0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Линия Маннергейма (История создания, бои на линии Маннергейма, фотографии укреплений)

Финляндия. Линия Маннергейма

Схема линии Маннергейма.

Линия Маннергейма (Mannerheim-linja) — оборонительные сооружения на Карельском перешейке между Финским заливом и Ладогой построенные в 1920-1939 годах для сдерживания возможной агрессии со стороны СССР. Линия названа в честь главнокомандующего финских вооруженных сил маршала Карла Маннергейма. Однако авторство оборонительной линии принадлежит подполковнику А. Раппе, а руководство строительством основных сооружений осуществлял генерал-майор О. Энкель. По распоряжению Маннергейма было построено лишь несколько укреплений, для усиления обороны отдельных участков. Название же придумал адъютант маршала, которое затем разнесли по миру иностранные журналисты.

Система инженерных сооружений финнов на Карельском перешейке к декабрю 1939 г.

Длина оборонительной линии составляла 135 км, причем около 80 км линии проходило по берегам рек, озер или болот. Глубина обороны достигала 78 километров. Линия состояла из трех эшелонов. Первый эшелон был самым близким к финско-советской границе и назывался «главным». Он совпадал с построенными в 1920-1924 года оборонительными сооружениями линии Энкеля. В общей сложности эшелон располагал 130 ДОТами, из которых 7 было артиллерийскими. Западный фланг обороны находился 50 в километрах от границы, а восточный – в 16 километрах. Самый мощный оборонный узел эшелона располагался в районе Суммакюля — месте наибольшей угрозы прорыва. Вдоль главной полосы обороны была построена полоса обеспечения (предполье) — около 136 километров противотанковых препятствий и 330 километров проволочных заграждений. Все дороги в пределах полосы разрушались или минировались с плотностью до 400 мин на один километр, а также перекрывались сплошными завалами шириной 400–500 метров.

Читать еще:  Заново рождённый. Удивительная история АК-47 № 1

Второй эшелон шел за главным и назывался «промежуточным». На нем финны успели соорудить лишь противотанковые надолбы и ряды проволочных заграждений.

Третий эшелон проходил вблизи Выборга и назывался «задним» или тыловым. К началу 1940 года здесь было полностью построено 7 ДОТов и 74 ДЗОТа, без отделочных работ оставалось 3 ДОТа и 24 ДЗОТа, в начальной стадии работ находилось 182 ДОТа и 131 ДЗОТ. Кроме того, на этой линии было отрыто 11 километров траншей, проложен 131 километр подъездных путей для проезда тяжелого автотранспорта, а также возведено некоторое количество проволочных и противотанковых препятствий.

Таким образом, вся система укреплений линии, состояла из полосы обеспечения глубиной 36 километров, главной полосы обороны глубиной 6 километров, второго предполья глубиной 18 километров, второй полосы обороны глубиной до 3 километров и Выборгского укрепленного района глубиной до 3 километров. Она насчитывала 296 долговременных железобетонных и 897 гранитных сооружений. На линии Маннергейма было 150 пулемётных бункеров (13 — двухпулемётных и 7 — трёхпулемётных, остальные — с одним пулемётом), 8 артиллерийских бункеров, 9 командных бункеров и 41 убежище (укрытие). Кроме того, было построено 606 полевых пулеметных гнезд и землянок.

Фланги линии Маннергейма упирались в Финский залив и в Ладожское озеро. Берег Финского залива прикрывали береговые батареи с восемью 254-мм и 152-мм орудиями, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера были созданы пять железобетонных фортов, оснащенных 76-мм скорострельными пушками образца 1900 года.

Одно из шести 254-мм орудий форта Сааренпяя у Финского залива.

Позиция 254-мм орудия сегодня.

Основой обороны линии являлся рельеф местности. Всю территорию Карельского перешейка покрывают крупные лесные массивы, десятки средних и малых озёр и рек. Озёра и реки имеют болотистые или каменистые крутые берега. В лесах повсюду встречаются каменистые гряды и многочисленные валуны крупных размеров. При рациональном размещении узлов сопротивления и огневых позиций, в каждом из них рельеф местности позволял относительно малыми силами организовать эффективную оборону. В тоже время, отсутствие скального основания, значительно удорожало строительство ДОТов, требуя создания под ними бетонной «подушки», предотвращавшей погружение сооружения в грунт.

Читать еще:  Внедорожник российского производства зил-4334

На главной оборонительной полосе было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. Они носили кодовые названия, иногда привязанные к населенному пункту возле которого размещался комплекс оборонительных сооружений. Например, оборонный узел у Саккола (ныне Громово) обозначался кодом «Sa», оборонный узел у Тайпале (ныне Соловьёво) — значился под кодом «Tai». По коду оборонного узла и номеровались сооружения, в него входящие. Третий эшелон обороны, прикрывавший подступы к Выборгу имел 10 узлов обороны, имеющих такие же кодовые обозначения. Сами узлы обороны были размещены на крайне неравномерно: промежутки между отдельными узлами сопротивления иногда достигали 6–8 километров.

Узел сопротивления оборонялся одним-двумя стрелковыми батальонами, усиленными артиллерией. По фронту узел занимал 3-4,5 километра, в глубину 1,5-2 километра, и состоял из 4-6 опорных пунктов. Каждый опорный пункт имел по 3-5 ДОТов, преимущественно пулемётных, реже — артиллерийских, составлявших скелет обороны. Каждый ДОТ был окружен траншеями, которые связывали между собой сооружения узла, а при необходимости могли быть превращены в окопы. Между узлами сопротивления траншей не было. Траншеи в большинстве случаев состояли из хода сообщения с вынесенными вперёд пулемётными гнёздами и стрелковыми ячейками на одного-трёх стрелков. Встречались и стрелковые ячейки, прикрытые броневыми щитами с козырьками. Это защищало голову стрелка от шрапнельного огня.

История возведения

Подготовительные меры стартовали в 1918-м году сразу после образования молодой Финляндской республики. Строительство длилось до начала советско-финской войны.

План линии начал разрабатывать подполковник Раппе, далее его разработку продолжил полковник барон фон Бранденштайн.

Утверждение он получил в августе 1918-го. Местом создания укрепобъектов послужил Карельский перешеек. Такое решение было продиктовано географическими преимущественными особенностями данной местности:

• Сложный природный рельеф: леса, болота, реки и озера, гранитные глыбы и скалы.

Читать еще:  Конструкция и модификации охотничьего ружья тоз-120

• Этот участок представляет собой естественный ″коридор″ в Финляндию. Если где и нужно было попытаться задержать врага, то именно здесь.

Строительство линии началось в 1920-м году, и велось немецкими и финскими инженерами, саперами и строителями. В Финляндии ее прозвали “линией Энкеля” в честь доблестного финского военноначальника, генерала-лейтенанта, главы Генштаба, вплотную занимающегося этим процессом. Когда Оскар Карлович Энкель покинул свой пост в 1924-м году, возведение данного рубежа приостановили.

Работы возобновились в 1932-м году, когда тогдашний глава гособороны Карл Густав Маннергейм, тщательно проинспектировав “линию Энкеля”, отдал приказ о немедленном завершении строительства, более мощном укреплении и модернизации современными средствами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector