0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель миг-23 — основные техниеские характеристики и применение в бою

МиГ-23МЛ

МиГ-23 (по классификации НАТО: Flogger – Бичеватель, заводской индекс – изделие 23-11) – советский многоцелевой истребитель, обладающий крылом изменяемой стреловидности, относился к 3-му поколению. Свой первый полет машина совершила 10 июня 1967 года, истребитель поднял в воздух летчик-испытатель Федотов А. В. Истребители МиГ-23 различных модификаций находились на вооружении ВВС и ПВО СССР, Анголы, Алжира, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Египта, Индии, Ирака, КНДР, Ливии, Польши, Сирии, Эфиопии и Южного Йемена, некоторые страны до сих пор продолжают его эксплуатацию. Стоит отметить, что данный самолет волей случая стал причиной гибели американского генерала. 26 апреля 1984 года во время совершения испытаний МиГ-23, полученного из Египта, погиб генерал-лейтенант ВВС США Роберт Бонд.

В процессе своего выпуска самолет неоднократно улучшался и модернизировался. С 1976 года начался выпуск облегченной версии истребителя под индексом МиГ-23МЛ (изделие 23-12, Л – легкий). Данный самолет получил новую силовую установку, обладавшую повышенной тягой (двигатели ТРДФ Р35Ф-300), РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, усовершенствованную автоматическую систему управления, индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ и систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М. Все эти изменения позволили повысить боевые возможности машины.

Необходимость повышения маневренности и боевых возможностей истребителя была обусловлена появлением в ВВС США машин 4-го поколения F-15A, YF-16 и YF-17, а также запаздывания с созданием советских аналогов – МиГ-29 и Т-10. Самолет МиГ-23МЛ был создан как временная мера и альтернатива перспективному МиГ-29. Новый истребитель удалось облегчить практически на 1250 кг. по сравнению с МиГ-23М. При этом он был укорочен (форкиль почти сошел на нет), была уменьшена длина фюзеляжа, так как конструкторы отказались от 4-го топливного бака. Несмотря на то, что общее количество топлива было уменьшено до 4 300 л., за счет снижения веса и аэродинамического сопротивления конструкции дальность полета удалось сохранить прежней. Новые двигатели повысили маневренность истребителя, обеспечив ему очень хорошие разгонные характеристики (по данному параметру МиГ-23МЛ даже превосходил американский F-16).

Одним из принципиальных нововведений, которые значительно увеличили боевые возможности машины, стало использование СОУА – системы ограничения углов атаки. С внедрением такой системы летчик мог летать, не опасаясь срыва самолета в штопор, и максимально применять имеющийся маневренный потенциал истребителя. В данную систему включался цилиндр со штоком, который отталкивал ручку управления вперед именно в тот момент, когда истребитель выходил на предельный для данного режима полета угол атаки. Чем быстрее происходил рост угла атаки, тем раньше срабатывал данный механизм, что делало невозможным динамический заброс истребителя на запредельные углы атаки. Одновременно с самолетом МиГ23МЛ такая же система появилась и на машинах МиГ-23УМ и МиГ-27.

Одним из слабых мест истребителя МиГ-23МЛ являлась его РЛС «Сапфир-23МЛ». В основном радиолокационном режиме обзора, дальность обнаружения вражеских самолетов составляла 50-55 км. при режиме ручного управления и до 85 км. при автоматическом наведении с земли. Исходя из этого во время арабо-израильских конфликтов и войны в Ираке, когда наведение истребителей с земли было невозможно (затруднено помехами или вообще отсутствовало), противник, обладавший истребителями F-16 и F-15, получал во время сближения с МиГ-23МЛ преимущество. За счет установленных на американских истребителях более совершенных РЛС они обнаруживали противника раньше на расстоянии в 60-70 км. В то же время захват цели РЛС МиГ-23 производила лишь с расстояния в 30-50 км. в передней полусфере.

Истребитель МиГ-23МЛ серийно производился для нужд ВВС СССР с 1976 по 1981 годы, постройка самолета на экспорт осуществлялась до 1985 года. По мнению строевых летчиков, часть из которых повоевала на Ближнем Востоке, МиГ-23МЛ уже в большей степени можно было назвать полноценным, по-настоящему боевым истребителем.

Истребитель МиГ-23МЛ – это высокоплан, обладающий крылом изменяемой стреловидности и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж самолета имеет полумонококовую конструкцию. Его носовая часть включает герметизированный отсек электронного оборудования и РЛС, отсек передней опоры шасси и кабину пилота. За кабиной пилота находятся воздухозаборники, топливный бак №1, отсек оборудования и отсек пушки, основной силовой отсек он же топливный бак №2, двигательный отсек и бак №3. Хвостовая часть истребителя имеет 4 секции воздушных тормозов, форсажную камеру и узлы навески оперения.

Фонарь пилотской кабины включает в себя козырек с электротепловой ПОС и откидную часть, оснащенную пневматическим приводом. Для того чтобы не допустить запотевания стекол фонаря, внутри по периметру его нижней части смонтированы трубы обдува горячим воздухом, который поступает сюда от компрессора двигателя. Для вентиляции кабины пилота во время дежурства на земле или при рулении на ВПП фонарь кабины может быть приподнят на 100 мм. Обзор пилота назад реализован с помощью специального перископа – смотрового прибора TC-27AMLU, который закреплен на откидной части фонаря. Внутри кабины пилота на передней дуге откидной части находятся 2 зеркала, которые предназначены для обзора плоскостей крыла истребителя.

Крыло самолета включает в себя 2-е поворотных трапециевидных консоли и неподвижную часть (угол стреловидности крыла по передней кромке 70 градусов). Неподвижная часть крыла включает в себя два отсека: носовой, в котором находятся баллоны с кислородом, антенны станции предупреждения об облучении, узлы крепления пилонов, ответчик системы госопознавания «свой-чужой» и центральный отсек, который выполняет роль основного силового элемента крыла. Именно к нему крепятся консоли, и одновременно с этим он является емкостью для хранения горючего. Консоль крыла МиГ-23МЛ является двухлонжеронной. Вертикальное оперение самолета включает в свой состав руль направления, киль, подфюзеляжный гребень. Шасси истребителя трехопорное, обеспечивает эксплуатацию машины с бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полос. В случае посадки при скоростях до 320 км/ч может применяться тормозной парашют ПТ-10370-65.

Силовая установка истребителя МиГ-23МЛ состоит из форсажного турбореактивного двигателя Р-35-300. Воздухозаборники самолета боковые, регулируемые с клиньями изменяемой конфигурации. Площадь входного сечения воздухозаборников максимальна при выпущенных шасси и минимальна на сверхзвуковых режимах полета. Система пуска двигателя истребителя на земле автономная от турбостартера ТС-11. Во время полета пуск двигателя осуществляется от авторотации, на больших высотах полета для запуска двигателя применяется подпитка кислородом.

Топливная система истребителя состоит из трех (на предыдущих моделях истребителя четырех) фюзеляжных и 4 (раньше – 6) крыльевых топливных баков-отсеков. Общий объем топлива 4 300 л. Помимо этого возможно использование 3-х ПТБ: 1 подфюзеляжного емкостью 800 л., и 2-х подкрыльевых по 480 л. В качестве топлива самолет использует авиационный керосин следующих марок: Т-1, ТС-1 и РТ. Заправка централизованная под давлением для всех топливных баков за исключением подвесных, выполняется через приемный узел заправки, расположенный с левого борта самолета. При этом возможна и открытая заправка топливных баков через их заливные горловины.

Самолет оснащен противопожарным оборудованием, которое включает в свой состав систему сигнализации о пожаре, которая насчитывает 5 ионизационных датчиков, расположенных в двигательном отсеке, а также систему пожаротушения, которая представлена 3-х литровым фреоновым огнетушителем УБШ-3-1 и коллектором-расширителем. Самолет оснащен системой кондиционирования воздуха, которая используется для поддержания оптимальной температуры воздуха и давления в кабине пилота и некоторых отсеках с БРЭО. На высоте полета до 2 000 метров кабина истребителя свободно вентилируется, после чего перепад давления постепенно растет, достигая на высоте полета в 9-12 км. величины 0,3 кгс/смг, данная величина поддерживается до достижения самолетом практического потолка полета.

Вооружение самолета включает в себя 23-мм автоматическую пушку ГШ-23Л (боекомплект 200 снарядов, скорострельность 3400 выстр/мин). Помимо этого возможна установка на МиГ-23МЛ двух таких же пушек в специальных контейнерах УПК-23/250 с боекомплектом в 250 снарядов. Для уничтожения воздушных целей самолет может использовать до 2-х ракет средней дальности Р-23Р (с полуактивным радиолокационным наведением), Р-24Р (радиокомандное и полуактивное радиолокационное наведение), Р-23Т с тепловой головкой самонаведения, Р-24Т (ТГС), которые подвешиваются на неподвижных частях крыла. В качестве оружия малой дальности применяются 2-е тепловые УР Р-13М, Р-13М1 или 4-е Р-60 или Р-60М на подфюзеляжных узлах подвески.

Читать еще:  Снайперская винтовка Хеклер - Кох ПСГ (Heckler&Koch PSG1, Prazisionsschutzengewehr 1)

РСК «МиГ» с целью полного раскрытия значительного потенциала фронтовых истребителей МиГ-23, а также истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 создала программу модернизации истребителей, которая учитывает специфические требования разных заказчиков. Данные программы предусматривают установку на истребитель ряда новых систем БРЭО, а также расширения номенклатуры используемого вооружения за счет ввода новых образцов. Новая система управления вооружением самолета может базироваться на базе многофункциональной РЛС или включать в свой состав дополнительную систему, которая предназначается для выдачи команд радиокоррекции современным УР «воздух-воздух» и для формирования полетного задания.

В состав БРЭО модернизированного истребителя могут быть включены современные системы отображения информации, включающие многофункциональный дисплей и индикатор на лобовом стекле, нашлемную систему целеуказания пилоту. Модернизации подвергаются и системы связи и навигации, видеорегистрации, радиопротиводействия, регистрации, контроля и обработки поступающей полетной информации.

В состав вооружения модернизированных истребителей могут быть включены современные управляемые ракеты, такие как РВВ-АЕ, Р-73Э и Р-27Р1. По желанию заказчика истребитель может быть адаптирован к использованию управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля» других типов.

Летно-технические характеристики МиГ-23МЛ:

Размеры размах крыла – 14,10/7,78 м., длина истребителя – 16,7 м., высота – 5,0 м.
Площадь крыла – 37,27/34,16 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 15 600 кг., максимальная взлетная – 20 100 кг.
Запас топлива – 4300 л.
Тип двигателя – два ТРДДФ Р-35, тяга нефорсированная – 8 850 кгс., форсажная – 13 000 кгс.
Максимальная скорость – 2500 км/ч.
Практическая дальность – до 1450 км.
Перегоночная дальность – 2 360 км. с 3 ПТБ.
Практический потолок – 17 700 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1 23-мм пушка ГШ-23Л, боевая нагрузка до 2 000 кг., на 5 узлах подвески.

Истребитель МиГ-23

Советский МиГ-23 истребитель впервые поднялся в воздух 9 июля 1967 г. Он был основным фронтовым истребителем.

Самолет типа МиГ-23 являет собой многоцелевой истребитель советского производства, по кодировке НАТО имеет обозначение «Бичеватель». Особенностью машины является то, что она может менять стреловидность крыла во время полета. Впервые самолет данного типа произвел первый полет летом 1967 года, за штурвалом был испытатель А.Ф. Федотов.

История создания и производства истребителя МиГ-23

Проектировкой данного самолета занималось конструкторское бюро Микояна со второй половины 60-х годов прошлого века. Данная машина была спроектирована для замены истребителя типа МиГ-21. Для этого новая машина должна была отличаться значительно лучшими летными и боевыми характеристиками по сравнению с предшественницей. Самой большой инновацией стало крыло, которое могло менять свою геометрию на угол от 16 и до 72 градусов.

Серийным выпуском самолета МиГ-23 занимался Московский авиастроительный завод «Знамя труда». Главной задачей изготовителей была установка самого нового и качественного бортового оборудования, а также улучшение маневренных способностей аппарата. Новой была и более мощная силовая установка. Для повышения аэродинамических качеств была увеличена площадь крыльев, топливный бак был расположен под фюзеляжем.

В это время в США был создан новый истребитель четвертого поколения, в противовес ему советские конструкторы в 74 году создали более легкую модификацию МиГ-23МЛ. Она имела великолепные летные характеристики за счет мощной силовой установки, была изменена конструкция всего планера. Был укорочен форкиль аппарата и фюзеляж. Серийный выпуск данной модели проводился на протяжении пяти лет, начиная с 76 года. Кроме использования в советских ВВС, аппарат широко экспортировали в другие страны мира.

На базе стандартной модели был изготовлен самолет-перехватчик с соответствующим оборудованием. Данная машина имела множество модификаций, самая последняя начала серийно изготовляться с 1970 года, имела обозначение МиГ-23МЛД. Самолет отличался высокой устойчивостью при виражах на больших скоростях. Он был оснащен новой системой БРЛС, которая позволяла сопровождать одновременно шесть целей. Система защиты была представлена комплексом тепловых ракет-ловушек, которые могли отводить зенитный огонь от машины.

На сегодняшний день все модификации аппарата МиГ-23 сняты с вооружения ВВС РФ.

Особенности конструкции МиГ-23

Данный самолет спроектирован как высокоплан с усовершенствованной аэродинамикой корпуса и крыла. Крылья аппарата имели стреловидную форму и могли производить поворот на нужный угол. В зависимости от задачи полета и нужного маневра пилот самостоятельно мог изменить геометрию крыла. За счет поворотов крыло могло быть стреловидным или же прямым, потому что часть крыла могла убираться в средину корпуса машины.

Конструкция крыла была представлена двумя неподвижными частями и двумя консолями, которые были подвижными. Подвижные части крыльев были изготовлены из стальных штамповок, которые были сварены между собою, и являли собой кессонную конструкцию. Для данного самолета были разработаны три вида крыльев разной конструкции, которые можно было менять.

Корпус аппарата имел полумонококовую схему и был разделен разъемом на две части: носовую и хвостовую. В носовом отсеке было расположено бортовое оборудование, а также кабина пилота, которая имела герметическую конструкцию. Кабина летчика имела фонарь с хорошим обзором. Кроме того, пилот имел возможность производить задний обзор за счет прибора ТС-27АМШ. В хвостовом отделе машины была установлена система воздушных тормозов, которые состояли из четырех частей.

Силовая установка самолета МиГ-23 была представлена форсажным двигателем турбореактивного типа, он обозначался как Р-35-300. Он производил тягу в 13 тысяч килограммов. Данный двигатель был спроектирован конструктором Хачатуровым в бюро «Союз». С помощью данной силовой установки самолет мог развивать скорость в 2,5 тысяч км/час, но это на большой высоте. Кроме того, большая тяга позволила самолету набирать высоту со скоростью в 12 900 м/мин. При использовании дополнительных подвесных баков самолет мог пролететь до 2360 километров.

Воздухозаборник был расположен сбоку аппарата и был регулируемым с помощью створок и клиньев, которые были подвижными. Особенностью защиты двигателя было то, что она могла выдерживать прямое попадание управляемых ракет класса ЗРК.

МиГ-23 видео

Шасси самолета МиГ-23 состоит из трех стоек. Особенностью является передняя стойка, которая оснащена двумя колесами и имеет усиленную систему амортизации. Задние опоры были изготовлены более длинными, а именно они были выше на 17,5 сантиметров. Они оснащены одним колесом, на котором была установлена тормозная система дискового типа. Все колеса были бескамерного типа.

Как говорилось ранее, данный проект закрыт с 85 года, за все время было изготовлено 4278 машин данного класса. Нужно отметить, что на балансе ВВС РФ и сегодня находятся данные МиГи. Данная машина широко применялась разными странами в военных конфликтах практически во всех уголках земного шара.

Самолет МиГ-23 выпускался во многих модификациях:

  • фронтовой истребитель (МиГ-23 МЛД)
  • перехватчик (МиГ-23 П)
  • учебно-боевой (МиГ-23 УБ) и др.

Силовая установка: один турбо активный двигатель с форсажной камерой Р-23-300 тягой 13 000 кг.

Одной из конструктивных особенностей является изменяемая в плане геометрия крыла. Консоль может устанавливаться на углы 16, 45, 72° (по передней кромке).

МиГ-23 фото

Тактико-технические характеристики самолета МиГ-23

Размах крыла, м 7,8/14,0

Длина самолета, м 16,7

Стартовая масса, кг 17 800

Максимальная скорость полета на высоте, км/ч 2445

Максимальная скорость у земли, км/ч 1350

Потолок, м 19 000

Дальность без подвесных баков, км 1950

Перегоночная дальность с подвесными баками, км 2820

МиГ-23 фото 2

Вооружение: в перегрузочном варианте боевая нагрузка составляет 4500 кг.

Создание МИГ-23 в противовес американскому «Фантому»

Самолет МиГ-23 пришел на смену легкому истребителю МиГ-21. Последний прекрасно зарекомендовал себя в воздушных боях с перетяжеленным американским F-4 “Фантомом» во Вьетнаме. Но для огневого воздействия в прифронтовой полосе его вооружения было недостаточно.

Радиус боевого применения самолета составлял в пределах 250 км, что было явно недостаточно, у конкурентов этот показатель был гораздо выше. Поэтому Flogger – «Бичеватель» по классификации НАТО, стал родоначальником истребителей МиГов 3-го поколения.

Что вынудило авиаконструкторов выбрать оригинальную компоновку истребителя МиГ-23

В 50-годах ХХ века перед военной авиацией возникла проблема больших скоростей на предпосадочном планировании и посадке. Это требовало значительного увеличения длины взлетно-посадочных полос и строительства соответствующей инфраструктуры. В то время была принята концепция многофункциональных истребителей. Они решали задачи завоевания превосходства в воздухе, перехвата на сверхзвуке во всем диапазоне высот, а также поддержки наземных войск.

Читать еще:  Пистолет тт (тульский токарев): калибр, технические характеристики (ттх), модификации, недостатки

Конструкторское бюро имени Микояна и Гуревича (МиГ) учло требования ВВС и в начале 60-х годов приступило к созданию принципиально нового самолета для фронтовой авиации. Его главной особенностью стал профиль крыла с консолью изменяемой стреловидности.

Проект был рассчитан на сверхзвуковые полетные скорости, как в стратосфере (истинная – 2500 км/ч), так и у земли (приборная – 1400 км/ч).

Для этого потребовались длительные научные и проектно-конструкторские исследования, многочисленные продувки моделей самолетов в аэродинамической трубе в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. Цандера (ЦАГИ).

Первый полет истребитель под обозначением Е-8 (изделие 23-01) сделал в апреле 1962 г. Поднял его в воздух летчик-испытатель Мосолов Г.К. Но после катастрофы МиГа в сентябре того же года летные испытания были прекращены. Сложность представляли взаимоисключающие требования к аэродинамике и конструкции истребителя Е-8:

  • большие углы атаки;
  • высокая маневренность в диапазоне скоростей 400-1000 км/ч;
  • повышенная боевая нагрузка до 2-х тонн;
  • минимальная взлетная дистанция и малая посадочная скорость – в пределах 210-230 км/ч.

Первый экземпляр самолета МиГ-23 имел, как и его предшественник, треугольное в плане крыло. После аварии от этой идеи отказались и установили стреловидное крыло, которое в полете могло изменять угол по отношению к продольной оси самолета. Это усложнило конструкцию, но стало решением проблемы высокой нагрузки на плоскости при сверхзвуке, пилотаже и посадке.

Такая особенность конструкции истребителя позволяла летчику изменять конфигурацию в процессе выполнения полета в зависимости от характера задания и боевой необходимости. Поднял в воздух МиГ с новой компоновкой (изделие 23-11) летчик Федотов А.В. в июне 1967 г.

Серийный выпуск перспективной разработки начался в 1969 г.

Производством истребителей МиГ в Советском Союзе занимались на Московском заводе «Знамя Труда». Параллельно шли испытания новых систем самолета:

  • планера;
  • двигателя;
  • вооружения;
  • навигации, самолетовождения;
  • радиоэлектронного и авиационного оборудования.

Серийные модификации истребителя МиГ-23М отличались от опытного образца наличием геометрического уступа на консоли («зуба»), нового прицельного комплекса, другой формы носового обтекателя и киля.

Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета

Истребитель выполнен по схеме высокоплан с отрицательным «V» крыла. Консоли отклоняются и фиксируются в трех положениях с углом 16°, 45° и 72°. Они крепятся к центроплану возле фюзеляжа, что дает повышение площади несущей поверхности в отличие от известного советского истребителя Су-17. У последнего, наоборот, центроплан имеет большую площадь, по сравнению с МиГ-23М.

В процессе изменения стреловидности происходит смещение не только центра тяжести самолета, но и перемещение положения точки приложения аэродинамического фокуса. Это ведет к уменьшению продольной устойчивости и увеличению момента на пикирование МиГа. Отклонением дифференциального стабилизатора осуществляется компенсация момента.

На поворотных частях крыла МиГа установлены четырехсекционные предкрылки и трехсекционные закрылки. Они вместе с уменьшением угла стреловидности существенно улучшают взлетно-посадочные свойства самолета.

Фюзеляж истребителя изготовлен по типу полумонокок с разделением на две части по шпангоуту № 28. Радиопрозрачный носовой обтекатель с кабиной пилота, приборным оборудованием входит в герметичный блок. Катапультное кресло класса 0-0 позволяет летчику безопасно покидать самолет. Сверху на остеклении фонаря установлен перископ для обзора задней полусферы. Киль на первых модификациях самолета МиГ оснащен удлиненным фор-килем, который на серии фронтовых МЛД отсутствует.

Для повышения путевой устойчивости 23-его МиГа на больших углах атаки в хвостовой части установлен подфюзеляжный киль.

Он складывается перед взлетом и посадкой истребителя на угол до 95°. Под рулем направления на фюзеляже установлен контейнер для тормозного парашюта, выпускаемого после приземления самолета. Воздушные тормоза МиГа находятся в хвосте фюзеляжа и представляют собой четырхстворчатые конструкции.

Трехстоечное шасси включает:

  • спаренную переднюю стойку;
  • основные колеса;
  • поворотный механизм основных стоек;
  • гидроцилиндры;
  • систему гашения автоколебаний шимми.

Основной двигатель истребителя на модификации МиГ-23М – одноконтурный двухвальный с форсажной камерой сгорания ТРДФ Р-27-300. На усовершенствованных типах устанавливались новые образцы силовой установки Р-29 и Р-35. Воздухозаборники – боковые. Для регулировки скачков уплотнения на сверхзвуковых скоростях задействованы клинья.

Дифференциальный управляемый стабилизатор самолета осуществляет управление по крену и тангажу одновременно. Для поперечного управления используются интерцепторы, выдвигаемые на консоли крыла МиГа; для продольного управления применяется руль направления на киле, отклоняемый с помощью педалей.

ТТХ и летные данные самолета

Конструктивные особенности, связанные с установкой сложной системы поворота консолей, наложили свои ограничения на летные возможности. В полной мере не удалось добиться заданных условий по тяге, оружию и электронному обеспечению самолета. Устаревшая аэродинамическая компоновка планера, первые пробы использования цифровых технологий в прицельном оборудовании, например, система единой индикации (СЕИ) на фоне лобового стекла, не позволили вырваться истребителю в явные лидеры для завоевания поля боя.

В 1986 году после аварии самолета при выполнении сложного пилотажа временно запретили выполнять эти упражнения в соответствии с Курсом боевой подготовки истребительной авиации. Тем не менее, самолет прожил долгую жизнь, пока на смену ему не пришли истребители 4-го поколения – МиГ-29 и Су-27.

Тактико-технические данные представлены в таблице. Она показывает габариты самолетов, что важно в определении значения ЭПР, энергетических возможностей при горизонтальном и вертикальном маневрировании. Но сама по себе маневренность для боевого истребителя недостаточна. Без качественного вооружения он не сможет выполнить боевую задачу.

Истребитель миг-23 — основные техниеские характеристики и применение в бою

МиГ-23 атакует

?Игорь Аксюта (101) wrote,
2014-05-15 16:00:00Игорь Аксюта
101
2014-05-15 16:00:00
фото кликабельно

Описание самолетаИстория создания самолета МиГ-23 берет начало в первой половине 60-х годов, когда ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21.

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса). Первый полет опытный МиГ совершил 26 мая 1967 года, а первый серийный МиГ-23С поднялся в воздух в мае 1969 года.Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя Труда».

Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолета. Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой.

Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя МиГ-23 МЛ. Самолет получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолет серийно выпускался, для советских ВВС с 1976 по 1981 гг.

, а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.В конце 70-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации -МиГ-23МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолета на больших углах атаки.

Истребитель оснащался усовершенствованной РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеры с инфракрасными ловушками.

Истребитель МиГ-23МЛД широко применялся в Афганистане, где помимо задач обороны от возможных действий ВВС Пакистана, использовался для нанесения ударов по наземным целям, причем потери от огня зенитных средств были минимальные: благодаря высокой тяговооруженности МиГ-23 резко набирал высоту и быстро выходил из зоны поражения.

Несколько сот Миг-23С до сих пор служат в вооруженных силах России, заменяя Су-9, Су-11 и Як-28П . Ракеты, укреплены на среднем пилоне, пилонах под воздухозаборниками и основаниями крыльев. Для зарубежных заказчиков производилась упрощенная модификация Миг-23 с такой же высокоскоростной конструкцией планера и системами Миг-23С, но без радара. Третья модификация — двухместный тандем Миг-23У, используемый в учебных целях.


В состав оборудования входят :

— РЛС «Сапфир-21″ (МиГ-23С и МиГ-23МС),- импульсно-доплеровская РЛС «Сапфир-23Д» (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 — 55 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23МЛ» (Ми Г-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23МЛА» (МиГ-23МЛА);- теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км);- станция наведения УР класса воздух — поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»;система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления «Воздух»;- ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ);- радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛА);- аварийная радиостанция Р-855УМ;- навигационная система «Полет-1Л-23″ (МиГ-23С, МиГ-23М) или «Полет-2Л-23″ (МиГ-23МЛ);- автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;- маркерный радиоприемник МРП-56П;- радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4;- самолетная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации РСБН-6С;- ответчик СО-69;- система предупреждения и оповещения СЗМ;- система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н;- автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ;- система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).Самолеты МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК ложными целями (расположены над неподвижной частью крыла) .Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.Серийное производство прекращено в начале 1980-х годов.

Читать еще:  Стабильность в руках

Год принятия на вооружение — 1969 г.Размах крыла — 7,8 / 14,0 м.Длина самолета — 16,7м.Высота — 5,77 м.Площадь крыла, кв.м. — 37,35 при 16°; — 35,50 при 45°; — 34,16 при 72°.Масса пустого — 10850 кг.Взлетная масса — 14700 кг.Максимальная взлетная масса — 17800 кг.

Тип двигателя — ТРДФ Р-35-300.Максимальная тяга, кН/кгс:- бесфорсажная — 2х84,0/2х8550;- форсажная — 2х124,5-127,5/2х12700-13000.Максимальная скорость, км/ч:- у земли — 1350;приуглестреловидности 16° — 940(М=0,8);- на большой высоте — 2500 (М=2,35).

Посадочная скорость — 240 км/ч.Практический потолок — 18500 м.Практическая дальность, км:- без ПТБ — 1950;- с ПТБ (3х800 л) — 2820.Длина разбега — 500 м.Длина пробега — 750 м.

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 8,5 при полном ракетном вооружении и М=0,85 — 4,0

пушка ГШ-23Л (23 мм, 3200 выстр./мин.

боекомплект 260 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р с радиолокационной полуактивной системой наведения, а также Р-23Т и Р-24Т с ТГС на двух подкрыльевых узлах внешней подвески и до четырех УР ближнего боя Р-60 и Р-60М на двух подфюзеляжных узлах. Для поражения наземных целей применяются УР Х-23 с наведением по лучу, НАР и свободнопадающие бомбы общей массой до 2000 кг.

МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолет совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.Выпускался в 1969-1970 гг. в г. Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время МНПО им. Дементьева).МиГ-23УБ — учебно-боевой самолет «Спарка». Выпускался в 1970-1978 гг. в Иркутске.

МиГ-23М — самолет с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой.

Вооружение истребителя, имевшего усовершенствованную РЛС «Сапфир-23Д», позволяло сопровождать цели на фоне земли, теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д позволили применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (И К самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М.

МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.МиГ-23М и МиГ-23МФ — второй экспортный вариант самолета (1977 г.) имел более мощную РЛС.МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г.

Самолет имел усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ. МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года.МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23.

Самолет имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения.

МиГ-23 — истребитель с крылом изменяемой стреловидности

Фронтовой истребитель МиГ-23 предназначен для борьбы с самолетами противника в широком диапазоне высот и скоростей полета и выполнения задач в интересах войск оперативно-стратегического объединения.

Впервой половине 1960-х годов ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке истребителя, который смог бы заменить стоящий на вооружении МиГ-21.

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на новой машине было решено установить крыло с изменяемой стреловидностью (в пределах 16°-72°). Первый полет на опытном «23-11» совершил 26 мая 1967 года летчик-испытатель А. В.

Федотов. Два года спустя — в мае 1969 года — поднялась в небо первая серийная машина.

В СЕРИИ

Серийное производство нового истребителя МиГ-23С велось на московском заводе «Знамя Труда» (в настоящее время МНПО им. Дементьева). После модернизации, в ходе которой были усовершенствованы бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, улучшены маневренные характеристики, самолет стал называться МиГ-23М.

Требования дальнейшего увеличения маневренности привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя — МиГ-23МЛ. Самолет был оснащен более мощным двигателем и усовершенствованным оборудованием. Позже на его базе был создан перехватчик МиГ-23П. МиГ-23 серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 год, а в экспортном варианте — до 1985 года.

Самолеты различных модификаций поставлялись в ВВС Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама Германии, Египта, Ирака, Индии, Ливии, Кубы, КНДР, Польши, Сирии, Чехословакии, Эфиопии, Южного Йемена. На ММЗ «Знамя труда» выпущено 4278 машин, на Иркутском авиазаводе построено 769 учебно-тренировочных самолетов МиГ-23УБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23УМ — 1020 самолетов).

В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций ВВС России выведены в резерв и находятся на базах хранения.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Впервые МиГ-23 участвовал в боевых действиях в 1974 году — в составе ВВС Ирака наносил бомбовые удары по позициям курдских боевиков. В том же году, во время сирийско-израильского пограничного конфликта, МиГ-23 ВВС Сирии сбил два израильских самолета. МиГ-23 участвовал во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов.

В ходе Ливанской войны в воздушных боях истребителями МиГ-23 было сбито семь израильских самолетов при потере десяти своих. Советские МиГ-23 с 1984 года участвовали в Афганской войне (1979-1989). МиГ-23МЛД использовались для нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах.

В 1985 году в Анголу было направлено 50 самолетов МиГ-23МФ и МиГ-23БН. В 1987 году над северными районами Намибии самолетами МиГ-23 был сбит один истребитель Дассо «Мираж» F.1CZ. Во второй половине 1987 года еще один самолет «Мираж» F.1CZ в воздушном бою с МиГ-23МФ получил попадание ракетой Р-60.

Кроме того, в Анголе самолетами МиГ-23 уничтожены истребитель ВВС ЮАР Дассо «Мираж» III и штурмовик «Импала». 4 января 1989 года над заливом Сидра произошел воздушный бой между двумя ливийскими МиГ-23 и двумя американскими перехватчиками F-14 с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», в результате чего оба МиГа были сбиты.

В ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 года истребители США F-15С, по западным данным, сбили шесть самолетов МиГ-23. 18 февраля 1991 года два иракских МиГ-23 сбили над Багдадом истребитель-бомбардировщик «Торнадо» ВВС Италии.

По арабским источникам, МиГ-23МФ сбили, как минимум, один F-16, применив УР Р-23 на встречных курсах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА МИГ-23 МЛ

  • Тип: фронтовой истребитель
  • Двигатель: 1 х ТРДФ Р-35-300 мощностью 8550 кгс (на форсаже — 13 000 кгс)
  • Размеры, м: — длина: 16,7 — высота: 5,77— размах крыла: 7,8/14,0
  • Вес, кг: — пустой: 10 850— взлетный: 15 600
  • Технические характеристики: — максимальная скорость, км/ч: 2500 — практический потолок, м: 17 700— дальность, км: 1450 (2360 с 3 х ПТБ)
  • Вооружение: пушка 1 х 23-мм ГШ-23Л, УРВБ 2 х Р-23ЛЯ или Р-24Р/Т, 2-4 х Р-13М или 2-6 х Р-60, НАР 4 х 16 х С-5 или 2 х С-24Б, авиабомбы: 4 х ФАБ-500 или 16 х ФАБ-100

Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector