0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор ракет х-101 и х-102

Крылатые ракеты Х-101 и Х-102

Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления. Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу.

Ориентировочно в первой половине девяностых МКБ «Радуга» начало проект, целью которого являлось создание двух крылатых ракет большой дальности: Х-101 и Х-102. Стоит отметить, в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала проекта, от первой половины восьмидесятых до середины девяностых. Предполагалось, что обе ракеты будут максимально унифицированы, а все различия коснутся лишь боевой части. Х-101 должна была нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 – ядерную. К сожалению, большинство информации о проекте Х-101/102 до сих пор засекречено и поэтому часть имеющихся сведений о нем носит оценочный характер. Тем не менее, и при сложившемся дефиците данных можно составить правдоподобную картину.

Во второй половине прошлого десятилетия в открытый доступ начали регулярно попадать фотографии бомбардировщиков Ту-95МС, на внешней подвеске которых располагались некие новые ракеты. Отсутствие информации о каких-либо подобных проектах помимо Х-101 послужило поводом для соответствующих предположений. Согласно наиболее распространенным оценкам, новая Х-101 по сравнению с предыдущей Х-55 стала крупнее и тяжелее. Стартовая масса новой ракеты оценивается в 2400 килограмм, 400 из которых приходятся на боевую часть. Длина ракеты – около 7,5 метра, размах раскладываемого крыла не превышает 4,5-5 метров. Диаметр корпуса, предположительно, остался на уровне габаритов ракеты Х-55СМ – около 0,75-0,8 метра.

Исходя из информации о том, что Х-101/102 является дальнейшим развитием концепции, заложенной в проекте Х-55, можно сделать выводы о типе ее силовой установки. Вероятно, это выдвигаемый в полете турбореактивный двигатель. Такая силовая установка позволит ракете лететь с крейсерской скоростью на уровне 700-750 километров в час или с максимальной не более 1000 км/ч. Наибольший интерес из всех характеристик перспективной ракеты представляет дальность полета. Согласно имеющимся сведениям, ракеты Х-101 и Х-102 смогут поражать цели на дальностях около 5000 километров от точки пуска.

Точные данные о типе системы наведения ракеты отсутствуют. В то же время, несколько лет назад в средствах массовой информации появились сведения, согласно которым Х-101 оснащена некой оптико-электронной системой коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Ввиду дефицита информации трудно говорить, насколько правдива эта информация. Однако куда более правдоподобной выглядит другая версия: ракета имеет инерциальную систему наведения, а также аппаратуру для радиолокационной или телевизионной коррекции на конечном участке полета.

Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По данным агентства Jane’s, этот параметр не превышает 6-10 метров для ракеты с конвенциональной боевой частью и 100 метров для варианта с ядерным оснащением. По понятным причинам, обе версии информации о точности на данный момент не получили официального подтверждения, равно как и не были опровергнуты.

В некоторых источниках упоминается третий вариант перспективной крылатой ракеты для дальней авиации. Боеприпас с условным названием Х-СД должен иметь среднюю дальность полета, что заметно расширит возможности разрабатываемого семейства ракет. В то же время, такая разработка на базе Х-101 последний раз упоминалась несколько лет назад, что можно толковать по-разному. В частности, нельзя исключать вариант, при котором заказчик отказался от крылатой ракеты средней дальности и все работы по ней были свернуты.

Открытые данные о времени и ходе испытаний также отсутствуют. В разных источниках упоминаются разные даты начала таких работ, от второй половины девяностых до середины двухтысячных. Стоит отметить, основная масса фотоматериалов, на которых изображены самолеты Ту-95МС с новыми ракетами, появилась в течение нескольких последних лет. Это может говорить об интенсификации испытаний и завершающем их этапе.


В прошлом 2012 году в официальных заявлениях руководства Минобороны несколько раз упоминалось завершение работ над новым проектом и скорое принятие ракеты на вооружение. Более того, весной министр обороны А. Сердюков упомянул, что военно-воздушные силы уже получили новую ракету. Однако несколько месяцев спустя, в сентябре, в прессе появилась иная информация. Со ссылкой на замминистра обороны А. Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев будет принят на вооружение новый боеприпас для дальней авиации. Вероятно, заявления обоих руководителей военного ведомства касались именно ракет Х-101 и Х-102.

С момента тех заявлений прошло несколько месяцев, но официальных сообщений о принятии на вооружение крылатой ракеты Х-101/102 пока не было. Таким образом, вероятно, в течение ближайшего времени арсенал стратегической авиации действительно пополнится двумя типами новых крылатых ракет с конвенциональной и ядерной боевыми частями.

Стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-102: история создания, летно-технические характеристики, принцип действия и конструкция

Современные средства противовоздушной обороны представляют собой поистине смертельную угрозу для любых самолетов, включая даже те из них, что сделаны по технологии «стелс», но только не для российских стратегических бомбардировщиков. Ни у Ту-95, ни у Ту-160 просто нет необходимости заходить в зону действия какой-либо ПВО, потому что их главным оружием являются крылатые ракеты воздушного базирования, способные поражать цели на удалении в тысячи километров от точки запуска. Наиболее совершенным видом такого оружия на сегодня являются ракеты Х 101 и Х-102, уже опробованные в ходе реальных боевых действий.

История создания

В 80-е годы прошлого века основным оружием российских стратегических бомбардировщиков стали крылатые ракеты Х-55, способные поражать цели на дистанции в 2500 километров. Их могли применять как новейшие в то время Ту-160, так и хорошо освоенные летчиками Ту-95МС. Следует отметить, что первоначальная модификация Х-55 не отличалась большой точностью – круговое вероятное отклонение достигало 100 метров. При использовании ядерной боеголовки это было допустимо, однако для обычной боевой части – чрезмерно много.

Читать еще:  Самозарядный карабин Fox TAC - 1

Между тем, уже было известно, что в США разрабатывается новая крылатая ракета для бомбардировщика B-52, получившая обозначение AGM-129ACM. Она обещала стать не только более точной, чем Х-55, но и более дальнобойной – максимальная дистанция полета составляла до 3700 километров.

Предотвратить отставание от потенциального противника можно было двумя основными способами – улучшить характеристики Х-55 или же приступить к созданию какой-то иной, принципиально новой ракеты.

Конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» решили пойти по двум этим путям одновременно. Х-55 прошла целый ряд модернизаций, после которых её возможности резко возросли. Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой.

Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90. В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось – этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику – скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия.

Прототип ракеты, летательный аппарат ГЭЛА, удалось построить и испытать, однако почти сразу конструкторы столкнулись с огромным количеством самых разных проблем, решить которые не удалось. Разработку Х-90 пришлось остановить. Одной из причин этой неудачи, безусловно, стало резкое сокращение финансирования после распада СССР. Время для гиперзвукового оружия в 90-е годы еще не пришло.

Основные усилия перенесли на создание приблизительного аналога AGM-129, которым и стала крылатая ракета Х-101. Разумеется, о копировании в данном случае не может быть и речи – российская конструкция вполне оригинальна, просто она сделана во многом с оглядкой на основные характеристики американского образца. В частности, значительное внимание было уделено снижению радиолокационной заметности и повышению точности попадания.

AGM-129 поступила в ВВС США в 1990 году, а в 2007 её уже сняли с вооружения. Как нетрудно догадаться, судьба Х-101 оказалась намного более сложной. Первые испытательные запуски удалось осуществить лишь в 1998-м году.

В качестве самолета-носителя поначалу использовался Ту-95МС. На протяжении последующих трёх лет испытания продолжались, а в 2002-м году в Смоленске должно было начаться серийное производство нового оружия.

Дальше, по всей видимости, произошла какая-то заминка. Во всяком случае, по современной информации, серийный выпуск новых ракет начался не ранее 2011 года. Можно предположить, что на протяжении «нулевых» годов Х-101 и её «сестру» Х-102 дорабатывали.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что строевые самолеты Ту-95МС и Ту-160 или вообще не могли применять новые ракеты, или не способны были полностью реализовать их потенциал. Бомбардировщики пришлось модернизировать, что отняло немало времени и потребовало дополнительных затрат.

К сожалению, установить точную дату принятия на вооружение Х-101 и Х-102 не представляется возможным. Первые сообщения об этом были опубликованы в 2012-м году, но не получили официального подтверждения. Видимо, окончательное решение Министерство обороны России приняло около года спустя. В 2015-м году это оружие было использовано против террористических группировок, находившихся на территории Сирии.

Принцип действия и конструкция ракеты

При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).

Кроме того, изменена аэродинамическая схема – если Х-55 являлась среднепланом, то Х-101 – низкоплан. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым – несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.

Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс (по другим данным, до 450 кгс). Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55.

Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера.

Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания. Режим полета задается обычно еще на аэродроме (допускается также перенацеливание уже после запуска) – в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров.

Летно-технические характеристики

Поскольку Х-101 – это стратегическая крылатая ракета, большинство информации о ней засекречено. Указать её основные характеристики можно только приблизительно:

Х-101 / Х-102

Автор: DIMMI
Создана: 12.01.2011 18:45:24
Изменена: 24.02.2017 09:25:38
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-земля / Х-101 / Х-102 /

Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ «Радуга» с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям — с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane’s) и по данным СМИ завершена к 1995 г.

По западным данным, испытания прототипов ракет Х-101 начаты с носителя Ту-95МС в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).

Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование «изделие 111» взято из источника Jane’s — есть сомнения в его достоверности.

20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители — Ту-160.

Читать еще:  Ту-2: лучший советский пикирующий бомбардировщик великой отечественной войны


Макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), 2007 г. Считается, что это первое публичное фото Ту-92МСМ с ракетами Х-101 (фото — Jane’s, http://forum.keypublishing.com ).


Макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), снимки не позже 2007 г. (http://forum.keypublishing.com).


Макет КРБД Х-101 под Ту-95МС, фото вероятно 2009-2010 г.г. (фото Николая Беляева, взято на http://forum.keypublishing.com).


Предположительно прототип КРБД Х-101 образца 2010 г. под Ту-95МС, лето 2010 г. (фрагмент фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net).

Система управления и наведение — согласно СМИ КРБД оснащена «оптоэлектронной системой коррекции траектории полета с телевизионной системой наведения на конечном этапе» «Спрут». По нашему мнению, ракета оборудована инерциальной системой наведения с использованием БЦВМ с коррекцией по цифровым эталонным картам участков коррекции полета с использованием данных лазерного (оптико-электронного) высотомера или оптического изображения местности. На конечном этапе полета, возможно, используется оптическая или радиолокационная корреляционная ГСН.

Конструкция — КРБД выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным раскрывающимся после пуска крылом. Крылья в транспортном положении сложены под фюзеляжем от центральной части в сторону хвоста. В хвостовой части фюзеляжа раздвижной кок. Аэродинамические рули ракеты и двигатель приводятся в рабочее положение при пуске (двигатель выдвигается из фюзеляжа и фиксируется на пилоне).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно транспортную тележку, ракету, сложенные крылья, фюзеляж ракеты. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно носовую часть ракеты с ПВД и, видимо, датчиком дистационного взрывателя. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно носовую часть ракеты, окно датчиков системы наведения, сложенные крылья. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно хвостовую часть ракеты со сложенными стабилизаторами, убранным двигателем и хвостовой частью фюзеляжа. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Ракеты Х-101 на многопозиционной катапультной пусковой установке под Ту-160. Вид сзади. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Предположительно на фото останки ракеты Х-101. На верхнем фото — центроплан и корневые части крыльев. На нижнем — корпус, вид сзади и сверху — идентификация этого фото сомнительна. Ракета упала на территории Ирана 20.11.2015 г. (публикация 21.11.2015 г., источник, источник).

Двигатели — малогабаритный ТРДД, предположительно, РД-95ТМ-300 с тягой 360 кг (возможно, формированный), выдвигаемый из нижней части фюзеляжа после старта. В западных СМИ есть информация о варианте КРБД с винтовым турбовентиляторным двигателем.


Предположительно на фото двигатель ракеты Х-101 упавшей на территории Ирана 20.11.2015 г. (публикация 21.11.2015 г., источник ).


Двигатель ракеты Х-101 упавшей 18 ноября 2015 г. на территории занятой боевиками в Сирии (источник).

ТТХ ракеты Х101 / Х-102:
Длина:
— 7.45 м (источник)
— 7.60 м (оценка)
Размах крыла — 4.4 м (оценка)
Диаметр корпуса — 0.75 м (оценка)
Площадь ЭПР — 0.01 кв.м

Масса — 2200-2400 кг
Масса БЧ — 400 кг

Дальность действия:
— 5000-5500 км
— 3000 км (заявление Федосова, 23.02.2017 г., источник)
Скорость максимальная — 250-270 м/с
Скорость крейсерская — 190-200 м/с
Высота полета:
— минимальная — 30-70 м
— максимальная маршевая — 6000 м
КВО:
— 12-20 м
— 6-9 м (в ходе испытаний, Jane’s)
— 100 м (мод. с ядерной БЧ, Jane’s)
Продолжительность полета — 10 часов (источник)


Ракета Х-101 на транспортной тележке перед погрузкой на борт Ту-160. Вид сзади. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Ракеты Х-101 на транспортных тележках перед погрузкой на борт Ту-160 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).

Типы БЧ:
— Х-101 — обычная БЧ, возможны варианты — осколочно-фугасная, фугасная, объемно-детонирующая, кассетная; существует так же версия об оснащении ракеты одновременно двумя разделяющимися боеголовками, позволяющими уничтожать две цели разнесенные на 100 км (источник).

— Х-102 — ядерная, мощностью 250 кт (источник);

Модификации:
— Х-101 — прототип КРБД с обычной БЧ;

— Х-101 — серийная КРБД с обычной БЧ;

— Х-102 — вариант КРБД с ядерной БЧ;

— Х-СД — предположительно, проект ракеты малой (средней) дальности, создаваемой на базе КРБД Х-101. По состоянию на 2000 г. начата разработка ракеты. В ракете предположительно будет использована система управления от Х-101.


Уточненные предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, вариант от 04.07.2015 г.


Наш архив: предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, вариант от 30.01.2011 г.

Носители:
— Ту-95МС — может нести 8 ракет на двойных узлах подвески с катапультными пусковыми установками на пилонах под крылом (4 пилона);

— Ту-95МСМ — модификация Ту-95МС специально для ракет типа Х-101. считается, что велись работы по размещению 6 ракет на внутренней револьверной МКУ и 8 ракет на 4-х пилонах под крылом, но в процессе адаптации новой ракеты к бомбоотсеку Ту-95МС от внутреннего развещения ракет на самолете отказались из-за недостаточной длины бомбоотсека (источник, источник). Переоборудование самолетов по стандарту Ту-95МСМ планировалось начать осенью 1999 г. В итоге первый серийный переоборудованный Ту-95МСМ передан промышленностью ВВС в 2015 г.


Опытовый самолет для испытаний прототипов КРБД Х-101 Ту-95МС борт №317 красный, предположительно Раменское, 2010 г. (фото Сергея Аблогина, http://ablogin.ru/).


Две фотографии Ту-95МС в испытательном полете предположительно с прототипом КРБД Х-101 образца 2010 г., лето 2010 г. (фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net).

— Ту-160 — может нести в двух отсеках вооружения на многопозиционных катапультных пусковых установках до 12 КРБД (по 6 шт в отсеке). Вероятно, применение ракет типа Х-101 возможно только на модернизированных Ту-160.


Пуски ракет Х-101 с борта Ту-160 «Владимир Судец» ВВС России, из заднего и из переднего отсеков полезной нагрузки 17.11.2015 г. (кадры видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Кадрограмма пуска ракеты Х-101 с борта Ту-160 «Владимир Судец» ВВС России 17.11.2015 г. (кадры видеороликов Министерства обороны России, источник).

— Ту-22М5 — модернизированный на заводе №360 серийный Ту-22М3. Предположительно сможет нести 4 ракеты типа Х-101 или 6-8 ракет типа Х-СД.

Статус: Россия

— 1995 г. — возможное начало испытательных пусков первых прототипов.

— 1999 г. — возможно, ракеты проходят испытания. Возможно (но крайне маловероятно) даже принятие на вооружение
ракет Х-101 / Х-102.

— 2009 г. 10 августа — в СМИ сообщается о планах в рамках Государственного Оборонного Заказа на 2010 г. начать закупки КРБД Х-102.

— 2010 г. — по нашему мнению ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания.

Читать еще:  Министр ввс сша впервые представила новый стратегический бомбардировщик в-21

— 2011 г. март — СМИ сообщают, что в 2011 г. планируются закупки 20 КРБД воздушного базирования. Возможно, это будут КРБД типа Х-101 / Х-102.

— 2013 г. — ракеты Х-101 должны были начать поступать в ВВС России (источник).

— 2015 г. 17 ноября — первое боевое применение крылатых ракет с самолетов-носителей Ту-160 против целей в Сирии. Судя по всему, применение ракет продолжилось 18 ноября и позже. При применении ракет 17-20 ноября 2015 г. судя по всему минимум две ракеты не долетели до цели — ракеты упали в результате аварии или были сбиты сирийскими боевиками.

«Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102

Советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев сообщил о запуске производства комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты «воздух — земля» X-101/Х-102.

«Сегодня наши крылатые ракеты (X-101 и Х-102. — RT) имеют полноценный бортовой комплекс обороны, потому что такое стратегическое оружие нужно очень хорошо защитить», — сказал Михеев РИА Новости на полях авиасалона Airshow China 2018, проходящего сейчас в Чжухае.

Как пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов, аппаратура РЭБ на крылатых ракетах необходима для постановки помех радиолокационным станциям (РЛС) противника. По его словам, в предыдущие годы российские учёные совершили большой прогресс в сфере защиты авиационной техники и боеприпасов от радаров западных государств.

«Комплекс РЭБ на ракетах запускается автоматически после облучения вражеской радиолокационной станцией. Он фактически ослепляет средства ПВО противника, делая невозможным сопровождение и уничтожение. Говоря простым языком, с экрана оператора РЛС исчезает изображение цели. Поэтому её перехват невозможен», — сказал Кнутов.

По его мнению, российская промышленность продолжает совершенствовать бортовые комплексы РЭБ. В перспективе отечественные крылатые ракеты получат боевые части, которые, подлетая к цели, будут создавать мощный электромагнитный импульс. Таким образом, они смогут выводить из строя всю электронику противника в определённом радиусе.

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

«Со своими задачами справилась»

Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.

«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие. Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов.

В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101». Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3.

Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.

«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector