0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мина корабельная якорная (изделие 670.00.000)

Морская корабельная якорная мина гальваноударная образца 1908/1939 годов. СССР

После окончания гражданской войны на вооружении советского Военно-Морского Флота состояли корабельные якорные мины образцов 1908, 1912 и 1916 годов. Отсутствие в системе вооружения флота современных образцов минного оружия различного предназначения, поставило перед руководством ВМФ задачу перевооружения его новыми типами. Требовалось создать, изготовить и освоить на флотах большие корабельные, подлодочные и авиационные мины, в том числе – якорные, плавающие и донные, ударные, антенные и неконтактные мины. Работы по совершенствованию отечественного торпедного, противолодочного и минно-трального оружия возобновились в начале 1920-х годов. В 1932 году минная секция НТК ВМС была преобразована в Научно-исследовательский минно-торпедный институт Военно-Морского Флота (НИМТИ ВМФ), сыгравший основную роль в работах по перевооружению флота современным минно-торпедным оружием. Перед войной на вооружении ВМФ продолжала находиться морская шаровая гальваноударная якорная мина образца 1908 года конструкции П.П. Киткина. В 1939 году она прошла модернизацию и получила наименование «Морская мина образца 1908/39 годов». Морская мина образца 1908/39 годов – контактная, с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку. Она, после постановки путем сбрасывания в воду, освободившись от якоря, всплывала на установленную длину минрепа – троса для удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды и становилась на боевой взвод. Мина образца 1908/39 годов успешно применялась в годы Великой Отечественной войны для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника. Она снабжалась противопараванным прибором «Чайка» и использовалась, в основном в оборонительных заграждениях, против кораблей небольшого водоизмещения, а также против тральщиков у внешней кромки позиционных заграждений.

Об эффективности минных заграждений в годы Великой Отечественной войны можно судить на примере боевых действий Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), который к началу Великой Отечественной войны располагал 13315 морскими якорными минами и 3309 минными защитниками. Во время войны минное оружие широко использовалось при решении основных задач, поставленных флоту. Так, постановками оборонительных минных заграждений, большинство из которых было произведено в начале войны (в 1941 году – около 60 %), в целях обеспечения оперативного развертывания флота решались оперативные и тактические задачи: оборона подходов к военно-морским базам и портам с целью воспрепятствования артиллерийским обстрелам баз и побережья кораблями противника; создание рубежей для придания устойчивости обороне в своей операционной зоне; обеспечение флангов и тыла армии от высадки десантов и ударов противника с моря; создание препятствий для проникновения подводных лодок противника к нашим базам и в прибрежные районы; защита своих морских сообщений. Для постановки активных минных заграждений применялись надводные корабли всех классов, а в отдельных случаях – вспомогательные суда и плавсредства. На Балтике в устье Финского залива мины образца 1908/39 годов применялись в качестве противолодочных, для чего они ставились по измеренной глубине (не автоматически) с углублением 24 и 40 метров. Уже 8 июля 1941 года на этих минах погибли немецкие минные заградители «Прейсен», «Ганзештадт» и «Танненберг». Всего в годы войны на выполнение минно-заградительных действий советские боевые корабли выходили более 1300 раз. Постановка активных заграждений с малых кораблей (катеров) в значительной степени сковала движение противника на его коммуникациях и повысила напряжение его сил на Балтийском и Черном морях. Противник понес от морских мин существенные потери и был вынужден затратить значительные силы и средства для обеспечения противоминной обороны. Так, только на Балтийском море за годы войны противник потерял 382 транспортных судна общим тоннажем почти 1 000 000 тонн. Из них – 66 (16,2%) уничтожено посредством мин. На долю авиации приходится 59%, подводных лодок – 22,8%, надводных кораблей – 1,4%, береговой артиллерии – 0,6%. Общее количество мин, поставленных отечественными флотами, составило около 40 000 мин, из которых в активных заграждениях поставлено 23 % мин, в том числе подводными лодками — 1723 мины, авиацией — 2427 мин, надводными кораблями (в основном торпедными катерами) – 35920 морских мин.

Тип мины – контактная

Масса мины с якорем – 602 кг

Масса заряда ВВ – 115 кг

Глубина постановки – 15-110 м

Время приведения в боевое положение – 10-15 минут.

Музей военной техники «Боевая слава Урала»

Музей военной техники «Боевая слава Урала» — один из крупнейших в России [1] музеев военной техники, созданный в 2006 году силами ОАО «УГМК» при поддержке командования Приволжско-Уральского военного округа. Музей располагается в городе Верхняя Пышма Свердловской области.

Содержание

История создания

Начало созданию музея было положено в 2005 году, когда группа верхнепышминских ветеранов обратилась к руководству УГМК и градообразующего предприятия ОАО «Уралэлектромедь» с просьбой дополнить открытый в том же году мемориальный комплекс несколькими экземплярами военной техники. Идея получила не только поддержку, но и дальнейшее развитие, и уже 9 мая 2006 года состоялось торжественное открытие выставки, насчитывавшей тогда 10 экспонатов, наиболее заметным из которых являлась реактивная установка БМ-13 «Катюша», принимавшая участие в Параде Победы на Красной площади.

Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 310 от 23 октября 2006 года верхнепышминская экспозиция получила официальный статус музея боевой техники под открытым небом «Боевая Слава Урала» [2] .

Читать еще:  Пулемётное турне. Индия выбирает ручной пулемёт

В последующие годы экспозиция непрерывно пополнялась новыми образцами техники. При этом было налажено сотрудничество как с Минобороны России, так и с поисковыми отрядами, а также с частными коллекционерами. Значительная часть экспонатов приведена работниками «Уралэлектромеди» в исправное состояние и регулярно принимает участие в парадных шествиях [3] .

Стоит отметить, что завод «Уралэлектромедь», перед которым расположена музейная площадка и на котором осуществляется ремонт и реставрация экспонатов, никогда не являлся машиностроительным предприятием, и ничего из представленной военной техники на нём самом не выпускалось. Однако в масштабе всего Урала выставка более чем актуальна, поскольку в регионе расположен целый ряд предприятий, выпускавших и выпускающих военную технику, применявшуюся как в Великой Отечественной войне, так и после неё — это и Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, и екатеринбургские Уралмашзавод и Уралтрансмаш, и Челябинский тракторный завод. Кроме того, сам Пышминский медеэлектролитный завод в годы войны имел важнейшее значение для оборонной промышленности, являясь основным поставщиком меди и сплавов для изготовления артиллерийских снарядов и патронных гильз [1] .

Экспозиция музея

На 2012 год коллекция музея насчитывает более ста экземпляров техники, выставленных на открытой площадке. В 2013 году планируется открытие трёхэтажного здания Выставочного центра музея, в котором будут представлены образцы лёгкой военной техники, стрелкового вооружения, ретроавтомобили и мотоциклы, экспонаты, показывающие историю наградной системы, а также копии самолетов времён Великой Отечественной войны [4] . Принципиальной позицией создателей музея является то, что в нём никогда не появится техника фашистской Германии и стран, воевавших на её стороне.

Ниже приведён список экспонатов музея по категориям:

Комплекс «Поверхность». Умные мины для военно-морского флота

Несколько месяцев назад появилась первая информация о разработке принципиально нового отечественного комплекса минного вооружения для флота. Ожидается, что до конца года система с шифром «Поверхность» поступит на вооружение. В перспективном комплексе реализован ряд важных идей, призванных обеспечить резкий рост боевых качеств в сравнении с существующими изделиями.

Сведения о «Поверхности»

Первые подробности комплекса с шифром «Поверхность» появились в самом начале весны этого года. Отечественные СМИ со ссылкой на источники в командовании ВМФ опубликовали любопытные данные о перспективном проекте и возможностях нового оружия.

На днях система «Поверхность» вновь попала в новости. На этот раз речь идет об одном из носителей минного оружия. Ранее упоминалось, что комплекс смогут использовать различные корабли и самолеты, а теперь в СМИ появилась конкретная модель техники. Одним из носителей мин и средств управления станет модернизированный противолодочный самолет Бе-12 «Чайка».

Благодаря средствам массовой информации к настоящему времени имеются сведения об архитектуре перспективного комплекса, принципах действия и некоторых возможностях. Также известны текущий статус проекта и предполагаемые сроки завершения. Точные тактико-технические характеристики, впрочем, не публиковались. Остается неизвестным и облик новых изделий.

Умные мины

В состав комплекса «Поверхность» входят два основных элемента – собственно морские мины и специальный блок управления. Мины по своему облику и возможностям похожи на некоторые более старые изделия, тогда как в блоке управления используются самые современные решения.

Мины из состава комплекса оснащаются акустическим и магнитным датчиками целей, а также несут средства связи. Тип установки и способ работы изделий неизвестны. Также не уточняется принцип работы взрывателя.

Важной особенностью «Поверхности» является отсутствие прямой связи между датчиками цели и взрывателями – процесс подрыва контролируется блоком управления. Мина способна выявлять физические поля цели и выполнять ее опознавание по характерным особенностям. Упоминается наличие самообучающегося аппаратного блока, способного обмениваться данными с блоком управления.

Блок управления минным комплексом представляет собой компьютерную систему с элементами искусственного интеллекта, предназначенную для контроля за работой мин. Блок должен принимать данные от боеприпасов, обрабатывать их и раздавать указания с учетом текущей обстановки. За счет таких возможностей комплекс «Поверхность» образует в акватории «умное» управляемое заграждение.

По данным СМИ, блок управления комплексом способен давать минам разные задачи, соответствующие текущей обстановке и угрозам. Так, боеприпасы могут опознавать конкретные цели и поражать только их. За счет этого можно поражать корабли противника или противодействовать его противоминной работе. Мины смогут опознавать конкретные корабли и подрывать их либо игнорировать. В частности, они способны пропустить тральщик с противоминными средствами, но поразить любой другой корабль.

Определение типа цели по физическим полям также является средством опознавания «свой-чужой». В таком случае свои корабли смогут спокойно проходить через заграждение, тогда как вражеские ожидает подрыв.

Мина с самообучающейся аппаратурой может использоваться как в составе комплекса, так и отдельно. Однако отсутствие блока управления комплексом должно сократить потенциал оружия. Для полного использования всех возможностей «Поверхности» требуются блок управления с ИИ и некоторое количество других мин в акватории.

В первых новостях о комплексе упоминалось, что устанавливать его смогут отечественные корабли, подлодки и морская авиация. В начале сентября появились более точные данные на этот счет. В настоящее время готовится модернизация противолодочных самолетов Бе-12, и именно им предстоит стать одними из носителей «Поверхности». После обновления «Чайки» смогут нести широкую номенклатуру вооружений; наличие минного комплекса увеличит круг решаемых задач.

Сроки и стратегии

По состоянию на март комплекс «Поверхность» находился в высокой степени готовности. Тогда сообщалось, что испытания новой разработки завершатся до конца года. Сроки принятия на вооружение не уточнялись, но очевидно, что это произойдет в самом ближайшем будущем. По всей видимости, сначала новый комплекс пополнит боекомплект существующих кораблей и подлодок, способных использовать минно-торпедное вооружение.

Согласно свежим сообщениям, сроки завершения испытаний остаются прежними. При этом командование флота приступило к разработке концепций применения нового оружия. «Поверхность» серьезно отличается от существующих мин, и для реализации всех ее преимуществ нужны новые методики.

Из всех потенциальных носителей комплекса пока известен только самолет Бе-12. В январе министерство обороны сообщило о намерении начать модернизацию такой техники уже в этом году. Таким образом, в ближайшие годы ВМФ получит и новое минное вооружение, и улучшенные носители для него.

Читать еще:  Пневматическая винтовка umarex 850 air magnum: характеристики, устройство, разборка, фото и видео

Польза для флота

Сейчас на вооружении ВМФ России имеется несколько типов морских мин с разными характеристиками и возможностями. Такое оружие позволяет ставить заграждения при помощи надводных кораблей, подлодок или самолетов. Существующие мины в целом соответствуют потребностям флота, но это не исключает необходимость дальнейшего развития минно-торпедного вооружения.

Характерной особенностью состоящих на вооружении мин является их самостоятельность – заграждение представляет собой некоторое количество мин, не имеющих связи друг с другом и неспособных координировать действия. Новый проект «Поверхность» предлагает дополнить мины средствами связи и ввести в комплекс отдельный блок управления с элементами ИИ. Вследствие этого заграждение становится единой скоординированной системой.

Автономный минный комплекс может быть развернут в заданном районе и действовать полностью самостоятельно, ожидая корабли противника. В зависимости от поставленной задачи, «Поверхность» может устанавливаться на маршрутах движения корабельных соединений, у портов и на морских коммуникациях. Получив соответствующее задание, блок управления будет ждать появления требуемой цели и организовывать ее поражение.

Важной особенностью комплекса является совместимость с разными носителями. Корабли и подлодки смогут устанавливать сравнительно крупные и протяженные минные заграждения, в т.ч. на большом удалении от своих баз. Применение самолетов-носителей наподобие Бе-12 обеспечит быструю постановку в районе предполагаемого прохода противника – в т.ч. непосредственно перед его появлением.

Мины из состава «Поверхности» способны определять тип цели по физическим полям. Кроме того, ИИ блока управления должен обрабатывать поступающие сигналы. За счет этого можно повысить как боевую эффективность заграждения, так и его живучесть. Выявив тральщик, комплекс окажется в некоторой мере защищен от его средств борьбы с минами. Соответственно, повышается вероятность успешного сохранения заграждения с последующим поражением реальных целей.

Таким образом, новый комплекс вооружения дает флоту целый ряд новых возможностей, повышающих эффективность минных постановок. В то же время, принципиально новое оружие имеет очевидные недостатки. Получение новых возможностей связано с внедрением сложных радиоэлектронных компонентов – в первую очередь, блока управления с элементами ИИ. Это негативно сказывается на стоимости разработки, производства и эксплуатации комплекса.

Появление принципиально нового минного комплекса привело к необходимости разработки концепций его применения. Определение оптимальных методик является необходимым шагом и будет иметь очевидные положительные последствия.

Внедрение нового комплекса минного вооружения начнется не ранее 2020 г., однако результаты этого процесса стоят ожидания. В дополнение к «простым» минам старых моделей военно-морской флот получит изделия с более широкими возможностями. Однако пока флоту и промышленности необходимо завершить испытания и организовать серийное производство. Вероятно, в связи с этим военные раскроют новые подробности проекта «Поверхность».

Мина морская (фото)

Мина морская является самодостаточным взрывным устройством, размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от глубинных бомб мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях. В международном праве правила ведения минной войны установлены 8-й Гаагской конвенцией 1907 года.

Классификация

Морские мины классифицируются по следующим признакам:

  • Типу заряда – обычные, специальные (ядерные).
  • Степени избирательности – обычные (для любых целей), избирательные (распознают характеристики судна).
  • Управляемости – управляемые (по проводам, акустически, по радио), неуправляемые.
  • Кратности – кратные (заданное количество целей), некратные.
  • Типу взрывателя – неконтактные (индукционные, гидродинамические, акустические, магнитные), контактные (антенные, гальваноударные), комбинированные.
  • Типу установки – самонаводящиеся (торпедные), всплывающие, плавающие, донные, якорные.

Мины обычно имеют округлую либо овальную форму (за исключением мин-торпед), размеры от полуметра до 6 м (и более) в диаметре. Якорные характеризуются зарядом до 350 кг, донные – до тонны.

Историческая справка

Впервые морские мины стали использоваться китайцами в 14-м веке. Конструкция их была довольно простой: под водой находилась просмоленная бочка с порохом, к которой вел фитиль, поддерживаемый на поверхности поплавком. Для использования требовалось в нужный момент поджечь фитиль. Применение подобных конструкций встречается уже в трактатах 16-го века в том же Китае, но в качестве взрывателя использовался более технологичный кремневый механизм. Усовершенствованные мины применяли против японских пиратов.

В Европе первая мина морская была разработана в 1574 году англичанином Ральфом Раббардсом. Спустя столетие голландец Корнелиус Дреббель, служивший в артиллерийском управлении Англии, предложил свою конструкцию малоэффективных «плавающих хлопушек».

Американские разработки

По-настоящему грозная конструкция была разработана в США в период войны за независимость Давидом Бушнелем (1777 г.). Это была все та же пороховая бочка, но оснащенная механизмом, детонировавшим при столкновении с корпусом судна.

В разгар гражданской войны (1861 г.) в США Альфредом Ваудом придумана двухкорпусная плавающая морская мина. Название для нее подобрали подходящее – «адская машина». Взрывчатое вещество располагалось в металлическом цилиндре, находившемся под водой, который удерживала плавающая по поверхности деревянная бочка, одновременно служившая поплавком и детонатором.

Отечественные разработки

Впервые электрический взрыватель для «адских машин» изобрел российский инженер Павел Шиллинг в 1812 году. Во время неудачной осады Кронштадта англо-французским флотом (1854 г.) в Крымскую войну отлично себя зарекомендовала мина морская конструкции Якоби и Нобеля. Полторы тысячи выставленных «адских машин» не только сковали перемещение неприятельского флота, но ими были также повреждены три крупных британских парохода.

Мина Якоби-Нобеля обладала собственной плавучестью (благодаря воздушным камерам) и не нуждалась в поплавках. Это позволяло устанавливать ее скрытно, в толще воды, подвешивая на цепях, или пускать по течению.

Позже активно применялась сфероконическая плавающая мина, удерживаемая на требуемой глубине небольшим и малозаметным буйком или якорем. Впервые была применена в русско-турецкую войну (1877-1878 гг.) и стояла на вооружении флота с последующими улучшениями до 1960-х годов.

Читать еще:  Как был убит орхан джемаль: независимое расследование опровергает официальную версию

Якорная мина

Она удерживалась на необходимой глубине якорным концом – тросом. Притапливание первых образцов обеспечивалось ручной настройкой длины троса, что требовало много времени. Лейтенант Азаров предложил конструкцию, позволявшую автоматически устанавливать морские мины.

Устройство оснащалось системой из свинцового груза и подвешенного над грузом якоря. Якорный конец наматывался на барабан. Под действием груза и якоря барабан высвобождался от тормоза, и конец сматывался из барабана. Когда груз достигал дна, сила вытягивания конца уменьшалась и барабан стопорился, за счет чего «адская машина» погружалась на глубину, соответствующую расстоянию от груза до якоря.

Начало XX века

Массово морские мины стали применяться в веке двадцатом. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы минных полей при помощи тральщиков.

Данный опыт был перенят в Первую мировую. Немецкие морские мины препятствовали высадке британского десанта и сковывали действия российского флота. Подводные лодки минировали торговые пути, заливы и проливы. Союзники не остались в долгу, практически перекрыв для Германии выходы из Северного моря (для этого понадобилось 70 000 мин). Общая численность используемых «адских машин» экспертами оценивается в 235 000 штук.

Морские мины Второй мировой войны

В годы войны на морских театрах боевых действий было поставлено около миллиона мин, в том числе в водах СССР – более 160 000. Германией были установлены орудия смерти в морях, озерах, реках, в ледовом Карском море и в низовье реки Оби. Отступая, противник минировал портовые причалы, рейды, гавани. Особенно жестокой была минная война на Балтике, где немцами только в Финском заливе поставлено было более 70 000 шт.

В результате подрыва на минах затонуло примерно 8000 кораблей и судов. Кроме того, тысячи кораблей получили тяжелые повреждения. В европейских водах уже в послевоенное время на морских минах подорвались 558 судов, 290 из которых затонули. В первый же день начала войны на Балтике подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький».

Немецкие мины

Инженеры Германии в начале войны удивили союзников новыми высокоэффективными типами мин с магнитным взрывателем. Мина морская взрывалась не от контакта. Кораблю достаточно было подплыть достаточно близко к смертоносному заряду. Его ударной волны хватало, чтобы разворотить борт. Поврежденным судам приходилось прерывать миссию и возвращаться для ремонта.

Больше других страдал английский флот. Черчилль лично поставил наивысшим приоритетом разработать похожую конструкцию и найти эффективное средство для обезвреживания мин, но британские специалисты не могли раскрыть секрет технологии. Помог случай. Одна из сброшенных немецким самолетом мин увязла в прибрежном иле. Оказалось, что взрывной механизм был довольно сложным и базировался на магнитном поле Земли. Исследования помогли создать эффективные минные тральщики.

Советские мины

Советские морские мины были не столь технологичными, но не менее эффективными. В основном использовались модели КБ «Краб» и АГ. «Краб» представлял собой якорную мину. КБ-1 на вооружение принята в 1931 году, в 1940-м – модернизированная КБ-3. Предназначены для массовых минных постановок, всего в распоряжении флота к началу войны было около 8000 единиц. При длине 2 метра и массе свыше тонны устройство вмещало 230 кг взрывчатки.

Мина антенная глубоководная (АГ) применялась для затопления подлодок и судов, а также для затруднения судоходства неприятельского флота. По сути это была модификация КБ с антенными устройствами. При боевой постановке в морской воде между двумя медными антеннами выравнивался электрический потенциал. При касании антенной корпуса подлодки либо судна баланс потенциалов нарушался, что вызывало замыкание электроцепи запала. Одна мина «контролировала» 60 м пространства. Общие характеристики соответствуют модели КБ. Позже медные антенны (требовавшие 30 кг ценного металла) заменили стальными, изделие получило обозначение АГСБ. Немногие знают, как называется морская мина модели АГСБ: антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок.

Обезвреживание мин

Спустя 70 лет морские мины Второй мировой до сих пор представляют опасность для мирного пароходства. Большое их количество до сих пор остается где-то в глубинах Балтики. До 1945 года лишь 7 % мин были обезврежены, остальные потребовали десятилетий опасной работы по разминированию.

Основная тяжесть борьбы с минной опасностью легла на личный состав кораблей-тральщиков в послевоенные годы. Только в СССР было задействовано около 2000 тральщиков и до 100 000 человек личного состава. Степень риска была исключительно высокой из-за постоянно противодействующих факторов:

  • неизвестности границ минных полей;
  • разных глубин установки мин;
  • различных типов мин (якорных, антенных, с ловушками, донных неконтактных с приборами срочности и кратности);
  • возможности поражения осколками разорвавшихся мин.

Технология траления

Способ траления был далеко не совершенен и опасен. Рискуя подорваться на минах, корабли шли по минному полю и тянули за собой трал. Отсюда постоянное стрессовое состояние людей от ожидания смертельного взрыва.

Подрезанную тралом и всплывшую мину (если она не взорвалась под кораблем или в трале) надо уничтожить. При волнении моря закрепить на ней подрывной патрон. Подрыв мины надежнее ее расстрела из корабельной пушки, так как зачастую снаряд пробивал оболочку мины, не задев взрыватель. Невзорвавшаяся боевая мина ложилась на грунт, представляя новую, уже не поддающуюся ликвидации опасность.

Вывод

Морская мина, фото которой внушают страх одним только видом, до сих пор является грозным, смертоносным, при этом дешевым оружием. Устройства стали еще более «умными» и более мощными. Существуют разработки с установленным ядерным зарядом. Помимо перечисленных видов, существуют буксируемые, шестовые, метательные, самодвижущиеся и прочие «адские машины».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector