0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гусеничный минный заградитель гмз-2 1970 года

Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ
(Изделие 118)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100-мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались.. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.

Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ — противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро- вентиляционную установку.

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

На снимке слева: механизм выкладки мин в боевом положении. Плужное устройство в грунт еще не заглублено.

Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх). Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

Существенным недостатком ГМЗ было то, что если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины, получившей обозначение ГМЗ-2 (объект 123). Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.

ГМЗ — 3 машины состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона мотострелковой или танковой дивизии. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.
По штатам некоторых дивизий в конце восьмидесятых годов взвод ГМЗ был введен в штат инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка.

Читать еще:  Лучи смерти: станет ли лазер настоящим оружием

Источники

1. Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного минного заградителя ГМЗ. Военное издательство.. Москва 1968г.
2. Изделие 672 (ИО и ТЭ). Представитель заказчика. п/я 14659. 1960г.
3. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
4. Средства механизации минирования. Книга вторая. Военное издательство. Москва. 1980г.
5. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/

Заметки на полях. Воевать на машине, в которой более полутора тонн взрывчатки — занятие не для слабонервных. А ведь задача у экипажа гусарская — не спеша, аккуратно проехать на виду у танков противника, выставляя у них перед носом мины. Одна надежда, что супостат не поймет, что это за машины и что они делают. Шансов остаться в живых, если танки начнут стрелять, никаких. Первый же попавший в машину снаряд вызовет взрыв мин и не то, что от экипажа — от машины ничего не останется.

ГМЗ поступили на вооружение к середине шестидесятых годов. В большинстве источников указывается год принятия на вооружение 1968, однако автор впервые увидел ГМЗ в парке Калининградского высшего военно-инженерного училища осенью 1966 года. В 1967 изучал и водил.

Эти машины опередили американцев лет на десять. Тогда те не уделяли никакого внимания минной войне и не подозревали, что мины можно ставить с помощью машин.

У автора нет сведений о том, применялись -ли кем-нибудь и где-либо ГМЗ в реальных войнах. К настоящему времени ГМЗ, конечно, устарели, но с вооружения поздний вариант ГМЗ-3 не снят. Они хорошо могут применяться для плановой установки минных полей в ближнем тылу рот и батальонов. А задачи подвижного отряда заграждений с успехом могут выполнять новые минные заградители УМЗ, которые устанавливают как противотанковые мины (ПТМ-1, ПТМ-3), так и противопехотные (ПФМ-1, ПФМ-2, ПОМ-1, ПОМ-2, ПОМ-3), артсистемы, установки залпового огня, вертолеты и самолеты.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 1970 года

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 1970 года представляет собой уникальную боевую инженерно-техническую машину, специально созданную для быстрой и эффективной установки обширных минных полей. Основное назначение инженерно-технического средства заключается в качественном усилении действий саперных войск в полосе непосредственного огневого контакта с противником.

Разработка и создание машины

Решение о создании улучшенной версии ГМЗ-1 было принято в конце 60-х годов. В конструкции нового заградителя старались учесть технические недочеты и просчеты в конструкции, которые имелись в первой версии машины, в ГМЗ-1. Новый заградитель разрабатывался и создавался там же в ОКБ Уральского Завода транспортного машиностроения под руководством Г.С. Ефимова. Новый гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 выпускался серийно, начиная с 1970 года. Всего, по данным разных источников, на вооружение саперных частей Советской Армии поступило около 100 машин.

Новый минный заградитель получил новые механизмы установки противотанковых мин, позволяющие существенно сократить время полного минирования определенной территории. Технические средства и приспособления, установленные на инженерно-технической машине, позволяли осуществлять установку минного заграждения в любой тип грунта, включая толстый снежный покров.

Конструкция ГМЗ-2 получила усиленный бронированный корпус, который обеспечивал защиту экипажа заградителя от огневого воздействия противника, от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.

Основные технические параметры конструкции ГМЗ-2

  • Экипаж — 3 человека.
  • Боевая масса — 27,5 т.
  • Длина — 9,3 м, ширина — 3,25 м, высота — 2,7 м, клиренс — 450 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет, боекомплект — 1250 патронов, 208 мин ТМ-62М, ТМ-57.
  • Толщина брони: противопульная.
  • Максимальная скорость — 63 км/ч.
  • Запас хода на топливе — 450 км.
  • Двигатель дизельный, мощность — 400 л.с.
  • Скорость минирования: на грунт — 15 км/ч, в грунт — 6 км/ч, в снег — 10 км/ч. Шаг минирования — 5 или 10 м.
Читать еще:  Самолет ил-20: история, модификации и технические характеристики

В боевых условиях гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 не применялся. Поставлялся в страны Варшавского Договора, в КНДР и в Социалистическую Республику Вьетнам. В перечисленных странах машина продолжает оставаться на вооружении и в наши дни.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Характеристики ГМЗ-3

История создания минного заградителя ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 («Изделие 318») это доработанная модель гусеничного минного заградителя ГМЗ «Изделие 118». Назначение машины — скоростная механизированная установка противотанковых мин на путях движения механизированных соединений противника. На одной «зарядке» минный заградитель ГМЗ-3 может в течение 10-20 минут «засеять» противотанковыми минами полосу длинной в 1-2 километра, в зависимости от типа используемых мин.

Разработку ГМЗ-3 осуществил ЦКБ «Трансмаш» в г.Свердловск под руководством Генерального конструктора Юрия Васильевича Томашова в 1980 году (ведущий конструктор Л.А.Ваганов). Уже в 1984 году ГМЗ-3 был принят на вооружение, а его разработчикам присуждена Государственная премия СССР.

Общая схема гусеничного минного заградителя ГМЗ-3

Даже в настоящее время машина не имеет аналогов в мире — ГМЗ-3 позволяет не только быстро и практически без участия человека расставлять мощнейшие минные заграждения, но также автоматически фиксирует места постановок каждой отдельной мины на карте, и передает соответствующие координаты в центр боевого управления.

По сравнению с предшественниками, ГМЗ-3 не имеет систем противоатомной и термодымовой защиты, однако оснащен весьма совершенным комплексом навигационной спутниковой и инерциальной аппаратуры, обеспечивающим автоматическую выработку курса следования в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3, сбоку

Конструкция минного заградителя Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 выполнен на базе шасси «Изделие 303» (развитие шасси «Изделия 123», т.е. ЗРК «Круг» и, частично, «Изделия 105», т.е. САУ СУ-100П).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.

Задняя часть ГМЗ-3, виден «плуг» миноукладчика

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, за 1–1,5 часа.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Гусеничный минный заградитель (ГМЗ)

Одна из важнейших задач инженерного обеспечения боевых действий войск — устройство минно-взрывных заграждений. Они позволяют нанести потери противнику, задержать его продвижение и затруднить маневр силами и средствами.

Читать еще:  Миг-27 — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, подробный обзор ттх

После Второй мировой войны в инженерных войсках Советской армии получили широкое распространение минные заградители. Одним из таких образцов является гусеничный минный заградитель ГМЗ.

Эта машина была разработана в ОКБ-3 УЗТМ под руководством главного конструктора Г. С. Ефимова на базе самоходно-артиллерийской установки СУ-1 ООП. ОКР по созданию ГМЗ была задана постановлением Совмина СССР от 4 февраля 1956 года. При проектировании машине было присвоено обозначение «объект 118». ГМЗ был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1960 года. Серийное производство осуществлялось на «Уралтрансмаше» в 1961-1969 годах. Корпус машины представляет собой жесткую сварную бронированную конструкцию и обеспечивает защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня. Большой боекомплект противотанковых мин ТМ-57 или ТМ-62М (208 штук), наличие 7,62-мм пулемета ПКТ, противоатомной защиты, гидравлической системы управления плужно-маскировочным устройством, термодымовой аппаратуры делает заградитель высокоэффективным во всех видах боя и на любой местности. Внутреннее пространство заградителя разделяется перегородками на отсеки — моторный, управления, минный и оператора.

В моторном размещаются силовая установка и трансмиссия. В отсеке управления — органы управления машиной, специальные приборы и места для размещения экипажа. Минный отсек занимает основную часть корпуса ГМЗ. Здесь расположены кассета с минами, выдающий механизм, отсчитывающий механизм и специальные системы. Отсек оператора размещается в кормовой части корпуса. Отсюда осуществляется управление процессом выдачи мин. Снаружи на кормовой части помещены устройства, обеспечивающие их установку и маскировку.

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемет СГМ-Б (позже ПКТ) с боекомплектом 1500 патронов, размещенный на подвижной части башенки командира. Предусмотрены места для крепления двух автоматов и 600 патронов к ним, сигнального 26-мм пистолета и 20 сигнальных ракет.

Силовая установка находится в моторном отделении корпуса и состоит из двигателя А-105Б мощностью 400 л. с. и обслуживающих его систем. Максимальная скорость машины достигала 63 км/ч. Запас хода по шоссе — 350 км.

Минное оборудование включает трансмиссию (механизм отбора мощности, выдающий механизм, спусковой транспортер), кассету, плужно-маскирующее устройство, гидравлическую систему и систему управления.

НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ

Удачное конструктивное решение первой модели практически сохранено в ее модернизированных вариантах ГМЗ-2 и ГМЗ-3. Совершенствование коснулось систем защиты экипажа, повышения надежности управления процессом минирования, сокращения времени привязки устанавливаемых минных полей, улучшения маскировки и ориентирования. На ГМЗ-2, кроме того, появилась возможность доза рядки боекомплекта мин (в базовом варианте перед перезарядкой необходимо было израсходовать весь боекомплект мин).

ГМЗ-3 (объект 318) был принят на вооружение в 1984 году. Эта машина предназначена для механизированной установки противотанковых мин с контактными и неконтактными взрывателями. ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. Взвод минных заградителей, состоящий из трех машин, в течение 30 минут устанавливает практически непроходимое для бронетанковой техники минное поле по фронту до 2,5-3 км. Имеющаяся на ГМЗ-3 навигационная аппаратура обеспечивает не только выработку курса, но и цифровое индексирование установленных мин, что позволяет производить фиксацию минного поля на топографической карте.

Помимо пулемета ГМЗ-3 дополнительно имеет шесть гранатометов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81 -мм дымовыми гранатами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГМЗ-3

  • Боевая масса, т: 28,5
  • Экипаж, чел.: 3
  • Габаритные размеры в рабочем
    положении, мм:
    длина: 8620
    ширина: 3250
    высота: 2700
  • Скорость движения макс, км/ч: 60
  • Скорость минирования макс, км/ч: 16
  • Запас хода по шоссе, км: 500
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector