0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глубинные бомбы: общее описание, принцип действия и боевое применение

Глубинная бомба – гроза неуловимых подводных лодок

Появление первых глубинных бомб тесно связано с вводом в строй ведущими армиями мира подводных лодок. Субмарины могли скрытно перемещаться под водой и в первые годы использования причиняли серьезный вред силам своего противника.

Для противодействия тщательно замаскированным подводным силам, на флотах стали появляться глубинные бомбы. Сначала они были примитивны, свободно погружались на глубину и там взрывались в случае контакта с подводной лодкой. Но позже технологии постоянно совершенствовались, превратившись в действительно эффективное оружие, с которым подводный флот вынужден был считаться.

История создания

Подводные лодки наиболее широко стали применяться в боевых действиях Первой Мировой войны. Превосходство немецкого подводного флота было серьезным, поэтому у союзников были очевидные проблемы с тем, чтобы остановить безраздельное господство Германии под водой.

Для борьбы использовали разные средства. Первыми применяли «ныряющие» снаряды, которыми вели огонь из корабельных орудий в направлении вражеских субмарин. Они оснащались плоским обтекателем (что мешало рикошетить от поверхности воды) и взрывателем, который действовал с некоторым замедлением. Такие снаряды уходили на глубину 10-15 метров и там детонировали.

Военные получали распоряжения без промедлений стрелять в направлении обнаруженного перископа или видимой части подводной лодки. Но фактически ныряющие снаряды имели малый вес боевого заряда, который не мог причинить существенного вреда субмарине. Эффект достигался только при точном попадании и желательно неоднократном. Поэтому довольно быстро было найдено более эффективное и простое оружие. Им стали первые поколения глубинных бомб, которые впервые поступили на вооружение английского флота в 1914 году.

Сначала такой вид вооружения напоминал по форме обычную бочку с боезарядом внутри.

Они не отличались точностью, поэтому действительно поразить подводный объект можно было только массированной атакой.

По причине низкой эффективности, глубинные бомбы постоянно совершенствовались. Особенный качественный скачок потребовался после Второй Мировой войны, когда подводные лодки стали стратегическим флотом, получив на вооружение ядерные боеголовки. Это привело к тому, что было жизненно необходимо оружие, способное точно поразить субмарину даже под водой.

Самые современные образцы могут доставляться к месту дислокации вражеской подводной лодки на самолетах, вертолетах, быстроходных катерах или торпедах. Для некоторых из них не играет роли высокая точность, потому что они могут нести ядерный боезаряд, который способен наносить существенный урон даже на расстоянии нескольких тысяч метров под водой, не говоря о детонации в непосредственной близости.

Принцип действия и виды глубинных бомб

Глубинная бомба действует по принципу гидроудара. Взрыв под водой несет более серьезные последствия, чем аналогичный на открытом воздухе. Дело в том, что ударная волна в атмосфере быстро затухает, а такая же волна в воде распространяется на большие расстояния. Если заряд значителен, то прямое попадание даже не обязательно для гарантированного поражения подводной цели.

Устройство всех глубинных бомб предельно простое.

Они имеют боевую часть и взрыватель. Современные аналоги нередко обладают собственными средствами доставки (торпеда), а также системами наведения.

Но и первые модели, и последние отличаются способом срабатывания:

  • контактные взрыватели;
  • бесконтактные взрыватели;
  • с заданными параметрами срабатывания.

Контактный взрыватель реагирует на прямое поражение противника. Бесконтактный может срабатывать от вибрации винтов лодки.

Также применялись взрыватели, которые подрывали боезаряд на определенной глубине под действием давления или через заданное время.Современные виды могут иметь сразу несколько способов детонирования, что, конечно, повышает их эффективность и универсальность.

Эволюция глубинных бомб в СССР и России

Первые глубинные бомбы в СССР начали производить в 30-е годы XX века. Первопроходцем стала ББ-1 (Бомба Большая, первая модель), которая имела максимально простой принцип работы: ее сбрасывали с корабля, когда акустики устанавливали наличие поблизости подводной лодки.

Конструктивно ББ-1 представляла собой цилиндрический корпус (такую же форму имели все зарубежные аналоги того времени), взрыватель и боезаряд внутри.

Внутри ББ-1 была заполнена тротилом (135 кг), а общий вес равнялся 165 кг. В верхней части устанавливался часовой взрыватель, который срабатывал на глубине до 100 метров (и не отличался высокой надежностью).

Конечно, ББ-1 имела очень много минусов:

  1. После каждого взрыва (далеко не обязательно удачного) акустический контакт надолго терялся, и вражеская субмарина могла покинуть зону поражения.
  2. Уже во время Второй Мировой войны подводные лодки легко могли погружаться на 200 метров и даже больше, а предел для ББ-1 составлял всего 100 метров, после чего происходила детонация.
  3. На корпусе не использовались даже примитивные стабилизаторы, да и форма не позволяла рассчитывать на точность попадания, так как ББ-1, попадая в потоки кильватера корабля, крутилась и сбивалась с прямой траектории.
  4. Необтекаемая форма корпуса также не позволяла достигать быстрого погружения. ББ-1 опускалась на дно со скоростью 2-2,5 м/с. То есть, до цели на 100-метровой глубине оставался запас в 40 секунд для поражения, что естественно снижало шансы на попадание.

Из-за такой небольшой эффективности, ББ-1 использовались мало. В период Великой Отечественной войны предпочтение нередко даже отдавалось тем глубинным бомбам, которые поставлялись по условиям ленд-лиза и были лучше по характеристикам. Чтобы повысить эффективность ББ-1, в 40-х годах стали использовать не обычную рампу для свободного сброса бомб, а мортиру или бомбомет (БМБ-1), который специально разрабатывался под размеры ББ-1 и позволял увеличить площадь сбрасывания. Также стали использовать новый взрыватель, который воспламенял порох при достижении глубины в 210 метров.

Одновременно с ББ-1 на вооружении стояла схожая по конструкции БМ-1 (Бомба малая), которая только уступала по габаритам и поражающей способности (вес заряда составлял всего 25 кг). Применять ее в бою было практически бесполезно, так как она не могла нанести серьезного урона. Но она тоже нашла свое применение: ее использовали для разминирования после войны, так как она, взрываясь, подрывала мины противника.

Следующим шагом для Советского Союза стала разработка нового бомбомета и боеприпасов к нему. Ими стали бомбы РБМ, которые были основаны на БМ-1, но получили хвостовой стабилизатор, твердотопливный реактивный двигатель и обтекаемую форму носа. Взрывчатого вещества стало больше (32 кг), а ускорение погружения достигало 6-8 м/с, что повышало шансы на подрыв противника.

В 1949 разработали новый бомбомет, который во многом повторял достижения английских аналогов.

В этот раз эффективность работы зависела от количества сброшенных бомб. Пусковая установка представляла собой 24 стержня с заданным вектором сброса.

Снаряды Б-30 имели всего 13-килограммовый боезаряд, но были настроены таким образом, что помимо реагирования на касание до твердого предмета, детонировали от разрыва других глубинных бомб. Таким образом, накрывалась огромная площадь под водой, что снижало шансы противника уйти из зоны поражения. Позже система совершенствовалась в основном за счет улучшения характеристик применяемых бомб.

В 1957 году на корабли советского флота начали ставить систему «Смерч» с бомбами РГБ-25. Они имели реактивный двигатель, стабилизаторы и обтекатели для максимально быстрого достижения глубины. Первое поколение позволяло погружаться бомбе со скоростью в 11 м/с и удаляться от места пуста до 500-2500 метров, и там взрываться.

Следующее поколение, РГБ-60, уже получило меньше боезаряда, но могло достигать удаления до 5800 метров от корабля и до 450 метров глубины. Позже приняли на вооружение РГБ-10. Эти бомбы (уже можно сказать, торпеды), имели еще больший заряд, но гораздо меньшую дальность работы: всего 1000 метров.

Читать еще:  Путёвка в жизнь. Испытания автомата Калашникова в 1948 году

Глубинная бомба: история её создания, принцип действия, боевое применение во Второй мировой войне

Уничтожение подводных лодок – довольно сложная задача, для решения которой приходится применять специальные средства. Долгое время единственным оружием, способным поражать субмарины, оставались глубинные бомбы. С современной точки зрения, они не обладают необходимой точностью и эффективностью, однако их дешевизна и простота устройства позволяла применять их в больших количествах, что в какой-то мере компенсировало недостатки. Сегодня современные глубинные бомбы всё еще остаются на вооружении флота, хотя их функции несколько изменились – теперь они предназначены в первую очередь для перехвата атакующих торпед или уничтожения боевых пловцов.

История создания глубинной бомбы

Долгое время подводные лодки, первые образцы которых появились еще в конце XVIII века, представляли наибольшую опасность для собственного экипажа, а не для противника. По этой причине вплоть до Первой Мировой войны какие-либо средства борьбы с ними отсутствовали.

В 1913-году в Великобритании был разработан так называемый «сбрасываемый заряд». Он предназначался для уничтожения подводных мин, выставленных противником. Это была обыкновенная бочка со взрывчаткой, которую предполагалось сбрасывать с корабля-носителя. Главной технической новинкой стал гидростатический взрыватель, срабатывавший от давления воды после достижения определенной глубины (около 30 метров). Это оружие получило первоначальное название «крейсерская мина», или «глубинная мина».

При весе в 500 с лишним килограммов сбрасываемый заряд мог повредить при взрыве сам корабль-носитель, поскольку дистанция до точки его падения в воду не превышала четырнадцати метров. Таким образом, для разминирования это оружие не годилось, зато оно послужило прототипом будущей глубинной бомбы.

Когда в 1914-м году началась война, для уничтожения подводных лодок какое-то время пытались применять специальные артиллерийские снаряды. Они были сделаны таким образом, чтобы не давать рикошетов от поверхности воды и не взрываться раньше времени. При обнаружении перископа пушка открывала огонь в направлении субмарины, в расчете на то, что снаряды, погружаясь, смогут поразить её прямым попаданием. Разумеется, подобный метод мог сработать разве только при очень удачном стечении обстоятельств (впрочем, уже во время Гражданской войны советский эсминец «Азард» ухитрился уничтожить английскую подводную лодку именно таким образом – из орудия).

Полноценные глубинные бомбы появились лишь в январе 1916 года, когда Герберт Тейлор сумел усовершенствовать гидростатический взрыватель «сбрасываемого заряда». Величина и вес новых боеприпасов были уже не так велики, как у прототипа. Глубинная бомба типа D имела массу боевой части в 140 кг (300 фунтов), а типа D* — 54 кг. Предполагалось, что более легкий вариант будет применяться с тихоходных кораблей.

Взрыватель можно было устанавливать в одно из двух положений – на подрыв на глубине в 12 или 24 метра.

Первой подводной лодкой, уничтоженной глубинной бомбой, стала немецкая субмарина U-68. Это произошло 22 марта 1916 года и привело к увеличению выпуска нового оружия. К концу войны на некоторых британских кораблях было уже по 30 или даже 50 глубинных бомб.

Любопытно, что в советском телевизионном фильме «Капитан Немо» демонстрируется попытка уничтожения знаменитого «Наутилуса» при помощи глубинных бомб – и это при том, что действие романа «20 тысяч лье под водой» происходит в 60-е годы XIX века. Разумеется, данный эпизод является плодом фантазии сценариста – ничего подобного просто не могло произойти в те давние времена.

Развитие глубинного оружия

После окончания Первой Мировой войны глубинные бомбы заметно улучшились — увеличилась максимальная глубина их погружения, были разработаны дополнительные виды взрывателей. Кроме того, уже в 1930 году для британского королевского флота начали разрабатывать специальное устройство, получившее название Hedgehog («Ёж»). Это был бомбомет, при помощи которого противолодочное судно могло атаковать субмарины, находящиеся впереди по курсу, что потенциально позволяло повысить вероятность поражения цели.

Из-за нехватки финансирования создание «Ежа» затянулось практически до 1940 года. Подобные проблемы наблюдались и в СССР, где уже были созданы первые образцы собственных глубинных бомб, но долгое время не удавалось обеспечить достаточно надежное срабатывание их взрывателей. Кроме того, советские образцы снаряжались обычным тротилом, в то время как в Великобритании и США для этих боеприпасов разработали взрывчатые составы повышенной мощности – минол и торпекс.

Примитивная цилиндрическая форма первых глубинных бомб снижала скорость их погружения. Кроме того, они могли, например, попасть в кильватерную струю и отклониться от заданного направления. Для устранения этих недостатков в 1940-м году в Великобритании разработали бомбы каплевидной формы со стабилизаторами – Mk.9. Правда, на вооружение она поступила лишь весной 1943 года.

Советский флот в годы войны широко применял противолодочное вооружение, поставлявшееся по ленд-лизу. Это были и бомбометы различных видов (в том числе и Hedgehog), и гидролокаторы и сами глубинные бомбы. Вся эта техника была потом использована для создания собственных образцов.

Следующим шагом на пути развития противолодочного оружия стало появление реактивных глубинных бомб. Их первые образцы были разработаны американскими инженерами в 1942 году. Новые боеприпасы предназначались для бомбомета Mousetrap («мышеловка»), первоначально представлявшего собой вариант британского «Ежа». Замена вышибного порохового заряда на активно-реактивный двигатель позволила заметно увеличить радиус действия установки и повысить скорость входа бомбы в воду.

В послевоенные годы реактивные бомбометы появились и на вооружении советского ВМФ. Первым из них стал созданный в 1945 году РБУ, а одним из наиболее совершенных – РБУ-6000. Такие установки имелись на борту всех боевых противолодочных кораблей, что позволяло им уничтожать находящиеся в погруженном состоянии субмарины на дистанции до шести километров.

Поскольку в дальнейшем появилось намного более точное и дальнобойное противолодочное оружие, предназначение глубинных бомб с годами изменилось. Современные боевые корабли с их помощью защищают себя от торпед. В частности, бомбомет РБУ-12000 («Удав») обеспечивает перехват этих средств поражения с вероятностью до 90%. Разумеется, если субмарина противника зазевается и подойдет слишком близко, то атаковать бомбами можно будет и её.

Принцип действия и особенности конструкции

Как известно, вода является практически несжимаемой. Это свойство можно использовать для уничтожения как обычных судов, так и субмарин – гидроудар, созданный подводным взрывом, способен пробить даже самую прочную обшивку. Таким образом, для уничтожения подлодки вовсе не обязательно попасть непосредственно в её корпус, достаточно обеспечить детонацию на определенном расстоянии до цели.

Устройство глубинной бомбы не отличается большой сложностью. Каждая из них представляет собой емкость со сравнительно тонкими металлическими стенками, наполненную взрывчатым веществом. Первоначально такие боеприпасы были очень похожи на обыкновенные бочки. Затем, чтобы увеличить скорость погружения и сделать его более упорядоченным, бомбы начали снабжать стабилизаторами, а форма их стала каплевидной (сфероцилиндрической).

Подрыв осуществляется на глубине, значение которой устанавливается перед сбросом или запуском бомбы. Инициация обеспечивается благодаря нарастанию давления воды по мере погружения. При этом, наряду с гидростатическим, используются следующие виды дополнительных взрывателей:

  1. Контактный. Работает при непосредственном соударении с целью;
  2. Магнитный. Реагирует на магнитное поле, создаваемое корпусом субмарины;
  3. Акустический. Улавливает шум, создаваемый винтами подводной лодки, и подрывает заряд.

Бомбы, использовавшиеся на Hedgehog и других бомбометах времен Второй Мировой войны, имели дополнительный вышибной заряд на основе пороха. По своей конструкции они напоминали минометные мины.

Наибольшей сложностью устройства обладают современные реактивные глубинные бомбы – их частью является двигатель, обеспечивающий значительную дальность полета.

Характеристики глубинных бомб

В таблице приведены параметры наиболее известных боеприпасов, использовавшихся для борьбы с подводными лодками:

Первые три типа глубинных бомб были созданы в 30-40-е годы прошлого века, реактивная РГБ-60 – в 50-е годы. Как видно, СССР первоначально отставал от своих союзников по антигитлеровской коалиции по качеству боеприпасов, чем и объясняется использование противолодочного оружия, полученного по ленд-лизу.

Читать еще:  A-10 thunderbolt ii - самолёт тандерболт: характеристики (ттх) штурмовика истребителя

Атомная глубинная бомба Mk.90 Betty (США)

Появление ядерного оружия заставило командование американского военного флота задуматься о перспективах его применения против подводных лодок. Первый опыт такого рода был получен в 1946 году во время операции Crossroads, когда две атомные бомбы были взорваны в испытательных целях над лагуной тихоокеанского атолла Бикини. Основной мишенью при этом считались надводные корабли, но удару подверглись и субмарины.

Задача по созданию глубинной ядерной бомбы была поставлена лишь в 1952-м. Спустя три года удалось создать атомный боеприпас необходимых габаритов. Мощность его составляла 32 килотонны. Испытательный взрыв был проведен 14 мая 1955 года в Тихом океане, на глубине в 600 с лишним метров.

Полученные результаты сочли удовлетворительными, и уже через несколько месяцев развернулось серийное производство атомной глубинной бомбы, получившей обозначение Mk.90 Betty. Её масса составляла 1,12 тонны при длине в три с лишним метра. Предполагалось, что атаковать подводные лодки с помощью нового оружия смогут самолеты – сброс столь мощной боеголовки даже с самого скоростного корабля стал бы просто самоубийством.

Носителями «Бетти» стали палубные бомбардировщики Grumman S2F-2 Tracker. «Атомная» версия этого самолета имела несколько увеличенные размеры из-за удлиненного бомбового отсека. В целом же Mk.90 не очень нравилась военным морякам и летчикам из-за чрезмерно сильного заряда и значительных габаритов. Поэтому, начиная с 1958 года, её стали постепенно заменять на более совершенную Mk.101 Lulu.

В начале 90-х годов атомные глубинные бомбы были в основном сняты с вооружения. Их сменили более точные и удобные в применении противолодочные средства.

Применение глубинных бомб во Второй мировой войне

Наибольшее число атак, проведенных английским и американскими боевыми кораблями против немецких и японских подводных лодок во время Второй мировой войны, осуществлялись «по старинке» — путем сбрасывания за корму нескольких серий обычных глубинных бомб. Применение более совершенных средств, таких, как Hedgehog, получило наибольшее распространение, начиная с 1943-44 годов, когда борьба на море уже была, по существу, выиграна.

Глубинные бомбы Второй Мировой войны сбрасывались при помощи специальных устройств, причем не одиночно, а целыми сериями по 3-7 штук в каждой. Вскоре, впрочем, оказалось, что этого далеко не достаточно, и уже в 1942-м году количество бомб в одной серии увеличилось до 10-14 штук. Британцы считали, что десятка Mk.VII вполне достаточно для уничтожения любой немецкой субмарины.

Главной проблемой стало то, что примитивные сонары тех лет не позволяли точно определить глубину цели. Поэтому приходилось устанавливать взрыватели по-разному, создавая некое подобие артиллерийской «вилки». Бомбы, полученные по ленд-лизу, зачастую не были достаточно надежными и не срабатывали. Отмечались также случаи столкновения отдельных боеприпасов друг с другом, что приводило к преждевременной детонации.

Точной статистики, которая охарактеризовала бы эффективность боевого применения глубинных бомб, не существует. Дело в том, что причина гибели той или иной субмарины часто оспаривается. В отдельных случаях лодки уничтожались всего одной-двумя бомбами, но имеются и обратные примеры. Так, 5-го мая 1943 года американский миноносец Hesperus совершил несколько атак немецкой субмарины U-223, сбросив на неё три серии из семи бомб каждая, а затем еще и крупную бомбу весом в тонну.

Из-за полученных повреждений подводная лодка была вынуждена всплыть, после чего на нее обрушилась еще одна серия бомб, установленных на минимальную глубину. Затем Hesperus обстрелял U-223 из 120-мм орудия и корабельного автомата «Эрликон», добившись неоднократных попаданий. Посчитав цель уничтоженной, американский эсминец ушёл, однако немецкие моряки сумели кое-как починить свою субмарину и вернуться в Сен-Назер.

Гораздо более многочисленными были примеры атак с неопределенным результатом – бомбы сброшены, контакт с целью утерян, а что с ней произошло – неизвестно. Даже появление на поверхности воды обломков или масляного пятна вовсе не говорило о том, что противник уничтожен. Тем не менее можно сказать, что глубинные бомбы своё предназначение всё-таки выполнили – ведь именно с их помощью «волчьи стаи» раз за разом загоняли под воду, не давая им возможности выходить в атаку на транспортные суда.

Глубинные бомбы: общее описание, принцип действия и боевое применение

Wundefwaffe

Корабельные глубинные бомбы и бомбометы

Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубин­ные бомбы. По ленд-лизу в СССР серийно поставлялось по меньшей мере пять типов обычных (в отличие от при­менявшихся для многоствольных бомбометов) глубин­ных бомб.

Из анализа таблицы видно, что импортные образцы глубинных бомб по своим характеристикам значительно превосходили отечественные бомбы ББ-1 и БМ-1, приня­тые на вооружение еще в 1933 г. Улучшение характерис­тик бомбового оружия союзников происходило в годы войны, в то время как наши бомбы не модернизировались.

В частности, увеличение максимальной глубины погружения ПЛ противника до 200-220 м к концу войны сдела­ло их совершенно неэффективными. В то же время необ­ходимо отметить, что в СССР не поставлялся целый ряд еще более совершенных образцов бомб союзников. Так, например, в Англии еще с конца 1940 г.

использовалась «тяжелая» бомба Mk VII со скоростью погружения 5,1 м/с и радиусом эффективного разрыва 7,9 м1. В США в 1943-1944 гг. были разработаны глубинные бомбы Мк 8 с магнитным и Мк 14 с акустическим взрывателями. Вес­ной 1943 г.

на вооружение была принята глубинная бомба Мк 9, в которой за счет уменьшения веса до 154 кг (вес ВВ 91 кг торпекса), придания ей каплевидной формы, специального стабилизатора и груза удалось довести скорость погружения сначала до 4,4 м/с, а затем до 6,9 м/с2.

Отече­ственный аналог — бомба с повышенной скоростью погру­жения «БПС» (вес — 138 кг, вес ВВ — 96 кг, скорость погру­жения — 4,2 м/с) — поступил на вооружение советского флота только в 1950 г.

Наиболее эффективным способом применения глубин­ных бомб в британском флоте первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным ГАС.

Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения ПЛ (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответство­вавшее времени погружения глубинных бомб и скорости ПЛ, и сбрасывал серию бомб. Она, в за­висимости от типа и вооружения корабля, в начале Второй мировой войны состояла не более чем из 3-7 глубинных бомб. Уже в 1940 г. выяс­нилось, что для надежного поражения ПЛ необ­ходимо одновременное сбрасывание не менее 10 глубинных бомб Мк VII, в соответствии с чем к середине войны большинство противолодочных кораблей получили возможность сбрасывать 10-14 — бомбовые серии.

В дальнейшем был разработан способ, по­лучивший название «подкрадывающейся ата­ки». Он заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из которых поддерживал с ПЛ гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший ата­ку с использованием кормовых бомбосбрасы­вателей и бортовых бомбометов.

В советском Военно-морском флоте (на Се­верном флоте) первые случаи применения им­портных глубинных бомб относились к концу 1941 г., но регулярно они стали использоваться только в 1944-1945 гг.

Суммарные поставки им­портных глубинных бомб составили: 7093 обыч­ные и 1426 для многоствольных бомбометов из Великобритании, а также 9198 и 20630 соответ­ственно из США.

В «Итоговом отчете о боевой деятельности Северного флота во время Вели­кой Отечественной войны» отмечались, чти им­портные бомбы сначала использовались без описаний и аппаратуры для проверки взрывате­лей, которая поступила с большим опозданием.

Это, а также недостаточное освоение иностран­ной техники личным составом, привело к тому, что в первые месяцы применения ленд-лизовские бомбы давали до 50-60% отказов. Впос­ледствии, с устранением вышеуказанных недо­статков случаи отказов сократились до 1-3%.

Для увеличения площади поражения ис­пользовались бортовые бомбометы, стрелявшие по траверзу противолодочного корабля.

Читать еще:  Итальянская премьера. Ружье Beretta 694

Па вооружение нашего флота вместе с кораблями со­юзников поступило два типа бортовых одност­вольных бомбометов: английский шточный Мк II (на ЭМ типа «Дерзкий») и американский бесшточный Мк 6 (также именовался «К»-ору­дием»; устанавливался на фрегатах, тральщиках «AM» и больших охотниках «БО-1»).

Импорт­ные бомбометы могли выбрасывать английские бомбы Мк VII на дистанции 37 и 62 м соответст­венно. По ТТЭ они примерно соответствовали советскому шточному бомбомету БМБ-1. вы­брасывавшему бомбы ББ-1 на 40-110 м.

В то же время в отчетных документах отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло использование бомбо­метов. В создавшемся положении командова­нию СФ пришлось организовать производство деревянных штоков силами местной промыш­ленности8.

В отчетах отмечалось, что бесшточные бомбометы несколько сложнее по своей конструкции, но значительно проще в примене­нии, однако из-за ограниченности запасов им­портных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежат перевооружению отечествен­ными бомбометами’. Первый отечественный бесшточный бомбомет ВМБ-2 был принят на вооружение в 1951 г, когда данный вид воору­жения уже морально устарел.

Таблица 1. Основные тактико-технические данные глубинных бомб, состоявших на вооружении ВМФ СССР в 1941-1945 гг.

Тип бомбы Вес бомбы, Вес ВВ, тип ВВ Эффективный скорость глубина

(страна) кг кг радиус взрыва, м** погружения, м/с погружения, м

MkVII(BБp) 185 136 минол 6,1 2,1-3 до305

MkVIII,XI(BБp) 113 77 торпекс ок.4 ок. 3* 7,6*

Mk6(США) 191 136 ТНТ 6,4 2,4-3,7 183

Mk7(США) 348 272 ТНТ 8,8-10,7 2,7-4 183

ББ-1 (СССР) 165 135 тротил ок.5 2,3-2,5 до 100

БМ-1 (СССР) 41 25 тротил ок. 1,2 2,1-2,3 до 100

* Английские глубинные бомбы Mk VIII, XI были созданы для использования с самолетов, однако в ВМФ СССР использовались с надводных кораблей (особенности боевого применения в архивных материалах не обнаружены). Бомбы оснащались гидростатическим взрывателем с установкой глуби­ны взрыва на 7,6 м — против ПЛ, находящихся в надводном положении, либо производящих срочное погружение.

** Радиус взрыва бомбы, на котором пробивается 22-мм корпус герм. ПЛ серии VIIC.

Wundefwaffe

История мировых войн

Корабельные глубинные бомбы и бомбометы

Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубин­ные бомбы. По ленд-лизу в СССР серийно поставлялось по меньшей мере пять типов обычных (в отличие от при­менявшихся для многоствольных бомбометов) глубин­ных бомб.

Из анализа таблицы видно, что импортные образцы глубинных бомб по своим характеристикам значительно превосходили отечественные бомбы ББ-1 и БМ-1, приня­тые на вооружение еще в 1933 г. Улучшение характерис­тик бомбового оружия союзников происходило в годы войны, в то время как наши бомбы не модернизировались. В частности, увеличение максимальной глубины погружения ПЛ противника до 200-220 м к концу войны сдела­ло их совершенно неэффективными. В то же время необ­ходимо отметить, что в СССР не поставлялся целый ряд еще более совершенных образцов бомб союзников. Так, например, в Англии еще с конца 1940 г. использовалась «тяжелая» бомба Mk VII со скоростью погружения 5,1 м/с и радиусом эффективного разрыва 7,9 м1. В США в 1943-1944 гг. были разработаны глубинные бомбы Мк 8 с магнитным и Мк 14 с акустическим взрывателями. Вес­ной 1943 г. на вооружение была принята глубинная бомба Мк 9, в которой за счет уменьшения веса до 154 кг (вес ВВ 91 кг торпекса), придания ей каплевидной формы, специального стабилизатора и груза удалось довести скорость погружения сначала до 4,4 м/с, а затем до 6,9 м/с2. Отече­ственный аналог — бомба с повышенной скоростью погру­жения «БПС» (вес — 138 кг, вес ВВ — 96 кг, скорость погру­жения — 4,2 м/с) — поступил на вооружение советского флота только в 1950 г.

Наиболее эффективным способом применения глубин­ных бомб в британском флоте первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным ГАС. Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения ПЛ (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответство­вавшее времени погружения глубинных бомб и скорости ПЛ, и сбрасывал серию бомб. Она, в за­висимости от типа и вооружения корабля, в начале Второй мировой войны состояла не более чем из 3-7 глубинных бомб. Уже в 1940 г. выяс­нилось, что для надежного поражения ПЛ необ­ходимо одновременное сбрасывание не менее 10 глубинных бомб Мк VII , в соответствии с чем к середине войны большинство противолодочных кораблей получили возможность сбрасывать 10-14 — бомбовые серии.

В дальнейшем был разработан способ, по­лучивший название «подкрадывающейся ата­ки». Он заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из которых поддерживал с ПЛ гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший ата­ку с использованием кормовых бомбосбрасы­вателей и бортовых бомбометов.

В советском Военно-морском флоте (на Се­верном флоте) первые случаи применения им­портных глубинных бомб относились к концу 1941 г., но регулярно они стали использоваться только в 1944-1945 гг. Суммарные поставки им­портных глубинных бомб составили: 7093 обыч­ные и 1426 для многоствольных бомбометов из Великобритании, а также 9198 и 20630 соответ­ственно из США. В «Итоговом отчете о боевой деятельности Северного флота во время Вели­кой Отечественной войны» отмечались, чти им­портные бомбы сначала использовались без описаний и аппаратуры для проверки взрывате­лей, которая поступила с большим опозданием. Это, а также недостаточное освоение иностран­ной техники личным составом, привело к тому, что в первые месяцы применения ленд-лизовские бомбы давали до 50-60% отказов. Впос­ледствии, с устранением вышеуказанных недо­статков случаи отказов сократились до 1-3%.

Для увеличения площади поражения ис­пользовались бортовые бомбометы, стрелявшие по траверзу противолодочного корабля. Па вооружение нашего флота вместе с кораблями со­юзников поступило два типа бортовых одност­вольных бомбометов: английский шточный Мк II (на ЭМ типа «Дерзкий») и американский бесшточный Мк 6 (также именовался «К»-ору­дием»; устанавливался на фрегатах, тральщиках « AM » и больших охотниках «БО-1»). Импорт­ные бомбометы могли выбрасывать английские бомбы Мк VII на дистанции 37 и 62 м соответст­венно. По ТТЭ они примерно соответствовали советскому шточному бомбомету БМБ-1. вы­брасывавшему бомбы ББ-1 на 40-110 м. В то же время в отчетных документах отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло использование бомбо­метов. В создавшемся положении командова­нию СФ пришлось организовать производство деревянных штоков силами местной промыш­ленности8. В отчетах отмечалось, что бесшточные бомбометы несколько сложнее по своей конструкции, но значительно проще в примене­нии, однако из-за ограниченности запасов им­портных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежат перевооружению отечествен­ными бомбометами’. Первый отечественный бесшточный бомбомет ВМБ-2 был принят на вооружение в 1951 г, когда данный вид воору­жения уже морально устарел.

Таблица 1. Основные тактико-технические данные глубинных бомб, состоявших на вооружении ВМФ СССР в 1941-1945 гг.

Тип бомбы Вес бомбы, Вес ВВ, тип ВВ Эффективный скорость глубина

(страна) кг кг радиус взрыва, м** погружения, м/с погружения, м

MkVII ( B Б p ) 185 136 минол 6,1 2,1-3 до305

MkVIII , XI ( B Б p ) 113 77 торпекс ок.4 ок. 3* 7,6*

Mk 6( С ША) 191 136 ТНТ 6,4 2,4-3,7 183

Mk 7(США) 348 272 ТНТ 8,8-10,7 2,7-4 183

ББ-1 (СССР) 165 135 тротил ок.5 2,3-2,5 до 100

БМ-1 (СССР) 41 25 тротил ок. 1,2 2,1-2,3 до 100

* Английские глубинные бомбы Mk VIII , XI были созданы для использования с самолетов, однако в ВМФ СССР использовались с надводных кораблей (особенности боевого применения в архивных материалах не обнаружены). Бомбы оснащались гидростатическим взрывателем с установкой глуби­ны взрыва на 7,6 м — против ПЛ, находящихся в надводном положении, либо производящих срочное погружение.

** Радиус взрыва бомбы, на котором пробивается 22-мм корпус герм. ПЛ серии VIIC .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector