0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Птрк «конкурс»: история создания и технические характеристики

ПТРК «Конкурс»: 40 лет в войсках

В январе этого года исполнилось 40 лет с тех пор, как на вооружение советской армии был принят противотанковый ракетный комплекс «Конкурс». За это время оборонная промышленность успела выпустить колоссальное количество ракет этого типа, которые отправились в три десятка стран. Почти сразу после принятия на вооружение системы «Конкурс» началась разработка его новых модификаций. ПТРК семейства «Конкурс» до сих пор используются российскими вооруженными силами, и их эксплуатация будет продолжаться в ближайшем будущем.

История одного из самых распространенных отечественных противотанковых ракетных комплексов началась в середине шестидесятых годов. В 1966 году министерство оборонной промышленности объявило конкурс на создание возимого противотанкового ракетного комплекса второго поколения, оснащенного полуавтоматической системой управления. Требования к перспективной системе были достаточно высоки. Военные желали получить ракету, способную лететь со скоростью около 450 м/с и поражать цель на дальности до 4 километров. Одновременно с этим заказчик требовал уменьшить стоимость комплекса, для чего, в частности, нужно было применить проводную систему управления.

Технологии и материалы второй половины шестидесятых годов не позволяли в полной мере выполнить все требования заказчика. По этой причине один из участников конкурса – тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) – провел анализ предъявляемых требований и определил их целесообразность. К 1970 году требования к перспективному ПТРК были пересмотрены. В первую очередь необходимо отметить отказ от сверхзвуковой скорости полета ракеты. Благодаря этому можно было уменьшить вес и стоимость ракеты, а также использовать проводную систему управления.

Первоначально проект нового ракетного комплекса от КБП носил название «Гобой» и предполагал высокую степень унификации с предыдущей системой «Фагот». С 1970 года проект носил название «Конкурс». Одной из причин смены названия стало значительное изменение требуемых от комплекса характеристик. В результате доработок изначального технического задания комплекс «Гобой»/«Конкурс» уже не мог считаться глубокой модернизацией «Фагота», хотя в нем и предполагалось использовать имеющиеся наработки.

Разработка и испытания противотанкового комплекса, пригодного к принятию на вооружение, продолжались в течение нескольких лет. 18 января 1974 года ПТРК 9К113 «Конкурс» был официально принят на вооружение. В состав комплекса входила боевая машина 9П148 на базе БРДМ-2, набор аппаратуры управления и ракета 9М113. ПТКР «Конкурс» использовался в качестве противотанкового вооружения мотострелковых полков и дивизий.

В качестве базы для нового противотанкового комплекса была выбрана разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, имевшая достаточные для выполнения возлагаемых задач характеристики. На крыше базовой машины устанавливался подъемный механизм с креплениями для пяти транспортно-пусковых контейнеров с управляемыми ракетами. Внутри бронированного корпуса имелась укладка на 15 контейнеров с ракетами. Конструкция пусковой установки позволяла экипажу монтировать новые контейнеры, не покидая машины.

Для уничтожения целей противотанковый комплекс «Конкурс» располагал ракетами 9М113. Ракета длиной 1165 мм (с вышибным зарядом) и диаметром 135 мм (без учета крыльев и рулей) была выполнена по аэродинамической схеме «утка». Масса ракеты в транспортно-пусковом контейнере составляла 25 кг, без него – 14,6 кг. Четыре сравнительно крупных крыла размахом 468 мм размещались в ее хвостовой части, четыре небольших руля – в носовой. Для стабилизации ракеты в полете рули и крылья устанавливались под углом к продольной оси изделия, что заставляло его вращаться. В носовой части ракеты размещались приводы рулей, за ними – кумулятивный заряд. В средней части корпуса поместили твердотопливный двигатель, а в хвостовой – аппаратуру управления.

Ракета 9М113 использовала полуавтоматическую систему управления с передачей команд по проводу. Последний имел длину 4 км и был намотан на катушку в хвостовой части ракеты. Примечательно, что на борту ракеты был лишь один сравнительно сложный прибор, используемый для наведения – координатор 9Б61. Этот прибор, имевший в своем составе гироскоп, предназначался для согласования команд наземной системы управления с работой рулевых машинок. Прочее оборудование, следившее за положением ракеты и управлявшее ее полетом, находилось на боевой машине 9П148. Чтобы наземная аппаратура могла следить за положение ракеты, в хвосте последней установили инфракрасную лампу.

Определенный интерес представляет процесс пуска ракеты комплекса «Конкурс». Оператор системы, наведя метку прицела на цель, должен нажать кнопку «пуск». После этого электросистема воспламеняет пиропатрон передней крышки транспортно-пускового контейнера, из-за чего крышка открывается. Открываясь, крышка освобождает тягу, связанную с замыкателем пиропатрона, расположенного в отсеке электропитания. Пороховые газы пиропатрона соединяют разделенные элементы питания, благодаря чему подается электроэнергия на все системы ракеты. Одновременно с этим третий пиропатрон раскручивает гироскоп координатора. За скоростью вращения гироскопа «следит» специальный инерционный замыкатель. Когда обороты гироскопа достигают рабочего значения, электросистема ракеты воспламеняет вышибной заряд. Последний выталкивает ракету из транспортно-пускового контейнера со скоростью более 60 м/с. Все эти процессы происходят менее чем за секунду. На удалении около 15 метров от боевой машины происходит воспламенение заряда маршевого двигателя. После выстрела пустой транспортно-пусковой контейнер автоматически сбрасывается.

На расстоянии в несколько десятков метров от боевой машины фара ракеты попадает в поле зрения аппаратуры управления. Автоматика комплекса «Конкурс» самостоятельно определяет положение ракеты относительно линии визирования и просчитывает необходимые поправки. Управляющий сигнал поступает на ракету по разматывающемуся проводу и обрабатывается координатором, передающим сигнал на рулевые механизмы. Оператору комплекса остается только удерживать прицельную метку на цели. Все остальные задачи выполняются автоматикой.

Для расширения боевых возможностей противотанкового ракетного комплекса 9К113 «Конкурс» была разработана выносная пусковая установка 9П135. При необходимости экипаж боевой машины может развернуть эту систему и атаковать цели с удобной позиции. В состав выносной пусковой установки входят станок, пусковой механизм, аппаратный блок и прибор наведения ракеты. Переносная пусковая установка весит около 22 кг.

Характеристики ракеты и аппаратуры управления комплекса «Конкурс» позволяют уничтожать бронетехнику и укрепления противника на дальности до 4 километров. При работе в ночных условиях максимальная дальность поражения целей сокращается до 3,5 км. Минимальная дальность стрельбы связана с дистанцией взведения взрывателя и составляет 75 метров. Поражение целей возможно в секторе шириной 20° перед боевой машиной или пусковой установкой. При необходимости возможен обстрел низколетящих самолетов или вертолетов.

Максимальная скорость ракеты на разгонном участке полета достигает 250 м/с. Средняя скорость полета – 208-210 м/с. Кумулятивная боевая часть ракеты 9М113 имеет вес 2,75 кг и способна пробить до 600 миллиметров гомогенной брони при угле встречи 90°. При попадании в цель под углом 60° возможно пробитие преграды толщиной до 250 мм. Ракеты комплекса «Конкурс» способны поражать цели, движущиеся со скоростью не более 60 км/ч.

Сравнительная простота комплекса «Конкурс» позволила устанавливать его не только на специализированных машинах или выносных пусковых установках, но и на бронетехнике имеющихся типов. Носителями ракет 9М113 были боевые машины пехоты БМП-1 и БМП-2, а также боевые машины десанта БМД-1, БМД-2 и БМД-3. В зависимости от модели базовой машины в боекомплект входило от одной до четырех ракет.

Читать еще:  Президенты пакистана: история становления мусульманского государства на территории индии

Вскоре после принятия на вооружение комплекса «Конкурс» начались работы над его модернизированной версией. В рамках проекта «Конкурс-Р» сотрудники КБП пытались создать вариант противотанкового комплекса с автоматическим наведением ракеты. В качестве средства слежения за целью предлагалось использовать специальную радиолокационную станцию, установленную на боевой машине. Модернизация ракеты не предусматривалась. За создание радиоэлектронных компонентов ПТРК «Конкурс-Р» отвечал тульский НИИ «Стрела».

Внешне боевая машина комплекса «Конкурс-Р» отличалась от 9П148 наличием крупного блока с оборудованием в передней части крыши. В состав этого блока вошли антенна радиолокационной станции и часть оптической аппаратуры. Основные блоки электроники размещались внутри бронированного корпуса базовой машины. Использование для слежения за целью радиолокационной станции позволяло атаковать бронетехнику противника в любое время суток и в любых метеоусловиях. Кроме того, подобная система наведения не требовала использования специальных ракет и была полностью совместима с существующими боеприпасами.

Испытания опытного образца боевой машины «Конкурс-Р» продолжались с весны 1983 по осень 1985 года. В ходе испытаний удалось выявить недостатки новых систем, на исправление которых ушло некоторое время. В самом начале 1986 года ГРАУ рекомендовало принять новый противотанковый комплекс на вооружение. Тем не менее, армия так и не получила ПТРК «Конкурс-Р». В середине восьмидесятых годов прекратилось производство разведывательно-дозорных машин БРДМ-2, а вскоре начались серьезные преобразования в жизни страны. В результате этого новая боевая машина была построена лишь в одном экземпляре.

В конце восьмидесятых был создан новый противотанковый ракетный комплекс 9К113М «Конкурс-М», отличавшийся от оригинальной системы более высокими характеристиками. После модернизации ракета 9М113М потяжелела почти на два килограмма. Главной причиной этого стало применение тандемной боевой части. Для повышения боевых характеристик в носовой части ракеты был установлен лидирующий заряд, предназначенный для уничтожения динамической защиты или противокумулятивной решетки атакуемой техники. Благодаря таким изменениям максимальная бронепробиваемость ракеты достигла 800 мм. При угле встречи 60° этот параметр сокращается до 300 мм.

Носителем ПТРК «Конкурс-М» могли стать боевые машины пехоты и десанта, легкие бронемашины, автомобили и даже мотоциклы. Кроме того, был создан обновленный вариант переносной пусковой установки под названием 9П135М1. Аппаратура системы «Конкурс-М» позволяет использовать ракеты иных типов, такие как «Конкурс» или «Фагот».

За 40 лет противотанковые комплексы семейства «Конкурс» неоднократно использовались на учениях и применялись в реальных вооруженных конфликтах. Простота конструкции и эксплуатации, а также высокие боевые характеристики позволили комплексу «Конкурс» и его модификациям стать одной из самых распространенных систем своего класса. По имеющимся данным, тульское КБ приборостроения продолжает работы по модернизации и улучшению этого ПТРК. Это значит, что пятидесятилетие со дня принятия на вооружение комплекса 9К113 может быть отмечено появлением его новой модификации с еще более высокими характеристиками.

ПТРК «Конкурс»: история создания и технические характеристики

Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс» был разработан в середине 70-х годов прошлого столетия и стал основой противотанковых средств полкового уровня советских сухопутных сил. Позже была принята на вооружение его модификация «Конкурс-М», ракета которой (ПТУР) имела лучшие характеристики по бронепробиваемости.

«Конкурс» стоит на вооружении российской армии и сегодня. В Иране, Индии, в бывшей ГДР и Болгарии ПТРК «Конкурс» изготавливался по советской лицензии. ПТРК «Конкурс» относится к противотанковым ракетным комплексам второго поколения.

В середине 60-х годов прошлого столетия руководство советских вооруженных сил признало необходимость разработки самоходного противотанкового ракетного комплекса нового поколения. ПТРК «Шмель» и «Фаланга», стоящие в тот момент на вооружении СА, уже явно не соответствовали требованиям времени.

Военным нужен был ПТРК с полуавтоматической системой управления и сверхзвуковой ракетой, с дальностью поражения цели не менее 4 километров. Кроме того, на разработчиков были наложены жесткие ограничения по стоимости комплекса. В конкурсе принимали участие коломенское Конструкторское бюро машиностроения и Конструкторское бюро приборостроения (г. Тула).

Коломенские конструкторы старались точно следовать всем пожеланиям заказчика, а в тульском Бюро к заданию подошли более творчески. Тульские конструкторы оценивали целесообразность каждого из пунктов задания, предложенного военными. В результате они создали дозвуковую ракету (ПТУР), которая управлялась в полете по проводу, при этом значительно облегчив и удешевив ее. Кроме этого, новый ракетный комплекс был в высокой степени унифицирован с ПТРК «Фагот». Первоначально проект разработки нового полкового ПТРК носил название «Гобой», но полученный комплекс весьма сильно отличался своими характеристиками от технического задания, поэтому его название решили изменить. Новый ПТРК получил название «Конкурс».

Испытания и доработка нового противотанкового ракетного комплекса длилась несколько лет. ПТРК «Конкурс» был принят на вооружение в 1974 году. Этот комплекс во многом унифицирован с ПТРК «Фаготом», из его пусковой установки можно запускать ПТУРы «Фагота».

Через несколько лет начались работы по модернизации «Конкурса». Основное внимание было уделено противотанковой ракете, конструкторы пытались сделать ее наведение полностью автоматическим. Испытания ПТУРа начались в 1983 году, они продолжались несколько лет. В 1986 году «Конкурс-Р» решили принять на вооружение, но немного раньше прекратили выпускать БРДМ-2, которая являлась основной боевой машиной (ВМ) для данного комплекса.

В конце 80-х была разработана более совершенная модификация этого ракетного комплекса — «Конкурс-М». Основным его отличием стала новая ракета с тандемной боевой частью, что существенно увеличило бронепробиваемость и позволило «Конкурсу-М» успешно бороться с бронетехникой, оснащенной динамической защитой. Кроме того, для установки «Конкурса-М» можно использовать не только БРДМ-2, но и другие БМ: БМП, БМД, бронеавтомобили и даже мотоциклы.

ПТРК «Конкурс» — это противотанковый комплекс полкового уровня, который может успешно поражать бронетехнику противника и его фортификационные сооружения на дистанции в четыре километра.

Ракетный комплекс состоит из нескольких составляющих: боевой машины (БМ) 9П148; пусковой установки 9П135М; управляемой ракеты 9М113.

БМ 9П148 была создана специально для ракетного комплекса «Конкурс». Ее базой является БРДМ-2, кузов которого имеет некоторые отличия, из-за размещения пусковой установки, систем прицеливания и наведения. На БМ 9П148 размещается пусковая установка с пятью ракетными контейнерами, в каждом из которых находится ПТУР 9М113. БМ 9П148 переходит в боевое положение за 25 секунд, время заряжания — пятнадцать минут. Скорострельность — примерно два выстрела в минуту.

В состав пусковой установки входит: аппаратура управления и наведения, пусковой механизм и станок. На пусковой установке 9П135М размещается пять пусковых контейнеров, каждый из которых отбрасывается после выстрела. Если стрельба происходит из БМ 9П148, то с блока питания машины напряжение подается на электровоспламенители бортового источника пита¬ния, на вторую наземную батарею блока питания и пороховой заряд ротора координатора. Примерно через десять метров полета включается маршевый двигатель.

Читать еще:  Мц-21 — первое охотничье полуавтоматическое ружье ссср

Горизонтальный угол наведения составляет 360°, а вертикальный —5. +20°.

Существует и переносная пусковая установка, которая входит в состав вооружения самоходного комплекса. Она состоит из станка, аппаратуры управления и пускового механизма. Ее вес составляет 22 кг.

Управляемая ракета 9М113 имеет классическую аэродинамическую схему «утка». Ее калибр составляет 135 мм. Четыре крупных складывающихся крыла находятся в задней части ракеты, а четыре руля управления — в передней. Также в носовой части ракеты находятся приводы рулей и кумулятивный заряд. В полете рули и крылья расположены под определенным углом к продольной оси ракеты, что заставляет ее вращаться, стабилизируя полет.

В средней части ПТУРа установлен твердотопливный двигатель, аппаратура управления находится сзади. Двигатель ракеты — однокамерный двухрежимный. В задней части находится катушка с проводом и инфракрасная лампа, по которой аппаратура слежения находит ракету в полете. Единственным сложным прибором в конструкции ракеты является координатор, в составе которого есть гироскоп.

Старт и начало работы большинства систем ракеты обеспечивают сразу несколько пиропатронов, они замыкают сеть энергопитания ракеты, раскручивают ее гироскоп, придают реактивному снаряду начальную скорость, после чего включается маршевый двигатель ПТУРа.

После выстрела инфракрасная лампа ракеты фиксируется аппаратурой управления. После чего автоматика определяет положение снаряда в пространстве и вносит поправки в полет. Сигнал передается по проводу и поступает в рулевые приводы. Оператор должен просто удерживать объект в прицеле. Кроме полуавтоматического, существует и ручной режим коррекции полета ракеты на ее завершающем этапе, это значительно увеличивает точность комплекса.

Характеристики ракеты 9М113

Система управления полуавтоматическая по проводам

Боевая часть кумулятивная

Дальность стрельбы, м:

—максимальная (днём) 4000

—максимальная (ночью) 3500

—при угле встречи 60° 250

—при угле встречи 90° 560

Скорость полёта, м/с:

Время полёта на максимальную дальность, с 20

Масса боевой части, кг 2,7

Масса ракеты, кг 14,58

Масса ТПК с ракетой 25,3

Размеры ракеты, мм:

размах крыла 468

Характеристики боевой машины 9П148

Боевая масса, т 7

Скорость максимальная, км/ч 95

Запас хода, км 750

Возимый боекомплект 10 9М113 + 10 9М111М или 15 9М113

Противотанковый ракетный комплекс 9К113 Конкурс

Самоходный противотанковый комплекс 9К113 «Конкурс» предназначен для поражения современных бронецелей на удалении до 4км. Он составляет основу противотанковых средств полкового уровня и применяется во взаимодействии с переносными комплексами батальонных противотанковых подразделений.

Комплекс «Конкурс» был разработан в КБ Приборостроения (г.Тула) в соответствии с Постановлением СМ СССР № 30 о от 4 февраля 1970г. Новый ПТУРС, первоначально получивший наименование «Гобой», в дальнейшем был переименован в «Конкурс». Конструктивные решения, положенные в основу комплекса в основном соответствовали отработанным в комплексе «Фагот» при существенно больших массо-габаритных характеристиках ракеты, обусловленных необходимостью обеспечения большей дальности пуска и бронепробиваемостью.

Комплекс «Конкурс» был принят на вооружение Советской Армии в январе 1974 года. Комплекс «Фагот» использовался в мотострелковых батальонах, а «Конкурс» с боевой машиной 9П148 — в мотострелковых полках и дивизиях. В дальнейшем на его основе был разработан ПТРК «Конкурс-М».

Кроме России комплекс разных модификаций состоит на вооружении сухопутных сил Афганистана, Болгарии, Венгрии, Индии, Иордании, Ирана, Северной Кореи, Кувейта, Ливии, Никарагуа, Перу, Польши, Румынии, Сирии, Вьетнама, Финляндии. Собственное серийное производство противотанковой ракеты 9М113 «Конкурс» развернуто в Иране. Лицензия на производство ракеты была продана Ирану в середине 90-х годов.

На западе комплекс получил обозначение AT-5 «Spandrel».

ПТУРС 9М113 (см.компоновочную схему) скомпонован по аэродинамической схеме «утка». В целях стабилизации на траектории ракета в полете вращается. Вращение ПТУРС в полете обеспечивается лопастями и соплами, установленными под углами 2° и 9° соответственно к продольной оси ракеты. Система управления — полуавтоматическая с передачей команд по проводам. Принцип полуавтоматического управления заключается в том, что оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживает перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом снаряд автоматически удерживается на линии визирования. Местонахождение снаряда определяется по инфракрасному излучению лампы-фары.

Бортовая аппаратура управления состоит из катушки, проводной линии связи, блока управления, координатора, блока рулевого привода и лампы-фары. Вся аппаратура размещена в аппаратурном отсеке, за исключением блока рулевого привода, расположенного в головной части снаряда. Координатор 9Б61 представляет собой гироскоп с тремя степенями свободы, который обеспечивает согласование команд управления, вырабатываемых наземной аппаратурой управления в системе координат пускового устройства, с системой координат вращающегося снаряда. Блок рулевого привода предназначен для управления снарядом в полете по курсу и тангажу с помощью аэродинамических рулей. Он представляет собой электромагнитный механизм с поворотными якорями, на которых установлены аэродинамические рули. Лампа-фара является электрическим источником инфракрасного светового излучения и предназначена для определения положения снаряда относительно линии визирования. Она расположена в аппаратурном отсеке в каркасе катушки проводной линии связи. ПТУР 9М113 имеет кумулятивную боевую часть 9Н131, которая выполнена в виде боевого отсека, расположенного между блоком рулевого привода и разгонно-маршевой двигательной установкой, и состоит из корпуса, кумулятивного заряда и предохранительно-детонирующего механизма.

Для ПТУР «Конкурс» на базе БРДМ-2 была создана боевая машина 9П148 (см.схему), с размещенной на ней поднимаемой пусковой установкой на пять ракет 9М113 в транспортно-пусковых контейнерах (см. фото1, фото2, фото3). Возимый боекомплект составляет 20 снарядов 9М113 или 9М111. Пакет направляющих (см. фото1, фото2, фото3, фото4, фото5)может подзаряжаться боекомплектом расчетом в два человека без выхода из-за брони (в отличие от всех комплексов, ранее принятых в Советской Армии). Загрузка машины полным боекомплектом ракет 9М113 продолжается 15 минут. После пуска стреляный контейнер автоматически сбрасывается.

При стрельбе из боевой машины 9П148 оператор нажимает на пульте на кнопку ПУСК, при этом с блока питания аппаратуры управления машины 9П148 подается напряжение 12В постоянного тока на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора. При стрельбе с пусковой установки 9П135 оператор нажимает на спусковой крючок механизма пуска, расположенного на пусковой установке, при этом в механизме пуска индуктируются импульсы напряжения, которые подаются на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора.

Дальнейшее взаимодействие элементов снаряда при пуске и в полете при стрельбе из боевой машины 9П148 и с пусковой установки 9П135М аналогично. Через 0,2 с открывается передняя крышка контейнера, а затем срабатывает электровоспламенитель вышибной двигательной установки. Форс пламени поджигает пороховой заряд 9X180, и под давлением газов снаряд выбрасывается из контейнера с дульной скоростью не менее 64 м/с. На расстоянии 10-15 м от дульного среза контейнера происходит запуск разгонно-маршевои установки снаряда. Эта установка оснащена однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем. Двухрежимность достигается за счет геометрической формы порохового заряда 9X179. После вылета снаряда из контейнера световое излучение лампы-фары попадает во входной зрачок оптико-механического координатора наземной аппаратуры управления, где преобразуется в электрический сигнал и в виде частотно-модулированного напряжения поступает в аппаратурный блок. Аппаратурный блок автоматически вырабатывает управляющие напряжения по курсу и тангажу, пропорциональные величине линейного отклонения снаряда от линии визирования. В дополнение к полуавтоматической системе управления введен режим ручной коррекции на конечном участке траектории для повышения точности стрельбы в условиях оптических помех и срыва автоматического сопровождения ракеты по лампе-фаре. О наличии помех сигнализирует специальный индикатор. Минимальная дальность стрельбы снарядом 9М113 определяется дальностью взведения взрывателя (около 75 м).

Читать еще:  Парадоксальная реальность. ВПО-208 (.366 ТКМ)

В комплектацию машины входит выносная пусковая установка типа 9П135, которая вместе с боекомплектом может выноситься из боевой машины и использоваться независимо от неё. Прицел и наземная аппаратура управления являются едиными для использования в возимом и выносном вариантах. Все средства комплекса «Конкурс» обеспечивают применение также ракет 9М111 комплекса «Фагот».

Выносная ПУ 9П135 комплекса «Конкурс» состоит из:

  • пусковой станок 9П56М
  • пусковой механизм 9П155
  • аппаратный блок 9С474
  • прибор наведения ракеты 9Ш119М1.

Конструкция приводов наведения боевой машины 9П148 позволяет вести огонь по низколетящим малоскоростным самолетам и вертолетам, а также стрельбу на плаву по целям на берегу при форсировании водных преград. Угол горизонтального наведения 20°. Скорострельность на максимальную дальность 2-3 выстр./мин. Расчет боевой машины 2 человека. Вес боевой машины 7000 ±210 кг. Комплекс приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах.

Ракеты типа «Конкурс» использовались в составе вооружения боевых машин пехоты БМП-1П и БМП-2, при этом боекомплект составлял четыре ракеты. На более легких БМД-2 и БМД-3 предусматривалась смешанная комплектация из одного «Конкурса» и двух «Фаготов».

ПТРК «Конкурс»: история создания и технические характеристики

Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс» был разработан в середине 70-х годов прошлого столетия и стал основой противотанковых средств полкового уровня советских сухопутных сил. Позже была принята на вооружение его модификация «Конкурс-М», ракета которой (ПТУР) имела лучшие характеристики по бронепробиваемости.

«Конкурс» стоит на вооружении российской армии и сегодня. В Иране, Индии, в бывшей ГДР и Болгарии ПТРК «Конкурс» изготавливался по советской лицензии.

ПТРК «Конкурс» относится к противотанковым ракетным комплексам второго поколения.

История создания

В середине 60-х годов прошлого столетия руководство советских вооруженных сил признало необходимость разработки самоходного противотанкового ракетного комплекса нового поколения. ПТРК «Шмель» и «Фаланга», стоящие в тот момент на вооружении СА, уже явно не соответствовали требованиям времени.

Военным нужен был ПТРК с полуавтоматической системой управления и сверхзвуковой ракетой, с дальностью поражения цели не менее 4 километров. Кроме того, на разработчиков были наложены жесткие ограничения по стоимости комплекса. В конкурсе принимали участие ко­ло­мен­ско­е Кон­ст­рук­тор­ское бю­ро ма­ши­но­строе­ния и Конструкторское бюро приборостроения (г. Тула).

Коломенские конструкторы старались точно следовать всем пожеланиям заказчика, а в тульском Бюро к заданию подошли более творчески. Тульские конструкторы оценивали целесообразность каждого из пунктов задания, предложенного военными. В результате они создали дозвуковую ракету (ПТУР), которая управлялась в полете по проводу, при этом значительно облегчив и удешевив ее. Кроме этого, новый ракетный комплекс был в высокой степени унифицирован с ПТРК «Фагот».

Первоначально проект разработки нового полкового ПТРК носил название «Гобой», но полученный комплекс весьма сильно отличался своими характеристиками от технического задания, поэтому его название решили изменить. Новый ПТРК получил название «Конкурс».

Испытания и доработка нового противотанкового ракетного комплекса длилась несколько лет. ПТРК «Конкурс» был принят на вооружение в 1974 году. Этот комплекс во многом унифицирован с ПТРК «Фаготом», из его пусковой установки можно запускать ПТУРы «Фагота».

Через несколько лет начались работы по модернизации «Конкурса». Основное внимание было уделено противотанковой ракете, конструкторы пытались сделать ее наведение полностью автоматическим. Испытания ПТУРа начались в 1983 году, они продолжались несколько лет. В 1986 году «Конкурс-Р» решили принять на вооружение, но немного раньше прекратили выпускать БРДМ-2, которая являлась основной боевой машиной (БМ) для данного комплекса.

В конце 80-х была разработана более совершенная модификация этого ракетного комплекса – «Конкурс-М». Основным его отличием стала новая ракета с тандемной боевой частью, что существенно увеличило бронепробиваемость и позволило «Конкурсу-М» успешно бороться с бронетехникой, оснащенной динамической защитой. Кроме того, для установки «Конкурса-М» можно использовать не только БРДМ-2, но и другие БМ: БМП, БМД, бронеавтомобили и даже мотоциклы.

Описание

ПТРК «Конкурс» — это противотанковый комплекс полкового уровня, который может успешно поражать бронетехнику противника и его фортификационные сооружения на дистанции в четыре километра.

Ракетный комплекс состоит из нескольких составляющих:

  • боевой машины (БМ) 9П148;
  • пусковой установки 9П135М;
  • управляемой ракеты 9М113.

БМ 9П148 была создана специально для ракетного комплекса «Конкурс». Ее базой является БРДМ-2, кузов которого имеет некоторые отличия, из-за размещения пусковой установки, систем прицеливания и наведения. На БМ 9П148 размещается пусковая установка с пятью ракетными контейнерами, в каждом из которых находится ПТУР 9М113. БМ 9П148 переходит в боевое положение за 25 секунд, время заряжания – пятнадцать минут. Скорострельность – примерно два выстрела в минуту.

В состав пусковой установки входит: аппаратура управления и наведения, пусковой механизм и станок. На пусковой установке 9П135М размещается пять пусковых контейнеров, каждый из которых отбрасывается после выстрела. Если стрельба происходит из БМ 9П148, то с блока питания машины напряжение подается на электровоспламенители бор­то­во­го ис­точ­ни­ка пи­та­ния, на вто­рую на­зем­ную ба­та­рею бло­ка пи­та­ния и по­ро­хо­вой за­ря­д ро­то­ра ко­ор­ди­на­то­ра. Примерно через десять метров полета включается маршевый двигатель.

Горизонтальный угол наведения составляет 360°, а вертикальный — -5…+20°.

Существует и переносная пусковая установка, которая входит в состав вооружения самоходного комплекса. Она состоит из станка, аппаратуры управления и пускового механизма. Ее вес составляет 22 кг.

Управляемая ракета 9М113 имеет классическую аэродинамическую схему «утка». Ее калибр составляет 135 мм. Четыре крупных складывающихся крыла находятся в задней части ракеты, а четыре руля управления – в передней. Также в носовой части ракеты находятся приводы рулей и кумулятивный заряд. В полете рули и крылья расположены под определенным углом к продольной оси ракеты, что заставляет ее вращаться, стабилизируя полет.

В средней части ПТУРа установлен твердотопливный двигатель, аппаратура управления находится сзади. Двигатель ракеты — однокамерный двухрежимный. В задней части находится катушка с проводом и инфракрасная лампа, по которой аппаратура слежения находит ракету в полете. Единственным сложным прибором в конструкции ракеты является координатор, в составе которого есть гироскоп.

Старт и начало работы большинства систем ракеты обеспечивают сразу несколько пиропатронов, они замыкают сеть энергопитания ракеты, раскручивают ее гироскоп, придают реактивному снаряду начальную скорость, после чего включается маршевый двигатель ПТУРа.

После выстрела инфракрасная лампа ракеты фиксируется аппаратурой управления. После чего автоматика определяет положение снаряда в пространстве и вносит поправки в полет. Сигнал передается по проводу и поступает в рулевые приводы. Оператор должен просто удерживать объект в прицеле. Кроме полуавтоматического, существует и ручной режим коррекции полета ракеты на ее завершающем этапе, это значительно увеличивает точность комплекса.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector