0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новое поколение газон next для коммерческих перевозок

Новая «Газель» и корейский конкурент «ГАЗона-Next». Что показали на Comtrans

В Москве открылась выставка коммерческого транспорта Comtrans 2019. Новые модели грузовиков, автобусов, грузовых и пассажирских LCV, специальной и коммунальной автотехники и запчастей выставили 265 российских и зарубежных компаний-производителей. Среди них — ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, Mercedes-Benz, Volvo, МАN, ISUZU, IVECO, Ford, Hyundai, Renault и прочие.

Главным событием первого дня работы выставки стала презентация новой модели «Газели» под названием «NN» от Горьковского автозавода. По словам президента группы ГАЗ Вадима Сорокина, «Газель NN» разработана в год 25-летия первой «Газели», знаменитой полуторки. Изюминкой машины должна стать «интеллектуальная платформа», объединяющая в себе десятки систем помощи водителю.

«ГАЗель NN» — это интеллектуальная платформа, оборудованная камерами, радарами и ультразвуковыми датчиками, которые следят за ситуацией на дороге и вокруг автомобиля, — рассказали в компании. — Полученная информация передается «мозгу» машины — электронному блоку управления, который подает сигналы водителю и напрямую взаимодействует с органами управления (рулевая и тормозная системы, управление освещением, звуковые сигналы). 5 камер, 8 ультразвуковых датчиков, 3 радара обеспечивают обзор на 360 градусов, контроль «слепых» зон, считывание информации о дорожных знаках, сигналах светофора, погодных условиях и уровне освещения. Эти данные, переработанные электронным «мозгом», становятся основой для работы систем ADAS, среди которых — адаптивный круиз-контроль, интеллектуальная адаптация скорости в зависимости от дорожных знаков, ассистент удержания в полосе, автоматическое экстренное торможение, система управления светом, парковочный ассистент, система контроля давления в шинах».

Под капотом новинки прячется 2,0-литровый дизельный двигатель Volkswagen, выдающий 136 лошадиных сил и 340 Нм крутящего момента. В салоне — мультимедийная система с 9-дюймовым экраном, климат-контроль и новое водительское сиденье с 20 видами регулировок.

Что скрывается за аббревиатурой «NN», доподлинно пока неизвестно. Расшифровать ее можно и как «New Next» (ведь с 2013 года ГАЗ выпускал ее под брендом «Газель-Next»), и как «Нижний Новгород». В продажу модель «NN» планируется запустить в 2021 году — аккурат к 800-летнему юбилею города.

Кроме того, ГАЗ представил на выставке Comtrans модернизированный Соболь 4*4 и новую маршрутку в стиле «ГАЗели» нового поколения.

Hyundai официально презентовал новый грузовик средней грузоподъемности Mighty, считающийся конкурентом «ГАЗона-Next». Эту машину корейцы показывали на том же Comtrans еще в 2017 году, но до рынка модель добралась только сейчас — продажи должны стартовать осенью. Выпускают ее, кстати, на заводе в Калининграде.

Mighty будет поставляться на рынок в двух модификациях с разными колесными базами: в первом случае это будет 6,5-тонная EX6, а во-втором EX8 полной массой 7,8 тонн.

Еще один экспонат на стенде Hyundai, привлекающий внимание — самый популярный в России грузовик иностранного производства полной массой 7,5 т под названием HD78. В этом году модельный ряд HD78 пополнится новой модификацией CNG (метан) с газомоторным двигателем мощностью 133 л.с. стандарта Евро-5. Силовой агрегат будет работать на сжатом топливе.

Целая серия автомобилей, работающих на природном газе, представлена и на стенде Iveco. Наиболее представительный — тягач IVECO Stralis NP LNG, работающий на сжиженном метане.

Volvo Trucks впервые представила в России свою передовую разработку, которую называют скорым будущим автономных электротранспортных перевозок. Это беспилотный электромобиль, который может тягать 32 тонны груза. Новинка может частично использоваться на дорогах общего пользования, но большей частью на данном этапе она предназначена для перевозок грузов внутри границ складов или логистических центров. Неслучайно одним из первых заказчиков таких «роботов» стал Гетеборгский порт. Батарей Vera должно хватить на 100 км, разогнаться тягач может до 40 км/ч.

Тем временем Минский автомобильный завод в год своего 75-летнего юбилея намерен презентовать сразу шесть новинок. Произойдет это уже завтра. В частности, будет представлен»автобус будущего» с футуристичным дизайном и инженерными ноу-хау. Также на Comtrans впервые покажут газовый автомобиль МАЗ-54А02К, способный проехать без остановки 700 км. Юбилейную экспозицию в честь своего 50-летия готовит и КамАЗ.

«ГАЗон-Next» с увеличенной грузоподъемностью

Горьковский автомобильный завод осваивает выпуск более тяжелых версий грузовиков, чем выпускавшиеся ранее. Один из таких автомобилей – ​«ГАЗон-Next» с увеличенной грузоподъемностью, полной массой 10 тонн

Перспективные 12 тонн и более

Как говорил президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин осенью 2017 года: «Первоначально мы сделали из грузовика «ГАЗон-Next» отличное шасси для автобуса «Вектор», а теперь на его основе создали новый, с большей грузоподъемностью «ГАЗон-Next 10». Следующий этап – ​доведение полной массы «ГАЗона» до 12 тонн, точнее до 11,99. Это будет грузовик, не подпадающий под систему «ПЛАТОН». Для 12-тонного «ГАЗона» разрабатывается новая рама с лонжеронами одинаковой высоты по всей длине, что позволит получить несколько вариантов колесной базы. На основе «ГАЗон-NEXT 12» будет создан «Вектор Next» длиной 8,8 м».
Однако пока такую машину полной массой 12 тонн не выпускают. Возможно, первый прототип будет показан осенью 2019 года на выставке «КОМТРАНС». И не факт, что это будет автомобиль с новой рамой – ​с лонжеронами постоянного сечения. Понятно, что рама ГАЗ‑53, которую первоначально делали под 3,5 тонны грузоподъемности, уже на пределе прочностных возможностей, и для машины грузоподъемностью 7-7,5 тонн ее надо более серьезно модернизировать. Проще всего использовать более толстый лист для прокатки лонжеронов и удлинительную швеллерную вставку увеличенного сечения. Подобные вставки применяли на ЗИЛах, еще при создании длиннобазовых
модификаций ЗИЛ‑130Г, а позже – ​на «Бычках» ЗИЛ‑4301. Видимо, придется серьезно подсчитать (даже по элементарным расходам), что выгоднее для «Группы ГАЗ» – ​модернизировать существующую раму или разработать новую «лестницу» с дюжиной оригинальных кронштейнов и траверс. Если посмотреть на эволюцию европейских среднетоннажников, то у них есть легкая серия полной массой от 7,5 до 8,5 тонн, потом близкие к ним конструктивно 10-тонные грузовики. Но с 12 тоннами полной массы несколько другая ситуация: или используют усиленный вариант рамы 10-тонника, или строят автомобиль на новых агрегатах ориентируясь в развитии на 16-тонные версии. Горьковский автозавод сейчас находится «на распутье» в этом важном решении. Однако для тяжелых версий «ГАЗон-Next» нужен ведущий мост, выдерживающий осевую нагрузку 8-9 тонн, а также редуктор моста, коробка выдерживающая момент 800-900 Н.м. Мотор ЯМЗ‑534 на 210 л.с. есть, но все упирается в отсутствие соответствующей трансмиссии.
Не менее интересная ситуация по работе грузовиков семейства «ГАЗон-Next» с прицепом и полуприцепом. Спрос на такие машины есть, но предложений – ​немного. «ГАЗон-Next 8,7» и «ГАЗон-Next 10» сертифицированы автозаводом как «одиночки», а те автомобили с прицепом, которые попадаются на дорогах, чаще всего изготовлены нижегородской компанией «Луидор» и проходят дополнительную сертификацию.
Можно вспомнить, что во времена СССР выпускался седельный тягач ГАЗ‑51 П для работы с полуприцепами грузоподъемностью 5 тонн – ​с мотора мощностью 70 л.с. более серьезных результатов не добиться. В фильме «Живет такой парень» Леонид Куравлев успешно перевозил на ГАЗ‑51 с прицепом-роспуском доски и бревна. Зацепить к тогдашнему «ГАЗону» пару бочек кваса или пива – ​было обычным делом. Главное – ​не влезать в гидропривод тормозов, поэтому прицепы были или без тормозов, или с инерционным гидроприводом, что ограничивало грузоподъемность. Причем все горьковские грузовики оснащались фаркопом.
Между тем, начиная с ГАЗ‑3310 «Валдай», на современных «ГАЗонах» применяется тормозная система с пневмоприводом, которая существенно упрощает адаптацию грузовика для работы в составе автопоезда. Тормозная система «ГАЗон-Next» и, соответственно, «Вектор Next» во многом унифицирована с тормозами ГАЗ‑3310 «Валдай» – ​это лицензионные WABCO, пневмоаппаратура тоже импортная. Причем известный факт – ​колодки «Валдая» точно такие же, как на Mercedes-Benz Atego, у которого больше полная масса. Этим объясняется 200-тысячный ресурс тормозных колодок на «Валдае», «ГАЗон-Next» и на автобусах «Вектор Next». Для Горьковского автозавода такие тормоза – ​действительно прорыв, ничего подобного у него раньше не было. Важно, что в базовую комплектацию «ГАЗон-Next» и «Вектор Next» входят ABS и антипробуксовочная система ASR, которые существенно упрощают управление автомобилем на скользкой дороге. У «ГАЗон-Next 10» тормоза с дисковыми механизмами на обоих осях, с АБС и ASR. Как опция возможна установка трансмиссионного замедлителя – ​ретардера, что позволяет снизить износ тормозных колодок. То есть перспективные «тяжелые» «ГАЗон-Next» с успехом могут заменить исчезающие с наших дорог ЗИЛы, причем, как одиночки, так и автопоезда, и тем самым еще более упрочить свои позиции на российском рынке.

Читать еще:  Камский седельный тягач 6х6 камаз-65225

«Группа ГАЗ» представит новые модели автомобилей на выставке COMTRANS 2019 в Москве: смотрим и изучаем

«Группа ГАЗ» представляет новые модели автомобилей и автобусов на международной выставке коммерческих автомобилей COMTRANS 2019, которая пройдет с 3 по 7 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» в Москве.

Горьковский автомобильный завод презентует легкий коммерческий автомобиль нового поколения «ГАЗель NN », низкопольный микроавтобус «ГАЗель NEXT », новые модификации автомобилей, работающих на природном газе: «ГАЗон NEXT 10 LNG / CNG » и «ГАЗель NEXT 4.6 CNG », а также электробус ГАЗ и автобус для междугородных перевозок «Вектор NEXT ».

Разбираемся в технологических особенностях новых моделей транспорта.

«ГАЗель NN»

«ГАЗель NN» – это более 30 систем помощи водителю, повышенный комфорт, сниженная стоимость владения и универсальность. Новая модель легкого коммерческого автомобиля Горьковского автозавода обеспечивает высокий уровень безопасности, снижение утомляемости, повышение эффективности работы водителя и экономическую эффективность для владельцев бизнеса. Обновленный экстерьер с более строгими линиями в передней части автомобиля делает машину легко узнаваемой в транспортном потоке.

  • Системы помощи водителю (ADAS, advanced driver-assistance systems)

«ГАЗель NN» – это интеллектуальная платформа, оборудованная камерами, радарами и ультразвуковыми датчиками, которые следят за ситуацией на дороге и вокруг автомобиля. Полученная информация передается «мозгу» машины – электронному блоку управления, который подает сигналы водителю и напрямую взаимодействует с органами управления (рулевая и тормозная системы, управление освещением, звуковые сигналы). 5 камер, 8 ультразвуковых датчиков, 3 радара обеспечивают обзор на 360 градусов, контроль «слепых» зон, считывание информации о дорожных знаках, сигналах светофора, погодных условиях и уровне освещения. Эти данные, переработанные электронным «мозгом», становятся основой для работы систем ADAS, среди которых – адаптивный круиз-контроль, интеллектуальная адаптация скорости в зависимости от дорожных знаков, ассистент удержания в полосе, автоматическое экстренное торможение, система управления светом, парковочный ассистент, система контроля давления в шинах. Высокая универсальность платформы «ГАЗель NN» позволяет вводить системы ADAS поэтапно, постепенно увеличивая сложность задач, решение которых автомобиль возьмет на себя.

  • Комфорт

Принципиально новый интерьер кабины автомобиля. Сохранив большое пространство и отличную обзорность кабинного модуля NEXT, «ГАЗель NN» получила новое, более комфортабельное водительское сиденье с 20 видами регулировок, современную систему климатического контроля, мультимедийную систему с 9-дюймовым экраном, новый руль с набором подрулевых переключателей и кнопками доступа к важным функциям ADAS. Новая приборная панель имеет 8 разъемов USB, выход зарядного устройства на 220В, ниши для смартфонов, пластиковых карт, стаканчиков кофе и бутылок с водой. На комбинацию приборов с TFT-дисплеем (диагональ 4,3 дюйма) выводится ключевая информация, в том числе данные ADAS и навигационной системы. Бесключевой доступ в машину и бесключевой запуск двигателя обеспечивают дополнительное удобство. Внедрение электрического усилителя руля позволило повысить плавность и точность управления и обеспечить связь рулевой системы с системами помощи водителю. Целый ряд технических усовершенствований заметно снизил уровень шума и вибрационных нагрузок.

  • Экономическая эффективность

«ГАЗель NN» сохранила ключевое преимущество коммерческих автомобилей ГАЗ – самую низкую стоимость владения в своем классе. Предиктивная диагностика, которая станет возможной благодаря интеллектуальной электрической системе, снижение аварийности, более 50 конструктивных и технологических изменений, направленных на увеличение ресурса и надежности ключевых узлов и понижение расхода топлива – все это снижает сроки окупаемости и повышает экономическую эффективность эксплуатации транспортного средства.

  • Универсальность

«ГАЗель NN» – это унифицированная платформа, на основе которой будет развиваться модельный ряд легких коммерческих автомобилей ГАЗ в течение длительного времени. Универсальность новой платформы обеспечивает высокую вариативность сочетаний силовых агрегатов, типов шасси и других ключевых узлов автомобиля. На новую платформу может устанавливаться широкий ряд как двигателей внутреннего сгорания (дизельных, газовых, бензиновых), так и электрических силовых агрегатов. Современная электронная архитектура с центральным блоком управления электрооборудованием позволяет легко внедрять новые опции и элементы системы ADAS, устанавливать оригинальные специальные надстройки. На базе «ГАЗели NN» будет создан даже более широкий, чем на базе современной платформы «ГАЗель NEXT», модельный ряд легких коммерческих автомобилей полной массой 3,5 и 4,6 т, с различными типами кузова, колесными базами и вариантами спецтехники.

микроавтобус «ГАЗель NEXT»

Новый микроавтобус «ГАЗель NEXT», спроектированный в соответствии с требованиями программы «Доступная среда», является продолжением линейки каркасных автобусов «ГАЗель NEXT», производство которых началось в 2014 году. Низкий уровень пола, широкая двойная дверь и широкая площадка в центральной части салона обеспечивают удобство входа-выхода пассажирам, в том числе маломобильным группам населения: инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детскими колясками.

Благодаря применению регулируемой пневматической подвески реализована функция снижения уровня пола на остановке. Пневмоподвеска также позволила улучшить управляемость, снизить крены в поворотах и в целом увеличить плавность хода.

Задний мост увеличенной грузоподъемности и оригинальная усиленная рама обеспечивают высокую надежность конструкции, а тормозная система с дисковыми тормозными механизмами на всех четырех колесах отвечает за эффективное замедление и остановку автомобиля.

Кузов нового микроавтобуса – это мощный силовой каркас из стальных труб, облицованный панелями из алюминиевых композитных материалов и стеклопластика.

Автобус рассчитан на перевозку 22 пассажиров. Базовая комплектация предусматривает 17 сидячих и 5 стоячих мест. Возможны и другие варианты компоновки салона.

«Вектор NEXT 8.8»

«Вектор NEXT 8.8» для междугородных маршрутов является продолжением флагманской линейки NEXT «Группы ГАЗ». Новая модификация разработана для пассажирских перевозок на дальние расстояния. Салон автобуса укомплектован эргономичными сидениями, индивидуальными сервис-блоками, дополнительными поручнями. Для комфорта пассажиров установлены тонированные стеклопакеты и оборудован багажный отсек. Автобус рассчитан на транспортировку 48 пассажиров, включая 30 посадочных мест. Машина имеет улучшенную эргономику водительского места, раздельную систему кондиционирования салона и усовершенствованную систему шумоизоляции. Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-534 мощностью 168 л.с. экологического стандарта «Евро-5». Новый

Читать еще:  Крупнокалиберная снайперская винтовка Штейер ХС .50 (Steyr HS .50)

«Вектор NEXT» оборудован электронным рейсоуказателем и бегущей строкой, мультимедийным экраном. Современное техническое оснащение обеспечивает легкую управляемость и приспособленность машины к различным категориям дорог. Пневматическая тормозная система и ABS отвечают за надежное замедление автобуса в любых дорожных условиях. Антипробуксовочная система (ASR) существенно упрощает управление на мокрой дороге или в других условиях недостаточного сцепления колес с дорожным покрытием. Увеличенный межсервисный интервал до 20 000 км, гарантийный срок 3 года, высокий сбалансированный ресурс кузова и агрегатной базы обеспечивают максимально выгодную стоимость владения.

Автобусы «Вектор NEXT» выпускаются на Павловском заводе с 2016 года. На сегодняшний день семейство NEXT включает 6 моделей малого и среднего классов и 11 модификаций. Машины линейки NEXT имеют пассажировместимость от 39 до 48 человек, могут использоваться на городских и пригородных маршрутах и эксплуатироваться на дорогах с различными типами покрытия.

Электробус ГАЗ с ультрабыстрой зарядкой – обновленная модификация нового экологически чистого транспорта.

Электробус разработан при участии МГТУ им. Баумана на базе популярной модели низкопольного городского автобуса ЛиАЗ-5292, что позволяет обеспечить перевозчикам максимальную экономическую эффективность при эксплуатации и обслуживании техники.

Электробус ГАЗ рассчитан на перевозку 85 пассажиров, имеет 30 посадочных мест и специально оборудованную для маломобильных пассажиров накопительную площадку. Два асинхронных двигателя мощностью до 125 кВт, литий-титанатные батареи обеспечивают запас хода на одном заряде до 60 км. Силовая установка автобуса соответствует международному экологическому стандарту Zero Emission, который характеризуется полным отсутствием вредных выбросов в атмосферу. Для комфорта и безопасности пассажиров электробус оснащен системами книлинга (наклон автобуса в сторону остановки), видеонаблюдения и пожаротушения, USB-зарядки, кондиционером, оборудованием ГЛОНАСС. В демонстрируемой модели улучшено рабочее место водителя: приборная панель оснащена жидкокристаллическим дисплеем, отражающим различные диагностические данные, режимы вождения, данные открытия/закрытия дверей, показатели скорости, запас хода, уровень заряда батареи. Раздельная система кондиционирования позволяет поддерживать комфортную температуру в салоне и в кабине водителя.

Электробус ГАЗ

«ГАЗон NEXT 10 LNG/CNG»

«ГАЗон NEXT 10 LNG/CNG» предназначен для интенсивной эксплуатации на маршрутах с большими пробегами. Основная топливная система автомобиля работает на LNG (liquefied natural gaz) – сжиженном природном газе (метане), охлажденном до температуры -162 градуса. LNG-бак представляет из себя термос, предназначенный для максимально долгого поддержания низкой температуры топлива. Дополнительная топливная система работает на CNG (compressed natural gaz) – сжатом природном газе. Заправочный объем бака LNG – 220 л, объем баллонов CNG – 40 куб. м. Общий запас хода автомобиля на одной заправке – 900 км (700 км на LNG и 200 км на CNG).

На автомобиль установлена газовая модификация двигателя ЯМЗ-534, разработанная специально для работы на природном газе. Максимальная мощность двигателя – 170 л.с., максимальный крутящий момент – 600 Нм. Максимальная скорость автомобиля – 105 км/ч.

При сравнимых объемах топливного бака LNG обеспечивает в 3 раза больший запас хода, чем CNG. В связи с этим эксплуатация таких автомобилей наиболее выгодна при больших ежедневных пробегах.

Микроавтобус «ГАЗель NEXT 4.6 CNG» рассчитан на перевозу 22 пассажиров (19 сидячих и 3 стоячих места). В автомобиле установлен модернизированный газово-бензиновый двигатель EvoTech 3.0. Увеличение рабочего объема силового агрегата до 3 л (по сравнению с 2,7 л у предыдущей версии двигателя – EvoTech 2.7), применение чугунного блока цилиндров, новых коленчатого и распределительного валов, поршня и головки цилиндров и другие технические изменения позволили снизить теплонагруженность и повысить стабильность работы силового агрегата при высоких температурах. Мощность двигателя увеличена до 122 л.с. при движении на бензине (при движении на сжатом газе – 107 л.с.), а максимальный крутящий момент – до 250 Нм (220 Нм при движении на сжатом газе).

Автомобиль совмещает в себе комфорт, безопасность и функциональность семейства NEXT с высокой экономической эффективностью и экологичностью. Применение сжатого газа позволяет снизить топливные затраты на 40-50% (в зависимости от величины пробега и особенностей конкретной модели) по сравнению с бензином и дизельным топливом.

Как умирающий советский автогигант за 15 лет стал лидером рынка коммерческого транспорта – в совместном проекте «Ъ» и «Группы ГАЗ»

К середине ХХ века Горьковский автозавод (ГАЗ) выпустил около 1 млн полуторок — легендарных грузовиков «ГАЗ АА», которые помогли стране справиться с разрухой и бедствиями военного и послевоенного времени. Но к концу 1990-х годов ситуация на заводе резко изменилась: устаревшие технологии, высокий уровень дефектности, некачественные комплектующие подорвали репутацию «Газелей». Прошло еще 15 лет, и сейчас по российским дорогам ездят новые «Газели» поколения NEXT, на равных конкурируя с европейскими и американскими аналогами.
Журналист ИД «Коммерсантъ» Михаил Круглов отправился в Нижний Новгород, чтобы узнать, как на ГАЗе добились того, что модели этой марки заняли больше половины российского рынка легких коммерческих автомобилей.

Эволюция стали

На предприятиях компании качественно поменялись условия труда и культура производства

Если встать лицом к главной проходной ГАЗа, то можно одновременно увидеть, как справа от вас на территорию завода вползают груженные металлом составы, а прямо навстречу из ворот выезжают новые «Газели» и «Газоны NEXT». На этом месте сразу понимаешь, какие трансформации предстоят стальному листу, прежде чем он превратится в то, что на заводе называют готовой продукцией, — автомобили, которые сегодня покупают не только в России, но и в странах СНГ, Ближнего Востока и Южной Европы.

Здесь была громадная запущенная территория, рассчитанная на производство 400 000 автомобилей, продуваемые всеми ветрами гигантские цеха, полы в которых были перепачканы мазутом.

Справа видны рельсы, рядом с ними блестит отгруженная сталь в листах и рулонах, оцинкованная и обычная. Слева стопками уложены штампы — инструменты из высокопрочной легированной стали, которые устанавливаются на прессы и придают деталям нужную форму. Синие используются при производстве «Газели Бизнес», оранжевые — для кабины новой «Газели NEXT», голубые — для цельнометаллического фургона, серийный выпуск которого запустился в конце октября.

Транспортный конвейер в цехе окраски
Фото: Юрий Мартьянов

Окраска внутренних полостей кабины
Фото: Юрий Мартьянов

Полировка поверхности перед нанесением лакокрасочного покрытия
Фото: Юрий Мартьянов

Монтаж новой роботизированной линии в цехе крупной штамповки
Фото: Юрий Мартьянов

Очистка кузова перед нанесением катафорезного покрытия
Фото: Юрий Мартьянов

Почти все пространство цеха занимают ряды грохочущих прессов: от маленьких стотонных до гигантских, давящих на деталь массой 3500 тонн. Удар — и будущая дверь приобрела нужный изгиб. Следующий пресс, новый удар — готова боковина, еще один удар — офланцовка острых краев, еще один — прорублено окно.

Вот эти отходы мы раньше отправляли в металлолом, — Евгений Леонтьев показывает кучу железных обрезков, оставшихся после вырубки окон в автомобильных дверях. — Теперь мы штампуем из них мелкие детали.

Сложно себе представить, что всего 15 лет назад организация работы, обстановка и общая атмосфера на заводе были совсем другие.

Основные этапы эволюции ГАЗа

Перезагрузка

В 2000 году контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ» купила компания «Сибирский алюминий» (сегодня — промышленная группа «Базовый элемент») Олега Дерипаски. Состояние приобретенного актива восторга у новых собственников не вызвало.

Читать еще:  Ружье бекас 12м: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Завод, если честно, лежал на боку, — вспоминает директор по производственной системе «Группы ГАЗ» Александр Моисеев. — На площадках скопилось множество непроданных машин. Была уйма временных рабочих: солдаты, студенты, мигранты из Китая и Средней Азии. Были постоянные перебои с поставками деталей.

При этом завод содержал колхоз, птицефабрику, на его балансе были детские сады, поликлиники, больницы и другие социальные учреждения Автозаводского района Нижнего Новгорода — все это вместе с не сумевшим сориентироваться в новой рыночной реальности менеджментом тянуло ГАЗ ко дну.

Пытаясь поставить себя на место Олега Владимировича (Дерипаски. — Прим. ред.), я понимаю: для него этот новый актив поначалу был просто шоком, — рассказывает президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин .

На этом этапе, вспоминают нынешние топ-менеджеры завода, Олег Дерипаска понимал, что простое вливание в предприятие инвестиций не поможет его возродить. Сначала нужно было навести порядок: разгрести хлам, упорядочить работу, восстановить трудовую дисциплину.

Уровень роботизации новых линий штамповки составляет более 80%

Японский опыт

Слово «муда» и по-японски не значит ничего хорошего: оно переводится как «напрасный труд, ненужные потери». Но об этом на ГАЗе узнали чуть позже, в 2003 году. А до этого Олег Дерипаска поехал на самое известное автопроизводство — заводы Toyota в Японии, чтобы изучить лучший мировой опыт и основы производственной системы (она же — бережливое производство), базирующейся на философии постоянных изменений кайдзен. Он не только научился сам, но и привез на ГАЗ японских консультантов для внедрения рациональной производственной модели на российском предприятии.

Система бережливого производства предполагает снижение издержек и повышение эффективности работы. На деле это отказ от огромных складских помещений, создание максимально удобных рабочих мест, чистота и порядок в цехах, на территории, но прежде всего — в головах. Всему своя полочка, свое место в сложной производственной цепочке. Кайдзенами также называют то, что в советское время называли рацпредложением. Так, рабочий, который придумал, как быстрее и качественнее прикрутить болт, получает прибавку к зарплате за внедрение кайдзена, помогающего уменьшить потери, сократить сроки производства, увеличить производительность труда.

Внедряя производственную систему, мы стали уходить от того, что поставщик — наше заготовительное производство или внешнее — работает на склад,— рассказывал Олег Дерипаска в одном из интервью. — Он точно знает, сколько комплектующих израсходовано в этот день или в этот час, потому что к нему вернулась специальная карточка. Он знает, что ему нужно заполнить тару именно таким количеством материала. Соответственно, нет этих промежуточных складов, бессмысленной сортировки или остатков, которые потом остаются невостребованными.

Подача деталей на рабочие места осуществляется точно в срок в специализированной таре

К этому, конечно, пришли не сразу. Была проведена кропотливая работа по внедрению производственной системы, в которой Олег Дерипаска сам принимал активное участие. Ведь один из главных принципов бережливого производства: руководитель должен время от времени выходить на гембу — рабочее место, где трудятся его подчиненные,— и лично участвовать в производственном процессе. На Toyota такой подход практикует весь топ-менеджмент.

В сварочном цехе Горьковского автозавода нам показывают гембу, на которой когда-то практиковался председатель наблюдательного совета «Базового элемента».

Олег Владимирович (Дерипаска. — Прим. ред.) здесь и свой кайдзен внедрил: перенес кондуктор сварки ветрового проема к автоматической линии, чтобы уменьшить время на транспортировку, — рассказывает руководитель сварочного производства Андрей Матясов .— Неделю вместе с бригадой работал, ходил с секундомером, время на операции замерял, стандартизировал работу операторов, устранял потери.

По сварочному цеху проходит желтый сетчатый забор, который как будто разделяет прошлое и настоящее ГАЗа. С одной стороны сетки — тусклые цвета, пол в пятнах и закопченные балки, а с другой — белоснежный потолок и новое яркое оборудование.

Со временем мы поняли, что, хотя на конвейере вроде все были при деле, большая часть времени все равно уходила на переливание из пустого в порожнее, — говорит господин Моисеев . — Один ходил за деталями. Другой пытался совместить отверстия на двух деталях, чтобы завинтить болт. Третий ждал, пока конвейер запустят после очередного простоя. Оказалось, что в этих бессмысленных действиях и кроются резервы для роста.

Внедрение производственной системы, хоть и не сразу, начало менять сознание рабочих, их отношение к собственному труду и его результатам.

В 1996 году, когда я пришла на завод, ради каждой детали приходилось копаться в огромных контейнерах, — рассказывает бригадир участка сборки кабин Анна Ярошенко . — Теперь вместо этого — аккуратные коробочки. Всегда можно посчитать, сколько осталось. Да и атмосфера заметно изменилась.

Производительность труда пошла вверх, — вспоминает Александр Моисеев .— Еще один эффект, который последовал сразу,— психологический. Идеи для улучшений операций мы собирали у рабочих, и люди увидели, что их работой интересуются. Сразу пошла поддержка снизу!

Внедрение единых стандартов – оптимальная организация рабочего пространства

За годы внедрения производственной системы на ГАЗе и предприятиях, которые вошли во вновь образованную в 2005 году «Группу ГАЗ» (сегодня это 13 заводов в восьми регионах страны, выпускающих легкие коммерческие автомобили, среднетоннажные и тяжелые грузовики, автобусы, двигатели и компоненты), производительность труда выросла в несколько раз, экономический эффект исчисляется сотнями миллионов рублей.

Сегодня уже на ГАЗ, а не на Toyota едут за опытом со всей России. Бережливое производство внедряют как бизнесы, входящие в периметр «Базового элемента» («Русал», «Базэл Аэро», агрохолдинг «Кубань» и др.), так и совершенно сторонние компании — «Росатом», Сбербанк, КамАЗ. Производственная система по методике нижегородских автопроизводителей находит свое применение на госслужбе, в сфере услуг, финансов и во многих отраслях промышленности.

Рабочие и инженеры ГАЗа подтвердят, что их конвейер — один из лучших примеров организации производственного процесса, — уверен Олег Дерипаска .

По бывшим складским помещениям разъезжают автопоезда. Маленькие машинки размером с автопогрузчик тянут за собой по две-три тележки с деталями, развозя их по рабочим местам. Разметка на полу точно показывает, куда ставить очередную тележку, чтобы все ее полочки и коробочки были у сборщика под рукой.

Система единичного потока – гибкость производства, комфортные условия труда

В конце 1990 годов здесь было невозможно пройти, так все было заставлено, — вспоминает директор по производству дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» «Группы ГАЗ» Андрей Софонов . — Теперь мы держим запасы ровно на два часа работы. Для крупногабаритных узлов — на 30 минут. Их поставщики доставляют в обход экспедиции прямо на рабочие места. Это, кстати, позволяет быстрее реагировать и на проблемы с качеством.

Бригадир участка установки мостов на первом конвейере Алексей Домнин, работающий на заводе с 1992 года, отмечает: «20 лет назад зимой работали в шапках и фуфайках, летом от жары мучились. Пьянство было массовое. Теперь все иначе. И новое оборудование поставили, и культуру подтянули, и климат в цехах на уровне комнатной температуры».

Помимо эстетических и психологических есть и вполне практические результаты. В 2003 году, когда на ГАЗе только начали внедрять производственную систему, 98,5% автомобилей прямо с конвейера отправлялись в ремонтную зону для доделки и доводки. Сейчас 95% новых машин, пройдя жесткую проверку на качество, сразу отгружаются дилерам и клиентам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector