0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель миг-17 — возможности и боевое применение легендарного самолета

Истребитель МиГ-17

Отличить МиГ-17 от МиГ-15 внешне просто только с некоторых ракурсов. Крылья МиГ-17 имеют небольшой «излом» посередине, они более длинные и тонкие, кроме того на них установлено по 3, а не по 2 аэродинамических гребня

История создания истребителя МиГ-17

На протяжении 1950-1960-х г.г. основа истребительной авиации СССР это машины Артема Микояна и Михаила Гуревича, всем известные МиГ. Вызвано такое явное предпочтение истребителям одного конструкторского бюро было вполне рациональными соображениями, изначально исходящими лично от Иосифа Сталина.

Выглядела эта логика просто — вместо того, чтобы одновременно развивать несколько разных проектов (а проектов у авиастроителей хватало во все времена!), лучше сосредоточиться на максимальном совершенствовании того, что уже итак имеется в арсенале. А тем, что имелось, был, на конец сороковых, замечательный истребитель МиГ-15, отлично показавший себя на войне и в мирное время, к тому же освоенный в производстве аж на девяти заводах.

Работа по улучшению конструкции МиГ-15 не утихала не на мгновение — едва первые самолеты стали сходить с конвейера и поступать в войска, ОКБ-155 (Микоян и Гуревич) уже приступили к работе над ещё более амбициозным проектом — истребителем МиГ-17 (в «девичестве» И-330). Главным новшеством самолета должно было стать новое крыло с увеличенной до 45 градусов стреловидностью, испытания которого в аэродинамической трубе ЦАГИ только-только удачно завершились.

Чертеж истребителя МиГ-17

В И-330 было решено без изменений использовать фюзеляж МиГ-15бис, однако пристыковать к нему новое крыло «как есть» не получилось — для соблюдения центровки машины, его пришлось дополнительно «заламывать» посередине — от фюзеляжа до центра длинны крыла стреловидность составляла 45 градусов, а от центра до законцовок, уже 42. Одновременно с этим на верхней поверхности крыла были добавлены аэродинамические гребни (1 на крыло), что позволило дополнительно уменьшить его толщину.

В июле 1949 года прототип будущего МиГ-17 был готов, однако на испытания поступил только в начале следующего года, после устранения возникших в процессе работ замечаний и дефектов.

14 января 1950 года лётчик-испытатель ОКБ-155 Герой Советского Союза И.Т.Иващенко впервые поднял И-330 (МиГ-17) в небо, а 1 февраля преодолел звуковой барьер. К сожалению, 17 марта 1950 г. новая машина показала «норов», — на большой скорости обнаружилось сильное дрожание хвостового оперения (флаттер), истребитель становился неуправляемым и как следствие, полет закончился трагедией — прототип был разрушен, а летчик-испытатель погиб. Полеты второго прототипа только подтвердили ошибки расчетов, поэтому на целый год И-330 (МиГ-17) вернулся на землю и проходил бесчисленные проверки и перепроектировки.

Следующий полет МиГ-17 состоялся только в апреле 1951 года и на этот раз был совершенно успешным. По сравнению с МиГ-15, новый истребитель был скороподъемнее, быстрее, маневренее на высоте, и лишь у земли, несколько уступал по этому показателю предшественнику. В конструкцию вновь были внесены некоторые исправления, и 1 сентября 1951 года Приказом МАП №851 фронтовой истребитель МиГ-17 (теперь уже именуемый так официально) был запущен в производство на заводах №21 (г.Горький), №1 (г.Куйбышев), №31 (г.Тбилиси), №153 (г.Новосибирск) и №126 (г.Комсомольск-на-Амуре).

Серийное производство истребителя МиГ-17 продолжалось вплоть до 1958 года, за это время было изготовлено 8085 самолётов всех модификаций. МиГ-17 производился по лицензии в Китае (под маркой J-5 (МиГ-17Ф), J-5A (МиГ-17ПФ), JJ-5 (), 1828 самолётов) и Польше (под маркой Lim-5 (МиГ-17Ф) — 540 самолетов) и широко экспортировался по всему миру (после запуска в производство МиГ-19).

Истребитель состоял на вооружении: Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Бангладеша, Болгарии, Венгрии, Вьетнам, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, ГДР, Египта, Замбии, Зимбабве, Индии, Индонезии, Ирака, Йемена, Камбоджи, Китая, КНДР, Конго, Кубы, Мадагаскара, Малагасийской Республики, Мали, Марокко, Мозамбика, Монголии, Нигерии, Пакистана, Польши, Румынии, Сирии, Сомали, Судана, Танзании, Уганды, Финляндии, Чехословакии, Шри-Ланки, Югославии.

МиГ-17 был основой советской истребительной авиации все 1950-е годы. Как и его предшественник МиГ-15, самолет был прост в управлении, техническом обслуживании, и очень надежен. Эти качества позволили ему продержаться на вооружении советских ВВС до 1970-х годов. Хотя к тому времени МиГ-17 уже давно не были машинами «первого эшелона», об эффективности самолета можно судить хотя бы потому, что свою последнюю победу в небе СССР, МиГ-17 одержал 21 сентября 1970 года, сбив американский разведчик U-8.

В ВВС других стран МиГ-17 продержался ещё дольше — по-крайней мере на конец 1980-х — начало 1990-х годов, некоторые из «стариков» все ещё находились в исправном состоянии.

Конструкция истребителя МиГ-17

Фронтовой истребитель МиГ-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана, основа конструкции фюзеляжа — дюралюминий. Фюзеляж сигарообразный круглого сечения типа полумонокок, крыло стреловидное (45° по линии четвертей хорд в корневой части и 42° в концевой).

Механизация крыла состоит из выдвижных закрылков и элеронов. На левом элероне установлен триммер. Для повышения путевой устойчивости на верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни (по 3 на каждой консоли).

В хвостовой части установлены тормозные щитки. Стабилизатор имел стреловидность 45°, киль — 55°41′. Под хвостовой частью фюзеляжа для лучшей путевой устойчивости установлен небольшой фальшкиль. Шасси трёхопорное с носовой стойкой.

Силовая установка состояла из ТРД ВК-1 (ВК-1А, ВК-1Ф). Воздухозаборник лобовой с 2 каналами, огибающими кабину пилота. Для доступа к двигателю при обслуживании на земле задняя часть фюзеляжа отстыковывалась.

Герметичная кабина пилота оснащалась системой обогрева и катапультным креслом (с 1953 года). Для увеличения дальности полёта под крылом могли подвешиваться 2х подвесных топливных бака по 400-600 л.

На МиГ-17 в варианте перехватчика, в носовой части фюзеляжа установлена РЛС.

Многоцелевой истребитель МиГ-17

В послевоенные годы авиация развивалась необычайно быстрыми темпами. Скорость и грузоподъемность новых реактивных самолетов постоянно увеличивались. Из-за этого многие модели истребителей, созданные в 40-е годы, устарели уже ко второй половине 50-х. Такая же судьба вполне могла постигнуть и МиГ 17, разработка которого началась в 1948 году, однако, этот самолет проявил удивительную «живучесть». Его использовали во многих региональных конфликтах, и до сих пор есть страны, где он всё ещё применяется по назначению. Разумеется, этой машине трудно «поспорить» в воздухе с такими противниками, как F-16 или F-15, но в роли ударного самолета она и сегодня способна принести немалую пользу.

История разработки истребителя МиГ-17

Несмотря на то, что советские авиаконструкторы в послевоенные годы были твёрдо уверены в том, что наилучшим для реактивной авиации является стреловидное крыло, у них не было единой точки зрения относительно того, какой именно угол его наклона будет оптимальным. На этапе создания истребителя МиГ-15 отрабатывались и проверялись разные варианты. В конечном счете конструкторы установили для этого самолета угол стреловидности по передней кромке — 37 градусов.

Между тем в декабре 1948 года, то есть еще до того, как МиГ-15 был принят на вооружение, в ходе полёта экспериментального истребителя «176» пилоту удалось достичь скорости в 1,02М. Крылья этого самолета, созданного в конструкторском бюро С.А. Лавочкина, имели стреловидность в 45 градусов, что и позволило «обогнать звук».

В КБ Микояна и Гуревича хорошо знали о результатах, полученных «конкурирующей фирмой». Было принято решение создать вариант МиГ-15 с крылом увеличенной стреловидности. Первоначально такой самолет назывался СИ-1, использовалось еще обозначение Миг-15бис «стрела 45».

От базового серийного истребителя его отличала не только измененная форма крыла, но и другие существенные детали:

  1. Установлено несколько аэродинамических гребней. Один из них под фюзеляжем, еще три – на крыльях, точнее, на верхней поверхности консолей;
  2. Увеличилась длина самолета. Разница по сравнению с МиГ-15 составила 0,9 м, удлинение локализовано в хвостовой части;
  3. Увеличился в размерах киль;
  4. Горизонтальному оперению придан тот же угол стреловидности, что и передней кромке нового крыла, то есть 45 градусов.

Испытания экспериментального самолета, начавшиеся в январе 1950 года, показали, что по ряду характеристик он превосходит серийные образцы МиГ-15бис. В частности, СИ-1 мог разогнаться до скорости в 1,08М. Кроме того, существенно повысилась скороподъемность, а на больших высотах заметно улучшилась и маневренность. Истребитель показал себя устойчивым и безопасным в пилотировании.

Читать еще:  Обзор нового российского военного бронеавтомобиля «тайфун»

После завершения государственных испытаний самолёту было присвоено обозначение МиГ-17, а Министерство авиационной промышленности издало приказ о развертывании его серийного производства. Строили эти истребители в Комсомольске-на-Амуре, Горьком (ныне Нижний Новгород), Куйбышеве (Самара), Тбилиси и Новосибирске.

Самолет при этом постоянно совершенствовался, в его конструкцию вносились дополнительные изменения. Кроме того, менялся и состав бортового оборудования.

Так, в 1952 году на МиГ-17 установили радиолокационную станцию «Изумруд», что позволило превратить фронтовой истребитель во всепогодный перехватчик. В 1956 самолет оборудовали четырьмя управляемыми ракетами «воздух-воздух». Пушечное вооружение при этом пришлось снять.

В середине 50-х советское руководство приняло решение о передаче лицензии на производство МиГ-17 Китаю, а затем еще двум социалистическим странам — Чехословакии и Польше. В КНР этот самолет строился под обозначением J-5, или F-5 (экспортный вариант). В результате общее количество МиГ-17 превысило 11 тысяч экземпляров.

Особенности конструкции

По своей аэродинамической схеме МиГ-17 – цельнометаллический среднеплан с одним килем и высоко расположенным горизонтальным оперением. Стреловидность крыла дифференцированная: по передней кромке она составляет 45, а на оконцовках – 42 градуса.

Фюзеляж МиГ-17 может разбираться на носовую и хвостовую часть, что упрощает технологические операции, необходимые для замены двигателя. Левый элерон снабжен триммером для облегчения управление истребителем при его вводе в крен. Кабина сделана герметичной, попасть в нее можно через сдвижной фонарь. Для того чтобы посмотреть назад, лётчик может воспользоваться перископом.

Покинуть самолёт при возникновении аварийных ситуаций можно с помощью катапультного кресла. Со временем его оборудовали защитной шторкой, что увеличило диапазон скоростей, на которых возможно успешное катапультирование.

Внутренних топливных баков два, расположены они в хвостовой части фюзеляжа. Самолет может также использовать подвесные сбрасываемые емкости для горючего, что несколько увеличивает боевой радиус.

МиГ-17 оборудован гидравликой для выпуска шасси, имеется пневматическая дублирующая система, которую можно использовать при возникновении нештатных ситуаций. Переднее колесо убирается в нишу в носовой части самолета, а основные стойки – в крыльевые отсеки.

Вооружение МиГ-17

Первоначально истребитель оснащался одной 37-мм пушкой Н-37Д и двумя 23-мм НР-23. Другими словами, его вооружение было в точности таким же, как у МиГ-15. Впоследствии на перехватчике МиГ-17П пушку Н-37Д демонтировали, а на её место установили третью НР-23.

В модификации ПФ самолет мог иметь как две, так и три НР-23.Кроме того, часть истребителей МиГ-17Ф оборудовались двумя 30-миллиметровыми пушками НР-30.

Для поражения наземных целей могли применяться неуправляемые ракеты С-21, а также 50- и 100 килограммовые авиабомбы.

Самым необычным было вооружение перехватчика МиГ-17ПФУ, у которого вообще не имелось пушек. Вместо них самолет оборудовали четырьмя управляемыми ракетами «воздух-воздух» РС-2УС и радиолокационной станцией «Изумруд».

Тактико-технические характеристики

Разные модификации истребителя несколько отличались между собой по основным ТТХ. В качестве примера можно воспользоваться двумя довольно распространенными вариантами самолета:

Дальность полета указана для высоты в 10 000 метров. Кроме того, истребитель был способен брать подвесные баки емкостью от 600 до 800 литров, что давало ему возможность преодолеть расстояние до 1 735 км. На снижении и пикировании допускался разгон МиГ-17 до скорости в 1,15М.

Достоинства и недостатки самолёта

Истребитель МиГ-17 высоко оценивается авиационными специалистами во всём мире, что обусловлено следующими преимуществами этой машины:

  1. Высокая для начала 50-х скорость полета;
  2. Отличная тяговооруженность – самолет был довольно лёгким, при этом обладал мощным двигателем;
  3. Превосходная маневренность, особенно на высоте;
  4. Сильное и надёжное вооружение;
  5. Простота конструкции, облегчавшая эксплуатацию в строевых частях и обеспечившая налаживание массового производства;
  6. Возможность применения истребителя против наземных целей.

Быстрое развитие реактивной авиации сделало МиГ-17 в значительной мере устаревшим уже в начале 60-х годов. Истребитель, еще недавно слывший скоростным, стал считаться тихоходным, а его пушечное вооружение многие тогда считали архаичным.

Дальнейшие события показали, что эти суждения были несколько поспешными, но всё-таки некоторыми «врожденными» недостатками самолет МиГ 17 обладал. Один из них – это не самое лучшее приборное оборудование. Лучшего на тот момент советская промышленность дать просто не могла. Второй очевидный минус – это сама компоновка самолета, не дававшая возможности оборудовать его радиолокационной станцией с антенной большого диаметра.

Боевое использование

Советские ВВС использовали МиГ-17, прежде всего, в качестве истребителя ПВО и перехватчика. Боевой «дебют» состоялся 29 июля 1953 года, когда в воздушное пространство СССР вторгся американский разведчик RB-50. Он был сбит парой МиГ-17, в результате чего из 17 членов экипажа самолета погибли 16.

Один из последних подобных эпизодов произошел 21 сентября 1970 года, когда над территорией Советского Союза появился американский разведывательный самолет RU-8. На перехват был поднят МиГ-17Ф, который догнал и уничтожил нарушителя.

Китайские МиГ-17 и J-5 тоже применялись в первую очередь для обороны воздушного пространства КНР. Наиболее масштабные воздушные бои с участием этих самолетов происходили во время так называемых «кризисов Тайваньского пролива». Противниками МиГ-17 при этом выступали поздние модификации американского истребителя F-86 Sabre и более ранние самолеты F-84. Результаты столкновений оцениваются сторонами конфликта по-разному. В одном из боёв в МиГ попала управляемая ракета AIM-9, которая не взорвалась и застряла в фюзеляже. Этот своеобразный «трофей» был затем передан советским специалистам для изучения.

Во время арабо-израильских войн 1967 и 1973 года, МиГ-17 применялся в качестве ударного самолета, поскольку на вооружение истребительной авиации Египта и Сирии уже поступили более современные и скоростные машины – МиГ-19 и МиГ-21. В целом эту страницу боевой биографии МиГ-17 трудно назвать удачной, что объясняется как ошибками командования египетских ВВС, так и устареванием самолета.

МиГ-17 и его китайский «клон» J-5 активно применялись военно-воздушными силами Вьетнама против американской авиации. Как ни странно, в боях со значительно более новыми сверхзвуковыми F-4 Phantom, устаревший советский истребитель показал себя довольно эффективной машиной. Он был невелик по размерам, его плохо захватывали несовершенные в то время радары. В результате попасть в МиГ-17 ракетой с радиолокационным наведением чаще всего не удавалось. В то же время для того, чтобы применить AIM-9 Sidewinder, «Фантом» должен был атаковать с задней полусферы, что было почти невероятно – МиГ был намного более маневренным.

К этому следует добавить, что у первых версий F-4 не имелось на борту пушечного вооружения. Другими словами, в ближнем бою большой и неповоротливый «Фантом» становился просто мишенью, чем и пользовались вьетнамские пилоты. Всего им удалось сбить не менее 143 американских самолетов, потеряв 75 собственных истребителей. Такие показатели особенно выразительно выглядят, если учесть, что ВВС США на протяжении всей войны обладали подавляющим численным перевесом.

Применялись МиГ-17 и во множестве других конфликтов. Их использовали афганские, нигерийские, йеменские и корейские лётчики. Бывали также эпизоды, когда МиГ-17 пилотировали западные пилоты, нанятые теми или иными вооруженными группировками.

Базовые модификации

Первый серийно строившийся истребитель, ставший своего рода базовым вариантом, каких-либо особых обозначений не имел и именовался просто МиГ-17. Все последующие модификации получали буквенное «дополнение» к этому названию.

МиГ-17А

Этот самолет комплектовался двигателем ВК-1А, который по сравнению с первоначальной силовой установкой имел некоторые преимущества.

МиГ-17АС

Дополнительное буквенное обозначение происходит от названия системы АС, при помощи которой осуществлялся запуск неуправляемых ракет. Это устройство помогло превратить МиГ-17 в истребитель-бомбардировщик.

МиГ-17М

Этот самолет использовался в качестве мишени при боевых стрельбах зенитно-ракетных комплексов. Управление полётом осуществлялось по радиоканалу.

МиГ-17ММ

Еще один самолет-мишень, отличавшийся от предшествующей модификации комплектом бортового оборудования.

МиГ-17П

Этот истребитель производился в основном в 1952 году. Литера «П» обозначает «перехватчик». Самолет был оборудован радиолокационной станцией «Изумруд». Пушка Н-37Д заменена на третью НР-23, некоторые машины делались двухпушечными.

МиГ-17ПФ

От модификации «П» этот самолет отличается, прежде всего, силовой установкой – использован более мощный двигатель ВК-1Ф. Кроме того, в состав бортового оборудования включена «Сирена-2» — специальная станция, предупреждающая о том, что самолет облучают радаром.

МиГ-17ПФГ

Самолет был оснащен системой «Горизонт-1», с помощью которой истребитель наводился на цель по командам с земли. Часть машин строилась уже в этом варианте, однако, осуществлялась и модернизация МиГ-17ПФ.

МиГ-17-ПФУ

Перехватчик, оснащенный ракетами «воздух-воздух» РС-1-У. Пушечное вооружение демонтировано. На борту имеется РЛС «Изумруд» для наведения ракет на цель. Было изготовлено в общей сложности 40 таких машин.

МиГ-17Р

Этот вариант истребителя оснащался фотокамерой АФА-БА-40Р. Самолет был предназначен для проведения разведки и аэрофотосъемки.

МиГ-17Ф

Один из самых распространенных вариантов истребителя. От базовой модификации отличался более мощным двигателем ВК-1Ф, оснащенным форсажной камерой. Кроме того, изменениям подверглась кабина МиГ-17, установлена новая приборная доска, переделан нос самолета. Лётчиков обеспечили высотными скафандрами ВСС-04.

ЛЛ-МиГ-17

Эта модификация, точнее, всего один экземпляр самолета, представляла собой летающую лабораторию. Использовали её для проведения экспериментов, направленных на изучение воздушных потоков, огибающих струйные элероны. Соответствующая программа полетных испытаний называлась «Турболёт».

Читать еще:  Карабин browning maral: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Истребитель МиГ-17 – на пути к сверхзвуку

Реактивные двигатели дали новый толчок развитию авиации. Только что о скорости звука нельзя было и помыслить – и вдруг она оказалась совсем близко. Казалось, что новым реактивным истребителям, и МиГ-15 в том числе, не хватает только немного тяги, чтобы выйти на сверхзвук.

В действительности преодолеть барьер оказалось сложнее, и даже усовершенствованный МиГ-17 не стал по-настоящему сверхзвуковым истребителем. И если МиГ-15бис прославился в боях с равными противниками в небе Кореи – то «семнадцатый» пришлось воевать уже с машинами нового поколения, до которого сам не дотягивал. И показательно то, что воевал он с ними достойно.

История создания

Полёты на истребителях Миг-15 выявили, что максимальная скорость нового самолёта вплотную приближается к звуковой. Перевалить за барьер, впрочем, не удавалось, а управлялся истребитель на околозвуковых скоростях откровенно плохо. Построенный в 1949 году Миг-15ЛЛ уже смог перевалить за звуковой барьер в пикировании (с высоты в 12 км).

Но даже еще раньше, в начале того же года, стартовали работы по проектированию истребителя, превосходящего «пятнадцатый» по лётным качествам на высоких скоростях. Прототип будущего МиГ-17, с удлинённым фюзеляжем и крылом увеличенной стреловидности, поднялся в воздух осенью 1949 года.

Весной 1950 года самолёт разбился – дальнейшие испытания показали, что на большой скорости начинается флаттер стабилизатора, приводящий к разрушению оперения.

На государственные испытания истребитель отправили в 1951 году. Максимальная скорость нового самолёта выросла, увеличилась и дальность полёта. А вот манёвренность всё же ухудшилась, но большим недостатком это не сочли, в том же 1951 году МиГ-17 приняли на вооружение.

Конструкция

По конструкции истребитель МиГ-17 – классический моноплан со средним расположением крыла. Фюзеляж – типа «полумонокок», двухлонжеронное крыло – с двойной стреловидностью. Стреловидным выполнено и хвостовое оперение, причём рули высоты установлены не на фюзеляже, а на стабилизаторе. Для удобства доступа к двигателю фюзеляж состоит из двух секций, соединённых по технологическому разъёму. По бокам фюзеляжа установлены тормозные щитки.

В носовой части фюзеляжа находятся пушечная установка, радиоэлектронное оборудование и носовая стойка шасси. Герметичная кабина лётчика оснащалась креслом-катапультой, фонарь кабины имел жидкостный противообледенитель. В хвостовой части находились топливные баки и двигатель.

Первоначально на МиГ-17 устанавливался турбореактивный двигатель ВК-1А, на модификации МиГ-17Ф – его вариант с форсажной камерой. Двигатель имеет центробежный компрессор, одноступенчатую турбину и девять камер сгорания. Воздухозаборник двигателя находился в носу самолёта, для огибания кабины он разделялся на два канала. Помимо двух баков в фюзеляже, ещё шесть баков находились в крыльях. Дополнительные баки могли подвешиваться под крыльями.

Для связи на МиГ-17 использовалась радиостанция РСИУ-3.

В состав навигационного оборудования входили радиокомпас, радиовысотомер и аппаратура для слепой посадки. Позже на самолёты стали монтировать систему предупреждения об облучении радаром и ответчик системы «свой-чужой».

Вооружение МиГ-17 унаследовал от предшественника – это были две 23мм пушки НР-23 и 37мм пушка Н-37. Боезапас 37мм пушки – 40 выстрелов, 23мм орудий – по 80 выстрелов на каждую. Все три пушки устанавливались на одном лафете, который можно было опускать вниз для технических работ. Большинство истребителей оснащалось коллиматорными прицелами АСП-3Н.

Под крыльями можно было подвесить две бомбы весом 250 кг. Прицел АСП-4Н, оснащённый радиодальномером, на вооружение был принят, но фактически на «семнадцатый» устанавливался редко.

Модификации

С 1954 года в серию пошёл МиГ-17Ф – его двигатель имел форсажную камеру, а длина хвостовой части фюзеляжа уменьшилась. При этом выросшие за счёт форсажа максимальные показатели сочетались с упавшей крейсерской скоростью – тяга на бесфорсажном режиме упала.

Применение МиГ-17 в качестве перехватчика ограничивали его возможности по поиску цели – так появился МиГ-17П, оснащённый радаром «Изумруд».

37мм пушка с перехватчиков обычно снималась. После начала выпуска самолётов с двигателем ВК-1Ф в серию пошёл и перехватчик МиГ-17ПФ. Его впервые в СССР вооружили ракетами «воздух-воздух» К-5.

После передачи МиГ-17 в истребтельно-бомбардировочные части ассортимент их вооружения расширился. Стали устанавливаться неуправляемые ракеты калибра 212мм. Разведчик МиГ-17Р оснащался установленными вместо 37мм пушки фотоаппаратом и магнитофоном.

Боевое применение

В Корею самолёт попасть не успел – даже советские ВВС начали массово перевооружать им только в 1953 году. С 1954 года МиГ-17 участвовали в перехватах (не всегда удачных) НАТОвских разведчиков, а уже в 1955 году в части стал поступать по-настоящему сверхзвуковой МиГ-19. Таким образом, основным истребителем и перехватчиком ВВС СССР МиГ-17 был очень недолго. С конца 50-х годов самолёты стали переделывать в штурмовики и передавать в истребительно-бомбардировочную авиацию.

Первой настоящей войной для истребителя МиГ-17 стал Суэцкий кризис, в котором их применяла египетская авиация.

Впрочем, достоверной информации о боях и потерях нет до сих пор. В КНР МиГ-17 использовали в боях с силами Чан Кайши, но главным эпизодом, разумеется, стала война во Вьетнаме. Там уже порядком устаревший истребитель внёс важнейший вклад в историю боевой авиации, доказав, что отказ от пушечного вооружения был преждевременным.

Самолёты не могли ввязываться в бой с современными истребителями, вооружёнными управляемыми ракетами. Зато американцам было нечего противопоставить внезапной атаке с пушечным огнём.

К концу 60-х годов «семнадцатый» окончательно перешёл в разряд самолётов для «развивающихся стран». Получила такие машины и Нигерия. В ходе очередного витка гражданской войны полковник Оджукву провозгласил создание национального государства народа игбо – Биафры. Это «незапланированное» народное движение почти никто не поддержал, и вскоре нигерийские МиГ-17 уничтожили авиацию Биафры, состоящую в основном из легкомоторных самолётов и устаревших бомбардировщиков.

В 1973 году «семнадцатые» ещё применялись в арабо-израильских войнах, но уже в качестве штурмовиков.

Для ведения воздушного боя им уже не хватало маневренности. В 70-х годах МиГ-17 был одним из самых распространённых реактивных истребителей в мире. Сейчас он всё ещё числится на вооружении северокорейской авиации. На территории России самолёт можно встретить в основном в виде памятника.

Тактико-технические характеристики

Истребитель МиГ-17 целесообразно сравнивать с поздними модификациями американского истребителя F-86. Ещё ближе к советскому истребителю был французский «Мистэр» IV концерна «Дассо». Рассмотрим основные ТТХ самолётов.

Боевое применение

Истребители МиГ-17Ф отметились во многих войнах и вооруженных конфликтах по всему миру. Боевое крещение самолеты данного типа приняли в ходе арабо-израильской войны 1956 г. Первые МиГ-17Ф прибыли в Египет незадолго до начала войны. В марте 1963 г. истребители МиГ-17Ф ВВС Северного Йемена принимали участие в воздушных боях с «Хантерами» ВВС Южного Вьетнама. В августе того же года с МиГ-17-ми ВВС Сирии схлестнулись израильские истребители «Мираж IIICJ».

В период арабо-израильской войны 1957 г. некоторое количество модернизированных подобающим образом МиГ-17Ф ВВС Египта наносили ракетно-бомбово-пушечные удары по наземным целям. Самолеты могли нести по четыре неуправляемых ракеты «Сакр» калибра 76 мм на каждом подкрыльевом пилоне. Производителем ракет являлась египетская фирма Хелуан Эйркрафт Модификэйшн, эта же фирма модернизировала самолеты под установку неуправляемого ракетного оружия. Самолеты МиГ-17 ВВС Египта и Сирии принимали самое активное участие в большинстве ближневосточных войн, включая войну 1973 г.

Существует немало забытых войн, в которых принимали участие МиГи-17-е. Одной из таких войн является вооруженный конфликт 1968 – 1970 г.г. в Биафре, Нигерия. Самолеты МиГ-17Ф ВВС федерального правительства Нигерии наносили удары по объектам сепаратистов Биафры. В 1972 г. истребители МиГ-17Ф принимали участие в войне между Угандой и Танзанией. Экс-северокрейские МиГ-17 ВВС Мозамбика наносили удары по местным мятежникам. В Афганистане МиГ-17 и МиГ-17Ф штурмовали позиции душманов.

Едва ли не самой яркой страницей в боевой карьере истребителя МиГ-17Ф стала война во Вьетнаме. МиГ-17Ф стал первым реактивным истребителем ВВС ДРВ. Первые МиГ-17Ф северные вьетнамцы получили 6 августа 1964 г. Фактически то были не МиГ-17Ф, a J-5, самолеты, построенные по лицензии в Китае. 3 мая 1965 г. лейтенант Фам Нгок Зан открыл боевой счет ВВС ДРВ, сбив американский палубный «Скайхок». 4 апреля 1965 г. группа МиГ-17Ф перехватила над Тхань Хоа восьмерку «Тандерчифов». Капитан Трань Хань и его ведомый сбили по одному истребителю-бомбардировщику F-105, это были первые самолеты ВВС США, сбитые северовьетнамцами в воздушном бою. Не повезло капитану Джэймсу Магнуссону и майору Фрэнку Беннету. С тех пор 4 апреля во Вьетнаме отмечается как День Авиации.

МиГ-17Ф с бортовым номером «625» ВВС Нигерии, война в Биафре. В годы войны самолет базировался на авиабазе Кано и использовался для нанесения ударов по наземным целям. Позже Нигерия получила истребители МиГ-21МФ и англо-французские «Ягуары». Прислоненная к самолету стремянка окрашена в красный цвет.

Нигерийские МиГ-17Ф активно использовались в вооруженном конфликте с Биафрой (1968 и 1970 г.г.). В ВВС Нигерии использовались опознавательные знаки разного типа. На киле самолета борт «NAF 624» черного цвети нанесен флажок, в то время как киль МиГа на заднем плане украшает зелено-бело-зеленая кокарда. Самолет борт «NAF 624» ранее состоял на вооружении ВВС Египта.

Читать еще:  Гранатомет Blindicide RL 83 / Blindicide RL 100

19 апреля 1972 г. Нгуен Ван Бай с ведомым по имени-фамилии Ли Хуан Ди взлетели с секретной базы в провинции Куань Бинь и внезапно атаковали два американских эсминца, обстреливавших побережье в районе Донг Хой. Специально для выполнения этого задания самолеты прошли доработку под руководством инженера Троунг Хань Чау, прошедшего курс обучения в Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, что на Ленинградском проспекте в Москве. На самолеты были установлены тормозные парашюты, обеспечивающие безопасную посадку на короткой полосе аэродрома подскока, а под крыльями были установлены бомбодержатели для бомб калибра 250 кг. Один эсминец получил повреждения средней тяжести вследствие прямого попадания бомбы. В свою очередь ЗРК второго эсминца был сбит один МиГ-17.

Главной задачей истребителей МиГ-17Ф ВВС ДРВ являлась борьба с американскими бомбардировщиками и истребителями- бомбардировщиками из положения дежурства в воздухе. Упор делался не на уничтожение американских самолетов, МиГи заставляли ударные самолеты освобождаться от бомбовой нагрузки над джунглями, до подхода к объектам нанесения ударов. Простые, вооруженные только пушками, истребители МиГ-17Ф работали с импровизированных хорошо замаскированных посадочных площадок, которые крайне сложно было обнаружить всеми средствами разведки. Самолеты патрулировали на предельно малых высотах, где их почти невозможно было обнаружить нп визуально, ни с помощью РЛС. При подходе группы американских самолетов МиГи резко, на форсаже, набирали высоту и выходили в атаку. Большинство американских летчиков считали вооруженные пушками маневренные МиГ-17 противником несравненно более опасным, чем «ракетные» МиГ-21ПФМ.

Всего над Вьетнамом с 10 июля 1965 г. по 14 февраля 1968 г. пилоты ВВС США сбили 61 севсровьетнамский МнГ-17Ф. Однако честь первой победы над маленьким, но грозным противником принадлежит авиации флота США. 17 июня 1965 г. два, «как пуля быстрых», F-4B эскадрильи VF-21 с авианосца «Мидуэй» встретились в воздухе южнее Ханоя с четверкой МиГ-17Ф. В воздушном бою «Фантомы» сбили пару МиГов.

Афганский МиГ-17Ф с бортовым номером «109» голубого цвета, подвесной топливный бак сильно помят. На самолет нанесены опознавательные знаки, введенные в 1982 г.

Камбоджийский МиГ-17Ф с бортовым номером «1721» черного цвета, авиабаза Тан Сон Нат, февраль 1972 г. На заднем плане виден истребитель F-5 ВВС Южного Вьетнама. На фюзеляже МиГ-17Ф установлена антенна ответчика системы свой-чужой. Стрела нарисована красной краской.

На вооружении ВВС ДРВ состояли как истребители МиГ-17Ф советской постройки, так и китайские J-5. Многие вьетнамские пилоты предпочитали «устаревший» МиГ-17Ф более современному МиГ-21ПФ/ ПФМ за лучшую маневренность, более прочную конструкцию, простоту пилотирования и мощное пушечное вооружение. Часть вьетнамских асов одержали свои победы, летая как на МиГ-21, так и на МиГ- 17, в том числе и знаменитый полковник Тун (кто не знает полковника Туна?!). Тун сбил в небе Вьетнама 13 американских самолетов, став самым результативным летчиком- истребителем ВВС ДРВ. На карьере Туна поставил крест Рэнди Каннигхэм со своим оператором Вили Дрисколлом, который сбил полковника Туна 10 мая 1072 г. В тот же день экипаж F-4J в составе Каннигхэма и Дрисколла сбил еще два МиГ -17Ф. Среди известных вьетнамских асов числится Нгуен Ван Бай, одержавший в воздушных боях семь побед, все на МиГ-17Ф. Первую победу Нгуен Ван Бай одержал 24 апреля 1967 г. Нгуен Ван Кок сбил девять американских самолетов, в то время как Лю Хюй Чао, Май Ван Куонг, Фам Тхань Нган и Нгуен Хонг Нхи – по восемь. Все эти замечательные воздушные бойцы летали на МиГ-17Ф.

За весь период войны в Индокитае американцы от пушечного огня истребителей МиГ-17 лишились 20 самолетов, в то время как ВВС ДРВ потеряли в воздушных боях 92 истребителя МиГ-17Ф. Таким образом соотношение потерь составляет 4,6 : 1 в пользу янки. Данное соотношение оспаривают сами американцы, отмечая «двойную бухгалтерию», когда одна победа записывалась на два экипажа или как на счет ВВС, так и на счет ВМС.

Хотя МиГ-17Ф полковника Тупа был сбит, его окраску воспроизвели потом па нескольких истребителях. На снимке – якобы самолет Туна в музее ВВС в Дейтоне, шт. Огайо.

Два истребителя МиГ-17 ВВС Сирии, ошибочно приземлившихся па израильском аэродроме Беьсет 12 августа 1968 г. Оба пилота, Baлид Адхам и Радфан Рифаль, были пленены израильтянами. На переднем плане – самолет с бортовым номером «1041» черного цвета, на заднем плане – МиГ-17Ф с бортовым номером «1033» черного цвета.

Два МиГ-17Ф ВВС Сирин стали трофеями израильтян. 12 августа 1968 г. в ходе обычного тренировочного полета два сирийца, Валид Адам и Радфан Рифай, пропали. Пилоты ошибочно посадили свои камуфлированные МиГ-17 (бортовые номера «1033» и «1041» черного цвета) на израильский аэродром Бстсст в Западной Галилее. Сразу после приземления пилоты были пленены. Самолеты тщательно изучили и испытали в полете специалисты ВВС Израиля.

Летные оценочные испытания проводил полковник Дани Шапиро, ранее летавший на МиГ-21Ф-13, попавшем в руки израильтян в результате хитроумной и коварной операции МОССАДа. МОССАД склонил к побегу на истребителе в Израиль пилота ВВС Ирака Монира Радфу. Радфа перегнал в Землю Обетованную МиГ-21Ф-13 с бортовым номером «534» черного цвета 16 августа 1966 г. Трофейные МиГ-17Ф были перекрашены в цвета ВВС Израиля с крупной идентификационной маркировкой красного цвета. Оценочные летные испытания самолетов проводились на авиабазе Хетцер. Эти МиГ-17Ф оставались в Израиле до 1969 г., когда их вместе с МиГ-21Ф-13 переправили в США в знак признательности за военную помощь, оказанную США Израилю в ходе шестидневной войны 1967 г. Вместе с истребителями в США была переправлена и другая советская военная техника, захваченная у арабов. Впоследствии один из этих МиГ-17Ф летал в учебном центре авиации ВМС США, дислоцированном на авиабазе Чайна Лэйк, знаменитом Top Gun.

Сирийский МиГ-17Ф с бортовым номером «1033» черного цвета осматривает израильский специалист. Оба трофейных истребителя облетал полковник ВВС Израиля Дани Шапиро, ранее он проводил оценочные летные испытания истребителя МиГ-21Ф-13, угнанного израильской разведкой из Ирака. МиГ-17-е и МиГ-21 в 1969 г. Израиль передал США. ВВС США никогда не подтверждали наличие истребителей МиГ-17Ф в пригодном к полетам состоянии.

Истребитель Lim-5, купленный в Польше для DTESA (Defense Test and Support Agency) фирмой Combat Core Certification Professionals. Самолет принимал участие в учениях на авиабазе Картленд, шт. Нью-Мексико, проходивших в сентябре 1988 г. Эмблема DTESA на киле – темно-серого цвета, законцовка киля – красная. Верх самолета окрашен в светло-серый цвет, низ – в темно-голубой.

В 1988 г. небольшая фирма Combat Core Certification Professional, специализировавшаяся на закупках самолетов МиГ для музеев и демонстрационных полетов па авиашоу, купила в Польше самолеты Lim-5 (МиГ-17Ф) и Lim-6М (МиГ-17ПФ) по заказу Defence Test and Support Evaluation Agency. В то время правительство Польши остро нуждалось в свободноконвертируемой валюте, почему и пошло на продажу самолетов, составлявших национальную гордость великоgоляков. Польша заодно с МиГ-17 продала еще и МиГ-21. США в то время импортировали МиГи еще и из Венгрии.

Купленные в Восточной Европе МиГи планировалось использовать в учебных воздушных боях. По крайней мере, одно учение с участием этих самолетов состоялось на авиабазе Киртленд, шт. Нью-Мексико, в конце 1988 г. Дальнейшая судьба самолетов не ясна. К использованию самолетов отрицательно отнеслось министерство обороны США, кроме того, не все было очевидно с юридической чистотой контрактов на покупку/продажу истребителей. В 90-е годы вроде бы самолеты находились на авиабазе Киртленд на хранении.

Рядом с восточногерманским истребителем-бомбардировщиком МиГ-17Ф разложено все его вооружение. На переднем тане – две ленты с 23-мм снарядами и одна лента с 37-мм снарядами к пушкам, далее -16 неуправляемых ракет С-5 для блоков НАР MARS-2 и четыре кассетные бомбы ПРОСАБ-250. Бомбы подвешивались вместо блоков НАР или блоки НАР вместо бомб.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-17Ф из JBFG-37 «Климент Готвальд». Гешвадер базировался ни аэродроме Древитц рядом с польской границей. Модернизация истребителей в истребители-бомбардировщики проводилась на авиаремонтном заводе в Дрездене в 1973 г. Хорошо виден дополнительный пилон для подвески вооружения под крылом. Под фюзеляжем установлены антенны радиовысотомера РВ-УВ.

Восточногерманским истребитель-бомбардировщик МиГ-17Ф

Истребитель-бомбардировщик МиГ-17Ф с бортовым номером «346» красного цвета, авиабаза Древитц. В ходе модернизации на самолеты устанавливалась аппаратура польского прои зводства. Воздухозаборник самолета закрыт заглушкой красного цвета. Номер самолет продублирован на заглушке черной краской небольшими цифрами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector