0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Генрих васильевич новожилов — конструктор самолетов

Наука

Технологии

«Я горжусь им»: умер создатель Ил-76

Умер великий конструктор Генрих Новожилов — создатель Ил-76

Создатель легендарных самолетов Ил-76 и Ил-96 Генрих Новожилов умер на 94-м году жизни. О славном пути великого конструктора и его отношении к жизни и авиации вспоминает «Газета.Ru».

  • 1982 год. Авиаконструктор Генрих Новожилов
  • 30 ноября 2016 года. Главный советник гендиректора по науке АО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» Генрих Новожилов
  • 1970 год. Генеральный конструктор Генрих Новожилов
  • 1979 год. Генеральные конструкторы Герои Социалистического труда Генрих Васильевич Новожилов (слева) и Алексей Андреевич Туполев
  • 1982 год. Авиаконструктор Генрих Новожилов (слева) со своим сыном перед началом игры на теннисном корте
  • 1995 год. Группа создателей самолета Ил-103. Второй слева летчик-испытатель Игорь Гудков, второй справа генеральный конструктор ОКБ Ильюшина Генрих Новожилов
  • 1992 год. Генеральный директор конструкторского бюро им. А.Н. Туполева Генрих Васильевич Новожилов (справа) приветствует Президента России Бориса Ельцина (слева)
  • 2015 год. Генеральный конструктор самолета Ил-62 Генрих Новожилов на церемонии открытия авиационного памятника первому советскому реактивному межконтинентальному пассажирскому самолету Ил-62М на площади перед зданием Центрального пункта управления аэропорта «Шереметьево» (рядом с Терминалом В)
  • 2016 год. Президент России Владимир Путин и авиконструктор, главный советник гендиректора по науке Авиационного комплекса имени Ильюшина Генрих Новожилов на церемонии вручения государственных наград и присвоения почетных званий в Екатерининском зале Кремля

Дважды Герой Социалистического труда, почетный генеральный конструктор авиационного комплекса им. Ильюшина, создатель легендарного самолета Ил-76 Генрих Новожилов скончался в воскресенье на 94-м году жизни. Об этом сообщил РИА «Новости» источник из окружения Новожилова.

«К сожалению, Генрих Васильевич скончался сегодня около 17 часов в больнице, он был на реабилитации под капельницей», — сообщил источник.

По его словам, похороны планируются на 2-3 мая. «Точной даты пока нет», — сказал источник. Информацию о смерти Новожилова подтвердил на своей странице в социальной сети бывший гендиректор «Ильюшина» Алексей Рогозин.

«Сложно поверить, но Генрих Васильевич работал в полную силу до последних дней. Его будет очень не хватать. Вечная ему память», — сказал экс-глава «Ила». Он подчеркнул, что «Генрих Васильевич был примером для каждого, кто с ним сталкивался».

По словам Рогозина, Новожилов внес неоценимый вклад в авиастроение не только как генконструктор ОКБ им. Ильюшина с 1970 по 2005 год. «В последние два года я часто обращался к нему как к главному советнику по науке и всегда получал помощь. Знаю, что эту поддержку ощущал практически каждый сотрудник «Ильюшина», — отметил Рогозин.

Новожилов — лауреат Ленинской премии, премии правительства РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, Генеральный конструктор (1970–2005), академик РАН, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии А.Н. Косыгина, лауреат премии Людвига Нобеля, президент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор.

Весной 1948 года Новожилов, будучи студентом МАИ, попал на практику в ОКБ 240, которым руководил знаменитый авиаконструктор Сергей Ильюшин. Первой его самостоятельной работой в новом отделе стала разработка стыка фюзеляжа с крылом на самолете Ил-14.

В конце 1950-х годов он был назначен замглавного конструктора пассажирского самолета Ил-18.

В 60-м году Новожилов побывал в Соединенных Штатах, по окончании работ в ООН он облетел полмира на самолете Ил-18. Принимал участие в расследовании всех тяжелых летных происшествий, которые с советскими самолетами происходили за рубежом.

В 1964 году ему были поручены работы по дальнемагистральному Ил-62 и организации его серийного производства. В июле 1970 года Ильюшин по состоянию здоровья вышел на пенсию. По его рекомендации генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела» распоряжением Совета министров СССР назначен Новожилов.

Легендарный, по сей день летающий реактивный транспортный самолет Ил-76 стал первым самолетом конструкции Новожилова. Ученик не подвел своего учителя – созданный под его руководством Ил-76 установил 8 мировых рекордов. Пассажирский Ил-86 стал первым советским широкофюзеляжным лайнером – нашим ответом «Боингу» и «Эйрбасу».

Самолет Ил-76 оказался настолько удачным, что продолжает использоваться в российской армии и иностранными государствами по сей день, давно став не только легко узнаваемой машиной КБ Ильюшина, но и изящным символом российской авиации за рубежом.

Расчеты при проектировании этого самолета были тщательно выполнены с использованием ЭВМ. Самолет отличала мощная механизация крыла, предкрылки и впервые примененные трехщелевые раздвигающиеся закрылки, оригинальное шасси, обеспечивающее эксплуатацию с грунтовых аэродромов, а также система управления с автономными бустерами и другие новаторские решения.

На основе этого не имеющего аналогов в мире самолета были созданы многочисленные модификации: заправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости Ил-76К, самолет для пожаротушения, самолет дальней радиолокационной разведки А-50.

«Я горжусь самолетом Ил-76. Горжусь тем, что на Ил-96-300 летает президент. За Ил-62 я получил Ленинскую премию», — говорил Новожилов.

Позднее он руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), широкофюзеляжному дальнемагистральному Ил-96-300,

специальная версия которого обслуживает президента РФ Владимира Путина.

При участии Новожилова были созданы Ил-96МО (опытный самолет с американскими двигателями и оборудованием) и Ил-96Т (грузовой), Ил-103 (легкий многоцелевой), Ил-114, Ил-114-100.

Новожилов — автор научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях, 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами. Написал книгу «О себе и самолетах».

«Авиация это такая область науки и техники, которая, невзирая на все трудности, которые она сегодня переживает, заслуживает того, чтобы – кстати, авиация женского рода – чтобы ей посвятить жизнь», — говорил конструктор.

Выдающиеся заслуги авиаконструктора Генриха Новожилова перед отечеством

27 октября 2015 года в Конструкторском бюро имени Сергея Ильюшина был праздник. Старейший сотрудник организации, авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов праздновал 90-летие.

Юбиляра поздравляли первые лица страны и многочисленные коллеги, с которыми он создавал десятки военных и гражданских самолетов. На одном из таких лайнеров до сих пор летает президент РФ Владимир Путин, а его правительственный борт назван именем легендарного конструктора.

Детство и молодость будущего конструктора

Генрих Новожилов – коренной москвич. Он родился в 1925 году в семье военнослужащих. Как и большинство мальчишек предвоенной поры, школьник был очарован героическими полетами Валерия Чкалова и других прославленных летчиков.

Читать еще:  Пятидневная война в южной осетии в 2008 году: события, итоги и последствия

В выборе будущей профессии, связанной с авиацией, юному Генриху помог сосед по дому, гражданский летчик. Он рассказывал мальчику много захватывающих историй про летное дело, объяснял, как устроены современные самолеты.

Мечте Генриха Новожилова парить в небе и открывать новые земли не суждено было сбыться. В 1939 году подросток травмировал ногу и перенес не одну сложную операцию. О карьере воздухоплавателя пришлось забыть. Вскоре началась Великая Отечественная война, и 16-ти летний юноша вместе с матерью был эвакуирован из столицы СССР в Пензу. Там же он закончил девять классов.

После разгрома немцев под Москвой в августе 1942 года Генрих возвратился в Москву и устроился на работу в Московский авиационный институт. Его взяли лаборантом на кафедру физики.

Спустя год молодой сотрудник МАИ поступил на самолетостроительный факультет, который закончил с отличием в 1949 году.

Основные этапы трудовой деятельности

По распределению молодой конструктор попадает на секретный завод, находящийся в ведении Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. На нем студент Новожилов год назад проходил перед защитой дипломной работы практику.

В то время предприятием руководил известный в стране авиационный конструктор Сергей Ильюшин.

Первой конструкторской работой молодого авиаинженера называют самолет «Ил-14». Генеральный конструктор Сергей Ильюшин поручил молодому коллеге разработать проект места стыка крыльев с фюзеляжем.

Сегодня 2 модели единственного «Ил-14», на которых еще можно летать, находятся на одном из частных аэродромов неподалеку от Твери. Самолеты этой модификации ценились пилотами, так как при отказе одного из двигателей машины не терпели крушения, а продолжали полет на втором моторе.

Благодаря пассажирским «Ил-14», учеными было произведено немало открытий в Антарктиде и в Арктике.

Авиаконструктор Генрих Новожилов работал над созданием военных штурмовиков, простых и реактивных бомбардировщиков, транспортных авиалайнеров, воздушных госпиталей, командных пунктов и самолетов гражданской авиации.

Первый пассажирский лайнер Генриха Новожилова

Среди пассажирских самолетов ему пришлось разрабатывать модели турбовинтовых авиалайнеров, лайнеров для дальних рейсов, правительственные самолеты для генеральных секретарей ЦК КПСС и президентов России.

Для гражданской авиации ОКБ Генриха Новожилова занималось созданием пассажирского лайнера для дальних полетов «Ил-62». Сконструированная модель прошла все испытания, и была запущена в серийное производство еще в 1967 году.

Самолеты этой модели летали по маршруту Москва-Монреаль и Москва-Нью-Йорк. На них впервые было установлено устройство фиксации всех происшествий во время полета на магнитную ленту, которое впоследствии получило название «черный ящик». Хотя конструктор до сих пор теряется в догадках, кто такой термин придумал.

За создание этого пассажирского самолета конструктор Генрих Новожилов получил Ленинскую премию.

Создание «Ил-76», военно-транспортного самолета для воздушно-десантных войск

Одной из знаменитых и долговечных разработок конструктора Новожилова считается военно-транспортный самолет «Ил-76». Над его созданием работы начались с середины 60-х годов прошлого века по приказу министра авиационной промышленности товарища Дементьева.

Основной задачей конструкторского бюро было создание реактивного грузового самолета, который бы мог одновременно перевозить военную технику и личный состав, а потом десантировать со своего борта и тех, и других.

Неоценимую помощь в создании модели «Ил-76» оказал командующий десантными войсками В.Ф. Маргелов, сумевший объяснить конструкторам, что такое ВДВ и какой именно самолет требуется этому роду войск.

В конце марта 1971 года первый «Ил-76» взлетел с центрального военного аэродрома имени Михаила Фрунзе в Москве.

В полет военный транспортный лайнер провожал авиаконструктор Сергей Ильюшин, чье имя стояло на крыльях машины.

Так началась эра новейших военно-транспортных реактивных самолетов для воздушно-десантных войск СССР. За ее создание Г.В. Новожилов в апреле 1971 года удостоился звания Героя Социалистического Труда.

Изобретение «водяного бомбардировщика» и иной летной техники

Всякий выдающийся человек никогда не останавливается на достигнутых результатах. В последующие годы Генрих Новожилов со своими коллегами, авиационными конструкторами самолетов, дорабатывал и усовершенствовал летную технику на базе «Ил-76».

Так ОКБ создало модель «Ила» № 76 МД, который превратили в летающий госпиталь. На «Ил-76 К» космонавты отрабатывали тренировочное перемещение в кратковременной невесомости, а «Ил-78» был незаменимым заправщиком в воздухе.

В 90-х годах в Советском Союзе для тушения пожаров с воздуха использовались разные модели самолетов. Однако их конструкции были маломощными для транспортировки и сброса многотонных водных масс. Тогда появилось решение в качестве воздушной пожарной машины использовать «Ил-76».

Первое время «водный бомбардировщик» конструкторского бюро Генриха Новожилова сбрасывал 32 тонны воды на горящие леса, но потом его усовершенствовали для перевозки 42 тонн.

Первый боевой и эффективный вылет пожарный «Ил-76» совершил в 1990 году, когда в Красноярском крае горела тайга. В 1992 году самолет был задействован при тушении склада боеприпасов под Ереваном. Пламя на военном объекте было локализовано с воздуха.

Прославленная «воздушная пожарная машина» работала на ликвидации пожаров в России, в Болгарии, в Турции и в Греции.

В 1995 году самолет и противопожарная техника, установленная на нем, были награждены бельгийской золотой медалью «Брюссель-Эврика-95»

68 лет в строю

На посту генерального конструктора Генрих Новожилов проработал 35 лет, с 1970 по 2005 годы. Когда ему исполнилось 80, он ушел на пенсию, но с любимым предприятием не распрощался.

С 2006 года заслуженный пенсионер Российской Федерации консультирует администрацию Открытого Акционерного Общества «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» по разным научным и практическим вопросам.

В трудовой книжке изобретателя имеется одна единственная запись, датированная 1949 годом. Место работы ОКБ завода № 240. Такая вот интересная биография Генриха Новожилова, проработавшего 68 лет на одном предприятии.

Перед празднованием юбилея Генрих Новожилов давал интервью журналистам, интересовавшимся секретом такого долголетия. Главное, сказал авиаконструктор, это любовь к работе, которой была посвящена вся жизнь, к собственной семье и нескончаемое желание создавать новые модели военных и гражданских самолетов, способных демонстрировать на мировой арене научный потенциал российских ученых и конструкторов.

За заслуги перед отечеством Генрих Васильевич Новожилов был награжден несколькими десятками орденов и медалей.

Видео

Человек-самолет

Потрясающий факт: четыре года назад одному из президентских самолетов Ил-96-300, входящих в состав специального летного отряда «Россия», было присвоено имя создателя этой машины — авиаконструктора Генриха Новожилова. При жизни! И это было не просто приурочено к 90-летию Генриха Васильевича. Это стало ярчайшим признанием его заслуг и бренда надежности его крылатых машин.

Мне посчастливилось брать не одно интервью у Генриха Новожилова. Встречались в его рабочем кабинете на четвертом этаже знаменитого Ильюшинского КБ. Договаривались о встрече на час, но, как правило, разговор затягивался и на два, и на три… Беседовать с Новожиловым было настоящее наслаждение. У него был свой взгляд на профессию авиаконструктора, на то, как будет развиваться мировое самолетостроение, на композиты и почему, допустим, в России не появился лайнер на 600 пассажиров.

Читать еще:  Вертолет ми-2: история создания, описание и летно-технические характеристики

На самолетах КБ Ильюшина всегда летали члены правительства.

— И мы гордимся этим, — не скрывал Генрих Васильевич. — Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 — Брежнева. У каждого руководителя были свои предпочтения в интерьере пассажирских салонов.

Он рассказывал, что Хрущев на Ил-18 любил карельскую березу и зеленую обивку, а Брежнев на Ил-62 предпочитал полированный орех и обивку цвета хаки. К слову, первый по-настоящему президентский борт сделали в США на базе Boeing 747. Его создателя авиаконструктора Джо Саттера и Генриха Новожилова не одно десятилетие связывали дружеские отношения: с тех пор, как они впервые когда-то встретились на авиасалоне в Ле Бурже.

— Полноценный аналог американского борта N1 удалось создать лишь с появлением Ил-96, — вспоминал Генрих Новожилов.

Надежность — не только отличительная черта всех реактивных машин, созданных «ильюшинцами». Это и одно из главных условий создания самолетов для первых лиц страны. Президентский лайнер должен иметь на борту несколько видов защищенной связи: его оборудование позволяет вести в полете различные конференции и конфиденциальные переговоры.

Генрих Васильевич не скрывал, насколько труднее оказалось «насыщать» российский президентский борт: все-таки Boeing 747 был больше по размерам, чем Ил-96-300. Однако конструкторы ОКБ им. С.В. Ильюшина не просто решили все задачи: в чем-то наш борт N1 оказался даже более совершенен.

Специальными правительственными самолетами летают руководители всех государств мира. Однако большинство вынуждено пользоваться зарубежной авиатехникой. Потому что лишь считаные страны обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для первых лиц. Так что нам есть чем гордиться: высшие должностные лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.

— Самолет живет и развивается, когда находится в серийном производстве, — всегда подчеркивал Новожилов. — «Ни Boeing, ни Airbus не бросили свои Б-747, Б-737 и семейство А-300 — они их совершенствовали. Если проанализировать опыт нашего КБ, то видно, что через каждые 5-8 лет делался новый самолет или его модификация. А застряли мы как раз на Ил-96-300: его создание совпало с одним из самых трудных периодов в истории нашего авиапрома. К сожалению, оказался невостребованным построенный для «Аэрофлота» российско-американский самолет с западными двигателями и авионикой. Он взлетел в 1993 году и впервые в истории получил сертификат типа Федеральной авиационной администрации США (FAA) в 1999 году.

. В конструкторское бюро, которое возглавлял Сергей Ильюшин, Генрих Васильевич пришел в 1948-м студентом 5-го курса МАИ. На преддипломной практике уже был зачислен в штат.

— Я прошел все ступени профессионального роста — от инженера-конструктора до генерального конструктора, — рассказывал он. — Под руководством своего учителя и наставника Сергея Владимировича Ильюшина участвовал в создании самолетов Ил-14, Ил-18 и Ил-62. На Ил-14 разрабатывал чертежи стыка фюзеляжа с крылом. С Ил-18 занимался уже в качестве заместителя главного конструктора. А вот с Ил-62 — уже заместителем генерального конструктора. Первым самолетом непосредственно моей конструкции стал военно-транспортный Ил-76 — им я сдавал экзамен на звание генконструктора.

Впервые Ил-76 поднялся в воздух весной 1971 года.

— Я очень хорошо помню тот день: опытный самолет, взлет в центре Москвы, длина ВПП 1800 метров. Мне было особенно приятно, что это радостное событие разделил с нами сам Ильюшин, хотя тогда он был серьезно болен. — замечал Генрих Васильевич.

Ил-76 был и остается единственным в своем роде реактивным транспортником. По техзаданию тяжелый самолет должен был работать только с грунтовых аэродромов. Его таким и сделали. Интересная деталь: как только у самолета выпускаются шасси, ниша, в которой они располагаются в убранном состоянии, закрывается почти герметично, чтобы внутрь не попадала пыль и грязь.

Потом Ил-76 разрешили работать и с «нормальных аэродромов». Кстати, именно на Ил-76 впервые были широко использованы конструкции из титана.

Всего было построено 950 этих машин, их делали на авиазаводе в Ташкенте. Но конструкторские решения и аэродинамика самолета оказались настолько удачными, что позволили перезапустить в серийное производство модификацию Ил-76 — Ил-476 на «Авиастаре» в Ульяновске. Заменили пилотажно-навигационный комплекс.

«Еще полетаем!» — говорил Новожилов. Он был уверен, что новая машина, как и Ил-76, найдет широкое применение и в гражданской авиации.

О каждом самолете, рожденном в Ильюшинском КБ, Генрих Новожилов мог рассказывать часами. Ведь у каждого — своя история. Возьмем, например, первый у нас в стране широкофюзеляжный Ил-86, разработанный под руководством Новожилова. Он впервые поднялся в воздух 20 декабря 1976 года. Огромное внимание созданию этой машины, крайне важной для обеспечения растущего объема пассажирских перевозок, уделяли министр авиационной промышленности Петр Дементьев и министр гражданской авиации Борис Бугаев.

Ил-86 принципиально отличался от своих предшественников не только вместимостью, но и технологией обслуживания пассажиров на борту. В частности, впервые был применен вариант перевозки багажа пассажиров по принципу «багаж при себе». Изначально этот самолет задумывался для использования на курортных авиалиниях, имевших небольшую протяженность. Пассажиропоток на них постоянно возрастал, и самолет вместимостью 350 человек был крайне необходим. Поэтому в Постановлении Совмина заложили и проектную дальность — до 2,4 тысячи километров.

Однако министр Бугаев считал, что новый многоместный самолет должен иметь более широкое применение. «Однажды зазвонила «вертушка», — вспоминал Генрих Васильевич. — На проводе — министр Бугаев. Говорит: «Генрих, а до Ташкента летать мы сможем?» «Нет, конечно, — отвечаю. — Туда нужна дальность минимум 3200». «Тогда зачем нам такой самолет…»

Словом, после целого ряда согласований на разных уровнях пришлось пересматривать летно-технические характеристики и другие параметры Ил-86. Зато получилась машина, которая более тридцати лет летала на внутренних и международных трассах. В самом «продуктивном» по объемам перевозок «Аэрофлота» 1990 году Ил-86 выполнял ежедневно по четыре рейса в Симферополь и Минводы, по три — в Норильск, по два — в Сухуми, а в Сочи — до семи рейсов. Всего же в том году Ил-86 перевозил только за сутки до 70 тысяч человек!

«Уверен, эта машина успешно эксплуатировалась бы и сегодня, если бы ее двигатели НК-86 были заменены на более экономичные и малошумные, — говорил Генрих Васильевич. — Мы хорошо понимали необходимость ремоторизации самолета». Однако этим планам не суждено было сбыться.

Авиаконструктор Генрих Новожилов был абсолютно уверен: предела конструкторской мысли не было и нет. И что цифровые технологии — это лишь средство, которое расширяет возможности конструктора, прочниста, аэродинамика. В компьютерные программы, по его словам, уже заложен опыт создания конструкций. Есть возможность проводить аэродинамические исследования и расчеты прочности в таком объеме, какой раньше и не снился. Это упрощает работу. Позволяет получить более высокие результаты и проектирования, и производства.

Читать еще:  Голландская ручная граната NR20C1

Но личная интуиция авиаконструктора — Генрих Васильевич был убежден в этом — важна по-прежнему. Ей помогает то, что можно проанализировать огромное количество вариантов технических решений. Однако не стоит забывать: компьютер — это только средство, которое расширяет возможности конструктора, прочниста, аэродинамика. Окончательное же решение, как всегда, остается за руководителем проектирования и генеральным конструктором.
При одной из встреч я спросила у Генриха Васильевича:

— В свое время в КБ Ильюшина была большая программа развития «широкофюзеляжников». Она осталась на бумаге. А если бы нет, какие еще большие самолеты могли бы появиться в нашем авиапарке?
И вот, что он ответил:

— Мог бы появиться, например, двухпалубный Ил-96-550. Надо сказать, что пассажировместимость каждого следующего поколения Илов практически удваивалась. Так, Ил-14 брал на борт 40 пассажиров, Ил-18 — 75, Ил-62 — 180, Ил-86 — 350. А вот следующий самолет мог бы перевозить уже 550-600 пассажиров. Под новую машину конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов спроектировал двигатель НК-93, который, без преувеличения, лет на двадцать опережал уровень развития мирового двигателестроения. В 2007-м на летающей лаборатории начались его испытания. Но из-за непонимания важности этой работы финансирование свернули. Испытания прекратили. Двигатель был снят. Хотя, замечу, что он вполне подходил и к самолету Ил-96-300.

— То есть проект был реальным? — уточнила я.

— Безусловно, — Генрих Новожилов не задумался ни на секунду. — У нас мог бы быть Ил-90-200 на 200 пассажиров, Ил-96МК — на 400, другие. К сожалению, потеряно самое дорогое — время. А техника, в том числе и двигатели НК-93 стареют, и российскую нишу широкофюзеляжных магистральных воздушных судов все активнее занимают те же Boeing и Airbus.

Новожилов настаивал: рано ставить точку на сверхзвуковых самолетах. По крайней мере, бизнес-джет, который будет летать со скоростью быстрее звука, по его мнению, появится обязательно.

— Мне не раз доводилось беседовать с американскими бизнесменами, — делился Генрих Васильевич. — Они четко заявляли: «Если бы такой самолет появился, господин Новожилов, то, как бы дорого он ни стоил, его бы у вас мгновенно купили». Скорость, высота и дальность — три фактора, которые актуальны всегда.

Генрих Новожилов был авиаконструктором до мозга костей, до каждой клеточки. Он всегда считал, что Россия может и должна делать самолеты всех типов.

— Прекрасный авиаконструктор, создатель авиакосмической промышленности Израиля Эл Швиммер всегда говорил: «Генри, если вы сами у себя не будете эксплуатировать самолеты, поверьте мне, их никто у вас не купит. Поэтому забота о внутреннем рынке, я считаю, это первостепенная задача. Хотя мне могут возразить: это требует больших средств. Но это требует не только больших средств, но и серьезных рассуждений: стоит или не стоит, — подчеркивал академик Новожилов.

Однажды я задала Генриху Васильевичу такой вопрос:

— Скажите, а что самое трудное в должности любого генерального авиаконструктора?

И он предельно искренне ответил:

— Ожидание. Самолет создается за 7-8 лет, начинает летать через 3-4 года от начала проектирования. И только летные испытания дают ответ, насколько правильны были решения на стадии эскизного и рабочего проектирования.

Генрих Васильевич Новожилов работал в ОКБ С.В. Ильюшина с 1949 года. Прошел все ступени профессионального роста — от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора (с 1964 года). В 1970 году был назначен генеральным конструктором. Под руководством С.В. Ильюшина участвовал в создании пассажирских самолетов Ил-14, Ил-18 и Ил-62. С 1984 года — действительный член Академии наук СССР. Под руководством Новожилова созданы самолеты Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, а также Ил-114, Ил-103. В последние годы — главный советник генерального директора ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» по науке.

Генеральный авиаконструктор Украины назвал скончавшегося Генриха Новожилова «мировой звездой»

Экс-главком военно-транспортной авиации рассказал о встречах с создателем Ил-76

29.04.2019 в 17:12, просмотров: 11516

Российское авиастроение лишилось последнего авиаконструктора масштаба Сергея Ильюшина, Андрея Туполева, Павла Сухого или Артема Микояна. 28 апреля на 94-м году жизни скончался выдающийся авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда, академик РАН Генрих Васильевич Новожилов. В российском авиапроме фигур такого масштаба не осталось. Преемник С.В.Ильюшина, Генрих Васильевич Новожилов, много сделал для авиационной мощи страны.

Генрих Новожилов создал и «поставил на крыло» уникальные самолеты: военно-транспортный Ил-76, первый советский широкофюзеляжный Ил-86, «президентский» Ил-96, легкий многоцелевой Ил-103, региональный Ил-114.

Вот что сказал «МК» об утрате, понесенной российским авиастроением генеральный авиаконструктор Украины Дмитрий Кива: «Искренне и глубоко сожалею о кончине выдающегося авиаконструктора и прошу передать мои соболезнования родным, близким и всему мировому авиационному сообществу. Генрих Васильевич Новожилов — это авиационная звезда мирового масштаба!»

В свою очередь, Ованес Микоян, советник руководителя ОКБ имени Микояна и сын генерального конструктора «МиГ» Артема Микояна считает, что российский авиапром лишился «гениального конструктора и продолжателя дела дела Сергея Владимирович Ильюшина». Двоюродный брат Ованеса Артемовича, военный летчик-испытатель Степан Микоян, участвовал в испытаниях всех военных самолетов Генрих Новожилова. «Те самолеты, которые он создал, до сих пор уникальны. Это выдающиеся самолеты нашего времени», — сказал «МК» Ованес Микоян.

В авиастроительной корпорации отметили, что «Ильюшинской фирме будет не хватать мудрого и доброго слова Генриха Васильевича, его знаний и опыта».

О роли Генриха Новожилова в отечественном авиастроении «МК» рассказал экс-командующий военно-транспортной авиацией (1999-2007), генеральный директор компании «Владимир Климов-Мотор Сич» генерал-лейтенант Виктор Денисов:

«Я очень хорошо знал Генриха Васильевича Новожилова, и оцениваю его как великого человека, великого авиаконструктора, лучшего из лучших учеников Сергея Владимировича Ильюшина. При личном участии Генриха Васильевича Новожилова была создана линейка уникальных самолетов марки «Ил» — это Ил-62, Ил-86, Ил-96, и, конечно же, уникальный военно-транспортный самолет Ил-76.

Ил-76 начал поступать в части военно-транспортной авиации в 1974 году, и за короткое время составил основу парка военно-транспортной авиации, и по настоящее время является основным самолетом, «рабочей лошадкой» для военно-транспортной авиации. Это самолет-труженик, самолет-воин. На этих самолетах перебрасывались войска в Афганистан, проводились все миротворческие миссии постсоветского периода. Ил-76 зарекомендовал себя как очень надежный, не имеющий аэродинамических недостатков самолет.

Ил-76 был любимцем Генриха Васильевича. Благодаря этому самолету, связь между военно-транспортной авиацией и КБ имени Ильюшина была самой тесной. Наше личное общение продолжалось с момента поступления этого самолета в военно-транспортную авиацию в 70-е годы и продолжается сегодня. Генрих Васильевич всегда тепло общался с командованием и летным составом. Кончина Генриха Васильевича – это невосполнимая потеря для каждого летчика и для меня лично. Мы глубоко скорбим по поводу этой утраты».

Место, где будет похоронен авиаконструктор, будет определено в ближайшие дни. Как рассказали в фирме имени Ильюшина, сам Новожилов хотел бы упокоиться на Новодевичьем кладбище.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector