0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ил-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ттх), история создания, испытания

Ил-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ттх), история создания, испытания

Высокие летно-тактические данные штурмовика Ил-10, его способность в период принятия на вооружение и боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны вести активный воздушный бой с истребителями противника определили начало проектных работ по еще более скоростному и маневренному штурмовику Ил-16 облегченного типа, которые развернулись в 1944 г., практически сразу же после завершения государственных испытаний Ил-10.

Штурмовик Ил-16 проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 1691 кВт (2300 л. с.), созданный в ОКБ А. А. Микулина. По своей схеме, аэродинамической и конструктивной компоновке Ил-16 был практически одинаков с самолетом Ил-10, но имел несколько меньшие по сравнению с ним геометрические размеры и массу. В сочетании с более мощным двигателем это должно было обеспечить новому штурмовику максимальную расчетную скорость 625 км/ч. Прочность конструкции самолета Ил-16 позволила ему выполнять все фигуры высшего пилотажа.

Схема бронирования самолета Ил-16 сохранялась практически такой же, как и на Ил-10, но толщина листов брони боковых стенок капота двигателя и боковых стенок кабины пилота и стрелка была уменьшена. Кроме того, увеличилась площадь незабронированной верхней передней части бронекорпуса.

Стрелково-артиллерийское поступательное вооружение самолета состояло из двух пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов и двух пулеметов ШКАС, которые имели 1400 патронов. Как и на всех предыдущих штурмовиках С. В. Ильюшина, это оружие устанавливалось в отъемных частях крыла. Предполагалось, что Ил-16 будет иметь нормальный бомбовый груз 200 КР и максимальный 400 кг с размещением бомб как внутри самолета в двух отсеках, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на держателях наружной подвески. Однако в процессе дальнейшей проектной проработки самолета его нормальный бомбовый груз увеличился до 400 кг, а максимальный — до 500 кг. Заднюю полусферу Ил-16 защищала подвижная пушка УБ-20 с боезапасом 150 снарядов и десять авиационных гранат АГ-2.

Таким образом, по своим проектным данным штурмовик Ил-16 имел практически одинаковую с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, но значительно превосходил своего предшественника по скоростным и маневренным характеристикам. Соответственно и боевая эффективность Ил-16 должна была стать значительно более высокой. Такой штурмовик был нужен фронту, и еще до проведения летных испытаний опытного самолета Ил-16 началась подготовка к его серийному производству.

В начале 1945 г. серийный завод завершил постройку опытного самолета Ил-16, и летчик-испытатель В. К. Коккинаки совершил на нем первый полет. Выяснилось, что при таком мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост сильно сказываются на продольной устойчивости самолета. Для ее улучшения на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, увеличили площадь вертикального оперения, а на руле направления поставили триммер. Доработанный самолет стал в воздухе более устойчив и лучше управляем. Тем не менее летные испытания Ил-16 затянулись из-за недостатков двигателя М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ до требуемого состояния не удалось, и летом 1946 р. работы по самолету Ил-16 прекратили.

Штурмовик Ил-16

«Нет предела совершенству». Успехи штурмовика Ил-10, его отличные летные качества и способность в качестве истребителя противостоять в воздушных боях самолетам противника, послужили основанием для дальнейшего усовершенствования самолета, создания на его базе еще более маневренной и скоростной машины. Улучшение этих характеристик самолета повышало его боевую эффективность, а фронт по-прежнему испытывал потребность в хороших боевых машинах. В связи с этим в 1944 году, почти сразу после окончания государственных испытаний по Ил-10, конструкторское бюро С.В.Ильюшина приступило к работам над проектом нового штурмовика, получившего обозначение Ил-16.

История создания и завершения

По замыслу конструкторов новый самолет Ил-16 должен превзойти своего предшественника по скорости и малому весу. Добиться таких качеств предполагалось за счет измененной бронезащиты.

При сохранении той же схемы бронирования, что и на Ил-10, была уменьшена толщина брони на боковых стенках капота двигателя и кабин экипажа. Одновременно были увеличены размеры небронированной части бронекорпуса. Эти изменения позволили снизить массу машины, и соответственно увеличить скорость. Улучшили также прочностные параметры конструкции, благодаря чему Ил-16 мог выполнять сложные пилотажные фигуры, что являлось важным качеством при ведении воздушных боев для штурмовика-истребителя.

Особенностью нового штурмовика был двигатель новой модели М-43НВ конструктора А.А. Микулина мощностью на взлете 2300 л.с. и жидкостным охлаждением. Самолет сразу проектировался под него. Мощный двигатель в совокупности с меньшим весом и размерами машины должен был обеспечить высокие летно-технические качества машины. Согласно расчетам штурмовик на высоте 5 тыс. м должен иметь максимальную скорость не ниже 625 км/час, а у земли – не меньше 560 км/час, время набора высоты 5 тыс. м не должно превышать 6,5 мин, а дальность полета со скоростью 375 км/час должна составлять 800 км.

Разработка нового штурмовика продвигалась в ускоренном темпе, а идентичность схем конструкций и составляющих компонентов обеих машин давала надежду на их быстрый запуск в серийное производство. К началу 1945г. был построен опытный экземпляр самолета Ил-16. В том же году летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял его в небо.

Читать еще:  Пистолеты-пулеметы разных стран мира

Первый полет показал, что самолёту требуются многочисленные доработки. Короткая хвостовая часть в сочетании с мощным двигателем вызывали состояние продольной неустойчивости машины в полете. Для устранения проблемы увеличили вертикальное оперение и удлинили более чем на полметра хвостовую часть корпуса. После доработок самолет стал более устойчивым и управляемым, способным выполнять пилотажные фигуры и развивать скорость за 570 км/час.

Однако летные испытания Ил-16 затянулись из-за постоянно возникающих неполадок в двигателе М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ к необходимым характеристикам и в установленные сроки так и не смогли. Кроме того, стало очевидным, что на фронт штурмовик уже не успевает, и летом 1946 г. работы над проектом Ил-16 были прекращены. К этому времени небо стало завоевываться реактивными самолётами, и вряд ли поршневой штурмовик смог на равных вести с ними воздушные бои.

Кроме того, анализ причин поражений летных экипажей на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 привел к выводам, что высокая скорость для машин такого назначения не всегда являлось преимущественным качеством: большая скорость часто не позволяла самолетам выполнять точное прицеливание, а на более скоростном Ил-16 эта проблема проявилась бы острее. Технические характеристики машины приведены в таблице.

Вооружение

Вооружение штурмовика Ил-16 не сильно изменилось даже по сравнению с Ил-2. В крыле устанавливались две пушки ВЯ-23 (конструкторы А.А.Волков и С.Я.Ярцев) или пушки НС-23 (конструкторы А. Э. Нудельман и А.С.Суранов) с боезапасом в 280 снарядов. Пушки дополнялись двумя пулемётами ШКАС калибра 7,62 мм с боезапасом на каждый по 700 снарядов. На турели бортового стрелка была установлена пушка УБ-20 калибра 20 мм (конструктор М.Е.Березин) с запасом боевых снарядов в 150 единиц и десять авиационных гранат АГ-2 бронебойно-осколочного действия.

Стандартная бомбовая загрузка составляла 200 кг, а максимальная загрузка — 400 кг. Бомбы предполагалось размещать внутри и снаружи самолета: в центроплане крыла в специально оборудованных отсеках и на внешних подвесках. Позже стандартная загрузка бомбами была увеличена до 400 кг (4 бомбы ФАБ-100)., а максимальная — до 500 кг (две бомбы ФАБ-250).

Итак, на штурмовике Ил-16 было установлено почти равноценное с Ил-10 наступательное и оборонительное вооружение, но он имел лучшие летные характеристики, а, следовательно, лучшую боевую эффективность. Это стало основанием готовить самолет к серийному производству, не дожидаясь окончания летных испытаний.

Особенности конструкции

Самолёт Ил-16 был сконструирован аналогично устройству предшественника – Ил-10. Подробнее:

  • Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
  • Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
  • Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
  • Основным преимуществом нового самолёта была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
  • Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.

Фото Ил-16 приведено ниже. Оно будет особенно интересно поклонникам самолетостроения.

Заключение

Все проекты конструкторского коллектива ОКБ, возглавляемого С. В. Ильюшиным, отличались конструктивностью идей и соответствовали требованиям времени и сложившейся обстановки. К сожалению, не все они завершались внедрением в жизнь. Среди проектов, не дошедших до массового производства, оказался проект Ил-16. Хотя имел все шансы встать в один ряд с прославленными героическими машинами Ил-2 и Ил-10 и может даже превзойти их успехи. Летные качества самолета (скорость и маневренность), которыми обладал Ил-16, были необыкновенно высокими для штурмовика того времени.

Такие летные качества вполне могли бы принести ему боевую славу истребителя и штурмовика в одной машине. Однако Ил-16 появился к самому окончанию войны и просто не успел совершить подвиги.Немаловажное значение имело низкое качество установленного на нем двигателя. Из-за многократных доработок двигателя запуск в производство Ил-16 несколько раз переносился, а после окончания войны был отменен окончательно.

Так иногда происходит, что наибольшую славу и популярность получают не самые лучшие образцы боевой техники. Так случилось и со штурмовиком Ил-16. Летающий танк Ил-2 прошёл всю войну. Более совершенный штурмовик Ил-10 поучаствовал лишь в заключительных боях. А превосходящий своих предшественников по летным качествам Ил-16 остался забытым опытным образцом. Вот такая грустная история.

Обзор штурмовика ИЛ-16 — описание самолета и его технические характеристики

Государственные испытания штурмовика Ил-10 были завершены к концу мая 1944 года. Сразу же после этого опытно-конструкторское бюро (ОКБ) С. В. Ильюшина начало работы по дальнейшему развитию Ил-10. Так, было решено увеличить прочность конструкции самолёта, снизить его массу, а также увеличить толщину брони, прикрывающей лётчика и стрелка. Именно эти улучшения и были положены в основу конструкции новой модели, получившей наименование Ил-16.

Разработка нового самолёта продвигалась достаточно быстро. Уже в начале 1945 года первый опытный образец Ил-16 был практически готов. Первый полёт на машине произвёл выдающийся лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Ил-16 имел лучшую по сравнению с Ил-10 маневренность, прочность и скорость. Однако, вместе с этим, в конструкции машины был обнаружен ряд серьёзных дефектов, в частности обусловленных неполадками в работе двигателя АМ-43НВ, установленного на самолёте.

Именно по причине низкой надёжности двигателя, установленного на Ил-16, лётные испытания штурмовика вначале существенно затянулись. После окончания Великой Отечественной войны ОКБ С. В. Ильюшина прекратил ряд разработок, которые, по мнению руководства, не имели в дальнейшем какой-либо перспективы. Так, например, это коснулось тяжёлого штурмовика Ил-8, работы над которым велись с начала 1943 года. Над Ил-16 также сгустились тучи…

Читать еще:  Бронежилеты и кирасы принятые разных стран Мира

После более чем года безуспешных попыток исправить недостатки двигателя АМ-43НВ, летом 1946 года разработка штурмовика Ил-16 была также закрыта. Серийное производство самолёта, соответственно, также не было начато.

Характеристики штурмовика Ил-16

Фактически по своим характеристикам самолёт Ил-16 походит на своего «старшего брата» — штурмовик Ил-10. Тем не менее, в конструкциях самолётов имеются и определённые различия.

Так, Ил-16 имеет меньшие размеры по сравнению с Ил-10, а также меньшую массу, что, вкупе с улучшенной прочностью фюзеляжа, позволяло выполнять на самолёте фигуры высшего пилотажа. Максимальная скорость самолёта составляет 576 км/ч хотя, согласно первоначальной задумке конструкторов, этот показатель должен был составлять около 625 км/ч.

Характеристики штурмовика Ил-16:

  • Размах крыла, м – 12,5
  • Длина, м – 10,7
  • Высота, м – 3,6
  • Площадь крыла, м2 – 24
  • Масса, кг:
    • пустого самолета – 4315
    • нормальная взлетная – 5780
  • Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-43НВ
  • Мощность, л.с.:
    • номинальная – 1 х 2000
    • взлетная – 1 х 2300
  • Максимальная скорость, км/ч:
    • у земли – 529
    • на высоте – 576
  • Практическая дальность, км – 800
  • Скороподъемность, м/мин – 658
  • Практический потолок, м – 7600
  • Экипаж, чел – 2
  • Вооружение:
    • две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12,7 пулемет УБС с сзади
    • до 8 РС-82 или РС-132
  • бомбовая нагрузка:
    • нормальный вариант — 400 кг

Достоинства и недостатки Ил-16

Как бы ни было трудно анализировать и сопоставлять сильные и слабые стороны самолёта, который не был пущен в серийное производство и о котором знают, пожалуй, лишь ярые фанаты авиации, всё же имеет смысл попробовать это сделать. Основными достоинствами самолёта является большая по сравнению с Ил-10 скорость за счёт установленного нового авиационного двигателя и улучшенная маневренность благодаря некоторым изменениям геометрических форм корпуса.

Также, продвинувшись дальше в анализе статистики поражений лётчика и стрелка на штурмовиках Ил-2 и Ил-10, в ОКБ С. В. Ильюшина приняли решение увеличить толщину бронезащиты для экипажа Ил-16. Ещё одним немаловажным улучшением сравнительно с предшественником является более прочный фюзеляж Ил-16, что существенно увеличивало его надёжность.

Основным недостатком Ил-16 стал новый тип двигателя, установленный на этом самолёте. Так, АМ-43НВ был ещё достаточно «сырым» для того, чтобы быть установленным на серийных машинах, да и для опытных образцов он явно не подходил. Износостойкость двигателя была низкой, что делало длительную эксплуатацию самолёта в полевых условиях практически невозможной.

В заключении о штурмовике ИЛ-16

Ил-16 имел все шансы на повторение успеха Ил-10 и даже, возможно, на больший успех. Самолёт имел небывалую для штурмовика тех времён скорость и маневренность, что вполне могло бы сделать ему славу «истребителя-штурмовика». Однако Ил-16 появился уже под самый конец войны, в которой он мог «прославиться» и заслужить такую же любовь, как, например, Ил-2 – в начале 1945 года.

Другим фактором, фактически определившим судьбу этого самолёта, стало низкое качество двигателя, который был на нём установлен. Именно по этой причине серийное производство Ил-16 сначала отодвигалось, а затем, спустя год после Великой Победы, и вовсе было отменено.

Тем не менее, штурмовик Ил-16 достоин быть упомянут как шедевр конструкторской мысли и неутомимого труда конструкторского коллектива ОКБ С. В. Ильюшина.

Опытный штурмовик Ил-16

Ил-16 представлял собой опытный штурмовик, работы над которым начались в 1944 году, но из-за крупных дефектов в конструкции винтомоторной установки и завершения Второй мировой войны были остановлены, уже в 1946 году проект был окончательно закрыт. Данный самолет, который являлся дальнейшим развитием штурмовика Ил-10, никогда не производился серийно. Поэтому вплоть до 1960-х годов вся штурмовая авиация СССР, вплоть до ее упразднения, состояла из штурмовиков Ил-10 и Ил-10М.

Ил-16 представлял собой дальнейшее развитие штурмовика Ил-10, при этом новый самолет должен был стать короче и легче (за счет некоторого уменьшения толщины брони). Огневая мощь наступательного и оборонительного вооружения самолета оставалась сопоставимой с Ил-10, но при этом новый штурмовик существенно превосходил предшественника по скоростным и маневренным характеристикам.

Высокие летно-технические характеристики штурмовика Ил-10, а также его способность в момент принятия на вооружение и боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны вступать в активный воздушный бой с немецкими истребителями предопределили начало проектных работ по еще более маневренному и скоростному штурмовику. Работы по проектированию штурмовика Ил-16 облегченного типа развернулись уже в 1944 году, почти сразу же после успешного завершения программы государственных испытаний штурмовика Ил-10.

Очередной советский штурмовик изначально проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 2300 л.с. (1691 кВт). Именно мощный двигатель и был сердцем нового проекта. Его разработкой занималось ОКБ Александра Александровича Микулина. По своей конструктивной и аэродинамической схеме, а также компоновке новый штурмовик Ил-16 был почти неотличим от Ил-10, имея при этом несколько меньшую массу и геометрические размеры. Такой подход в сочетании с использованием более мощного двигателя должен был гарантировать новому самолету лучшие летные характеристики. В частности, конструкторы рассчитывали, что максимальная скорость нового штурмовика на высоте составит 625 км/ч, а у земли машина способна будет разогнаться до 560 км/ч. Время подъема на высоту 5000 метров должно было составить 6,5 минут, а дальность полета при крейсерской скорости 375 км/ч должна была достичь 800 км. Одновременно с этим была повышена прочность конструкции самолета, которая должна была позволить штурмовику Ил-16 выполнять все фигуры высшего пилотажа, что было особенно важно, если бы пилоту штурмовика пришлось вступать в маневренный воздушный бой с истребителями противника.

Читать еще:  Карабин sako 85 bavarian .300wsm: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Схема бронирования нового штурмовика была сохранена почти той же, что и на Ил-10, однако толщина бронелистов боковых стенок кабины пилота и стрелка, а также боковых стенок капота двигателя была снижена. Помимо этого выросла площадь незабронированной верхней поверхности передней части бронекорпуса. Все это привело к снижению массы самолета, что также должно было положительным образом сказаться на скоростных качествах машины.

Наступательное стрелково-артиллерийское вооружение штурмовика состояло из двух 23-мм автоматических авиационных пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов, а также двух 7,62-мм пулеметов ШКАС, к которым имелось 1400 патронов. Как и на всех предыдущих моделях штурмовиков конструкции Ильюшина, данное вооружение было размещено в отъемных частях крыла самолета. Предполагалось, что штурмовик Ил-16 будет иметь максимальную бомбовую нагрузку 400 кг с размещением авиационных бомб как во внутренних отсеках самолета, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на бомбовых держателях наружной подвески. При этом в процессе проектных работ нормальная бомбовая нагрузка была доведена до 400 кг, а максимальная — до 500 кг. Для защиты задней полусферы на Ил-16 планировалось установить подвижную 20-мм авиационную пушку УБ-20 с боезапасом 150 выстрелов, а также 10 специальных авиационных гранат АГ-2.

Пушка УБ-20 была создана конструктором-оружейником Березиным в годы Великой Отечественной войны путем переделки крупнокалиберного 12,7-мм пулеметам собственной конструкции УБ под патрон 20-мм авиационной пушки ШВАК. Данные пушки в частности устанавливались на бомбардировщике Пе-2М. Авиационные гранаты (АГ) были более интересным вооружением, используемым советскими ВВС. Конструктивно подобные гранаты состояли из шарообразного корпуса, который снаряжался взрывчатым веществом, и цилиндрической коробки с парашютом. Боекомплект складывался в специальный контейнер-держатель. Существовало две его разновидности ДАГ-5 и ДАГ-10 на 5 и 10 гранат соответственно. В нижней части данного контейнера была расположена открывающаяся створка, через которую в воздушный поток под действием собственного веса выбрасывалось необходимое количество авиационных гранат. В момент их отделения сдергивалась крышка парашютной коробки, после чего взводился взрыватель. Спустя 3-4 секунды граната взрывалась в воздухе, образую область сплошного поражения радиусом примерно 30-35 метров. В результате подрыва гранаты образовывалось приблизительно 130 осколков массой от 3 до 80 грамм. Сама граната взрывалась в 100 метров позади и примерно на 20-25 метров ниже самолета, с которого сбрасывалась. С появлением серийных держателей ДАГ-10 их начали устанавливать почти на все советские двухмоторные бомбардировщики.

По своим проектным характеристикам новый штурмовик Ил-16 должен был получить почти идентичную с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, существенно превосходя предшественника по маневренности и скоростным характеристикам. Соответственно конструкторы рассчитывали на то, что и боевая эффективность новой машины будет существенно более высокой. Подобный самолет был нужен фронту, поэтому еще до завершения всех летных испытаний опытного образца началась подготовка штурмовика Ил-16 к серийному производству.

Еще во время прохождения самолетом испытаний на авиационном заводе №30 приступили к выпуску малой серии штурмовиков Ил-16, состоящей из 25 экземпляров. Срок окончания работ не был установлен. Известно, что к 1 октября 1945 года один серийный штурмовик уже был построен и находился на летно-испытательной станции завода, еще два самолета находились в цехе окончательной сборки, а в цехе предварительной сборки велась стыковка еще трех штурмовиков. Помимо этого на заводе успели изготовить комплектующие и агрегаты еще на 8 самолетов, еще на 9 штурмовиков они находились в стадии завершения.

Опытный Ил-16, который поднялся в небо в 1945 году, в первом полете пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Во время летных испытаний самолет развил максимальную скорость 576 км/ч (при запланированной скорости 625 км/ч). В ходе полетов выяснилось, что при столь мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост самолета серьезно сказываются на продольной устойчивости машины в воздухе. Для улучшения продольной устойчивости конструкторы на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, а также увеличили площадь вертикального оперения, на руле направления штурмовика был установлен триммер. Доработанный таким образом штурмовик Ил-16 стал более устойчивым и лучше управлялся в небе. Несмотря на это летные испытания нового самолета затянулись. Это было связано с недостатками двигателя М-43НВ, которые так и не удалось преодолеть. Его так и не довели до требуемого состояния, что в совокупности с завершением войны стало причиной того, что в 1946 году все работы по штурмовику Ил-16 были прекращены.

Летно-технические характеристики штурмовика Ил-16:
Габаритные размеры: длина — 10,69 м, высота — 3,6 м, размах крыла — 12,5 м, площадь крыла — 24 м2.
Масса пустого самолета — 4315 кг.
Масса нормальная взлетная — 5780 кг.
Силовая установка — 1 ПД АМ-43НВ максимальной мощностью 2300 л.с (взлетная).
Максимальная скорость полета — 529 км/ч (у земли), 576 км/ч (на высоте).
Практическая дальность полета — 800 км.
Скороподъемность — 658 м/мин.
Практический потолок — 7600 м.
Вооружение — 2х23-мм пушки НС-23 и 2х7,62-мм пулемета ШКАС (в крыле), 20-мм пушка УБ-20 (оборонительное вооружение), до 8 РС-82 или РС-132.
Бомбовая нагрузка — до 400 кг (нормальная), максимальная — 500 кг.
Экипаж — 2 человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector