0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Mcdonnell douglas ah-64 apache — американский вертолет

AH-64 Apache Attack Helicopter

AH-64 Apache является первым армейским боевым вертолетом, разработанным с целью взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток, в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения боеспособности, живучести и возвращения в строй. Вертолет «Апач» проектировался исключительно для ведения наступательных операций при максимальной внезапности действий (исходя из принципа «вести бой и выжить»). Тактико-технические требования армии для вертолета AH-64A «Апач» с вооружением из 8 ПТУР «Нелфайр» и 320 30-мм снарядов включали вертикальную скороподъемность 2,3 м/с на высоте 1220 м при температуре 35°С, крейсерскую скорость 269 км/ч на высоте 1220 м и продолжительность полета при выполнении типового задания 1 ч 50 мин.

Требованиями предусматривался расчетный срок службы вертолета 4500 часов, возможность эксплуатации в условиях песчаного грунта в течение 450 ч, безопасность полета в условиях дождя и умеренного обледенения, выживаемость экипажа при вертикальной посадке со скоростью 12,8 м/с. Требованиями предусматривалась возможность выполнения задания при попадании одиночной пули калибром 12,7 мм и обеспечение максимальной живучести при попадании одиночного снаряда калибром 23 мм. В соответствии с типовым заданием предусматривалась возможность полета в зону ведения боя по приборам и проведение атаки при видимости 800 м и высоте облачности около 60 м. Прототип вертолета совершил первый полет 30 сентября 1975 года; первые три предсерийных образца были переданы армии США для проведения испытаний в июне 1979 года, в Декабре 1994 года был изготовлен последний из 811 заказанных вертолетов этого типа.

Конструктивно вертолет АН-64А выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, среднерасположенным крылом небольшого размаха и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Вертолет имеет изготовленный из алюминиевых сплавов фюзеляж; самолетного типа с относительно малым поперечным сечением, что обеспечивает снижение эффективной площади рассеивания. Двухместная кабина экипажа находится в передней части. Кресла в ней установлены по схеме «тандем», на переднем размещается стрелок-оператор, а на заднем, приподнятом на 0,48 м для улучшения обзора, — летчик.

Броня, защищающая кабину снизу и с боков, а также броневая перегородка между креслами изготовлены из композиционного материала кевлар. В кабине стрелка-оператора, кроме панели выбора оружия и управления им, имеются все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки. Наряду с двухдвигательной силовой установкой и дублированной системой управления вертолетом это существенно повышает живучесть вертолета в бою. Вертолет имеет снабженное автоматическими закрылками среднерасположенное крыло с размахом 5,23 м. Под крылом есть четыре узла подвески вооружения, при этом пилоны с подвешенными на них ракетами могут поворачиваться на угол 5° вверх и до 28° вниз.

Вертолет оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием — в общей сложности около 220 единиц. В состав прицельно-навигационного оборудования входят электронно-оптическая система TADS/PNVS, комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, доплеровская РЛС, инерциальная навигационная система AN/ASN-143 и радиовысотомер. Связное оборудование включает четыре радиостанции и аппаратуру засекречивания. Для обеспечения точности поражения цели с вертолета AH-64A «Апач» различными видами вооружения, в первую очередь ПТУР «Хелфайр», на вертолете используется комплексная прицельно-навигационная система TADS/PNVS фирмы «Мартин-Мариетта» для опознавания цели и ночного видения.

Система TADS объединяет пять подсистем, которые позволяют в любое время суток и в сложных погодных условиях за считанные секунды обнаруживать и опознавать цели, с высокой точностью определять их дальность и координаты. Система TADS включает в себя следующие подсистемы: лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D); ИК-система ночного видения в передней полусфере (FLIR); оптическая система прямого видения (DVO); телевизионная система отображения в дневное время (DT); лазерный блок слежения. Все это оборудование размещается в бочкообразном обтекателе в носовой части вертолета. Подсистемы передают сигналы для отображения на лобовом стекле летчика и оператора.

Система ночного видения PNVS включает ИК-системы ночного видения в передней полусфере, датчик которой, выведенный в носовую часть фюзеляжа над системой TADS, связан посредством оптоэлектронной следящей системы с движениями головы летчика или оператора. Таким образом нашлемная следящая система ориентируется в соответсвии с направлением головы летчика или оператора. Данные от системы PNVS (используемые в первую очередь для пилотирования и обнаружения целей) и от системы TADS отображаются на монокуляре комплексной системы индикации и прицеливания IHADSS.

Система IHADSS позволяет экипажу анализировать информацию в процессе наблюдения за целью, наводить системы оружия видя перед собой цель, согласовывать данные линии визирования между летчиком и оператором, наводить системы TADS/PNVS на целеуказание. Подсистема FLIR, входящая в TADS, при необходимости может быть использована в системе PNVS как резервная. Летчик или оператор с помощью рукоятки на ручке управления (слева от сидения) имеет возможность ориентировать подсистему TADS FLIR в диапазоне +120° по азимуту и от +30° до -60° по углу возвышения. Углы отклонения системы PNVS: +90° по азимуту и от +20° до -45° по углу возвышения.

В конструкции четырехлопастного несущего винта и четырехлопастного рулевого винта использованы лопасти фирмы «Тул Рисерч энд Энжиниринг». Лопасть несущего винта пятилонжеронной конструкции, имеет прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Лонжероны выполнены из нержавеющей стали и усилены трубчатыми силовыми прокладками из стеклопластика. Обшивка лопасти слоистой конструкции из нержавеющей стали, хвостовая часть выполнена из композиционных материалов. Конструкция лопасти отличается повышенной прочностью: срок службы более 4500 часов. Лопасти могут складываться или демонтироваться при транспотировке вертолетов «Апач» самолетами Локхид C-141 (вмещает 2 вертолета) и C-5A (вмещает 6 вертолетов).

Система крепления лопасти отражает опыт фирмы «Хьюз», накопленный при разработке легкого вертолета OH-6A, где использованы система упругих пластин-торсионов с эластомерными демпферами в плоскости вращения и разнесенными горизонтальными шарнирами. Лопасти несущего винта имеют профиль HH-02. Рулевой винт установлен с левой стороны стреловидного киля. Он состоит из двух двухлопастных винтов, установленных по Х-образной схеме, при которой лопасти расположены под углами 55 и 125° друг к другу, что обеспечивает оптимальное снижние уровня шума. В лопастях рулевого винта использован профиль NACA 64A006. Двигатели вертолета размещены в гондолах по бокам фюзеляжа. Такой значительный разнос двигателей является мерой предотвращения выхода из строя обоих двигателей при одиночном выстреле по вертолету.

Опытные вертолеты были оснащены ТВД «Дженерал Электрик» YT700 или T700-GE-700 (номинальная мощность двигатля 1560 л.с.). Фирма «Дженерал Электрик» подготовила более мощный вариант под обозначением T700-GE-401 (обозначение для армии T700-GE-701) в соответствии с требованиями флота США к противолодочному вертолету Сикорский SH-60B «Си Хоук». В 1983 году фирма «Дженерал Электрик» поставила армии первые серийные ТВД T700-GE-701 для установки на вертолеты «Апач». Новые вертолеты AH-64D оснащены модифицированными двигателями T700-GE-701C повышенной мощности. Двигатели имеют модульную конструкцию и снабжены встроенными центробежными воздухоочистителями (пылезащитными устройствами), которые обеспечивают удаление до 95% пыли и песка, засасываемых в воздухозаборник.

Выхлопные устройства двигателей оборудованы системой «Black Hole», снижающей тепловое излучение. Общая емкость двух протектированных топливных баков составляет около 1 420 литров. Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы, редукторы рулевого винта и двигателей, соединительные валы. Мощность двигателей, имеющих встроенные редукторы, передается на главный редуктор и через вал привода рулевого винта на рулевой винт. Промежуточный редуктор и редуктор привода рулевого винта работают на консистентной смазке, чтобы уменьшить опасность выхода из строя от действия пуль и осколков. При израсходовании или вытекании смазочного масла главный редуктор в течение 1 часа может работать без смазки. Поставки элементов трансмиссии осуществляют фирмы «Литтон» и «Эркрафт Гир».

Для вертолета АН-64А американские фирмы «Мартин Мариэтта» и «Весмингауз» разработали авиационную всепогодную систему оружия AAWWS «Лонгбоу», которая должна войти в качестве одного из основных элементов в программу поэтапного усовершенствования этого вертолета. Главными составными частями этой системы являются вращающаяся антенна миллиметрового диапазона, размещаемая над втулкой несущего винта вертолета, ПТУР «Хеллфайр» с новой радиолокационной головкой самонаведения (вместо лазерной) и соответствующее электронное оборудование, установленное в фюзеляже и кабине вертолета. Ракета «Хеллфайр» имеет длину 1,76 м, диаметр 0,18 м, размах крыла 0,33 м, стартовый вес 43 кг. Она оснащена кумулятивной боевой частью (9 кг), которая способна пробивать лобовую броню современных танков. Система AAWWS обеспечивает возможность ведения борьбы с танками в сложных метеорологических условиях, так как РЛС миллиметрового диапазона в отличие от оптических средств наведения оружия, в том числе лазерной, способна успешно функционировать в условиях тумана и дождя. Встроенное вооружение вертолетов АН-64А «Апач» состоит из одноствольной 30-мм пушки М230, смонтированной в турельной установке в нижней части фюзеляжа под креслом стрелка-оператора.

Читать еще:  Чистка канала ствола – легко и удобно

Темп стрельбы этой пушки 625 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3 000 м. Для борьбы с танками вертолет вооружен ПТУР «Хеллфайр» с полуактивной лазерной головкой самонаведения. На четырех подкрыловых узлах подвески могут размещаться до 16 таких ракет. При необходимости на каждом из узлов подвески вместо ПТУР может размещаться также по одной пусковой установке, в каждой из которых находится 19 неуправляемых авиационных ракет калибром 70 мм.

Разработаны следующие модификации вертолета:

YAH-64A — протип вертолета простоенный году фирмой «Хьюз». Наряду с YAH-63 фирмы «Белл» участвовал в конкурсе армии США по программе Advanced Attack Helicopter. Были построены (1975 год): YAH-64A GTV (обозначение AV-01) — машина для наземных испытаний, и два вертолета (AV-02 и AV-03) для участия в конкурсных полетах. После заключения контракта они неоднократно модифицировались. В 1979 году были постоены еще два летных образца AV-04 (впоследствии разбился) и AV-05 для армейских испытаний.

AH-64A — серийный вертолет созданный на «эталоне» YAH-64A AV-05. Выпускался с 1983 по 1994 год. Самый первый серийный AH-64A имел обозначение PV-01. Кроме армии США, вертолеты этой модификации поставлялись вооруженным силам Израиля, Нидерландов, Саудовской Аравии, Египта, Греции и Объединенных Арабских Эмиратов. К 2010 году планируется заменить все вертолеты этого типа, стоящие на вооружении армии США, на AH-64D (без радара Longbow).

GAH-64A — вариант AH-64A приспособленный для обучения и тренировочных полетов. Построено 17 вертолетов.

JAH-64A — вариант AH-64A для специальных летных исследований. Вертолет дополнительно оборудован системами записи параметров полета и работы систем, а также системой передачи этих данных наземному персоналу. Построено 7 вертолетов.

AH-64B (Apache Bravo) — модификация отличающаяся увеличенным крылом, новыми средствами связи и навигации (включая GPS) и повышенной защитой от оружия массового поражения. Взлетный вес увеличился на 122 кг, по сравнению с AH-64A. Согласно программе планировалось доработать 254 вертолета AH-64A. Программа так и была не реализована (прекращена в 1990 году).

AH-64G (Advanced Apache) — модификация AH-64B для стран НАТО (еще одно из возможных обозначений AH-64B/G). Планировалась оснащение новыми двигателями и ЭДСУ, установка БРЭО по желанию заказчика. Имелась возможножность применения AAWWS Longbow. От программы отказались в 1990 году из-за отсутствия заказов.

AH-64 Sea Going Apache — морская модификация вертолета с вооружением из противокорабельных ракет Гарпун (Harpoon) и Пингвин (Penquin). Программа закрыта на этапе разработки.

АН-64С — модификация AH-64A с учетом накопленного опыта эксплуатации. Имела новое улучшенное БРЭО. Очень близка к AH-64D (исключая установку новых двигателей и радара Longbow). В 1993 году программа преобразована в модификацию вертолетов до AH-64D и обозначение AH-64C более не применялось.

AH-64D Longbow — новая модификация вертолета на базе AH-64C с надвтулочной РЛС Longbow и более мощными двигателями (-701C). Все AH-64A армии США планируется доработать до AH-64D (без радара Longbow).

WAH-64D — вариант AH-64D для армии Великобритании (лицензионное производство фирмой «Westland»). Отличается от AH-64D двигателями фирмы «Rolls Royce». Построено 67 вертолетов.

McDonnell Douglas AH-64 Apache — американский вертолет

Вторая половина XX века стала «звездным часом» для развития вертолетов. Подобные машины почти не применялись во время Второй Мировой войны, но уже в Корейской войне вертолеты использовались самым активным образом. Пионерами в применении вертолета на поле боя стали американцы. Развитие вертолетостроения в США связано с именем Игоря Сикорского – талантливого инженера, уроженца Киева, уехавшего в США после Октябрьской революции.

Хотя, надо отметить, что поначалу эти машины имели большое количество противников. ВВС США вообще не хотело закупать вертолеты, мотивируя это невысокими летными качествами, сложностью в обслуживании и возможной уязвимостью от средств ПВО. Увы, военные очень часто страдают косностью мышления. Но это отношение очень быстро поменялось на противоположное. Вертолеты прекрасно проявили себя в Корейской войне. Их использовали для корректировки огня, разведки, эвакуации раненных, высадки десанта и других целей. Через несколько месяцев боевых действий американские генералы требовали дать им «побольше вертушек».

До появления вертолетов бойцы, получавшие средние или тяжелые ранения, были практически обречены (умирали 90%). После начала «вертолетной» эры смертность снизилась до 10%. К концу корейского конфликта на вертолеты стали устанавливать небольшие ручные пулеметы. На вооружении армии США уже стояло несколько типов геликоптеров.
Корейская война показала, что вертолет является прекрасным средством для решения тактических задач, в первую очередь связанных с переброской войск и их снабжением. Во второй половине XX произошло множество локальных конфликтов, колониальных войн, в которых одна из сторон была вынуждена вести антипартизанскую борьбу. И оказалось, что вертолет – это идеальное средство для такого рода боевых действий.

Вертолет все больше становиться не просто транспортным средством, но и ударной машиной, идеальным штурмовиком и средством поддержки сухопутных войск. На вертолеты стали устанавливать неуправляемые ракеты и пулеметы, а с появлением противотанковых управляемых ракет вертолет стал мощным средством борьбы против бронетехники.

Важной вехой в развитии боевых вертолетов стала Вьетнамская война. Настоящим символом этой войны стал американский вертолет Bell UH-1, больше известный как «Хьюи». Это прекрасная, надежная и неприхотливая машина выпускается до сих пор. Еще одним вертолетом, который активно применялся во вьетнамских джунглях, стал ударный вертолет Bell AH-1 Cobra. Его основной задачей была поддержка войск и нанесение ударов по противнику.

К концу боевых действий в армии США были сформированы специальные дивизии, на вооружении которых стояли только вертолеты. Война во Вьетнаме дала резкий толчок развитию вертолетостроения в США.

В конце 70-х годов прошлого века в США стали раздумывать над созданием нового ударного вертолета, он должен был вобрать в себя весь опыт, полученный во Вьетнаме и заменить машины Bell AH-1 Cobra. В конкурсе на разработку нового вертолета приняли участие несколько крупнейших американских авиастроительных компаний. В 1976 году победа досталась компании Хьюз, и в 1981 году появился вертолет АН 64 Аpache, который до сих пор стоит на вооружении армии США и считается одним из лучших боевых вертолетов в мире. С 1984 года АН 64 выпускается серийно.

Описание боевого вертолета АН 64 Аpache

Эта машина изначально создавалась как ударный вертолет, для поддержки сухопутных войск в любое время суток и при любой погоде. Также одной из основных функций «Апача» является борьба с бронетехникой противника, что они уже неоднократно блестяще демонстрировали в ходе различных конфликтов.

Требования к новому вертолету изначально выдвигались очень строгие. АН 64 должен был летать в дождь и ночью, выполнять боевое задание, даже после попадания в него пули калибра 12,7 мм, уметь летать «по приборам» и атаковать в условиях плохой видимости, а также обеспечивать безопасность экипажа при аварийной посадке со скоростью 12,8 м/с.

Вертолет имеет несколько модификаций. Самая последняя и самая совершенная из них — АН 64D Apache Longbow, первая такая машина поднялась в воздух в начале 1991 года.

«Апач» сделан по классической схеме с одним рулевым и одним несущим винтом. И несущие и рулевые винты имеют по четыре лопасти. Длина лопасти несущего винта вертолета «Апач» — 6 метров, лопасти имеют особое строение: внутри они металлические, сверху покрыты стекловолокном, задняя кромка сделана из композитного материала, а передняя – титановая. Такое строение позволяет вертолету задевать лопастями небольшие препятствия (ветки, небольшие деревья). Рулевой винт Х-образной формы, которая намного эффективней традиционной.

Фюзеляж АН 64 Аpache состоит из алюминиевых сплавов особой прочности, геликоптер имеет крыло небольшого удлинения (съемное) и не убирающееся шасси. Кабина АН 64 рассчитана на двух членов экипажа, которые сидят один над другим. Кабина пилотов защищена серьезной броней. Конструкция вертолета может выдерживать большие перегрузки. «Апач» имеет два двигателя, которые разнесены по бокам машины. Каждый из двигателей имеет специальное устройство, оно рассеивает струю выхлопа и снижает заметность вертолета в инфракрасном диапазоне.

В боевом вертолете используется двойная гидравлическая система, защищены топливные баки, наиболее важные узлы машины покрыты броней.

Читать еще:  АК – лучший среди равных. Заключительный этап испытаний 1947-1948 г.г.

На АН 64 установлено очень много различного радиоэлектронного оборудования, особенно это можно сказать о последней модификации — АН 64D Apache Longbow. Основой всего вооружения АН 64 является TADS – система целеуказания и обнаружения. Она состоит из нескольких элементов.

  • Система ночного видения с многократным увеличением;
  • Оптическая система;
  • Телевизионная система, которая работает в дневное время;
  • Кроме этого, на вертолетах «Апач» впервые применена нашлемная система целеуказания, которая позволяет стрелять, совершив движение головой. Электронные системы управлением позволяют пилоту максимально удобно пилотировать вертолет и вести бой. Особенно хорошо продуманно управление «Апачем» для полетов на сверхмалых высотах, с огибанием элементов ландшафта. Это существенно повышает шанс выжить для машины и ее экипажа.

У «Апача» четыре точки подвески на крыльях и на них могут быть размещены неуправляемые или управляемые ракеты. На каждую подвеску можно прикрепить до 700 кг. На вертолет можно установить 16 управляемых ракет «Хелфайр». Между стойками шасси установлена пушка Хьюз Н230А-1 «Chaingun», имеющая калибр 30 мм.

Ниже приведены технические характеристики всех модификаций боевого вертолета АН-64 Аpache.

AH-64 Apache

Галерея AH-64

AH-64 Apache (Апач) — американский ударный боевой вертолет, разработанный фирмой Hughes в конце 1970-хх. Основной боевой вертолет ВС США.

История AH-64

Не смотря на все риски изначальной разработки, опыт применения вертолетов AH-1 Кобра во Вьетнаме подтвердил перспективность концепции ударного вертолета. Тем не менее, время шло, технологии совершенствовались, требования к боевым машинам росли, да и Кобра уже не была уникальна – в СССР активно строились свои ударные вертолеты – знаменитые Ми-24. С наследником же были сложности: амбициозный на то время проект AH-56 Cheyenne оказался слишком сложным и дорогим, и почти десятилетняя эпопея его разработки закончилась закрытием всей программы. Создать вертолет из уже имевшихся машин (предлагался Sikorsky S-61) тоже не удалось– была нужна бескомпромиссная машина, а не модификация.

В конце концов, к 1972 году была инициирована программ совершенного боевого вертолета (Advanced Attack Helicopter, AAH) целью которой было создание нового боевого вертолета.

Военным был нужен вертолет, способный вести борьбу с танками противника в любую погоду, в условиях противодействия ПВО и РЭБ противника. При этом машина должна была обладать выдающимися характеристиками живучести, высокой маневренностью и автономностью применения.

В программе участвовали основные производители США: Boeing, Bell, Hughes, Sikorsky и Lockheed. На начальном же этапе тендера из гонки выпали несколько участников – остались самые именитые «вертолетчики» — Bell (прототип YAH-63) и Hughes (YAH-64).

Оба вертолета имели близкие возможности по вооружениям и одинаковые двигатели XT-700, уже применяемые на вертолетах UH-60. Однако, машина Хьюза оказалась более прорывной в отличие от YAH-63, который, по сути, был увеличенной Коброй.

Впервые YAH-64 взлетел в 1975 году. В том же году взлетел YAH-63. Начался основной этап сравнительных испытаний. Летные испытания очень явно показали превосходство YAH-64 по летным характеристикам. Так же ударом для YAH-63 стала катастрофа их прототипа, что очень подмочило репутацию Bell.

В итоге, в тендере победил YAH-64, а Hughes получили от Пентагона 317 миллионов на создание еще трех прототипов. Именно на этих прототипах впервые отрабатывались стрельбы новейшими ракетами AGM-114 Hellfire, получивших, в дальнейшем, широкое распространение. На вертолеты установили винты со стреловидными законцовками, теплорассеивающие насадки на выхлоп двигателей, новые пушки, новую авионику и так далее.

Наконец, в декабре 1981 года вертолет получил официальную директиву на начало серийного производства. Родился главный американский боевой вертолет AH-64 Apache.

Программа производства первой серии была в самом разгаре, когда Hughes Helicopters была поглощена концерном McDonnell Douglas (MD купили Hughes за символические $470 млн.) Тем не менее, на производство это не повлияло – Апач был очень нужен военным. В итоге, машины начали поставляться в войска уже как MD AH-64 Apache.

Для выпуска Апачей был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. Апачи стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин.

Видео исполнения фигур высшего пилотажа на вертолете AH-64 Apache

Конструкция AH-64

AH-64 Apache –вертолет, выполненный по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим и рулевым винтами, крылом небольшого удлинения и трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом.

Фюзеляж сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости. Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением пилотов. Впереди размещается оператор систем вооружения, а сзади и выше — летчик. Легкая броня (сплав на основе бора), защищающая кабину экипажа снизу и с боков, выдерживает попадание пуль и снарядов калибром 12,7 мм. В кабине оператора размещены все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки при поражении командира экипажа.

Несущий винт имеет четыре лопасти прямоугольной формы со скошенными законцовками. Рулевой винт — четырехлопастной, выполнен из двух двухлопастных винтов.

Крыло — прямое, размахом 5,23 м. На каждой консоли установлены два пилона для подвески вооружения, подвесных топливных баков и специальных транспортных контейнеров.

Хвостовое оперение: киль — стреловидный, с левой стороны установлен рулевой винт. Стабилизатор прямой, цельноповоротный.

Шасси — неубираемое с хвостовым колесом. Основные опоры способны выдержать аварийную посадку с вертикальной скоростью до 12,8 м/с.

Управление вертолетом осуществляется посредством основной или резервной систем. Резервная система управления — электродистанционная.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей general Electric T-700-GE-701 мощностью 1695 л. с. на максимальном режиме. Вертолет способен поддерживать полет в условиях отказа одного из двигателей. Двигатели размещены в раздельных мотогандолах по бокам фюзеляжа, что исключает возможность поражения обоих одним снарядом.

Модификаци

  • YAH-64 — прототип. Построено 5 экземпляров.
  • AH-64A — первая серийная модификация. Построено 827 вертолётов. В 1996-2005 годах 501 вертолёт был переоборудован в вариант AH-64D.
  • GAH-64A — вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр.
  • JAH-64A — модификация для проведения специальных лётных исследований.
  • WAH-64 — вариант для британской армии производства Augusta-Westland с двигателями Rolls-Royce.
  • AH-64B — вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции Буря в пустыне. Имел увеличенное крыло, новые средства связи и навигации, усиленную бронезащиту.
  • AH-64C — модернизированный AH-64A.
  • AH-64D Apache Longbow — вторая основная модификация. Главная особенность — РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow, размещённая в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование.
  • AH-64EBlock III — лопасти винтов выполнены из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с), способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами.

Эксплуатация AH-64

С начала серийного производства в 1982 году было выпущено более 2000 вертолетов AH-64 Apache разных модификаций. Вертолет находится на вооружении вооруженных сил США, Великобритании, Греции, Египта, Израиля, Индии, Индонезии, Кувейта, Нидерландов, ОАЭ, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Японии.

Впервые вертолеты Апач приняли участие в боях во время вторжения США в Панаму в 1989 году, однако, малое участие вертолетов (11 машин) и, практически, полное отсутствие сопротивления не дали им себя проявить (боевое применение ограничилось несколькими пусками ракет AGM-114).

Первым серьезным испытанием для AH-64 стала операция Буря в пустыне в 1991 году. В то время боевая операция была начата именно Апачами, атаковавшими РЛС иракской армии. Вертолеты, часто действуя совместно с штурмовиками A-10 Thunderbolt II, проявили себя, как весьма эффективные машины в борьбе с техникой противника (по разным данным было уничтожено от 270 до 500 танков).

В дальнейшем, вертолеты Apache активно применялись эксплуатантами в боевых действиях в Югославии (войска НАТО), Ливане (применялся Израилем), Ираке в 2003 году (войска США), Афганистане (войска НАТО).

В общей сложности к 2015 году было потеряно 144 вертолета.

Схема вертолета AH-64 Apache

Вертолёт Апач: легенда вооружённых сил США

ВВС США в 80-е годы пополнил новый вертолёт AH-64, более известный как «Apache», рассчитанный для ведения наступательных действий. Он стал первым армейским боевым вертолётом, предназначенным для осуществления совместных боевых действий с наземными войсками и проведения противотанковых операций.

Машина AH-64 сыграла важную роль в формировании ВВС Америки, став культовой моделью. Геликоптер принял участие в нескольких вооружённых конфликтах, а также использовался при съёмке кинофильмов. На сегодняшний день он является вторым по распространённости в мире (первенство сохраняется за советской машиной Ми-24).

Читать еще:  АВТОМАТ СУДАЕВА АС-44

История

Идея использования боевых вертолётов подтвердилась по итогам применения машин AH-1 «Кобра» во Вьетнамской войне. Было неясно, какая модель станет основой в боевых частях.

Главный претендент на это место, программа разработки вертолета AH-56 «Шайенн» была закрыта в 1972 году из-за больших затрат. Попытки заменить AH-1 на S-67 и модернизированный вариант S-61 не дали результата.

К 1972 году ВВС США анонсировали программу разработки обновлённого боевого вертолёта, под кодовым названием AAH (Advanced Attack Helicopter). АН-64 «Apache» (или модель 77) был создан компанией «Hughes Helicopters, Inc.» и позиционировался как вертолёт для уничтожения вражеских бронированных средств в любых условиях и в любое время суток.

Своё название он получил в честь одноимённого индейского племени, ранее проживавшего на территории США.

Готовый образец протестировали в сентябре 1975 года. Спустя шесть лет он получил официальное название – «Apache». Первый серийный вертолёт подняли в воздух только в 1984 году, а поставки данной модели начались через год. К тому времени компания-разработчик вошла в состав корпорации Mc Donnell Douglas.

Производство данной модели продолжается до сих пор, при этом выпуск параллельно ведется компанией Boeing Integrated Defense Systems.

Модификации

ВС США высоко оценили машину. С течением времени появлялись всё новые версии «Апач», а конструкторы модифицировали вертолёт для выполнения различных боевых задач.

МодельАН-64А, разработанная специально для защиты флота и морской пехоты от вражеских военно-морских сил, а также для ведения разведки в особо отдалённой местности.

Вертолет «Апач» способен действовать на удалении до 240 км от точки базирования.

ВерсияАН-64В, обновлённая на базе опыта, полученного в конфликтах в Персидском заливе. Основными отличиями стали:

  • увеличенный размах крыла по сравнению с первоначальным вариантом;
  • измененная компоновка кабины пилотов;
  • форсированная силовая установка;
  • применены топливные баки с увеличенным объемом, обеспечившие расширение радиуса действия на 200 км.

Третьей модификацией «Апач» стал АН-64С, отличающийся снятой РЛС «Longbow» и модернизированными двигателями. В воздух машину подняли в 1992 году. Первые результаты обнадёжили заказчика, и было решено довести до стандарта 64С партию из 308 вертолетов модификации AH-64A. Но к 1993 году программу сочли неэффективной, а затем закрыли.

Серия AH-64D «Longbow» представляет собой еще одну попытку улучшить характеристики вертолета. На машинах подняли антенну выше плоскостей винта и установили улучшенную версию двигателя Дэш 701С и T700-GE-701С. Список вооружения дополнили противотанковыми ракетами AGM-114 «Hellfire». Модернизацию прошли 227 вертолётов«Апач». В эксплуатацию обновлённые модели ввели в 1996 году.

Модель AH-64E «Guardian» представляет собой дальнейшее развитие AH-64D. По сравнению с предшественником имеет существенные изменения:

  • лопасти винтов «Апач» изготовлены из композитных материалов;
  • применена улучшенная версия двигателя мощностью по 2000 л.с каждый;
  • установлена новая электроника и система управления;
  • применен обновленный радар управления вооружением, система обнаружения целей и передачи данных.

Конструкция

Фюзеляж «Апач» стандартной формы (полумонокок), сделанный из алюминиевых сплавов и высокопрочных и вязких материалов. Машина построена по одновинтовой схемес 4-х лопастным несущим и рулевым винтами. Хвостовой винт Х-образной конфигурации является менее шумным, а расположение лопастей под разными углами подавляет часть шума, производимого несущим винтом.

Имеется съемное крыло малого удлинения.

За посадку «Апач» отвечает 3-х стоечное, нескладное шасси с одним хвостовым колесом и усиленной амортизацией. Оно выдерживает нормальную посадку (со скоростью до 3,05 м/с) и экстренную (до 12,8 м/с). Допускается взлёт и посадка вертолета с поверхностей с небольшим углом наклона (до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном).

На геликоптере «Апач» применили передовое на момент создания оборудование. Все системы наведения, отслеживания цели и оценки поля боя располагались в носовой части.

В состав оборудования вертолета AH-64входили:

  1. Система обнаружения и указания цели TADS.
  2. За обеспечение ночного видения лётчиков отвечает система PNVS, представляющая собой усовершенствованную версию комплекса FLIP. В состав оборудования входит бортовая система ИК-обзора передней полусферы с 30 кратным увеличением.
  3. Шлемы пилотов «Апач» оснастили комплексной системой прицеливания IHADSS. Она даёт возможность полноценно управлять имеющимся вооружением посредством движения головы.

В электронно-оптическую систему TADS (Target Acquisitionand Designation Sights, система ночного видения) входят:

  • лазерный указатель, оснащённый системой слежения (LRF/D);
  • система ИК-обзора передней полусферы;
  • телевизионная система отображения, работающая в дневное время (DT).

Система PNVS давала пилоту «Апач» всю актуальную информацию, необходимую для выполнения боевых задач. Вся техника вертолёта давала лётчикам следующие углы обзора:

За полёт вертолета «Апач» отвечают два турбовальных двигателя, взлётная мощность каждого составляла 1695 л.с. Моторы AH-64 установлены в гондолах по бокам фюзеляжа. Подача топлива осуществлялась из двух защищённых баков, совокупная ёмкость которых равна 1157 л. Один бак установлен за сидением летника, а второй – за основным редуктором. Дополнительно на крыльевых узлах подвески вооружения можно прикрепить 4 подвесных топливных бака по 870 л.

Снизу и по бокам кабина пилотов защищена бронёй. Между сиденьями установлена прозрачная защитная перегородка, сделанная из кевлара и полиакрилата. Броня AH-64 обеспечивала частичную защиту от бронебойных пуль калибром до 12,7 мм и снарядов малокалиберных зенитных орудий. Дополнительную защиту несут топливные баки, а также применено дублирование гидравлических систем.

Экипаж машины «Апач» состоит из 2 человек, расположенных тандемно в кабине. Впереди установлено кресло второго летчика-оператора бортового вооружения. За ним расположено приподнятое на 483 мм рабочее место основного пилота.

Вооружение AH-64 «Апач» располагается на 4 подвесках под короткими крыльями.

Вооружение комбинировали в различных пропорциях, исходя из целей и задач операции. Здесь размещали:

  • до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр» (поражавшие точечные цели и оснащённые автономной системой наведения);
  • 76шт 70-мм ракет со складным оперением «Hydra»;
  • на концах обоих крыльев можно было разместить УР «Стингер».

Кроме этого под фюзеляжем «Апач» установили одноствольную автоматическую пушку M230E1 «Chain Gun» с максимальным боекомплектом на 1 200 патронов.

Боевое применение

Разные модификации «Апач» использовались в известных военных конфликтах, например, во время боевых действий 1989 года в Панаме или при проведении операции «Буря в пустыне» в 1991 году (тогда задействовали больше 200 вертолётов AH-64).

Впервые в бою AH-64 «Апач» испытали во время вторжения американцев в Панаму в декабре 1989 года. Опыт использования был небольшим: задействовали лишь 11 геликоптеров данной модели, и несколько раз пустили (успешно) ракеты AGM-114.

Более значимую роль они сыграли во время операции «Буря в пустыне». Тогда «Апачи» сделали первые выстрелы этой войны, ударив по иранским радиолокационным станциям в Багдаде и уничтожив обе РЛС. В военных действиях с иранскими войсками АН-64 проявили себя как эффективное противотанковое средство (было уничтожено от 200 до 500 танков и иных единиц бронетехники).

Вертолеты показали себя как техника, годящаяся для поддержки наземных сил. За весь период операции потеряли всего 3 вертолёта «Апач».

Боевое оснащение позволяло «Апач» успешно уничтожать танки, нанося удары с дальних дистанций.

Это не только делало вертолёт недосягаемым для наземной техники, но и позволяло AH-64 уничтожать цели вдали от ближайшей зоны поражения ПВО противника (до 8 км), делая «Апач» более сложной мишенью. В результате, ПЗРК того времени («Игла», «Стингер» и «Верба») также не могли поразить вертолёт и прикрыть свои танки от их огня.

Далее «Апачи» применялись в 1999 году в Югославии. «Апач» в ходе операции сил НАТО использовались в Албании и поддерживали планируемое сухопутное наступление в Косово. В реальных боевых действиях вертолёты так и не поучаствовали, лишь несколько раз были задействованы в тренировочных полётах и участвовали в защите авиабаз.

Пик использования AH-64 пришёлся на 2003 год. Тогда состоялось вторжение в Ирак, где ониактивно использовались в бою. Здесь было испытано несколько модификаций вертолёта «Апач», например, AH-64D.

Состоит ли на вооружении в настоящее время

ВС США до сих пор используют AH-64«Апач», располагая шестьюстами вертолётами. Данную модель приобрели ВС союзников Америки:

  • Израиля.
  • Саудовской Аравии.
  • Египта.ОАЭ.
  • Греции.
  • Англии.
  • Китая.
  • Нидерландов.
  • Индии.
  • Южной Кореи.
  • Японии и ещё нескольких небольших государств.

Всего было произведено больше 2 000 вертолётов«Апач». Особенности конструкции AH-64 позволяют модернизировать его новыми, более современными боевыми системами.

Тактико-технические характеристики

Стоимость одной «вертушки» составляла около 50 000 000 $. Ниже приведено сравнение AH-64«Апач» с двумя другими вертолётами, произведёнными в примерно то же время – МИ 24 и МИ 28.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector