0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гаубица д-30: 122 мм, дальность стрельбы, устройство, технические характеристики (ттх), пушка, боеприпасы

Минобороны РФ отказалось от 122-мм гаубиц Д-30

Министерство обороны России решило списать 122-миллиметровые буксируемые гаубицы Д-30, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Артиллерийские орудия заменят на более мощные буксируемые гаубицы «Мста-Б» и самоходные установки «Акация» калибра 152 мм. Впрочем, легкие гаубицы Д-30 оставят на вооружении Воздушно-десантных войск и отдельной десантно-штурмовой бригады Южного военного округа.

Гаубица Д-30 в Дагестане во время второй чеченской кампании

Разработку новой 122-миллиметровой гаубицы в СССР начали вскоре после окончания Второй мировой войны для замены успешной М-30, спроектированной еще в 1938 году инженером Федором Петровым. Создание Д-30 также поручили Петрову и возглавляемому им свердловскому конструкторскому бюро ОКБ-9, и этот выбор не был случайным: созданные инженером пушки и гаубицы (включая М-30) сыграли важнейшую роль в годы войны. Кроме того, Петров участвовал в разработке самоходных артиллерийских установок разных калибров, а также танковых пушек калибра 85, 100 и 122 миллиметра.

Буксируемая гаубица Д-30 (2А18) предназначена для поражения живой силы противника (расположенной как открыто, так и в укрытиях), а также огневых средств, командных пунктов, вооружения и военной техники.

Гаубица Д-30 стреляет снарядами раздельного заряжания, включая осколочно-фугасные, противотанковые (бронебойность до 460 мм), дымовые, химические, осветительные и реактивные. Расчет гаубицы Д-30 — шесть человек.

При длине ствола в 4,87 метра гаубица Д-30 может придавать снарядам начальную скорость до 740 м/с. Скорострельность орудия достигает 8 выст/минуту.
Из походного положения в боевое гаубица способна перейти всего за полторы-две минуты. Зимой вместо колес Д-30 может комплектоваться лыжами.

На вооружение ВС СССР гаубица Д-30 встала в начале 1960-х годов. Тогда же началось ее серийное производство. По сравнению с М-30 дальность стрельбы Д-30 увеличилась в полтора раза: с 10-11 км (в зависимости от типа снаряда) до почти 16 км. Реактивными снарядами Д-30 могла стрелять на расстояние до 22 км. Кроме того, гаубица имела полный угол горизонтального обстрела (360 градусов) против 49 градусов у М-30 и, в отличие от своей предшественницы, оснащалась дульным тормозом.

Для буксировки гаубицы Д-30 приспособили грузовики ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и Урал-375Д, а также гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Благодаря относительно небольшой массе (около 3,2 тонны) гаубицу можно перевозить даже на внешней подвеске вертолета и десантировать с парашютом. В 1970-е годы в СССР на основе Д-30 решили разработать самоходную артиллерийскую установку. Она получила обозначение 2С1 «Гвоздика» и базировалась на шасси МТ-ЛБ.

Гаубица Д-30, установленная в Москве на пересечении улиц Плещеева и Лескова в память о войне в Афганистане

Сейчас гаубица Д-30 стоит на вооружении более чем 30 государств, включая страны СНГ, Индию, Пакистан, Иран, Китай и Израиль. В нескольких странах, в том числе, например, в Югославии, ее выпускали по лицензии. Иракская версия Д-30 получила название «Саддам». В Египте и Сирии Д-30 смонтировали на шасси от танка Т-34.

Гаубица Д-30 прошла большинство современных вооруженных конфликтов и активно использовалась советскими артиллеристами в Афганистане. В 1990-е годы гаубицы бросили на борьбу с чеченскими боевиками. В 2000-х остатки советских Д-30 использовались Национальной армией Афганистана в силовых операциях против талибов.

На вооружении России, по данным открытых источников, сейчас числится около 5000 гаубиц Д-30. Из них подавляющее большинство — на балансе Сухопутных войск. Впрочем, как отмечает газета «Известия», исправных орудий в войсках осталось немного, тем более что в начале 1990-х гаубицы Д-30 выпускать перестали. Списать устаревшие гаубицы предлагалось еще в начале 2000-х годов, однако всерьез избавиться от них до сих пор не решались. В июне 2009 года историческую важность Д-30 для Вооруженных сил решили подчеркнуть, передав две гаубицы (1968 и 1978 годов выпуска) в распоряжение Санкт-Петербурга для проведения церемониального полуденного выстрела.

Полуденный выстрел из гаубицы Д-30 в Санкт-Петербурге

Как пишут «Известия» со ссылкой на Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) Минобороны, глава военного ведомства Сергей Шойгу распорядился до конца 2013 года передать все гаубицы Д-30 из состава Сухопутных войск на базы хранения. Как пояснил изданию представитель Минобороны, гаубицы сильно изношены и требуют капитального ремонта. «Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 миллиметра», — заверил собеседник издания.

К тому же 122-миллиметровые гаубицы существенно уступают в могуществе артиллерийским орудиям с диаметром ствола 152 мм. Как отмечают артиллеристы, последним достаточно всего одного выстрела, чтобы уничтожить долговременное укрепление или дом, а Д-30 требуется для этого несколько залпов. Большинство зарубежных армий, включая США, Великобританию и Индию, уже давно перешли на гаубицы калибра 155 мм.

Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм предназначена для поражения артиллерийских средств противника, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, а также поражения живой силы, вооружения и техники. Расчет орудия — 8 человек.

«Мста-Б» буксируется гусеничным тягачом МТ-ЛБ или грузовиком УРАЛ-4320. Гаубица рассчитана на боезапас в 60 снарядов, масса каждого — 43,5 кг. Скорострельность орудия — до 8 выст/минуту. Дальность стрельбы — до 30 км.

В то же время гаубица Д-30 существенно превосходит своих более крупнокалиберных собратьев по кучности стрельбы и больше подходят для прицельного огня. Кроме того, предложенные на замену Д-30 гаубицы «Мста-Б» весят 7 тонн, это затрудняет их перевозку на внешней подвеске вертолетов и десантирование с парашютом. Большую массу имеют и сами снаряды калибра 152 мм, что тоже не упрощает транспортировку.

Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм

«Снаряды калибра 122 мм, конечно, слабее 152-мм снарядов, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре грузовика 152-миллиметровых. Лучше, конечно, выбрать первое», — рассказал эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко. По его словам, гаубицы Д-30 еще пригодятся Воздушно-десантным войскам, а мотострелковым бригадам они не нужны.

Самоходная артиллерийская установка «Акация» калибра 152 мм

Отказ Минобороны от гаубиц Д-30 не стал неожиданностью, скорее наоборот. В СССР, а затем и в России предпочтение в большинстве случаев отдавалось самоходным артиллерийским установкам ввиду их большей мобильности. К тому же военное ведомство в последнее время все менее охотно берется за реанимацию старого вооружения и техники — уж очень это затратно.

Читать еще:  Кистень - холодное оружие: техника боя, как выглядит без рукояти, разрешён или нет, практическая тренировка

По той же причине, вероятно, военные откажутся от модернизации танков Т-72 и начнут покупать новые танки Т-90. С другой стороны, предложенные для замены Д-30 гаубицы «Мста-Б» и «Акация» новыми тоже не назовешь — первая стоит на вооружении уже четверть века, а вторая — больше 40 лет.

Советская гаубица Д-30 калибра 122 мм

Изучая трофейные немецкие орудия, конструкторы под руководством Ф.Петрова разработали новую схему компоновки артиллерийского орудия – две раздвижные лафетные станины заменили на три лафетные станины, ходовую часть выполнили на верхнем станке. Несущая станина неподвижного исполнения, две других раздвижные с углом разноса 120 градусов в боевом положении. Для установки орудия в боевое положение винтовым домкратом верхний станок с гаубицей опускают на нижний станок, колеса орудия при этом приподнимаются над грунтом. Время необходимое для приведения орудия в боевое положение 100-150 секунд. Основная особенность, которую приобрела гаубица – возможность осуществления кругового обстрела без каких либо дополнительных перемещений орудия. Гаубица имеет небольшую высоту линии огня, которая дает возможность использовать данные орудия в противотанковой обороне, в подавлении различных огневых точек противника и в разрушении хорошо укрепленных полевых сооружений противника. Гаубица разработана свердловским ОКБ-9 артзавода имени М.Калинина и предназначалась для замены на вооружении гаубицы М-30.

Основное назначение:
— уничтожение лично состава противника на открытой местности и находящегося в полевых фортификационных сооружениях;
— подавления огня полевых огневых точек противника;
— разрушения хорошо укрепленных полевых сооружений противника, типа ДЗОТ;
— обеспечение прохода своим пехотным подразделениям в заграждениях противника, типа минное поле или проволочное заграждение;
— противодействие наземной боевой техники противника.

Устройство и состав гаубичного орудия Д-30
Гаубица состоит из следующих основных частей:
— ствол;
— противооткатные устройства;
— лафет;
— прицельные приспособления.

Ствол
Ствол состоит из собственно трубы, 2-х щелевого дульного тормоза, креплений-захватов, затвора и казенника с длиной ствола 38 калибров. Заряжание боеприпасов в ствол орудия – раздельно-гильзовое ручного типа.

Противооткатные устройства
Противооткатные приспособление гаубицы состоят из тормоза и накатника.

Лафет
Лафет выполнен из верхнего и нижнего станков, люльки, механизма уравновешивания, приводов для вертикально-горизонтальной наводки, механизмов подрессоривания, колес и креплений гаубицы в походное положение. Круговая стрельба ограничена углами возвышения до 18 градусов, до 70 градусов стрельба ограничена сектором расположения станин. Подрессоривание рычагов – торсионное, при попадании колес в яму или на препятствие, колесные рычаги проворачиваются и закручивают торсионы. Из-за применения в торсионах упругой стали, они как пружины начинают обратно раскручиваться и возвращать рычаги в заводское положение.

Прицельные приспособления
Устройства прицеливания — телескопический и панорамный прицелы.

Качающаяся часть гаубицы:
— ствол;
— противооткатные устройства;
— люлька;
— прицельные приспособления.

Вращающаяся часть гаубицы:
— качающаяся часть;
— колесный ход;
— верхний станок;
— боевой щит;
— механизм уравновешивания;
— приводы наводки.

Неподвижная часть гаубицы:
— нижний станок;
— три станины;
— гидродомкрат.

Полуавтоматический клиновой затвор обеспечил высокую для такого калибра скорострельность – 8 выстр/мин, а компоновка ствола, где откатный тормоз и накатник располагаются сверху, помогла уменьшить линию огня орудия до 900 мм. Все это позволило уменьшить высоту гаубицы и увеличить маскировочные характеристики в боевых условиях.

Для ведения огня в гаубице Д-30 использовали осколочно-фугасные боеприпасы с повышенной мощностью 3ОФ56. Использовали боеприпасы и других типов:
— противотанковые кумулятивные;
— дымовые;
— специальные химические;
— осколочные;
— бронебойно-кумулятивные (очень редко);
— осветительные;
— агитационные.

Кроме того, в дальнейшем были разработаны спецбоеприпасы с увеличенной дальностью поражения, активно-реактивного типа. Некоторые из них были произведены за рубежом, куда поставлялись гаубицы из Советского Союза. Дальность стрельбы активно-реактивными боеприпасами составила более 21 километра.

Транспортировка гаубицы
Вследствие необычной конструкции орудия, транспортировка гаубицы так же выполнена немного необычно. Станины соединяются между собой и подвешиваются к стволу орудия. Сама гаубица транспортируется за счет шкворневого устройства, которое выполнено на дульной части ствола. Применяемые механизмы в колесном ходу гаубицы позволили транспортировать ее с довольно высокой скоростью – до 80 км/ч (оборудованные дороги). Для транспортировки по заснеженным дорогам, гаубица оборудуется лыжной установкой, правда ведение огня с нее становиться невозможным. Малые габаритно-весовые характеристики дали возможность применять гаубицу в десантно-воздушных подразделениях или проводить десантирование с самолета для обеспечения войск.

Данная гаубица получила широкое распространение не только в Армии Советского Союза, но и в станах Варшавского Договора и станах-союзниках. Гаубицу создавали в СССР и по лицензии в ряде других государствах. И хотя на сегодня ее производство прекращено, ее всегда ценили в войсках за простоту, надежность, огневую возможность и мобильность. Есть на вооружении – России, Венгрии, Вьетнама, Ливана, Китая, Монголии, Румынии,Украины и Афганистана. Возможно, есть на вооружении Польши, Ирака, Чехии и Словакии.

Боевое применение
Одно из самых известных применений гаубицы в боевых действиях – Афганистан (1979-89 года). Применялась в ирано-иракских военных конфликтах и в чеченских компаниях.

Модификации гаубицы:
— Д-30 – первая советская базовая гаубица;
— Д-30А – модернизированная советская серийная гаубица;
— Д-30Ю — югославская модификация советской гаубицы. Дальность ведения огня – 17.5 километров;
— гаубица «Саддам» — иракская модификация советской гаубицы;

— Type 86 – китайская модификация советской гаубицы.

Самоходные уртустановки с Д-30:
— САУ 2С1 «Гвоздика» — советский вариант использования мобильного шасси с гаубицой Д-30;
— САУ 2С2 «Фиалка» — советская самоходная гаубица на базе БМД-1;
— Т34/122 – сирийский вариант конвертирования танка Т-34-85 и установки на него гаубицы 122 мм калибра;
— Т-34/122 – египетский вариант самоходной гаубицы на базе Т-34-85. Отличается от сирийского варианта установкой бронелистов с возможностью откидывания на петлях. Вес машины получился чуть больше, однако на скорость и проходимость шасси от танка Т-34-85 это практически не повлияло;

— САУ SP-122 – опытный образец самоходной гаубицы. Создан для сухопутных войск Египта американской и английской фирмами компанией «Bowen-McLaughlin-York» и «Royal Ordnance». Шасси САУ взяли от американской САУ М-109. Серийно не выпускались;
— Type 85 – китайский вариант самоходной гаубицы. Шасси бронированный транспортер Type 531, орудие – аналог советской гаубицы Д-30;
— Т-34/122 – кубинский вариант самоходной гаубицы.

Основные характеристики:
— длина – 5.4 метра;
— ширина – 1.95 метра;
— длина ствола – 4.8 метра;
— вес – 3.1 тонны;
— дальность мин/макс – 4/15.4 километра;
— вес основного боеприпаса – 21.7 килограмма;
— скорострельность – 8 выст/мин;
— скорость полета боеприпаса – 690 м/с;
— вертикальные углы мин/макс — -7/70 градусов;
— горизонтальные углы – 360 градусов;
— расчет орудия – 7 человек.

Читать еще:  Автомат томпсона — история появления и обзор ттх

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М-1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне — ОАО «Завод №9»). Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.


122-мм гаубица Д-30А (публикация — 2012 г., фото — О.Балашов, http://www.mil.ru).


122-мм гаубица Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

Конструкция — лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы — стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.

Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.

Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) — Урал-4320.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.


Дульный тормоз и прицел 122-мм гаубицы Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

Боеприпасы:
— осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

— активно-реактивный снаряд (АРС).

— осколочный снаряд (ОС) — основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы М-30).
Масса — 21.76 кг

— бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы М-30).
Бронепробиваемость — 200 мм на дальности 630 м

— дымовой снаряд (ДС).

— осветительный снаряд (ОСС).

— агитационный снаряд (АГС).

— специальный химический снаряд — по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.

Модификации:
— Д-30 — базовая модель гаубицы.

— Д-30А / 2А18М — модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. — в производстве (источник).

— Д-30А-1 / 2А18М-1 — вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем (источник).

— САУ 2С1 — самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30.

Статус: СССР / Россия
— 1979-1989 г.г. — гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.

— 2013 г. — состоит на вооружении ВС России.

Экспорт: всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.

Венгрия — была и возможно есть на вооружении.

Вьетнам — была и возможно есть на вооружении.

ГДР — была на вооружении.

Египет — гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.

Ирак — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.

Китай — гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ 122-мм Тип 85.

КНДР — гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее).
— 2013 г. 27 июля — на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 (источник).

Ливан:
— 1992 г. — есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;

Монголия — была и возможно есть на вооружении.

Польша — была и возможно есть на вооружении.

Румыния — была и возможно есть на вооружении.

Сирия:
— 1970-1980-е годы — первые поставки
— 2015 г. — есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.

Судан:
— 2013 г. февраль — на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект — 45 выстрелов, расчет — пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна (источник).

Чехословакия — была и возможно есть на вооружении.

Эстония — гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.
— 2014 г. — Д-30 есть на вооружении.

Югославия — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.

Советская гаубица Д-30: история, устройство и ТТХ

Д-30 – это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Она была одной из самых массовых артиллерийских систем в советской армии и активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР, 122-мм гаубицу Д-30 выпускали в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России производство этого орудия прекратилось в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, демонстрируя при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием. Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью заряжания и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий, как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика».

Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Читать еще:  Вертолет ка-29: описание возможностей и технические характеристики модели

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Применение гаубицы Д-30

Д-30 – один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8.

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании, сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector