1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соперник дальнемагистральных «Боингов» самолет А340

Соперник дальнемагистральных «Боингов» самолет А340

Одной из самых первых попуток европейских стран построить пассажирский самолет для межконтинентальных рейсов было строительство опытного лайнера «Бристоль Брабазон». Попытка оказалась весьма неудачной.

В 60-е годы в Великобритании запустили в серию дальний 4-моторный «Виккерс» VC-10, правда большого распространения он не получил. Зато «Боинг-747» из США завоевал массовую популярность на международном рынке. Американская монополия в самолетах подошла к концу только в 80-е годы, когда началась разработка 4-моторного европейского лайнера А340.

  1. История создания
  2. Конструкция
  3. Обзор салона и схема расположения лучших мест
  4. Лётно-технические характеристики
  5. Модификации и эксплуатация
  6. Где производится аэробус?
  7. Источники

А340 — версии и модификации

Лайнер выпускался в 4 разных модификациях. Они различались грузоподъёмностью и пассажировместимостью. По специальным заказам выпускались нестандартные модели.

А340-200. Несмотря на свой индекс — эта версия стала второй разработкой линейки. На борт берёт 265 человек. Стала промежуточным решением — нетребовательна к ресурсам, но и летать далеко не способна.

Одним из первых заказчиков этого самолёта стал Султан Брунея. Правда, полетать так и не успел — умер.

Это единственная версия, размах крыла которой больше длины фюзеляжа.

А340-300. Изначально эта модель должна была стать единственной разработкой.

На борт вмещала 295 человек. Эта версия стала для многих авиакомпаний «рабочей лошадкой». В парке Люфтганзы 30 машин, которые летают по длинным дистанциям.

Как зависит число мест от компоновки салона

КомпоновкаЧисло мест
Только эконом440
Эконом + бизнес335
Три класса — Эконом + бизнес + первый295

А340-500 стал настоящим «дальнобойщиком». В первый полет отправился в 2002 году, имея на борту 313 пассажиров, максимально доступно доступное судну количество. В 2006 году появление боинга 777-200 потеснило airbus 340 с позиций дальнобойщика, тем не менее лайнер способен выполнять длительные беспересадочные рейсы от Хитроу (Лондон, Великобритания) до Перта (Австралия).

А340-600. Эта модель стала ответом на появление американского боинга 747. На борт берёт 380 пассажиров. Является одним из самых длинных в мире самолётов (уступает только 747-8).

Технические характеристики самолета Airbus A340-300

  • Первый полет: 25 октября 1991 года
  • Годы серийного производства: c 1992 г. по 2008 г.
  • Длина: 63,69 м.
  • Высота: 16,91 м.
  • Вес пустого: 130900 кг.
  • Площадь крыла: 361,6 кв.м.
  • Размах крыла: 60,30 м.
  • Крейсерская скорость: 870 км./ч.
  • Максимальная скорость: 920 км./ч.
  • Потолок: 12400 м.
  • Дальность полета: 12700 км.
  • Длина разбега: 2995 м.
  • Длина пробега: 1925 м.
  • Двигатели: 4 ТРДД CFM56-5C4
  • Экипаж: 2 человека
  • Количество пассажирских мест: 295 мест в трех классах или 440 в одном классе.

Airbus A340-300. Галерея.

Airbus A340-300 видео

Модификации и эксплуатация

Первыми в серию пошли (параллельно) варианты А340-200 и А340-300, отличавшиеся длиной фюзеляжа. Модификация «200» имел салон для 261 пассажира, разделённый на 3 класса. Вариант «300», за счёт большей длины, мог взять на борт 295 пассажиров.

В 2002 году началось производство моделей А340-500 А340-600.

Они отличались удлинённым фюзеляжем, увеличенным размером крыла и новыми двигателями производства «Роллс-Ройс».

Лайнеры серии «500», имеющие более короткий фюзеляж, могли взять на борт до 313 человек, а «длинные» А340-600 – до 380. Планировалось, что серии «500» и «600» будут заменять устаревшие «Боинги-747» раннего выпуска. К производству также готовился вариант серии «600» с увеличенной дальностью и усиленной конструкцией. В итоге было произведено всего 4 образца, которые приобрёл Катар.

Читать еще:  Дизельный грузовой автомобиль газ-4301

Первыми заказчиками А340 стали национальные авиалинии – такие, как «Эр Франс» и «Люфтганза». Вскоре выяснилось, что укороченный А340-200 популярностью не пользуется.

В 1993 году удалось продать 12 самолётов, а в дальнейшем количество заказанных за год лайнеров не превышало 5. Уже в 1998 году серию «200» сняли с производства. Успеха не сыскал и «уменьшенный» А340 второго поколения – серии «500». За 9 лет его производства ни разу не удалось продать больше 9 экземпляров. Причиной этому называли то, что для лайнера такой вместимости он экономически неэффективен.

В 2008 году производство всех вариантов «триста сорокового» прекратилось.

Удар по его популярности нанесли рост цен на топливо и конкуренция со стороны лайнера «Боинг-777». Его производство началось ещё в 1995 году, но после топливного кризиса соперничество вступило в новую фазу, об этом чуть ниже.

А340: характеристика основных моделей

  1. А340 – 300 поступил в эксплуатацию в 1993 году. Это пионер семейства самолетов А340. 295 пассажиров могли летать в трех классах: первый, бизнес и экономический. Двигатели на нем установлены точно такие же, как и на А340 – 200: CFM56-5C, их две пары. В 1995 году свет увидел вариацию A340-313X. Лайнер с большей взлетной массой приобрел Сингапур. Дальность полета воздушного судна увеличили модификацией A340-313E, установили мощные моторы, самолет смог преодолеть расстояние 13500 км.
  2. Самолет А340 – 200 имеет уникальность в том, что длина фюзеляжа, меньше размаха крыльев. Также является укороченным по длине, он способен перевозить 261 пассажира. Отлично летает над океанами, преодолевая многотысячные расстояния. А340 – 200 преобразовывали, внося различные усовершенствования (А340-8000 и А340-213Х), закладывая расстояние в 15000 км. Всего произведено 28 авиалайнеров.
  3. А340 – 500 до 2006 года являлся самым далеко летающим самолетом. В небе с 2002 года. Пассажировместимость — 313 человек. На расстояние более 16000 км, летала машина А340 -500 HGW. Фюзеляж лайнера был существенно удлинен, урезана площадь киля, сделано крыло большей площади. Разработчики добавили запас топлива, подняли скорость и установили моторы Rolls-Royce Trent 553.
  4. А340 – 600 начал коммерческие полеты с 2002 года. Его максимальное расстояние, в разных вариантах от 14000, до почти 15000 километров. Он имеет до 419 кресел, в зависимости от конфигурации лайнера. В 2005 году A340-600HGW обрел взлетную массу до 380 тонн, этому способствовали мощные двигатели и большой объем топливных баков. Это второй в мире по протяженности фюзеляжа самолет, 75,36 метра.

Airbus A340

Чтобы немного отвлечься от отечественных самолетов представляю вам Airbus A340 — широкофюзеляжный дальномагистральный пассажирский реактивный самолет.

Летно-технические характеристики

Размеры (длина / размах крыла / высота / площадь крыла)
A340-200 — 53,39 м / 60,30 м / 16,74 м / 363,1 м²
A340-300 — 63,70 м / 60,30 м / 16,74 м / 363,1 м²
A340-500 — 67,80 м / 63,70 м / 17,80 м / 437,0 м²
A340-600 — 75,30 м / 63,70 м / 17,80 м / 437,0 м²

Число мест (экипаж / в салоне трех классов / в салоне двух классов)
A340-200 — 2 / 263 / 303
A340-300 — 2 / 303 / 335
A340-500 — 2 / 316 / —
A340-600 — 2 / 372 / —

Силовая установка
A340-200 — CFM56-5C или CFM56-5C3
A340-300 — CFM56-5C или CFM56-5C3
A340-500 — Rolls-Royce Trent 553
A340-600 — Rolls-Royce Trent 556

Читать еще:  Малогабаритный автомат 9А-91

Массы и нагрузки (пустого снаряженного / максимальная взлетная)
A340-200 — 126,0 т / 260,0 т
A340-300 — 129,8 т / 260,0 т
A340-500 — 170,4 т / 365,0 т
A340-600 — 177,0 т / 265,0 т

Летные данные (крейсерская скорость / максимальная дальность полета)
A340-200 — 880 км/ч / 13 805 км
A340-300 — 880 км/ч / 12 415 км
A340-500 — 890 км/ч / 15 742 км
A340-600 — 890 км/ч / 13 890 км

Проект самолета А340 (первоначально ТА11) был впервые представлен публике в 1981 году в ноябрьском издании журнала Air International. В номере указывались и предполагаемые характеристики будущего самолета.

Программа разработки А340 была запущена в июне 1987 года. Цель — создать дальнемагистрального «собрата» для ближнемагистрального А320 и среднемагистрального А300. В то время двухмоторные самолеты Airbus проигрывали четырехмоторному Boeing 747 по нормам ETOPS: двухмоторные самолеты в течение рейса всегда должны находиться на минимальном расстоянии от возможного аварийного аэродрома на случай отказа одного из двигателей. В этом отношении А340 был в семействе Airbus принципиально новым самолетом, созданным специально для межконтинентальных перелетов.

Когда цены на топливо поползли вверх, Boeing 777, как более экономичный самолет, стал выигрывать у Airbus по количеству заказов. Число заказов на А340 постоянно сокращалось. В 2005 Аirbus получил заказ всего на 15 самолетов.

А340 был разработан в одной линии с А330: у обоих самолетов идентичная структура крыла и идентичный фюзеляж. Авионика досталась им в наследство от А320.

Первоначально планировалось установить на самолет двигатели IAE (International Aero Engines), но после внезапного прекращения IAE разработок, на А340 решено было установить двигатель CFM CFM56-5C4. А340 впервые поднялся в воздух в октябре 1991 года, и тогда же инженеры обнаружили первый серьезный недостаток самолета: под тяжестью четырех моторов крылья А340, взятые с двухмоторного А330, при полете постоянно испытывали чрезмерную вибрацию и провисали. Для устранения этого недочета крыло быо доработано, а пластрон крыла в районе крепления пилонов был значительно укреплен. В 1993 году самолет поступил в эксплуатацию, первыми заказчиками стали Lufthansa и Air France.

В январе 2006 Airbus объявил о создании усовершенствованной версии — А340Е (Enhanced). Из-за колоссального роста цен на топливо за 2004-2005 годы, продажи А340 сильно сократились. Наиболее популярным дальнемагистральным самолетом остается Boeing 777, но в Airbus утверждают, что новый самолет будет значительно экономичнее первых версий A340.

А340 располагает такими современными для своего времени функциями как: полностью цифровая система управления; боковые джойстики управления вместо традиционных штурвалов; «стеклянный кокпит», основанный на LCD-мониторах; широкое использование композитных материалов.

Всего существует 4 варианта самолета: А340-200 и А340-300 были рарзработаны в 1987 году и поступили в эксплуатацию в марте 1993, А340-500 и А340-600 разработаны в 1997 и поступили в эксплуатацию в 2002 году.

Одна из двух первых версий А340, А340-200, способен нести 263 пассажира в трехклассовой комплектации салон на расстояние до 13 805 километров. Это самый короткий самолет семейства и единственный, у которого размах крыльев больше длины фюзеляжа. На самолете установлены четыре двигателя CFM56-5C. На момент создания А340-200 стал одним из самых дальнобойных пассажирских самолетов, ориентированный на дальнемагистральные маршруты, в особенности над океаном.

Одним из первых самолетов этой серии стал специальный самолет для Султана Брунея, заказавшего машину с дальностью полета не менее 8 тысяч морских миль. Самолет был снабжен дополнительными топливными баками, максимальный взлетный вес составил 275 т. Дальность А340-8000 составила в конечном счете 8 100 морских миль (15 000 км). К сожалению, к заказчику эта легендарная машина так и не попала. Другие самолеты А340-200, позже усовршенствованные до уровня А340-8000, получили обозначение А340-200Х.

Читать еще:  Пулемётная драма Красной Армии

Боьшой размах крыльев, мелкая пассажировместимость, топливная неэффективность сделали самолет непопулярным среди крупнейших авиакомпаний мира. В общей сложности с конвейера сошли всего 28 таких машин, из которых некоторое количество в варианте VIP. А340-200 снят с производства.

А340-300 в трехклассовой комплектации берет на борт 303 пассажира. Дальность полета составляет 12 415 км. А340-300 был первым самолетом всего семейства А340. Первый полет состоялся в 1991 году, в эксплуатацию А340-300 поступил в 1993 году. На самолете установлены 4 двигателя CFM56-5C, идентичные тем, что установлены на А340-200.

A340-300X — версия с увеличенной взлетной массой, впервые поставленная Singapore Airlines в 1995 году.

A340-300E — новейшая версия А340, поставленная Swiss Airlines в 2003 году. Максимальный взлетный вес самолета — 275 т. За счет установки более мощных двигателей CFM56-5C4s дальность полета была доведена до 13 500 км.

Самолет по сей день производится. Заказано 219 машин, 211 из которых уже поставлены. Крупнейший оператор А340-300 — немецкая Lufthansa c 30 самолетами.

А340-500 был представлен миру как пассажирский самолет с самой большой дальностью полета. До представления Boeing 777-200 «Worldliner» в начале 2006 года он таковым и оставался. Свой первый полет А340-500 совершил 11 февраля, сертифицирован 3 декабря 2002. Первый заказчик — Emirates Airlines. А340-500 способен нести на борту до 316 пассажиров на расстояние в 15 742 км. К примеру, Singapore Airlines использует эту модель на 18-часовых рейсах в Нью-Йорк. 15 345 километровый маршрут является самым протяженным коммерческим рейсом в мире. А340-500 способен также выполнять беспосадочные перелеты между Лондоном и Пертом в Австралии.

В сравнении с А340-300 фюзеляж А340-500 удлинен на 3,19 м, увеличена площадь крыла и горизонтального оперения, в полтора раза увеличен запас топлива, увеличена крейсерская скорость, уменьшена площадь киля. На А340-500 даже установлены видеокамеры, облегчающие работу пилота на рулении. На самолете установлены двигатели Rolls-Royce Trent 553.

Модель A340-500HGW с увеличенной до 16 700 км дальностью и максимальным взлетным весом 380 т планируется ввести в эксплуатацию в 2008 году.

Конструкция А340-500HGW в основном идентична A340-600HGW. Предполагается установка на самолет двигателей Rolls-Royce Trent 556.

А340-600, несущий в трехклассовой конфигурации салона 372 пассажира на расстояние до 13 900 км, разрабатывался как замена ранних моделей Boeing 747. Пассажировместимость А340-600 схожа с Boeing 747, а вместимость грузового отсека в два больше. А340-600 совершил первый полет 23 апреля 2001 года. В авгсуте 2002 британская авиакомпания Virgin Atlantic начала его коммерческую эксплуатацию.

Фюзеляж самолета, который на 9,07 м длиннее А340-300, делает А340-600 самым длинным пассажирским самолетом в мире. Даже Boeing 747-400 короче на 4 м. На А340-600 установлены четыре двигателя Rolls-Royce Trent 556. Под центральной осью фюзеляжа имеется дополнительная четырехколесная стойка шасси.

A340-600HGW совершил первый полет 18 ноября 2005 года, сертифицирован 14 апреля 2006. Взлетная масса составляет 380 т, а дальность полета — 14 600 км. Это стало возможным благодаря увеличению запаса топлива, более мощным двигателям Rolls-Royce Trent 560, усиленной конструкции самолета, а также благодаря внедрению новых технологий в самолетостроении.

За всю историю разбились 2 самолета Airbus A340.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector