0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Германский линкор «тирпиц»: кошмар британского флота

Кошмар английского флота — линкор «Тирпиц»

Гитлер обещал своему народу, что тысячелетний Рейх отнимет корону владычицы морей у Великобритании, а немецкие моряки получат лучший в мире флот. В результате были созданы сильнейшие для своего времени корабли «Бисмарк» и его «sistership» — линкор «Тирпиц». О судьбе последнего здесь и пойдет речь.

Концепция немецких линкоров

Пребывая в восторге от удачных рейдов немецких кораблей на обширные торговые коммуникации Англии во время первой мировой, немецкие адмиралы видели новый флот «рейдерским». Они полагали, что корабль, обладающий высокой скоростью движения, большим запасом хода и вооружением, способным противостоять целой эскадре противника, будет настоящим «ужасом» для торговых маршрутов врага. А флот таких кораблей сможет и вовсе блокировать морское сообщение противника. Исходя из такой концепции, конструировался линкор «Тирпиц», который, по сути, был «крейсером-переростком», но с вооружением от линейного корабля. Восемь 380-миллиметровых орудий «Тирпица» были в состоянии отправлять 800-килограммовые снаряды за горизонт (35,5 км), а по скорости (30,8 узлов) и дальности плавания (в 9000 морских миль) он не имел себе равных среди кораблей подобного класса.

Сравнение с другими кораблями

Как уже говорилось, линкор «Тирпиц» был построен по концепции крейсера, и за его выдающееся ходовые и скоростные качества было заплачено броней и общей живучестью корабля. «Тирпица» и «Бисмарка» сейчас величают чуть ли не самыми мощными кораблями в истории человечества, а между тем многие из их современников превосходили «немцев» и по броне, и по вооружению, не говоря уже о таком необходимом качестве, как минная защита. «Ришелье», «Саут Дакота», итальянский «Литторио» и японский «Ямато» были линкорами явно более мощными. Славу немецким кораблям подарила фашистская пропаганда и оправдания английского флота, который потерял в бою с «Бисмарком» своего флагмана, а потом всю войну чуть ли не в полном составе гонялся за «Тирпицем». На изображении ниже можно увидеть линкор «Тирпиц» — фотография сделана на стоянке в Норвегии.

Боевая служба

Планам кригсмарине не суждено было сбыться. Попытка прорваться на коммуникации врага закончилась гибелью линкора «Бисмарк» и больше подобных попыток немцы не предпринимали. К тому же с уничтожением конвоев прекрасно справлялись подводные лодки и морская авиация. Линкор «Тирпиц» по большому счету участвовал лишь в одной, почти безрезультатной, боевой операции — походе к Шпицбергену в 1942 году. После этого его всю войну прятали в Норвежских фьордах, а английские флот, авиация и силы специального назначения пытались до него добраться. Для английского правительства уничтожение линкора стало идеей-фикс, Черчиль даже называл его «зверем». Одно его присутствие у берегов Норвегии дало повод англичанам отказаться от морских конвоев в Мурманск. Так что можно сказать, что линкор «Тирпиц» многое сделал – ничего не делая.

Гибель линкора

В ноябре 44-го года до линкора все же добрались англичане. 12 ноября, застав врасплох зенитную оборону, на корабль сбросили свои 4500-килограммовые бомбы 32 «Ланкастера». Четыре сверхтяжелые бомбы упали на его палубу, от их взрывов сдетонировал боезапас линкора, он перевернулся и затонул.

Немецкий Линкор «Тирпиц». Судьба линкора «Тирпиц»

В 1944 году, глубокой осенью, из сообщений Совинформбюро граждане СССР узнали радостную новость. Британские бомбардировщики затопили в малоизвестном норвежском фьорде неподалеку от порта Тромсё германский линкор «Тирпиц». История битвы подробно не излагалась, но понятно было, что произошло это не с первой попытки, охота за кораблем велась долго и, наконец, увенчалась успехом. Гибель досаждавшей союзникам боевой единицы кригсмарине приблизила час общей победы и высвободила силы Королевских ВМС для операций на территории других морских театров военных действий.

Морской исполин

Ничего подобного Германия не строила — ни раньше, ни позже. Линкор «Тирпиц» не был самым большим в мире кораблем, но и маленьким его назвать трудно. Заявленное водоизмещение составляло 35 тыс. тонн, но в реальности оно превышало 50 000. Три винта, вращаемых силовой установкой мощностью свыше 138 тыс. л. с., толкали эту махину. Это был рейдер, то есть корабль, предназначенный для охоты за отдельными судами и конвоями в радиусе 10 тыс. миль. Скорость превышала 30 узлов. Дюжиной котлотурбинных установок нагружались турбозубчатые агрегаты, по одному на винт. Длина корабля – 251 метр, ширина в максимальном сечении – 36 м при осадке 10,6 м. Экипаж – почти 2100 матросов и офицеров. Линкор-гигант «Тирпиц» олицетворял собой доктрину адмирала Редера, согласно которой успех на морском театре военных действий определялся мощью надводного флота. Этого же мнения придерживался тогда и канцлер Адольф Гитлер, загипнотизированный огромностью дредноута. Позже выяснилось, что фюрер ошибся, но было поздно.

О названии

Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица – выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания. На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять). Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений. Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.

Как появился «Тирпиц»

Вообще-то, если бы Германия, возглавляемая Гитлером, придерживалась условий Версальского договора, то кораблей подобного класса она бы не строила. У страны не было права спускать на воду военные суда тяжелее 10 тыс. т. Обычно такому водоизмещению соответствовали крейсера, как правило, вооруженные орудиями калибра 203 мм. Именно эта неточность, прописанная в договоре небрежно, и позволила немцам построить совершенно нетипичные боевые единицы, переломившие ситуацию. Класс «карманных линкоров» характеризовался небольшим водоизмещением (чуть более 10 тыс.) и сверхмощным вооружением (6 орудий калибра 280 мм). Их было три: «Адмирал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд», их заложили в 1934 году, и уже тогда стало ясно, что Гитлер не собирается соблюдать условия Версаля, так как водоизмещение кораблей превышало установленный лимит в 10 тысяч тонн, хотя пока еще незначительно. Весной 1939 года встал в строй линкор «Тирпиц». И линкор «Бисмарк» тоже. Это были однотипные корабли, они готовились для войны, развязанной вскоре.

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм). Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм. На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени. Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Читать еще:  Нож boker magnum black knight: особенности конструкции, отзывы, цены

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

Обстановка в Атлантике

Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия (небезуспешные) к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» — гордость английского флота. В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить.

Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах. Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Операция «Титул»

Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».

Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно — помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.

«Источник»

В сентябре 1943 года операция, носящая название Source («Источник»), прошла гораздо успешнее. Три мини-субмарины, имевших коды «X» от 5 до 7, были отбуксированы обычными подводными лодками к месту базирования «Тирпица» (фьорд Альтен). Первую из них немцы сумели обнаружить и потопить, две других задачу выполнили: они выпустили мины весом по 2 тонны под самым днищем линкора. Результаты взрывов оказались плачевными для корабля, он получил многочисленные повреждения. Третья башня, получив колоссальный импульс, утратила способность вращаться, одна турбина сорвалась со своей станины, шпангоуты искривились. Перестали работать многие важные приборы управления огнем и навигации. После осмотра стала очевидной практическая неремонтопригодность корабля. Немецкие технические службы потратили много сил и ресурсов, пытаясь восстановить линкор «Тирпиц». Характеристики прежними уже быть не могли. Англичане об этом не знали.

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг. Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

Лунинская версия

События, произошедшие возле острова Рольвсё 5 июля 1942 года, трактуются сегодня неоднозначно. Советская подводная лодка «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н. А. Лунина осуществила попытку уничтожения крупной морской надводной цели четырьмя торпедами. Условия атаки были сложными, убедиться в результативности пусков экипаж не мог. Акустики засекли два взрыва, но произошли ли они по причине попадания в неприятельский корабль, или торпеды детонировали от столкновения с каменистым дном, достоверно не известно. Документы, ставшие достоянием союзных держав после краха гитлеризма, не подтверждают ущерба, нанесенного немецким кораблям подводной лодкой «К-21». Таковы сухие факты.

Другое дело – художественная литература. О том, как Лунин атаковал линкор «Тирпиц», написал известный литератор Валентин Пикуль. По его версии, именно действия советских подводников стали решающим фактором, обусловившим гибель флагмана кригсмарине.

Удел историков – анализ документов. Эта работа многим кажется скучной, но именно она дает ответы на большинство вопросов, касающихся прошлого. Например, на вопрос о том, кто потопил «Тирпиц». Линкор ушел на дно после авианалета британской авиации, этот факт неоспорим. Нашим героическим подводникам чужой славы не нужно, им хватает своей.

Охота на «Тирпиц». Как уничтожали военную гордость Третьего рейха

Название немецкого линкора «Тирпиц» прочно вошло в историю Второй мировой войны. Один из двух крупнейших надводных кораблей, построенных в нацистской Германии, представлял серьезнейшую угрозу для караванов союзников. «Тирпиц» стал косвенным виновником гибели большей части каравана PQ-17, доставлявшего военные грузы в СССР.

Гиганты с большим калибром

Удивительно, но непосредственно в боевых действиях линкор участвовал крайне мало. Немецкое командование, зная о силе корабля, одновременно понимало, что он является крайне привлекательной мишенью для подлодок и авиации антигитлеровской коалиции.

Линкор, ставший вторым и последним кораблем типа «Бисмарк», был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, основателя современного германского флота.

«Тирпиц» и его «брат» «Бисмарк» — это корабли-гиганты своего времени водоизмещением свыше 40 000 тонн. Основным вооружением линкоров типа «Бисмарк» были восемь 380-мм орудий 38-см/52 SK С/34 с размещением по линейно-возвышенной схеме в двухорудийных башнях.

Читать еще:  АВТОМАТ СУДАЕВА АС-44

Предполагалось, что немецкие линкоры получат поддержку авианосцев, однако корабли этого типа так и не были построены в нацистской Германии.

Ужасный и уязвимый

В мае 1941 года линкор «Бисмарк» вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышли в поход с целью парализовать британское судоходство в Северной Атлантике. 24 мая «Бисмарк» в бою в Датском проливе уничтожил британский линейный крейсер «Худ».

В результате ответных действий британского флота «Бисмарк» получил повреждения от ударов авиации, после чего был добит надводными кораблями. Линкор пошел ко дну 27 мая 1941 года.

После гибели «Бисмарка» командование кригсмарине стало крайне бережно относиться к использованию «Тирпица».

В январе 1942 года линкор был переведен в норвежский Тронхейм, откуда ему предстояло угрожать северным конвоям, идущим в Советский Союз.

В море «Тирпиц» выходил нечасто, но одно его присутствие заставляло британских адмиралов корректировать свои планы. Опасаясь немецкого гиганта, союзники всеми силами пытались послать его на дно.

Атака К-21

Весной 1942 года линкор в сопровождении эсминцев вышел на охоту, намереваясь перехватить конвои PQ-12 и QP-8. Союзникам помогла плохая погода, из-за которой «Тирпиц» не сумел выйти на цель. После того как немцы поняли, что обнаружены английской авиацией, линкору немедленно было приказано вернуться на базу.

В июле 1942 года «Тирпиц» должен был стать основной фигурой операции «Ход конем»: атаки группы немецких кораблей на караван PQ-17. Но фактически линкор участия в ней не принимал: после того как гитлеровцам стало известно, что британские корабли охранения ушли, оставив транспорты в одиночестве, «Тирпиц» ушел назад, на базу. С охотой за одинокими торговыми судами справились немецкие торпедоносцы и подводные лодки.

5 июля 1942 года линкор был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга Николая Лунина. Условия атаки были сложными, командир подлодки поражение цели визуально не наблюдал, но, ориентируясь на звуки взрывов, предполагал поражение «Тирпица» или одного из кораблей эскорта.

В советские годы повреждение линкора в ходе атаки подлодки К-21 считалось достоверным, но более поздний анализ немецких документов позволяет в этом усомниться. Скорее всего, торпеды не достигли цели.

Основная мишень

В сентябре 1943 года немецкие корабли во главе с «Тирпицем» предприняли рейд на Шпицберген. При поддержке корабельной артиллерии на остров был высажен гитлеровский десант. Уничтожив ряд объектов на Шпицбергене, немцы покинули остров, не пытаясь на нем закрепиться.

В том же месяце линкор, вернувшийся на базу, подвергся атаке со стороны английских мини-подлодок. Под «Тирпиц» были сброшены четыре двухтонные мины, в результате взрыва которых корабль получил серьезные повреждения и выбыл из строя на полгода.

Весной 1944 года, когда разведка доложила о том, что «Тирпиц» вот-вот вернется в строй, английское командование организовало операцию под кодовым названием «Вольфрам».

Основной ударной силой являлись два крыла палубных торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков Fairey Barracuda, действовавших с авианосца.

В ходе авианалетов были убиты 122 немецких моряка и еще 316 получили ранения, однако главной цели достичь не удалось: серьезных повреждений «Тирпиц» избежал.

В течение лета 1944 года британцы подготовили еще несколько крупных атак на главный гитлеровский линкор, но они срывались то из-за непогоды, то из-за усиления немецкой ПВО.

В сентябре 1944 года английские летчики атаковали «Тирпиц» с советского аэродрома Ягодник под Архангельском. Результатом этой атаки была потеря линкором мореходности, вследствие чего корабль стал выполнять функции береговой батареи.

Последний удар

Последним пунктом базирования «Тирпица» стал норвежский Тромсе. 12 ноября 1944 года английские летчики на бомбардировщиках Avro Lancaster обрушили на линкор бомбы Tallboy, предназначенные для разрушения подземных укреплений.

В линкор попало три бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и проделали 60-метровую дыру в его левом борту. В поврежденном пороховом погребе башни «C» возник пожар, за которым последовал взрыв. Башня была оторвана, а сам корабль завалился на бок, перевернулся и затонул. Вместе «Тирпицем» погибли около 900 гитлеровских моряков.

Главным виновником немецкое командование назначило воздушного аса майора Генриха Эрлера, отвечавшего за прикрытие места базирования линкора.

Эрлера приговорили к смертной казни, заменённой тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт, в полевой штрафной лагерь, до завершения войны.

До окончания войны Генрих Эрлер не дожил. В начале 1945 года он погиб во время очередного воздушного боя.

Что касается бывшей гордости Третьего рейха, то в послевоенные годы «Тирпиц» разрезали на металлолом. Пожалуй, в этом качестве он принес наибольшую пользу.

Наука

История

СССР не смог, Лондон помог: как потопили любимый корабль Гитлера

75 лет назад британцы потопили легендарный линкор «Тирпиц»

12 ноября 1944 года британские военные самолеты потопили у берегов Норвегии гигантский линкор «Тирпиц» — флагман немецкого флота и любимый корабль Адольфа Гитлера. Союзники вели охоту на него в течение двух с половиной лет, до успешной атаки произведя бесчисленное количество попыток. Поучаствовала в схватке с «Тирпицем» и советская подлодка К-21. Уничтожение линкора-исполина развязало руки флоту союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.

Почему союзники охотились на «Тирпица»

Линейные крейсеры типа «Бисмарк» были построены на верфях Германии в 1939 году с нарушением лимита водоизмещения Вашингтонского соглашения, имели необычайно мощную броню и являлись настоящей гордостью немецкого флота (кригсмарине). Несмотря на милитаристскую ориентированность своего режима, нацисты успели создать лишь два таких суперкорабля: собственно, «Бисмарк», названный в честь первого канцлера Германской империи, и «Тирпиц», получивший наименование по имени адмирала — основателя современного немецкого флота. Это были наиболее мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, когда-либо сконструированные в Германии. Их орудия превосходили боевое оснащение морских судов стран-союзниц.

Тип «Бисмарк» рассматривался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей.

При спуске первого из линкоров, «Бисмарка», на воду присутствовали Адольф Гитлер и внучка Бисмарка. Однако «карьера» гигантского линкора оказалась совсем не долгой. В начале первого же своего похода 24 мая 1941 года корабль-исполин потопил флагман британских ВМС «Худ». После этого флот Великобритании при поддержке американцев устроил погоню за «Бисмарком». Три дня спустя эскадра союзников обнаружила противника, атаковала и отправила ко дну. Следующей их целью стал «Тирпиц». Охота длилась более двух с половиной лет: союзникам удавалось настигать суперлинкор и даже наносить ему ощутимый урон, однако «Тирпиц» всякий раз чинили и возвращали в строй. Немцы дорожили кораблем, старались задействовать его со всей осторожностью и, как следствие, редко.

Гитлер послал линкор топить грузы для Советского Союза

В ночь на 16 января 1942 года «Тирпиц» навсегда покинул порт приписки Вильгельмсхафен. Командование кригсмарине отправило его в норвежские воды для выявления арктических конвоев в СССР и противодействия операции британских коммандос на острове Вогсей. Соответствующее решение принималось лично Гитлером на совещании с главкомом кригсмарине Эрихом Редером, начальником верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем и руководителем штаба Альфредом Йодлем. Причин тому было две:

во-первых, фюрера беспокоила возможность высадки союзников на севере Норвегии, во-вторых, нехватка дизельного топлива и отсутствие поддержки авианосцев не позволяли послать «Тирпиц» в океан.

«Потеря «Бисмарка» стала концом эпохи рейдерства для больших немецких надводных кораблей, которые во время этих рейдов отправляли на дно торговые суда, и у «Тирпица» уже не было тех возможностей, какими обладали карманные линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также «Хиппер», — отмечается в книге американского историка Дэвида Вудворда «Тирпиц». Боевые действия линкора в 1942-1944 годах». — Большинство моряков этого корабля, шедшего в Норвегию, должно быть, прекрасно понимали это, но подобные безрадостные мысли не смогли погасить их радости от сознания того, что «Тирпиц», наконец, стал полноправным боевым кораблем».

Читать еще:  Противотанковая мина TMRP - 6

Как капитан Лунин атаковал плавучую крепость

В извилистых заливах со скалистыми берегами линкор простоял почти весь период Второй мировой войны.

Это была настоящая плавучая крепость с командой из 2,5 тыс. человек, ее полное вооружение ПВО составляло 84 ствола, а бортовая броня достигала 15 дюймов, не имея аналогов в мире. Она была способна выдержать удар бомбы любой мощности и защитить корабль от ударов авиации. Достижением немецкой оптической промышленности являлся высококлассный дальномер, способный измерять расстояние до 100 км.

Из-за своих размеров линкор должен был постоянно скрываться в различных фьордах Норвегии, поскольку его было легко обнаружить, да и в стране действовали отряды сопротивления, которые охотно передавали союзникам данные о местоположении «Тирпица». Команда корабля вынуждена была рубить деревья и маскировать с их помощью палубу. Кроме того, нацисты использовали искусственную дымовую завесу на основе ядовитого сульфонилхлорида, которая могла скрывать местоположение корабля от авиации и флота противника.

В июле 1942 года группа немецких кораблей во главе с «Тирпицем» предприняла поиски с целью атаки арктического конвоя PQ-17, отправленного в СССР со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11: два судна вернулись в Исландию, еще 22 общим тоннажем более 142 тыс. тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и другие грузы. В день выхода на задание «Тирпиц» подвергся атаке советской подводной лодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга, а впоследствии контр-адмирала Николая Лунина.

«После фазы активного маневрирования, лодка оказалась в не самом выгодном положении — на расходящихся курсах, на дистанции 18-20 кабельтовых от немецкой эскадры, — указывается в статье Олега Капцова «Атака на «Тирпиц». Обстоятельства подвига К-21». — В этот момент и был произведен четырехторпедный залп из кормовых аппаратов. Скорость цели была определена в 22 узла, ее истинный курс — 60° (по немецким данным эскадра в этот момент шла со скоростью 24 узла курсом 90°).

Акустик подлодки К-21 зафиксировал два отделенных взрыва, а затем, когда немецкая эскадра уже скрывалась вдали — серию взрывов послабее.

Лунин предположил, что одна из торпед попала в линкор, вторая в эсминец, а последовавшая позже серия разрывов — детонация глубинных бомб на тонущем корабле.

Согласно немецким документам, «Тирпиц» и корабли его охранения не заметили факта торпедной атаки и даже не видели следов выпущенных торпед. Эскадра вернулась на базу без потерь».

Борьба продолжается: «Тирпиц» вывели из строя на шесть месяцев

Британцы, в свою очередь, не оставляли попыток обнаружить и уничтожить красу кригсмарине. Так, неудачей окончилась попытка в октябре 1942-го потопить «Тирпиц» с помощью катеров с управляемыми торпедами: тогда линкор спас сильный встречный ветер. Через 11 месяцев мини-подлодки установили под «Тирпицем» мины. Произошел взрыв, и корабль получил серьезные повреждения, в результате которых отправился на полугодичный ремонт, а его скорость значительно снизилась. Когда же в апреле 1944 года линейный крейсер вновь бороздил водные просторы у побережья Норвегии, британцы разработали очередную спецоперацию с кодовым названием «Вольфрам». Атака началась перед выходом «Тирпица» на испытания после починки.

Самолеты ВВС Великобритании забросали немецкое судно бомбами различных типов.

Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Нападавшие лишились трех бомбардировщиков.

Атаки продолжились в 1944 году. 15 сентября, несмотря на постановку немцами дымовых завес и зенитный огонь, одна из пятитонных авиабомб «Верзила», предназначенных для разрушения подземных бункеров, попала «Тирпицу» в нос. Корабль вышел из строя. Однако немцы не теряли надежды использовать линкор хотя бы как плавучую батарею. Поэтому «Тирпиц» был отведен на юг Норвегии, где ожидалась высадка англичан и американцев.

Кончина исполина

И если 28 октября обездвиженный «Тирпиц» скрыли от британских самолетов густые облака, то 12 ноября не было ни их, ни дымовой завесы. Решающая операция союзников получила обозначение «Катехизис». В цель угодили три бомбы «Верзила». Одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили защиту и проделали примерно 60-метровую дыру в левом борту корабля, вызвав пожар и последующий взрыв в пороховом погребе.

«Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через 10 минут после атаки затонул к западу от Тромсе, в бухте Хокейботн.

Жертвой катастрофы стали 950 человек, в том числе капитан линкора Роберт Вебер. Примерно 750 морякам удалось спастись. Загадкой истории остается — почему истребители люфтваффе не помешали атаке британской авиации, ведь сохранение «Тирпица» являлось для Германии задачей, без преувеличения, государственного масштаба. Немецким силам ПВО удалось повредить лишь один самолет. Как следствие, командир эскадрильи люфтваффе, ответственной за прикрытие района Тромсе, был обвинен в преступном пренебрежении служебными обязанностями и приговорен к смертной казни, замененной тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной лагерь до завершения войны.

Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьезную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы британского флота — эскадренные авианосцы, быстроходные легкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны для боевых действий против Японии.

Ученые установили, как «Тирпиц» повлиял на деревья

Уже в наше время ученые выяснили, что присутствие в территориальных водах Норвегии линкора оставило на годичных кольцах деревьев неизгладимый след. Необычное открытие сделала Клаудиа Хартль, специалист по дендрохронологии из Университета Майнца Германия, которая обнаружила аномалию в распределении годичных колец норвежских сосен, произрастающих в определенном месте. По мнению исследовательницы, виной тому – любимый корабль Гитлера.

Изучая сосны в Алте, коммуне на севере Норвегии, Хартль заметила нечто странное.

Некоторые старые деревья не имели годичных колец, соответствующих годам Второй мировой.

Ученые знают, что некоторые внешние факторы, такие как сильные похолодания или нашествия насекомых, могут приостановить появление колец, однако проверка показала, что ничего подобного в те годы в этих краях не наблюдалось. Один из коллег предположил, что феномен мог быть как-то связан с нахождением в этих фьордах немецкого линкора «Тирпиц». И действительно, ученые нашли связь между произрастанием поврежденных деревьев и местами локации корабля, который устраивал здесь ядовитые дымовые завесы.

«Мы считаем, что искусственное задымление повреждало хвою деревьев, — рассказывала исследовательница. — Если дерево теряет хвою, оно не может осуществлять фотосинтез и производить биомассу. У сосен хвоя обычно держится от трех до семи лет, поскольку это вечнозеленые растения.

Поэтому, если сосна теряет свою хвою, на ее восстановление может уйти много времени».

Учеными были взяты образцы с шести точек в районе фьорда. Оказалось, что чем дальше от берега растут сосны, тем меньше в их кольцах аномалий. У ближайших к берегу сосен эффект наблюдался у 60% деревьев, некоторые из них не росли несколько лет после войны.

На одном дереве ученые нашли свидетельства отсутствия хвои в течение девяти лет, начиная с 1945 года.

«В итоге оно восстановилось, однако потребовалось 30 лет, чтобы его рост вошел в норму. Оно все еще там. Оно все еще растет, и это замечательное дерево», — рассказала Хартль.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector