено четыре машины.
Существовал проект доработки Су-25Т до Су-25ТМ (Су-39). Однако практически все Су-25Т, находившиеся в ВВС России, списаны или находятся в нелетном состоянии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector