0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газ-55: санитарный автомобиль, история создания, серийное производство, описание конструкции, применение

ГАЗ-55

ГАЗ-55 (М-55) — советский санитарный фургон на шасси грузовика ГАЗ-ММ/ ГАЗ-ММ-В. В течение 1938—1945 гг. на ГАЗе было произведено 9130 санитарных автомобилей ГАЗ-55.

История создания и конструкция

Накопленный в РККА к середине 30-х опыт эксплуатации грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 выявил их полную непригодность для вывоза с поля боя раненных, особенно в тяжелой форме. Поэтому к 1938 году на ГАЗе под руководством конструктора Ю.Н. Сорочкина, была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Его задняя ось была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырех гидроамортизаторах рычажного типа. Машина получила индекс ГАЗ-55 (армейский индекс М-55).

В ее салоне можно было перевозить либо четырех лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.

В 1942 г. конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. Вместо двух фар, как и все автомобили военного времени ГАЗ-55 оснащали лишь одной (левой), тормоза действовали только на заднюю ось.

Применение

Автомобиль хорошо зарекомендовал себя на фронтовых дорогах. В отличие от стандартных грузовиков, также применявшихся для вывоза раненных, ГАЗ-55, плавно, без подскоков и виляний преодолевал разбитые фронтовые дороги. Его не так сильно трясло на кочках и ямах, значительно меньше раскачивало на ухабах. При помощи ГАЗ-55, с полей сражений в госпиталя было эвакуировано значительное количество раненых военнослужащих, и тем самым спасено много жизней. У фронтовиков ГАЗ-55 заслужил прозвище «фронтовая неотложка».

Один из автомобилей ГАЗ-55 представлен в экспозиции музея на Поклонной горе (Москва).

Интересные факты

Во многих источниках утверждается, что один из последних автомобилей ГАЗ-55 участвовал в съёмках фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».Однако автомобиль, применявшийся на съемках этой комедии, не имеет отношения к ГАЗ-55.

«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»

Советский санитарный автомобиль ГАЗ-55

ГАЗ-55 — санитарный фургон советского производства, выпуском которого занимался Горьковский автомобильный завод в период с 1938 по 1950 года. В военной отрасли известен под индексом М-55. Собирался на базе ГАЗ-ММ или ГАЗ-ММ-В. За 12 лет конструкторы собрали чуть больше 12 тысяч экземпляров.

Общая информация о ГАЗ-55

Новую модель медицинского транспорта разработали из-за непригодности использования в боевых условиях ГАЗ-АА и ЗИС-5. Они хорошо проявляли себя в гражданской сфере, но на фронте показывали неудовлетворительные результаты. В 1938 году закончилось создание чертежей нового поколения санитарной машины.

После начала Великой Отечественной войны руководство страны приняло решение упростить конструкцию автомобиля для экономии ресурсов и ускорения процесса сборки. Передние крылья и задние брызговики перестали делать по штампованной технологии, вместо этого в производстве применяли плоские листы. Правую переднюю фару и передние тормозные механизмы упразднили. Устройство глушителя сделали проще, из задней подвески убрали гидроамортизаторы, заменив их на стандартные.

ГАЗ-55 опережал по качеству передвижения другие грузовики, которые применяли для вывоза с поле боя раненных солдат. По грунту авто передвигалось уверенно, не подскакивало. Отсутствие тряски и раскачки — важное условие для транспортировки тяжелораненых. За всё время эксплуатации техника спасла жизни тысяч человек.

Массовое производство остановили в 1950 году, когда закончилась разработка нового поколения — ГАЗ-653, в основе которого лежало шасси грузового транспорта ГАЗ-51. По официальной документации, за 12 лет предприятие выпустило 12 044 экземпляров. В наше время нет уцелевших машин этой модели. Некоторые путают ГАЗ-55 с ГАЗ-А, который находится в Московском музее на Поклонской горе.

Конструкция ГАЗ-55

  • Компоновка — заднеприводная;
  • Колёсная формула — 4х2;
  • Длина — 5,4 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 2,3 м;
  • Колёсная база — 3,3 м;
  • Дорожный просвет — 20 см;
  • Объём силовой установки — 3,28 л;
  • Мощность — 50 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 50 км/ч.

Лонжеронную раму лестничного типа изготавливали по штамповочной технологии. К передней части рамы крепили силовую установку. Бензиновый двигатель, состоявший из четырёх цилиндров, имел рядное строение. Рабочий объём составлял 3,28 литра, а максимальная мощность достигалась при 2,8 тысячах оборотах и составляла 50 лошадиных сил. Мотор работал вкупе с четерёхскоростной МКПП (три передние, одна задняя передачи).

За охлаждение силовой установки отвечал водяной радиатор, находящийся перед ней. Топливный бак разместили за торпедой над коленями пассажира. Такое устройство обеспечило самотёчную подачу бензина в карбюратор. Запуск двигателя осуществлялся электростартером. Электрооборудование работало под напряжением шесть вольт. Мощности двигателя хватало для разгона до 70 км/ч, что для 40-50х годов прошлого столетия считалось хорошим показателем.

Традиционно к раме присоединяли задний и передний мосты. Для крепления переднего моста использовали один поперечный полуэллиптический рессор и пару рычажных гидравлических амортизаторов односторонненого действия. Два продольных рессора кантилеверного типа использовали для крепления заднего моста к рамной конструкции.

В устройство задней оси включили главную передачу, которую интегрировали в работу коробки передач с помощью карданного вала. Карданный вал получил сложную конструкцию: устанавливался в трубу и жёстко крепился к картеру главной передачи.

Оси получили разные колёса. Вперёд устанавливали резиновые шины 6,5-20, а назад — двускатные колёса дискового типа с резиновыми шинами такого же размера. Механическая тормозная система действовала на все колёса (до начала ВОВ). В основе работы лежал тросовый привод. Также присутствовал ручной тормоз, блокирующий колёса задней оси.

Читать еще:  Безопасность прежде всего!

Каркас кузова делали из дерева. Снаружи его отделывали листовой сталью, а внутреннюю отделку собирали из листов фанеры. Зону водителя отделили от санитарного отсека перегородкой. Салон обогревался с помощью выхлопных труб. Для преобразования тепла от них использовали два калорифера. Они находились на полу и маскировались лавками. Для поддержания свежести воздуха внутри кузова экипаж пользовался вентиляционной системой. Она состояла из трёх вентиляторов: два втягивали воздух, один — вытягивал. Вентиляторы находились в крыше. Ярусное строение позволяло вмещать до трёх раненных солдат.

Для освещения дороги в темноте водитель использовал пару электрических фар (после начала ВОВ только одну левую). ИХ вместе с клаксоном крепили на балку, установленную между передними крыльями. Для очищения лобового стекла от грязи и осадков шофёр использовал один стеклоочиститель. Он трубкой соединялся с входным коллектором карбюратора, благодаря чему активировался вакуумный привод и стеклоочиститель приводился в рабочее состояние.

Передний бампер строили из двух стальных балок. Он справлялся с задачей защиты транспорта от мелких повреждений. Зеркало заднего вида устанавливали на левую стойку кабины. Для упрощения посадки конструкторы добавили подножки в устройство, представляющие собой единую конструкцию с передними крыльями.

ГАЗ-55, которыми пользовались в гражданской медицине, красили в белый, серый и песочный цвета. Для военной отрасли кузов покрывали специальной краской защитного цвета. Над кабиной на крыше находился сигнализирующий фонарь с крестом. Его включали во время срочных выездов, чтобы водители встречных автомобилей уступали дорогу.

В кабине машины напротив водителя находилась приборная панель, состоявшая из оптического указателя уровня топлива, амперметра и спидометра. Слева от панели размещался замок зажигания. Внешняя подсветка индикаторов представляла собой небольшую лампочку, находящуюся вверху щитка.

В основу устройства рулевой системы входили глобоидальный червяк и двойной ролик. Передаточное число рулевого механизма — 16,6. Кнопка звукового сигнала и переключатель света находились в центральной части четырёхспицевого руля.

За рулём инженеры расположили два рычага. Первый отвечал за регулировку опережения зажигания, а второй — за фиксацию положения дроссельной заслонки карбюратора. Чуть выше педали газа установили специальную гашетку, которую водитель использовал для запуска двигателя. Для правой ноги шофёра сделали специальную опору для повышения комфортабельности рабочих условий.

Какой можно сделать вывод о ГАЗ-55?

Автомобиль ГАЗ-55 прошёл через всю Великую Отечественную войну, оказав армии Советского Союза большую поддержку. Вывозить раненных солдат приходилось из-под авиаударов, танковых нападений и других горячих точек. К основным преимуществам 55-й модели относили:

  • Простую и надёжную конструкцию;
  • Высокий запас рабочего ресурса основных технических узлов;
  • Комфортные рабочие условия (до упрощенных версий времён ВОВ);
  • Высокую проходимость;
  • Хорошие эксплуатационные характеристики.

Основным недостатком считали отсутствие запасных запчастей и инструментов для ремонта на борту транспорта. Конструкторы пожертвовали ими в пользу расширения санитарного отсека для увеличения максимальной загрузки раненными солдатами. Несмотря на это, в случае поломки, провести оперативные ремонтные работы можно было в ближайшем населённом пункте.

ГАЗ-55 – «неотложка» эпохи войны

В 30-е годы прошлого столетия происходила интенсивная моторизация армейских подразделений, которая не обошла и санитарные службы. Предложенные в качестве санитарных машин коммерческие грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5 оказались совершенно непригодными для эвакуации больных и раненных.

Попытки приспособить для перевозки автобус 03-30 также закончились неудачей. Ситуацию удалось исправить только созданием специального медицинского автобуса ГАЗ-55, который использовался как армейскими, так и гражданскими медицинскими службами.

История создания и серийное производство

В 1935 году в результате совместной работы Наркоматов обороны и здравоохранения Советского Союза появилась идея создания унифицированного санитарного автомобиля. Технические требования предусматривали использование только недавно освоенного 1,5-тонного шасси коммерческого грузовика ГАЗ-АА. Закрытый кузов позволял разместить 4 больных, находящихся на носилках. Спереди сохранялась стандартная кабина, рассчитанная на водителя и сопровождающего медицинского работника.

Разработку передали на завод ГАЗ, на котором уже существовал проект санитарной машины, созданный в инициативном порядке Ю.Н. Сорчкиным. Именно этот конструктор и взялся за доработку своего детища до новых стандартов. Опытный образец был построен уже в 1938 году, в конструкции широко использовались узлы от модернизированного грузовика ГАЗ-ММ.

После прохождения требуемых испытаний автомобиль рекомендовали к серийному производству под обозначением ГАЗ-55-55, причем первая пара чисел обозначало версию шасси, а вторая – кузова. От громоздкого обозначения вскоре ушли, сократив его до простого ГАЗ-55, по армейским ведомостям и отчетам автобусы иногда проходили как М-55 или Молотовец-55.

Первые партии ГАЗ-55 сошли с конвейера в середине 1938 года.

К тому времени РККА остро нуждалась в санитарном транспорте, поскольку в штате имелось не более 10% машин от требуемого количества. Из-за этого к выпуску подключили кузовной завод в Казани, куда отправлялись «голые» шасси ГАЗ-55. Эти машины поставлялись только гражданским заказчикам и разительно отличались качеством изготовления в худшую сторону.

Отмечались случаи, когда с новой машины сразу снимался казанский кузов и заменялся аналогом, изготовленным местным авторемонтным заводом или силами станции «Скорой помощи». Наркомат здравоохранения был в курсе проблемы, но разобраться с ситуацией до начала войны так и не сумел. Всего в Казани собрали почти 1 тыс. санитарных автобусов ГАЗ-55, которые окрашивались в белый, кремовый, серый или песочный цвета.

На бортах или боковых окнах санитарного отсека имелись крупные кресты красного цвета. Дополнительно сзади устанавливалась табличка с красным крестом, которая подсвечивалась одним из кормовых фонарей.

Горьковские автобусы выпускались в большем объеме, хотя план завод все равно не выполнял. Машины довоенного образца шли исключительно в армию, причем вплоть до 1942 года автобус числился секретной разработкой и не освещался в специальной справочной литературе. Армейские ГАЗ-55 красились только в защитный цвет, причем красные кресты на боковины наносились редко.

С началом войны завод ГАЗ стал испытывать трудности с поставками различных материалов от смежных предприятий.

Из-за этого стартовала программа упрощения конструкции выпускаемых автомобилей, которая не обошла стороной и ГАЗ-55.

Для «санитарки» стало использоваться стандартное грузовое шасси без амортизаторов. Штампованные передние крылья сменились прямоугольными, ушла одна фара головного света, перестал применяться бампер. Также видоизменились задние крылья, которые лишились отбортовок, на крыше не имелось вентиляционных люков. На части ГАЗ-55, собранных в 1943 году, использовались деревянные дверцы.

Выпуск санитарных ГАЗ-55 не останавливался на ГАЗ даже во время летних бомбежек в ходе Курского сражения. После окончания войны сборка автобусов приостановилась на год, а с 1946 года продолжилась, последние машины собрали в 1950 году. Послевоенные машины собирались силами завода ГЗА, который появился на базе прежнего автобусного цеха ГАЗ. Всего через ворота завода прошло немногим более 12 тыс. санитарных автобусов ГАЗ-55.

Читать еще:  P 51 mustang: north american - самолёт мустанг, чертежи, технические характеристики (ттх), боевое применение

Описание конструкции

В основе ГАЗ-55 лежит рамное шасси грузовика ГАЗ-ММ с доработанными подвесками, обеспечивавшими повышенную плавность хода. Передняя балка оснащена дополнительной поперечной листовой рессорой и парой рычажных амортизаторов, позаимствованных у легкового М1. Задний мост сохранил подвеску на кантилеверных продольных рессорах с увеличенной длинной и уменьшенным весом. Задний мост ГАЗ-55 оборудован 4 амортизаторами, аналогичными примененным спереди.

На кормовой поперечине рамы на части автобусов имеется упрощенный буксировочный прибор, предназначенный для установки санитарной повозки.

Машины, выпущенные после 1939 года, получили передние проушины, прикрепленные к лонжеронам рамы.

В качестве силового агрегата без изменений перешел 50-сильный карбюраторный мотор. Трансформация крутящего момента осуществлялась 4-скоростной коробкой, сцепление сухого трения с 1-м рабочим диском. Между коробкой и картером моста расположена карданная передача, состоящая из 2-х валов, закрытых сверху защитным кожухом.

Редуктор не отличается от используемого на коммерческих шасси ГАЗ-ММ, состоит из пары конических шестерен, устанавливалось 2-е разновидности пар, которые немного отличались передаточным числом (6,67 и 6,6 соответственно).

Кузов санитарного автобуса ГАЗ-55, состоящий из деревянного каркаса с металлической обшивкой, имеет сниженную высоту, что явилось следствием требования армейских служб. Внутренняя поверхность кузова обшивалась листами фанеры. Для подачи свежего воздуха на крыше ГАЗ-55 выполнены 2 приточных канала, расположенных по ходу движения.

Дополнительный кормовой раструб развернут на 1800, отвечает за отвод воздуха из внутреннего объема кузова. Регулировка интенсивности потока воздуха осуществляется поворотной заслонкой. Для хранения различного оборудования используются 2 ящика, установленных за подножками. Контейнеры оснащены съемными крышками.

Над ветровым стеклом ГАЗ-55 отсутствует козырек, что позволило установить сигнальный фонарь санитарной машины. Существует версия, по которой козырек демонтировали с подачи военных, решивших, что он ограничивает обзор водителю, который может не заметить атакующий самолет.

Санитарный отсек на ГАЗ-55 имеет по 3 боковых окна, причем крайние закрыты глухими вставками.

Для погрузки больных использовались распашные дверцы, находящиеся на кормовой части машины. На части довоенных машин в задних дверях выполнены окна. Для облегчения доступа имеется откидная подножка.

Автомобиль сохранил штатные двери в передней части, через которые в кабину попадали водитель и санитар, которые размещались на отдельных сидениях. Запасные колеса в количестве 2 штук симметрично монтировались в нишах, выполненных в передних крыльях. Примерно в конце 1940 года правое запасное колесо ставить перестали, на крыле убрали нишу.

К боковым стенкам санитарного отсека ГАЗ-55 прикреплены откидные 3-местные сидения с мягкой подушкой и спинкой. Внутри имеется переборка, отделяющая зону управления от санитарного отсека, к ней прикреплены еще 2 сидения, рассчитанных на 1 пассажира каждое. В перегородке имеется распашная 2-створчатая дверь со стеклами, находящаяся за спинкой сидения санитара.

Точная конструкция узла неизвестна, но для доступа в санитарный отсек необходимо сдвинуть кресло вперед и сложить спинку, в противном случае человек к двери не пройдет. В перегородке имеется дополнительно окно, размещенное над головой водителя.

Для перемещения носилок в салоне ГАЗ-55 предусмотрены направляющие трубы, установленные на потолке и полу.

Носилки удерживаются на 4 амортизаторах, которые свободно передвигаются по направляющим. Для поддержания комфортной температуры установлены 2 калорифера, которые прогреваются теплом от выхлопных газов двигателя. Освещение санитарного отсека ГАЗ-55 состоит из 1 плафона, размещенного на переборке. Лампа подключена к бортовой сети постоянного тока напряжением 6 В.

Применение автобусов

В 1939 году началась советско-финская война, в которой впервые в боевой обстановке опробовали новые санитарные автобусы ГАЗ-55. При этом часть техники была повреждена и брошена, а впоследствии использовалась хозяйственными финнами. В 1941 году по сценарию Сергея Михалкова был снят фильм «Фронтовые подруги», посвященный событиям «Зимней войны», где фигурирует один из армейских ГАЗ-55.

К началу 1941 года в армию было поставлено до 3 тыс. экземпляров ГАЗ-55, большая часть из которых оказалась потерянной в ходе летних боев. Часть санитарных автобусов достались немцам, которые захватывали технику непосредственно в парках. Санитарные машины охотно эксплуатировались новыми владельцами, получая немецкие номерные знаки и символику. При этом часто сохранялась маркировка советских военных частей.

В начале 1942 года пик дефицита санитарного транспорта в РККА, поскольку уцелевшие ГАЗ-55 выходили свой ресурс, а поставки из Горького не восполняли потери. Но постепенно ситуация выправилась, а с 1943 года убыль парка машин стала не столь заметной. Но вплоть до окончания войны парк санитарного транспорта укомплектован на 100% не был. Всего до мая 1945 года завод отгрузил в действующую армию около 8 тыс. автобусов ГАЗ-55.

После войны большое число армейских машин поступило на гражданскую службу.

В процессе восстановительного или капитального ремонта на автобусы военного времени устанавливали различные запчасти, в том числе самодельные или взятые из довоенного задела. Изношенные силовые агрегаты менялись на 40- или 50-сильные аналоги ГАЗ или Форд. Из-за большой востребованности автобусы ГАЗ-55 эксплуатировались практически круглосуточно, что обуславливало быстрый выход техники из строя.

С середины 50-х годов начались поставки легковых автомобилей ГАЗ-12 и Шкода 1201, а также ГЗА-653, которые быстро вытеснили стареющие автобусы.

Часть ГАЗ-55 применялась в санаториях и сельских больницах, эти машины дотянули вплоть до конца 60-х годов.

Санитарные автомобили Великой Отечественной: специальные и кустарные

Перевозка раненых и больных является достаточно сложной задачей, для решения которой требуется особая техника, такая как санитарные автомобили. Первые машины такого рода появились у медицинской службы РККА в тридцатых годах. Развитие санитарного парка продолжалось и не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны.

Первое поколение

Еще со времен Первой мировой и Гражданской было известно, что раненых и больных не стоит перевозить на «обычных» легковых и грузовых автомобилях, поскольку такая поездка может привести к ухудшению состояния с самыми печальными последствиями. Больной нуждался как в присмотре медработника, так и в особых условиях перевозки.

Реальные работы по созданию санитарного транспорта для военно-медицинских подразделений стартовали в начале тридцатых годов; их вместе вели наркоматы обороны и здравоохранения. По результатам этого проекта в 1935 г. был принят единый облик санитарной машины для РККА и гражданских больниц, учитывающий потребности заказчика и возможности промышленности.

Читать еще:  Обзор пневматического пистолета мр-651-07 кс: характеристики, устройство, апгрейд, видео

На основе этой концепции КБ Горьковского автозавода во главе с Ю.Н. Сорочкиным создало несколько новых образцов. Первым стал санитарный автобус ГАЗ-03-32. Он мог строиться на шасси ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ, а конструкция однообъемного кузова-фургона основывалась на автобусе малого класса ГАЗ-03-30. Машина могла перевозить четверо носилок, санитара и некоторый запас медикаментов. Вскоре появился похожий автобус ГАЗ-05-194 на трехосном шасси ГАЗ-ААА. Он отличался увеличенным объемом кабины и наличием дополнительных мест. Максимальная унификация с другими образцами принесла свои плоды. Так, за считанные годы удалось построить более 1400 автобусов ГАЗ-05-194.

Параллельно с санитарными машинами для перевозки раненых создавались другие образцы для военных медиков. Во всех случаях речь шла о стандартном фургоне с тем или иным оснащением.

С учетом всех требований

В 1935 г. начались работы по первому санитарному транспорту, учитывающему всю специфику будущей работы. Инженеры ГАЗ изучили отечественный и зарубежный опыт, после чего сформировали полный технический облик новой машины и построили опытный образец. Последующие работы продолжались до 1938 г., и их результатом стал автомобиль ГАЗ-55-55 (часто сокращается до ГАЗ-55).

Основой ГАЗ-55-55 было шасси ГАЗ-АА с удлиненными задними рессорами и дополнительными рычажными амортизаторами от ГАЗ-М1. Такое шасси отличалось мягким ходом и не трясло больных. Выхлопная труба проходила через теплообменники и обогревала кабину. Деревянно-металлический фургон по типу существующих вмещал складные лавки и крепления для носилок. Машина могла перевозить до восьми сидячих или до четырех лежачих, а также санитара.

Первые серийные ГАЗ-55-55 появились в том же 1938 г. До конца года ГАЗ изготовил 359 машин. Еще 72 шасси отправились на Казанский кузовной завод для окончательной сборки. В следующие годы темпы производства росли, этому не помешало даже начало войны.

Большой интерес представляет «бронированный мото-медицинский пункт» БА-22. Выксунский завод ДРО в 1937 г. разработал специальный бронеавтомобиль, способный забирать раненых с переднего края и безопасно доставлять их в тыл. Броневик построили на шасси ГАЗ-ААА и оснастили противопульной защитой. Крупный кормовой отсек мог вместить 10-12 сидячих или 4 лежачих раненых на носилках.

Испытания и доводка БА-22 затянулись, но и по их результатам машина не устроила заказчика. Летом 1939 г. все работы прекратили. Единственный построенный санитарный броневик передали Научно-исследовательскому санитарному институту РККА для изучения и наработки опыта. Концепция санитарной бронированной машины развития не получила.

Первый опыт

Первым предприятием, выпускающим специализированные санитарные автомобили для РККА, был ГАЗ. Вслед за ним аналогичные заказы получили другие автомобильные и смежные заводы. К примеру, в строительстве ГАЗ-55-55 участвовал уже упомянутый Казанский кузовной завод. Производство развивалось и набирало темпы, но все еще не могло удовлетворить потребности военно-медицинской службы.

После нескольких лет эксплуатации и многочисленных учений, в июле 1938 г. санитарные машины впервые задействовали в ходе реальной войсковой операции. Во время боев на о. Хасан военные врачи показали все свои умения и в полной мере использовали имеющуюся технику. В дальнейшем ГАЗ-55-55 и другие машины использовали в районе р. Халхин-Гол.

В обоих случаях выяснилось, что санитарные автомобили, при всех своих очевидных преимуществах, имеют недостаточную вместимость, и поэтому часть раненых приходилось перевозить обычными грузовиками. Такую проблему можно было решить путем увеличения численности существующей техники или за счет создания новых образцов с увеличенными фургонами.

Впрочем, на состоянии санитарного парка в тот период благотворно сказывались поставки любой техники. По разным оценкам, к лету 1941 г. в военно-медицинских структурах имелось не более 40-50 проц. от требуемого количества санитарных автомобилей. На закрытие всех потребностей могло уйти еще несколько лет.

Импровизация военного времени

На момент нападения гитлеровской Германии в РККА имелось несколько тысяч санитарных автомобилей. Так, количество одних только ГАЗ-55-55 приближалось к 3,5 тыс. Значительную долю парка составляли автобусы ГАЗ-03-32, ГАЗ-05-194 и другие схожие машины.

Тем не менее, этого не хватало. Нагрузка на автомобильные подразделения резко выросла. Кроме того, появились первые потери – гитлеровцы не стесняли себя конвенциями и нападали на медиков. В таких условиях требовался любой доступный транспорт.

Санитарную специализацию вновь «освоили» грузовики. Раненых укладывали или усаживали в кузов, а водитель старался ехать как можно более аккуратно во избежание последствий. При возможности грузовики минимально дорабатывались. Для упрощения санитарной обработки кузов засыпали песком и выстилали соломой. От тряски лежачих спасали привязные ремни и крепкие руки более здоровых товарищей.

Выполнялась мобилизация гражданской техники. При возможности, у больниц брали специализированный транспорт. В конце 1941 г. по требованию Госкомитета обороны Мосгорисполком передал военно-медицинской службе около сотни автобусов, обслуживавших столицу. После минимальной переделки они стали санитарным транспортом и начали возить пассажиров, нуждающихся в медпомощи.

Автозаводы продолжали выпуск серийной техники. Для ускорения и удешевления производства принимались различные меры. К примеру, в 1942 г. начался выпуск машин ГАЗ-55-55 на шасси ГАЗ-АА в его исходном виде, без «мягкой» подвески. К прежней комплектации удалось вернуться лишь в 1943-м. Силами других предприятий тоже выпускались автобусы и фургоны на серийных шасси. Существенный вклад в пополнение парка внесли импортные поставки по ленд-лизу.

Несмотря на все сложности и потери, промышленность и медслужба продолжали работу и наращивали численность санитарного транспорта. Уже к январю 1944 г. укомплектованность подразделений автомобилями превысила 70%. В обозримом будущем этот параметр мог вырасти с понятными положительными последствиями.

Миллионы жизней

Всего за годы Великой Отечественной войны было госпитализировано более 22,3 млн красноармейцев и командиров, из них почти 14,7 млн – в связи с ранениями и травмами, остальные – по болезни. Военные врачи вылечили и вернули в строй более 72% раненых и свыше 90% больных. Таким образом, вернулись в армию и продолжили бить врага более 17 млн военнослужащих.

Такие показатели стали возможными, в первую очередь, благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер и санитаров. А их труд обеспечивался разнообразной материальной частью. Неоценимую помощь врачам оказали автомобили специального и общего назначения и их экипажи. Без их работы военная медицина не смогла бы спасти тысячи и миллионы жизней.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector