0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый российский стратегический бомбардировщик пак да будет невидимым

Stern оценил проект нового российского бомбардировщика ПАК ДА

Немецкое издание Stern посвятило статью российскому перспективному авиационному комплексу дальней авиации.

«США строят Raider B-21, Россия также разрабатывает стратегический бомбардировщик-невидимку. Говорят, что он сможет незаметно проскользнуть через ПВО других странах и будет вооружен гиперзвуковыми ракетами с ядерными боеголовками», — начинает материал журналист Гернот Крампер.

Он отмечает, что Россия последние годы модернизирует свои вооруженные силы. Кремль шокирует Запад новыми ракетами и, похоже, опережает США и Европу в разработке гиперзвукового оружия.

Однако картина меняется, если взглянуть на бомбардировщики, с которых должны запускать ультрасовременные ракеты. Это довольно старые самолеты вроде Ту-95, Ту-160 и Ту-22М. У США есть стратегические бомбардировщики-невидимки Northrop B-2 и Rockwell B-1, а проект B-21 Raider готов к серийному производству. А вот ни один российский бомбардировщик не обладает стелс-технологиями.

Но эту ситуацию призван исправить ПАК ДА, над которым с 2014 года работает КБ имени Туполева. Как сообщил недавно генеральный директор предприятия Александр Конюхов, разработка самолета займет еще от пяти до семи лет.

Полагаться на доступные изображения самолета не стоит, считает автор. Вероятнее всего, бомбардировщик будет иметь два двигателя. Дальность его полета без дозаправки составит 15 000 километров. Конструкция будет выполнена по принципу летающего крыла. Есть сведения, что самолет будет дозвуковым.

Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что ПАК ДА может быть введен в эксплуатацию с 2025 по 2030 годы. Следует ожидать, что бомбардировщик не станут производить в слишком большом количестве и, главное, не сразу. Скорее всего, будет несколько небольших партий. Это позволяет постепенно, от партии к партии, доводить прототип до ума, в серию запустить уже законченный вариант. Та же схема используется при разработке танка Т-14 «Армата».

В таком случае можно избежать проблем, с которыми столкнулись в США при производстве истребителя-невидимки F-35. Самолет уже выпущен в больших количествах, хотя страдает от многочисленных ошибок.

Ожидается, что первые модели бомбардировщика будут летать в 2025-2026 годах, а серийное производство начнется в 2028 или 2029 году.

ПАК ДА должен выполнять роль стратегического бомбардировщика. Он в первую очередь создается для прорыва противовоздушной обороны противника и доставки ядерных ракет в случае масштабного конфликта. Его основным оружием станет гиперзвуковой комплекс Х-47М «Кинжал».

В настоящее время он используется тяжелым боевым самолетом МИГ-31. Однако бомбардировщику-невидимке ракету придется перевозить внутри фюзеляжа. Вероятно, для него будет разработан более компактный вариант.

«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) находится под личным контролем главы государства. Об этом рассказали в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Также в корпорации напомнили и о других разработках, которые позволят не только сохранить, но и укрепить неотъемлемую часть ядерной триады — корпус стратегических бомбардировщиков. Уже сейчас потенциал отечественной дальней авиации усиливается благодаря модернизации ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС. Эти легендарные самолёты ещё не скоро выработают свой ресурс, но к тому времени им на смену сможет заступить ПАК ДА, конструируемый на базе авиационного завода в Казани.

Акцент на малозаметности

Напомним, концептуальный проект будущего самолёта был согласован в 2013 году. Наиболее перспективным был признан проект КБ «Туполев». Конструкторы предложили пожертвовать сверхзвуковыми характеристиками ради невидимости для радаров, в ПАК ДА было решено задействовать стелс-технологии. Самолёт будет построен по схеме «летающее крыло». Разумеется, любая армия мира хотела бы получить на вооружение бомбардировщик, сочетающий сверхзвуковую скорость с малозаметностью, однако, по словам специалистов, на данном этапе развития науки такое решение реализовать невозможно.

Для движения на сверхзвуковой, а тем более на гиперзвуковой скорости самолёт должен обладать обтекаемой аэродинамикой. Однако такая обтекаемость не позволит аппарату сохранять невидимость для радаров противника, так как незаметность обеспечивает именно угловатая форма корпуса.

Ещё одна сложность связана с воздухозаборником двигателя, который у стелс-самолётов закрыт от радиолокационного излучения. Но для полётов на сверхзвуковой скорости такое решение не подходит — самолётам нужен открытый и широкий воздухозаборный канал, поскольку потребление кислорода двигателем значительно возрастает.

«Почему акцент сделан именно на малозаметности, понятно — сами законы физики не предполагают длительных полётов на сверхзвуковой скорости, — пояснил в интервью RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский. — Да, наш Ту-160, до сих пор стоящий в строю, — сверхзвуковой самолёт, но лететь на такой скорости он может не всё расстояние, а только какие-то отдельные участки, например при необходимости преодолеть рубеж ПВО».

При этом полностью невидимых самолётов не существует, стелс-самолёты всё равно видны на радиолокаторах, но на гораздо меньших расстояниях, чем обычные аппараты, добавил эксперт.

К стратегическим бомбардировщикам применяются повышенные требования по дальности и продолжительности автономного полёта, в этом случае на первый план выдвигается такой параметр, как экономичность. Конструкция «воздушное крыло» поможет повысить этот параметр, уверен специалист.

Несмотря на сложность поставленной задачи, работы по созданию ракетоносца будущего активно продвигаются. К марту прошлого года в КБ «Туполев» был создан полноразмерный макет ПАК ДА. В мае 2017 года была полностью готова цифровая модель ПАК ДА. Об этом СМИ рассказал вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. Оцифровка самолёта позволит вести техническое обслуживание ПАК ДА на всех этапах его жизненного цикла, пояснили в ОАК.

Летом корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, перейдя к новому этапу работ — опытно-конструкторским. Предполагается, что первый опытный образец самолёта сможет подняться в воздух в 2025 году, строительством аппарата занимается Казанское производственное объединение имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

Известно, что ПАК ДА будет нести на борту широкий спектр вооружений, включая гиперзвуковые ракеты. Дальность полёта составит порядка 12 тыс. км, скорость — около 1000 км/ч, взлётная масса не будет превышать 110 т.

В начале октября 2018 года стали известны предположительные характеристики двигателя будущего бомбардировщика.

В частности, журналистам удалось узнать, что двигатель будет защищён от некоторых поражающих факторов ядерного взрыва, а силовая установка сможет работать при температурах от -60 до +50 °C. Без ремонта двигатель должен отработать не менее 600 ч, полный ресурс составит 8 тыс. ч, или 12 лет эксплуатации с возможностью продлить этот срок до 21 года. Соответствующие требования были указаны в тендерах, размещенных на сайте госзакупок.

Также известно, что корпус ПАК ДА будет изготовлен преимущественно из лёгких и прочных композитных материалов, в частности рассматривается вариант использования титана — Россия является лидером по добыче этого металла.

Навигационная система ПАК ДА не будет привязана к спутниковым сигналам, а будет ориентироваться по астрономическим данным. Это сделает машину менее уязвимой для средств радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, как рассказал ранее журналистам экс-главком ВКС России Виктор Бондарев, для ПАК ДА разрабатываются новые ракеты, радиус поражения которых будет достигать 7 тыс. км. Ракеты планируется оснастить компьютерными системами, способными анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

Спешить с разработкой такой машины, как стратегический бомбардировщик, нельзя, считают эксперты.

«Создание нового стратегического бомбардировщика — долгий процесс, — пояснил Мураховский. — Во-первых, речь идёт об очень сложных передовых технологиях. Во-вторых, и у нас, и у американцев сейчас в строю стратегические бомбардировщики прошлого поколения, в США это самолёт В-52».

Самолёты, разработанные в прошлом веке, до сих пор могут успешно применяться, не говоря о модернизированных версиях, таких как Ту-160М2. Сделать самолёт, превосходящий эти образцы, — крайне сложная задача, уверены эксперты.

Читать еще:  История траншейных (окопных) ножей и оружия рукопашного боя

«В любом случае новые авиационные комплексы не скоро заменят своих предшественников, торопить события в этой области не стоит», — считает Мураховский.

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося не в последнюю очередь применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название 2018 Bomber, планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов.

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главной целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке 10 т. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создаёт собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 т оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 т.

Говоря о китайском проекте Н-21, эксперты предпочитают не торопиться с оценками. По мнению Виктора Мураховского, о том, каким будет китайский стратегический бомбардировщик, говорить пока рано.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют.

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков, стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности.

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

Армия

Техника и оружие

Чем заменят Ту-160: в России начали создание ПАК ДА

В России приступили к созданию бомбардировщика ПАК ДА

В России приступили к созданию ПАК ДА — перспективного авиационного комплекса дальней авиации, который в будущем должен заменить стоящие на вооружении Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Какие требования предъявляются к стратегическому бомбардировщику, разбиралась «Газета.Ru».

Ведущее российское предприятие в области проектирования и производства стратегических бомбардировщиков ПАО «Туполев» и другие предприятия Объединенной авиастроительной корпорации начали подготовку к созданию ПАК ДА, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, пишет «Интерфакс».

В феврале этого года облик перспективного авиационного комплекса дальней авиации был окончательно определен, и были подписаны все контрактные документы для запуска его производства.

ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. По официальным данным, стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения будет выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» (без хвостового оперения) и построен с применением стелс-технологий. Он будет дозвуковым и сможет нести больше вооружения, чем Ту-160.

В 2009 году КБ «Туполева» подписало контракт с Минобороны РФ на научно-исследовательские работы под шифром «Посланник», в результате которых был подготовлен эскизный проект ПАК ДА. Разработка перспективного авиационного комплекса Дальней авиации ведется с 2013 года.

Ранее глава ПАО «Туполев» Александр Конюхов сообщал, что выкатка первого опытного образца ПАК ДА планируется в 2021-2022 годах.

Юрий Борисов, находясь в должности заместителя министра обороны РФ (ныне вице-премьер правительства России), заявил, что ПАК ДА может совершить первый полет в 2025-2026 годах, а начало серийного производства запланировано на 2028-2029 годы. Он подчеркнул, что разрабатываемый перспективный бомбардировщик должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы.

«На смену обычным авиационным средствам поражения приходят гиперзвуковые авиационные средства поражения с большой дальностью и с большей точностью. И перспективному самолету-носителю на рубеже 2025-2030 годов необязательно иметь такие характеристики, как сверхзвуковая скорость. Нужно максимально долго и незаметно находиться на боевом дежурстве в воздухе, чтобы, не входя в зону поражения, выпустить свои средства поражения по намеченным целям. Вместе с тем мы таким образом скоординировали с промышленностью организацию всех работа, что подготовка производства для Ту-160 нового облика и для ПАК ДА проводится одновременно. Максимальное количество технологических операций будет одно и то же. Грубо говоря, станки будут использоваться одни и те же для производства Ту-160 и ПАК ДА. По сути, на подготовку производства деньги тратятся один раз», — говорил ранее Юрий Борисов «Газете.Ru».

Читать еще:  Советский истребитель и-16: история создания, описание, характеристики

ПАК ДА будет оснащен гиперзвуковым оружием и оборонительным вооружением — ракетами класса «воздух-воздух», что позволит самолету летать без сопровождения истребителей.

Основным предназначением ПАК ДА будет доставка перспективного малозаметного ракетного высокоточного оружия рубежам пуска, расположенным в нескольких сотнях-тысячах километров от хорошо защищенных целей противника.

При этом максимальное внимание уделено повышению уровня скрытности новой машины, для обнаружения которой инфракрасными и радиолокационными средствами противника потребуется сближение на дистанцию не более 80-120 км.

«С этой целью в конструкцию планера перспективного бомбардировщика будет внедрена широкая номенклатура композитных материалов и радиопоглощающих покрытий для снижения эффективной отражающей поверхности (рассматривается вариант использования титана), в то время как снижение инфракрасной сигнатуры будет достигнуто за счет применения бесфорсажных турбореактивных двухконтурных двигателей с плоскими прямоугольными соплами, ориентированными в верхнюю полусферу (со стороны нижней полусферы ракетоносца сопла перекрыты хвостовыми несущими элементами, что заметно ограничивает дальность обнаружения «теплого» реактивного потока двигателей посредством инфракрасных обзорно-прицельных комплексов, размещенных на вражеских истребителях и зенитных ракетных комплексах)», — пояснил «Газете.Ru» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Контракт на создание двигателя для перспективного бомбардировщика был заключен между АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) и компанией «Туполев» в июне 2018 года. Соисполнителями по проекту являются такие предприятия холдинга — такие, как ПАО «ОДК-Сатурн» и АО «ОДК-СТАР» и другие.

Опубликованная ПАО «Кузнецов» тендерная документация предусматривает разработку турбостартера, системы автоматического управления и диагностирования, компрессора низкого давления, турбины низкого давления, полупроводниковой свечи зажигания, фильтров масляной системы, топливной системы, а также зашифрованной конструкторской документации и программного обеспечения для защиты документов, представляющих государственную тайну.

В общей сложности на разработки планируется потратить 10,1 млрд руб., причем половина из них (5,1 млрд) уйдет на создание турбины низкого давления.

Согласно документации на опытно-конструкторские работы, перспективный двигатель должен быть защищен от последствий ядерного взрыва, а также стабильно и с минимальными потерями мощности работать в температурном диапазоне окружающего воздуха от минус 60°С до 50°С. Ресурс двигателя должен составить не менее 8 тыс. часов.

Межремонтный ресурс перспективной силовой установки должен составлять не менее 600 часов, но точные показатели ресурса двигателя и его отдельных узлов будут определены в ходе государственных испытаний. Топливная система ПАК ДА должна обеспечивать стабильную подачу горючего при околонулевых и отрицательных перегрузках вплоть до -2,7 g. Срок эксплуатации двигателя должен быть не менее 12 лет, но при этом должна быть возможность продлить ресурс до 21 года.

Электронная система двигателя (основная и дублирующая) должна обеспечить прогнозирование состояния изделия и его систем, в том числе обеспечивающее выполнение полета длительностью 30 часов.

Как сообщалось ранее, к марту 2017 года в КБ «Туполев» был создан полноразмерный макет ПАК ДА. В мае 2017 года была полностью готова цифровая модель ПАК ДА. Об этом СМИ рассказал вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. Оцифровка самолета позволит вести техническое обслуживание ПАК ДА на всех этапах его жизненного цикла, пояснили в ОАК.

Летом 2018 года корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, перейдя к новому этапу работ — опытно-конструкторским. Строительством аппарата занимается Казанское производственное объединение имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

Известно, что ПАК ДА будет нести на борту широкий спектр вооружений, включая гиперзвуковые ракеты. Дальность полета составит порядка 12 тыс. км, скорость — около 1000 км/ч, взлетная масса не будет превышать 110 т.

Навигационная система ПАК ДА, как сообщалось ранее, не будет привязана к спутниковым сигналам, а будет ориентироваться по астрономическим данным. Это сделает машину менее уязвимой для средств радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, как рассказал экс-главком ВКС России Виктор Бондарев, для ПАК ДА разрабатываются новые ракеты, радиус поражения которых будет достигать 7 тыс. км. Ракеты планируется оснастить компьютерными системами, способными анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

ПАК ДА и LRS-B: стратегические бомбардировщики будущего

В настоящее время основу стратегической авиации России и США составляют достаточно старые самолеты. Так, самый новый американский бомбардировщик самого многочисленного типа Boeing B-52H Stratofortress был построен в 1962 году, и с тех пор самолеты этой модели лишь проходили модернизацию тех или иных систем. Самым массовым стратегическим ракетоносцем ВВС России является Ту-95МС, который тоже нельзя назвать новым – первая машина этого типа поднялась в воздух в 1979 году. Несмотря на все ремонты и модернизации, техника устаревает как морально, так и физически, из-за чего ей требуется замена. Следует отметить, что в составе ВВС двух стран имеются и более новые стратегические бомбардировщики, однако по численности они не могут сравниться со «стариками». Кроме того, сравнительно новые Northrop Grumman B-2 Spirit и Ту-160 в будущем тоже устареют и потребуют замены. Как видим, в течение ближайших десятилетий Соединенным Штатам и России понадобятся новые стратегические бомбардировщики, которые смогут стать достойной заменой существующей технике. Проекты таких самолетов уже разрабатываются.

ПАК ДА (Россия)

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) является одним из самых важных проектов в рамках развития российских ВВС. По имеющимся данным, самолет, созданный в ходе этой программы, в будущем сможет стать основным дальним бомбардировщиком отечественных ВВС. Его характеристики позволят заменить все существующие дальние бомбардировщики: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Основной причиной этого является возраст имеющейся техники: к моменту начала серийного производства бомбардировщиков ПАК ДА у некоторых из существующих самолетов должен закончиться ресурс и их придется списать.

Определение требований к перспективному стратегическому бомбардировщику для ВВС России началось еще в конце девяностых годов, но тогда, по ряду причин, эти работы затянулись. Требования были сформированы только во второй половине следующего десятилетия. Ориентировочно в 2007-2008 годах был объявлен конкурс на разработку самолета ПАК ДА, который завершился в 2009-м. Контракт на разработку бомбардировщика получила фирма «Туполев».

За прошедшее с тех пор время сотрудники ОАО «Туполев» и смежных предприятий провели массу важных работ, целью которых являлось создание предварительного проекта перспективного самолета. В конце прошлого года сообщалось, что предварительный проект согласован с заказчиком, в 2014 году должны начаться полномасштабные опытно-конструкторские работы. Таким образом, в течение нескольких следующих лет предприятия Объединенной авиастроительной корпорации смогут начать строительство первого прототипа нового самолета.

В начале апреля издание Jane’s сообщило, что на одном из недавних брифингов президент ОАК М. Погосян рассказал о ходе проекта ПАК ДА. Как пишет зарубежное издание, разработка проекта завершена. Самолет ПАК ДА уже готов «на бумаге», а в ближайшем будущем начнется строительство и испытания некоторых агрегатов будущего бомбардировщика. Иные подробности пока остаются неизвестными.

О точных сроках завершения работ по проекту ПАК ДА пока говорить трудно. За последние годы официальные лица неоднократно называли примерное время начала того или иного этапа проекта, но позже заявленные сроки корректировались. К примеру, в середине прошлого десятилетия планировалось построить самолет-прототип к 2015 году и вскоре начать его испытания. В 2011 году первый полет «перенесли» на 2020 год, а принятие на вооружение запланировали на середину двадцатых. В самом конце прошлого года командующий дальней авиацией генерал-лейтенант А. Жихарев рассказал, что испытания нового бомбардировщика должны начаться в 2019 году, а к 2025-му начнутся поставки серийных машин в ВВС.

Точные сроки появления опытного самолета ПАК ДА, начала его испытаний или поставки серийных машин в войска пока вызывают некоторые вопросы. По ряду причин разного характера сроки могут сдвигаться в любую сторону. Первый полет бомбардировщика может состояться как раньше, так и позже называемого сейчас 2019 года. Из имеющихся сведений следует, что сейчас точному определению сроков мешает только сложность конструкторских работ. Важный этап формировании облика самолета уже пройден, а сейчас разработчики проекта заняты созданием проекта, в соответствии с которым будет строиться новая техника.

К сожалению, основная масса информации о техническом облике самолета ПАК ДА до сих пор скрывается от общественности, что способствует появлению различных версий и спекуляций. Оглашенные официальные сведения о требованиях к новому самолету крайне скудны и позволяют делать только самые общие выводы. К примеру, летом прошлого года главком ВВС генерал-лейтенант В. Бондарев рассказал, что самолет ПАК ДА будет дозвуковым. При этом он сможет брать на борт большую боевую нагрузку в сравнении с существующим самолетом Ту-160. Немного позже главком ВВС заявил, что ПАК ДА сможет нести различное вооружение, в том числе гиперзвуковые ракеты.

Читать еще:  Российский пассажирский самолет мс-21: есть ли шанс на прорыв?

Заявления о дозвуковой скорости и большой дальности полета, а также о большой полезной нагрузке стали причиной появления предположения, согласно которому самолет ПАК ДА будет построен по схеме «летающее крыло». Подобная компоновка самолета позволит обеспечить оптимальное сочетание высоких летных данных и большого объема внутренних отсеков. Кроме того, большие внутренние объемы дадут возможность увеличить количество топлива и, как следствие, дальность полета.

Бомбардировщик ПАК ДА должен будет заменить самолеты нескольких типов: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Кроме того, известно, что он будет нести больше полезной нагрузки, чем Ту-160. Из этого следует, что перспективный бомбардировщик сможет брать на борт не менее 30 тонн ракетного или бомбового вооружения различных типов. По-видимому, ПАК ДА получит возможность использования всей номенклатуры вооружения существующих дальних бомбардировщиков, благодаря чему сможет нести и применять ракеты Х-22 или Х-55, а также перспективное оружие, например ракеты Х-101.

Количество планируемых к постройке самолетов ПАК ДА пока не определено. Появление подобных цифр следует отнести к следующим этапам проекта, когда станут известны характеристики и боевые возможности нового самолета, а также его стоимость. Нельзя исключать, что примерные планы на этот счет уже есть, но они пока не оглашены. Вероятно, количество запланированных бомбардировщиков будет объявлено во второй половине текущего десятилетия. Исходя из того факта, что ПАК ДА призван заменить существующие дальние бомбардировщики, он может быть построен серией, как минимум, в несколько десятков единиц.

LRS-B (США)

C середины прошлого десятилетия США работают над собственным проектом перспективного стратегического бомбардировщика. За это время военные и авиационная промышленность провели ряд исследований и определили некоторые черты облика нового самолета. Примечательно, что программа разработки нового дальнего бомбардировщика несколько раз меняла свое название. Она стартовала под обозначением 2018 Bomber («Бомбардировщик 2018 года»), затем называлась NGB (Next-Generation Bomber – «Бомбардировщик следующего поколения»), а теперь известна как LRS-B (Long-Range Strike Bomber – «Дальний ударный бомбардировщик»).

Программа 2018 Bomber была начата с целью создания нового стратегического бомбардировщика, способного заменить устаревшие B-52 и B-1. Эти самолеты не в полной мере устраивают военных и поэтому требуют замены. Целью нового проекта, как ясно из его названия, было создание бомбардировщика к 2018 году. Дальнейшие события в рамках программы показали, что такие планы были чересчур смелыми. Сроки начала строительства самолетов сдвинулись, а проект получил новое название – NGB.

Одним из самых важных вопросов на ранних стадиях проекта 2018 Bomber/NGB был общий облик бомбардировщика. Рассматривались перспективы нескольких предложений. Самолет мог быть до- или сверхзвуковым, рассматривались и сравнивались пилотируемый и беспилотный варианты, а также другие особенности проекта. В итоге было решено строить дозвуковой бомбардировщик с кабиной пилотов. Использование беспилотных технологий, равно как и создание сверхзвукового самолета, посчитали нецелесообразным. В дальнейшем все требования к бомбардировщику NGB формировались в соответствии с определенной концепцией.

Еще во время использования названия 2018 Bomber появились предложения относительно методов работы перспективного самолета. Предполагалось, что он сможет летать на большие расстояния, а также осуществлять патрулирование в удаленных районах. Для этого самолет должен быть построен с использованием т.н. стелс-технологий, а также использовать набор радиоэлектронного оборудования, позволяющий ему получать необходимые данные и быстро выполнять поставленные задачи.

В последние годы Пентагон вынужден работать в условиях постоянных сокращений военного бюджета, из-за чего ему приходится замораживать уже начатые проекты, а также откладывать реализацию планируемых. Одним из подобных «невезучих» проектов оказался 2018 Bomber/NGB/LRS-B. На протяжении нескольких последних лет военные и Конгресс спорят о необходимости подобной разработки, о ее особенностях и стоимости. Как результат, к настоящему времени разработка самолета все еще не начата.

Требования к новому самолету LRS-B постоянно корректируются, но общие их черты в течение последних лет остаются без изменений. К примеру, в начале 2011 года считалось, что общая стоимость программы LRS-B не должна превышать 40-50 миллиардов долларов. За эти деньги предполагалось приобрести 175 самолетов: 10 эскадрилий по 12 бомбардировщиков, а также 55 учебных и резервных самолетов. Предполагалось, что для компенсации роста стоимости программы количество запланированных самолетов можно будет сократить за счет резерва.

Самолет LRS-B было решено делать дозвуковым. Дальность полета без дозаправки задавалась не менее 5000 миль (более 9200 километров). Требуется предусмотреть систему дозаправки в полете, предназначенную для повышения радиуса действия. Боевая нагрузка самолета не должна была превышать 28 тыс фунтов (около 12,7 тонны). В номенклатуру применяемых боеприпасов предлагалось включить все существующие и перспективные управляемые и неуправляемые типы ракетно-бомбового вооружения. Требовалось предусмотреть возможность использования ядерных боеприпасов.

Бомбардировщик LRS-B должен быть способен выполнять боевую задачу в любых условиях и любых метеоусловиях. Кроме того, требуется обеспечить выживание самолета при выполнении боевой задачи над территорией противника, в зоне действия его противовоздушной обороны. Для этого конструкция бомбардировщика должна быть выполнена с использованием стелс-технологий, а в состав бортового оборудования необходимо включить современные системы радиоэлектронной борьбы с высокими характеристиками.

Самолет LRS-B предполагалось оснастить самым современным радиоэлектронным оборудованием, позволяющим производить наблюдение за обстановкой и обмениваться тактической информацией с базой и другими самолетами. В дальнейшем предлагалось создать соответствующий набор оборудования и сделать на основе LRS-B беспилотный самолет. Такая версия бомбардировщика, как ожидалось, могла бы иметь больший боевой потенциал в сравнении с базовой пилотируемой.

В конце февраля 2014 года командование ВВС огласило новые планы на перспективные стратегические бомбардировщики. Теперь предполагается, что новый самолет будет готов к серийному производству в первой половине двадцатых годов. В середине следующего десятилетия ВВС США получат первые серийные машины новой модели. Пока предполагается приобрести от 80 до 100 самолетов LRS-B. Точное их количество будет определено лишь после разработки проекта и формирования окончательной стоимости самолетов.

Осенью этого года предполагается выпустить запрос предложений по программе LRS-B. Этот документ станет первым шагом к проведению конкурса и выбору разработчика перспективного бомбардировщика. Предполагается, что в конкурсе примут участие компания Northrop Grumman и альянс фирм Boeing и Lockheed Martin. Кто именно станет головным разработчиком бомбардировщика LRS-B – покажет время.

Ход двух проектов, направленных на развитие стратегической авиации США и России, заметно отличается, хотя и имеет некоторые общие черты. Страны уже не первый год занимаются созданием новых дальних бомбардировщиков и уже строят планы о сроках завершения работ. При этом нельзя не отметить стадии, на которых сейчас находятся два проекта. Российская программа ПАК ДА вступила в стадию основных опытно-конструкторских работ, а американский проект LRS-B все еще не дошел до конкурсного этапа. Несмотря на это, оба бомбардировщика должны впервые подняться в воздух примерно в одно время – не ранее конца текущего десятилетия. Поставки самолетов в войска планируется начать в середине двадцатых годов.

В обоих проектах предполагается применить массу новых идей и технических решений, которые помогут перспективному самолету получить высокие характеристики. Военные двух стран имеют свои собственные взгляды на облик дальнего бомбардировщика ближайшего будущего, из-за чего самолеты будут серьезно отличаться. Какими будут эти отличия, а также как будут выглядеть перспективные стратегические бомбардировщики, пока до конца не ясно. Их сходства и различия можно будет обсудить только через несколько лет, когда материалы по проектам будут показаны широкой публике.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector