0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Президенты пакистана: история становления мусульманского государства на территории индии

Пакистан – кратко вся история

Государство Пакистан, появилось в результате деления Индийских территорий в 1947 году. Отделились северо-восточные, и северо-западные провинции, населенные мусульманами. События сопровождались вооруженными столкновениями, имевшими большое количество жертв, предположительно погибло около 1 миллиона человек. Название содержало первые буквы провинций Синда, Пенджаба, Афганистана, Кашмира, Белуджистана, и переводится с языка урду, как «страна чистых».

Времена палеолита характеризуются наличием оригинальной соанской культуры, имевшей уникальные каменные орудия. Через эти территории проходили африканские племена, двигавшиеся на восток. Название культуры произошло от места стоянки племен, берега реки Соан, и стали основными местами проживания древних людей.

В VII — VI тысячелетии до н. э., на территории провинции Белуджистан, в долинах рек Инда и Сарасвати появляется город Мергарх, ставший родоначальником мергарской культуры, поселенцы уже тогда жили в домах, построенных из кирпича, выращивали домашний скот и занимались земледелием.

Во III — II тысячелетии до н. э., в так называемый бронзовый период, на этих территориях проживают представители нескольких культур, самой известной из них стала Хараппская.

На рубеже второго и первого тысячелетия, происходит завоевание земель индоарийскими племенами, создававшими свою культуру, содержавшую большую часть черт хараппской цивилизации, таких как бронзовая металлургия, скульптурные изображения, кирпичные жилые дома и системы канализации, общественные туалеты. Эта культура была переходной от общественной собственности к феодальной. Для выращивания сельскохозяйственных культур, прокладывали систему оросительных каналов. Носители Синташтинской культуры, индоарийцы создали новую Гандахарскую культуру, ставшей основной составляющей Ведической цивилизации, пользовавшихся для общения санскритом и проповедовавших основы индуизма. В середине первого тысячелетия до нашей эры, земли Пакистана принадлежат государству персов Ахеменидов, под названием сатрапия (область) Саттагидия, административным центром являлся город Таксила.

В 327 году до н. э., персидские земли подчиняются войскам Александра Македонского, а после распада его империи, Пакистан переходит от одних завоевателей к другим. От буддистов Маурьев, снова к грекам, образуется Индо-греческое царство, скифы создают Индоскифское царство, сменившееся Кушанской империей, в I — III столетии н. э., объединившей много различных знаний и соединив воедино элементы различных культур.

Приходили сасаниды, пытались удержать в своих руках соседи эфталиты, оказали влияние на развитие культуры страны гупты.

В 710 году, начинаются захватнические походы на Пакистан омейядскими войсками, руководимыми арабским полководцем Мухаммадом ибн Касимом. Его войска подчиняют провинцию северный Синд и южный Пенджаб. Повсеместно насильно насаждается мусульманство, за сопротивление к перемене веры, назначается подушная подать – джизия. За вступление на военную службу, иноверцы освобождались от джизии, и имели возможность получать жалованье и положенное вознаграждение.

Начиная с X столетия, походы на северные районы Индии становятся регулярными. До 1026 года, султаном Махмудом Газневи, организовано 17 грабительских набегов по землям долины реки Инд и реки Ганг. Газневинская империя включала территории от Самарканда и Исфакана, включая город Лахор. Происходит переселение многих мусульманских общин на территории вдоль Инда, постепенно идет освоение этих земель.

В 1185 году, долинные территории реки Инд входят в состав гуридского государства. Султаном Муиз-уд-дин-Мухаммадом, насаждается мусульманство на территориях северо-запада Индии, Бенгалии и Бихара. Его наследникам удалось удержать эти земли до появления на троне императора Бабура, взошедшего на трон в 1526 году, ставшего основателем династии Великих Моголов. Период правления султана Муиз-уд-дин-Мухаммада, и его последователей, известен в истории, как период Делийского султаната, за время которого правили представители 5 династий: придворные рабы, Хилджи, Туглаки, Сайиды, Лоди. Главные государственные посты занимали мусульмане, хотя у индусов также была возможность служить на государственных постах. Мусульманство утвердилось и распространилось по всей территории Индии.

Период империи Великих Моголов

Знаменит культурными расцветом Индии. Император Акбар, внук Бабура, правивший с 1556 года, вел политику примирения мусульман и местного населения, индусов. В 1579 году, отменил подушный налог – джизию, храмы индуистов охраняет государство, а через год, делает заявление о появлении новой Божественной религии, Дин-и иллахи, основанной на веровании в единого Бога, призывавшей к отказу от многобожия. Необходимость такой религии, объяснялась возможностью объединения данной религией и индусов, и мусульман. Введена новая система земельного налогообложения, действовавшая вплоть до начала XIX столетия.

Следующий император Джахангир, возвращает политику насаждения ислама, но отношение к индусам остается толерантным. А вот его наследники, с 1679 года, возвратили подушный налог, храмы индуистов разрушали, издают запрет на строительство новых. Такие действия вызвали волну недовольства. В начале XVIII столетия, начинается гражданская война между мусульманами, сикхами и индусами.

Длительное межплеменные противостояния не привели к победе, английская армия воспользовалась положением и ввела свои войска на индийские территории. В 1757 году, покорилась Бенгалия, в 1843 году, провинция Синд, в 1849 году, Пенджаб и далее все территории полуострова Индостан. В 1857 году, против англичан выступили сипаи, их восстание жестоко подавлено, а династия правителей Моголистана прекратила свое существование.

После полного разгрома мусульманского движения, появляется новый лидер мусульманского «возрождения» Сайид Ахмад-шах, добивавшийся мира с англичанами и выдвигавший требования создания в стране западной образовательной системы. В 1875 году, Ахмат-шах открывает первый мусульманский университет. Постепенно ему удается доказать англичанам, что необходимо разделить избирательные группы для индусов и мусульман, затем отделить приверженцев ислама от партии Индийского национального конгресса, образованной в 1885 году. Англичане вступают в союз с мусульманами в борьбе с развивающимся национальным движением индусов. Ученики и последователи Ахмад-шаха, в 1906 году, выступили за образование Всеиндийской мусульманской лиги, боровшейся за отделение Пакистана.

С 1920 года, мусульмане совместно с индусами ведут борьбу против английских колонизаторов, их идейным лидером стал Махатма Ганди. На протяжении десяти лет, Махатма Ганди вместе с политиком Мухаммадом Али Джинной, поэтом и патриотом Мухаммадом Икбала, готовили общество к разделу Индии. 23 марта 1940 года, Мусульманская лига Лахора, определила свои цели – образование Пакистана, страны, объединявшей плотно заселенные мусульманами территории. Остальная часть Индии, исповедовавшая индуизм, должна оставаться неделимой. Сохранение целостного государства, ставшего преемником английской колонии, было невозможно из-за взаимной ненависти мусульман к индусам, поэтому разделение было просто возможностью избежать кровопролития.

В 1946 году, Великобритания организует специальную миссию, занимавшуюся проектом разделения мусульманских территорий и сохранение региональной автономии мусульман, а также сохранение целостности Индии. Рассматривались две зоны:

  • Белуджистан – северо-западную провинцию, пограничную провинции Пенджаб и Синд,
  • Ассам, северо-восточную провинцию и Бенгалию.

Все оставшиеся территории оставались у индуистов, под влиянием Великобритании, из-за чего местному правительству давались только некоторые полномочия.

14 августа 1947 года произошло официальное отделение Пакистана от Индии.

Джамму и Кащмир

Центральные регионы Индии, имевшие уникальное расположение и прекрасные природные ландшафты. По плану разделения, эти регионы оставались в составе Индии, хотя там проживало 77 % мусульман, 20 % индусов, 2,2 % сикхов, а также буддисты, христиане и джайны. Верховный махараджа Кашмира и все руководство региона были индусами, а руководство вновь созданной страны Пакистана очень хотело присоединить область к себе.

Читать еще:  Дешёвый «спортсмен». Карабин LAR-15 Prage 3G

С 15 августа 1947 года, началось решение проблемы принадлежности Кашмира. Больше года продолжались военные действия, завершившиеся при помощи сил ООН. В настоящее время регион Кашмир разделен на две части.

О независимости государства объявлено в 1951 году, через 5 лет западные провинции объединились в западный Пакистан, еще через год внесены изменения в конституцию страны и провозглашена парламентская республика и президентское правление.

На протяжении многих лет продолжаются столкновения мусульманского Пакистана и индуистского государства Индия, за провинцию Кашмир. В 1973 году, установлена парламентская республика во главе с премьер-министром Зульфикаром Али Бхутто, свергнутый генералом Зия-уль Хаком через 5 лет, и установившим военный режим.

Сейчас должность президента занимает представитель «Движения за справедливость» Ариф Алви. Главы правительства сменяют друг друга, но до сих пор не принято окончательного решения по поводу провинции Кашмир.

ПАКИСТАН. ИСТОРИЯ

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое «ПАКИСТАН. ИСТОРИЯ» в других словарях:

ПАКИСТАН — Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии, относящееся к числу десяти самых населенных стран мира. Образовалось в 1947, когда произошел раздел Индии. Пакистан в современных границах существует с 1971. Пакистан. Столица Исламабад.… … Энциклопедия Кольера

ПАКИСТАН — гос во на Ю. Азии. Площ. (оценка) 947,7 тыс. км2 (806,5 тыс. км2 Зап. П. и 141,2 тыс. км2 Вост. П.). Нас. (1961, перепись) 93,7 млн. ч. (42,9 млн. в Зап. П. и 50,8 млн. в Вост. П.). В Вост. П. 98% населения бенгальцы, в Зап. П. осн. часть… … Советская историческая энциклопедия

Пакистан — Исламская Республика Пакистан, гос во в Юж. Азии. Гос во Пакистан образовано в 1947 г., но его название было предложено еще в 1931 г. По замыслу автора оно имеет двоякую расшифровку. При чтении по буквам: П Пенджаб, А Афгания (Северо Западная… … Географическая энциклопедия

История отношений Индии и Пакистана — В течение 200 лет Индия была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Великобритания была вынуждена предоставить независимость своему самому… … Энциклопедия ньюсмейкеров

История (наука) — История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия

История Азербайджана — История Азербайджана … Википедия

История Египта — Доисторический Египет Древний Египет* Персидский период* Эллинистический период* Римский период* Византийский период* Египет в составе Арабского халифата Египет от распада Халифата до Османской империи Турецкий период Египет в составе Османской… … Википедия

История Вьетнама — История Вьетнама … Википедия

История почты Азербайджана — Азербайджан азерб. Azərbaycan … Википедия

История Южной Кореи — История Кореи Кочосон, Чингук Ранние королевства: Пуё, Окчо, Тонъе Самхан Конфедерация Кая Три королевства: Когурё Пэкче Силла Объединённое Силла, Пархэ Поздние три королевства Корё: Киданьские войны … Википедия

Армия и государство в Пакистане. Часть 1. Становление пакистанской армии и её политическое утверждение

Пакистан как независимое государство появился на карте мира в результате раздела бывшей Британской Индии в 1947 году. Перед освобождением этой крупнейшей колонии, которая действительно была «алмазом» в короне Британской империи, было принято решение создать два независимых государства: собственно Индию, в которой оставалась бы большая часть Индостана, населенная индуистами и представителями ряда других религиозных общин, и Пакистан, в который вошли бы земли с преимущественно мусульманским населением. Кстати, изначально в состав Пакистана включили и Восточную Бенгалию (ныне это независимая страна Бангладеш).

Практически с самого начала политической истории Пакистана важнейшую роль в жизни страны стали играть вооруженные силы. Их влияние на политические процессы очень велико, в определенной степени Пакистан напоминает этим Турцию и Египет. Однако, следует помнить, что в отличие от тех же Египта или Турции, Пакистан куда менее светское государство. Ислам является не просто религией, а государственной идеологией Пакистана, определяя специфику политического развития этой страны. Ведь, в отличие от Турции или Египта, Пакистан изначально и создавался как исламское государство, призванное воплотить политические интересы мусульман Индостана. Официальное название страны — Исламская республика Пакистан — говорит само за себя, как и государственный флаг, и название столицы — Исламабад.

Если бы не ислам, Пакистан как независимое государство просто бы не существовал. Ведь сам смысл его создания заключался в том, чтобы обеспечить для мусульман Британской Индии возможность жить в собственном государстве, в соответствии со своими религиозно-политическими традициями и представлениями. Как сказал пакистанский ученый Вахиз уз-Зиман, без ислама турки останутся турками, персы — персами, арабы — арабами, а кем останутся пакистанцы? И эти слова прекрасно отражают суть пакистанской идентичности. Ведь Пакистан это, по сути, объединение регионов и народов с собственными языками, этнической принадлежностью, историей, политическими традициями. Пенджабцы, кашмирцы, синдхи, белуджи, пуштуны — единственное, что их объединяет, так это мусульманская религия и именно на ее основе и выстраивалась политическая идентичность пакистанского общества.

Сама необходимость создания на осколках Британской Индии независимого государства для мусульман обосновывалась тем, что в Индостане мусульмане, несмотря на их многочисленность, составляли процентное меньшинство по отношению к индуистскому населению. В случае создания единого государства мусульмане были бы обречены на подчиненное положение, им никогда не удалось бы обеспечить продвижение своих кандидатов на высшие должности. Поэтому еще в начале ХХ века была создана Всеиндийская Мусульманская Лига, у истоков которой стоял Мухаммад Али Джинна (1876-1948, на фото) — подлинный отец-основатель пакистанской государственности. Именно он выдвинул концепцию «двух наций», предполагавшую создание на Индийском субконтиненте двух государств на конфессиональной основе — индусского и мусульманского. Джинна считал, что на полуострове Индостан существует всего две нации — мусульманская и индусская, объединяющие, в свою очередь, множество народов и этнических групп, чьи культурные традиции основаны либо на исламе, либо на индуизме (к последним относились и джайнисты, и буддисты, и сикхи).

Однако, когда в 1947 году была провозглашена независимость Пакистана, молодая страна сразу же вступила на путь открытой конфронтации с Индией. Причиной тому стали территориальные споры, прежде всего — за Кашмир. Этот высокогорный регион населен и мусульманами, и индуистами. Для Пакистана он имеет стратегическое значение, поскольку именно на Кашмире находятся основные водные ресурсы, питающие сельскохозяйственные районы пакистанской «житницы» — провинции Пенджаб. Кроме того, кашмирские мусульмане изначально не собирались входить в состав Индии, хотя махараджа Кашмира, индуист по вероисповеданию, собирался включить регион в состав индийского государства. Последующая история Пакистана и Индии — это история непрекращающейся скрытой или открытой конфронтации, несколько войн, большое количество локальных вооруженных конфликтов, подрывная деятельность на территории друг друга. Естественно, что в такой напряженной ситуации и Пакистан, и Индия обращают особое внимание на развитие и укрепление своих вооруженных сил.

Раздел Британской Индии на Индию и Пакистан предполагал и соответствующие преобразования в бывших вооруженных силах Британской Индии. Их предполагалось разделить между Индией и Пакистаном, причем большая часть вооружения и личного состава оставалась за Индией. И в индийской, и в пакистанской армиях на первом этапе их существования служило множество британских генералов и офицеров. Но когда пакистанское руководство столкнулось с нежеланием британских советников воевать против Индии, в армии которой находились их соотечественники — англичане, с которыми они вместе служили в колониальных войсках, было принято решение о «национализации» вооруженных сил. Укрепление армии и превращение ее в могущественный инструмент внешней и внутренней политики, таким образом, было продиктовано самим развитием пакистанского государства во второй половине ХХ века.

Читать еще:  ATA Arms – своими глазами

Как и в Турции или Египте, в Пакистане армия представляет собой один из наиболее вестернизированных институтов общества. Поступление на военную службу еще в колониальную эпоху означало для молодого человека определенное отмежевание от традиционной среды обитания и общения. Он оказывался в многонациональной армейской среде, где господствовали не религиозные догмы и племенные традиции, а воинские уставы. После провозглашения независимости армия сохранила свои черты оплота светских тенденций в пакистанском обществе. Конечно, в отличие от Турции, пакистанские вооруженные силы никогда не брали курс на секуляризацию общества и в целом сохраняли верность той политической идеологии, которая с момента провозглашения независимости определяла политическое лицо и политическое будущее пакистанского государства. Но, тем не менее, именно армии в конечном итоге предстояло блокировать инициативы и действия наиболее радикальной части пакистанских исламских кругов.

Армия, особенно в первые десятилетия существования суверенного Пакистана, явилась тем институтом, который сцементировал и сплотил очень сложное и дифференциированное пакистанское общество. В отличие от многих других стран Востока, в Пакистане, во-первых, нет титульной нации — пенджабцы, пуштуны, белуджи, синдхи, брагуи и другие народы страны имеют собственные языки, культуру, традиции, соответственно и политические амбиции. В 1970-е годы этническая идентичность и амбиции бенгальского населения Восточного Пакистана привели к масштабной войне и появлению независимого государства Бангладеш. Сегодня активны сепаратистские настроения в Белуджистане, а в районах компактного проживания пуштунских племен пакистанскому правительству с трудом удается контролировать ситуацию. Во-вторых, в Пакистане всегда были очень сильным социальный и культурный разрыв между верхней частью общества — крупной и средней буржуазией, военной и политической элитой, интеллигенцией, и основной массой населения. Элита тяготела к более светской модели управления, тогда как широкие массы населения, живущие в нищете, поддерживали радикальную часть фундаменталистов, выступавших не только под религиозными, но и под социальными лозунгами. В этих условиях армия становилась тем институтом, который мог не только силовым путем подавить общественное недовольство, но и обеспечить сотрудничество различных групп пакистанского общества.

Как и во многих странах Азии и Африки, служба в вооруженных силах — это социальный лифт для рядового пакистанца. Сделать военную карьеру выходцу из простонародной среды в Пакистане проще, чем получить качественное гражданское образование и построить карьеру в сфере бизнеса, науки или культуры. Разумеется, что представители пакистанской военной элиты в большинстве своем также происходят из влиятельных и статусных семей, но человеку из народа получить старшее офицерское звание в армии все же проще, чем стать востребованным адвокатом, университетским профессором или известным врачом. Выходцы из нижних слоев пакистанского общества и уроженцы отдаленных районов в армии получают не только военную специальность — они воспринимают более вестернизованные модели поведения и системы ценностей, все дальше отходя от племенных традиций.

С религиозными фундаменталистами у пакистанской военной элиты сложные взаимоотношения. Первые десятилетия пакистанской истории характеризовались значительной дистанцией между военными и религиозными кругами. Пакистанское офицерство, наследовавшее традиции колониальных войск Британской Индии, было наиболее секуляризованной частью общества и придерживалось «европейского» (по меркам Пакистана, разумеется) образа жизни. В свою очередь, религиозные круги достаточно негативно воспринимали деятельность светской элиты Пакистана, включая и военную верхушку, поскольку считали крайне неправильным и опасным для страны отход от исламских принципов управления и социально-политической организации. Однако, в 1950-е годы идеи фундаменталистов не пользовались популярностью ни среди элиты, ни среди большей части пакистанской молодежи. Эйфория по поводу создания независимого государства, военное противостояние и соперничество с соседней Индией ориентировали население страны скорее на ценности модернизации и строительства сильного современного государства. Ситуация стала постепенно меняться в 1960-е годы, когда стала очевидной нерешенность социально-экономических проблем. Кроме того, тогда же начались и важные изменения во внешнеполитической сфере. Пакистан превратился в важнейшего союзника США в регионе, а затем ключевым военным партнером Пакистана стал и Китай, озабоченный ростом экономического и военного потенциала Индии. Именно американская и китайская военная помощь и сыграли важнейшую роль в укреплении пакистанских вооруженных сил.

Американское политическое влияние в Пакистане стало укрепляться еще в конце 1950-х годов, когда к власти в стране пришел генерал Айюб Хан. Первое десятилетие своего существования страна имела статус независимого доминиона в составе Британского Содружества. Управлял Пакистаном генерал-губернатор. Первым генерал-губернатором был Мухаммад Али Джинна — теолог и философ, разработчик концепции пакистанской государственности. Его сменил Хаваджа Назимуддин — тоже гражданский политический деятель, занимавший пост генерал-губернатора в 1948-1951 гг. Гражданским был и третий генерал-губернатор Пакистана — Гулам Мухаммад, руководивший страной в 1951-1955 гг. В 1955 году четвертым генерал-губернатором стал первый офицер на этом посту — генерал-майор Сахибзада Саид Искандер Али Мирза (на фото).

Получивший военное образование, Искандер Мирза служил в военном ведомстве Британской Индии, а после провозглашения независимости Пакистана стал первым министром обороны страны. Именно Искандер Мирза в 1956 году изменил Конституцию Пакистана, ликвидировав пост генерал-губернатора и введя пост президента. Таким образом, первым президентом Пакистана стал выходец из военных кругов. 7 октября 1958 года генерал Искандер Мирза издал указ о роспуске парламента и ввел военное положение. Верховным главнокомандующим вооруженными силами был назначен генерал Айюб Хан, однако он отказался выполнять приказы Искандера Мирзы и вынудил первого президента Пакистана навсегда покинуть страну. Так в Пакистане произошел первый в его истории военный переворот.

Возглавивший государство Мухаммед Айюб Хан (1907-1974), пуштун по этнической принадлежности, был потомственным военным. Его отец служил в британских колониальных войсках, а сам Айюб Хан закончил Королевское военное училище в Великобритании и также служил в британских индийских частях. Он начинал свою службу в 14-м Панджабском пехотном полку, в годы Второй мировой войны получил звания подполковника и полковника, командовал полком на территории Бирмы. К тому времени, когда Пакистан стал независимым государством, Айюб Хан был самым старшим по званию офицером мусульманского вероисповедания в Британской Индии — сорокалетний пуштун носил погоны бригадного генерала и командовал бригадой, дислоцированной в Вазиристане — на территории населенной пуштунами Северо-западной пограничной провинции. В армии независимого Пакистана Айюб Хан сразу же получил звание генерал-майора и был назначен командиром 14-й дивизии в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш), а в 1949 г. возглавил Восточное командование вооруженных сил Пакистана.

Именно в годы нахождения у власти Мухаммеда Айюб Хана, Пакистан превратился в один из ключевых форпостов американского военно-политического влияния в Южной Азии. При Айюб Хане Пакистан присоединился к Багдадскому пакту, затем — к блокам СЕНТО и СЕАТО. В годы правления Айюб Хана армия установила полный контроль над политической жизнью в стране. Укрепляя влияние армии, Айюб Хан проводил и агрессивную внешнюю политику. В 1965 году началась война с соседней Индией. Однако она не только не стала победоносной, но и привела Пакистан к новым серьезным политическим проблемам. Во-первых, США в той войне отказались оказывать Пакистану военную помощь. Во-вторых, была нарушена коммуникация между Западным и Восточным Пакистаном, что лишь усугубило существовавшие между двумя регионами противоречия. Наконец, ухудшилась экономическая ситуация в стране. В результате, к концу 1960-х годов в Пакистане начался серьезнейший политический кризис. Сам Айюб Хан к этому времени серьезно заболел и уже не мог контролировать политическую ситуацию в стране и удерживать власть в своих руках. Большой ошибкой Айюб Хана было и разделение в свое время постов президента и главнокомандующего. Став президентом и отказавшись от должности главнокомандующего, Айюб Хан лишил сам себя рычагов управления армией. В 1969 году он был вынужден передать власть военной верхушке.

Читать еще:  Оружейный художник. Часть III

Президенты пакистана: история становления мусульманского государства на территории индии

В начале июля был опубликован «План Маунт-бэттена», нового и одновременно последнего вице-короля Индии, сменившего на этом посту Уэйвелла, о разделе Индии на два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. Согласно плану, предполагалось решить вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному при­знаку раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения, провес­ти референдум в Северо-Западной пограничной провинции и окру­ге Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, решить судьбу Синда голосованием в провинциальном законодательном со­брании, разделить Учредительное собрание на учредительные собра­ния двух доминионов, оставить вопрос о вхождении княжеств в один из доминионов в юрисдикции их правителей.

Для осуществления намеченных целей был создан комитет по разделу под председательством вице-короля и равного числа членов от Индийского национального конгресса и Мусульманс­кой Лиги, а также департаменты по разделу армии, финансов, делам княжеств. По получению результатов голосования присту­пили к работе пограничные комиссии. Одна из них ведала разделом Бенгалии и отделением округа Силхет от Ассама, другая — разделом Пенджаба. Допущенные при проведении линии границы неточности стали в дальнейшем причиной многих пограничных трений и споров. Одна треть населения Бенгалии и Пенджаба осталась в Индии, две трети — в Пакистане. Разногла­сия возникли и при разделе финансов, делопроизводства и центрального административного аппарата. В итоге Пакистан получил 17,5 % банковских авуаров Британской Индии, 20% делопроизводства и около трети армейского вооружения. В итоге раздела на территории Индии оказались сосредоточены 90% разведанных запасов полезных ископаемых, 90% добывающей и обрабатывающей промышленности, почти все чайные планта­ции, на территории Пакистана — 10% природных богатств и не более 10% предприятий. Вместе с тем Пакистан оказался в более выгодном положении в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «План Маунбэттена» в качестве Закона о независимости Индии. Страна вступила в новый период: на месте колонии Британская Индия в ночь с 14 на 15 августа возникли два самоуправляющихся доминиона — Индийский Союз и Пакистан, входящие в Британс­кое содружество наций.

В состав Индийского Союза вошли Бомбей, Мадрас, Централь­ные провинции, Орисса, Бихар, Соединенные провинции, Восточ­ный Пенджаб, Западная Бенгалия и Ассам’ общей площадью 3,288 тыс. кв. км и населением 320 млн человек. Территорию Пакистана составили Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, Восточная Бенгалия и Силхетский округ Ассама площадью 945 тыс. кв. км и населением 71 млн человек.

Однако проблема окончательного определения государствен­ных границ между двумя доминионами оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу или Пакистану. Специально созданный департамент по делам княжеств определил порядок передачи политической власти от князей центральным органам власти обоих доминионов и роспуска или интеграции с соединениями индийской и пакистанской регулярных армий княжеских воинс­ких подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакис­тан, согласно положениям Закона о независимости, зависело от волеизъявления их правителей и проходило в основном на конфессиональной основе. В течение двух лет после предостав­ления независимости 555 княжеств из 601 присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана, образовав в обоих государствах провинции и округа. В новых провинциях, пред­ставлявших собой союзы княжеств или отдельные княжества, были проведены выборы в законодательные органы и созданы правительства. Губернаторами провинций, как правило, остава­лись бывшие князья. Процесс интеграции княжеств с доминио­ном в целом ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Как правило, такая обстановка была характерна для регионов Индии с высокой концентрацией мусульманского населения. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжествах Хайдерабад и Джамму и Кашмир. Если введение индийских войск в течение года решило проблему присоединения первого, то положение во втором осталось нерешенным на всем протяжении последующего перио­да независимого развития Индии и Пакистана, послужив причи­ной целого ряда военных конфликтов между этими государствами и усложнив общую обстановку в южно-азиатском регионе.

Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Он сохранял Индостан в орбите британских интересов и давал Великобритании право на вмеша­тельство в политическую жизнь Индии и Пакистана. Британские воинские контингенты оставались на субконтиненте на неопреде­ленное время. Сохранялось и финансово-экономическое присут­ствие метрополии. Однако доминионы получали возможность устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, были созданы первые независимые национальные правительства. Правительство Индии возглавил Джавахарлал Неру, правительство Пакистана — Лиакат Али-хан; пост генерал-губернатора Индии перешел от Л.Маунтбэттена к Ч.Раджагопа-лачари, генерал-губернатором Пакистана стал М. А. Джинна.

Освобождение Британской Индии привело к изме­нению геополитической ситуации в южно-азиатском — регионе и оказало решающее воздействие на судьбы сопредельных государств. Развитие политических событий в этих странах невозможно рассматривать в отрыве от индийского национально-освободительно­го движения, наиболее мощного и организованного, способного поколе­бать основы Британской колониальной империи, два с половиной века осуществлявшей контроль над всеми составными частями Южной Азии. Вслед за народами Британской Индии независимость обрел Цейлон (Шри-Ланка), являвшийся колонией Великобритании с начала XIX в. «Акт о независимости Цейлона» вступил в силу 4 февраля 1948 г.

События в Индии во многом способствовали демократизации об­щественно-политической жизни Непала и усилению борьбы как с дес­потическим правлением рода Рана, так и с сохраняющимся давлением англичан, вопреки Договору 1923 г., подтверждавшему формальную не­зависимость этого государства, на деле рассматривавшегося ими в ка­честве своеобразного сырьевого придатка Британской Индии. После завоевания независимости Индия заключила с Непалом «Договор о мире и дружбе», аннулировавший все соглашения Непала с британс­кими колониальными властями и провозгласивший его государствен­ный суверенитет. «Договор о дружбе», заключенный между Индией и Бутаном, оговаривал невмешательство во внутренние дела и осуществ­ление индийской стороной юрисдикции в вопросах внешней политики. О влиянии индийского национально-освободительного движения на эти страны свидетельствуют названия наиболее авторитетных поли­тических партий — Цейлонский национальный конгресс и Непальс­кий национальный конгресс. Вместе с тем стремлению стран южно­азиатского региона к развитию внутрирегиональных политических и экономических связей объективно препятствовал ряд факторов: различ­ный уровень социально-экономического развития, различный тип сло­жившихся политических культур, территориальные претензии, есте­ственная боязнь малых государств доминирования Индии в регионе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector