2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Президенты молдавии и развитие независимого государства: история становления республики

Зависит от власти: Как Молдова становилась независимым государством и почему это произошло не 27 августа

Зависимость от независимости. Фото: Из архива «КП»

О годах независимости Республики Молдова

В день празднования 28-го Дня независимости Республики Молдова неплохо бы вспомнить, из какой шинели вышло наше современное государство и какие процессы предшествовали смене нашей страной статуса – с союзной республики на индепендентное государство.

Независимость РМ – свершившийся факт, и спорить с этим бессмысленно как нам с вами, так и с идейным противником Молдовы как объекта политической карты мира. Правда, на официальном уровне сегодня не принято говорить обо всех шагах, сопутствовавших созданию нашего государства. А зря. Сокрытие таких подробностей лишает нас возможности усвоить важные уроки прошлого.

Центр дал слабину

Образовательные структуры страны вот уже которое десятилетие рассказывают современным школьникам одну и ту же версию: Молдова получила свою независимость от СССР благодаря активизации движения национального возрождения и ослабления союзного центра, то есть Москвы. Не будем спорить. И движение за национальное возрождение в республике было – правда, очень быстро оно перекрасилось в унионистское, то есть его участники в большинстве своём принялись выступать за вхождение МССР в состав Румынии; и союзный центр действительно был ослаблен, что является темой далеко не одного исторического исследования. Но вот хотели ли жители МССР отделяться от Союза? Для доктора политических наук, кандидата исторических наук Сергея Назарии ответ на этот вопрос однозначен – не хотели.

– Народ никто и не спрашивал тогда, – комментирует С. Назария. – Хотели бы спросить, провели бы общереспубликанский референдум, где на голосование можно было поставить один простой вопрос: «Хотите ли вы выхода Молдавской ССР из состава Советского Союза?» И уверен, что большинство жителей республики проголосовали бы против отмежевания от СССР. Лично я считаю, что Молдова была независимой именно в составе Союза. Так я сказал бы накануне 27 августа 1991 года и так утверждаю сейчас. Единственным нововведением, при разумном руководстве, должен был стать выход Кишинёва на международную арену – естественно, с условием координации внешнеполитических действий с Москвой. В остальном нас здесь всё тогда устраивало.

Мы оказались не в состоянии воспользоваться всеми возможностями, которые дала нам гипотетическая независимость, поэтому сегодня Молдова превратилась в экономическую пустыню, и мы уверенно движемся к её полному обезлюживанию.

Рванули все

Сергей Назария уверен, что так называемое Великое национальное собрание в центре Кишинёва нельзя считать актом волеизъявления всех жителей республики. На центральной площади, вспоминает собеседник, было не более 40 тыс. человек (при населении свыше 4,3 млн). – Когда стало ясно, что руководство в Кишинёве сделает всё, дабы Молдова отпочковалась от Союза? 21 августа 1991 года! В этот день в Москве был подавлен августовский путч. Тогда все поняли, что этим фактом воспользуются Прибалтика и Грузия, – считает Сергей Назария. – Правда, никто в те дни не ожидал, что из состава единого государства ринется и Украина. Что же касается того большинства в Молдове, которое было на стороне сохранения республики в составе СССР, то, увы, не нашлось среди них решительных лидеров. В противоположном лагере – гораздо меньшем по численности – наоборот пребывало достаточно активных персонажей, в том числе и всё тогдашнее руководство республики. По словам политолога, если говорить о социально-экономических результатах последних 30 лет, то напрашивается лишь одно слово – катастрофа. – Мы оказались не в состоянии воспользоваться всеми возможностями, которые дала нам гипотетическая независимость, поэтому сегодня Молдова превратилась в экономическую пустыню, и мы уверенно движемся к её полному обезлюживанию, – резюмировал собеседник «АиФ в Молдове».

Язык раскола

Однако самой главной трагедией, произошедшей с Молдовой на пути к отмежеванию от СССР, стал раскол республики по Днестру и, как считает кандидат исторических наук Игорь Шорников, случился он 31 августа 1989 года, когда Верховный Совет МССР принял Закон о функционировании языков. Согласно этому документу, единственным государственным языком в республике стал молдавский на основе латинской графики. Против этой редакции закона выступали многие граждане, бóльшая часть которых – из Приднестровья.

– Сигналы о том, что этот закон будет принят именно в такой редакции, поступали ещё за месяц до голосования. Поэтому в начале августа 1989 года был создан Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК), призвавший депутатов в Кишинёве не принимать этот закон. В середине августа приднестровцы и примкнувшие к ним позже работники предприятий Кишинёва, Бельц, Кагула, Чадыр-Лунги и других населённых пунктов начали забастовку, надеясь таким образом урезонить апологетов этого документа. Забастовка длилась около месяца и принесла республике ущерб порядка 1 млрд рублей. Но даже несмотря на это власти в Кишинёве и союзный центр проигнорировали требование граждан, – рассказал Игорь Шорников.

Точка невозврата

Когда стало ясно, что так называемые демократические силы Молдовы не собираются идти навстречу собственному народу, а унионистским настроениям в республике дали более интенсивный толчок, осенью 1989 года в ОСТК высказали идею о необходимости воссоздать приднестровскую государственность, опираясь на преемственность от МАССР.

– В декабре в Рыбнице провели местный референдум, где большинство жителей города высказались за создание Приднестровской автономной республики в составе МССР с функционированием нескольких официальных языков, в том числе и русского. Молдавский Верховный Совет отреагировал на это принятой под Новый год декларацией об осуждении и непризнании итогов референдума. Этот шаг показал, что в Кишинёве договариваться не с кем – тамошняя элита шла на откровенный диктат, судя по всему, по чьей-то установке извне.

В начале 1990 года в результате выборов в новый состав Верховного Совета депутатами стали около 50 представителей Приднестровья. Некоторых из них откровенно запугивали, даже избивали. После очередной акции устрашения в конце мая того же года парламентарии Левобережья покинули зал заседаний навсегда. Вскоре в Тирасполе состоялся съезд депутатов всех уровней от Приднестровья, на котором было принято решение о начале создания рес- публики, самостоятельной от Молдовы, но в составе СССР – ведь никто не собирался тогда выходить из союзного государства. Инициатива в этом вопросе шла снизу: проводились референдумы в Тирасполе, Бендерах, Григориополе, Дубоссарах. Вопреки действиям официального Кишинёва, в Приднестровье удалось отстоять собственные принципы, которые затем предстояло защитить в 1992 году, – отметил Игорь Шорников.

Читать еще:  Наступательная граната ргн: история создания и описание конструкции

Сегодня Молдова избавляется от тлетворного, опустошительного наследия зарвавшегося олигарха, возомнившего себя царём и богом. История поражений, понесённых народом Молдовы в начале 90-х, продолжается. Но, может быть, именно сейчас, в эти месяцы, благодаря политической воле нового руководства мы наконец-то придём к той самой реальной независимости, которая была провозглашена 28 лет назад, и официальная праздничная дата в календаре РМ станет действительно любимой всеми…

Формальный оттенок Александр Постолаки, доктор медицинских наук, активный участник деятельности по сохранению памяти о подвигах наших соотечественников в Афганистане:

– В настоящее время понятие «независимость», к большому сожалению, приобрело лишь формальный оттенок. Независимость подразумевает объединение всех жителей страны посредством общей идеи и стремление к определённой цели. Обретение независимости не означает достижения только каких-либо личных свобод и благ, но оно обязывает каждого гражданина приложить усилия для развития своей страны и укрепления её самостоятельности. Основа этому – уважение к её историческому прошлому, равноправное отношение к языковым и национальным традициям, в том числе и к культурным и научным достижениям. А самое главное – сохранение и приумножение всего достояния нашей страны. На деле же этого не происходит, и горькое подтверждение тому – неоднократные акты вандализма в отношении культурно-исторических и воинских мемориалов на территории нашей страны.

Декларация о независимости Республики Молдова

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА, образованный в результате свободных и демократических выборов,

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ тысячелетнее прошлое нашего народа и его непрерывную государственность в историческом и этническом пространстве его национального становления;

СЧИТАЯ акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов противоречащими историческому и национальному праву и юридическому статусу Молдавского княжества и аннулированными всем историческим развитием и свободным волеизъявлением населения Бессарабии и Буковины;

ПОДЧЕРКИВАЯ, что издавна населенное молдованами Заднестровье является составной частью исторической и этнической территории нашего народа;

УЧИТЫВАЯ, что парламенты многих государств в своих декларациях считают соглашение, заключенное 23 августа 1939 года между Правительством СССР и Правительством Германии, недействительным с самого начала и требуют ликвидации его политико-правовых последствий, что отмечено и Международной конференцией «Пакт Молотова — Риббентропа и его последствия для Бессарабии» в Кишиневской декларации, принятой 28 июня 1991 года;

ПОДЧЕРКИВАЯ, что, не спросив население Бессарабии, севера Буковины и области Херца, насильственно захваченных 28 июня 1940 года, а также население Молдавской АССР (Заднестровья), образованной 12 октября 1924 года, Верховный Совет СССР, даже в нарушение своих конституционных полномочий, принял 2 августа 1940 года Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР» — нормативные акты, которыми попытались оправдать, при отсутствии какого-либо реального правового обоснования, расчленение этих территорий и принадлежность новой республики СССР;

НАПОМИНАЯ, что в последние годы демократическое движение за национальное освобождение населения Республики Молдова еще раз подтвердило его стремление к свободе, независимости и национальному единству, выраженное в заключительных документах Великих Национальных Собраний, состоявшихся в Кишиневе 27 августа 1989 года, 16 декабря 1990 года и 27 августа 1991 года, в законах и постановлениях Парламента Республики Молдова о провозглашении румынского языка государственным и о возврате ему латинского алфавита от 31 августа 1989 года, о Государственном флаге от 27 апреля 1990 года, о Государственном гербе от 3 ноября 1990 года и об изменении официального названия государства от 23 мая 1991 года;

ИСХОДЯ из Декларации о суверенитете Республики Молдова, принятой Парламентом 23 июня 1990 года, и того, что население Республики Молдова, осуществляя свое суверенное право, не участвовало 17 марта 1991 года, несмотря на оказанное государственными органами СССР давление, в референдуме о сохранении СССР;

УЧИТЫВАЯ необратимость происходящих в Европе и в мире процессов демократизации, утверждения свободы, независимости и национального единства, становления правовых государств и перехода к рыночной экономике;

ПОДВЕРЖДАЯ равноправие народов и их право на самоопределение согласно Хартии ООН, Хельсинкскому заключительному акту и нормам международного права;

СЧИТАЯ, в силу всего вышеизложенного, что пробил великий час свершения акта справедливости в соответствии с историей нашего народа, нормами морали и международного права, на основе права народов на самоопределение, от имени всего населения Республики Молдова и перед всем миром торжественно

П Р О В О З Г Л А Ш А Е Т:

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА — СУВЕРЕННОЕ, НЕЗАВИСИМОЕ И ДЕМОКРАТИЧКСКОЕ ГОСУДАРСТВО, МОГУЩЕЕ СВОБОДНО, БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ИЗВНЕ РЕШАТЬ СВОЕ НАСТОЯЩИЕ И БУДУЩЕЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИДЕАЛАМИ И СВЯТЫМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ И ЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.

В качестве СУВЕРЕННОГО И НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА:

ПРОСИТ все государства и правительства мира признать ее независимость так, как она была провозглашена свободно избранным Парламентом республики, и выражает желание установить политические, экономические, культурные и иные связи, представляющие взаимный интерес, с европейским государствами, со всеми странами мира, будучи готовой установить дипломатические отношения с ними в соответствии с нормами международного права и существующей в мире практикой в этой области;

ОБРАЩАЕТСЯ к Организации Объединенных Наций с просьбой принять ее полноправным членом всемирной организации и ее специализированных агентств;

ОБЬЯВЛЯЕТ о своей готовности присоединиться к Хельсинкскому заключительному акту и Парижской хартии для новой Европы и просит также быть допущенной на равных правах на Конференцию по безопасности и сотрудничеству в Европе и к ее механизмам;

ТРЕБУЕТ от Правительства Союза Советских Социалистических Республик начать переговоры с Правительством Республики Молдова о прекращении незаконного состояния ее окупации и вывести советские войска с национальной территории Республики Молдова;

ПОСТАНОВЛЯЕТ применять на всей своей территории только Конституцию, законы и другие нормативные акты, принятые законно образованными органами Республики Молдова;

ГАРАНТИРУЕТ осуществление социальных, экономических, культурных прав и политических свобод всем гражданам Республики Молдова, включая лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым и религиозным группам в соответствии с положениями Хельсинкского заключительного акта и принятых впоследствии документов, Парижской хартии для новой Европы.

Читать еще:  Путёвка в жизнь. Испытания автомата Калашникова в 1948 году

Да поможет нам Бог!

Принята Парламентом Республики Молдова в Кишиневе 27 августа 1991 года.

Молдавия становится парламентской республикой

В то время как руководитель Украины, подобно всем остальным лидерам стран СНГ, укрепляет президентскую власть, полномочия его молдавского коллеги Петра Лучинского могут стать номинальными.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ПЯТОГО ИЮЛЯ парламент Молдавии 90 голосами принял поправку к Конституции, отменяющую всеобщие президентские выборы, и фактически превратил Петра Лучинского в номинальную фигуру, которая в декабре должна окончательно сойти с политической арены.

Это первый случай в истории СНГ, когда парламентско-президентская республика превращается в чисто парламентскую. До этого либо сразу принимались конституции президентских республик, либо смешанные или даже парламентские республики постепенно превращались в государства с сильной президентской властью.

За предложения Конституционной комиссии, созданной парламентом, проголосовали все фракции, кроме пропрезидентской группы независимых депутатов, которая состоит из 9 человек и никакой решающей роли не играет. Если учесть, что парламент проголосовал сразу в первом и во втором чтении, что согласно недавно принятому закону об изменениях в Конституции является достаточным, то Петр Лучинский сразу поставлен перед тяжелым выбором и перед необходимостью, в случае если он отклонит закон, начать новый раунд борьбы на взаимоуничтожение с парламентом.

Ключевую роль в принятии поправок сыграли коммунисты. Еще месяц назад они высказывались против принятия закона, и тем неожиданней для президентской стороны была столь резкая перемена позиции. Президентская команда попросту проспала и не приняла никаких мер, чтобы нейтрализовать ту огромную лоббистскую работу, которую провел с лидером коммунистов Владимиром Ворониным спикер парламента и по совместительству лидер Демпартии (ДПМ) Думитру Дьяков. Уже две недели назад из кулуаров ДПМ начала поступать информация о том, что «переговоры» с Ворониным идут успешно. К этому следует добавить и совместное голосование ПКРМ и ДПМ за новый состав руководства Гостелерадио, которое уже тогда должно было стать крайне тревожным звонком для президента. Но никаких выводов сделано не было, и результат не заставил себя долго ждать. Вообще не доводить ничего до конца — это всегда было в стиле и Петра Лучинского и его команды. Однако, учитывая важность момента, здесь все-таки должен был сработать режим самосохранения. Вероятно, что ожидание победы на выборах было уже столь большим и всепобеждающим, что на повседневную черновую работу ни времени, ни желания не хватило.

Пока трудно сказать, что именно подтолкнуло коммунистов на столь ответственный шаг. Если ДПМ, ПВСМ и другие партии альянса никогда не скрывали, что их намерение установить президентскую республику — это, с одной стороны, шаг в демократическую и просвещенную Европу, а с другой — намерение устранить с политической арены вполне конкретного человека — нынешнего президента Молдавии, то позиция коммунистов вызывает массу вопросов.

Что напугало коммунистов настолько, что они пошли на немотивированный и абсолютно бесперспективный с точки зрения даже текущей политической ситуации союз со своими политическими противниками? На наш взгляд, ответ лежит в области психологии отношений между коммунистами и Лучинским.

«Дружба поневоле» между ПКРМ и Петром Лучинским имеет давнюю и не очень приятную для коммунистов историю, начавшуюся еще осенью 1989 года, когда нынешний президент Молдавии был возвращен из Таджикистана на должность первого секретаря КПМ. Однако и в 1990, и в 1996 годах, когда коммунисты поддерживали Лучинского на выборах, их союз носил скорее вынужденный характер. Коммунисты не могли победить самостоятельно, а других потенциальных союзников у них не было. И после поражения в 1990-м, и после победы в 1996-м Лучинский вовсе не считал, что у него перед коммунистами есть какие-либо обязательства. Последним такого рода конфликтом между коммунистами и президентом стал правительственный кризис в конце 1999 года, когда коммунисты, усилиями которых было отправлено в отставку правительство Иона Стурзы, не получили при новом раскладе ровным счетом ничего. Коммунисты постоянно требовали от Лучинского долговременных и обязывающих соглашений. Лучинский идти на них отказывался, предпочитая, как всегда, балансировать, и коммунисты шаг за шагом стали склоняться к тому, что дальнейший союз с Лучинским им не нужен. Очевидно, Воронин был уверен, что Лучинский все больше и больше склоняется к усилению президентской власти. На взгляд лидера коммунистов, это обязательно произошло бы после следующих президентских, и в этом раскладе он не видел места для себя. На наш взгляд, намерения коммунистов поддержать поправки к Конституции окончательно прояснились после визита Владимира Путина, когда вся политическая элита Молдавии получила вполне однозначный мессаж.

Во-первых, Россия однозначно поддерживает Петра Лучинского. Во-вторых, коммунистам в этой Молдавии никакой серьезной роли не отводится. Можно предположить, что решение коммунистов — это своего рода акт отчаяния, которым они расписались в отсутствии собственных перспектив. Не случайно, что лидер коммунистов вообще предпочитает не комментировать принятое решение, говоря лишь что-то «о торжестве демократии и недопустимости диктатуры».

На наш взгляд, коммунисты предприняли воистину самоубийственный шаг, который ставит под большие сомнения даже их ближайшие перспективы. Союз с правыми партиями закончится на следующий день после того, как (и если) президент подпишет закон. Получить абсолютное большинство мест в парламенте при нынешнем раскладе сил коммунисты не смогут, никаких более или менее устойчивых политических союзников у них не предвидится, уже вскоре они останутся один на один со всей (вполне враждебной по отношению к ним) политической элитой Молдавии и без каких-либо шансов прийти к власти.

Коммунисты совершили еще одну крайне серьезную ошибку, проголосовав за закон, который противоречит настроениям подавляющей части молдавского общества, выступающего за усиление президентских полномочий. Теперь в отличие от предыдущих сложных ситуаций коммунистам уже не удастся объяснить избирателям, почему они поддержали антинародный законопроект, почему они подменяют народовластие коллективной безответственностью крайне непопулярного парламента.

Сейчас еще трудно сказать, закрыли ли коммунисты двери окончательно или это своеобразный шантаж и они надеются на второй тур торговли с президентом. Если это действительно так, то предугадать дальнейшее развитие событий весьма сложно. Во всяком случае, можно говорить и о шагах сторон, которые находятся на самой грани закона. Есть различные ответные меры и у Петра Лучинского, хотя все еще не совсем ясно, способна ли его деморализованная команда на какой-либо решительный ответ.

Читать еще:  СКС, который так и не вступил в бой

В вечернем телеинтервью президент сказал, что скорее всего подпишет закон и, таким образом, добровольно уйдет из политики. Против этого решительно выступает политическая часть его команды — Центристский союз Молдавии (ЦСМ), настаивающий на созыве Гражданского форума (аналога Конституционного собрания) для принятия столь ответственных и меняющих всю систему власти поправок в Основном законе страны. Вряд ли созыв Конституционного собрания может стать реальностью, однако если центристы не снизят накала агитации, то они, противопоставляя свою позицию непопулярному и эгоистичному, по мнению абсолютного большинства избирателей, решению парламента, удастся набрать очень много дополнительных очков. Противостояние между сторонниками и противниками принятого решения может зайти весьма далеко, но, на наш взгляд, останется в конституционном поле.

Можно предположить, что окончательно президент примет решение после консультаций с лидером коммунистов Владимиром Ворониным. Если пакет очередных требований коммунистов будет приемлем для президента, то вполне возможно, что президент наложит на закон вето, а при повторном голосовании коммунисты его не поддержат. Однако если это и произойдет, то требования коммунистов окажутся предельно завышенными, и стороны вновь не найдут общего языка.

Если же президент подпишет закон, то за этим последует принятие органического закона, расширяющего полномочия правительства. Кабинет получит право издавать срочные указы, имеющие силу закона до их рассмотрения парламентом, и требовать от депутатов первоочередного рассмотрения предложенных правительством законопроектов. Парламенту будет запрещено самостоятельно вносить изменения в бюджет и принимать другие решения, имеющие бюджетное финансирование.

В декабре парламент выберет нового президента. По всей видимости, три крупнейшие партии ПКРМ, ДПМ и ПВСМ разделят между собой посты президента (вполне номинальный), премьер-министра, который сосредоточит основные полномочия, и спикера. Нынешней команде Петра Лучинского останется только надеяться на следующие парламентские выборы, на которых они смогут одержать победу под лозунгом установления президентской республики. Для этого им понадобится новый лидер, новая организация и новые люди.

Политическая система Молдавии. Справка

Референдум по определению формы выборов президента Молдавии, который проводился в стране в воскресенье, признан несостоявшимся, сообщил РИА Новости председатель ЦИК Молдавии Евгений Штирбу.

Республика Молдавия ‑ суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство. Государственное устройство ‑ парламентская республика.

Согласно Конституции 1994 года с поправками от 2000 года Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства. Он состоит из 101 депутата. Парламент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Срок полномочий Парламента – четыре года.

Парламент имеет следующие основные полномочия:

‑ принимает законы, постановления и резолюции;
‑ назначает референдумы;
‑ дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны;
‑ утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства;
‑ утверждает военную доктрину государства;
‑ осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией;
‑ ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные Республикой Молдова;
‑ утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;
‑ осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников;
‑ избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом;
‑ утверждает ордена и медали Республики Молдова;
‑ объявляет частичную или всеобщую мобилизацию;
‑ объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение;
‑ организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества;
‑ приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом;
‑ принимает акты об амнистии;
‑ осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами.

Глава государства — президент, избирается тайным голосованием членов парламента (статья 78 Конституции). Избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов избранных депутатов. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур голосования по первым двум кандидатурам, установленным в порядке убывания числа голосов, полученных в первом туре.

Если и во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводятся повторные выборы.

Если и после повторных выборов Президент Республики Молдова не избран, действующий Президент распускает Парламент и назначает дату выборов нового Парламента. Президент избирается на четырехлетний срок.

‑ ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом.
‑ по предложению Правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей Республики Молдова и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий.
‑ принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Республике Молдова.
‑ является главнокомандующим вооруженными силами.
‑ с предварительного согласия Парламента может объявить частичную или всеобщую мобилизацию.
‑ в случае вооруженной агрессии против страны принимает меры по отражению агрессии, вводит военное положение и незамедлительно информирует об этом Парламент.
‑ награждает государственными наградами и присваивает почетные звания;
‑ присваивает высшие воинские звания, предусмотренные законом;
‑ решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища;
‑ назначает на государственные должности в соответствии с законом;
‑ осуществляет помилование;
‑ может потребовать от народа изъявления его воли по вопросам общенационального значения путем референдума;
‑ присваивает дипломатические ранги;
‑ присваивает в соответствии с законом высшие классные чины работникам прокуратуры, судебных инстанций и другим категориям служащих;
‑ приостанавливает действие актов Правительства, противоречащих законодательству, до принятия окончательного решения Конституционным судом;
‑ осуществляет иные полномочия, установленные законом.

После парламентских выборов, которые состоялись 5 апреля 2009 года, и победу на которых одержала партия коммунистов, Молдавия прошла через череду бойкотов и контрбойкотов президентских выборов.

Поэтому 7 июля 2010 года молдавский парламент назначил на 5 сентября 2010 года национальный референдум, который должен был определить форму выборов президента страны ‑ останется ли она, как сейчас, парламентской или будет изменена на всенародную.

Проведенный 5 сентября референдум был признан несостоявшимся. Согласно данным ЦИК, в референдуме приняли участие 30,98% избирателей при пороге явки в 33,33% избирателей.

Таким образом, в Молдавии продолжает действовать 78‑я статья Конституции, которая предусматривает выборы президента парламентом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector