0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 22160: малый патрульный корабль

Патрульный корабль проекта 22160 – гроза для пиратов и не только

Эволюция сторожевых кораблей (СКР) пошла по пути универсальности их боевого применения. В результате были внесены изменения в классификацию, принятую в ВМФ РФ. Так, появился класс универсальных кораблей, к которым относятся фрегат, корвет и патрульный корабль.

Фрегат и корвет условно соответствуют сторожевикам дальней и ближней морской зоны. Патрульный корабль, как правило, заметно отстает от них по своим боевым возможностям. Основная его задача – охранная служба.

История создания

Потребность в обновлении корабельного состава флота назрела еще в 90-е годы. В настоящее время крейсера и эсминцы еще имеют потенциал для глубокой модернизации.

Что касается сторожевых, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, то они нуждаются в срочной замене.

Цели проектирования

На основе анализа потребностей ВМФ было решено создать патрульный корабль проекта 22160. Основное назначение – охрана водных районов и выполнение эскортных функций. Предусмотрено решение следующих задач мирного времени:

  • патрулирование назначенных районов;
  • пограничные функции;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • участие в поисково-спасательных операциях.

В военное время будут стоять следующие задачи:

  • дозорная служба по охране береговых объектов с моря;
  • защита морских коммуникаций;
  • огневая поддержка высадки десанта;
  • обеспечение действий сил специальных операций.

По утверждению руководителя группы разработчиков, Алексея Наумова, специализацией проекта 22160 является именно борьба с пиратством.

Проектирование

Проект 22160 разработан в Северном проектно-конструкторском бюро в соответствии с основными требованиями:

  • низкая радиолокационная заметность;
  • модульная компоновка;
  • увеличенная до 6000 миль дальность плавания.

Исходя из назначения корабля, его сначала планировалось оснастить артиллерийской установкой и средствами ПВО ближней зоны. Модульная компоновка позволила дополнительно разместитьУВП для крылатых ракет (КР).

Строительство

Всего намечено передать флоту шесть единиц этого проекта. Не исключено, что их количество будет увеличено. Постройка головного корабля «Василий Быков» начата 26 февраля 2014 г. в Зеленодольске. Спуск со стапелей прошел 28.08.2017 г. и с ноября того же года начато его дооборудование на предприятии «Залив» (Керчь).

С 25.03.2018 г. проходит этап заводских испытаний в Новороссийске.

Дальнейшая реализация программы была задержана из-за санкций. Второй корпус, «Дмитрий Рогачев», бортовой номер (БН) 368, пробыл на стапеле с июля 2014 г. до 2017 г. Зато в 2016 году было заложено сразу три корабля: «Павел Державин» (БН 369), «Сергей Котов» и «Виктор Великий». Постройка шестого в серии – «Николая Сипягина» начата 13.01.2018 г.

По проекту, главная энергетическая установка (ГЭУ) должна выпускаться в сотрудничестве с компанией «Ман» (Германия). Экономические санкции против РФ внесли коррективы в эти планы. В результате немецкие комплектующие были установлены лишь на «Дмитрии Рогачеве». В дальнейшем использовались изделия Коломенского завода.

Конструкция

Для снижения заметности поверхности корабля должны эффективно рассеивать энергию излучения РЛС. Для этого использованы обратные завалы бортов, оптимальная высота и форма надстройки. Поверхности в носовой части имеют покрыты листами из композиционных материалов с радиопоглощающими свойствами.

Бронирование корпуса и надстройки отсутствует.

В кормовой части предусмотрено пространство для размещения двух сменных модулей стандартного размера (40 футов). В зависимости от поставленных кораблю задач модули могут содержать:

  • УВП для крылатых или зенитных ракет;
  • противоминные комплексы;
  • медицинское оборудование;
  • снаряжение для подводных работ.

Корабль имеет ангар для вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Наличие на борту вертолета не мешает использованию УВП, в отличие от корветов проекта 20386.

Десантно-штурмовая лодка

Важный элемент корветов проекта 22160 – оснащение его штатной десантно-штурмовой лодкой (ДШЛ). Она имеет легкое бронирование и развивает скорость до 40 узлов.

Помимо команды из двух человек, на ее борту помещается досмотровая группа в количестве 10 морских пехотинцев. После срабатывания устройства приема-отдачи ДШЛ в течение 30 секунд по слиповой дорожке попадает в воду. Эта операция и прием плавсредства на борт выполняется на ходу корабля.

Патрульные корабли проекта 22160

  • 1 × 1 — 76,2-мм авт. орудие
    в артустановке АК-176МА.
  • УВП РК «Калибр-НК»;
  • ПКР 3М54 и/или 3М55.
  • ПУ ЗРК 3М-47 «Гибка»;
  • 2 × ПУ ЗРК «Штиль-1».

Содержание

Общие сведения

Корабли проекта 22160 предназначены для охраны территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, для оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, обеспечения охраны для кораблей при морских переходах, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения нападения различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

История создания

Предшественники

Тенденция сочетания в небольших надводных кораблях ВМФ России некоторых возможностей эсминцев и крейсеров появилась в России в виде эскизных проектов ещё в середине 1990-х годов. В 1997 году был заложен сторожевой корабль проекта 12441 — «Гром», в конструкции которого применялись новые универсальные вертикальные пусковые установки модульного типа, предназначенные для зенитных управляемых ракет 9М96 и 9М100, унифицированных с зенитно-ракетными комплексами «Триумф», «Редут» и «Витязь».

Размещение данных установок позволяло использовать сторожевой корабль как фрегат противовоздушной обороны среднего и дальнего рубежей. Однако сложная политическая обстановка и недостаток финансирования не позволили реализовать проект. Строительство было приостановлено в начале 21 века, не достигнув половины готовности. Концепция фрегатов ПВОПротивовоздушная оборона в России осталась на прежнем уровне самообороны, базируясь на основе комплексов малой дальности «Кинжал» и «Кортик».

Фрегат «Гром», головной сторожевой корабль типа «Новик», простоял на стапеле ССЗ «Янтарь» более 10 лет. Затем корпус корабля загрунтовали и спустили на воду. Планировалось достраивать корабль уже под названием «Бородино», по изменённому проекту 12441У, в качестве учебного корабля для обучения личного состава ВМФ России на оборудовании нового поколения. Таким образом эти сторожевые корабли стали первыми разрабатываемыми кораблями, в вооружении которых планировалось применить новый зенитно-ракетный комплекс противовоздушной и противоракетной обороны «Редут».

В условиях, когда у стран НАТО строились фрегаты ПВО типа F100, имеющие на вооружении зенитные ракеты RIM-67D (SM-2ER Block III), с дальностью действия 180 км и ракеты-перехватчики Aster-30 с дальностью действия 100 км, в ВМФ России наметилось существенное отставание сторожевиков в возможностях противодействия авиации вероятного противника. Фрегаты проекта 11540 «Неустрашимый» и проекта 1155 «Удалой» могли прикрывать дружественные надводные корабли на дальности не более 8-12 км. Требовались срочные кардинальные решения по строительству новых кораблей, но реализация идей задержалась ещё на несколько лет.

Читать еще:  Обзор оптического прицела ПЕ

В 2003 году командованию ВМФ России представлен эскиз фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Этот корабль стал первым российским фрегатом ПВО, оснащённый зенитными ракетами 9М96Е2, комплекса ПВО «Редут». Также эти корабли могли осуществлять перехват ракет. При всей успешности проекта, финансирование на строительство кораблей получено лишь в 2006 году, и закладка головного корабля состоялась в феврале того же года, а спуск на воду — 29 октября 2010 года.

Пока корабль проходил ходовые и огневые полигонные испытания в Балтийском и Белом морях, установки ЗРК 3К96 «Редут» проходили отработку в морских условиях и в корабельном базировании. Урезанный вариант ЗРК «Редут» ещё до испытаний на сторожевике «Адмирал Горшков», устанавливался на базе корветов проекта 20380 — «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный», «Стойкий» и т.д. Корветы не оснащались четырёхсторонней МРЛС «Полимент», а в роли радара обнаружения и целеуказания выступал дециметровый РЛО с ФАР «Фуркэ-2». При этом ЗРК «Редут» показывал неплохую эффективность, благодаря инфракрасной и радиолокационной системе наведения ракет ЗУР 9М100 и 9М96, а также системе БИУС «Сигма», обеспечивающей скорострельность в 1 ракету в секунду. Все корветы проекта 20380 обладают малым водоизмещением и радиолокационной заметностью, оснащаются двумя типами противоракет, как для обеспечения ПВО, так и для самообороны.

Проект 22160 вобрал в себя лучшие наработки предыдущих проектов, в том числе и проекта 20380, с улучшенными конструктивными особенностями, более дальнобойным комплексом противокорабельного и стратегического вооружения, с высокими показателями автономности и дальности плавания.

Предпосылки к созданию

Флот Российской Федерации давно нуждался в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне, охраняя морские границы государства. Концепция большого океанского флота изжила себя с завершением «Холодной войны». Вместо этого появилась необходимость оснастить флот многоцелевыми военными кораблями, способными действовать как во внутренних акваториях, так и на внешних рубежах.

Наличие сторожевиков ещё советской постройки не могло перекрыть существующий дефицит подобных кораблей. Советские сторожевики имели устаревшее техническое оснащение и не могли в полной мере выполнять возложенную на них роль.

Проектирование

Флоту Российской Федерации требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и в случае необходимости нанести сокрушающий удар по противнику. Выходом из создавшейся ситуации могли стать военные корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным эти суда относились к ударному типу кораблей. Несмотря на небольшое водоизмещение корабли этого типа имели высокую огневую мощь. Соответственно стоимость этих кораблей была высокой. Требовалось создать корабль невысокой стоимости, отвечающий всем требованиям современного флота.

Исходя из оценок состояния флота и изменившуюся военно-политическую обстановку в мире, Высшее военно-морское командование заказало разработку проекта малого корабля для патрулирования прибрежной морской зоны. Первоочередной задачей корабля являлась охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны. Помимо этого тактическими задачами нового корабля являлись:

– борьба с контрабандой в территориальных водах;
– борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200 мильной экономической зоне;
– проведение спасательных операций на море;
– охранение и сопровождение судов во время морского перехода;
– охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

В ПКБ «Северный» был разработан проект 22160, который предполагал строительство нового патрульного корабля.

Изначально планировалось использовать новый корвет для нужд Пограничной службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство поменяло концепцию. Новые корабли имеют сравнительно небольшое водоизмещение 1300 тонн. Максимальная скорость хода корвета по заданным параметрам не должна быть ниже 30 узлов.

Экипаж патрульного корабля составлял команду из 80 человек. В плане штатного вооружения конструкторам пришлось выбирать между двумя направлениями. Сначала в техническом задании озвучивалось условие создания на корабле вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, используя имеющийся опыт успешного применения на кораблях малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», принято решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Постройка и испытания

Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.

Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.

Патрульные корабли проекта 22160

Защита морских границ всегда выполнялась кораблями сравнительно небольшого размера. Возможности их были обычно невелики, но для борьбы с обычными нарушителями хватало и этого. Сегодня ситуация несколько изменилась – теперь охранные функции могут оказаться востребованными не только возле родных берегов, но и на большом удалении от них. Разработанные в ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» в конце «нулевых» годов патрульные корабли проекта 22160 рассчитаны на решение именно таких задач. Два из них уже приступили к службе, а еще четыре появятся в составе флота в ближайшие годы.

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Читать еще:  Биплан ан-2: обзор советского «кукурузника»

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

В распоряжении российского флота имелись и небольшие по своим размерам корабли, однако они либо не обладали достаточной мореходностью, либо их автономность не позволяла им осуществлять длительное патрулирование на значительном удалении от базы.

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

«Василий Быков», головной корабль проекта 22160

Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.

Спустя три с половиной года почти готовый корабль спустили на воду и отправили по рекам в Керчь, где на заводе была выполнена оставшаяся часть работ по его постройке. Испытания проводились вплоть до декабря 2020 года, после чего над «Василием Быковым» был поднят Андреевский флаг.

Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Головной «Василий Быков» , который построили самым первым, комплектовался на судостроительном заводе немецкими моторами MAN, поставка которых затем была отменена из-за наложенных на Россию санкций.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.

Технические характеристики

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

Вооружение

Оба корабля проекта 22160, вошедшие в состав российских ВМС, имеют одинаковый комплект вооружения, в состав которого входят следующие элементы:

  1. Артиллерийская установка АК-176, размещенная в носовой части судна. Калибр орудия 76 мм, дальность действия по наземным/надводным целям – до 15 700 метров. Эта пушка может поражать также воздушные цели на высоте до 7 километров. Боекомплект составляет 152 снаряда;
  2. Две тумбовые установки с пулеметами Владимирова калибра 14,5 мм. Предназначены для стрельбы по малоразмерным надводным целям, но могут применяться против самолетов и вертолетов противника;
  3. Два «противодиверсионных» гранатомета ДП-64. Предназначены для уничтожения боевых пловцов противника;
  4. Восемь переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С» для противовоздушной обороны в ближней зоне.
Читать еще:  Страница заблокирована по требованию Роскомнадзора или из-за нарушения правил хостинга!

Десантно-штурмовая лодка, размещенная на борту, вооружается тремя пулеметами – двумя обычными и одним крупнокалиберным.

«Штатный» вертолет – Ка-27ПС (поисково-спасательный). Вооружения на борту он не имеет. Возможно, в будущем на этих кораблях сумеют принимать ударный вертолет Ка-52К, но пока это лишь планы.

Когда начиналось строительство «Василия Быкова», предполагалось, что этот корабль будет оборудован гидроакустическим комплексом, который позволит обнаруживать подводные лодки на удалении до 140 километров, обеспечивая территориальную оборону. В реальности, однако, на борту появилась только станция «Ариадна», предназначенная для обнаружения боевых пловцов под водой. Таким образом, для поиска субмарин имеющиеся корабли проекта 22160 использовать нельзя.

В то же время на борту можно разместить один из следующих видов модульного вооружения:

  1. Крылатые ракеты «Калибр». Допускается использование всех её вариантов. Боекомплект составляет 8 ракет в двух пусковых установках;
  2. Противокорабельные ракеты типа Х-35 «Уран»;
  3. Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1». Этот ЗРК способен уничтожать воздушные цели на высотах до 15 000 метров и на удалении до 50 километров. На кораблях проекта 22160 допускается размещение двух модулей «Штиль-1» по 12 ракет в каждом. Вертикальный старт обеспечивает всеракурсную противовоздушную оборону.

Следует отметить, что ни один из перечисленных вариантов дополнительного вооружения еще не был использован на имеющихся в распоряжении ВМФ кораблях проекта 22160.

Последние новости о проекте

Предполагается, что к 2022-му году все шесть кораблей проекта 22160 будут введены в строй. Наиболее важной новостью, которую ждут создатели этих кораблей, может стать сообщение о завершении испытаний гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2». Этот комплекс был разработан в расчете на «контейнерное» исполнение, а это значит, что на патрульных кораблях проекта 22160 допускается его размещение.

«Минотавр» позволит закрыть последний «пробел» — ни «Василий Быков», ни «Дмитрий Рогачев» сегодня не способны обнаруживать подводные лодки, что в значительной мере снижает их ценность в глазах командования ВМФ. Пока же оба корабля проходят период освоения их экипажами. «Василий Быков» уже довольно активно используется для сопровождения других судов, а «Дмитрий Рогачев» был продемонстрирован 8 сентября на морском параде в Новороссийске.

Достоинства и недостатки

Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:

  1. Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
  2. Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
  3. Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
  4. Наличие на борту вертолета;
  5. Радиолокационная малозаметность.

Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:

  1. Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
  2. Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
  3. Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
  4. Низкая скорость.

Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.

Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.

Меняет оружие на ходу

Новейший патрульный корабль «Василий Быков» проекта 22160 у причала в Новороссийске. Планируется к передаче ВМФ в летний период текущего года.https://t.co/vDY1Rafhc7 pic.twitter.com/ZFGuZ5PqCG

— Молодой Чугункин (@Mercator2014) 2 июля 2018 г.

Без преувеличения уникальный корабль построен на Волге в городе Зеленодольск на заводе имени А.М. Горького. Без особой огласки головной корабль проекта 22160 спустили на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года прибуксировали в Керчь на завод «Залив», где и достроили. В мае начался первый этап ходовых испытаний. Предположительно «Василий Быков» вступит в строй ВМФ до конца 2018 года.

Проект 22160 во многом революционен. Даже военно-морские эксперты США отметили его «достаточно гениальный дизайн» и «огромную боевую мощь при небольшом размере».

«Василий Быков» выполнен по модульной схеме — на нем за короткий срок, меняя модули, можно установить любое вооружение, необходимое для выполнения конкретной боевой задачи. Артиллерийское вооружение состоит из автоматической 76-мм пушки. А в качестве ракетного могут быть и многоцелевые «Калибры», и чисто противокорабельные. Осадка корабля позволяет ему действовать не только в открытом море, но и в заливах, а также в руслах больших рек. Скорость меняется от 16 узлов — патрульная, до 30 узлов — максимальная. На корабле 80 оборудованных спальных мест, которые может использовать экипаж — по численности он меньше этой цифры, а также приданные кораблю подразделения — спасатели, морская пехота и даже научные сотрудники. Патрульный корабль, кстати, может вести эффективный экологический мониторинг.

«Василий Быков» имеет специальное боевое противодиверсионное оборудование. А сонар «Паллада» способен эффективно отслеживать дайверов-любителей и подводных диверсантов. Для обнаружения подводных лодок и торпед используется низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». Комплекс гидроакустических станций позволяет сканировать подводную часть моря в радиусе до 140 км.

В различной стадии достройки сейчас еще пять кораблей данного проекта — три в Зеленодольске, два в Керчи. Предполагается, что все шесть кораблей проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота. Патрульные корабли проекта 22160 защитят экономическую зону и прибрежную инфраструктуру Черного и Азовского морей и акватории, которые принадлежат России.

#ВМФ Десантно-штурмовая лодка проекта 02800 патрульного корабля «Василий Быков» проекта 22160 pic.twitter.com/HGGEZEI1Wy

— Bender Az-Rodriges (@Edward_Sn0wden) 1 июля 2018 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector