0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пентагон планирует закупить сразу 141 истребитель f-35

«Развод» на триллион: почему F-35 стал оглушительным провалом Пентагона

Завеса тайны

Перспективная техника, тем более авиационная – сложный механизм, создать который, отстроить с нуля и довести до пригодного к эксплуатации состоянии за один прием практически невозможно. Чаще всего военный авиационный проект требует пяти-семи лет подготовки, проектирования и расчетов, прежде чем первый опытный истребитель можно будет передавать заказчику для испытаний.

В случае с истребителем F-35 американские специалисты имели все шансы не просто ускорить разработку, но и на основе полученного опыта построить современную, беспроблемную и относительно недорогую боевую машину.

Вопреки всем прогнозам, разработка F-35, старт которой дали еще в самом конце 80-х, почти сразу пошла не по плану: оказалось, что совместить возможности малозаметного истребителя и три модификации на базе единого планера чрезвычайно тяжело.

Тем не менее желание одним махом не только заменить устаревшие машины, но и получить единый истребитель сразу в трех версиях взяло верх, и на разработку самолета в рамках проекта Joint Strike Fighter Минобороны США выделило дополнительные средства.

Технологии или деньги?

Судьба F-35 неразрывно связана с первым серийным истребителем пятого поколения F-22, эксплуатация которого даже без боевого применения за пределами США показала все достоинства и недостатки самолетов этого типа. Главной проблемой F-22 стала его стоимость: разработка, создание и содержание истребителей F-22 стоили американским военным целого состояния – 147 миллионов долларов за единицу и 20 тысяч долларов за каждый час полета.

Даже с учетом крупной серии и практически неограниченного финансирования со стороны Минобороны США такие расходы привели в ужас аудиторов, а затем и руководителей ВВС. При разработке технического задания на новый истребитель пятого поколения одним из условий, поставленных разработчикам представителями ВВС и МО США в целом, стало снижение стоимости как на этапе НИР и ОКР, так и на этапе серийного производства.

Однако разработка истребителя значительно затянулась: вместо пяти лет на проектирование, испытания и сборку первых летных образцов потребовалось десять лет кропотливой работы, полной сложных, порой не решаемых собственными силами задач. Меньше средств на разработку нового истребителя потратить не смогли – проработка конструкции перспективного единого боевого истребителя пятого поколения обошлась в сумму чуть более 20 миллиардов долларов с учетом всех неучтенных расходов.

«Неожиданностей в этом отношении не было – ОКР и НИР в США всегда были самыми дорогими. Все те же работы можно проводить с гораздо меньшим расходом ресурсов, но американские разработчики дешевых истребителей не делали никогда. Для сравнения: стоимость летного часа F-15 не намного меньше, чем у F-22, поэтому почти никто не ждал, что американские авиастроители удешевят стоимость разработки и производства», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» авиационный инженер кандидат технических наук Михаил Карапетян.

Первые выписанные на имя компании Lockheed Martin чеки американских военных не обрадовали: каждый F-35 обошелся дешевле F-22, однако стоимость новых истребителей пятого поколения оказалась по-прежнему высока – по 110 миллионов долларов в пересчете на один самолет. Специалисты компании Lockheed Martin сразу же поспешили заверить американских военных, что большую часть затрат на машины, которые в теории должны были заменить практически все самолеты истребительной и штурмовой авиации, смогут «отбить» благодаря спросу на истребитель со стороны союзников США, в том числе и по блоку НАТО.

Работа с возражениями

Серийное производство первых опытно-промышленных партий истребителя делу снижения стоимости практически не помогло. Скорее наоборот, экспортные поставки сверхдорогих даже по меркам ультрасовременной техники истребителей были омрачены отвратительным качеством: проблемы с надежностью истребителя пятого поколения уместно было бы сравнить с иномаркой премиум-класса, которая сразу после выезда из ворот автосалона не может доехать до гаража владельца без поломок.

«Начиная с 2015 года истребители F-35 преследуют бесконечные отказы электронных систем, сбои бортового оборудования и силовой установки, а некоторые критические уязвимости, включая внезапно обнаруженную гипоксию у летчиков, не устранены на всех поставленных заказчику машинах до сих пор», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» авиационный инженер Валентин Соколов.

Руководитель отдела Министерства обороны США по реализации программы разработки и закупки истребителей F-35 вице-адмирал Марк Уинтер в начале марта 2018 года озвучил пугающие результаты инспекции самолетов пятого поколения по уже исполненным экспортным заказам: только половина истребителей F-35, отправленных союзникам в рамках военно-технического сотрудничества, готова к немедленному боевому развертыванию и находится в исправном техническом состоянии.

Характер неисправностей, которые преследуют машины для внутреннего использования и экспортные истребители, одинаковы – отказы двигателей, сбои в работе электроники и систем жизнеобеспечения, а также проблемы с программным обеспечением.

По словам вице-адмирала Уинтера, вдобавок к проблемам с электроникой военные выяснили, что реальные характеристики истребителей пятого поколения значительно отличаются от заявленных производителем: подробностей Марк Уинтер не раскрыл, однако упомянул малозаметность самолета, которая, как следует из заявления американских военных, отвечает требованиям ВВС лишь на бумаге.

К тому же, разработчики и производители истребителей, компания Lockheed Martin, согласно поступающим новостям о судьбе истребителей F-35 и не собирались выполнять главное требование Минобороны США и ВВС – удешевить производство F-35 и снизить расходы до уровня истребителей F-16.

Эта музыка будет вечной

За своевременное исправление всех проблем техники и достижение максимальной оперативной готовности согласно условиям крупных оборонных контрактов чаще всего отвечают производители. Общемировая практика закупок вооружений такова, что, если по каким-то причинам изделие не отвечает требованиям военных, доработку продукта исполнитель заказа проводит за счет собственных средств.

Читать еще:  Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ттх)

В случае с Lockheed Martin имеет место абсолютно уникальный даже с точки зрения американского ВПК случай: за изменение программного обеспечения, техническую поддержку и оперативное исправление всех проблем истребителя попросили заплатить покупателей.

В условиях свободного рынка такая наглость, вероятно, обернулась бы разрывом военно-технического сотрудничества и чередой судебных разбирательств, но союзникам США по НАТО, почти на 100% оснащенным техникой американского производства, попросту некуда деваться.

Цена ошибки, которую допустили американские разработчики, может составить до 16 миллиардов долларов. С 2018 по 2024 год Соединенным Штатам и странам НАТО придется выложить 10,8 миллиарда долларов за разработку пакетов модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и систем вооружения, которые могут устареть значительно раньше, чем машина дебютирует в боевых действиях. Еще 5,4 миллиарда долларов будут стоить изготовление и внедрение нового оборудования, техническая поддержка и обслуживание модернизированных машин.

Особый интерес к программе модернизации машин до версии Block 4 вызван тем, что первоначально озвученная сумма доработки истребителей высокопроизводительным бортовым оборудованием под применение перспективных средств поражения была в четыре раза ниже.

Проблемы с качеством истребителей F-35 стали своеобразной притчей во языцех, влияние которой на оборонный бюджет начали понимать даже заказчики – Военно-воздушные силы США. Учитывая исходные потребности в перспективных машинах, МО США планировало осуществить финансирование проекта по производству истребителей пятого поколения на 1,5 триллиона долларов – рекордная сумма в истории не только американских, но и любых других военно-воздушных сил с учетом плана закупки, эксплуатации, ремонта и технического обслуживания.

Новая реальность заставляет американских военных пересмотреть свои планы – уже известно, что специалисты Пентагона готовят «масштабное сокращение» объемов закупки. Эксперты полагают, что американские военных в этой ситуации стоит скорее пожалеть, чем упрекать в недальновидности: до середины 2030–2040-х годов ВВС США не получат альтернативы и возможности для отказа от F-35 в пользу самолетов других типов.

Лишь на рубеже 2050–2060-х годов американские ВВС, вероятнее всего, смогут признать F-35 морально устаревшим и, ссылаясь на необходимость укреплять национальную безопасность, займутся разработкой истребителей следующего поколения. Эксперты отмечают, что F-35 имеет все шансы повторить судьбу своего без преувеличения великого предка – малозаметного истребителя F-22. Повышенные расходы и постоянные вопросы к боевой эффективности могут привести к тому, что F-35 никогда не примет участия в боевых действиях против «хорошо оснащенного противника» и останется продуктом лишь для «внутреннего» потребления.

Эксперты объяснили сходство американского F-35 с советским Як-141

Американский истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II обладает схожими техническими характеристиками с первым в мире сверхзвуковым самолетом Як-141 с вертикальным взлетом. Об этом рассказал РБК военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Ранее о том, что при создании американского истребителя были использованы испытательные данные Як-141, предоставленные Опытно-конструкторским бюро имени Яковлева по соглашению с Lockheed Martin Corporation, сообщило американское издание Task and Purpose.

Заключив договор с ОКБ Яковлева, американская корпорация получила доступ ко всем материалам и разработкам, утверждает Тимошенко. По его словам, это стало возможным из-за кризиса в оборонно-промышленном комплексе в 1990-е годы. «Промышленный сектор во времена Бориса Ельцина переживал тяжелые времена, поэтому ОКБ Яковлева и его разработки практически умирали», — констатировал Тимошенко.

США планировали создать истребитель F-35 сразу в трех версиях — для ВВС, ВМС (с возможностью взлета с палубы авианосца) и для Корпуса морской пехоты (способный на вертикальный взлет с места), пояснил Тимошенко.

К тому моменту ОКБ Яковлева уже создало первый в мире сверхзвуковой самолет с вертикальным взлетом для российского флота — Як-141, отметил эксперт. Тогда американцы заключили с конструкторским бюро и другими российскими организациями договор о совместной деятельности, получив доступ ко всем материалам и разработкам, добавил Тимошенко.

Военный эксперт Алексей Леонков в беседе с РБК также подчеркнул, что создать F-35 американцам позволил «невольный жест со стороны ОКБ Яковлева».

«В 1990-х годах ОКБ Яковлева был заключен договор с американской стороной на изготовление проектирования поворотного сопла. Для осуществления вертикального взлета нужно, чтобы сопло двигателя отклонялось вниз под углом 90 градусов. ОКБ Яковлева такой проект осуществило», — пояснил эксперт.

По его словам, согласно документации разработку сопла должны были привязать к другому объекту — Як-141 — для того, чтобы рассчитать, как сопло будет влиять на положение двигателя и самолета. Эксперт отметил, что «впоследствии F-35 стал по многим характеристикам напоминать Як-141».

К 2025 году Минобороны планирует заложить новый авианесущий крейсер. Также обсуждается «создание палубного самолета, причем это может быть самолет вертикального взлета и посадки». «Это развитие «яковской» (самолетов вертикального взлета семейства «Як». — РБК) линии», — пояснил замминистра обороны Юрий Борисов.

«Сырая и дорогая машина»: как Пентагон скрывает недостатки самолёта пятого поколения F-35

Пентагон последовательно занижает категории недостатков истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 Lightning II. К такому выводу пришли эксперты некоммерческой организации по надзору за деятельностью правительства США (Project On Government Oversight, POGO), ознакомившись с неопубликованными документами Минобороны США.

Системные проблемы

По состоянию на январь 2018 года у самолёта было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжёлой травме, профессиональным заболеваниям), а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем).

Как выяснила POGO, занимающиеся тестированием F-35 службы добросовестно выполняют свою работу в целях «улучшения окончательного инженерного проектирования». Однако чиновники Пентагона исправляют отчётность, занижая количество недостатков первой и второй категории.

«Копия протокола заседания Совета по изучению недостатков F-35 от 4 июня 2018 года, полученного POGO, свидетельствует о том, что Совет перевёл 19 недостатков первой категории в менее серьёзную вторую категорию. При этом категория десяти дефектов была занижена без утверждения плана их исправления», — говорится в расследовании организации.

Читать еще:  Карабин мр-142 к: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Одним из критических недостатков, которые отказался исправлять Пентагон, является неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознавания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля, то есть диспетчеры не получают информацию о ЧП.

Также военные проигнорировали проблему с одноразовым хвостовым крючком, который выпускается в случае отказа тормозной системы. Но наиболее серьёзный дефект обнаружился в системе управления вооружением. Пилоты F-35 не могут подтвердить координаты наземной цели. Как отмечают эксперты, подобная проблема уменьшает эффективность и точность бомбометания. В реальных боевых условиях это может привести к удару по своим войскам или мирному населению.

В июне 2018 года агентство Bloomberg со ссылкой на документы Пентагона сообщило, что 180 недостатков F-35 не будут устранены в краткосрочной перспективе. В доработке нуждаются цифровая аппаратура, помещённая в шлем пилота, бортовые комплексы и множество элементов конструкции, прочность которых вызывает сомнения у специалистов.

По информации издания, F-35 оказался крайне уязвим перед ударом молнии. Причина в том, что планер самолёта выполнен в основном из композитных материалов, а не металлических сплавов, как у машин предыдущего поколения. Кроме того, на истребителе с перебоями работает система генерации инертных газов, которая поддерживает низкий уровень кислорода в топливных баках. Полёт в грозоопасных зонах F-35 может привести к взрыву топлива.

Эксперты POGO полагают, что каждый отдельный недостаток не препятствует эксплуатации самолёта. Однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полётов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».

В западных СМИ можно встретить нарекания, связанные с манёвренностью F-35. Несмотря на преимущество по боевой нагрузке и тяговооружённости, машина оказалась слабо приспособлена к воздушной дуэли, уступая по эффективности истребителям F-16.

Внеплановый провал

F-35 — это второй самолёт пятого поколения, который призван заменить большую часть парка F-16, F-18 и AV-8B. Детище Lockheed Martin выпускается в вариантах для ВВС (F-35А), палубной авиации (F-35С) и морской пехоты (F-35В). Разработка машины началась в середине 1990-х годов. Первый полёт она совершила в 2000 году.

В 2003 году Пентагон утвердил план производства самолёта. Предполагалось поставить в Вооружённые силы 2443 самолётов F-35, причём к 2019 году войска должны были получить 1966 единиц. Однако в 2007 году объём поставок к 2019 году был уменьшен до 1035 самолётов, в 2012 году — до 585, а в 2017-м — до 506. По состоянию на июль 2018 года Lockheed Martin произвёл только 305 машин.

Провал плана производства F-35 объясняется не только выявленными дефектами, но и спорами о стоимости самолёта. В апреле 2007 года разработчик оценил своё детище в $221 млн без учёта двигателя Pratt & Whitney. Однако через несколько лет Lockheed Martin начал продавать Пентагону каждый самолёт за $100 млн.

В декабре 2016 года президент США Дональд Трамп раскритиковал корпорацию за высокую цену F-35. К июлю 2018 года стоимость истребителя упала до $89 млн. К 2020 году Белый дом рассчитывает добиться снижения цены до $80 млн. Подписанный Трампом законопроект о военном бюджете предполагает закупку 77 F-35.

Эксперты POGO обратили внимание на высокие расходы на техническое обслуживание самолётов — каждая машина будет ежегодно обходиться в $5 млн. Это дешевле, чем содержание первого самолёта пятого поколения F-22 Raptor ($8,2 млн), но дороже машин предыдущего поколения.

По состоянию на декабрь 2017 года на реализацию проекта F-35 было потрачено $406 млрд. На устранение недостатков потребуется выделение как минимум $10,8 млрд ежегодно. Как подчёркивают эксперты POGO, выделение средств не будет иметь смысла, если Минобороны США продолжит игнорировать проблемы истребителя.

Процесс ликвидации дефектов растянется до 2024 года. Однако Lockheed Martin рассчитывает запустить полномасштабное производство самолётов в максимально короткие сроки, и Пентагон, игнорируя проблемы F-35, идёт навстречу корпорации. В противном случае, как отмечают в POGO, программа рискует не окупиться.

«Отстали лет на десять»

В беседе с RT военный эксперт Владислав Шурыгин заявил, что результаты расследования POGO свидетельствуют о стремлении американских чиновников «продавить» запуск программы производства F-35. По этой причине Минобороны США не желает признавать допущенные в ходе реализации проекта ошибки.

«Американцы вложили колоссальное количество денег в рекламу своего самолёта. Но на текущий момент за океаном не смогли создать полноценную боевую машину и уложиться в запланированные сроки. Темпы производства F-35 отстали лет на десять, и дальнейшее промедление грозит обернуться ростом дополнительных расходов и удорожанием самолёта», — отметил Шурыгин.

Как пояснил эксперт, Пентагон и американские корпорации закрывают глаза на проблемы истребителя, рассчитывая любыми способами решить вопрос окупаемости проекта при уменьшении цены F-35. С этой целью они собираются как можно скорее запустить масштабное производство. В противном случае программа самолёта пятого поколения окажется убыточной.

«F-35 в концептуальном отношении — превосходная машина. Однако нынешняя ситуация с ним свидетельствует о серьёзных просчётах, которые корпорация Lockheed Martin допустила ещё на начальном этапе проектирования. В итоге они вылились в системные недостатки, на решение которых потребуется как минимум несколько лет и десятки миллиардов долларов. Сейчас F-35 — это сырая и достаточно дорогая машина», — подчеркнул Шурыгин.

Проблема F-35 в том, что он неудачная копия неудачного Як-141?

В конгрессе США задумались над возобновлением производства истребителя F-22 «Раптор». Американским ВВС дано заданиеот профильного подкомитета конгресса провести анализ расходов, связанных с возобновлением производства этих многоцелевых истребителей пятого поколения, производство которых было остановлено в 2011 году, пишет издание Defense News.

Конгрессмены считают необходимым произвести и поставить в армию еще 194 «Раптора» в дополнение к уже имеющимся на вооружении 187.

Первоначально предполагалось произвести 749 «Рапторов», который называли самым дорогим истребителем в истории. Но затем, из-за урезания военного бюджета, программа их производства было сокращена. Сегодня ситуация и настроения конгрессменов изменились, пишет издание. В свете опасений, что США утратят технологическое превосходство над Россией и Китаем, принято решение возобновить производство F-22.

Читать еще:  Европейская дага или кинжал для левой руки: история оружия и его описание

Решение конгресса вызвано, скорее всего, тем, что разрекламированный многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 до сих пор не может начать нормальную эксплуатацию из-за огромного количества конструктивных дефектов.

F-35 задумывался как упрощенный (а значит и более дешевый) F-22. При этом он должен был иметь также и вертикальный взлет и посадку, чтобы использоваться в качестве палубного истребителя на американских и английских авианосцах.

Сразу же стало ясно, что с удешевлением ничего не получится. Новый самолет стоит дороже, чем золотой слиток того же веса. С упрощением тоже «не сложилось»: F-35 является значительно более сложным изделием, чем F-22, и начинен в несколько раз большим количеством автоматизированных систем, объем программ управления которыми почти в пять раз превосходит аналогичные показатели «Раптора».

Несмотря на сверхмощный двигатель (в два раза мощней, чем на европейском «Тайфуне») у новой машины невысокая тяговооруженность: при взлетном весе в 22,45 тонны номинальная тяга самолета составляет всего лишь 19,05 тонны. Для истребителя 5-го поколения этот показатель должен быть гораздо выше.

Насыщение сложнейшей авионикой новых истребителей в принципе можно объяснить стремлением поднять технологический уровень рынка вооружений, чтобы оторваться от конкурентов и стать монополистами в производстве истребителей 5-го поколения. При этом, разработка F-35 преследовала и еще одну цель: создание единой платформы самолета пятого поколения для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты.

Уже написано море критических статей и высказано множество критических мнений о проявившихся недостатках и недоработках F-35.

Контрольно-финансовое управление Конгресса США уже давно в своих ежегодных отчетах дает негативную оценку попыткам Пентагона создать истребитель 5-го поколения. И вот теперь конгресс фактически поставил жирный крест на проекте универсального истребителя F-35.

Не вызывает сомнения, что это решение было принято по результатам действий российских ВКС в Сирии. Сирийская кампания показала, что отечественная авиация находится на весьма высоком уровне по соотношению «цена-качество», и что в гибридных войнах XXI-го века применение сверхсложных и безумно дорогих американских самолетов по меньшей мере сомнительно, и уж безусловно накладно.

Однако, реанимация производства F-22 вовсе не означает одновременного прекращения выпуска F-35. И в этом плане продуктивно все же понять, в чем системная ошибка его создателей. Мелкие недоработки будут, безусловно, устранены, и этот самолет поступит на вооружение ВВС США и будет экспортироваться их союзникам. А вот принципиальный просчет пока не выявлен. Хотя, возможно, о нем просто не говорят вслух.

Все дело в том, что F35 — это копия советского палубного истребителя Як-141. Если взглянуть на них сверху и сбоку, то они схожи, как близнецы.

Факт сотрудничества КБ Яковлева и «Локхид Мартин» ни для кого не секрет:

«F-35B (модификация F-35 с ВВП) очень близок к Як-141 по конструкции и компоновке. Здесь также применена комбинированная силовая установка (1 ПМД + 1 подъёмный вентилятор), отсек с подъёмным вентилятором (он выполняет ту же функцию, что и ПД на «Яке») также размещён за кабиной пилота, а сопло подъёмно-маршевого двигателя также охвачено хвостовыми балками, хотя их длина меньше. Конструкция сопла ПМД так и вовсе использует идею, впервые воплощённую в Р79В-300 (вращающиеся в противоположных направлениях сегменты). Так получилось, потому что в середине 1990-х компания-разработчик F-35, Lockheed Martin, короткое время сотрудничала с ОКБ Яковлева. По некоторым данным, в 1995 году яковлевцы с разрешения правительства России продали американцам всю документацию по Як-38 и Як-141».

Таким образом, американские инженеры, вместо того, чтобы разработать собственный концепт единой платформы истребителя пятого поколения, генетически связанный с предыдущими технологическими решениями, просто слизали советскую разработку, причем не только двигатель, но и аэродинамическую схему.

Американцы обратили внимание именно на советский истребитель, так как он превосходил по своим возможностям как английские «Харриеры», так и опытные образцы французских «Миражей» аналогичного типа.

Испытания ЯК-141, на опытных экземплярах которого было установлено несколько мировых рекордов, были прерваны из-за аварии, когда при посадке на ТАКР «Адмирал Горшков» была превышена допустимая скорость снижения. Самолет в серию не пошел, и зарубежных заказов на него не поступило. Видимо, поэтому его и «продали» американцам. Тем более, что наши военные отказались от использования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Ряд экспертов считает, что ахиллесовой пятой Як-141 стало решение Минобороны СССР сделать этот самолет многоцелевым. То есть соединить в одной конструкции истребитель, бомбардировщик и штурмовик, да еще с вертикальным взлетом и посадкой. Та же самая задумка была и у создателей F-35. Мировой опыт разработок боевой техники показывает, что универсализм, будучи применен не в меру, может привести к снижению надежности и ухудшению ТТХ. Что и вышло в случае с F-35.

Научно-производственные школы в оборонной промышленности складываются десятилетиями. Считается, что для становления конкурентоспособной команды разработчиков в ВПК нужно по меньшей мере три поколения конструкторов и ученых.

Поэтому даже купленная или украденная шпионами инновация иногда просто не может вписаться в существующую собственную конструкцию из-за технологической несовместимости с системами «родного» изделия.

Преемственность поколений научной школы разработчиков и конкуренция с другими КБ — вот основа успеха в создании передовой военной техники. Инженеры «Локхид Мартин» в условиях практически полного монополизма некритично скопировали не доведенную до ума советскую разработку и в итоге, потратив огромные деньги, оказались у разбитого корыта.

Некоторое, вполне понятное злорадство, по поводу неудачи наших стратегических оппонентов, не должно заслонять наши собственные проблемы. В частности не преодоленную пока что монополию КБ «Сухой», специализирующегося только по тяжелым истребителям, хотя нашим ВКС необходимы и легкие фронтовые истребители корпорации «МиГ», которую руководство ОАК, как бы следуя «заветам» Михаила Погосяна, непозволительно долго держит в «черном теле».

Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector