0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российская армия не будет закупать «армату» и «бумеранги»

Российская армия не будет закупать «Армату» и «Бумеранги»

Похоже, что вслед за истребителем пятого поколения Су-57, в ближайшее время крест будет поставлен еще на одной новейшей разработке российского ВПК. Причем речь идет о самом громком проекте последних лет – неуязвимом и не имеющем аналогов танке Т-14 «Армата», который отечественная пропаганда уже успела открестить убийцей «Абрамсов» и «Леопардов».

Эту сенсационную новость сегодня сообщил журналистам вице-премьер Юрий Борисов. По словам чиновника, подобное решение принято из-за дороговизны перспективной машины, а вместо «Арматы» российское военное ведомство будет закупать модернизированные танки Т-72, Т-80 и Т-90. Вероятно, что кроме Т-14, аналогичная судьба ожидает и новейший колесный БМП «Бумеранг», о котором также упомянул Борисов.

Подобное заявление кажется вдвойне странным, ведь толчком к созданию «Арматы» стало нежелание российских военных закупать модернизированные советские машины, которые чины Минобороны называли морально устаревшими. Теперь же Борисов называет практику модернизации советских танков «эффективным решением», которое помогает России на равных противостоять НАТО.

Почему не подошла «Армата»?

Борисов считает, что задача полного перевооружения армии новыми образцами бронетехники, включая основные танки и боевые машины пехоты, на сегодняшний день не стоит. «Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит. Такая же ситуация с «Бумерангами», – заявил он.

Борисов считает, что пойдя по пути модернизации старой техники, Россия сможет значительно сэкономить бюджетные средства. Чиновник считает, что благодаря использованию модернизированных советских машин, российской армии удается выполнять основные задачи, имея военный бюджет в несколько раз меньше, чем у стран НАТО.

Впрочем, подобный подход поддерживает и целый ряд отечественных экспертов. Например, главред журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что основной упор следует делать не на танках, а на развитии военно-космических сил и неядерных средствах стратегического сдерживания. По его мнению, серьезный военный конфликт со странами, обладающими современной бронетехникой и противотанковыми средствами, нам в настоящее время и в обозримой перспективе не грозит. Мураховский считает, что существующие машины российской армии по своим характеристикам вполне сопоставимы с боевой техникой ведущих западных стран. Исходя из этого, он прогнозирует, что серьезных закупок «Арматы» в ближайшие годы не будет.

Напомним, что новейший танк Т-14 «Армата» был впервые показан публике во время майского парада в 2015 году. Машина получила необитаемую башню и новейшие системы электронники. Следует отметить, что «Армата» задумывался не просто в качестве основного боевого танка, а как универсальная платформа, на основе которой хотели создать целую линейку боевой техники, включая тяжелую гусеничную БМП, машину поддержки танков и артиллерийские установки.

Планировалось, что эта боевая машина прослужит в российской армии 25-30 лет. Отечественные эксперты в один голос заявляли, что «Армата» не имеет аналогов в мире, впрочем, весьма высоко оценивали ее характеристики и зарубежом. Начало серийного производства «Арматы» намечено на 2020 год.

Если танк Т-14 действительно не пойдет в серийное производство, то это поставит наших пропагандистов в довольно сложное положение. Обстановку, которая сложилась вокруг этой боевой машины, можно смело назвать настоящей истерией. И как теперь будут объяснять, почему эта уникальная и не имеющая аналогов машина не закупается российской армией, непонятно.

Су-57 и «Армата» против экономики и целесообразности

Российская оборонная промышленность в последние годы разработала несколько принципиально новых образцов военной техники для сухопутных войск и воздушно-космических сил. Они проходят необходимые испытания и вскоре должны появиться в войсках. Однако не так давно стало известно, что в высших эшелонах власти имеется альтернативное мнение. Высокопоставленный руководитель открыто заявил об отсутствии смысла в массовых закупках новой техники.

Повод для споров

Повод для новых споров вокруг перспективных образцов появился еще в начале июля. Вице-премьер Юрий Борисов, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс, рассказал прессе о текущих работах в рамках перспективных проектов. Среди прочего, он затронул тему истребителя пятого поколения Су-57. Как оказалось, руководство оборонной отрасли имеет весьма специфические взгляды.

По словам Ю. Борисова, испытания Су-57 идут в соответствии с планом. В этом году планируется подписать контракт на два самолета опытной партии, а в текущей Госпрограмме вооружений предусматривается закупка 12 машин – двух эскадрилий. При этом чиновник пока не видит смысла в наращивании объемов производства авиационной техники.

Вице-премьер отметил, что Су-57 хорошо показал себя на испытаниях и в Сирии. Технические характеристики и боевые возможности получили подтверждение. Однако форсировать работы по его массовому производству пока не следует. У России уже есть истребитель Су-35С поколения 4++, который считается одним из лучших в мире. При его наличии ускоренное массовое строительство более новых Су-57 не имеет смысла.

Впрочем, Ю. Борисов не стал призывать к полному отказу от машины пятого поколения. Она должна быть своеобразным «козырем», который можно будет «разыграть» в соответствующих обстоятельствах. Когда истребители предыдущих поколений начнут отставать от зарубежных аналогов, настанет время Су-57. В таких обстоятельствах этот самолет вновь обеспечит превосходство над вероятным противником.

Читать еще:  Индия отказалась от использования всех миг-29к, купленных ранее у россии

В дальнейшем были сделаны похожие заявления о перспективах боевых бронированных машин. Новое интересное, но неоднозначное заявление было сделано в конце июля, в ходе очередного заседания, посвященного развитию оборонной промышленности. Вице-премьер Юрий Борисов указал, что российские вооруженные силы пока не стремятся осуществлять массовые закупки бронетанковой техники семейства «Армата». Причина этого кроется в излишней стоимости подобных машин. Для поддержания боеспособности бронетанковых войск армия предпочитает выполнять модернизацию имеющейся техники.

Ю. Борисов напомнил, что основой российского парка танков являются машины семейства Т-72, проходящие модернизацию. Кроме того, такая техника пользуется большой популярностью на международном оружейном рынке. Также вице-премьер сравнил российский танк с ведущими зарубежными образцами и отметил его превосходство над ними. Т-72 превосходит «Абрамсы», «Леопарды» и «Леклерки» по стоимости, эффективности и качеству.

Схожим образом Ю. Борисов высказался и о других перспективных платформах. Перспективный колесный бронетранспортер «Бумеранг» значительно дороже существующей техники своего класса. В связи с этим у армии нет нужды в массовой его закупке. Однако в иной ситуации – если бы наши серийные машины уступали технике вероятного противника – армия стала бы закупать новые образцы.

За счет таких решений удается получить серьезную экономию. Новейшие и дорогие образцы предлагается закупать в ограниченных количествах, а параллельно осуществлять модернизацию имеющегося парка. Ю. Борисов считает, что разумное использование модернизационного потенциала армейской техники является эффективным решением. И за его счет можно решать поставленные задачи, имея военный бюджет в десять раз меньше, чем у стран НАТО.

Реакция на подобные заявления не заставила долго себя ждать. И, вполне ожидаемо, эта реакция не была позитивной. Вице-премьера стали критиковать сразу с нескольких позиций, напирая на разные аспекты планируемого перевооружения. Кроме того, появились тенденциозные оценки, бросающие тень не только на отдельные проекты, но и на всю промышленность или армию в целом. Впрочем, нашлись и те, кто был согласен с Ю. Борисовым в его оценках и апеллировал к необходимости оценки целесообразности закупок.

По понятным причинам, весьма громко на эти события отреагировала зарубежная пресса. Появились публикации с кричащими названиями наподобие «Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой», «Путин больше не ставит на «Армату» или «Танк «Армата» оказался слишком дорогим для России, а Т-72 – не таким уж старым». Под последним заголовком русская служба BBC не только рассмотрела текущую обстановку и высказывания чиновника с нужной ей точки зрения, но и припомнила ему отношение к проектам модернизации в прошлом.

В целом, если не обращать внимания на явно ангажированные публикации и высказывания, реакция публики и специалистов сводилась к нескольким основным вопросам. В первую очередь, людей не устраивал сам факт отказа от массовых закупок новейшей техники, способной кардинальным образом повысить боеспособность армии. Этот аргумент имел место в спорах на обе темы – как в случае с Су-57, так и после заявлений о бронетехнике.

Также высказывались аргументы об издержках репутационного характера. На протяжении долгих лет Россия говорила о создании боевых машин будущего с высочайшими характеристиками, но теперь отказывается от их массовых закупок. Такое развитие событий может выглядеть весьма странно, особенно если на нем акцентировать внимание, исходя из тех или иных предпосылок.

Су-57 и его будущее

Проект создания истребителя пятого поколения ПАК ФА / Т-50 / Су-57 уже успел продвинуться достаточно далеко. В феврале этого года было объявлено о начале опытно-боевой эксплуатации. К настоящему времени в проверках задействовано 10 летных прототипов. Еще три были построены для различных проверок на земле. В ближайшем будущем планируется построить и поднять в воздух несколько предсерийных машин, после чего должно будет начаться серийное производство.

Программа идет без особых затруднений и значительных задержек, что может быть поводом для сдержанного оптимизма. Тем не менее, как следует из слов Ю. Борисова, реальные перспективы Су-57 далеки от некоторых прогнозов. Оказывается, что новейший самолет слишком хорош для сегодняшней армии, имеет избыточные возможности и, как это ни странно, нецелесообразно превосходит актуальные требования к современному истребителю.

Руководство оборонной промышленности изучило текущую обстановку в мире и боевые возможности ВВС разных стран, в результате чего появилось особое мнение о реальных перспективах Су-57. Высокопоставленные лица полагают, что имеющаяся ситуация позволяет продолжать реализацию имеющихся планов без переработки графика работ. Предлагается и в дальнейшем выпускать серийные истребители Су-35С, а параллельно готовить производство более совершенных Су-57. Без ненужной спешки.

Конечно, такое решение может привести к определенным изменениям в графике и смещению сроков поставки готовых самолетов. С другой стороны, имеющийся запас времени можно будет использовать для дальнейшей доводки конструкции и исправления выявляемых недочетов. В итоге в полномасштабное серийное производство, которое предлагается отложить на некоторое время, сможет пойти готовый истребитель, лишенный недостатков.

Впрочем, такой подход не избавляет от всех проблем. Подготовка и запуск серийного производства являются достаточно сложной задачей, на которую уходит немало времени. Приступить к ее выполнению придется до того, как Су-35С перестанут обеспечивать желаемый паритет с вероятным противником. К моменту этих событий наша армия уже должна иметь на руках «козырь» в виде истребителя пятого поколения.

Согласно опубликованным данным, перспективные боевые бронированные машины на базе современных унифицированных платформ способны показывать самые серьезные преимущества перед существующей техникой. Ожидается значительной рост огневой мощи, защиты и боевой эффективности в целом. В то же время, растет и цена – как отдельной машины, так и проекта в целом. Все это необходимо учитывать при планировании.

Читать еще:  Ручной противотанковый гранатомет РПГ-2

Ю. Борисов указывает, что современный модернизированный танк Т-72Б3 по своим боевым качествам не уступает зарубежным конкурентам. Новый образец на базе платформы «Армата» превосходит всех их по основным тактико-техническим характеристикам, но при этом оказывается и более дорогим. В такой ситуации руководство оборонного комплекса не видит смысла в скором развертывании крупномасштабного производства более сложных и дорогих образцов точно так же, как и в случае с истребителями пятого поколения.

Следует отметить, что в области бронетехники вопрос стоимости оказывается особенно важным. По имеющимся данным, модернизация одного танка Т-72 по проекту «Б3» обходится военным примерно в 150 млн рублей. В прошлом утверждалось, что серийный основной танк Т-14 «Армата» будет стоить не более 250-300 млн рублей за единицу. В дальнейшем оценки выросли, и пару лет назад официальные лица говорили уже о 400-500 миллионах. Таким образом, вместо постройки одной новой «Арматы» можно починить и улучшить сразу три Т-72. Что лучше, три Т-72Б3 или один Т-14 – вопрос без однозначного ответа.

Все известные доводы в пользу тех или иных подходов выглядят в известной мере убедительно, но все же не снимают некоторые вопросы. К примеру, неизвестно, готова ли российская промышленность к скорому запуску полномасштабного производства совершенно новой техники. Даже если единственный российский танкостроительный завод сможет выпускать несколько десятков перспективных бронемашин в год, это не закроет все потребности армии в новой или обновленной технике. Кроме того, не следует забывать и про необходимость завершения всех циклов испытаний и доводки новых образцов.

Недавние высказывания вице-премьера, ответственного за оборонно-промышленный комплекс, наделали немало шума. Такая реакция общественности и специалистов, в целом, была оправданной. Актуальные планы, предусматривающие незначительные закупки перспективной техники, вряд ли позволят быстро и в полной мере реализовать ее потенциал, а также не могут быть поводом для гордости. Впрочем, можно найти аргументы и в пользу такого подхода.

В недавнем прошлом неоднократно отмечалось, что российские вооруженные силы будут закупать некоторые образцы новой техники, не относящейся к полностью новым поколениям. Кроме того, планировалось осуществлять модернизацию имеющегося парка. И только после этого в части должны были проследовать совершенно новые машины, относящиеся к следующим поколениям. В настоящее время ситуация полностью соответствует таким планам.

Воздушно-космические силы продолжают получать истребители Су-35С поколения 4++ новой постройки, а параллельно осуществляется модернизация имеющейся техники. В будущем строевые самолеты дополнят новыми серийными Су-57. Схожим образом обстоит дело и в бронетанковой сфере, с той разницей, что в ней решено сосредоточить усилия на модернизации наличных образцов. В дальнейшем, соответственно, их дополнят новые «Арматы» и «Бумеранги».

Единственный реальный предмет спора в данной ситуации – сроки и объемы поставки новой техники. Ситуация со сроками вполне понятна и даже в некоторой мере ожидаема. Редкий перспективный проект удается выполнить в соответствии с изначальным графиком, не говоря уже о его опережении. Количество Су-57, «Армат» и «Бумерангов», которые будут заказаны в ближайшем будущем, зависит от планов по перевооружению, экономических возможностей армии и некоторых других факторов.

Фактически командованию вооруженных сил и руководству оборонной промышленности в контексте перспективных проектов приходится решать несколько основных вопросов. Они должны сформировать четкие и ясные планы, учитывающие необходимость перевооружения, сложность и стоимость такой программы, а также ее соответствие актуальным вызовам. Следует учитывать, что обстановка постоянно меняется тем или иным образом, в результате чего планы приходится корректировать.

К счастью, несмотря на все ограничения, проблемы и споры, на данный момент речь идет о смещении сроков запуска серийного производства новых образцов, а также о возможном сокращении объемов их выпуска. Никто не собирается отказываться от важнейших проектов, на разработку которых к тому же потрачено немало времени и денег. Перспективные разработки, такие, как Су-57 или «Армата», обязательно поступят в войска в обозримом будущем. А их количество (пусть и не сразу) будет соответствовать всем требованиям, пожеланиям и ограничениям.

Новое в блогах

Российская армия не будет закупать «Армату» и «Бумеранги»

Похоже, что вслед за истребителем пятого поколения

, в ближайшее время крест будет поставлен еще на одной новейшей разработке российского ВПК. Причем речь идет о самом громком проекте последних лет – неуязвимом и не имеющем аналогов танке

, который отечественная пропаганда уже успела открестить убийцей

Эту сенсационную новость сегодня сообщил журналистам вице-премьер Юрий Борисов. По словам чиновника, подобное решение принято из-за дороговизны перспективной машины, а вместо «Арматы» российское военное ведомство будет закупать модернизированные танки Т-72,

. Вероятно, что кроме Т-14, аналогичная судьба ожидает и новейший

, о котором также упомянул Борисов.

Подобное заявление кажется вдвойне странным, ведь толчком к созданию «Арматы» стало нежелание российских военных закупать модернизированные советские машины, которые чины Минобороны называли морально устаревшими. Теперь же Борисов называет практику модернизации советских танков «эффективным решением», которое помогает России на равных противостоять

Почему не подошла «Армата»?

Борисов считает, что задача полного перевооружения армии новыми образцами бронетехники, включая основные танки и боевые машины пехоты, на сегодняшний день не стоит. «Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооруженные силы, у нас

Читать еще:  Гладкоствольный «маузер». Mauser К98 в калибре 9,6/53 Lancaster

пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит. Такая же ситуация с «Бумерангами», – заявил он.

Борисов считает, что пойдя по пути модернизации старой техники, Россия сможет значительно сэкономить бюджетные средства. Чиновник считает, что благодаря использованию модернизированных советских машин, российской армии удается выполнять основные задачи, имея военный бюджет в несколько раз меньше, чем у стран НАТО.

Впрочем, подобный подход поддерживает и целый ряд отечественных экспертов. Например, главред журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что основной упор следует делать не на танках, а на развитии

и неядерных средствах стратегического сдерживания. По его мнению, серьезный военный конфликт со странами, обладающими современной бронетехникой и противотанковыми средствами, нам в настоящее время и в обозримой перспективе не грозит. Мураховский считает, что существующие машины российской армии по своим характеристикам вполне сопоставимы с боевой техникой ведущих западных стран. Исходя из этого, он прогнозирует, что серьезных закупок «Арматы» в ближайшие годы не будет.

Напомним, что новейший танк Т-14 «Армата» был впервые показан публике во время майского парада в 2015 году. Машина получила необитаемую башню и новейшие системы электронники. Следует отметить, что «Армата» задумывался не просто в качестве основного боевого танка, а как универсальная платформа, на основе которой хотели создать целую линейку боевой техники, включая тяжелую гусеничную БМП, машину поддержки танков и артиллерийские установки.

Планировалось, что эта боевая машина прослужит в российской армии 25-30 лет. Отечественные эксперты в один голос заявляли, что «Армата» не имеет аналогов в мире, впрочем, весьма высоко оценивали ее характеристики и зарубежом. Начало серийного производства «Арматы» намечено на 2019 год.

Если танк Т-14 действительно не пойдет в серийное производство, то это поставит наших пропагандистов в довольно сложное положение. Обстановку, которая сложилась вокруг этой боевой машины, можно смело назвать настоящей истерией. И как теперь будут объяснять, почему эта уникальная и не имеющая аналогов машина не закупается российской армией, непонятно.

Армата оказалась не нужна

Были небольшие замечания специалистов по компоновке машины, да и те можно было бы «проглотить», а потом довести машину в войсках. Минобороны России к концу 2016 года даже заключило первый контракт на поставку 100 таких танков, а в августе 2017 года в госкорпорации «Ростех» сообщили, что Минобороны с 2019 года начнет массово получать танк «Армата».

Граждане, которые в той, либо иной степени интересуются новостями ВПК, в том числе и по роду деятельности, с нетерпением ждали этого поистине исторического момента, так как не каждый день в войска приходит «основной танк». Но думаю, что после сегодняшнего заявления вице-премьера правительства Борисова https://www.kommersant.ru/doc/3700656 , на этом танке можно поставить жирную точку и он останется в памяти разработчиков, как «образец №_» или в лучшем случае «выставочный экземпляр». Господин Борисов заявил, если вкратце: ВС России не стремятся закупать танки «Армата» и новые БТРы из-за их дороговизны.

А если немного разложить по полочкам, то по словам Борисова, на модернизацию старой техники, нужно меньше средств, это позволяет экономить бюджетные деньги. Господин Борисов, который является заместителем председателя правительства и отвечает за оборонную промышленность, даже подсчитал, что стоимость одного танка на платформе «Армата» при серийном производстве составит около 250 млн. руб.: «Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит»,— то есть, речь идет исключительно о том будет ли танк продаваться на внешнем рынке и будет ли конкурентоспособен, а о войсках и их материально-техническом оснащении речи не идет, не говоря уже о том, что раз нет серии, значит все те, кто на Уралвагонзаводе были заняты на этой машине, попадут под сокращение.

В общем, порадовали на Параде граждан новейшим образцом техники, а теперь можно про него и забыть. Кстати, кроме «Арматы», вооруженным силам не нужно закупать в большом количестве и «Бумеранги» (колесные БТР нового поколения), в этом опять-таки уверен вице-премьер: «У нас особой нужды в этом нет. Эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим»,— отметил он (цитата по «РИА Новости»).

Если резюмировать все то, что наговорил Борисов, то правительство избрало курс на модернизацию уже имеющихся образцов вооружений и жесткой экономии денежных средств, а это значит, что «Армату» кладут на полку до лучших времен, которые не наступят никогда, так как будет новое время и будет новое вооружение на базе новых технологий, которые не стоят на месте. А пока Борисов оправдывается тем, что на модернизацию старой техники нужно меньше средств, это позволяет экономить бюджетные средства: «Нам и удается, имея бюджет в десять раз меньше стран НАТО, за счет таких эффективных решений, когда смотрим модернизационный потенциал старых образцов, решать поставленные задачи».

Вот только мучает постоянно один и тот же вопрос: зачем этот танк разработали, собирались запускать в серию и подписывали контракты на поставку в войска, да еще напустили столько информационного шума под одобрительные визги ура-патриотов, если он необоснованно дорог, а старые образцы еще послужат и «ничем не уступают лучшим зарубежным образцам».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector