0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индия выбирает российские боевые корабли

СМИ: Индия сильно пожалела, купив российский авианосец

Как и все, Индия желает самую лучшую технику, какую только может себе позволить. По разным причинам, исключается покупка американской и европейской продукции, что оказывается на руку России. Последние полвека Индия регулярно покупает российское оружие, но выполнение контрактов связано с задержками и перерасходом средств.

Самой известной историей такого рода является покупка авианосца «Викрамадитья». В начале двухтысячных индийский флот пожелал купить авианосец – и с этого началась длинная и неприятная история.

Советский авианесущий крейсер «Баку» вошел в строй в 1988 г. Это был единственный корабль пр. 1143.4. Он нес ракеты «Гранит», артиллерию и десятки летательных аппаратов. После распада СССР независимая Россия переименовала корабль в «Адмирала Горшкова». В самом начале 1992 г. случилась авария на паропроводе, и корабль пришлось вывести в резерв.

В начале двухтысячных в Нью-Дели задумались о покупке авианосца. Единственный имеющийся корабль «Вираат» следовало списать через несколько лет, а замена для него отсутствовала. В 2004-м появился российско-индийский контракт. По нему, «Адмирал Горшков» бесплатно передавался ВМС Индии, но перед этим Россия должна была провести модернизацию стоимостью 974 млн долл.

Россия перестроила корабль с угловой палубой, добавив носовой трамплин. Установили новые котлы, новую электронику, оборудование для работы с авиацией и т.д. 2700 кают и помещений прошли ремонт. Корабль с новым именем «Викрамадитья» теперь мог нести 24 истребителя МиГ-29К и 10 вертолетов марки «Ка».

Проблемы начались в 2007 г. Через год ожидалась передача авианосца заказчику, но завод «Севмаш» не укладывался в эти сроки. Хуже того, стоимость работ выросла до 2,9 млрд долл., и заказчику предложили доплатить. В случае отказа российское Минобороны грозило забрать корабль себе, что не устраивало Индию, уже выплатившую 974 миллиона. К этому времени было выполнено ок. 50% работ.

В июле 2009-го на «Севмаш» прибыл президент России Д. Медведев. Он раскритиковал ход модернизации и потребовал как можно скорее завершить работы, а затем передать авианосец индийским партнерам. В следующем году Индия согласилась увеличить бюджет проекта до 2,2 млрд долл., и работы начались с новой силой.

В августе 2012 г. «Викрамадитья» вышел на испытания, а в ноябре 2013-го – поступил в состав ВМС Индии. Удивительно, но даже после всех неприятных событий Индия заключила контракт с «Севмашем» на обслуживание авианосца в течение 20 лет. Кроме того, заводу заказали необходимые запчасти и другое оборудование.

Эксплуатируя авианосец, Индия уже столкнулась с серьезными проблемами. В 2012 г. во время перехода из России в Индию произошла поломка одного из восьми котлов. Российская сторона назвала причиной аварии некачественный огнеупорный кирпич китайского производства. Китай, в свою очередь, опроверг факт поставки кирпичей для российско-индийского проекта.

Сохраняются проблемы с вооружением. ПВО корабля обеспечивается только пусковыми устройствами ложных целей, способными отвлечь противокорабельные ракеты. Огневые средства ближнего действия попросту отсутствуют. Индия способна оснастить «Викрамадитью» собственными копиями установок АК-630, но это произойдет не ранее чем через несколько лет. До тех пор кораблю придется полагаться на зенитные средства других боевых единиц – таких как новейший эсминец «Колката».

После не самой удачной модернизации «Адмирала Горшкова» завод «Севмаш» проявляет странный оптимизм. Он собирается строить новые авианосцы, в том числе для третьих стран. Возможным покупателем такого корабля уже называют Бразилию.

Со стороны «ВО» отметим, что строительство авианосца «Викрамадитья» действительно было долгим и сложным. Из-за крайне плохого состояния «Адмирала Горшкова» большую часть конструкций пришлось строить заново и насыщать новым оборудованием. Именно это привело к затягиванию работ и росту стоимости.

Проблемой стали доработки исходного проекта, связанные с пожеланиями заказчика и спецификой производства. Так, злосчастный кирпич на котлах появился из-за отказа индийцев ставить асбестовую теплоизоляцию. Имели место проблемы с комплектующими импортного производства. Большое влияние на работы оказал тот факт, что ранее «Севмаш» не занимался тематикой авианосцев. Все подобные корабли для ВМФ СССР строились в г. Николаев.

Что касается жалоб, то индийские военные известны своими рассказами о некачественной импортной технике. Нередко такая критика оказывается правдивой, но изрядно преувеличенной.

Авианосец «Викрамадитья»: как «Севмаш» строил флагманский корабль индийского флота

«Адмирал Горшков»

Авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был заложен в 1978 году под именем «Баку» в Николаеве. На нем должны были базироваться самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и Як-41. В 1987 году он был принят в состав ВМФ СССР. Семь месяцев крейсер нес службу в Средиземном море, сопровождал американские корабли, в том числе авианосец «Дуайт Эйзенхауэр». В 1988 году прибыл в в постоянное место базирования — Североморск и нес свою службу в составе Северного флота.

Читать еще:  Газ 3306 – один из лучших российских грузовиков 90-х

История

В 1997 году из состава ВМС Индии был исключен легкий авианосец «Викрант», и возник вопрос — чем его заменить. Руководство флота рассматривало несколько вариантов. Первый — французский «Клемансо», но, как показало его освидетельствование, ресурс корабля был полностью исчерпан. Вторым вариантом стал российский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», не выходивший в море с 1992 года. Именно он и был выбран, а затем подписан меморандум о передаче ВМС Индии авианесущего крейсера.

«Викрамадитья»

5 мая 2006 года было утверждено новое наименование корабля — «Викрамадитья». Это имя — комбинация из двух слов языка хинди: «Викрам» означает «сильный», а «Адитья» — «солнце»

Данное имя носили несколько исторических персонажей. Чандрагупта II, третий император династии Гупта, победивший правителей династии Сака из индийского штата Гуджарат, больше других имеет право называться настоящем «Царем Викрамадитья» за его смелость, щедрость и справедливость. Его империя простиралась от Бенгальского залива до Аравийского моря. Своим блестящим правлением он положил конец владычеству иноземцев, угнетавших индийскую нацию.

Переоборудование и модернизация

По проекту 11430 при переоборудовании корабля предусматривались определенные конструктивные решения:

  • В носовой оконечности авианесущего крейсера демонтировались все комплексы вооружения, а на его месте должен был появится трамплин.
  • На полетной палубе размещены две взлетных площадки с тремя стартовыми позициями. Для посадки кораблей установлены три тросовых аэрофинишера.
  • За надстройкой, в корме, установлена новая мачта с антеннами связи.
  • Модернизация подъемников авиации и ангара.
  • Улучшены условия обитаемости экипажа.
  • Старые котлы, работающие на мазуте, заменены на новые, работающие на дизельном топливе.

Фрегаты для теплых морей

Напомним, контракт на строительство фрегатов для Индии был заключен в 1997 году. Головной корабль был построен и передан заказчику в 2003 году под названием Talwar. Это слово в переводе с хинди означает «меч». Позже все корабли российского проекта 11356, по которому строились фрегаты, адаптированные для ВМС Индии, были отнесены к типу Talwar.

Корабли индийским морякам сразу полюбились. Несмотря на относительно небольшие размеры, они несли мощное вооружение и отличались малозаметностью, так как в их архитектуре широко использованы технологии невидимости «стелс». Корабли водоизмещением около 4000 тонн, которым ранее могла отводиться роль лишь сторожевиков ближней морской зоны, оказались по своей огневой мощи сравнимы с иными крейсерами.

Фрегаты типа Talwar несут на борту торпеды, крылатые ракеты, противолодочное ракетное оружие, противолодочный вертолет и уникальный комплекс ПВО. Именно комплекс противовоздушной обороны стал изюминкой этих кораблей. Ракетно-пушечная система «Каштан», ракетная система «Штиль-1» и скорострельная 100-миллиметровая автоматическая пушка А-190Э обеспечивают надежную защиту от атак самолетов и ударов противокорабельных ракет. Кроме того, зенитное ракетно-пушечное вооружение оказалось очень эффективным для борьбы с малоразмерными скоростными катерами, которые обычно используют пираты.

Поистине уникальной особенностью 100-мм пушки А-190Э является ее малый вес — всего 14 тонн. Как правило, корабельные артсистемы такого калибра весят около 100 тонн. Скорострельность пушки самая высокая в мире — 80 выстрелов в минуту. Благодаря компьютерному центру управления стрельбой под названием «Пума» 9 из 10 снарядов на дальности до 20 километров попадают в воздушную или морскую цель, причем в «десятку». Такой точности не достигает ни одна пушка в мире.

С 2003 по 2013 год ВМС Индии закупили у России шесть фрегатов. Они строились на верфях в Санкт-Петербурге и Калининграде. Интересная деталь. На первых трех фрегатах стояли наши крылатые ракеты «Калибр», а уже начиная с четвертого — индийско-российские ракеты «БраМос». В силу сказанного выше не стоит удивляться, что принято решение увеличить количество фрегатов типа Talwar в составе ВМС Индии.

По договоренности, которую предстоит подписать, два фрегата будут строиться в России, а два следующих — в Индии. Вполне возможно, строительство боевых кораблей типа Talwar будет продолжено, но уже целиком на индийских верфях.

Три фрегата проекта 11356 несут службу и на нашем Черноморском флоте. Всего планируется ввести в состав этого флота шесть таких кораблей.

Индия выбирает Запад: Почему все же Нью-Дели предпочел Rafale русским Су-30МКИ

Ряд слабостей вдруг обнаруженных у нашего «Фланкера» не убедили Москву

Некогда главный импортер советских, а затем и российских вооружений, Индия оказалась для Москвы непостоянным и ненадежным партнером. Срыв контрактов и сделок со стороны Нью-Дели стал уже обыденным делом и, похоже, не вызывает удивления у российских партнеров. Можно было бы сказать, что «нос воротят», но тут есть и более серьезные причины. Индия, прекрасно понимая взаимную заинтересованность в отношениях с Россией, активно при этом ищет пути плодотворных контактов с Западом, как Европой, так и США. Тут есть и элемент некоего финансового шантажа, когда за счет наличия двух и более продавцов, покупатель заставляет кого-то из них демпинговать ценами. И Россия попала под этот индийский пресс — цены Москвы на вооружения уже существенно ниже, чем у других стран, и это при более высоком качестве продукции.

Читать еще:  Штурмовая винтовка ФА МАС Ф1 (FA MAS F1, Fusil d'Assault Manufacture d'Armes de St. Etienne)

Памятна ситуация 2017 года, когда ВМС Индии решили отказаться от палубного истребителя МиГ-29К/КУБ, заявив, что будет им искать замену в ходе тендера, рассматривая совместное производство американских истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет». Сейчас тема опять на слуху — в ноября 2019 года МиГ-29К загорелся и упал в результате столкновения в воздухе с птицами (оба пилота катапультировались), но выставили это летное происшествие как результат ненадежности российского истребителя. Ранее, в 2012 году, Нью-Дели забраковал предлагаемые самолеты-заправщики Ил-78 и истребители МиГ-35.

Отказалась Индия и от российского истребителя пятого поколения Су-57, мотивируя это тем, что у индийских ВВС скоро появится свой многоцелевой истребитель пятого поколения. И это при том, что Нью-Дели вышел из совместной с россиянами программы по созданию истребителя FGFA, самостоятельно вытянуть который им будет весьма затруднительно. Теперь дошла очередь до российского истребителя Су-30МКИ, стоящего на вооружении, — в пользу французскому Rafale.

Факт уже свершившийся — власти Индии предпочли купить для нужд своих ВВС французские истребители Rafale, вместо российских Су-30МКИ (по кодификации НАТО Flanker-Н — «Фланкер»). Контракт на поставку 36-ти «Рафалей» на сумму 7,87 миллиардов евро был подписан Нью-Дели с правительством Франции еще в сентябре 2016 года, однако его реализация затянулась и была вероятность того, что индусы передумают, в первую очередь из-за высокой цены. Теперь точка невозврата пройдена, эти французские истребители уже замечены с опознавательными знаками индийских ВВС и, как предполагается, поступят в Индию несколькими партиями в период с 2019 по 2022 годы.

Вопрос выбора — это бизнес, ну и плюс, конечно, политика. Вот с бизнесом не совсем понятно. Российские истребители поколения 4+ Су-30МКИ обходятся Индии в 83 миллиона долларов за единицу — это индийской сборки, где произведена половина из этих 250 самолетов. Покупка аналогичного самолета в России составляет около 50 миллионов. Общая сумма заказа составила 12 миллиардов долларов. Каждый французский Rafale (четвертое поколение) обошелся Индии по 218 миллионов долларов.

То есть вместо 36 французских Индия бы могла получить более 95 российских истребителей. Опять же если учесть, что доля авиационного парка индийских ВВС на 80 процентов состоит из советской и российской техники и под них «заточена» вся наземная аэродромная инфраструктура, плюс адаптированы самолеты-заправщики, то под «французов» придется подгонять европейские стандарты. И, естественно, тратить на это дополнительные средства помимо самой закупки. Утверждают, что индийская система импорта вооружений грешит многочисленными схемами «откатов» при заключении контрактов, но это уже проблема правоохранительных структур самой Индии — разбираться, кто там из Парижа больше «занес».

Как политический шаг со стороны Нью-Дели с «французским выбором» тоже не совсем понятен. Особенно если учесть, что на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин был, как говорится, не разлей вода с индийским гостем премьер-министром Нарендрой Моди. Там они заключили целый пакет двусторонних соглашений в торгово-инвестиционной и военно-технической сферах, в области промышленности, образования и культуры. Военная часть сделок оценена будущими заказами Индии российских вооружений на 14,5 миллиардов долларов — рекордная за последнее время сумма. И хотя конкретно о Су-30МКИ речь не шла (оговорены были поставки ЗРС С-400 и фрегаты проекта 11356), но тема «самолетиков» всё же была озвучена.

Тут стоит вспомнить, что, например, истребители МиГ -21 (один из лучших в мире на тот момент) Индия стала покупать у СССР еще в 1962 году, а в 1967 уже сама приступила к их производству, выпустив в общей сложности 657 таких самолетов. Су-30МКИ, индусы тоже сами построили немало. И, вроде как, рассматривают возможность закупки российских истребителей Су-35, возможно, что со временем и истребителей пятого поколения Су-57. И тут бац — переходят на Rafale, да еще сообщают о готовности закрыть в самой Индии авиазавод производящий Су-30МКИ.

Объясняют в Нью-Дели подобное решение тем, что французские боевые истребители превосходят по своим характеристикам российские. И, как утверждает индийское издание The Economic Times, Rafale может в полтора раза дольше барражировать, чем Су-30МКИ, да и дальность полета у «француза» больше чуть ли не в два раза, да боевых вылетов он может совершить пять в сутки против трех у российского. В плюс Rafale записывают и превосходство в вооружении, которые позволят поражать пакистанские самолеты на большом расстоянии без угроз быть замеченным. К тому же, участились случаи летных происшествий с российской воздушной машиной. В общем, разделали «сушку» как бог черепаху. Ну, товар куплен, нужно его расхваливать.

Читать еще:  Советская 122-мм корпусная пушка 1931/1937 года – орудие прорыва

Как говорил товарищ Саахов в «Кавказской пленнице»: «Слушай, обидно, клянусь, обидно». В данном случае обидно за российские Су-30МКИ, которые индусы так незаслуженно принизили по боевым качествам. Посмотрим, так ли плох наш Flanker и так ли хорош французский Rafale. Обратимся к сухим цифрам ТТХ.

По упомянутой дальности и продолжительности барражирования у Су-30МКИ дальность полета составляет 3000 километров на высоте (при скорости 2 125 км/ч) и 1 270 км у земли (при скорости 1 350 км/ч), боевой радиус — 1 500 км. Практический потолок — 17 300 метров. Продолжительность полета 3,5 часа без дозаправок. Смотрим на «прайс-лист» Rafale. Его радиус полета составляет 1 800 километров, при этом боевой радиус в варианте с подвесками для вооружения — 1 389 км. Максимальная скорость на большой высоте — 1 915 км/ч, практический потолок составляет 15 240 метров. И где тут у кого преимущества, товарищи индусы?

По вооружению сходство у двух истребителей в 30-мм авиационной пушке, подвесное вооружение разнится странами-производителями, в каждом присутствуют ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля». В российском варианте предусмотрены свободнопадающие бомбы (по 500 или 250 кг), контейнеры КМГ-У с блоками-кассетами осколочного, зажигательного и кумулятивного действия. Общая боевая нагрузка составляет 8000 кг. В общем, помощнее «французика» выглядит наша «сушка».

По «возрасту» оба самолета можно сказать одногодки. У Су-30 первый полет пришелся на конец декабря 1989 года, в версии обновленной версии МКИ для Индии в 1997 году. Тогда его производство было осуществлено в рамках международной кооперации Россия-Франция-Израиль-Индия. У «Рафаля» (Rafale А) первый полет был выполнен 4 июля 1986 года, начало эксплуатации пришлось на май 2001 года.

О боевом применении Rafale в составе ВВС Франции известно, что в марте 2007 года эти истребители отработали по наземным позициям боевиков в Афганистане. В Ливии с марта по октябрь 2011 года небольшие группы этих самолетов патрулировали (совместно с Mirage 2000) патрулировали воздушное пространство а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи — уничтожили на земле, на аэродроме Мисурты, несколько самолетов МиГ-23 и вертолетов Ми-24. В 2015—2016 годах, взлетая с борта авианосца Шарль де Голль, в рамках военной операции против «Исламского государства»* (запрещенная в РФ террористическая организация), наносили удары по силам ИГ в Ираке. О воздушных победах Rafale ничего не известно.

У «сушки» боевых заслуг в небе побольше. Начнем с того, что еще в 2005 году Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15C/D Eagle ВВС США в учебных боях. В 2015 году в Великобритании, в рамках международных учений «Радуга», в учебных боях с истребителями Eurofighter Typhoon Королевских ВВС, индийские пилоты на Су-30МКИ одержали победу со счетом 12:0. И хотя англичане, оправдываясь, говорили, что они действовали «в пол силы», факт остается фактом.

Основное боевое применение Су-30МКИ пришлось на приграничные районы Индии с Пакистаном. Там индийские истребители неоднократно сбивали автоматические разведывательные аэростаты. 27 февраля 2019 года произошел воздушный бой между группой ВВС Индии и ВВС Пакистана, в котором участвовали четыре индийских Су-30МКИ и четыре МиГ-21, с пакистанской стороны в небе было 24 самолета, в том числе 8 F-16. Один из F-16 был сбит МиГ-21, при этом признается, что именно присутствие в небе над Кашмиром Су-30МКИ послужило поводом, чтобы пакистанские самолеты ретировались. «Сушка» тогда уклонилась от ракет американского производства AIN-120, а одну из них сбила при подлете. Через несколько дней в этом же районе патрулировавший границу Су-30МКИ обнаружил и сбил реактивный беспилотник, залетевший из Пакистана.

Ну, и последний «аргумент», который пытаются записать в минусы Су-30МКИ — его, якобы, ненадежность в эксплуатации. При этом летные происшествия почему-то большей частью случаются именно с истребителями индийской сборки. И, как отмечают многие авиационные эксперты, слабым местом ВВС Индии является именно техническое обслуживание самолетов, которое проводится не на должном уровне. С Rafale, надо полагать, без должного опыта индийским технарям придется попыхтеть в большей степени. В отличие от уже обкатанных Су-30МКИ.

* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector