0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый отечественный легкий бронеавтомобиль д-8 1931 года

Д-8 Легкий бронеавтомобиль

Не успели ещё просохнуть чернила на проектах средних бронеавтомобилей, разрабатываемых опытным конструкторско-испытательским бюро под руководством Н.Дыренкова, как главный конструктор уже занялся новым проектом. На этот раз порыв своих творческих мыслей Дыренков направил на создание легкой броневой машины, предназначенной для разведки и связи. Существует два мнения, касающихся появления будущего бронеавтомобиля Д-8. Согласно первому из них, изложенному в книге Л.М.Шугурова “Автомобили России и СССР”, этот процесс проходил следующим образом.

«…Во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 году тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский журнал «Арми Орднанс», обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклонённые броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идёт и завтра он готов её продемонстрировать.

После ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и уже к вечеру на шасси стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры. Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов панели, собрали из них кузов, установили его на шасси.

Самым трудоёмким оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси ГАЗ-А…»

В этом рассказе автор книги немного напутал с датами, поскольку проект Д-8 появился в конце 1930 г., и был реализован в следующем году. А вот на счет того, что прообразом для его создания были американские бронеавтомобили “с низким силуэтом и наклонными листами корпуса”, которыми могли быть только Т6, Т7 или Т10, Шугуров отчасти был прав. Эти машины были построены на основе ходовой части коммерческих автомобилей и действительно имели минимальные геометрические размеры, вот только их ходовые качества оказались посредственными – непонятно только, почему один из замнаркомов обороны (фамилия которого не указана) об этом не знал.

Вторая версия, описанная в книге М.Коломиеца “Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945”, выглядит намного более убедительно. В ней говорится, что с предложением разработать “полностью бронированный разведывательный Форд-А” выступил сам начальник УММ РККА Халепский, который не слишком надеялся на успех “колесных танкеток” (полубронированных пулеметных машин), заказ на которые был передан в ОКИБ в сентябре 1930 г. Новое задание было адресовано лично Дыренкову и тот в кратчайшие сроки подготовил проект. Через месяц состоялось его рассмотрение и 25 декабря Халепский распорядился начать постройку двух опытных образцов. К 1 февраля 1931 года по чертежу № С-17-39 надлежало построить прототип с одним пулеметом, а по чертежу № С-17-41 прототип с пулеметом и зенитной турелью. Несмотря на ряд затруднений, возникших при подготовке комплектов рабочих чертежей и постройке опытных образцов, в докладе о ходе выполненных работ от 9 февраля 1931 года указывалось, что Дыренков сверх плана полностью изготовил оба опытных образца. Правда, второй прототип (с авиационной турелью) был представлен в “черновом варианте”. Спустя 4 дня Дыренков направил Халепскому отчет и выполнении работ – в нём уже указывались названия машин, которые главный конструктор присваивал самостоятельно.

“На основании полученного от Вас задания мною разработаны и построены следующие образцы бронирования:

1. На легковом шасси «Форд-А» разведывательный двухместный бронеавтомобиль при одном пулемете действующем, одном запасном и четырех огневых точках. Обозначение Д-8р.

2. На таком же шасси при таком же вооружении, но с несколько удлиненным кузовом и добавленной установкой стандартной зенитной авиатурели. Обозначение Д-12р”.

Конструктивно обе модификации были весьма похожи. Корпуса прототипов собирались из незакалённой броневой стали толщиной от 3 до 7 мм. Пытаясь повысить пулестойкость корпуса, Дыренков установил лобовые и кормовой бронелисты под большими углами наклона. По каждому борту имелись двери для посадки экипажа из двух человек (водителя и командира). В крыше был сделан люк для наблюдения. Если судить по имеющимся фотографиям, корпус первого Д-8р действительно собирался “на ходу” с приблизительной подгонкой листов.

Вооружение бронемашины состояло из одного 7,62-мм пулемета ДТ, стрельба из которого могла вестись через четыре шаровые установки в лобовом, кормовом и бортовых листах корпуса. Боекомплект состоял из 43 магазинов (2709 патронов), уложенных по бортам. Ходовая часть Д-8р, вместе с двигателем, трансмиссией и другими элементами, полностью переходила от грузового автомобиля Форд-А. Колеса не имели какой-либо защиты, а шины были обычными, пневматическими.

Весной 1931 года Д-8р и Д-12р, после некоторых доработок, предъявили на испытания. В составленном комиссией НТК УММ РККА отчете от 27 мая говорилось следующее:

Имеющиеся на машинах установки для ДТ расположены без учета возможности ведения из них огня. Установка пулемета у водителя вследствие невозможности приведения пулемета до горизонтального положения, так как голова стрелка упирается в крышу и отсутствие угла снижения допускает возможность ведения пулеметного огня только по высоким целям.

Стрельба из боковых установок также невозможна ввиду трудности приспособления стрелка к этим установкам. Если стрелять с левой установки, то мешает задняя стенка машины и спина водителя. При стрельбе из правой установки можно стрелять прямо перед собой. При этом стрелку приходится втискиваться между водителем и задней стенкой корпуса. Сектора обстрела при стрельбе из правой и левой установок совершенно отсутствуют. Такое же положение и при стрельбе из задней установки, имеющей те же недостатки, что и бортовые.

Читать еще:  Обновление. Пистолет Steyr А2 MF

Установка турели на Д-12 не оправдывает своего назначения, так как она имеет недостаточный угол возвышения и не защищает стрелка от поражения с воздуха (турель авиационного типа). Перестановка пулемета из одного гнезда в другое в бою на ходу совершенно невозможна, так как пулемет после стрельбы сильно перегревается и взять его голыми руками совершенно невозможно.

Если иметь не один, а 2-3 пулемета, установленных в имеющихся установках, то они делают совершенно невозможным ведение огня из машины вследствие стесненности стрелка. Условия наблюдения для командира машины (он же стрелок) совершенно не отвечают тактическим требованиям”.

Тем не менее, Д-8р был рекомендован к серийному производству, при условии внесения в его конструкцию целого ряда доработок. Совсем нелестные отзывы военных специалистов о боевых возможностях бронемашины Дыренкова учитывались УММ, но ничего лучше советская промышленность тогда предложить не могла. В скором времени последовал приказ о принятии Д-8р на вооружение РККА (серийные машины обозначались просто Д-8) и уже через несколько недель машина была поставлена на конвейер. Неудивительно, что не прошло и месяца, как в журнале НТК УММ №26 от 27 июня 1931 года появилась следующая запись.

“…2. Опытные бронемашины Д-8 и Д-12. Признать, что Д-8 и Д-12 не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к легким разведывательным автомобилям ввиду неудобства пользования вооружением, плохой видимости для водителя и перегрузки передней оси (300 кг).

Необходимо внести следующие изменения и дополнения:

1). Сохранение бронирования моторной будки до передней стенки броневого корпуса;

2). Для улучшения видимости водителя переднюю стенку броневика перенести назад;

3). Для улучшения наблюдения при поворотах срезать выступающий мыс передней стенки автомобиля;

4). Все шаровые установки упразднить;

5). Установить вооружение в один пулемет ДТ, пулеметная установка должна обеспечить круговой обстрел поверх кузова как по земным, так и по воздушным целям;

6). Конфигурацию изменить в соответствии с пунктом, указанном в правилах etmz.ru/punkt-ucheta-i-sekcionirovaniya/ ;

7). Прорезать в корме люк для наблюдения при движении задним ходом”.

Доработки вносились в ходе серийного строительства, но в полном объёме исправить все недостатки Дыренкову не удалось. За неполных шесть месяцев 1931 года на заводе ДРО собрали 50 Д-8 и ещё 10 сдали в первой половине следующего года. В это количество входили как Д-8, так и Д-12, поэтому выяснить, сколько именно “восьмерок” было построено сейчас проблематично. В любом случае, Д-8 было выпущено несколько больше.

Эксплуатационная карьера бронемашин Дыренкова оказалась немного необычной. С началом формирования в 1933 году механизированных корпусов “восьмерки” начали вводить в состав разведывательных подразделений, но уже через год их стали заменять на ФАИ. Отзывы об эксплуатационной надежности Д-8 были невысокими, а кроме того, машина оказалась слишком тесной, а по ходовым качествам и размещению вооружения она не соответствовала предъявляемым армией требованиям. Тем не менее, порядка 20 бронемашин продолжали оставаться в составе первых мехкорпусов вплоть до их расформирования в 1938 г.

С 1934 года Д-8 входили в состав авиадесантных частей. Благодаря небольшой массе и достаточно простой конструкции бронемашину Дыренкова было решено задействовать в ходе экспериментов по десантированию посадочным способом. В качестве самолёта-носителя был выбран тяжелый бомбардировщик ТБ-3, под фюзеляжем которого кормой вперед подвешивался Д-8. Соответствующая подвеска ПГ-12 была разработана конструкторским бюро под руководством инженера Гроховского. Результаты этих испытания оказались положительными и на Больших Киевских маневрах, прошедших летом-осенью 1935 года, процесс десантирования был продемонстрирован иностранным военным советникам.

Поскольку специализированных авиадесантных бронемашин в 1930-е гг. создано не было, в качестве таковой был выбран Д-8. По штату авиадесантной бригады, утвержденному в конце 1936 года, в её состав должен был входить механизированный батальон, включавший 24 плавающих танка Т-37А и 9 бронеавтомобилей Д-8, не считая другой техники и вооружения. Однако машины Дыренкова и здесь не прижились – единственным подразделением, получившем на вооружение эти бронеавтомобили оказалась только 13-я авиадесантная бригада, где к началу 1937 года имелось 12 танков Т-37А и 6 Д-8. Через год их также сняли с эксплуатации, отправив, как и большинство остальных машин, в различные учебные учреждения.

И всё же, некоторым легким бронеавтомобилям этого типа довелось участвовать в Зимней войне 1939-1940 гг., когда из-за нехватки бронетехники в стрелковых частях пришлось использовать старые машины. Например, в составе 9-й армии наступавшей в Карелии и потерпевшей здесь крупное поражение, на 30 ноября 1939 года числилось три Д-8 и два БА-20. Все «восьмерки» были потеряны, при этом одну вышедшую из строя машину, принадлежавшую 177-му разведбату 163-й стрелковой дивизии, отремонтировать в суровых зимних условиях не удалось и её пришлось оставить противнику. Финны относились к любой трофейной технике весьма бережливо, поэтому этот Д-8 снова “поставили на ноги” и до лета 1943 года продолжали использовать в учебных целях. Ещё одна “восьмерка” числилась за 114-м разведбатом 84-й стрелковой дивизии, но это подразделение, действовавшее на фронте с 30 января 1940 г., потерь не имело.

Что касается использования Д-8 в Великой Отечественной войне, то на этот счет достоверных данных пока найти не удалось. Известно, что по состоянию на 15 сентября 1940 года бронеавтомобили Д-8 находились в составе следующих округов: Одесский ВО – 2, Харьковский ВО – 10, Уральский ВО – 5 (включая Д-12), Приволжский ВО – 4 (включая Д-12), Западный ОВО – 1, Московский ВО – 5. Спустя десять месяцев, на 1 июня 1941 года, общее количество бронемашин конструкции Дыренкова оценивается в 45 единиц, 19 из которых требовали среднего и капитального ремонта.

Читать еще:  Винтовки (Снайперские, Крупнокалиберные, Общевойсковые и полицейские)

Судя по всему, все Д-8 западных военных округов достались немцам. А вот, на ленинградском направлении, где фронт стабилизировался, “восьмерки” продержались немного дольше. В составе 85-го отдельного полка связи 42-й армии два бронеавтомобиля Д-8 действовали вплоть до конца 1942 года.

Первый отечественный легкий бронеавтомобиль Д-8 1931 года

Советский бронеавтомобиль Д-8 1931 года является первой отечественной машиной подобного типа, созданной советскими конструкторами на колесной базе отечественного легкового автомобиля ГАЗ-А. Бронеавтомобиль создавался в качестве разведывательного транспортного средства и машины управления в соответствии с нуждами армейских частей РККА.

Создание бронеавтомобиля и серийный выпуск машины

Первый советский броневик Д-8 был спроектирован конструктором Н.И. Дыренковым, который использовал для своего детища техническую базу советского легкового автомобиля ГАЗ-А. Разработка проекта велась ускоренными темпами, и в 1931 году первый опытный экземпляр был представлен высоким чинам советского военного руководства. После полевых испытаний машина была признана пригодной для принятия на вооружение. Было решено организовать серийное производство на Ижорском заводе в Ленинграде.

Бронеавтомобили Д-8 первой модификации были выпущены в количестве 28 штук, после чего последовала модернизация машины. Всего за период 1931-32 год было изготовлено 60 бронеавтомобилей, отличающихся установленным вооружением.

Технические и тактические характеристики бронеавтомобиля Д-8 1931 года

  • Боевая масса: 1,6 т.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Габаритные размеры: длина 3500 мм, ширина 1700 мм, высота 1600 мм, клиренс — 224 мм.
  • Вооружение: два 7,62-мм пулемета ДТ (боекомплект — 2079 патронов).
  • Толщина брони: 3-7 мм.
  • Двигатель: Ford. Тип — 4-х цилиндровый карбюраторный, мощность — 40 л.с.
  • Максимальная скорость движения: 85 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 225 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,15 м, ров — 0,7 м.

Бронеавтомобиль Д-8, поступивший в войска, использовался в течение всего предвоенного периода. Основной задачей использования боевой машины стала разведка, боевое охранение и в качестве связного транспортного средства. Сохранившиеся в армейских частях автомобили Д-8 и Д-12 приняли участие в приграничных сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Легкий бронеавтомобиль Д-8. СССР

Первая мировая и гражданская война показали высокую эффективность такого нового вида вооружения, как бронеавтомобили. В 20-е годы бронеавтомобили составляли основу броневых сил РККА. Однако к концу 20-х стало понятно, что одного только пушечного бронеавтомобиля БА-27, имевшегося тогда на вооружении, для нужд армии явно недостаточно, тем более, что эта машина была довольно громоздкой и тихоходной. Армии требовался еще и подвижный пулеметный броневик, предназначенный в основном для разведки, связи и боевого охранения. В то время строить такие машины можно было только на базе стандартных коммерческих автомобилей с одной задней ведущей осью.

Выбор пал на шасси Форд-А, который предполагалось выпускать по чертежам Форда из американских комплектующих на Нижегородском автомобильном заводе (в то время — «Красный Гудок»). Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диаметра (730 мм). Разработку бронированного варианта «Форда» вели Управление механизации и моторизации РККА и опытно-конструкторское и испытательное бюро Н.И. Дыренкова.

Во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 году тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский журнал «Арми Орднанс», обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклоненные броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идет и завтра он готов ее продемонстрировать.

воздушная транспортировка

После ухода гостя Дыренков распорядился снять кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и уже к вечеру на шасси стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры. Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов панели, собрали из них кузов, установили его на шасси. Самым трудоемким оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси ГАЗ-А.

Стремясь облегчить и уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной бронезащитой, Дыренков отказался от традиционной башни и разместил вооружение внутри приземистого корпуса. Оно состояло из пулемета ДТ с запасом патронов в 2079 шт. (в том числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого, по предложению К.Е. Ворошилова в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в боковых стенках еще имелись бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 (который состоял из двух человек: водителя и командира, который одновременно выполнял обязанности пулеметчика) в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел. При стрельбе использовался простой механический прицел.

Корпус броневика, набранный из термообработанных плоских бронелистов различной формы толщиной 3–7 мм соединявшихся между собой заклепками, предохранял экипаж и двигатель от поражения обычными пулями и осколками снарядов. Бронекапот с откидывающимися боковыми складными дверцами впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а воздух шел через наклонный бронелоток, защищавший переднюю ось и картер. Привод осуществлялся на заднюю ось, колеса были с проволочными спицами, шины пневматические.

На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель «Форд-А» (ГАЗ-А) мощностью 40 л.с. (29 кВт) с карбюратором «Форд-Зенит». Пуск двигателя производился с помощью электростартера «Автолайт МАФ» мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт).

Читать еще:  Пришелец. Пистолет Laugo Arms Alien.

В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина) и распределитель с прерывателем. Емкость топливных баков составляла 40 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 225 км.

В состав трансмиссии входили: однодисковое сцепление с накладками из феродо, механическая коробка передач, обеспечивавшая три передачи переднего и одну передачу заднего хода, и главная коническая передача с дифференциалом. Бронеавтомобиль имел колесную формулу 4×2. Зависимая подвеска машины, состоявшая из поперечно расположенных полуэллиптических листовых рессор, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 30 км/ч. Колеса с проволочными спицами, расположенными в три ряда, обладали большой жесткостью в продольной и поперечной плоскостях.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея емкостью 80 А·ч и генератор мощностью 100 Вт.

Одновременно с Д-8 был разработан и построен его вариант Д-12, вооруженный еще и зенитным пулеметом системы «Максим». Он устанавливался на авиационной турели на крыше бронекорпуса. Стрельба из него велась с остановок. Из-за этого корпус в задней части пришлось изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался. После всех этих переделок высота машины увеличилась до 2015 мм, а боевая масса возросла на 70 кг, что, впрочем, не повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности, средняя скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч. При движении по снегу и грязи экипаж использовал старое средство — браслетные цепи противоскольжения.

В феврале 1931 года машины были осмотрены комиссией НТК УММ РККА. В заключении комиссии говорилось: «Признать, что бронеавтомобили Д-8 и Д-12 не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к легким разведывательным автомобилям ввиду неудобства пользования вооружением, плохой видимости для водителя и перегрузки передней оси…» Тем не менее, после небольших доработок эти бронеавтомобили были рекомендованы для серийного производства — ведь ничего другого просто не было, а армия нуждалась в новой технике.

Производство небольшой партии в 25 машин было организованно на Ижорском заводе в 1932–1934 гг. Однако через некоторое время Д-8 модернизировали, установив на нем поворотную башню с пулеметом ДТ в шаровой установке. А в 1932 году на основе Д-8 и на том же шасси (позже замененном аналогичным отечественным ГАЗ-А), был построен бронеавтомобиль ФАИ.

Части, оснащенные Д-8, принимали участие в Зимней войне с Финляндией. Часть этих бронеавтомомбилей досталась противнику и была восстановлена. Прослужили эти машины в Финской Армии до 1943 года.

Бронеавтомобиль Д-8/Д-12

Характеристики бронеавтомобиля Д-8/Д-12

Приведены характеристики обеих машин. Где они различаются, указано через дробь.

Легкий бронеавтомобиль Д-8 (Дыренкова-8) был изготовлен в 1931 году на Ижорском заводе опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА, возглавляемое изобретателем-самоучкой Н.И.Дыренковым. Д-8 был «творческой интерпретацией» американского бронеавтомобиля Т6, также не имел башни, а в качестве колесной базы использовал шасси грузовика «Форд-А».

Корпус машины собирался клепкой из катаных броневых листов толщиной 3-7 мм, располагавшихся под большими углами наклона. В крышке смотрового люка водителя и боковых дверях корпуса имелись смотровые щели, закрывавшиеся изнутри бронезаслонками, люк наблюдения располагался в крыше корпуса.

Легкие бронеавтомобили Дыренкова — Д-8 и Д-12

Вооружение бронемашины состояло из пулемета ДТ, расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого, по предложению К.Е.Ворошилова, в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в боковых стенках имелись еще две бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел.

Легкий бронеавтомобиль Д-12

Одновременно с легким Д-8 был построен и тяжелый вариант бронеавтомобиля — Д-12, вооруженный, кроме того, и зенитным пулеметом «максим» в турели на крыше. Из-за этого корпус в задней части пришлось изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался. Хотя Д-12 был несколько тяжелее Д-8, обе машины имели одинаковые запас хода и скорость.

За счет изменения формы корпуса и появления дополнительного вооружения боевая масса Д-12 возросла до 1,65 т против 1,6 т у Д-8. Однако на динами-ческих характеристиках бронеавтомобиля это не отразилось, обе машины развивали максимальную скорость по шоссе до 85 км/ч. Одинаковым был и запас хода — 225 км по шоссе и 190 км по проселку. Вместе с тем, испытания выявили и массу недостатков.

Слева бронеавтомобиль ФАИ, справа — Д-12 (модели)

Обе машины были осмотрены комиссией в феврале 1931 года и сразу же забракованы по целому комплексу недоработок. Впрочем, Дыренков был настойчив, и сумел прямо-таки «протолкнуть» свои машины в производство. За следующие 3 года было изготовлено порядка 28 Д-8 и 34 Д-12. Однако к 1934 году уже был освоен выпуск броневика ФАИ, который, при все его недостатках, был все-таки удобнее дыренковских изобретений, поэтому выпуск последних немедленно был свернут.

Тем не менее, нескольким Д-8 даже удалось повоевать в советско-финскую войну — правда с закономерно «никаким» результатом. Известно, что один Д-8 даже был захвачен финнами, которым чем-то приглянулся и использовался как штабная машина аж до 1943 года.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector