0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маск напрягся: рогозин пообещал сделать «царь-ракету»

Маск напрягся: рогозин пообещал сделать «царь-ракету»

Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявлял, что строительство стартового комплекса для «Ангары» на Восточном планируется завершить в 2022 году. По его словам, первый пуск ракеты «Ангара» с него намечается в 2023 году.

Очередная информ атака на Роскосмос

МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин не видит критического отставания в технологическом плане от NASA. Такой комментарий он оставил на своей странице в Twitter .

«Критического отставания нет. Есть последствия потери темпа развития отрасли за последние 10-12 лет», — написал Рогозин в ответ на вопрос одного из пользователей, признает ли глава госкорпорации отставание в технологическом плане от NASA и частной компании SpaceX.

Однако, по его словам, отставание появится, если не переоснастить предприятия и не развернуть переход на новую ракетно-космическую технику.

Ранее Рогозин в эфире программы «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия-1» , заявил, что Россия в 2019 году совершит «прорыв на рынке пусковых услуг», активизировав международную программу.

Ой, еее. НАСА многое что делает чужими руками — SLS, Орион. межпланетные аппараты. Что отставания нету?
А вот многоразовый Фалкон — это не НАСА.

Это он о чем? (желательно без OneWeb)

https://twitter.com/rogozin
Доступ к твитам этого пользователя ограничен.
Только одобренные пользователи могут видеть твиты и полный профиль @Rogozin. Для отправки запроса на чтение нажмите кнопку «Читать».
799 275
17 533

https://ria.ru/20190308/1551643666.html
МОСКВА, 8 мар — РИА Новости. Критического отставания Роскосмоса от партнеров нет, есть последствия потери темпов развития, написал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в своем Twitter, отвечая на вопросы читателя.

«Критического отставания нет. Есть последствия потери темпа развития отрасли за последние 10-12 лет», — отметил он.

«Но если сейчас не развернем переход на новую РКТ (ракетно-космическую технику — Ред.) и не переоснастить предприятия, начнем отставать», — полагает Рогозин.

МОСКВА, 8 мар — РИА Новости. Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин приветствует начавшиеся в США испытательные полёты к МКС новых американских кораблей и считает важным иметь резервную космическую транспортную систему для снижения рисков.

В начале марта к МКС полетел американский беспилотный корабль Dragon-2. Его пилотируемый полет планируется в июле. Кроме того, в мае намечается беспилотный полет американского корабля Starliner, а пилотируемый — в августе.

«Они только сейчас начали испытания своей системы. Понимаем, насколько для США было важно иметь возможность летать самостоятельно, не имея такой возможности с 2011 года (после прекращения эксплуатации пилотируемой космической транспортной системы Space Shuttle — ред.). И для нас это важно, ибо нужно для снижения рисков иметь не менее двух альтернативных транспортных систем. Поэтому можно лишь приветствовать работу партнёров по началу испытаний их наконец-то появившихся кораблей», — написал Рогозин на своей странице в Twitter.

После вывода американской системы Space Shuttle из эксплуатации в 2011 году доставка экипажей на МКС осуществляется только российскими кораблями «Союз».

И для нас это важно, ибо нужно для снижения рисков иметь не менее двух альтернативных транспортных систем — двух альтернативных.

МОСКВА, 8 мар — РИА Новости. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин прокомментировал высокую оценку российских инженеров и ракетных двигателей от основателя космической компании SpaceX Илона Маска.

«Ну здесь с Илоном не поспоришь», — написал Рогозин в Twitter.

В ночь на пятницу Маск написал в Twitter, что «Россия располагает первоклассным ракетостроением и лучшими двигателями из тех, что летают в настоящий момент». Он отметил, что версия ракеты-носителя «Ангара» для многоразового применения должна быть отличной.

Маск получается подтвердил заявление, сказав что планы (Многоразовая Ангара) у них хорошие.

https://twitter.com/elonmusk/status/1103732164221329411
Чудо-ВаЩе@compdemon
14 ч.14 часов назад
Most «russia engineering» born in USSR and have ukrainian engineers and scientists in origin.
During all 28 years of existence Russian Federation didn’t make any space revolution and still using old soviet legacy.

Elon Musk‏@elonmusk
В ответ @compdemon
Ukraine did play a major role

Предлагаю вступить в Добровольное Общество Развития космонавтики и ракетостроения всем форумом коллективно.

Сколько можно форуму быть неприкаянным.
Переименовать. Чуть подредактировать, заменить устаревший текст «подпишись на журнал. » на актуальный.
«Давайте все вместе — к звездам!»
Даёшь!

Пора понять, что другой космической отрасли у нас нет и не будет.

Поэтому надо любить и пестовать ее, как любимое дитя, которое должно вЫносить новые ракеты, которые должны выносИть новые аппараты на новые орбиты. И заодно вытащить национальное самосознание из «#все пропало» и «#прости нас юра» в «#мы первые».

Принять Русский Космос в широком понимании как национальную идею.

Желаю удачи мужественным женщинам Рогозина!
Главное, чтобы эта идея не заглохла как лозунг, а то ведь у нас лозунги бывают на полчаса, типа подними голову .

«Роскосмос» показал на видео ракетный «царь-двигатель»

Ролик рассказывает о двигателе РД-171 МВ. Он создается для новой ракеты среднего класса «Иртыш»

«Роскосмос» опубликовал в своем Twitter видеоролик о созданном на НПО «Энергомаш» ракетном двигателе, который называют самым мощным в мире. Тепловая мощность механизма весом в 10 т​ составляет 27 млн киловатт, «что сравнимо с мощностью крупной гидроэлектростанции», сообщают авторы видео.

Предполагается, что двигатель мощностью 246 тыс. л.с. будет устанавливаться на ракету-носитель среднего класса «Союз-5» («Иртыш»).

Указывается, что первый двигатель уже создан, прошел 900 огневых испытаний. В 2021 году он будет поставлен заказчику, а на 2022 год запланирован первый полет ракеты «Союз-5».

«Создание подобной конструкции — в определенном смысле локомотив не только конструкторской мысли. Это еще и технологический локомотив», — заявил генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов.

О создании двигателя месяц назад в своем Twitter рассказал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Он заявил, что в конструкторских кругах за новым агрегатом закрепилось название «царь-двигатель».

Конструкторские круги знают про царь-пушку и царь-колокол.

Очень похоже про то как Харьковский ФЭД «разрабатывает и производит систему терморегулирования для тяжелого КА TAS-I (спойлер: нет):

«Кто сказал, что в России нет частных космических фирм? Воронежское ЗАО «Орбита» (персонал 600 человек) успешно работает по контрактам не только с @roscosmos , но и с Боингом в создании его многоразового пилотируемого корабля Starliner»
У предприятия контракт 14 или 15 года на изготовление преобразователей напряжения, вот таких http://orbitaenvo.ru/shop/voltage-converters-to-power-on-board-equipment-of-spacecraft-soyuz-and-progress-and-transducers-for-the-boeing-corporation/converter-for-the-boeing-corporation/ Остальное — госконтракты.

Читать еще:  Амуниция и снаряжение разных стран мира

https://twitter.com/Rogozin/status/1103764252177952778
Дмитрий Рогозин@Rogozin
7 мар.
Алексей, из-за дефицита времени редко читаю комменты, но на Ваш натолкнулся и хочу ответить. С первых дней своей работы в @roscosmos , то есть с июня прошлого года я последовательно возвращаю в управление отрасли высоких профессионалов и убираю дилетантов и авантюристов

https://twitter.com/Rogozin/status/1104626895273029632
Дмитрий Рогозин@Rogozin
10 мар.
В ответ @Sergey24732934 @elonmusk @roscosmos
Постоянная модернизация прежних технических и конструкторских решений убивает всё новое. В итоге формируются инженерные поколения, которые умеют улучшать созданное, но создать что-то принципиально новое — не умеют. Именно поэтому мы начали переход к новой РКТ, обновляя и отрасль

Оба-на. Оказывается, коэффициент преемственности в ТЗ сами себе инженерА задают .

А мужики-то и не знали

https://www.flickr.com/photos/nasahqphoto/46677910684/in/dateposted/

https://www.flickr.com/photos/nasahqphoto/46677908374/in/dateposted/

https://www.flickr.com/photos/nasahqphoto/47402015621/in/dateposted/

https://www.flickr.com/photos/nasahqphoto/33526176508/in/dateposted/

Интересно кто из руководителей агенств ходит на официальных мероприятиях не в костюме.
Тот же Бр. бывший военный, но только в пиджаке и видишь

https://twitter.com/JimBridenstine/status/1101635395937284101

https://twitter.com/JimBridenstine/status/1101915316857257984

Или спецодежда на случай руками придется работать на таких встречах или после них.

офтоп — какая красота с подсветкой

Ну-ка, ну-ка, кто тут Рогозина ругал?

*** Полиция возбудила уголовное дело, сформирована спецгруппа для расследования

Москва. 20 марта. ИНТЕРФАКС — Столичная полиция возбудила уголовное дело по статье о клевете после заявления генерального директора госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина.
«Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подал в правоохранительные органы заявление о клевете и защите чести и достоинства, приведшее к возбуждению уголовного дела», — сообщила в среду вечером газета «Коммерсант».
По информации издания, основанием для этого стали публикации в интернет-изданиях, «выражавшие негативную оценку деятельности господина Рогозина на посту главы госкорпорации».
В «Роскосмосе» «Интерфаксу» подтвердили факт обращения Д.Рогозина в правоохранительные органы.
Как утверждает «Коммерсант», расследованием уголовного дела, возбужденного по части 2 статьи 128.1 УК РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ) занимается ГУ МВД России по Москве, сформировавшее специальную группу во главе с начальником управления организации дознания главка столичной полиции Павлом Миловановым.
При этом дело было возбуждено после обращения Д.Рогозина в Генеральную прокуратуру, которая передала материалы в московскую полицию.
По данным газеты, поводом для расследования стали, в частности, публикации на сайте информагентства «Руспресс» и интернет-ресурса «Компромат-Урал».

Тяжелые планы: зачем Россия строит «царь-ракету»

Россия разрабатывает ракету супертяжелого класса, заявил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, который в День космонавтики продемонстрировал президенту Владимиру Путину самый мощный ракетный двигатель РД-171МВ. Зачем стране понадобились мощные ракеты, какие грузы они поднимут на орбиту и сможет ли Роскосмос выдержать конкуренцию с Илоном Маском?

Какие ракеты бывают

Ракеты-носители космического назначения включают четыре основных класса: легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Согласно классификации СССР, тяжелой считался носитель грузоподъемностью от 20 до 100 тонн, сверхтяжелой — свыше 100 тонн. При этом в США сверхтяжелой ракетой считается носитель, способный выводить на орбиту груз тяжелее 50 тонн.

Всего четыре государства в мире располагают тяжелыми ракетами — США, Россия, Франция и Китай. При этом сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР, такие проекты чрезвычайно дорогие, фактически они использовались только проектов исключительной важности.

Так, американцы в 1967—1973 годах 13 раз успешно отправляли в космос гигантскую ракету Saturn V, которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 140 тонн груза. Ракета использовалась для реализации пилотируемой посадки на Луну и для выведения на околоземную орбиту орбитальной станции Skylab.

«Энергия» благополучно подняла на орбиту многоразовый корабль «Буран» весом 105 тонн. Предполагалось, что именно такая сверхтяжелая ракета позволит советским космонавтам отправиться на Луну и Марс и запускать на орбиту спутниковые платформы, однако в итоге планы нарушил распад Советского Союза.

Тяжелые планы

Первые сообщения о том, что Роскосмос хочет создать российскую сверхтяжелую ракету, появились в августе 2016 года. Однако только в феврале 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ о строительстве на космодроме «Восточный» специального комплекса, который будет предназначен для запуска «царь-ракеты».

Сейчас российские специалисты работают над эскизами гиганта, после чего начнется этап опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. По плану Роскосмоса, они продлятся с 2020 по 2028 год, за это время намечено построить всю необходимую инфраструктуру на космодроме «Восточный».

Наконец, в 2028 году планируется провести первые летные испытания сверхтяжелой ракеты. Характеристики космического «монстра» пока неизвестны, однако «Роскосмос» рассчитывает, что ракета сможет выводить на околоземную орбиту 90 тонн груза — показатели на уровне советской «Энергии». Не выше метра: кого берут в космонавты

Скорее всего, новая ракета получит двигатели РД-171МВ, которые также будут использоваться в носителях семейства «Ангара». Как отмечают специалисты, грузоподъемности ракеты хватит для пилотируемых полетов вокруг Луны, однако для высадки космонавтов на земной спутник мощности уже не хватит.

Согласно проекту документа, создание нового сверхтяжелого носителя потребует дополнительного финансирования Роскосмоса. Траты составят минимум 700 миллиардов рублей, однако некоторые эксперты говорят о сумме в 1,5 триллиона рублей. Однако без таких вложений России придется забыть об освоении дальнего космоса.

Конкуренты и перспективы

На сегодня действующим конкурентом российской ракете является Falcon Heavy американского миллиардера Илона Маска. Ее первый полет состоялся 6 февраля 2018 года, грузом послужил электромобиль Tesla Roadster с манекеном за рулем. Согласно спецификациям, Falcon Heavy компании SpaceX способна поднимать на орбиту 68 тонн в невозвращаемом варианте.

Ключевой особенностью Falcon Heavy является ее многоразовость — боковые ускорители и первая ступень при необходимости возвращаются на Землю и совершают мягкую посадку. Из-за этого стоимость одного запуска составляет всего 90 миллионов долларов. Расчеты показывают, что поднять тонну груза на Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне».

Сверхтяжелую ракету-носитель также пытаются создать в Китае. Впервые такие планы просочились в прессу в 2013 году. Известно, что проект носит название «Чанчжен-9» и разрабатывается Китайской академией технологий ракет-носителей. «Чанчжен-9» сможет выводить на околоземную орбиту до 133 тонн грузов.

Китайские специалисты внимательно следят за успехами SpaceX. Своей главной задачей они считают завоевание рынка космических перевозок, а для этого необходимо освоить повторное использование ракет-носителей, как этого делает компания Илона Маска. Первые испытания возвращаемых ступеней китайской ракеты должны пройти в 2020 году.

Читать еще:  SIG представляет MCX VIRTUS

Зачем нужны тяжелые ракеты

Сверхтяжелые ракеты-носители необходимы для изучения дальнего космоса. Обычные системы могут поднимать на орбиту спутники или оправлять на другие планеты небольшие зонды, однако серьезные экспедиции реальны только при наличии гиганта грузоподъемностью более 100 тонн, отмечают эксперты.

При этом программа Роскосмоса может косвенно указывать на то, что у российского правительства появилось понимание долгосрочной программы освоения дальнего космоса. Например, сверхтяжелая ракета позволит России осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу.

Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса» — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту. Проект дорогой, однако на кону — космическое будущее России.

Новое в блогах

Ракета Н-1 — «Царь-ракета»

Над созданием тяжелой сверхракеты в СССР начали задумываться еще в конце 1950-х годов. Идеи и предположения по ее разработке аккумулировались в королевском ОКБ-1. Среди вариантов – предполагалось применение конструкторского задела от запустившей первые советские спутники ракеты Р-7 и даже разработка ядерной двигательной установки. Наконец к 1962 году экспертная комиссия, а позднее и руководство страны избрали компоновку с вертикальной конструкцией ракеты, которая смогла бы вывести на орбиту груз массой до 75 тонн (масса забрасываемого к Луне груза – 23 тонн, к Марсу – 15 тонн). Тогда же удалось внедрить и разработать большое количество уникальных технологий – бортовую вычислительную машину, новые методы сварки, решетчатые крылья, систему аварийного спасения космонавтов и многое другое.

Первоначально ракета предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой орбитальной станции с последующей перспективой для сборки ТМК – тяжелого межпланетного корабля для совершения полетов к Марсу и Венере. Однако позднее было принято запоздалое решение о включении СССР в «лунную гонку» с доставкой человека на поверхность Луны. Таким образом, программа по созданию ракеты Н-1 была форсирована и она фактически превратилась в носитель для экспедиционного космического корабля ЛЗ в комплексе Н-1-ЛЗ.

Прежде чем определиться с конечной схемой ракеты-носителя, создателям пришлось оценить не менее 60 различных вариантов, от полиблочных до моноблочных как параллельного, так и последовательного деления ракеты на ступени. Для каждого из этих вариантов были проведены соответствующие всесторонние анализы как преимуществ, так и недостатков, включая технико-экономическое обоснование проекта.

В ходе проведения предварительных исследований создатели вынуждены были отказаться от полиблочной схемы с параллельным делением на ступени, хотя данная схема уже была опробована на Р-7 и позволяла транспортировать готовые элементы ракеты-носителя (двигательные установки, баки) с завода на космодром по ж/д. Сборка ракеты и проверка производилась на месте. Данная схема была отвергнута по причине неоптимального сочетания массовых затрат и дополнительных гидро-, механических, пневмо- и электросвязей между блоками ракеты. В итоге на передний план вышла моноблочная схема, которая предполагала использование ЖРД с преднасосами, которые позволяли снизить толщину стенок (а значит и массу) баков, а также уменьшить давление газа наддува.

Проект ракеты Н-1 во многом был необычен, но главными его отличительными чертами стали оригинальная схема со сферическими подвесными баками, а также несущей внешней обшивкой, которая подкреплялась силовым набором (использовалась самолетная схема «полумонокок») и кольцевым размещением ЖРД на каждой из ступеней. Благодаря такому техническому решению, применительно к первой ступени ракеты во время старта и ее подъема, воздух из окружающей атмосферы выхлопными струями ЖРД эжактировался во внутреннее пространство под баком. В результате этого возникало подобие очень большого воздушно-реактивного двигателя, который включал в себя всю нижнюю часть конструкции 1-й ступени. Даже без воздушного дожигания выхлопа ЖРД данная схема обеспечивала ракете значительную прибавку тяги, увеличивая ее общую эффективность.

Ступени ракеты Н-1 между собой соединялись специальными переходными фермами, через которые могли абсолютно свободно истекать газы в случае горячего запуска двигателей следующих ступеней. Управление ракетой по каналу крена осуществлялось при помощи управляющих сопел, в которые подавался газ, отводимый туда после турбонасосных агрегатов (ТНА), по каналам тангажа и курса управление производилось при помощи рассогласования тяги противоположных ЖРД.

По причине невозможности транспортировать ступени сверхтяжелой ракеты железнодорожным транспортом, создатели предлагали внешнюю оболочку Н-1 выполнить разъемной, а ее топливные баки производить из листовых заготовок («лепестков») уже непосредственно на самом космодроме. Данная идея первоначально не укладывалась в голове членов экспертной комиссии. Поэтому, приняв в июле 1962 года эскизный проект ракеты Н-1, члены комиссии рекомендовали дополнительно проработать вопросы доставки ступеней ракеты в собранном виде, к примеру, при помощи дирижабля.

Во время защиты эскизного проекта ракеты комиссии было представлено 2 варианта ракеты: с применением в качестве окислителя АТ или жидкого кислорода. При этом вариант с жидким кислородом рассматривался в качестве основного, так как ракета при использовании АТ-НДМГ топлива обладала бы более низкими характеристиками. В стоимостном выражении создание двигателя на жидком кислороде представлялось более экономным. При этом, по мнению представителей ОКБ-1, в случае возникновения на борту ракеты аварийной ситуации кислородный вариант представлялся более безопасным, чем вариант с использованием окислителя на основе АТ. Создатели ракеты помнили о катастрофе Р-16, которая произошла в октябре 1960 года и работала на самовоспламеняющихся токсичных компонентах.

При создании многодвигательного варианта ракеты Н-1 Сергей Королев опирался, прежде всего, на концепцию повышения надежности всей двигательной установки, путем возможного отключения во время полета дефектных ЖРД. Данный принцип нашел свое применение в системе контроля работы двигателей – КОРД, которая была предназначена для обнаружения и выключения неисправных двигателей.

На установке именно ЖРД двигателей настаивал Королев. Не имея инфраструктурных и технологических возможностей затратного и рискованного создания передовых высокоэнергетичных кислород-водородных двигателей и отстаивая применение более токсичных и мощных гептил-амиловых двигателей, ведущее по двигателестроению КБ Глушко не стало заниматься двигателями для Н1, после чего их разработка была поручена КБ Кузнецова. Стоит отметить, что специалистам данного КБ удалось добиться наивысшего ресурсного и энергетического совершенства для двигателей кислород-керосинового типа. На всех ступенях ракеты-носителя топливо располагалось в оригинальных шаровых баках, которые были подвешены на несущей оболочке. При этом двигатели КБ Кузнецова оказались недостаточно мощными, что привело к тому, что их пришлось устанавливать в больших количествах, что в конечном итоге привело к ряду негативных эффектов.

Комплект конструкторской документации на Н-1 был готов к марту 1964 года, работы по летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ) планировалось начать в 1965 году, но по причине неподкрепления проекта финансированием и ресурсами этого не случилось. Сказывалось отсутствие интереса к данному проекту – Минобороны СССР, так как полезная нагрузка ракеты и круг задач не были обозначены конкретно. Тогда Сергей Королев попытался заинтересовать в ракете политическое руководство государства, предложив использовать ракету в лунной миссии. Данное предложение было принято. 3 августа 1964 года вышло соответствующее постановление правительства, срок начала ЛКИ по ракете сдвигался на 1967-1968 годы.

Читать еще:  Дешёвый «спортсмен». Карабин LAR-15 Prage 3G

Для выполнения миссии по доставке на орбиту Луны 2-х космонавтов с высадкой одного их них на поверхность требовалось увеличить грузоподъемность ракеты до 90-100 тонн. Для этого требовались решения, которые бы не привели к коренным изменениям эскизного проекта. Такие решения были найдены – установка дополнительных 6 двигателей ЖРД в центральной части днища блока «А», изменение азимута пуска, снижение высоты опорной орбиты, увеличение заправки топливных баков с помощью переохлаждения горючего и окислителя. Благодаря этому грузоподъемность Н-1 удалось увеличить до 95 тонн, а стартовая масса выросла до 2800-2900 тонн. Эскизный проект ракеты Н-1-ЛЗ для лунной программы был подписан Королевым 25 декабря 1964 года.

В следующем году схема ракеты претерпела изменения, от эжекции было решено отказаться. Проток воздуха был закрыт введением специального хвостового отсека. Отличительной чертой ракеты являлась массовая отдача по полезному грузу, которая была уникальна для советских ракет. На это работала вся несущая схема, при которой каркас и баки не образовывали единого целого. При этом достаточно небольшая площадь компоновки из-за использования больших сферических баков вела к уменьшению полезного груза, а с другой стороны чрезвычайно высокие характеристики двигателей, исключительно малая удельная масса баков и уникальные конструкторские решения ее увеличивали.

Все ступени ракеты именовались блоками «А», «Б», «В» (в лунной версии они использовались для вывода корабля на околоземную орбиту), блоки «Г» и «Д» предназначались для разгона корабля от Земли и торможения у Луны. Уникальная схема ракеты Н-1, все ступени которой были конструктивно подобны, позволяла перенести результаты испытаний 2-й ступени ракеты на 1-ю. Возможные нештатные ситуации, которые не удалось «поймать» на земле, предполагалось проверить в полете.

21 февраля 1969 года состоялся первый пуск ракеты, затем последовало еще 3 запуска. Все они оказались неудачными. Хотя в ходе некоторых стендовых испытаний двигатели НК-33 показали себя очень надежными, большинство возникающих проблем было связаны именно с ними. Проблемы Н-1 были связаны с разворачивающим моментом, сильной вибрацией, гидродинамическим ударом (во время включения двигателей), электрическими помехами и прочими неучтенными эффектами, которые были вызваны одновременной работой такого большого числа двигателей (на первой ступени – 30) и большими размерами самого носителя.

Данные трудности было невозможно установить до начала полетов, так как ради экономии денежных средств не были произведены дорогостоящие наземные стенды для проведения огневых и динамических испытаний всего носителя или хотя бы 1-й его ступени в сборе. Результатом этого стало испытание сложного изделия непосредственно в полете. Данный достаточно спорный подход в конечном итоге привел к череде аварий ракеты-носителя.

Некоторые связывают неудачу проекта с тем, что у государства с самого начала не было определенной четкой позиции, наподобие стратегической ставки Кеннеди на лунную миссию. Шараханья хрущевского, а затем брежневского руководства в отношении эффективных стратегий и задач космонавтики подтверждаются документально. Так один из разработчиков «Царь-ракеты» Сергей Крюков отмечал, что комплекс Н-1 погиб не столько по вине технических трудностей, а потому, что стал разменной монетой в игре личных и политических амбиций.

Еще один ветеран отрасли Вячеслав Галяев, считает, что определяющим фактором неудач, помимо отсутствия должного внимания со стороны государства, было банальное неумение работать со столь сложными объектами, добиваясь при этом утверждения критериев качества и надежности, а также неготовность советской науки на тот момент времени к реализации столь масштабной программы. Так или иначе, в июне 1974 года работы по комплексу Н1-ЛЗ были остановлены. Имеющийся по данной программе задел был уничтожен, а затраты (в размере 4-6 млрд. рублей в ценах 1970 года) просто списаны.

СМИ: Ракета Falcon Heavy оказалась похожа на советскую «Царь-ракету»

Первый тестовый полет сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, которая вывела на орбиту автомобиль Tesla Roadster, вызвал эйфорию у мирового сообщества. Однако специалисты космической индустрии более сдержанно оценивают результаты запуска американского ракетоносителя. Ведь разгонный блок все-таки не удалось посадить на платформу, и тот упал в Атлантический океан.

Французское издание Les Echos опубликовало ряд критических замечаний в отношении детища Илона Маска. В частности, ракету Falcon Heavy, имеющую 27 двигателей и позволяющую вывести на низкую орбиту около 64 тонн груза, нельзя считать самой мощной ракетой на Земле. Ракете компании SpaceX далеко до ракеты Saturn V, разработанной в 1960-х годах в рамках лунной программы Apollo.

«Ракета из 1960-х годов имела 13 запусков в 1967-1973 годах, и могла вывести 140 тонн полезной нагрузки на низкую орбиту. То есть, самый мощный носитель на Земле был разработан более 50 лет назад», — пишет обозреватель издания Анна Бауэр.

Кроме того, автор публикации отметила, что ракета Falcon Heavy, имеющая 27 двигателей, напоминает советскую ракету Н-1, разработанную также в 1960-х годах.

Опрошенные автором эксперты также сомневаются в экономической целесообразности Falcon Heavy, так как мощностей других ракет вполне достаточно для вывода в космос телекоммуникационных спутников и другого оборудования.

«Впрочем, Илон Маск спровоцировал космическую гонку, аналогичную той, что велась в 1960-х годах в отношении Луны. Американцы идут во главе, но русские и китайцы не отстают. Россия работает над носителем «Союз-5″, который может выводить 88 тонн полезной нагрузки на низкую орбиту. Китайцы ведут работы по проекту Long March 9, способного выводить на низкую орбиту до 140 тонн груза. И какой бы ни была красивой Tesla в космосе, только две эти страны осуществляют пилотируемые полеты», — заключает Анна Бауэр.

Советская ракета-носитель сверхтяжелого класса Н-1 за свои габариты (высота — 110 метров, стартовый вес – около 2500 тонн) получила прозвище «Царь-ракета». Она разрабатывалась в рамках советской программы для покорения Луны. Экспериментальный запуск состоялся 21 февраля 1969 года. Ракета загорелась на высоте 14 километров и рухнула в степь. Были проведены еще три испытательных запуска, которые завершились катастрофами. В 1974 году работы над проектом были прекращены.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector