0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гаубица 152 мм: стрельба из пушки мл-20 образца 1937 года, тактико-технические характеристики (ттх), обзор

Бог войны – советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года является основной артиллерийской системой большой мощности, стоящей на вооружении советских корпусов времен Великой Отечественной войны. Орудие было рассчитано на нанесение сокрушающего огневого удара по закрытым позициям противника в полосе фронта. Использование этого орудия в больших количествах на ограниченном участке фронта создавало необходимый ударный кулак для наступающих войск.

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Идея создания нового и мощного орудия, способного вести навесной огонь и стрелять по пологой траектории возникла у командования РККА в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило коллективу советских конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова разработать мощную гаубицу-пушку нового типа, используя технические наработки по 152 мм орудию 1910/34 года. Основные работы велись в КБ завода №172, расположенном в г. Мотовилиха Пермского края. К 1936 году новое орудие было в основном готово. Главными особенностями конструкции стали длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет со сдвоенной колесной базой.

После успешных полигонных стрельб и буксировочных испытаний новое орудие было принято на вооружение. В серию оно пошло в 1937 году под названием 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года.

Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в г. Мотовилихе. За годы выпуска с 1937 по 1946 с конвейера сошло 6884 орудия.

Тактико-технические характеристики советской гаубицы-пушки МЛ-20

  • Расчет — 9 человек.
  • Боевая масса — 7,27 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 655 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от — 3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения — 58 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 17230 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные снаряды, шрапнель.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда — 43,6 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.

Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово применялась в ходе вооруженного конфликта на р. Халкин-Гол, в советско-финской войне 1939-40 годов и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Стол артиллерийского орудия МЛ-20 использовался в 1942-44 годы для крепления новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.

Гаубица-пушка МЛ-20 – на суше, в танках и море

Солдаты Советской армии любовно называли это артиллерийское орудие – Емеля. Именно оно, в августе 1944 года, выпустило первые снаряды по Германии. Гаубица 152 мм (МЛ-20) начала свой путь в тяжёлые годы для СССР. Молодой армии новой страны требовалось нагнать и опередить развитые страны в качестве и количестве вооружения.

Одним из первых шедевров отечественной артиллерийской мысли стал гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 года. Это орудие охраняло покой страны на суше, установленное на танк КВ-2 и ИСУ-152 вело бой на гусеницах и защищало берега страны с позиций береговых батарей.

История создания

На момент начала Первой Мировой войны армия Императорской России обладала значительным, но разномастным парком осадной артиллерии. В составе артиллерийских подразделений РИА были 6-ти дюймовые гаубицы Шнейдера и гаубицы-пушки Круппа, мортиры и пушки завода в Мотовилихе.

Орудия использовали снаряды разных калибров и веса, не меньший хаос наблюдался и во флотских подразделениях. Зачастую снаряды береговых пушек отличались от корабельных калибров. Вес пороха в разных зарядах мог отличаться на порядок.

К моменту вступления в войну парк пытались систематизировать за счёт заказов французских гаубиц Шнейдера обр.

1910 года. Эти же орудия были поставлен на производство и в России, был налажен выпуск и снарядов к ним.

Читать еще:  Японский ручной пулемет Тип 96 и Тип 99 (Type 96, Type 99)

Гражданская война принесла разруху. Но тем не менее, производство постепенно восстанавливалось, налаживался выпуск новых орудий. Одним из которых, стала гаубица-пушка МЛ-20. Разработка орудия велась на основе ствола от 152 мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, после модернизации 1930 года получившей название 152-мм пушка обр. 1910/30 гг.

В ходе модернизации была удлинена камора и установлен щелевой дульный тормоз, перешедший по наследству и к МЛ-20.

Разработка лафета для установки орудия, а также изменения казенной части для увеличения скорострельности велась под руководством мастера орудийного дела Ф.Ф. Петрова. Стоит отметить что упоминаемое в ряде источников предположение В. Грабина о создании нового вида вооружения в виде гаубицы-пушки скорее всего является самопиаром конструктора или инженеров работавших с ним.

Осадное орудие Шнейдера изначально имело пушечный ствол и большие углы возвышения, присущие гаубице.

МЛ-20 представляет собой подобную артсистему, но с улучшенными параметрами мобильности.

В 1936 году за разработку усовершенствованного орудия взялось КБ Петрова Ф.Ф. находящееся на заводе №174 в Мотовилихе, этот завод служит колыбелью артиллерийского дела в России, именно оттуда вышли все знаменитые русские орудия нового времени. На испытания представили два варианта гаубицы-пушки – МЛ-15 и МЛ-20.

Оба варианта представляли интерес в плане конструкции, что достаточно интересно гаубица-пушка МЛ-15 выигрывала по своим характеристикам, но на вооружение была принята МЛ-20, это было обусловлено экономическими соображениями.

Необходимо отметить, что для стрельбы планировалось использовать имевшийся на вооружении 152 мм гаубичный снаряд и полузаряд, новые типы боеприпасов также рассчитывались под имевшиеся в наличии артсистемы. В результате испытаний на вооружение была принята гаубица-пушка МЛ-20, обр. 1937 года.

Конструкция и ТТХ

От пушки обр. 1910/30 гг. гаубице- ушке достался только ствол, все остальные элементы конструкции были разработаны с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала откат орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, известный всем артиллеристам.

Затвор классической конструкции, поршневого типа. Камора расточена под более мощные снаряды. Заряжание раздельное, сначала в ствол вкладывался снаряд, затем полузаряд, на высоких углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это обеспечивало высокую боевую скорострельность.

152-мм пушка-гаубица МЛ-20 образца 1937 г.

Характеристики 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 образца 1937 г.

основная пушка — гаубица для Советской Армии проектировалась на основе 152-мм (6 дюймовой) осадной пушки образца 1910 г. , разработанной во Франции фирмой «Шнейдер» для русской армии.

К 30-м годам 20-го века оригинальная конструкция устарела и не смотря на модернизации 1931 и 1934 г. (соответственно обр.1910/1931 гг и обр.1910/1934 гг), применяться в современной армии уже не могла.

В 1935 г. в КБ завода №172 по заданию главного артиллерийского управления РККА была начата разработка новой 152-мм пушки под индексом МЛ-15. Одновременно к проектированию подобного орудия под названием МЛ-20 в инициативном порядке приступила группа конструкторов того же КБ под руководством Ф.Ф. Петрова.

Оба орудия проектировались на основе старой 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг.

В апреле 1936 г. пушка МЛ-15 была представлена на государственные испытания, но их не прошла, в марте 1937 г. после доработки, орудие вышло на повторные испытания и прошло их без недостатков.

152-мм пушка образца 1910/1934 г.г.

25 декабря проходили полигонные испытания пушки МЛ-20, а в следующем году -государственные. По их итогам, после устранения выявленных недостатков в конструкции лафета МЛ-20 была рекомендована к принятию на вооружение РККА под названием 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20.

Предпочтение государственной комиссии объясняется тем, что МЛ-20 по конструкции была в большей степени сходна со 152-мм пушкой обр. 1910/1934гг., хорошо освоенной в промышленном производстве, чем МЛ-15.

Лафет орудия был признан нормализованным и получил название 52-Л-504А. В том же году в КБ Ф.Ф. Петрова на лафет 52-Л-504А был наложен ствол 122-мм корпусной пушки образца 1931 г. Новое орудие получило название 122-мм пушка образца 1931/1937 гг. и составило вместе с МЛ-20 т.н. «корпусной дуплекс».

152 мм гаубица-пушка производилась серийно с 1937 по 1946 год, всего было выпущено 6884 орудий.

Читать еще:  Фото винтовки Токарева СВТ времен ВМВ

Состояла на вооружении корпусных и армейских артиллерийских полков, а также в соединениях и частях артиллерии резерва верховного главнокомандования. Значительное количество орудий в начальный период войны было захвачено немецкой армией, где оно использовалось под названием 15,2 cm KH.433 (r) .

После войны гаубица-пушка экспортировалась в страны Варшавского договора, в Сирию, Египет и Афганистан. Пушка модернизировалась в Польше и в Чехословакии и до сих пор стоит на вооружении некоторых зарубежных армий.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

uCrazy.ru

  • Тёплый кот
  • 20 ноября 2007 09:19
  • 5175

Гаубица-пушка МЛ-20 была разработана в 1936 г. группой конструкторов под руководством Ф.Ф.Петрова на артиллерийском заводе в Мотовилихе и после государственных испытаний была принята на вооружение Красной Армии.

Эта гаубица-пушка разрабатывалась в инициативном порядке параллельно с гаубицей-пушкой МЛ-15, на разработку которой у завода имелось задание ГАУ. В отличие от конструкторов МЛ-15 Ф.Ф.Петров стремился в максимальной степени использовать в своем орудии лучшие узлы и механизмы 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., которая изготавливалась на заводе в Мотовилихе и для которой была подготовлена технологическая оснастка.
152-мм пушка обр. 1910/1934 г. имела много недостатков. Основными из них были:
1. Подрессорен был только лафет, а передок не имел подрессоривания, и скорость возки по шоссе была ограничена 18-20 км/ч.
2. Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2-3 минуты.
3. Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку.
И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе. Скорость вертикальной наводки за один оборот маховика не превышала 10 минут, что было предельно мало. Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее был +45°. Для гаубиц 30-х гг. такой угол возвышения был слишком мал.
В 1935-36 гг. группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62°. Однако ГАУ резко выступило против, назвав модернизацию “ложным путем”, при котором только возрастает вес системы, а основные недостатки остаются без изменений. В результате работы по модернизации системы обр. 1934 г. были прекращены.
Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали “гаубицей-пушкой”, то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (“МЛ” — индекс завода, от названия Мотовилиха деревня вблизи Перми, где расположен завод).

Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое.
Верхние станки у обр. 1934 г. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции.
Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков.
Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин.
Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции. МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы НГ обр. 1931 г.(НГ — гаубица фирмы “Рейнметалл”. Малая серия таких гаубиц (всего 14 штук) была изготовлена Пермским заводом в 1933-35 гг.). После войсковых испытаний 152-мм гаубицы обр. 1934 г. вариант раздельной возки уже не рассматривался.
Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 г. и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен на НИАП. К июню 1936 г. полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого ГАУ заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.

Читать еще:  Пистолет-пулемёт Коровина

Обе системы были закончены в конце 1936 г. и прошли заводские испытания. Одна их них поступила 3 февраля 1937 г. на НИАП. С 10 февраля по 20 марта 1937 г. на НИАПе были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведена возка системы со скоростью 30-45 км/ч. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника НИО ГАУ Железнякова.
В июне-июле 1937 г. на НИАПе вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако на вооружение все равно была принята МЛ-20. Внятных объяснений в документах тех лет нет. Единственное замечание, и то спорное было “много новых деталей”. Так что, нужно было оставлять все от обр. 1934 г. В целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20. Об истинных причинах выбора МЛ-20 сейчас можно только гадать.
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 проектировалась параллельно с МЛ-15 в КБ завода № 172 под руководством Ф.Ф.Петрова. Интересно, что работы над МЛ-20 были начаты заводом в инициативном порядке, а МЛ-15 разрабатывалась по заказу ГАУ. К заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 года. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел.
25 декабря 1936 г. первый образец МЛ-20 поступил на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31 января 1937 г. было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15.
После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22.09.1939 г. была принята на вооружение под названием Красной Армии 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. Вскоре, при освоении в войсках было обнаружено явление самопроизвольного задирания ствола на максимальный угол возвышения. Выяснилось, что по ряду причин червячная передача оказалась недостаточно самотормозящей. После доработки механизма вертикальной наводки задирания ствола прекратились.

Благодаря конструкции лафета, обеспечивающего угол возвышения до +65°, а также наличию широкой номенклатуры выстрелов с 13 переменными зарядами гаубица-пушка МЛ-20 представляет собой орудие с уникальными возможностями маневра огнем. Она обладает характерными для гаубиц навесными траекториями и высокими начальными скоростями снаряда, свойственными пушкам.
К гаубице-пушке МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: 152-мм выстрел с осколочно-фугасной пушечной гранатой ОФ-540; 152-мм выстрел с осколочно-фугасной стальной гаубичной гранатой ОФ-530; 152-мм выстрел с осколочной гаубичной гранатой сталистого чугуна О-530А; 152-мм выстрел с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-540; 152-мм выстрел с бетонобойным гаубичным снарядом Г-530. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой ОФ-540 весом 43,56 кг с начальной скоростью 655 м/с составляет 17230 м. При установке взрывателя на осколочное действие она наносит поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до 8 м. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника. При попадании в башню он срывал ее с погона. Бывали сражения, когда эти башни буквально летали в воздухе.
Конструкция подрессоренного лафета со сдвоенными колесами с резиновыми шинами и наличие также подрессоренного передка позволяли транспортировать орудие средним артиллерийским гусеничным трактором с относительно высокой скоростью до 25 км/ч. Время перевода орудия из походного положения в боевое и обратно составляло 8-10 минут.
Гаубица-пушка МЛ-20 производилась серийно (только на заводе №172) с 1937 г. по 1946 г. включительно. Она принимала непосредственно участие в течение всей войны и поступала на вооружение армейской артиллерии и артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Всего за десять лет было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20.

масса в боевом положении: 7270 кг;
масса в походном положении: 7930 кг;
калибр: 152 мм;
начальная скорость снярада: 655 м/с;
угол возвышения: от -2° до 60°;
угол горизонтального обстрела: 58°;
скорострельность: 3-4 выстр/мин;
дальность стрельбы: до 17230 м;

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector