0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противотанковый ракетный комплекс 9К114 «Штурм — С»

Противотанковый ракетный комплекс 9К114 «Штурм — С»

Комплекс 9К113 «Штурм-В» предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также живой силы противника в укрытиях.

Авиационный ракетный противотанковый комплекс «Штурм-В» создан на базе наземного самоходного противотанкового комплекса «Штурм-С» . В составе обоих комплексов используются ракеты 9М114, 9М114П и 9М114Ф.

Комплекс позволяет использовать и ракету 9М120 «Атака» с тандемной кумулятивной боевой частью и 9М120Ф с фугасной. Этот комплекс получил обозначение «Штурм-ВМ». На западе ракета получила обозначение AТ-6 «Spiral».

В состав комплекса входят:

  • боевые средства, состоящие из аппаратуры наведения и управления, установленной на вертолете
  • управляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) «Штурм» и «Атака»
  • средства технического обслуживания для баз и арсеналов, состоящие из контрольно-проверочной аппаратуры наведения и управления носителя и контрольно-проверочной аппаратуры для регламентных проверок ракет
  • учебно-тренировочные средства, состоящие из тренажера и учебных макетов ракет

Ракета комплекса «Штурм-В» (всех модификаций) выполнена по схеме «утка». Ракета — двухступенчатая. Аппаратура управления и наведения — оптический прицел со встроенным пеленгаторным каналом, баллистическим вычислителем, аппаратурой радиокомандной связи «Радуга-Ш» (поле зрения по каналу захвата — 9╕, поле зрения по каналу сопровождения — 2╕, масса — 224 кг). Тип старта — из транспортно-пускового контейнера с помощью вышибного заряда.

Система наведения ракет — полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Она имеет высокую помехоустойчивость за счет использования при наведении ракеты двух специальных кодов и пяти фиксированных частот. Для управления стрельбой разработаны специальные программы, которые позволяют ракете на первоначальном этапе лететь по траектории выше линии визирования, а при подлете к танку на расстояние 500-700 метров она опускается и поражает цель. Это дает возможность оператору независимо от погодных условий и работы двигателей ракеты всегда видеть поражаемый объект. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели и даже вертолеты в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров.

Испытания комплекса «Штурм-В» проводились на вертолете Ми-24 с 1972 года по 1974 год. В дальнейшем ракетный комплекс стал основным оружием серийных вертолетов Ми-24В (принят на вооружение 28 марта 1976 года). На вертолете Ми-24В штатно устанавливалось четыре ракеты 9М114. В 1986 году были проведены испытания вертолета Ми-24В с новым многозамковым балочным держателем, при наличии которого на вертолете может устанавливаться до 16 ПТУР «Штурм».

Ракетным комплексом «Штурм» оснащен и новый боевой вертолет Ми-28. На одном вертолете Ми-28 устанавливается до 16 ракет на двух пусковых установках.

Уральский оптико-механический завод совместно с Красногорским заводом и НПО «Геофизика» для молерннзацни вертолетов Ми-24В с ПТУР «Штурм» создал новую прицельную станцию.

Улан-Удэнский авиазавод разработал и предлагает на экспорт новую штурмовую модификацию транспортно-боевого вертолета Ми-8 — вертолет Ми-8АМТШ с восемью ПТУР «Штурм» и четырьмя зенитными ракетами «Игла». В настоящее время с комплекса «Штурм-В» можно использовать усовершенствованные ракеты 9А2200 и 9М2313 комплекса «Атака-В».

С учетом опыта эксплуатации семейства комплексов «Штурм» разрабатывается корабельный комплекс «Штурм» с дальностью стрельбы до 6 км для размещения на патрульных катерах проекта 14310.

«Штурм-С» – противотанковый щит сухопутных частей

«Штурм» (по натовской кодификации AT-6 Spiral) – это советский противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) в основе которого лежит сверхзвуковая ракета 9М114 «Кокон», которая оснащается радиокомандной системой наведения на цель. Главным конструктором комплекса выступил известный советский конструктор-оружейник С. П. Непобедимый. Комплекс был создан в нескольких вариантах: вертолетный 9К113 «Штурм-В» для ВВС и самоходный «Штурм-С» для нужд Сухопутных войск. В 1996 году на базе ПТУР 9М114 была создана многоцелевая управляемая ракета 9М120 «Атака», которая отличалась повышенной мощностью боевой части, ракета была едина для комплексов «Штурм-В» и «Штурм-С». В 2010 году была создана ее модернизированная версия 9М120-1, оснащенная комбинированной радиокомандной и лазерно-лучевой системой наведения на цель.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» (9П149) стал первой многоцелевой машиной, которая была в состоянии бороться не только с танками и другой бронетехникой противника, но и успешно поражать его живую силу и полевые укрепления и даже малоскоростные низколетящие воздушные цели (вертолеты, БПЛА). Однако основной задачей комплекса все же оставалась борьба с бронетехникой противника.

Комплекс был разработан в середине 1970-х годов в Коломенском КБ машиностроения, в 1979 году он был принят на вооружение Советской Армии. Комплекс «Штурм-С» достаточно хорошо зарекомендовал себя во время военных кампаний в Афганистане и Чечне. На максимальной дальности он обеспечивал поражение цели размером метр на метр (попадал в пещеры, амбразуры и т.д.). Вероятность поражения ракетой точечных целей в боевых условиях составляла – 0,9. Пришедший на смену «Штурму» комплекс «Атака» благодаря тем же габаритам и тем же посадочным местам, обеспечивает его использование на всех существующих старых носителях.

В комплексе «Штурм-С» использовалась многоцелевая управляемая ракета 9М114, которая оснащалась моноблочной кумулятивной БЧ, которая прикрывалась обтекателем оживальной формы. Ракета была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с полукруглым крылом и со складным передним оперением, в нерабочем положении крыло прижималось к цилиндрическому корпусу ракеты. Высокую скорость полета ракеты – до 530 м/с обеспечивал твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель. При этом бронепробиваемость стандартной моноблочной БЧ составляла 550-600 мм.

Ракеты поставлялись в специальных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). В кормовой части трубы ТПК находился стартовый ускоритель – разгонный двигатель, который отделялся от ракеты после завершения своей работы. Как и все остальные ПТУР, относящиеся ко 2-му поколению, ракета комплекса «Штурм» поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в частях в ТПК из стеклопластика. Конструкция ТПК обеспечивала ракете осевое вращение в момент старта, помимо этого контейнер позволял хранить в нем ракету в течение как минимум 10 лет.

Также комплекс «Штурм-С» может комплектоваться ПТУР 9М114Ф, оснащенной термобарической, то есть объемно-детонирующей БЧ. Использование данной ракеты позволяет одновременно поражать не только живую силу противника, но и разрушать его полевые укрепления, долговременные огневые точки и иные инженерные сооружения. В связи с появлением и распространением динамической защиты танков была разработана новая ракета, которая получила тандемную БЧ. Данная ракета обладала увеличенной дальностью полета и была в состоянии пробить броню, которая была эквивалентна 800-мм гомогенной броне.

Читать еще:  Традиционный финский нож пуукко и его история

Система наведения ПТУР на цель полуавтоматическая, радиокомандная, с использованием инфракрасного сигнала слежения. Управляющие команды передавались в передние отсеки ПТУР по кабелям, которые были проложены в специальной трубе, проходящей по продольной оси камеры сгорания маршевого твердотопливного двигателя ракеты. В хвостовой части управляемой ракеты за двухсопловым блоком двигателя находились элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени ракеты располагался источник инфракрасного излучения, который фиксировался вертолетной или наземной аппаратурой полуавтоматического управления, также здесь находилась радиоантенна.

Система наведения ПТУР обладает высокой помехоустойчивостью за счет применения при наведении ракеты 2-х специальных кодов, а также 5 фиксированных частот. Следует отметить также то, что из-за сверхзвуковой скорости полета ракеты ей невозможно поставить радиопомехи средствами, которые существуют на данный момент времени. Для управления стрельбой используется специальная программа (режим «Пыль»), которая позволяет ПТУРу лететь на начальном отрезке траектории выше линии визирования, а в момент сближения с целью на расстоянии 500-700 метров снижается для поражения цели.

В качестве основной базы для боевой машины 9П149, входящей в комплекс «Штурм-С», был выбран хорошо себя зарекомендовавший в войсках многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, который выпускался серийно на Харьковском тракторном заводе. По сравнению с использовавшимся в комплексе «Конкурс» колесным шасси семейства БРДМ-2, данная боевая машина отличалась лучшей проходимостью и внутренним объемом, который позволял установить выдвижную пусковую установку (ПУ) и автомат заряжания. Боекомплект установки включал в себя 12 ракет, и это при том, что ТПК «Штурма» по своей длине более чем в 1,5 раза превосходили ТПК «Конкурса».

В походном положении ПУ комплекса «Штурм-С» прячется внутрь корпуса, где расположен механизм боеукладки (редуктор и специальный вращающийся барабан). На ложементах барабана размещены 12 пусковых контейнеров с ПТУРами. При ведении огня пусковая установка захватывает контейнер и автоматически переводится в боевое положение. После произведения выстрела использованный контейнер отбрасывается в сторону, а процесс перезаряжания ракет осуществляется полностью автоматически. Время от момента нажатия на кнопку пуска до выхода ракеты из ТПК составляет всего 1 секунду. На процесс перезаряжания уходит время, которое меньше времени полета ракеты к цели.

Особенностью боевой машины 9П149 стали большие углы горизонтальной наводки в пределах ± 85°, наведение по вертикали возможно в диапазоне от – 5° до +15°, а также пусковая установка, несущая всего один ТПК с ракетой. В целом для комплекса «Штурм-С» характерна достаточно высокая скорострельность – 3-4 выстр./мин. Расположенное по левому борту на крыше машины оптическое прицельное устройство обладает встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем управляемой ракеты. Прицельный комплекс позволяет вести огонь по целям, движущимся с фронтальной скоростью 80 км/ч и с фланговой скоростью до 60 км/ч. Помимо этого реализован также пуск ПТУР из положения на плаву при движении боевой машины со скоростью до 5 км/ч. А низкий силуэт боевой машины (высота по крыше всего 1,8 м.) и низкое размещение центра тяжести позволяют применять «Штурм-С» на достаточно крутых склонах.

Боевая машина комплекса «Штурм-С» оснащена системой защиты экипажа от поражающих факторов ОМП. В ее состав входят прибор химической и радиационной разведки, фильтровентиляционная установка, а так же устройства герметизации корпуса. Помимо этого, противотанковый комплекс «Штурм-С» оснащен средствами связи с дальностью до 40 км. и приборами ночного видения. По шоссе «Штурм-С» массой 12,3 тонн может разгоняться до 70 км/ч. Запас хода машины составляет 500 км. Время перехода комплекса «Штурм-С» в боевое положение составляет всего 15 секунд, в походное положение – 12 секунд. Экипаж комплекса состоит из 2-х человек.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» был принят на вооружении частей армейского и фронтового звена в 1979 году. При наличии в воинских подразделениях гораздо более массового комплекса «Конкурс», ПТРК «Штурм-С» изначально рассматривался как средство пресечения возможных прорывов танковых частей противника в глубину нашей обороны. То есть он должен был играть роль, аналогичную выполнявшейся противотанковой артиллерией Резерва Верховного главного командования во время Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что в такой роли комплексу «Штурм-С» выступить, по счастью, не пришлось. В ходе антитеррористической операции в Чечне в 1999–2000 годах комплекс «Штурм-С» в основном применялся для поражения долговременных огневых точек боевиков. В настоящее время комплекс продолжает оставаться на вооружении российской армии, а также на вооружении армий республик бывшего СССР.

Оценка проекта

К недостаткам проекта относили невозможность обнаружения целей в ночное время боевой машиной 9П149 без использования внешней подсветки целей. Однако данный недостаток был исправлены в комплексах «Штурм-СМ» и «Штурм-СМЭ».

В то же время к достоинствам данного комплекса относят:
— Различные типы боевых частей ракет;
— Сверхзвуковую скорость полета ракет как на линии визирования, так и по траектории выше линии визирования;
— Время пуска ракет менее 1 секунды;
— Помехозащищенный канал наведения (миллиметровый);
— Обеспечение плавучести боевой машины 9П149, а также возможности стрельбы ракетами на плаву.

Тактико-технические характеристики «Штурм-С»:

Шасси – плавающий гусеничный тягач МТ-ЛБ.
Масса боевой машины 9П149 – 12 300 кг.
Расчет – 2 человека.
Боекомплект – 12 ракет.
Дальность стрельбы комплекса:
— минимальная – 400 м.
— максимальная – 5000 м.
Средняя скорость полета ПТУР – 400 м/с
Калибр ПТУР – 130 мм.
Длина ракеты в тпк – 1832 мм.
Вес ракеты в тпк – 46,6 кг.
Максимальная скорость поражаемых целей:
— фронтальная – 80 км/ч.
— фланговая – 60 км/ч.
Скорострельность – 3-4 выстр/мин.
Время приведения комплекса в боевое положение – 15 с.
Диапазон рабочих температур: -40+50°С
Максимальная скорость движения – 70 км/ч.
Запас хода комплекса по топливу – 500км.

Сверхзвуковой уничтожитель: на что способен противотанковый комплекс «Штурм-СМ»

«Штурм» — единственный в мире противотанковый ракетный комплекс ПТРК, который установлен сразу на трёх видах носителей: наземных,воздушных и морских. О наземном варианте убийцы бронетехники, читайте в материале сайта телеканала «Звезда».

Комплекс 9К132 «Штурм-СМ» (самоходный модернизированный) является усовершенствованным вариантом ПТРК 9К113 «Штурм-С». Разработку комплекса осуществлял коллектив конструкторов коломенского Конструкторского бюро машиностроения (ФГУП «КБМ», ныне АО «НПК «КБМ») во главе с Сергеем Непобедимым в начале 70-х гг. в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) по разработке противотанкового ракетного комплекса, предназначенного на замену самоходному ПТРК 2К8 «Фаланга».

Одними из главных требований, предъявляемых к новому комплексу заказчиком, были обеспечение максимальной дальности стрельбы не менее 5 км и сверхзвуковой скорости полета противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) на траектории. Это требование обосновывалось тактическими соображениями, т.к. сокращалась в разы продолжительность полета дозвуковой ракеты на максимальную дальность стрельбы. Это не давало возможности противнику принять защитные меры, например, поставить аэрозольную завесу или обстрелять позицию ПТРК при своевременном обнаружении пуска ракеты. Кстати, на сегодняшний день «Штурм-С» и «Штурм-СМ» являются единственными в мире наземными противотанковыми комплексами со сверхзвуковыми ПТУР.

Читать еще:  Автоматический станковый гранатомет Heckler Koch 40mm GMG

Однако за достижение максимальной скорости полета ракеты 560 м/с пришлось заплатить увеличением массы ракеты по сравнению с дозвуковыми ПТУР, а также отказом от применения простой и помехоустойчивой проводной системы управления.

Разработка комплекса «Штурм» изначально велась в двух вариантах – самоходный ПТРК «Штурм-С» для Сухопутных войск и вертолетный ПТРК «Штурм-В» для ВВС. При этом неуклонно соблюдался основополагающий принцип создания единой ракеты для всех вариантов комплекса и единые основы построения систем управления с максимальной степенью унификации аппаратуры.

Для обоих вариантов комплекса была разработана максимально унифицированная ракета 9М114 «Кокон» с моноблочной кумулятивной боевой частью. Позднее – в начале 80-х гг., для комплексов «Штурм», была создана и принята на вооружение ракета 9М114Ф с фугасной боевой частью, предназначенная в основном для поражения фортификационных сооружений типа ДОТ и ДЗОТ, живой силы противника в зданиях и других помещениях ограниченного объема.

Как и другие ПТУР второго поколения, ракета комплекса «Штурм» поставляется с завода-изготовителя и эксплуатируется в войсках в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Его конструкция обеспечивает придание ракете вращения вокруг продольной оси в процессе старта и 10 летний гарантийный срок хранения.

В процессе серийного производства ракеты семейства 9М114 неоднократно модернизировалась в направление повышения боевой эффективности, дальности пуска, повышения помехозащищенности и т.д.
Система наведения ракет ПТРК «Штурм-С» – полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения.

При разработке наземного варианта комплекса встретились свои сложности. В частности, наведению на цель препятствовала пыль, поднимавшаяся за летящей ракетой. Это явление непроявлялось при пусках дозвуковых ПТУР. Но нашим конструкторам удалось решить эту проблему.

В качестве базового шасси для боевой машины самоходного ПТРК «Штурм-С» был выбран плавающий бронированный легкий многоцелевой транспортер МТ-ЛБ. Машина обладала очень высокой проходимостью и внутренним объемом, достаточным для размещения выдвижной пусковой установки и автоматизированного устройства заряжания. Компоновка пусковой установки и других агрегатов позволяет вести стрельбу с открыто расположенной позиции, оборудованного укрытия, а также с водной поверхности при движении МТ-ЛБ вплавь со скоростью до 5 км/ч. Боевая машина (БМ) самоходного ПТРК «Штурм-С» получила обозначение 9П149.

Характерной особенностью новой БМ была наводимая в двух плоскостях пусковая установка (ПУ) с автоматическим перезаряжанием. Для комплекса «Штурм-С» удалось обеспечить боевую скорострельность 3 — 4 выстрела в минуту. После пуска ракеты ТПК с ПУ сбрасывается, и она убирается внутрь машины, где размещен вращающийся барабан с 12-ю ТПК с ПТУР.

Все испытания сухопутного варианта ПТРК были завершены в 1978 году, а в 1979 г. ПТРК «Штурм-С» был принят на вооружение частей и соединений Советской Армии. Обладая большой дальностью стрельбы, малым временем полета к цели и высокой помехозащищенностью, ПТРК «Штурм-С» имеет неоспоримое преимущество по боевой эффективности, перед противотанковыми комплексамиTOW-2 и HOT.

ПТРК «Штурм-С» экспортировался в десятки стран мира, включая страны Варшавского договора, Кубу, Анголу, Заир, Индию, Кувейт, Ливию, Сирию и т. д., успешно использовался в ходе боевых действий в Афганистане, Анголе, Эфиопии, на территории бывшего СССР. На западе ракета получила обозначениеAТ-6 Spiral.

ПТРК 9К132 «Штурм-СМ» и 9К132Э «Штурм-СМЭ»

Несмотря на многие преимущества комплекса «Штурм-С», ему присущи и некоторые недостатки. К ним можно отнести невозможность обнаружения и поражения целей в ночное время без использования внешней подсветки. В связи с этим в первой декаде 2000-х годов ПТРК «Штурм-С» был модернизирован. Главной целью модернизации было обеспечение возможности использования ПТРК в любое время суток и в любых погодных условиях.

Для этого в состав комплекса аппаратуры ПТРК «Штурм-С» введена обзорно-прицельная система с телевизионным и тепловизионным каналами. Кроме того, в противотанковом комплексе «Штурм-СМ» была обновлена аппаратура управления ракетой для использования ракетного комплекса на различных платформах. Используемые в модернизированном ПТРК управляемые ракеты «Атака» в зависимости от обстановки используют радиокомандную или лазерно-лучевую системы управления.Дальность управляемого полёта ракеты увеличилась с 5 до 6 км, амаксимальная скорость полета ракеты составила 550 м/с.

В составе ПТРК «Штурм-СМ» («Штурм-СМЭ» – экспортный вариант комплекса) можно использовать, как ПТУР прежнего комплекса типа 9М114 и 9М114Ф, так и нового семейства «Атака» – 9М120, 9М120-1 с кумулятивной тандемной боевой частью и 9М120Ф, 9М120Ф-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1 с фугасной (объемно-детонирующей), осколочно-фугасной и осколочно-фугасной с неконтактным взрывателем боевыми частями. Последняя обеспечивает эффективное поражение низколетящих целей и живой силы противника, расположенной за складками местности и искусственными укрытиями.

Благодаря использованию современной элементной базы и комплектующих повышена надёжность, что позволило отказаться от регламентных проверок ракет в войсках в течение всего срока эксплуатации.
Главным внешним отличием БМ 9П149М модернизированного комплекса «Штурм» является установкана лобовой части машины справа поворотного блока с оптико-электронным оборудованием, предназначенным для поиска целей и наведения ракет.

Штурм-С

Содержание

Описание

Штурм-С ( Полное название: ПТРК 9К114 «Штурм-С») — самоходная версия противотанкового ракетного комплекса «Штурм». Машина разрабатывалась в 1970-е годы в Коломне, проходила испытания в 1978 году и уже в 1979 году была принята на вооружение частей армейского и фронтового звена. 9П149 представляет собой гусеничную бронированную машину на базе легко-бронированного гусеничного тягача МТ-ЛБ (Её также называют «Мотолыга»). Боевая машина снабжена системой защиты экипажа от воздействия эффектов оружия массового поражения. В состав оборудования входят фильтро-вентиляционная установка, а также средства химической и радиационной защиты

В игре Штурм-С располагается на VI ранге и замыкает собой ветку исследования САУ СССР.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

«Мотолыга» практически не защищена. Броня дает защиту лишь от пуль винтовочного калибра, а крупнокалиберные пулемёты уже уверенно пробивают Штурм-С даже с большого расстояния. Компоновка, казалось бы, довольно просторной машины, плотная. В лобовой части корпуса располагаются два члена экипажа. Если в аркадном режиме машина может пережить потерю одного из них, то в реалистичном режиме потеря даже одного члена экипажа приведет к выходу в ангар. В кормовой части корпуса располагается боекомплект, который занимает практически всё боевое отделение, следовательно любой снаряд, пробивший 9П149, скорее всего, приведет к уничтожению техники. Стоит отметить, что любой самолёт с курсовым вооружением или даже артиллерийский удар, который упал рядом — смертельно опасны.

Живучесть машины заключается далеко не в ее компоновке, а в размерах. Штурм-С имеет низкий силуэт, а ПТУР, расположенный на крыше, позволяет вести огонь находясь за укрытием, полностью скрыв корпус.

    Подвижность

    Подвижность «Мотолыги» одна из её главных особенностей. Благодаря двигателю в 240 л.с. на почти 12 тонн веса машина способна развивать максимальную скорость до 64 км/ч. по шоссе и до 46 кмч. по пересечённой местности. Это позволяет очень быстро добираться до ключевых позиций, ведь позиционная стрельба идеальна для данной машины. Однако задний ход достаточно плох и составляет всего 10 км/ч.

    В целом подвижность и манёвренность Штурм-С на высоком уровне и позволяет чувствовать себя комфортно на любых картах.

    Читать еще:  ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ. ПАТРОНЫ ELEY

    Вооружение

    Основное орудие

    • ПТУР 9M114
    • ПТУР (тандем) 9M120
    • ПТУР-ОФ 9M120Ф-1
    • ПТУР-РВ 9M220O

    Штурм-С имеет разнообразное ракетное вооружение, общий боекомплект которого составляет 12 ракет. Перезарядка между выстрелами не зависит от обученности экипажа и составляет 10 секунд. Стоит отметить, что во время движения пусковая установка убирается в корпус, поэтому после прекращения движения требуется несколько секунд на ее установку в боевое положение.

    У Штурм-С имеется следующая номенклатура боеприпасов:

    • ПТУР 9M114 — самый обычный ПТУР с кумулятивным пробитием до 560 мм. Имеет неплохое заброневое действие, однако его недостаточно для уверенного поражения большинства противников на этом боевом рейтинге
    • ПТУР 9M120 — тандемный ПТУР с пробитием до 800 мм. Помимо высокого бронепробития данная ракета имеет уникальную особенность. Благодаря наличию двух кумулятивных зарядов, расположенных друг за другом, данная ракета способна проходить сквозь динамическую защиту не теряя в бронепробитии. Рекомендуется как основной для ведения боя.
    • ПТУР 9M120Ф-1 — осколочно-фугасный ПТУР с фугасным пробитием до 55 мм. Может быть эффективен для поражения легкобронированной техники или особо тяжелобронированных танков противника, путём попадания под днище или в башню, с проломом крыши корпуса.
    • ПТУР 9M220O — осколочно-фугасный ПТУР с радиовзрывателем с радиусом поражения до 4 м., скорость полёта до 550 км/ч, и дальностью до 7 км. Очень эффективен против авиации противника. Рекомендуется брать с собой в бой 1-2 штуки.

    Применение в бою

    Штурм-С — быстрая и незаметная машина без какого-либо бронирования, поэтому максимально эффективно себя раскрывает в реалистичном и симуляторном режимах ввиду отсутствия там маркеров над противником. Для «Мотолыги» противопоказана игра на первой линии атаки, а также фланговые обходы, которые могут закончиться внезапной встречей с противником. Всё дело в пусковой установке, которая в движении убирается в корпус, однако для установки её в боевое положение, требуется быть практически неподвижным около 4 секунд. За это время враг, который неожиданно может встретиться, с лёгкостью уничтожит Штурм-С даже из зенитного пулемёта.

    Для максимальной эффективности следует находиться на значительном расстоянии от поля боя (актуально на больших и просторных картах) или за каким-либо укрытием. Это может быть остов танка, холмы и прочие преграды, за которыми 9П149 может полностью скрыть корпус. В таком случае он становится очень грозным и почти неуязвимым противником. При таком расположении «Мотолыга» может быть уничтожена лишь с воздуха или артиллерийским ударом.

    В случае, если по Штурм-С ведёт огонь авиация или появилась надпись, предупреждающая об артиллерийском обстреле, то можно отступить, используя ТДА. Данная модификация способна закрыть дымом значительную территорию по траектории движении танка и поможет уйти незаметным, дополнительно дезориентировав противника. Всего ТДА можно использовать 3 раза за бой.

    Помимо эффективной работы по наземной технике, Штурм-С может нести в боекомплекте управляемые осколочно-фугасные ракеты с радиовзрывателем, которые способны удивить вертолёты и самолёты противника

    Достоинства и недостатки

    Штурм-С — быстрый и незаметный охотник, который способен эффективно бороться как с наземной техникой, так и с авиацией противника

    • Высокая подвижность
    • Разнообразное ракетное вооружение
    • Тандемный ПТУР
    • ОФ ПТУР с радиовзрывателем
    • Низкий силуэт
    • Низкая живучесть
    • Отсутствие бронезащиты
    • Малый боекомплект
    • Длительная установка ПТУР в боевое положение

    Историческая справка

    Штурм-С разрабатывался в 1970-е годы в Коломне, проходил испытания в 1978 году и уже в 1979 году был принят на вооружение частей армейского и фронтового звена. 9П149 представляет собой гусеничную бронированную машину на базе легко-бронированного гусеничного тягача МТ-ЛБ (Её также называют «Мотолыга»). Его высокая тяговооруженность, наличие гусеничной базы, низкое удельное давление на грунт позволяют эффективно применять комплекс в различных природно-климатических условиях.. Компоновка пусковой установки и другой аппаратуры дает возможность экипажу боевой машины вести стрельбу с открыто расположенной позиции, а так же с водной поверхности при движении МТ-ЛБ вплавь (со скоростью до 5 км/ч.). Низкий силуэт тягача и низко расположенный центр тяжести позволяют использовать его на крутых склонах. По сухому задернённому грунту машина преодолевает подъём крутизной до 35°, ров шириной 2,5 м. и вертикальную стенку высотой 0,8 м.

    Работы по модернизации ПТРК «Штурм» начались в Конструкторском бюро машиностроения, практически сразу после сдачи комплекса на вооружения. Основным направлением модернизации было выбрано создание новых ракет, повышенной мощности. В новых ракетах планировалось увеличить бронепробиваемость (за счёт оснащения их тандемной кумулятивной боевой частью) и дальность пуска. В то же время военные выдвинули обязательное требование — обеспечить применение новых ракет с находящихся в строю вертолетов семейства Ми-24 и боевых машин 9П149 самоходных комплексов. Такая постановка задачи исключала увеличение длины новой ракеты по сравнению с базовым образцом. Все требования были успешно реализованы в новой ракете 9М120 «Атака», первая модификация которой была принята на вооружение в 1985 году. Главным конструктивным отличием новой ракеты было использование более мощного двигателя, который позволил увеличить дальность стрельбы, а также новой тандемной кумулятивной боевой части, обладающей большей бронепробиваемостью.

    Далее появилось новое семейство ракет — 9M220, которые значительно повысили боевую эффективность комплекса. В игре представлена осколочно-фугасная модификация этой ракеты 9M220O, оснащенная радиовзрывателем.

    Штурм-С может также комплектоваться управляемой ракетой 9М114Ф-1 с фугасной боевой частью. Это дает возможность бороться с пехотой противника и уничтожать долговременные огневые точки, а также другие инженерные сооружения, в том числе в горной местности. С появлением танков с динамической защитой в настоящее время конструкторами создана конкурентоспособная на мировом рынке новая ракета с тандемной боевой частью 9М114М. Модернизированная ракета обладает увеличенной дальностью полета до 7 км, и способна гарантированно поражать танки за динамической защитой.

    Система наведения ракет — полуавтоматическая, с инфракрасным сигналом слежения. Пеленгаторы для приема сигнала инфракрасного излучателя ПТУР встроены в прицельные устройства вертолётной или наземной аппаратуры наведения. Высокая помехоустойчивость комплекса «Штурм» обеспечивается узкой диаграммой направленности радиоантенн и относительной кратковременностью цикла излучения радиоаппаратуры. Также обеспечивается возможность одновременного применения оружия группой ПТРК в ограниченном пространстве. Для исключения захвата пеленгатором аппаратуры полуавтоматического наведения «чужой» ракеты сигнал инфракрасного излучателя ПТУР формируется в соответствии с частотой и кодом импульсов команд радиоуправления, поступающими на борт ракеты.

    При разработке наземного варианта комплекса встретились свои сложности. В частности, наведению на цель препятствовала пыль, поднимавшаяся за летящей ракетой. Вовремя полёта 9М114 вблизи поверхности земли, кроме подсоса пыли струей двигателя, сказывалось и воздействие ударной волны на грунт. При пусках с вертолетов эта проблема не возникала так как наводимая по методу трёх точек ракета постепенно снижалась, но в основном она летела на достаточно больших высотах. По результатам исследований специалистов ЦАГИ пылевой след мог образовываться при полете ПТУР на высоте менее 6 м. Чтобы уменьшить влияние подсоса, тягу двигателя уменьшили до уровня, необходимого на маршевом участке. Разгон ракеты происходил на участке работы стартового двигателя — отделяемого ускорителя.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector