0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Песенка су-57 спета или почему пак фа оказался просто дорогой игрушкой

Песенка Су-57 спета или почему ПАК ФА оказался просто дорогой игрушкой

Похоже, что на проекте российского истребителя пятого поколения Су-57 можно смело ставить крест. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается после интервью Главы комиссии Госдумы по правовому обеспечению российского ВПК Владимира Гутенева. Он заявил журналистам агентства «Интерфакс», что Су-57 не будет закупаться в интересах ВКС РФ, зато, по словам депутата, «у машины прекрасный экспортный потенциал».

При этом Гутенев заявил, что его взгляды по данному вопросу полностью совпадает с мнением вице-премьера Юрия Борисова, который в нынешнем правительстве курирует оборонный комплекс, а в прошлом работал на должности заместителя министра обороны.

Следует понимать, что заявления об «отличном экспортном потенциале» самолета – это, скорее, попытка сделать хорошую мину при явно плохой игре, ибо вряд-ли кто-то в мире будет закупать недоработанный истребитель, который не захотели даже собственные вооруженные силы. Но почему же российская армия отказывается от новейшей разработки отечественного ВПК, которая много лет подавалась россиянам, как отечественное оружие будущего и достойный ответ американским F-22 Raptor и F-35 Lightning II. И почему проект, в который уже вложены гигантские средства, так и не будет реализован в полном объеме?

Что не так с Су-57?

Юрий Борисов в целом хвалит Су-57, говорит, что самолет отлично показал себя в реальных боевых условиях Сирии. Но по мнению чиновника, у России на вооружении уже есть истребитель, который по своим летно-техническим характеристикам считается одним из лучших в мире. Это Су-35С. Данная машина относится к четвертому поколению (к «4+», как любят у нас повторять), и по своим боевым качествам как минимум не уступает американским аналогам F-15 и F-16.

Но есть у Су-35С и еще два более важных достоинства: во-первых, этот истребитель намного дешевле «навороченного» Су-57, а, во-вторых, он уже находится в серийном производстве и обкатан в войсках.

Конечно, планы относительно ПАК ФА были более чем завораживающими. Работы по этому проекту начались еще в 2001 году, и уже к 2010 году на него было потрачено около 30 млрд рублей. Эту цифру озвучивал сам президент Путин. Сколько же всего средств «съел» Су-57 за свою почти двадцатилетнюю историю можно только догадываться.

Планировалось, что в 2016 году новый истребитель уже начнет поступать в войска. Всего же до 2020 года рассчитывали закупить для ВКС 52 машины. Однако, что-то пошло не так. Более того, Су-57 до сих пор не готов: его испытания продолжаются, хоть и находятся в завершающей стадии.

Почему же так получилось?

В своем интервью Гутенев констатирует довольно очевидные факты: «…по целому ряду объективных причин затянулась, в связи с очень динамичным развитием технологий – это касается и систем радиоэлектронной борьбы, и новых композитных материалов, и новых возможностей, которые предоставляют аддитивные технологии с точки зрения конструктивного удешевления машин».

И с вышесказанным очень сложно спорить: разработка машин пятого поколения началась в СССР и США в одно и то же время – еще в 80-е годы. Американцы уже в 2005 году смогли запустить свой «Раптор» F-22 в эксплуатацию. Более того, он уже семь лет как снят с производства, теперь ему на смену готовят многофункциональный F-35.

А к Су-57 до сих пор не готов двигатель второго этапа, много вопросов к обеспечению малозаметности истребителя, а также к качеству его авионики. Новый двигатель обещают создать только к 2023-2025 году, когда, вероятно, пятое поколение истребителей в целом уже будет находиться в закате.

Именно из-за вышеуказанных обстоятельств из проекта Су-57 вышли индусы. В мае нынешнего года они заявили, что «авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам самолета пятого поколения». Тогда же в индийском издании Hindustan Times появился материал, в котором говорится, что командование ВВС Индии не видит перспектив Су-57. Его единственным преимуществом над американскими аналогами F-22 и F-35 была названа высокая маневренность…

Ну и напоследок. Гутенев предлагает не тратить средства и силы на дальнейшее развитие истребителя пятого поколения, а сразу переходить к шестому. Даже не знаю, что сказать по этому поводу: может лучше сразу к седьмому?

Почему Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой

Массовое производство новейшего истребителя Су-57 «не надо форсировать». Об этом заговорили сначала новый куратор оборонного комплекса, а затем и глава профильной комиссии Госдумы. А ведь на эту машину пятого поколения еще несколько лет назад возлагались очень серьезные надежды – которые, похоже, проект вовсе не оправдал. Что же пошло не так?

В эпоху стремительного развития технологий истребитель пятого поколения Су-57 быстро устареет, поэтому нужно сосредоточиться на разработке самолета нового, шестого, поколения. Об этом заявил член экспертного совета Госдумы по авиапрому, глава думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций «оборонки» Владимир Гутенев. «Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС. Зато у машины прекрасный экспортный потенциал, многие страны захотели бы ее приобрести», – сказал Гутенев агентству «Интерфакс».

Оставим на совести депутата заявление о «прекрасном экспортном потенциале» – иностранцы всегда покупают только те машины, которые предпочитает использовать сама Российская армия. Одно утверждение депутата противоречит другому – если Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС, на его экспортном потенциале смело можно поставить крест. Самое важное другое – почему депутат подтверждает, что ВВС России, по сути, отказываются от самолета, на который возлагались такие надежды и в разработку которого вложены столь гигантские средства?

Читать еще:  Политическое противостояние россии и сша в сирии перерастает в военную фазу?

Такое резкое суждение нельзя считать мнением отдельно взятого депутата, пусть и из профильной комиссии. Гутенев подчеркнул: он солидарен с мнением нового куратора «оборонки», вице-премьера Юрия Борисова, в недавнем прошлом замминистра обороны. Форсировать массовое производство Су-57 нет смысла, сказал Борисов в понедельник в эфире канала «Россия 24».

Вице-премьер отдал должное качествам этого истребителя: Су-57 «проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности». Но при этом Борисов заметил: сегодня одним из лучших самолетов в мире считается представитель предыдущего поколения «4+» – Су-35. Видимо, Су-35 – вполне эффективный и одновременно не столь дорогой вариант.

Аналогичный аргумент привел и депутат Гутенев. ВКС уже имеют на вооружении одни из лучших в мире истребителей Су-35С, заявил он. По мнению Гутенева, эти машины поколения «4+» по боевым качествам превосходят не только основные американские аналоги – F-15 и F-16. В некоторой степени Су-35 не уступают F-35 и F-22 – самолетам пятого поколения, считает депутат.

Такие выводы контрастируют с многообещающими планами, о которых заявлялось в начале работы над Т-50 (таким был заводской индекс нынешнего Су-57). Разработка этого истребителя пятого поколения в рамках проекта ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) началась еще в 2001–2002 годах. Планировалось, что истребитель пятого поколения, находящийся на острие военно-технической мысли (технологии «стелс», продвинутая авионика, мощные радары), должен стать противовесом F-22 и F-35.

Вложения в проект были более чем внушительными. Через девять лет после начала работ, в 2010 году, президент Владимир Путин констатировал: только на первом этапе создания самолета было затрачено около 30 млрд рублей. Столько же, по оценке главы государства, требовалось для завершения работ.

Тогда же, в 2010-м, был совершен первый полет. В Минобороны планировали, что в конце 2016 года начнется серийное производство новых самолетов. Только с 2016-го по нынешний год ВВС должны были получать по восемь Т-50 ежегодно. Госпрограмма вооружений до 2020 года подразумевала закупку 52 машин. Планировалось сформировать два полка.
Но, как говорится, «что-то пошло не так». По прошествии 17 лет с начала работы вице-премьер Борисов констатировал: испытания Су-57 «идут согласно плану» (то есть до выхода в серию еще далеко), и в 2018 году в ВКС должны быть приняты всего две опытные машины. Опытные, а вовсе не серийные.

Отклонение от заданного курса можно было заметить еще в 2015 году. Тот же Юрий Борисов, тогда в ранге замглавы Минобороны, сообщал: ведомство Сергея Шойгу оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. «Законтрактовано» было всего 12 самолетов Т-50. С другой стороны, в прошлом году Минобороны заказало уже под сотню Су-35С и более 100 Су-30СМ.

Эксперты считают, что причиной падения интереса к Су-57 стала «межвидовая» конкуренция.

Во-первых, по своим характеристикам Су-35 почти не уступает Су-57. Во-вторых, на ныне существующих образцах новейшего Су-57 стоят устаревшие двигатели – аналогичные тем, что используются на действующих в ВВС машинах марки «Су». Модернизация этого «движка» заняла 14 лет, и только в апреле были завершены государственные стендовые испытания. В мае сообщалось: «летающая лаборатория Т-50-2» (прототип Су-57) продолжает летные испытания с двигателем второго этапа. А ведь этот двигатель, именуемый «изделием 30», как ожидалось, уже давно должен быть в деле.

Сказывается специфика, проявившаяся еще в советские времена – новейшие самолеты появляются раньше, чем разработаны и испытаны необходимые им двигатели (и это понятно, учитывая сложность изготовления этого важнейшего элемента самолета).

В-третьих, вопрос стоимости. Цена одной единицы Су-57 – около 50 млн долларов, или 3,16 млрд рублей. Для сравнения, в 2014 году тогдашний главком ВВС Виктор Бондарев сетовал на дороговизну Су-30, Су-35 и Су-34, поступающих в армию: «Более 1 млрд рублей каждый самолет стоит!» Напомним, что в начале 1970-х чрезмерная стоимость «похоронила» проект перспективного бомбардировщика-ракетоносца Су-100. И не его одного.

Нынешний интерес, проявленный военным ведомством к Су-35, вполне оправдан. «Истребитель зарекомендовал себя как отличный аппарат с хорошими показателями по дальности полета. Важно, что он может использоваться как многоцелевой самолет, как фронтовой бомбардировщик, даже как самолет сопровождения с хорошим радиусом действия – с теми «движками», которые на нем стоят. И я думаю, что это не последний двигатель, они и дальше будут разрабатываться в плане увеличения дальности его полета», – пояснил бывший летчик-инструктор, майор ВВС Андрей Красноперов. Такому самолету «класса 4++» не хватает одного плюса до полной невидимости для радаров, отмечает эксперт.

Что же касается Су-57, то, как полагает Красноперов, это «скажем так, более дорогая игрушка».

«То, что характеристики Су-57 очень похожи на Су-35, особенно по двигателю – понятно, но ведутся разработки нового двигателя, и он появится. Это все приходит не сразу и, естественно, требует затрат», – подчеркивает летчик. Пока же «для того, чтобы оставить обороноспособность нашей страны на необходимом уровне, надо закупать те самолеты, которые есть и которые надежны – это касается прежде всего Су-35», – подчеркивает Красноперов. Добавим, что при этом возникает вопрос – почему ставка на Су-35 не была сделана раньше?

Эксперт также напоминает, что «у американцев самолеты серии F потерпели несколько катастроф и в целом у них много отказов. То есть проект сыроват». Напомним, что истребитель F-35, новейший и крайне дорогостоящий (Lockheed Martin преподнес как достижение снижение его стоимости со 100 млн до 85 млн долларов за штуку), подвергался жесткой критике. В частности, много говорилось о его проблемах с катапультированием, которые, судя по всему, пока не решены.

Читать еще:  Охотничьи ножи: как сделать своими руками

Критики высказывают мнение, что высокотехнологичные, но дорогостоящие истребители пятого поколения что отечественного, что американского производства представляют собой своего рода «тупиковую ветвь» эволюции боевых самолетов. Нельзя сказать, что Минобороны прямо подтверждает такое мнение. Но обратим внимание на упомянутое в начале высказывание депутата Гутенева. Он, кроме всего прочего, заявил, что следует начать работать над боевым самолетом следующего поколения, который стал бы переходным звеном между пилотируемой и беспилотной авиацией.

И это значит, что массовый выпуск Су-57 мы не увидим, скорее всего, никогда.

Су-57 и танцы с кошельком

Собственно, красочный индийский фильмец с танцами вроде бы пришел к своему закономерному финалу. Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) и в танце же двинулась чуть подальше, к Франции. За «Рафалями».

Без проблем, хоть не за F-35.

О чем говорят все эти пляски?

Для кого-то будет приятна мысль, что прекрасные индийские инженеры и летчики нашли в Су-57 столько недостатков, что Индия решила отказаться от этого гроба.

Ничего не хочу метать в сторону индийских специалистов, но: как было сказано в одном из заявлений, «Индийская сторона полагает, что авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам самолета пятого поколения».

Интересно, а на чем был основан такой вывод? Нет, серьезно, с чем сравнивали? Насколько мне известно, у Индии не было аналогичных совместных проектов с теми, кто реально может запилить истребитель 5-го поколения. Таких стран как бы всего три: США, Россия, Китай.

Возможно, конечно, индусы, как мировые лидеры в разработке и производстве радаров, авионики и прочего ассортимента, дотумкали сами. Это было бы понятно, если бы радары, например, для «Боингов» производили в Бомбее. А так – удивительно.

Но самое удивительное тут то, что ПАК ФА как-то сумел худо-бедно стать Су-57, а вот того чуда, которое называлось FGFA из ПАК ФА не вылепили.

А потому, что еще в далеком 2011 году индусы решили, что ПАК ФА – это совершенно не 5-е поколение. Максимум – 4+. А потому российской стороне были предъявлены требования изменить некоторые параметры, чтобы FGFA стал самолетом 5-го поколения.

Количественно – 43. Многим теперь будет понятно, почему Су-57 летает, а FGFA нет.

Честно, вот все эти претензии выглядели не очень убедительно. Как правильно понять: «слабые возможности вооружения», «не соответствующие стелс-характеристики» и «отсутствие модернизационной составляющей по использованию двигателя»?

Китайские надо было движки поставить, у них модернизационный потенциал – закачаешься! «Слабые возможности вооружения»… Как я понимаю, один этот самолет должен был разгонять пинками все крыло китайского авианосца?

На самом деле, все просто и прозрачно. Деньги закончились.

Это нормально на самом деле. Кризис и все такое.

И у нас вместо тысячи «Армат» решили одну дивизию вооружить. Потом. В перспективе. И с Су-57 то же самое. 50 вместо 250. Нет, что такого? Кризис. Цена на нефть падает. Чиновникам яхты нужны и недвижимость.

Учитывая, что в Индии в 10 раз больше народа живет, то и имеющих возможность украсть там в 10 раз больше. Все логично.

Чего только к самолету цепляться? Самолет тут не при чем. Но лицо-то сохранить надо…

Нет, кое-что было по теме. Например, претензии по первому двигателю, или, как его теперь обзывают, «Двигатель первого этапа». И ситуация с ракетами тоже одно время была весьма размытой и неопределенной.

И есть у индусов, в принципе, повод к недоверию. Но это касалось опять-таки доведения до ума под их требования подводной лодки и крейсера.

Но доработать – это одно, а разработать – это другое.

«Мы» вроде бы как совместно производить собрались. Есть такое у индусов. Они всю технику якобы «совместно» производят. Так об этом гордо говорится везде.

А вот незачем. Легко проверить, но всю свою якобы «совместно произведенную» технику Индия тривиально собирает из готовых комплектов. Это касается и самолетов, и танков, и другой техники.

С одной стороны – просто, с другой – народ при деле и вроде как технологии осваиваем. И всех все устраивает.

Собрать танк из машино-комплекта, конечно, и проще, и дешевле, чем самолет. Самолет как бы сам по себе дороже в разы, и сборка его обойдется дороже. Плюс кадры, которые решают все. Или испортят все.

И, естественно, извечное индийское желание экономить на всем.

Не удивительно, что с 2012 года финансирование несчастного FGFA было фактически остановлено. Претензии плюс недовольство индийской стороны задержкой передачи технологий российской стороной.

Наших вполне можно понять. Зачем спешить с передачей самого интересного, если нет денег?

В 2016 году вроде бы договорились. Вроде бы решили, что финансирование будет вестись в равных долях, потом наши согласились взять на себя большую часть расходов по НИОКР. Ну и скорректировали суммы до 3,7-4 миллиарда долларов от каждой стороны.

Однако документов подписано не было. Опять же, исключительно по инициативе индийской стороны.

Из многочисленных комментариев можно понять, что финансовые (в первую очередь) и технические (во вторую) проблемы окончательно погасили пыл индусов. И, вместо действительно совместной разработки и производства боевой машины пятого поколения, индусы потихоньку пришли к выводу, что купить — оно проще.

Читать еще:  Прицел для снайпера-истребителя

Так новый самолет индийского производства пятого поколения трансформировался в экспортную версию Т-50.

Созданный целиком и полностью за российские деньги и оснащенный всем нашим оборудованием.

Это называется «прилетели».

Смотрим в претензии к авионике и датчикам в начале статьи.

Резюме: истребителя пятого поколения у ВВС Индии не будет. Если индусы «не потянули» по цене Су-57, то об F-35 можно не мечтать. Он дороже. Плюс американцы, которые прекрасно себя чувствуют на индийском оружейном рынке, вряд ли пойдут на то, чтобы собирать 35-го в Индии.

Прагматичные парни из Израиля свои беспилотники тоже «совместно» не выпускают, кстати. Деньги на бочку – и владейте.

Потому мечты закончились возвращением к покупке еще сотни «Рафалей». Самолет, конечно, неплохой, но никак не пятого поколения.

Но если нет денег и желания ждать – вполне себе вариант.

Конечно, самым приятным для индусов было бы полностью оставить все расходы на разработку истребителя пятого поколения российской стороне, а по факту прийти на все готовенькое и просто купить.

Но – замкнутый круг – для этого опять нужны деньги, которых нет. Такой самолет обойдется изрядно дороже. А самолеты нужны завтра, как оказалось. Потому идея FGFA под недовольное бухтение сторон абсолютно не торжественно хоронится, про пятое поколение забывается и довольствуются индусы четвертым.

Правда, это еще ни о чем не говорит. Зная характер наших индийских партнеров и желание (и умение) потанцевать на заданную тему, не буду сильно удивлен, если снова поторговавшись до хрипоты с французами, они вернутся к идее FGFA.

Или (как вариант) начнут танцевать вокруг Су-35. Который уже готов и ждать не надо.

Здесь нас как бы устроит любой вариант. Просто потому, что Су-57 уже летает и на нем отрабатывается это самое пятое поколение.

Упущенные выгоды? Уфф… Вообще говорить о выгоде, имея в виду индусов, сложно. И вообще, если говорить о выходе «Рособоронэкспорта», пусть он свое на С-300 и С-400 возьмет.

Тогда и с «Рафалями» никаких проблем не будет.

Конструктор «ПАК ФА» рассказал, почему F-22 + F-35 = Су-57 (ФОТО, ВИДЕО)

Главное преимущество российского самолёта в том, что он именно многофункциональный авиационный комплекс — и для завоевания превосходства в воздухе, и для работы по наземным целям. Разница лишь в номенклатуре вооружения на борту.

Вы скажете, что «подумаешь, F-22 тоже примет на борт другую номенклатуру и тоже будет работать по земле».

Но, во-первых, бортовое оборудование должно быть применимо для работы по наземным целям. Американцы тут дорабатывали свой самолёт.

Но ключевое другое.

— отношение нагрузки самолета, которую он может взять, к его массе.

Тут российский истребитель вне конкуренции.

— то, что касается не только массы, но и объема номенклатуры средств поражения, размещаемых во внутренних отсеках.

F-22 изначально создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе. И только потом американцы поняли, что принципиально неправильно было проектировать самолет только под размещение ракет «воздух — воздух», и предприняли попытку разместить авиационные средства «воздух — поверхность» в существующую конфигурацию отсеков. Но конфигурация отсеков не позволила разместить более крупные грузы.

F-22 после обновления может носить «GBU-39 Small Diameter Bomb» снаружи… Прощай, невидимость.

Да и вообще, как только включается собственный радар, незаметность исчезает. И рассчитывать можно только на сверхманевренность и преимущества вооружения, где все преимущества у российского комплекса. Российский истребитель может обнаруживать цель и без включения радара — у него есть и оптико-локационная станция, которой у «Раптора» нет.

Правильная радароотражающая геометрия у «сушки» неплохая. В задней полусфере видимость на радаре хуже американцев за счёт формы сопла, дающей преимущества в манёвренности. Но это в сантиметровом диапазоне, в дециметровом диапазоне технология стелс просто не существует, хоть и точность наведения чуть снижается.

На «сушке» радары в обоих диапазонах, поэтому американцы видимы издалека, а в оптическом диапазоне невидимости нет.

Один на один американцы уступают, но сейчас не воюют один на один, воюют системы.

Мало засечь противника, нужно доставить к нему ракету или себя. Ракета, управляемая с борта, очень уязвима к РЭБ противника. У Су-57 есть свой РЭБ. У американца на борту он отсутствует в принципе.

Перейдём к F-35.

Для работы по земле американцы создали второй авиационный комплекс. Да. Он может вести воздушный бой, но не предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Он на это не способен, если противник — истребитель хотя бы четвёртого поколения. Максимум, на что рассчитан F-35 согласно тактике его применения как истребителя-бомбардировщика, — «огрызаться» истребительной авиации противника с целью выполнения задания по нанесению ударов по наземным целям. И это если он оставит часть места и так уж в своих небольших отсеках для ракет «воздух-воздух».

F-35 имеет на вооружении, кроме бомб, и ракеты «воздух-воздух», но его маневренность и тяга единственного двигателя не сравнятся с Су-57. Можно предположить, что «онжестелс» и это даёт ему преимущество первого выстрела, но это только при условии, что против него используется радар, который ожидают разработчики F-35. А если что-то не так, то что стелс, что не стелс — всё едино.

АВАКС? АВАКС первый получит ракету, на него ставить бесполезно.

Да, Су-57 явно не в одиночку будут работать. Хотя, в отличие от американцев, в одиночку (или в паре) наши самолёты намного самостоятельнее.

F-22 — истребитель. Но и только. F-35 — мутная история, его задачи непонятны, недоистребитель, недоштурмовик, недопалубник. А Су-57 — универсальный комплекс, в том числе и для перехвата.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector